какую роль в стихотворении шаламова стланик играют эпитеты
Рассказ Шаламова Стланик
Рассказ “Стланик” был написан русским писателем Варламом Тихоновичем Шаламовым в пятидесятых годах нашего столетия, во время его проживания в Калининской области, и относится к циклу “Колымские рассказы”.
Как и многие другие писатели того времени, Варлам Тихонович стал жертвой тоталитаризма. Бесконечные ссылки, золотые прииски, таежные командировки, больничные койки… В 1949 году на Колыме он впервые начал записывать свои произведения.
Но это событие, увы, не было концом всех перенесенных страданий.
Как писателя, автора множества глубокомысленных произведений, его ожидало самое страшное: бойкот со стороны различных литературных изданий, полное игнорирование творчества. Рассказы Шаламова не печатались. Мотивировалось это тем, что в них не хватало энтузиазма, лишь один абстрактный гуманизм.
Но как мог человек, столько претерпевший от этого режима, возносить ему дифирамбы? Несмотря на то что его рассказы постоянно возвращались редакцией, он продолжал писать. Тяжелейшее состояние здоровья не позволяло делать это самому, поэтому он диктовал свои стихи, воспоминания. Лишь по прошествии пяти лет с момента смерти писателя, в 1987 году, были опубликованы первые его работы: произведения из колымских тетрадей. Среди них – рецензируемый мною рассказ.
Это буквальный смысл рассказа, его тема. Но мне кажется, что это дерево для Шаламова не только предсказатель погоды. Он пишет, что стланик – единственное вечнозеленое дерево в этих северных краях, дерево надежд. Сильный, упрямый, неприхотливый, он подобен человеку, оставшемуся один на один в борьбе со стихией.
Летом, когда другие растения пытаются процвести как можно быстрее, обгоняя в этом друг друга, стланик, наоборот, незаметен. Он непоколебимый идеолог борьбы, охваченный теплым веянием лета, не поддается соблазну и не изменяет своим принципам. Он постоянно насторожен и готов принести себя в жертву стихии.
Разве не похоже это на людей? Вспомните, каким унижениям был подвергнут Борис Пастернак? А чуть позже, уже казалось бы, совсем в другое время, издевательства над Андреем Дмитриевичем Сахаровым?
Да, эти люди выстояли, хотя и были непоняты большинством и отвергнуты. Но многие другие ломались под гнетом тоталитарного строя. Были ли они неверны своим идеалам или просто слишком доверчивы?
Может, и вправду они отцвели и оставили после себя лишь вымерший, холодный лес?
Если дерево после этого способно вернуться к обыденной жизни, то человек – редко. Появление костра в жизни кедрача можно сравнить, по моему мнению, с периодом хрущевской “оттепели”. Сколько людей тогда стали жертвами обмана, предательства!
Недаром говорят, что она умирает последней. Кроме того, меня не покидала мысль о непомерном мужестве как одинокого таежного дерева, так И Многих людей, борющихся за справедливость.
Мой бунтарский характер конечно же мог бы помочь мне в критике, но только тогда, когда я с чем-то не согласен. В этом на первый взгляд абстрактном произведении содержится столько скрытого смысла и различных доводов, с которыми я просто не могу спорить, что мне остается только полностью разделить свое мнение с автором.
Если же критика бывает положительной, то рецензия мне удалась. И напоследок хочу сказать, что было бы замечательно, если бы огонь в душе каждого борца за справедливость горел так же жарко и ярко, как и дрова из замечательного таежного дерева.
Закрепление по теме «Сложносочинённое предложение» 11 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ ССП Закрепление.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сложносочинённое предложение: закрепление по теме 11 класс Стригачева Т.Н. МБОУ «Тюшинская СШ» 2017
Самое поэтическое дерево?
О чём этот рассказ?
Выпишем средства, при помощи которых писатель нарисовал образ дерева Эпитеты Олицетворения
Какую роль играют эпитеты и олицетворения? Благодаря каким качествам стланик представляется писателю наиболее поэтичным деревом?
Запишите под диктовку предложения из рассказа, объясните пунктуацию перед союзом И
Выбранный для просмотра документ Стланик рассказ и задания.docx
Поздняя осень, давно пора быть снегу, зиме. По краю белого небосвода много дней ходят низкие, синеватые, будто в кровоподтеках, тучи. А сегодня осенний пронизывающий ветер с утра стал угрожающе тихим. Пахнет снегом? Нет. Не будет снега. Стланик еще не ложился. И дни проходят за днями, снега нет, тучи бродят где-то за сопками, и на высокое небо вышло бледное маленькое солнце, и все по-осеннему.
Природа тоньше человека в своих ощущениях. Кое-что мы об этом знаем. Помните рыб лососевых пород, приходящих метать икру только в ту реку, где была выметана икринка, из которой развилась эта рыба? Помните таинственные трассы птичьих перелетов? Растений-барометров, цветов-барометров известно нам немало.
И вот среди снежной бескрайней белизны, среди полной безнадежности вдруг встает стланик. Он стряхивает снег, распрямляется во весь рост, поднимает к небу свою зеленую, обледенелую, чуть рыжеватую хвою. Он слышит неуловимый нами зов весны и, веря в нее, встает раньше всех на Севере. Зима кончилась.
Мне стланик представлялся всегда наиболее поэтичным русским деревом, получше, чем прославленные плакучая ива, чинара, кипарис. И дрова из стланика жарче.
Ведь снег-то не выпал. И, странно
Волнуя людские умы,
К земле пригибается стланик,
Почувствовав запах зимы.
Он в землю вцепился руками,
Он ищет хоть каплю тепла.
И тычется в стынущий камень
Почти неживая игла.
Поникли зеленые крылья,
И корень в земле — на вершок.
И с неба серебряной пылью
Посыпался первый снежок.
В пугливом своем напряженье
Под снегом он будет лежать.
Он — камень. Он — жизнь без движенья,
Он даже не будет дрожать.
Но если костер ты разложишь,
На миг ты отгонишь мороз,—
Обманутый огненной ложью,
Во весь распрямляется рост.
Он плачет, узнав об обмане,
Над гаснущим нашим костром,
Светящимся в белом тумане,
В морозном тумане лесном.
И, капли стряхнув, точно слезы,
В бескрайность земной белизны,
Он, снова сраженный морозом,
Под снег заползет — до весны.
Земля еще в замети снежной,
Сияет и лоснится лед,
А стланик зеленый и свежий
Уже из-под снега встает.
И черные, грязные руки
Он к небу протянет — туда,
Где не было горя и муки,
Мертвящего грозного льда.
Шуршит изумрудной одеждой
Над белой пустыней земной.
И крепнут людские надежды
На скорую встречу с весной.
Объясните запятые цифрами:
1 – запятая между однородными членами
2 – запятая (ые), выделяющая причастный оборот
3 – запятая (ые), выделяющие деепричастный оборот
4 – запятая (ые), выделяющие сравнительный оборот
Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии образа дерева стланика как символа мужества, надежды и веры в будущее в рассказе В.Т Шаламова «Стланик»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии образа дерева стланика как символа мужества, надежды и веры в будущее в рассказе В.Т Шаламова «Стланик»
Выполнила обучающаяся 8 класса МОУ «Исменецкая СОШ» Уткина Диана Андреевна
Руководитель: Кушакова Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы первой категории
1. Введение __________________________________________________2-3
Глава 1.2.»Мне стланик представлялся наиболее поэтическим русским деревом. » ________________________________________________________4
Глава 2. Глава 2.1. Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии образа дерева стланика как символа мужества, надежды и веры в лучшее будущее___________________________________________________________5
Глава 2.2. Слитность жизни таежного кедрача и жизни самого писателя __8
Список, используемой литературы и Интернет-ресурсов _______________11
-знакомство с критической и справочной литературой, посвященной творчеству В.Т. Шаламова, рассказу «Стланик»;
-доказать, что удивительный, неповторимый образ дерева достигается посредством широкого употребления автором изобразительно-выразительных средств языка;
-проследить, как через образ дерева показана судьба человека;
Объект исследования: рассказ В.Т. Шаламова «Стланик».
Предмет исследования: образ дерева стланика
Гипотеза: различные художественные приемы помогают отождествить жизнь человека и дерева, помогают раскрыть общие черты, характерные для человека и дерева.
Методы исследования: работа с художественным текстом, анализ информаций, полученных из справочников и статей, методы сопоставления и обобщения.
Каждый человек живет в свое время, которое ему выпало. Вопрос в том, как жить. Думаю, ответом на этот вопрос является образ стланика в одноименном рассказе писателя, воплощающий в себе образ несломленного никакими трудностями человека. Исходя из этой, мысли актуальность данной проблемы я вижу в обогащении жизненного опыта посредством изучения художественных произведений, в данном случае творчества В.Т. Шаламова, в развитии гражданской мотивации в деятельности человека.
Глава 1.2. «Мне стланик представлялся всегда наиболее поэтическим русским дерево…»
В рассказе много выразительных эпитетов, которые помогают не только увидеть, но и почувствовать суровую природу Крайнего Севера: «карликовых берез», «с неожиданно крупными ягодами», «низкие синеватые тучи», «бледное маленькое солнце», «плотный, поддающийся только железу снег», «снежной бескрайней белизны» и т.д.
Также обращают на себя внимание необычные, неожиданные сравнения: «низкие, синеватые, будто в кровоподтеках, тучи», «он похож на спрута», «погружается в зимнюю спячку, как медведь». Они тоже служат одушевлению дерева. Важным средством выражения авторской оценки природы Севера и его отношения к ней служат следующие метафоры: «природа тоньше в своих ощущениях», «зов весны», «горят среди леса огромные зеленые факелы стланика». Факел в рассказе как символ света, тепла, надежды. «Это деталь-символ, переводивший весь рассказ в иной план, дающий «подтекст», служащий воле автора, важный элемент художественного решения, художественного метода».[22]
Глава 2.2.Слитность жизни таежного кедрача и жизни самого писателя.
Для меня также стало открытием и существование такого дерева, наделенного тончайшими чувствами. Работа над исследованием помогла найти ответ на вопрос, почему же это скромное северное дерево стало для писателя символом его поэзии.
1.В.Н. Гончарова «Лингвокультурологический анализ художественного концепта стланик (на материале «Колымских рассказов» и «Колымских тетрадей» В.Т. Шаламова)
4. В.Т. Шаламов. Колымские рассказы. М, 2009.
5. В.Т. Шаламов. Колымские рассказы. Стихотворения. М: Эксмо, 2008.
Какую роль в стихотворении шаламова стланик играют эпитеты
1.2.1. Каким настроением проникнуто стихотворение «Есть в осени первоначальной…»?
1.2.2. Какую роль играют эпитеты в стихотворении «Есть в осени первоначальной…»?
1.2.3. Чем различаются картины осенней природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» и Н.А. Некрасова «Перед дождём»?
Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй сухой и острой
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон.
Над проезжей таратайкой
Спущен верх, перёд закрыт;
И «пошёл! » — привстав с нагайкой,
Ямщику жандарм кричит.
1.1.1. Какие черты натуры Чичикова проявились в его внутреннем монологе?
1.1.2. С какой целью автор в своих размышлениях упоминает о двадцатилетнем юноше?
1.1.1. Чичиков — делец. Главным смыслом его жизни было приращение «копейки». Поэтому любое явление, событие жизни он расценивает с точки зрения своей жизненной цели. Он не способен к романтике, к чистоте чувств. Он не готов воспринимать окружающих таковыми, какие они есть, если только это не принесет ему прибыли.
1.2.1. Стихотворение создает яркое и отчетливое ощущение неразрывной связи человека с окружающим миром. Красота природы не существует сама по себе. Она заставляет человека особенно остро ощутить свою принадлежность к этому миру. Невозможно придаваться мрачным раздумьям и размышлениям, наблюдая за неторопливой сменой сезонов, влияющей на настроение так ненавязчиво и легко. Окружающая природа именно сейчас навевает мысли о свободе, ведь человека окружает ничем не скрываемый простор. Поле опустело. Но пустота эта не печальная, а, наоборот, радостная. Поле отдыхает, земля хорошо потрудилась, подарила людям великолепный урожай. Мягкие лучи солнца освещают все вокруг, подчеркивая и выявляя всю выразительность отдельных деталей. Стихотворение навевает множество различных ассоциаций. Каждый читатель представляет себе собственную картину красоты окружающей природы, которая возможна в начале осени.
Выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (5.1–5.5). В бланке ответов укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию (в сочинении по лирике учитывайте авторский замысел), формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее двух стихотворений). Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения. Продумывайте композицию сочинения. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
5.1. Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
5.2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях?
5.3. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
5.4. Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ в. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося)
5.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)
Комментарии к сочинениям
5.1. Сатирическое обличение чиновников в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Термин «чиновничество» произошел от древнерусского «чин», что означало «ряд, строй, установленный порядок» (нарушение которого есть бесчинство). Но эти значения теперь забыты. В нашем представлении чин — это звание, позволяющее занимать определенные должности. Таким образом, чиновничество (современный его синоним — бюрократия) — это категория лиц, профессионально занятых делопроизводством и выполнением исполнительских функций в системе государственного управления. Чиновничество во всех его проявлениях показано Гоголем на страницах «Мертвых душ».
Поэма «Мертвые души» — сложное произведение, в котором переплетаются беспощадная сатира и философские размышления автора о судьбе России и ее народа. Жизнь губернского города показана в восприятии Чичикова и авторских лирических отступлениях. Чиновники — это своего рода вершители судеб жителей губернского города. От них зависит решение любого, даже маленького вопроса. Но ни одно дело не рассматривается в городе без взяток. Взяточничество, казнокрадство и грабеж населения — явления в городе постоянные и повсеместные. «Слуги народа» поистине единодушны в своем стремлении широко пожить за счет сумм «нежно любимого ими Отечества». Полицмейстеру стоило только мигнуть, проходя мимо рыбного ряда, как на его столе появлялись «белуга, осетры, семга, икра паюсная, икра свежепросольная, селедки, севрюжки, сыры, копченые языки и балыки, — это все было со стороны рыбного ряда». Все чиновники имеют низкий уровень образованности. Гоголь с иронией называет их «людьми более или менее просвещенными», потому что «кто читал Карамзина, кто «Московские ведомости», кто даже и совсем ничего не читал. » В размышлении о «толстых и тонких» автор показывает, как постепенно государственные люди, «заслужив всеобщее уважение, оставляют службу. и делаются славными помещиками, славными русскими барами, хлебосолами, и живут и хорошо живут». Это отступление является злой сатирой на чиновников-грабителей и на «хлебосольных» русских бар, ведущих праздное существование, бесцельно коптящих небо.
5.2. Над какими философскими вопросами размышляет Ф.И. Тютчев в своих стихотворениях?
5.3. Почему В.Г. Белинский назвал Евгения Онегина «эгоистом поневоле»? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
Евгения Онегина, героя одноименного романа А.С. Пушкина, В. Г. Белинский назвал «страдающим эгоистом поневоле», ибо, обладая богатым духовным и интеллектуальным потенциалом, он не может найти применения своим способностям в обществе, в котором ему выпало жить.
В романе Пушкин ставит вопрос: почему так произошло? Для ответа на него поэту пришлось исследовать и личность Онегина — молодого дворянина 10-х — начала 20-х годов XIX века, и ту жизненную среду, которая его сформировала. Поэтому в романе так подробно рассказывается о воспитании и образовании Евгения, которые были типичными для людей его круга. Онегин разочаровался в светской суете, им овладела «русская хандра», рожденная бесцельностью жизни, неудовлетворенностью ею. Такое критическое отношение к действительности ставит Евгения выше большинства людей его круга. Онегин, несомненно, близок к передовым идеям своего времени, и не только потому, что в своем имении «ярем он барщины старинной оброком легким заменил». Весь круг мыслей и раздумий Онегина отражает атмосферу и дух эпохи. Например, Онегин и Ленский размышляют об «общественном договоре» Руссо, о науке, религии, нравственных проблемах, то есть обо всем, что занимало умы передовых людей того времени. Но, говоря о «резком, охлажденном уме» Евгения, о его во многом прогрессивных взглядах, о разочарованности в «свете», Пушкин подчеркивает сложную взаи-мосвязь героя и общества, его сформировавшего. Потому Онегина и можно считать «эгоистом поневоле».
5.4. Война в лирике русских поэтов второй половины ХХ в. (На примере стихотворений одного из поэтов по выбору учащегося
За четыре огненных года литература прошла большой путь. Путь от ярких патриотических стихов «Присягаем победой» А. Суркова и «Победа будет за нами» Н. Асеева, опубликованных в «Правде» на второй день войны, до создававшейся на протяжении всей войны бессмертной поэмы А. Твардовского «Василий Теркин».
В суровые годы Великой Отечественной войны лирика Твардовского созвучна поэзии большинства авторов: ратный подвиг солдат и героизм тыла, когда даже дети не оставались в стороне от этих событий. Вершиной творчества этого периода является поэма «Василий Теркин» — своеобразный памятник духу русского человека на войне:
Взвод на правом берегу
Жив-здоров назло врагу!
Лейтенант всего лишь просит
Огоньку туда подбросить.
А уж следом за огнем
Встанем, ноги разомнем.
Что там есть, перекалечим,
5.5. О сочинениях на свободную тему можно посмотреть на отдельной странице: перейти.
Роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии образа дерева стланика как символа мужества, надежды и веры в будущее в рассказе В.Т Шаламова «Стланик»
Анализ сборника Шаламова «Колымские рассказы»
Автор: Guru · Опубликовано 05.06.2017 · Обновлено 08.10.2017
Варлаам Шаламов – писатель, прошедший три срока в лагерях, переживший ад, потерявший семью, друзей, но не сломленный мытарствами: «Лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде».
Действующие лица
Главный герой рассказов — Андреев. До заключения он был писателем. В некоторых рассказах повествование ведется от третьего лица, но это не лишает сборника автобиографического характера. Андреев знакомится с разными людьми:
Но были в лагере и добрые люди. Например, тетя Поля всегда старалась помочь землякам-украинцам, а Андрей Михайлович был доктором и спас жизнь главному герою.
Основные темы в сборнике «Колымские рассказы»
Сборник «Колымские рассказы» — главное произведение писателя, которое он сочинял почти 20 лет. Эти рассказы оставляют крайне тяжелое впечатление ужаса от того, что так действительно выживали люди. Главные темы произведений: лагерный быт, ломка характера заключенных. Все они обреченно ждали неминуемой смерти, не питая надежд, не вступая в борьбу. Голод и его судорожное насыщение, измождение, мучительное умирание, медленное и почти столь же мучительное выздоровление, нравственное унижение и нравственная деградация — вот что находится постоянно в центре внимания писателя. Все герои несчастны, их судьбы безжалостно сломаны. Язык произведения прост, незатейлив, не украшен средствами выразительности, что создает ощущение правдивого рассказа обычного человека, одного из многих, кто переживал все это.
Анализ рассказов «Ночью» и «Сгущенное молоко»: проблемы в «Колымских рассказах»
Рассказ «Ночью» повествует нам о случае, который не сразу укладывается в голове: два заключенных, Багрецов и Глебов, раскапывают могилу, чтобы снять с трупа белье и продать. Морально-этические принципы стерлись, уступили место принципам выживания: герои продадут белье, купят немного хлеба или даже табака. Темы жизни на грани смерти, обреченности красной нитью проходят через произведение. Заключенные не дорожат жизнью, но зачем-то выживают, равнодушные ко всему. Проблема надломленности открывается перед читателем, сразу понятно, что после таких потрясений человек никогда не станет прежним.
Проблеме предательства и подлости посвящен рассказ «Сгущенное молоко». Инженеру-геологу Шестакову «повезло»: в лагере он избежал обязательных работ, попал в «контору», где получает неплохое питание и одежду. Заключенные завидовали не свободным, а таким как Шестаков, потому что лагерь сужал интересы до бытовых: «Только что-либо внешнее могло вывести нас из безразличия, отвести от медленно приближающейся смерти. Внешняя, а не внутренняя сила. Внутри все было выжжено, опустошено, нам было все равно, и дальше завтрашнего дня мы не строили планов». Шестаков решил собрать группу для побега и сдать начальству, получив какие-то привилегии. Этот план разгадал безымянный главный герой, знакомый инженеру. Герой требует за свое участие две банки молочных консервов, это для него предел мечтаний. И Шестаков приносит лакомство с «чудовищно синей наклейкой», это месть героя: он съел обе банки под взорами других заключенных, которые не ждали угощения, просто наблюдали за более удачливым человеком, а потом отказался следовать за Шестаковым. Последний все же уговорил других и хладнокровно сдал их. Зачем? Откуда это желание выслужиться и подставить тех, кому еще хуже? На этот вопрос В.Шаламов отвечает однозначно: лагерь растлевает и убивает все человеческое в душе.
Краткое содержание
В произведении Шаламова множество рассказов. Каждый из них посвящен тяжелому быту заключенных. Им приходилось трудиться в дождь, от тяжелых нагрузок люди заканчивали жизнь самоубийством или намеренно калечились. Когда главный герой сломал ногу, он познакомился с местным доктором, который в прошлом служил пастором.
Первый рассказ посвящен тому, как люди прокладывают дорогу по глубокому снегу. Они плотно идут плечом к плечу. Делать это нужно только в безветренный день. В следующей истории заключенные играют в карты. Их вырезали из книги, а вместо стола использовали подушку. Партия была между Наумовым и Савочкой. Выиграл шулер, после чего он получил костюм. Наумов предложил сыграть в долг и потребовал свитер у Гаркунова, но тот отказал. Блатной взбесился и заколол его.
Ночью 2 заключенных отправились к свежей могиле. Они раскидали камни, сняли с трупа одежду, захоронили его обратно. Вещи потом обменяли на хлеб.
В эпизоде «Плотники» рассказывается о рабочем Поташникове. Заключенные выходили работать в любую погоду. На улице стояло —55°С, жара была изнуряющей. Поташников решил вызваться на работу в мастерскую. Он не был плотником, но мечтал побыть хоть немного в теплом помещении. В «Одиночном замере» идет речь о заключенном Дугаеве. Он физически не может выполнить норму. В итоге его расстреляли, и он только сожалел, что промучился последний день.
Как-то главный герой получил посылку от жены. В ней были бурки и чернослив. Обувь пришлось продать, а на вырученные деньги он купил масло и хлеб. Но продукты сразу забрали другие заключенные.
Во время работы в лесу один из заключенных собирал ягоды. Он так увлекался этим, что пересек запретную зону. В итоге его застрелили. Позже Шестаков предложил Андрееву сбежать. Главный герой сразу понял, что геолог сдаст их. Он попросил только сгущенное молоко. Через несколько дней забрали группу заключенных, которые хотели уйти. А Шестаков продолжил ходить довольным.
Анализ рассказа «Последний бой майора Пугачева»
«Колымские рассказы» не пытаются разжалобить читателя, но сколько в них страданий, боли и тоски! Этот сборник нужно прочесть каждому, чтобы ценить свою жизнь. Ведь, несмотря на все обычные проблемы, у современного человека есть относительная свобода и выбор, он может проявлять другие чувства и эмоции, кроме голода, апатии и желания умереть. «Колымские рассказы» не только пугают, но и заставляют взглянуть на жизнь по-другому. Например, перестать жаловаться на судьбу и жалеть себя, ведь нам повезло несказанно больше, чем нашим предкам, отважным, но перемолотым в жерновах системы.
Михаил Михеев. Как сделан рассказ «По снегу»
О заглавной Шаламовской притче, или возможном эпиграфе к «Колымским рассказам»
I О миниатюре «По снегу»
Миниатюру-зарисовку «По снегу» (1956), открывающую собой «Колымские рассказы», Францишек Апанович, на мой взгляд, очень точно назвал «символическим введением в колымскую прозу вообще», считая, что она играет по отношению ко всему целому роль своеобразного метатекста1. Я совершенно согласен с этой трактовкой. Обращает на себя внимание загадочно звучащая концовка этого самого первого текста в Шаламовском пяти
-книжии. «По снегу» следует признать своеобразным эпиграфом ко всем циклам «Колымских рассказов»2. Самая последняя фраза в этом первом рассказе-зарисовке звучит так: А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели. ## («По снегу»)3 Как так? В каком смысле? – ведь если под
писателем
Шаламов разумеет себя, а к
читателям
относит нас с вами, то как
мы
задействованы в самом тексте? Неужели он полагает, что мы тоже поедем на Колыму, будь то на тракторах или на лошадях? Или же под «читателями» имеются в виду – обслуга, охрана, ссыльные, вольнонаемные, начальство лагеря и т.п.? Кажется, что эта фраза концовки резко диссонирует с лирическим этюдом в целом и с предшествующими ей фразами, объясняющими конкретную «технологию» вытаптывания дороги по трудно проходимой Колымской снежной целине (но вовсе не – взаимоотношения читателей и писателей). Вот предшествующие ей фразы, из начала: # Первому тяжелее всех, и когда он выбивается из сил, вперед выходит другой из той же головной пятерки. Из идущих по следу каждый, даже самый маленький, самый слабый, должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след4. Т.е. на долю тех, кто едет, а не идет, достается жизнь «легкая» а тем, кто топчет, тропит дорогу, приходится основной труд. Вначале в этом месте рукописного текста первой фразой абзаца читателю давалась более внятная подсказка – как понимать следующую за ней концовку, поскольку начинался абзац с зачеркнутого: # Вот так идет и литература. То тот, то другой, выходит впередпрокладывает путь, а из идущих по следу даже каждый, даже самый слабый, самый маленький должен ступить на кусочек снежной целины, а не в чужой след. Однако в самом конце – без всякой правки, будто уже заготовленная заранее – стояла финальная фраза, в которой сосредоточен смысл иносказания и как бы суть целого, загадочный Шаламовский символ: А на тракторах и лошадях ездят не писатели, а читатели.5 ## Однако собственно про тех, кто
ездит на тракторах и на лошадях
, до этого в тексте «По снегу», да и в последующих рассказах – ни во втором, ни в третьем, ни в четвертом («На представку» 1956; «Ночью»6 1954, «Плотники» 1954) – вообще-то не говорится7. Возникает смысловая лакуна, которую читатель не знает, чем заполнить, а писатель, по-видимому, и добивался этого? Тем самым как бы явлена первая Шаламовская притча – не прямо, но косвенно выраженный, подразумеваемый смысл. Я благодарен за помощь в ее истолковании – Францишеку Апановичу. Ранее он уже писал обо всем рассказе в целом: Возникает впечатление, что здесь нет рассказчика, есть только этот странный мир, который вырастает сам по себе из скупых слов рассказа. Но и такой – миметический – стиль восприятия опровергается последним предложением очерка, совершенно непонятным с этой точки зрения если понять [его] дословно, надо бы прийти к нелепому выводу, что в лагерях на Колыме вытаптывают дороги только писатели. Абсурдность такого вывода заставляет реинтерпретировать это предложение и понять его как своего рода метатекстовое высказывание, принадлежащее не рассказчику, а некоему другому субъекту, и воспринимаемое как голос самого автора8. Как мне кажется, текст Шаламова дает тут намеренный сбой. Читатель теряет нить рассказа и контакт с рассказчиком, не понимая, где кто из них. Смысл загадочной финальной фразы можно истолковать и как некий упрек: заключенные пробивают дорогу, в
снежной целине
, – намеренно
не идя
друг за другом в след, не топчут
общую
тропу и вообще поступают
не так
, как
читатель
, который привык пользоваться уже готовыми средствами, установленными кем-то до него нормами (руководствуясь, например, тем, какие книги сейчас модны, или какие «приемы» в ходу у писателей), а – поступают именно как настоящие
писатели
: стараются ставить ногу отдельно, идя каждый
своим путем
, пролагая путь для тех, кто идет за ними. И только редким из них – т.е. той самой пятерке избранных первопроходцев – доводится на какое-то короткое время, пока они не выбьются из сил, пробивать эту нужную дорогу – для тех, кто едет следом, на санях и на тракторах. Писатели, с точки зрения Шаламова, и должны – прямо обязаны, если, конечно, они настоящие писатели, двигаться по целине («своей колеей», как позже споет об этом Высоцкий). То есть вот они-то как раз, в отличие от нас, простых смертных, не ездят на тракторах и лошадях. Шаламов приглашает еще и читателя – на место тех, кто торит дорогу. Загадочная фраза превращается в насыщенный символ всего Колымского эпоса. Ведь как мы знаем, у Шаламова деталь – мощнейшая художественная подробность, ставшая символом, образом («Записные книжки», между апрелем и маем 1960). Дмитрий Нич заметил: на его взгляд, этот же текст как «эпиграф» перекликается еще и с первым текстом в цикле «Воскрешение лиственницы» – гораздо более поздней зарисовкой «Тропа» (1967)9. Вспомним, что там происходит и что стоит как бы за кадром происходящего: рассказчик находит «свою» тропу (здесь повествование – персонифицировано, в отличие от «По снегу», где оно безлично10) – тропу, по которой он ходит в одиночестве, в течение почти трех лет, и на которой у него рождаются стихи. Однако как только оказывается, что эта приглянувшаяся ему, исхоженная, взятая как бы в собственность дорожка открыта еще и кем-то другим (он замечает на ней чей-то чужой след), она лишается своего чудотворного свойства: В тайге у меня была тропа чудесная. Сам я ее проложил летом, когда запасал дрова на зиму. (…) Тропа с каждым днем все темнела и в конце концов стала обыкновенной темно-серой горной тропой. Никто, кроме меня, по ней не ходил. (…) # Я по этой собственной тропе ходил почти три года. На ней хорошо писались стихи. Бывало, вернешься из поездки, соберешься на тропу и непременно какую-нибудь строфу выходишь на этой тропе. (…) А на третье лето по моей тропе прошел человек. Меня в то время не было дома, я не знаю, был ли это какой-нибудь странствующий геолог, или пеший горный почтальон, или охотник – человек оставил следы тяжелых сапог. С той поры на этой тропе стихи не писались. Итак, в отличие от эпиграфа к первому циклу («По снегу»), тут, в «Тропе», акцент смещается: во-первых, само действие не коллективно, а – подчеркнуто индивидуально, даже индивидулистично. То есть эффект от топтания самой дороги другими, товарищами, в первом случае – только усиливался, упрочивался, а здесь, во втором, в тексте, написанном через более чем десяток лет, – пропадает из-за того, что на тропу вступил кто-то другой. В то время как в «По снегу» сам мотив ‘ступать только на целину, а не след в след’ перекрывался эффектом «коллективной пользы» – все муки первопроходцев и нужны были только для того, чтобы дальше, уже вслед за ними, ехали на лошадях и тракторах читатели. (Автор не вдавался в подробности, ну, а нужна ли вообще эта езда?) Теперь же как будто никакой читатель и альтруистическая польза уже не просматривается и не предусматривается. Здесь можно уловить определенное психологическое смещение. Или даже – намеренный уход автора от читателя.
Анализ сборника Шаламова Колымские рассказы
Произведение является одним из основных сочинений творчества писателя, над созданием которого автор работает около двадцати лет.
Сборник представляет собой достаточно тяжелое произведение, повествующее об реальной действительности в виде лагерного быта, ломки человеческих характеров, выживания в нечеловеческих условиях.
Отличительной особенностью рассказов, включенных в сборник, является изображение голода, измождения, мучительных смертей, нравственного унижения и деградации путем применения простого, незатейливого языка, без использования средств художественной выразительности, создавая ощущение правдивого, честного произведения от лица человека, испытавшего все в собственной судьбе.
Один из рассказов сборника под названием «Ночью» является повествованием о двух заключенных, представленных в образах Багрецова и Глебова, лишившихся моральных и этических принципов, поскольку решаются на раскопку могил с целью поиска белья на трупе и его последующей продажи. При этом автор изображает яркую картину надломленности человеческого характера, который уже не дорожит собственной жизнью, но при этом стремится к выживанию любыми путями.
Следующий рассказ «Сгущенное молоко» раскрывает в своем сюжете проблему, связанную с предательством и подлостью. Главным героем произведения является инженер-геолог Шестаков, который в заключении оказывается в более лучших условиях по сравнению с другими арестантами. Для получения дополнительных привилегий и льгот Шестаков решает организовать побег группы заключенных, предварительно уведомив об этом администрацию лагеря. Один из арестантов узнает о плане инженера и за свое молчание требует выдачи сгущенного молока, которое затем съедает в присутствии товарищей по несчастью. План Шестакова реализовывается, доказывая в реальность растления человека лагерными условиями.
Основные рассказы сборника отличаются изображением несчастных, равнодушных к собственной судьбе и окружающим людей. Однако рассказ «Последний бой майора Пугачева» резко контрастирует с остальными новеллами. Сюжетная линия рассказа повествует о заполнении лагерей бывшими участниками военных событий, осужденных за пребывание в немецком плену. В лагерь прибывает группа новых заключенных в количестве двенадцати человек, которую возглавляет майор Пугачев. Бывшие военные не желают равнодушно умирать в нечеловеческих условиях, не забывая о своей чести и достоинстве, поэтому решают организовать побег, который им удается. Однако спустя время беглецов настигают в тайге, а сбежать удается лишь майору, прекрасно осознающему развитие дальнейших событий, но не желающему покорно дожидаться прибытие тюремщиков. Пугачев решается самостоятельно прервать свой жизненный путь. Тем самым автор раскрывает в рассказе тему сильного человека, находящегося в удушающих условиях лагерного быта, который в любом случае заканчивается трагедией либо в ломке системой человеческого характера, либо борьбой с системой и последующей гибелью.
Своеобразием сборника является не попытка автора вызвать со стороны читательской аудитории жалость к происходящим событиям, а изображение человеческих страданий, тоски, горя и боли под воздействием давящей жестокой системы.
Писатель представляет на суд читателя произведение, являющееся частично автобиографичным, поскольку сам автор представляет собой человека, прошедшего через ад лагерной жизни, не сломленного деспотичной системой, сохранившего в себе истинные жизненные идеалы.