какую роль в стихотворении м ю лермонтова играет сопоставление лирического героя с нищим
Анализ стихотворения «Нищий» (М.Ю. Лермонтов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.11.2019 · Обновлено 08.11.2019
Многие писатели и поэты в своих произведениях затрагивали тему любви. Михаил Юрьевич Лермонтов не стал исключением. «Нищий» – полное тоски послание, грустная любовная лирика. В нем автор пишет об обмане, о не разделенных чувствах и о жестокости.
Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нищий» по плану. Прочувствуете строки автора вместе с ним.
История создания
История написания стихотворения «Нищий» содержит в себе интересные факты о произведении и авторе:
Жанр, направление, размер
Жанр произведения М.Ю. Лермонтова «Нищий» – лирическое стихотворение. Стоит заметить, что в нем присутствуют элементы элегии, так как в нем есть мотивы несчастной любви, разочарования и одиночества.
Направление творчества М.Ю. Лермонтова — роматизм. Лирический герой страдает от безответной любви и одиночества, он — бродяга, презираемый обществом.
Размер стихотворения – четырехстопный ямб. Это двусложный стихотворный размер, в отличие от хорея в нем ударение приходится на второй слог. Писатель также пользуется простой перекрестной рифмой.
Композиция
Стихотворение «Нищий» состоит из трех строф.
Можно сказать, что стихотворение делится на две логические части: метафора и ее обнажение, в котором говорится о переживаниях лирического героя.
Образы и символы
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» содержит некоторые символы и образы. В самом начале возникает образ «святой обители». Легко догадаться, особенно учитывая историю создания этого стихотворения, что автор имеет в виду под церковью. Однако если вспомнить о последней строфе, которая превращает первые две в метафору, то можно предположить, что святая обитель – это любовь. Лирический герой не может попасть туда, она скрыта от него холодными чувствами возлюбленной. Он не находит радости рядом с ней, она излучает лишь обман.
Сам образ нищего возникает и в других стихотворениях автора, например в «Пророке». В обоих произведениях лирический герой оказывается на месте этого нищего. Это человек одинокий и непонятый, презираемый толпой или дамой сердца. Его не столько обделяют деньгами, сколько чувствами, сопереживанием. Частое использование этого образа автором можно объяснить его любовью к Байрону, ведь байронический герой – изгнанник и одиночка.
Есть в стихотворении «Нищий» и религиозная символика. Камень, который подают нищему вместо хлеба, отсылает читателя к строкам одиннадцатой главы Евангелие от Луки. В них говорится о том, что никакой отец не подаст сыну камень вместо хлеба, змею вместо рыбы, скорпиона вместо яйца. Речь идет о божественном милосердии. Однако в стихотворении этого милосердия нет, и камень становится символом обмана и предательства.
Темы и проблемы
Тематика стихотворения «Нищий» может быть раскрыта шире, если Вы напишите Многомудрому Литрекону в комментариях, чего не хватает в этом разделе?
Основная идея
Смысл стихотворения Лермонтова «Нищий» не сложно понять. Для самого писателя это была возможность выплеснуть свои переживания, свою печаль. При помощи метафоры он придает чувствам глубину. Любовь показана не просто светлым приятным забвением и удовольствием, а жизненной необходимостью. Она как кислород, к которому перекрыли доступ.
Люди могут быть жестоки, чувства могут быть болезненными. Автор сталкивался со всем этим, теперь он передает свои знания читателю. Обман в любви — такое же святотатство, как камень, брошенный нищему. Беднякам покровительствует Бог, и любой обиженный становится ближе к Небесному покровителю, чем обидчик. Поэтому хоть люди и возлюбленная отворачиваются от молящего и смеются над его слабостью, правда на его стороне. Такова главная мысль стихотворения «Нищий».
Средства выразительности
Чтобы придать стихотворению «Нищий» красок и выразительности, М.Ю. Лермонтов использует тропы. Например, текст богат эпитетами: «святая обитель», «бедняк иссохший», «живая мука», «слезы горькие».
Поэт начинает вторую строфу с инверсии. Также все стихотворение является воплощением одного из наиболее распространенных средств выразительности – метафоры. Ну а завершает все риторическое восклицание, еще больше усиливающее эффект от прочтения.
Для чего Лермонтов использует образ нищего? Какие еще поэты обращались к теме обманутой любви? (ЕГЭ по литературе)
15. Сопоставление лирического героя с нищим делает стихотворение более объемным, глубоким.
Лирический герой чувствует себя похожим на нищего: он всей душой жаждет любви, вымаливает ее, но все тщетно: девушка смеется над героем, дразня его своими ложными чувствами.
Герой стихотворений чувствует себя жертвой жестокой шутки, человеком, который оказался обманут в своих «лучших чувствах».
Таким образом, с помощью двухчастной композиции Лермонтов передает чувства героя, показывает весь ужас положения, в которое он попал, и ценность искренних чувств.
16. Многие русские поэты обращались в своих произведениях к теме обманутой любви, пытаясь отразить в своих стихотворениях весь богатый спектр человеческих чувств, которые испытывают при неразделенной любви.
Так, данная тема нашла отражение в стихотворении М.И. Цветаевой «От лихой любовной думки…». Как и Лермонтов, она описывает чувства героини к «злодею-прельстителю», от влечения к которому она пытается избавиться, понимая, что ее любимый играет с ней. Но в отличие от лирического героя Лермонтова, который чувствует себя «обманутым навек», героиня этого стихотворения воспринимает любовную неудачу в бытовом ключе, как «лихую любовную думку», и надеется забыть о ней «на чужбине».
Еще одним стихотворением, затрагивающим эту тему, можно назвать «Балладу» Н.С.Гумилева. Лирические герои обоих стихотворений чувствуют отчаяние от невозможности обладать своей возлюбленной, для них это знаменует конец мира, незаживающую рану, которая повлияет на всю их дальнейшую жизнь. Правда, лирический герой Лермонтова страдает без любви, чувствуя себя нищим, вымаливающим жизненно необходимое, и неудача еще сильнее усугубляет это чувство, в то время как у Гумилева герой чувствует себя всемогущим и бессмертным, счастливо скитаясь и наслаждаясь «порывами могучих коней и игрой золотого кольца». Любовь отнимает у него все это и заставляет страдать.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Стихотворение «Нищий» Лермонтова М. Ю. — полный анализ
Стихотворение М. Ю. Лермонтова “Нищий” изучается на уроках литературы в 9 классе. Полный и краткий анализ “Нищий” по плану вы найдёте в нашей статье. Эти знания помогут подготовится к уроку, сделать более глубокий анализ стихотворения, познакомится с идеей, историей создания произведения.
Полный текст стихотворения «Нищий» Лермонтов М. Ю.
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Краткий анализ стиха «Нищий» Лермонтов М. Ю.
Вариант 1
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий» было написано в 1830 году. Оно было посвящено Екатерине Сушковой, в которую поэт был безнадежно влюблен. В произведении поднимается характерная для лирики Лермонтова тема безответной любви. Стихотворение построено на сравнении. Сопоставив третью строфу с первыми двумя, мы увидим параллель между лирическим героем, молящем об ответе на свои чувства, и человеком, страдающим от «глада» и «жажды».
Как бессердечные люди положили в руку просящего камень, так и равнодушная возлюбленная смеялась над своим обожателем: «Куска лишь хлеба он просил…», «Так я молил твоей любви…» Открытая душа молодого человека сравнима с протянутой рукой нищего. Так, любовь приносит герою лишь разочарование и страдание: «…Чувства лучшие мои//Обмануты навек тобою!» Размер стихотворения – четырехстопный ямб, придающий повествованию мелодичность, передающую читателю всю глубину эмоций.
Лексика высокого стиля позволяет понять важность мысли, которую несет нам поэт: «глада», «врат», «взор». В произведении используется много эпитетов: «иссохший», «живой», «горькими», оживляющими образы героев. Строки стихотворения выражают всю безысходность и тоску лирического героя, раскрывая читателю значение и ценность истинного чувства.
Вариант 2
Раннее стихотворение «Нищий» было написано М. Лермонтовым 17 августа 1830 года. Оно относится к любовной лирике и входит в так называемый «сушковский» цикл. 16-летний поэт написал его под влиянием сильного чувства к 18-летней красавице Екатерине Сушковой. Первая любовь оказалась неразделенной, принеся юноше вместо радости боль и страдания. Именно поэтому стихотворение проникнуто пронзительным чувством одиночества и неверием во взаимопонимание между людьми.
Произведение, созданное в романтических традициях байроновского творчества и посвященное теме неразделенной любви, является биографичным. Поразительное по глубине стихотворение было создано после поездки Лермонтова в Троице-Сергиеву лавру летом 1830 года. Он побывал там с бабушкой и семьями друзей, среди которых была и семья Сушковых.
В лавре юношу до глубины души потряс рассказ слепого нищего, пожаловавшегося на бессердечную шутку молодежи, положившей в его чашку вместо подаяния горсть камешков. Этот эпизод поэт, увидевший в нем своеобразную аналогию своих отношений с Сушковой, положил в основу стихотворения, используя его как символ человеческой безучастности и душевной глухоты. При жизни поэта оно не публиковалось, впервые же было напечатано в 1844 году в журнале «Библиотека для чтения».
Название стихотворения отражает его тему: лирический герой подобен нищему в своей просьбе, и так же, как и нищий, оставлен без всего. Стихотворение строится на развернутом сравнении: поэт проводит параллель между двумя случаями человеческого равнодушия.
Композиция стихотворения, включающего три строфы-четверостишия, состоит из двух неравных частей. Первая часть (два первых четверостишия) имеет сюжетную линию, посвященную описанию случая с нищим. Поэт создает яркий центральный образ нищего с помощью эпитетов: просящий, иссохшийся, едва живой от голода и муки.
Лермонтов включает в повествование евангельский мотив (часть Нагорной проповеди Иисуса Христа, в которой он приводит пример о сыне, просящем хлеба) и помещает действие к воротам «обители святой». Просящая рука ассоциируется со светлым простодушием, а камень символизирует обман.
Вторую часть стихотворения составляет заключительное четверостишие. Эпилог выражен образной развернутой метафорой. Душа лирического героя сравнивается с просящей рукой. Молящий о взаимности лирический герой сравнивается с нищим: ему так же жизненно необходима любовь, как просящему человеку – кусок хлеба.
В ответ герой получает лишь насмешку, и он, как и нищий, которому сунули в руку камень, полон горечи и разочарования. Повтор частицы «так» и восклицательная интонация усиливают обличительный пафос второй части стихотворения: «Так чувства лучшие мои// Обмануты навек тобою!».
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, неторопливым размером, придающим особую мелодичность произведению и раскрывающим всю глубину чувств героя. Лермонтов использовал для написания перекрестную рифмовку и «высокую» лексику (врат, взор, глада).
Полные боли строки стихотворения не только отражают разочарование и тоску героя, но и раскрывают ценность настоящего, искреннего чувства.
Стихотворение М. Ю. Лермонтов «Нищий» — анализ по плану
Вариант 1
История создания
Стихотворение «Нищий», написанное в 1830 году, относится к ранней лирике Лермонтова, когда в его творчестве преобладали романтические тенденции и связанные с ними мотивы тоски, одиночества, разочарования в мире и окружающих людях. Но это не было только данью литературной моде на романтизм, во многом подобные настроения отражали реальные обстоятельства жизни юного поэта.
Особенно это проявилось в лирике любви и дружбы: ее биографичность зачастую становилась причиной того, что автор не стремился публиковать такие произведения даже много лет спустя. Все это относится и к стихотворению «Нищий»: оно, как и многие другие произведения поэта, не было опубликовано им при жизни — ни как отдельное стихотворение, ни в составе собраний. Впервые оно было напечатано лишь после смерти поэта — в 1844 году в «Библиотеке для чтения».
История, положенная в основу сюжета этого произведения, известна по воспоминаниям Е.А. Сушковой — адресата этого и ряда других любовных стихотворений Лермонтова раннего периода. Знакомство поэта с этой девушкой состоялось летом 1830 года, когда большая молодежная компания стала вместе выезжать в подмосковное имение Середннково, которое принадлежало Дмитрию Алексеевичу Столыпину, покойному брату бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.
Соседями Столыпиных по имению были Сушковы, а дочь хозяина этого имения Екатерина дружила с родственницей Лермонтова Александрой Верещагиной, которая также проводила лето в Середнико-ве. Девушка двумя годами старше Лермонтова, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая на великосветских балах в Петербурге, Сушкова была очень красива: тонкое одухотворенное лицо, великолепная коса, дважды обвивавшая голову, и огромные миндалевидные черные глаза.
Сушкова много лет спустя вспоминала о том, как они вместе с Верещагиной, молодым Лермонтовым и его бабушкой 14–17 августа 1830 года пошли в прославленные русские монастыри, находящиеся неподалеку от их имения: Троице-Сергиеву лавру и Воскресенский монастырь.
В лавре на паперти к ним подошел слепой старик нищий со своей деревянной чашечкой. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «шалунов — молодых господ», которые как-то на днях жестоко обидели его, насыпав полную чашечку камешков. Рассказ старика потряс Лермонтова, который увидел в нем своеобразную аналогию своих отношений с Суш-ковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и тут же почти без помарок написал стихотворение, названное «Нищий».
Жанр и композиция
В отличие от многих стихотворений Лермонтова, относящихся к любовной лирике, «Нищий» не является посланием, и адресат его для читателя остается неясным. Это позволяет автору, несмотря на явное следование реальному жизненному эпизоду в сюжете стихотворения, добиться высокого уровня обобщения; он говорит не только о конкретной женщине и конкретной ситуации, а выражает через проводимое сопоставление чувство разочарования и тоски, связанное с непониманием и обманом в любви.
Соответственно этому стихотворение строится как развернутое сравнение. Главный композиционный прием — антитеза. Первые два четверостишия посвящены изображению той ситуации, которая происходит «у врат обители святой». Заключительная, третья строфа выражает глубоко личные переживания лирического героя, которые в сопоставлении с предшествующим сюжетным рассказом вырастают до значения символа коварности и обмана в любви.
Основные темы и идеи
Как и во многих стихотворениях Лермонтова о любви, в «Нищем» показано не светлое, гармоничное чувство, а полное страданий и обид, непонимания и коварства. Для юного романтика весь мир предстает как враждебное окружение, в котором он чувствует себя бесконечно одиноким.
Стремление к универсализации этих тем и мотивов выражается здесь в том, что поэт соотносит вполне определенную историю своих отношений с конкретной женщиной с евангельским текстом. Не случайно действие первой части стихотворения разворачивается «у врат обители святой».
Сама ситуация насмешки над нищим отсылает читателя к фрагменту из Евангелия от Матфея, где Христос проповедует о необходимости добра и милосердия — «всякий просящий получает». Он показывает эту важнейшую нравственную категорию на ярком примере: «Есть ли между вами человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень?» Ситуация из стихотворения Лермонтова служит прямым ответом на этот вопрос:
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Это для поэта является убедительным свидетельством того, что мир несовершенен, в нем забыто все самое святое, а потому и любовь из светлого, высокого чувства, соединяющего близкие души, превращается в обман, несущий только разобщение, боль и страдания. Такие идеи были в целом характерны для лермонтовской любовной лирики, причем не только для ранней. Так, в стихотворении, написанном незадолго до смерти, поэт признается:
Они любили друг друга так долго и нежно,
С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!
Но, как враги, избегали признанья и встречи,
И были пусты и хладны их краткие речи.
Мир настолько жесток, что даже после смерти этим влюбленным не дано соединиться — «в мире новом друг друга они не узнали». Может быть, этот мотив оказывается настолько устойчивым в любовной лирике Лермонтова, потому что и в жизни ему довелось не раз испытать разочарование и разрыв с возлюбленной, не способной понять его. И тогда несбывшиеся надежды вызывали негодующие, горькие слова, которыми в стихах поэт обвинял коварных возлюбленных:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Чувства, связанные с Сушковой, вскоре прошли. Всего через четыре года Лермонтов писал: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой зацепляются за все встречное. Теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… но не знаю, в ее манерах, в ее голосе есть что-то такое резкое, издерганное, надтреснутое, что отталкивает; стараясь ей нравиться, находишь удовольствие компрометировать ее, видеть ее запутавшейся в собственных сетях».
Это признание звучит жестоко, но ведь, по мнению поэта, таков весь мир. Недаром своего «героя времени» он наделяет сходными чертами. В одной из сюжетных линий романа «Герой нашего времени» эта давняя история любви нашла свой отклик: любовная игра Печорина с капризной Мери чуть’ было не обернулась трагедией как для него самого, так и для девушки.
Художественные особенности
В небольшом лирическом стихотворении юного поэта поражает сила и яркость образов, созданных с подлинным мастерством. Первая часть насыщена эпитетами, которые создают не просто образ нищего, а почти евангельскую картину («у врат обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «и взор являл живую муку»).
Интонация этой части чуть замедленная, четырехстопный ямб хорошо передает состояние сосредоточенности и внимания. В последней части после резкого перехода, обозначенного дважды повторенным словом «так», звучат гнев и обида, которые выражены как насыщенная пафосом обвинительная речь.
Значение произведении
Стихотворение «Нищий» благодаря ярким, запоминающимся образам даже в ряду прекрасных стихотворений о любви, написанных Лермонтовым в зрелый период, приковывало внимание читателей и критиков. С такой же силой обличения коварной возлюбленной звучат и некоторые стихи других поэтов, например Маяковского. Ведь как бы ни относиться к любви, трудно отрицать, что порой она приносит человеку много разочарований и обид.
Вариант 2
У меня два любимых стихотворения: “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека” Блока и “Нищий” Лермонтова. Это небольшое стихотворение о слепом нищем, стоящем на паперти и просящим хлеба. Но вместо этого кто-то из людей дал ему камень. Произведение создано на реальной основе. Е. А. Сушкова (1812–1868) современница Лермонтова вспоминала, что летом 1830 г. они с группой молодых людей, в том числе и Лермонтов, были в Лавре.
На паперти они встретили слепого нищего. Они стали бросать ему в чашку монеты. Услышав их звон, старик обрадовался, поблагодарил, а заодно и рассказал, как над ним подшутили «намедни молодые господа», наложив ему «полную чашку камешков».
Лермонтов был потрясён этой историей и по возвращении домой передал Сушковой вновь рождённые стихи. Надо сказать, что в ту пору он был влюблён, но молодая девушка только смеялась над ним. Довольно интересно продолжение этой истории. Одними из не самых лучших черт характера поэта были его злопамятность и мстительность. Спустя 5 лет судьба вновь свела вместе молодых людей.
Чувства, которые являются главной темой и мотивом лирики Лермонтова, к тому времени уже значительно поугасли, но, тем не менее, он, притворяясь страстно влюблённым, стал вновь ухаживать за ней, пока бедняжка не влюбилась в него, причём сильно. И тогда он бросил её, объявил всем, что она ему безразлична, и вообще смешна. Унижение красавицы было прилюдным. Такова была месть той, из-за которой он страдал и унижался пять лет назад.
Главная тема стихотворения
Это безответное чувство. «Нищий» написан шестнадцатилетним поэтом в 1830 г. во время так называемого «сушковского» периода творчества, когда поэт был страстно и безответно влюблен в Е. Сушкову. Шестнадцать коротеньких строк строятся на сравнении. При сопоставлении строф третьей прослеживается связь влюблённый, молящий о взаимности и голодный, просящий хлеба и,получающий вместо него камень, возлюбленная смеющаяся над влюблённым.
Структура
Эмоциональные переживания героя передаются четырёхстопным ямбом. В композиции две части. Первая говорит о случае с нищим. Несколькими точными словами создаётся яркий его образ. Вторая часть последние четыре строки. Тут читатель видит яркую метафору, когда просящая рука ассоциируется с душой влюблённого, а образ нищего с мольбой о взаимности. Влюблённому любовь, как голодному хлеб. В реальности же, влюблённому достаётся насмешка, а нищему камень. Душа его в разочаровании.
Произведение написано в стиле байроновского романтизма, с его темой неразделённой любви. В строках читается вся безысходность влюблённого, раскрывается значение истинного чувства. «Нищий» произведение, воплотившее в себе основу русской поэзии, способной увидеть человеческие страдания людей ипризывать к милосердию.
Вариант 3
Любовная лирика – самое распространённое явление в поэзии, особенно в эпоху романтизма. Получить признание на этом поприще авторам было непросто уже во времена античности. Лишь действительно талантливые творцы добивались успеха. Примером может послужить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий», которое отличается от других стихотворений о романтическом чувстве богатым подтекстом, глубиной философского размышления, лаконичностью изложения и композиционной стройностью.
История создания
М.Ю. Лермонтов в 1830 году отправился в паломничество в Троице-Сергиевскую лавру. Там он встретил незрячего нищего, просящего милостыню. Современники вспоминают, что, получив подаяние, старик обрадовался звону монет и рассказал о злой шутке. Однажды молодые люди просили в его чашечку для пожертвований камни.
В это время молодой поэт знакомится с Е.А. Сушковой. Он влюбляется в девушку, но строптивая красавица жестоко отвергает чувства юноши, назвав его младенцем. Стоит сказать, что Лермонтов был на два года младше девушки, которой посвящено стихотворение. Это разочарование стало импульсом для создания множества стихов, посвященных холодному сердцу возлюбленной. Среди этих сочинений — «Нищий».
Жанр и размер
Для поэзии романтизма важны жанровые особенности произведений. Им не была свойственна твёрдость формы, как для жанров эпохи Возрождения. Дифференциация опиралась, в первую очередь, на содержание текстов, но были также свои интонационные и технические нюансы.
Рассматриваемое стихотворение напоминает собой элегию. Об этом говорит размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями. Так достигается эффект разговорной речи с интонациями печали. Соответствует этому жанру и образ нищего, обманутого, несчастного и немощного, ведь элегия переводится с греческого как «жалоба». Созвучен бедняку образ лирического героя, чьи чувства были жестоко отвергнуты.
Прослеживаются в стихотворении черты притчи. На это указывает назидательность, а также изложение основной идеи через краткую историю.
Лермонтова всегда волновали темы, связанные с моральными качествами человека.
Обман представлен в двух ситуациях: с одной стороны, бедняку насыпали в чашку камни, с другой – девушка смеётся над любовью молодого человека. Важно обратить внимание на то, что поэт немного изменяет реальную историю нищего: не в миску, а в руку ему положили камень. Это придаёт ещё больший драматизм стихотворению и делает обман более жестоким.
Любовь для Лермонтова в контексте этого стихотворения не приравнивается к некой жизненной потребности. Но лирический герой, обнаживший свои чувства, похож на просящего милостыню. Их общая черта – абсолютная открытость перед другим человеком, уязвимость.
Бродяжничество представлено как полное повиновение судьбе, отказ от гордости и каких-либо претензий. В глазах нищего – «живая мука». Он не ропщет и не жалуется – грех обижать такого человека.
В тексте звучат параллельно две линии: нищий, получивший вопреки ожиданиям камень, и юноша, чувства которого молодая особа осмеяла. Данный способ выстраивания композиции позволяет автору наиболее ярко выразить главную идею стихотворения. Поэт выступает как красноречивый проповедник: через осуждение шутки над бедняком Лермонтов выступает против надменности барышень, тоскующих в своих салонах.
Они знают о любви по зарубежным романам, задумываются лишь о своём внешнем облике, но духовно молодые женщины пусты. Они развлекаются, играя с чувствами людей, и остаются при этом холодными и безжалостными. Стоит оговориться: этим текстом автор призывает читателей к милосердию, но едва ли Лермонтов выступает за подмену любви жалостью. Главная цель – указать на бессердечное высокомерие молодых дам.
Художественные средства
Лермонтов написал стихотворение «Нищий» в возрасте 16 лет, но к этому времени он был достаточно образованным и начитанным молодым человеком. В произведении прослеживаются литературные ассоциации. Например, мотив осуждения бездушия молодых дам звучит в балладе Шиллера «Перчатка», перевод которой юный автор выполнил за год до написания «Нищего». Характер проповеди в христианской культуре не может не вызвать воспоминаний о Библии.
Для создания поэтических образов М.Ю. Лермонтов использует различные художественные средства. Для большей выразительности портрета нищего поэт использует эпитеты «иссохший, чуть живой», в его взгляде «живая мука». Относительно страдания лирического героя автор использует устойчивое выражение «горькие слёзы», часто используемое в лирике романтизма.
Основной приём этого стихотворения – параллелизм (обманутый нищий – отвергнутый влюблённый), на нём построено произведение.
Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Нищий»
Вариант 1
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий» повествует читателя, о проблеме отвергнутых чувств и любви. После неоднократного прочтения произведения в нашей голове возникает мыслительный образ, основанной на содержание стиха. В нем мы можем различить смешанные чувства, которые автор вкладывал в свое творение. И самое выделяющее из них это чувство злости и досады, продиктованное в адрес, неуказанного обидчика.
И тема обиды является основной в данном стихотворение, и можно предположить, что писатель развивает ее на основе своих собственных переживаний, как и многие поэты. Основной смысл, в стихотворение, Лермонтов расположил буквально на поверхности, и эта выраженная прямота, говорит нам, что поэт в расторгнутом состоянии прямо выплеснул накипевшее внутри. Но особенности шедевра можно распознать только при подробном анализе.
В целом стихотворение произвело на меня достаточно хорошее впечатление, и это благодаря его основной теме, которую, раскрыл наш любимый поэт. Лермонтов, в добавок ко всему словно сочувствует всем, кто испытывал такое жизненное положение, и это несомненно заслуживает похвалы. Но не только проблема, поставленная автором, отличает стихотворение, а особая мысленная композиция, используемая в этих четверостишиях.
В этом можно легко убедиться, рассмотрев сюжет, в нем автор использует, что-то подобие аналогии. Ведь в первой части мы видим жалкую картину, нищего, стоящего возле церкви или храма, с протянутой рукой. Данный эпизод, описан очень эмоционально, представляя себе эту картину, мы проникаем жалостью и состраданием к бедняге. К тому же, этот эффект усиливается, благодаря наличию образа святого места.
Но возлюбленная обманывала героя, возможно, она просто притворялась, играла на чувствах, или так же пошутила, подкинув ему в душу камень. И он, стал обманут как тот бездомный, безжалостно и как-то нечеловечески. Такого рода, двойная структура стихотворения, создает понятным всем, пример и в то же время дает сравнить и измерить обиду обманутых чувств.
Завершая нашу работу, даже не хочется расставаться с произведение Михаила Лермонтова, настолько оно образное, понятное и можно сказать актуальное в любое время. Ведь тема разбитой любви стоит остро во все человеческие эпохи. Стихотворение мне понравилось, как и все безграничное творчество русского поэта.
Вариант 2
Потрясающее произведение, несет в себе глубокий философский смысл. Лермонтов использует «параллелизм», как основную идею построения стихотворения. Поэтические образы здесь перекликаются и как бы «вытекают» одно из другого, дополняя друг друга.
Не случайно, действие происходит на ступенях монастыря, который в данном случае олицетворяет открытую душу человека, как Святое, духовное вместилище. Любовные переживания он показывает, через художественное описание несчастного бедняка. Использует его, как призму, чтобы как можно достоверней передать всю силу своих переживаний:
«…Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья…»
Безответность своих чувств он изображает в строках:
«…Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,…»
Кусок данном случае, — это метафора, обозначающая чувства поэта, а «взор» излучающий нестерпимую душевную боль, дает возможность читателю прочувствовать, глубже ощутить страдания. Лермонтов специально использует художественные приемы, для усиления. Двойственность произведения заключается в том, что молодой поэт проводит образные линии, послужившие сравнением между судьбой несчастного бедняка и отвергнутого влюбленного человека:
«…Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;…»
Поэт словно вымаливает любовь, будто милостыню, но получает лишь боль от потери и горечь разочарования:
«…Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»
Когда было написано данное “признание”, молодому Михаилу Юрьевичу исполнилось шестнадцать, и он безответно мучается от несчастной любви к девушке на два года старше себя. Она умело манипулирует его чувствами, но не отвечает взаимностью. Ей льстит внимание поэта, в последующем, она будет делиться этим в своих воспоминаниях.
По разным источникам, предыстория создания стихотворения разница. По одной версии, Лермонтов в то время совершал паломничество к Троице-Сергиевской лавре, где повстречал бедняка, просящего подаяния. Получив монеты, слепой поблагодарил и рассказал о том, как однажды молодые шутники насыпали в его чашечку камней. Старик не держал на них зла: «Бог с ними…».
По другой версии, из воспоминаний современников, следует, что в компании с ними путешествовала Е.А. Сушкова, та самая роковая красавица, в которую был без памяти влюблен поэт, и именно она подшутила над незрячим, вложив ему камень, вместо подаяния. Правда сама Сушкова в своих мемуарах данный факт не только отрицает, но и предоставляет свою версию. Тем не менее, после произошедшего случая, Лермонтов к красавице резко овладел. Только встреча с незрячим произвела на молодого человека сильное впечатление и оставила в душе неизгладимый след, затем воспоминания легли в основу произведения.
Вариант 3
Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий». Отвергая все проявления внимания и ухаживания влюбленного в нее молодого человека, девушка еще и поднимала его чувства на смех – эти обстоятельства подавляли ухажера, вызывая глубокую скорбь.
Прогуливаясь по территории Троице-Сергиевой Лавры, поэт наткнулся на нищего слепца. Как известно, этот несчастный пожаловался Лермонтову на свою печальную судьбу и издевательства со стороны юных прихожан. Последние зачастую клали в его кружку вместо монет камни. Этот эпизод глубоко тронул поэта, напомнив ему собственные чувства насмешки, унижения и предательства со стороны объекта любви. Этими чувствами и проникнуто стихотворение, которое относится к любовной лирике.
Лирический герой испытывает горькое разочарование и глубокое отчаяние, удачно сравнивая себя с несчастным нищим, который вместо ожидаемого хлеба получает лишь горсть ненужных камней. Это сравнение – прообраз порочной человеческой жестокости, появляющейся вследствие душевной глухоты. Оно напоминает библейский сюжет – притчу Иисуса Христа о жестокости развращенного рода, который не угождает Богу, тогда как своему сыну ни один из этих людей не даст вместо хлеба камень.
Что касается композиционных особенностей произведения, то оно имеет две части и состоит из трех строф-четверостиший. Первая часть повествует читателю о нищем, столкнувшимся с жестокостью окружающих людей, а во второй части автор переходит к описанию собственных чувств. Стихотворение написано в размере четырехстопного ямба – именно он позволяет передать всю глубину душевной скорби лирического героя. Рифма стихотворения перекрестная.
При написании стихотворения автором использовано немало художественно-выразительных средств языка – это тропы, при помощи которых передается атмосфера внутренних чувств души. Эпитеты («обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «живая мука», «слезы горькие», «чувства лучшие») и метафоры (крупное образное сравнение протянутой руки нищего старика и души автора, жаждущей любви и понимания), а также трагизм стихотворения делают его прекрасным памятником русской литературы, показывая многочисленные возможности языка в раскрытии самых глубоких чувств человеческой души.
Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий», призывающее видеть и чувствовать страдания окружающих нас людей, проявлять милосердие и ласку — одно из тех произведений, которое воплотило в себе суть русской поэзии.
Вариант 4
Поэт Михаил Лермонтов в своем творчестве нередко обращался к духовным аспектам жизни. Известно, что он был достаточно набожным человеком, хотя и скептически относился к религии, считая, что именно она делает людей покорными, заставляет терпеть унижения и страдания вместо того, чтобы отстаивать свои интересы.
Тем не менее, доподлинно известно, что во время коротких служебных отпусков Лермонтов нередко совершал паломничества в различные монастыри, пытаясь научиться смирению, которым был обделен от природы. Летом 1830 года вместе с друзьями, среди которых была и возлюбленная поэта Екатерина Сушкова, Лермонтов побывал в Троице-Сергиевой лавре, после чего написал стихотворение «Нищий».
Существует версия, что в его основу легли реальные факты, хотя впоследствии Екатерина Сушкова неоднократно опровергала эту информацию. Так или иначе, но именно ее поступок послужил поводом для создания этого произведения, поражающего своей глубиной и жестокостью окружающего мира. В стихотворении речь идет о том, что на паперти возле святой обители поэту повстречался нищий, который действительно нуждался в подаянии.
«Бедняк иссохший, чуть живой от глада, жажды и страданья» хотел получить немного денег или же пищи, однако вместо этого кто-то положил в его протянутую ладонь камень. Очевидцы этой сцены утверждают, что это сделала Екатерина Сушкова, решившая таким образом подшутить над слепым, старым и больным человеком. И именно этот ее поступок словно бы отрезвил поэта, который вдруг увидел возлюбленную в совершенно ином свете.
Лермонтов вдруг осознал, что точно так же эта женщина шутила с его чувствами, давала ложные надежды и обещания, о которых с легкостью тут же забывала. Ближайшее окружение поэта было прекрасно осведомлено о том, что Лермонтов влюблен в кокетку, которая не воспринимает своего давнего поклонника всерьез. Однако никто не спешил лишать терзающегося ревностью и страстью поэта иллюзий, так как его друзья не понаслышке были знакомы со вспыльчивым характером Лермонтова.
В итоге почти 5 лет автор стихотворения «Нищий» был убежден, что рано или поздно Екатерина Сушкова выйдет за него замуж, но этому не суждено было случиться. Не исключено, что на разрыв отношений повлиял безобидный, на первый взгляд, случай в Троице-Сергиевской лавре, который, тем не менее, произвел на поэта неизгладимое впечатление. Лермонтов не только сумел признаться самому себе, что «чувства лучшие мои навек обмануты тобою», но и подавить в себе болезненную любовь к той, которая оказалась этого недостойна.
Когда стихотворение «Нищий» было опубликовано, в окружении поэта ни у кого не возникло сомнений, кому именно оно адресовано. Однако эта любовная история получила свое неожиданное продолжение. Лермонтов по натуре был человеком довольно злопамятным, он не умел прощать обид и оскорблений даже тем, кого по-настоящему любил. После нелепого и возмутительного поступка Екатерины Сушковой, а также переосмысления своего отношения к ней, поэт решил отомстить избраннице за все и сразу.
Лермонтов и Сушкова не виделись несколько лет, и при очередной встрече, которая состоялась в 1835 году, поэт постарался ничем не выказать своих истинных чувство по отношению к бывшей возлюбленной. Более того, автор проявил не свойственную ему галантность и открыто восхищался красотой Сушковой.