какую роль в стихотворении окуджавы играет анафора часовые любви
ЕГЭ-2020. Литература. Проект. Задания + ответы.
ЕГЭ-2020. Литература.
Проект.
Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.
Г о р о д н и ч и й. А, Степан Ильич! Скажите, ради Бога: куда вы запропастились? На что это похоже?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Я был тут сейчас за воротами.
Г о р о д н и ч и й. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.
Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Держиморда поехал на пожарной трубе.
Г о р о д н и ч и й. А Прохоров пьян?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Пьян.
Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так допустили?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да Бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, – поехал туда для порядка, а возвратился пьян.
Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын… он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, Боже мой! я и
позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? – чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия… О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. (Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О Боже мой, Боже мой! Едем, Пётр Иванович! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа.
Г о р о д н и ч и й (бросая коробку). Коробка так коробка. Чёрт с ней! Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. Едем, едем, Пётр Иванович! (Уходит и возвращается.)
Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза 1 наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.
Все уходят.
(Н.В. Гоголь, «Ревизор»)
1 Гарниза (устаревшее, просторечное) – гарнизонные солдаты, команда гарнизона (с оттенком пренебрежительности)
ЗАДАНИЕ 1.
Укажите жанр пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».
ЗАДАНИЕ 2.
Назовите фамилию персонажа, вызвавшего переполох в городе N («Чиновник-то из Петербурга приехал»).
ЗАДАНИЕ 3.
Установите соответствие между образами чиновников, созданными Н.В. Гоголем, и связанными с ними произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
А) Ляпкин-Тяпкин Б) Башмачкин В) Иван Антонович кувшинное рыло | 1) «Мёртвые души» 2) «Ночь перед Рождеством» 3) «Ревизор» 4) «Шинель» |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЗАДАНИЕ 4.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В основе действия пьесы всегда лежит _________, требующий своего разрешения. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонации и пр., автор может использовать ___________, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках.
Выберите ОДНО из заданий 5.1 или 5.2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 5.1.
Что в приведённом фрагменте пьесы указывает на реальное положение дел в городе N?
ЗАДАНИЕ 5.2.
Как внутреннее состояние городничего, показанное в данном фрагменте, повлияет на дальнейший ход событий в пьесе?
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 6.
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы чиновничества. В чём схоже (или чем различается) изображение нравов чиновничества в этом произведении и в «Ревизоре» Н.В. Гоголя?
Прочитайте приведённое ниже произведение (фрагмент) и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.
Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви
по Петровке идут неизменно…
Часовым полагается смена.
О, великая вечная армия,
где не властны слова и рубли,
где все — рядовые: ведь маршалов нет у любви!
Пусть поход никогда ваш не кончится.
О, когда б только эти войска.
Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает
весна.
Часовые любви на Волхонке стоят.
Часовые любви на Неглинной не спят.
Часовые любви
по Арбату идут неизменно…
Часовым полагается смена.
(Б.Ш. Окуджава, 1958)
ЗАДАНИЕ 7.
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение Б.Ш. Окуджавы относится к такому роду литературы, как ______________, а его исторический роман «Путешествие дилетантов» относится к другому литературному роду, который обозначается термином ____________.
ЗАДАНИЕ 8.
Определите размер, которым написано данное произведение (см. первую строфу).
Выберите ОДНО из заданий 10.1 или 10.2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 10.1.
Как относится лирический герой стихотворения к «великой вечной армии» влюблённых?
ЗАДАНИЕ 10.2.
Какую роль в стихотворении Б.Ш. Окуджавы играет анафора?
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 11.
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом стихотворении Б.Ш. Окуджавы?
Часть 2.
Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1–12.4).
Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 12.1.
Какую роль в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» играют лирические отступления автора-повествователя?
ЗАДАНИЕ 12.2.
Кто из персонажей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
ЗАДАНИЕ 12.3.
Человек и природа как «вечная» тема в лирике С.А. Есенина.
ЗАДАНИЕ 12.4.
Страницы истории в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI веков. (На примере одного произведения)
ЕГЭ-2017: к чему готовиться?
Новая модель ЕГЭ по литературе вынесена на широкое обсуждение
Буквально на днях были подведены итоги ЕГЭ по литературе 2016 года, а разработчики и учителя уже собрались, чтобы обсудить новую модель экзамена. Но будущим выпускникам волноваться не о чем, заверяют разработчики, их нововведения не коснутся. Зато учащимся 9-х классов и их родителям стоит внимательнее присмотреться к возможным изменениям. Новая модель ЕГЭ по литературе может быть введена в 2018 году.
Учитель русского языка и литературы школы № 57, главный редактор журнала «Литература» Сергей Волков внимательно изучил предложенные изменения и оценил возможность открытого обсуждения в своей статье «ЕГЭ по литературе в ожидании новой модели», опубликованной на портале Гильдии словесников.
14 июня в Федеральном институте педагогических измерений состоялось расширенное заседание Научно-методического совета по литературе, на котором обсуждалась новая модель ЕГЭ по литературе. По итогам заседания решено модель доработать и представить на широкое обсуждение в августе.
Важно, что обсуждение будет идти весь учебный год, то есть выпускники 2017 года будут сдавать ЕГЭ по литературе в том же варианте, что и сейчас.
А вот закончившим в этом году 9 класс стоит присмотреться к новой модели пристальнее — вполне возможно, что именно она будет поджидать их на экзамене в 2018 году.
По словам разработчиков (их позицию представлял руководитель Федеральной комиссии Сергей Зинин, автор и нынешнего варианта ЕГЭ), изменения ни в коей мере не революционны. Новая модель более чем преемственна по отношению к старой. Какие же изменения предлагаются?
1. Исключены задания с кратким ответом. Как пояснили разработчики, никакой сложности для нынешних школьников эти задания не представляют, все теперь хорошо ориентируются в терминах, поэтому свой различающий смысл задания потеряли.
Кстати, литература — первый предмет, который предлагает отказаться не только от тестов с выбором ответа (это сделано давно), но и от тестов открытого типа (где ответ нужно давать одним словом или в виде последовательности цифр).
2. Увеличено число заданий по выбору ученика. Теперь он сможет выбирать не только тему «большого сочинения» (кстати, их вместо трех будет четыре), но и один из вариантов первого и третьего задания. Например, получив стихотворение Б. Окуджавы «Часовые любви на Смоленской стоят…», он может решить, на какой вопрос ему отвечать интереснее: «Каково отношение лирического героя стихотворения к “великой вечной армии” влюблённых?» или «Какую роль в стихотворении играет анафора?».
3. Упрощены сопоставительные задания. Если сейчас в одном из заданий ЕГЭ предложенный текст нужно сопоставить с двумя текстами (и тем самым показать свой читательский и филологический кругозор), то теперь предлагается вспомнить только один текст для сопоставления.
4. Увеличен объем сочинения в пятом задании — с 200 до 250 слов. В целом же ученик должен написать 4 мини-работы по 50 слов и сочинение в 250 слов, то есть как минимум 450 слов.
5. Уточнены критерии проверки. Как раз по новым критериям у экспертов и возникло больше всего вопросов (например, стоит ли вносить в критерии требование обязательного цитирования — как быть тогда с объемными эпическими произведениями?). И на заседании, и во время апробации к критериям было высказано много пожеланий — надо полагать, что к августу разработчики учтут часть предложений.
6. Усовершенствованы инструкции для сдающих экзамен.
Новая модель была апробирована в 60 школах разных регионов, пробный экзамен сдало 1000 человек (причем среди них были и те, кто не планирует сдавать ЕГЭ по литературе), проведено анкетирование учителей. Судя по результатам, представленным на заседании, большинство эту модель одобряет.
Какие вопросы наиболее часто возникают у тех, кто знакомится с новой моделью?
1. Вопрос нехватки времени.
30% сдававших пробный экзамен не уложились в отведенный срок.
Это достаточно большая цифра, чтобы задуматься о соотношении времени и объема заданий.
2. Несбалансированность критериев. Например, в части заданий критерии фактологической точности и логичности изложения перевешивают критерии содержательные, направленные на выявление понимания. Но так ли важно помнить точное имя героя или какую-то художественную деталь?
3. Один из критериев требует от сдающего экзамен не искажать«авторскую позицию (замысел)».
Но, во-первых, замысел и позиция — далеко не синонимы, во-вторых, по поводу авторской позиции практически в любом произведении идут бесконечные научные споры — а какую тогда точку зрения должен выражать ученик? И известна ли вообще кому-то доподлинно «авторская позиция» (а тем более замысел)?
4. Нечеткие и расплывчатые формулировки вопросов.
Например, прочтя фрагмент «Ревизора», ученик должен ответить на вопрос«Что в приведенном фрагменте указывает на реальное положение дел в городе?» Этот вопрос «что» — неясен. Достаточно ли будет написать в ответе на него — «слова такие-то и такие-то» — и перечислить эти слова?
5. Опасения вызывает и мигрирование экзаменационных тем к декабрьскому сочинению. Чем принципиально отличаются от тем декабрьских такие, например, формулировки из демоверсии ЕГЭ «Кто из персонажей романа Толстого «Война и мир» Вам наиболее интересен и почему?» или «Страницы истории в русской литературе»? Необходимо ли дублировать в ЕГЭ (профильном экзамене) декабрьское сочинение (метапредметный экзамен для всех)? Разница критериев проверки не делает тут погоды. Представитель МГУ даже призвал ввести в ЕГЭ специальные задания повышенной сложности по выбору для будущих филологов, которые могут не выполнять, скажем, будущие дизайнеры или актеры — чтобы первых нагрузить, а ко вторым не приставать с ненужным.
На заседании было высказано даже опасение, что планка экзамена снижается и что сдать его можно, не прочитав школьную программу (или познакомившись с ней по кратким пересказам). Разработчики не согласились с этим, хотя тот же Сергей Зинин рассказал историю о какой-то стобалльнице ЕГЭ, которая, выступая перед идущими на апробацию ребятами, призналась, что готовилась к ЕГЭ по кратким пересказам…
На это присутствовавший на заседании писатель Михаил Веллер заметил, что книжки не читают даже литературные критики — причем те книжки, на которые они пишут рецензии. Так что «что школьники прочтут, то и слава Богу». Также он признался в том, что ему всегда с трудом давался анализ лирики и если бы его сейчас попросили проанализировать «Часовых любви», то он встал бы в тупик. «Я могу передать впечатление, поделиться чувством, могу это стихотворение прочесть вслух. Но анализировать… Это все равно что принуждать искать аналитические слова про музыку». Горячо выступил писатель и за чтение в школе современной литературы: «Когда-то «Звездный билет» Аксенова читала вся страна.
И сегодня есть дюжина писателей, которые пользуются спросом, пишут о здесь и сейчас на нормальном, понятном языке — их надо читать в школе параллельно с классикой…
А как читать сегодняшнему школьнику Достоевского, я не понимаю. Я сам стал читать его в 25 лет — удовольствия не получил. Чудовищно неряшлив в языке и депрессивен. Для его чтения нужна устойчивая нервная система. Поэтому в школе можно ограничиться лекцией по Достоевскому, где набросать канву — идейную, философскую, художественную — и дальше оставить школьнику на будущее». Заключил свое выступление Михаил Веллер словами о губительности«всеобщей диспетчеризации учебного процесса» (а ЕГЭ — один из элементов такой «диспетчеризации») и призвал ставить на экзамене вопросы так, «чтоб включалась голова».
«Все, что работает против живой мысли и интереса, плохо для литературы».
Выступление (да и само приглашение на встречу) Веллера было довольно неожиданным для такого собрания — может быть, именно поэтому речь его была встречена молчанием и не вызвала ни одного вопроса. Экспертов больше интересовала конкретика демоверсии, чем рассуждения о кризисе цивилизации и гуманитарного образования. Что отчасти жаль, ибо важные слова о необходимости «живого дела» как-то забываются, когда мы попадаем в логику ЕГЭ. Там все больше клеточки бланков, баллы критериев, рамки металлоискателей, ожидание апелляций…
Как бы то ни было, сама открытость обсуждения не может не радовать. За это спасибо и разработчикам, и ФИПИ в целом. Решиться на такое обсуждение непросто — ведь негативная реакция на все новое предсказуема, и не всегда она бывает конструктивной. Радует и непоспешность движения — все-таки на осмысление предложенного есть целый год. Важно теперь поучаствовать в интернет-обсуждении, которое, напомним, начнется в августе.
Сергей Волков
Текст: Наталья Лебедева/РГ
РУСТЬЮТОРС
Перспективная модель ЕГЭ по литературе 2022
Содержание:
Проект ЕГЭ по литературе 2022 (демоверсия) не будет использоваться в 2021 году.
Решение о включении в КИМ ЕГЭ по учебному предмету заданий из перспективной модели будет приниматься после общественно-профессионального обсуждения и апробации. Обновление экзаменационных моделей ЕГЭ планируется проводить поэтапно, на протяжении нескольких лет, начиная с 2022 года. (ФИПИ)
↑ Часть 1.
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–4, 5.1 или 5.2 (на выбор) и задание 6.
Г о р о д н и ч и й. А, Степан Ильич! Скажите, ради Бога: куда вы запропастились? На что это похоже?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Я был тут сейчас за воротами.
Г о р о д н и ч и й. Ну, слушайте же, Степан Ильич! Чиновник-то из Петербурга приехал. Как вы там распорядились?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да так, как вы приказывали. Квартального Пуговицына я послал с десятскими подчищать тротуар.
Г о р о д н и ч и й. А Держиморда где?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Держиморда поехал на пожарной трубе.
Г о р о д н и ч и й. А Прохоров пьян?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Пьян.
Г о р о д н и ч и й. Как же вы это так допустили?
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Да Бог его знает. Вчерашнего дня случилась за городом драка, – поехал туда для порядка, а возвратился пьян.
Г о р о д н и ч и й. Послушайте ж, вы сделайте вот что: квартальный Пуговицын. он высокого роста, так пусть стоит для благоустройства на мосту. Да разметать наскоро старый забор, что возле сапожника, и поставить соломенную веху, чтоб было похоже на планировку. Оно чем больше ломки, тем больше означает деятельности градоправителя. Ах, Боже мой! я и
позабыл, что возле того забора навалено на сорок телег всякого сору. Что это за скверный город! только где-нибудь поставь какой-нибудь памятник или просто забор – чёрт их знает откудова и нанесут всякой дряни! (Вздыхает.) Да если приезжий чиновник будет спрашивать службу: довольны ли? – чтобы говорили: «Всем довольны, ваше благородие»; а который будет недоволен, то ему после дам такого неудовольствия. О, ох, хо, хо, х! грешен, во многом грешен. (Берет вместо шляпы футляр.) Дай только, Боже, чтобы сошло с рук поскорее, а там-то я поставлю уж такую свечу, какой ещё никто не ставил: на каждую бестию купца наложу доставить по три пуда воску. О Боже мой, Боже мой! Едем, Пётр Иванович! (Вместо шляпы хочет надеть бумажный футляр.)
Ч а с т н ы й п р и с т а в. Антон Антонович, это коробка, а не шляпа.
Г о р о д н и ч и й (бросая коробку). Коробка так коробка. Чёрт с ней! Да если
спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась. Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому. Едем, едем, Пётр Иванович! (Уходит и возвращается.)
Да не выпускать солдат на улицу безо всего: эта дрянная гарниза 1 наденет только сверх рубашки мундир, а внизу ничего нет.
Все уходят.
(Н.В. Гоголь, «Ревизор»)
1 Гарниза (устаревшее, просторечное) – гарнизонные солдаты, команда гарнизона (с оттенком пренебрежительности)
ЗАДАНИЕ 1.
Укажите жанр пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».
ЗАДАНИЕ 2.
Назовите фамилию персонажа, вызвавшего переполох в городе N («Чиновник-то из Петербурга приехал»).
ЗАДАНИЕ 3.
Установите соответствие между образами чиновников, созданными Н.В.Гоголем, и связанными с ними произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОБРАЗЫ ЧИНОВНИКОВ ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
А) Ляпкин-Тяпкин Б) Башмачкин В) Иван Антонович кувшинное рыло | 1) «Мёртвые души» 2) «Ночь перед Рождеством» 3) «Ревизор» 4) «Шинель» |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ЗАДАНИЕ 4.
Заполните пропуски в следующем тексте. В ответе запишите два термина в порядке их следования в тексте без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В основе действия пьесы всегда лежит _________, требующий своего разрешения. Чтобы сообщить о месте и времени действия, психологическом состоянии героев, их жестах, интонации и пр., автор может использовать ___________, то есть сопроводительные замечания к тексту пьесы, дающиеся, как правило, в скобках.
Выберите ОДНО из заданий 5.1 или 5.2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 5.1.
Что в приведённом фрагменте пьесы указывает на реальное положение дел в городе N?
ЗАДАНИЕ 5.2.
Как внутреннее состояние городничего, показанное в данном фрагменте, повлияет на дальнейший ход событий в пьесе?
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ
оценивается 0 баллов).
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 6.
Назовите произведение отечественной литературы (с указанием автора), в котором показаны нравы чиновничества. В чём схоже (или чем различается) изображение нравов чиновничества в этом произведении и в «Ревизоре» Н.В. Гоголя?
Прочитайте приведённое ниже произведение (фрагмент) и выполните задания 7–9, 10.1 или 10.2 (на выбор) и задание 11.
Часовые любви на Смоленской стоят.
Часовые любви у Никитских не спят.
Часовые любви
по Петровке идут неизменно.
Часовым полагается смена.
О, великая вечная армия,
где не властны слова и рубли,
где все — рядовые: ведь маршалов нет у любви!
Пусть поход никогда ваш не кончится.
О, когда б только эти войска.
Сквозь зимы и вьюги к Москве подступает
весна.
Часовые любви на Волхонке стоят.
Часовые любви на Неглинной не спят.
Часовые любви
по Арбату идут неизменно.
Часовым полагается смена.
(Б.Ш. Окуджава, 1958)
ЗАДАНИЕ 7.
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Стихотворение Б.Ш. Окуджавы относится к такому роду литературы, как ______________, а его исторический роман «Путешествие дилетантов» относится к другому литературному роду, который обозначается термином ____________.
ЗАДАНИЕ 8.
Определите размер, которым написано данное произведение (см. первую строфу).
ЗАДАНИЕ 9.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных Б.Ш.Окуджавой в данном произведении.
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) эпитет
2) неологизм
3) оксюморон
4) инверсия
5) метафора
Выберите ОДНО из заданий 10.1 или 10.2.
Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ оценивается 0 баллов).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 10.1.
Как относится лирический герой стихотворения к «великой вечной армии» влюблённых?
ЗАДАНИЕ 10.2.
Какую роль в стихотворении Б.Ш. Окуджавы играет анафора?
Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме не менее 50 слов (если объём менее 40 слов, то ответ
оценивается 0 баллов).
Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 11.
Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), которое посвящено теме любви. В чём сходно (или различно) звучание темы любви в этом произведении и в приведённом стихотворении Б.Ш. Окуджавы?
↑ Часть 2.
Выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1–12.4).
Напишите сочинение объёмом не меньше 250 слов (при объёме меньше 200 слов за сочинение выставляется 0 баллов).
Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.
Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).
Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).
Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение аккуратно и разборчиво.
ЗАДАНИЕ 12.1.
Какую роль в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» играют лирические отступления автора-повествователя?
ЗАДАНИЕ 12.2.
Кто из персонажей поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» Вам наиболее интересен и почему? (С опорой на анализ произведения)
ЗАДАНИЕ 12.3.
Человек и природа как «вечная» тема в лирике С.А.Есенина.
ЗАДАНИЕ 12.4.
Страницы истории в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI веков. (На примере одного произведения)