конек горбунок какой класс

Конспект урока по литературному чтению на тему «П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.» (4 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по литературному чтению

Тема: П.П. Ершов «Конек-Горбунок». Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства.

Цели: продолжить работу со сказкой П.П. Ершова «Конек-горбунок»; создать условия для знакомства с композиционными особенностями сказки; формировать умение у обучающихся сравнивать народные и литературные сказки; развивать технику чтения, умение находить необходимую информацию в тексте; воспитывать интерес.

Тип урока : комбинированный.

— работать с текстом художественного произведения под руководством учителя и извлекать из него нужную информацию;

— использовать в речи литературоведческие понятия;

— формулировать тему, идею произведения;

— давать характеристику героям;

— выявлять авторское отношение к описываемым событиям.

— проявление творческого отношения к процессу обучения.

— осознание и проживание приемлемых и созвучных возможностям ребёнка правил общежития, норм поведения, категорий добра и зла.

— перерабатывать полученную на уроке информацию из разных источников и использовать её для аргументации;

— давать оценку поступкам литературных героев;

— давать оценку своим действиям, оценивать результат;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— соотносить то, что уже известно, и то, что еще неизвестно;

— контролировать результаты работы на уроке, оценивание своей работы на уроке.

— оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Оборудование : карточки, проектор, ноутбук.

I . Организационный момент

II . Актуализация знаний

1.Что выращивали на своем поле братья?

2. Кого увидел Иван в поле во время своего дозора?

3.Как звали среднего сына старика?

а) Гаврило; б) Данило; в) Владимир.

4.Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван?

а) чёрная; б) сивая; в) белая.

6. Сколько раз в году Царь-девица сходила с «окияна» на землю?

7. Кто у Царь-девицы был брат?

— Сегодня мы с вами завершаем наше путешествие по сказочному миру сказки «Конек-Горбунок» авторства П.П. Ершова.

IV . Работа по теме урока

— Мы знаем множество сказок: и народных, и литературных. Сказка П.П.Ершова «Конёк-горбунок» какая? (Литературная сказка)

— А что значит литературная? (Автор)

— В литературной сказке обязательны герои-люди? (Нет, как захочет автор)

— А фольклорные сказки могут быть без людей? Как они называются? (О животных)

— Какие еще виды сказок вы знаете? (Бытовые и волшебные)

— Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» к какому виду относится? (И волшебная, т.к. есть волшебные превращения, и бытовая, т.к. действуют люди, высмеиваются пороки людей)

— Что общего у народных сказок и литературных? (Зачин, концовка, повторы, эпитеты)

— Зачем народ создавал сказки? Что воплощали герои фольклорных сказок? (Идеал народа)

— Что воплощали герои литературных сказок? (Идею писателя)

— Разве далеки идеалы писателя и мечты народа?

VI . Продолжение работы по теме урока

Работа с иллюстрациями

— Мы с вами два урока читали сказку «Конек –Горбунок», находили описания героев. Но как вы представляли себе главных героев?

— Рассмотрите иллюстрации разных художников. Как они представляли себе героев сказки? Совпало ли их видение героев сказки с вашим?

— Расскажите, какие сцены из сказки показаны на иллюстрациях.

(Работа в парах. Учащиеся смотрят иллюстрации и пересказывают изображенные моменты.)

— Молодцы. А теперь посмотрим заключительный отрывок из сказки. (Просмотр видео-файла.)

VII . Подведение итогов урока

— Ребята, понравилась ли вам сказка?

— Чему нас учит эта сказка?

— Какой герой вам понравился больше всего и почему?

— Оцените свою работу на уроке.

Подготовить информацию об А.С.Пушкине.

конек горбунок какой класс. картинка конек горбунок какой класс. конек горбунок какой класс фото. конек горбунок какой класс видео. конек горбунок какой класс смотреть картинку онлайн. смотреть картинку конек горбунок какой класс.

Номер материала: ДБ-1566471

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

конек горбунок какой класс. картинка конек горбунок какой класс. конек горбунок какой класс фото. конек горбунок какой класс видео. конек горбунок какой класс смотреть картинку онлайн. смотреть картинку конек горбунок какой класс.

конек горбунок какой класс. картинка конек горбунок какой класс. конек горбунок какой класс фото. конек горбунок какой класс видео. конек горбунок какой класс смотреть картинку онлайн. смотреть картинку конек горбунок какой класс.

Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

конек горбунок какой класс. картинка конек горбунок какой класс. конек горбунок какой класс фото. конек горбунок какой класс видео. конек горбунок какой класс смотреть картинку онлайн. смотреть картинку конек горбунок какой класс.

В Москве разработают дизайн-код для школ и детсадов

Время чтения: 1 минута

конек горбунок какой класс. картинка конек горбунок какой класс. конек горбунок какой класс фото. конек горбунок какой класс видео. конек горбунок какой класс смотреть картинку онлайн. смотреть картинку конек горбунок какой класс.

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

конек горбунок какой класс. картинка конек горбунок какой класс. конек горбунок какой класс фото. конек горбунок какой класс видео. конек горбунок какой класс смотреть картинку онлайн. смотреть картинку конек горбунок какой класс.

Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для школ

Время чтения: 1 минута

конек горбунок какой класс. картинка конек горбунок какой класс. конек горбунок какой класс фото. конек горбунок какой класс видео. конек горбунок какой класс смотреть картинку онлайн. смотреть картинку конек горбунок какой класс.

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

конек горбунок какой класс. картинка конек горбунок какой класс. конек горбунок какой класс фото. конек горбунок какой класс видео. конек горбунок какой класс смотреть картинку онлайн. смотреть картинку конек горбунок какой класс.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспекты уроков по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Уроки 1 – 2 П. П. Ершов «Конек – горбунок»

Просмотр первых кадров мультфильма.

Это было полтора столетия назад в Петербургском университете. На календаре был 1833 год. Только что прозвенел звонок и студенты заполнили аудиторию, вот и профессор появился, к кафедре подошел, поздоровался, свою тетрадочку открыл и прочел:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак…

Зачем профессор читал эту сказку своим студентам? Дело в том, что среди них был ее автор Петр Ершов. Ему тогда было 18 лет. Он постеснялся отнести рукопись сказки в редакцию и отдал ее своему любимому профессору, а тот не только прочитал ее студентам, но и помог опубликовать в самом читаемом журнале «Библиотека для чтения». Так в 1834 году имя Ершова и его сказка стали известны всей читающей России. Прочел ее и Пушкин. Прочел и сказал: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»

— Как вы понимаете такую оценку сказки Пушкиным?

Познакомимся сначала с автором сказки.

Почему нужно знать биографию автора?

3.Знакомство с биографией поэта.

С именем Петра Павловича Ершова мы знакомимся впервые. Кто же он, автор этой замечательной сказки?

П.П.Ершов родился 6 марта 1815 года в деревне Безруково Ишимского уезда Тобольской губернии (ныне Тюменская область в Сибири).

В 1824 году он поступил в гимназию в Тобольске. В 1830 году отец добился перевода в Петербург, и Ершов стал студентом университета.

В детстве Ершов слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.
Он очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.

Ершов учился в Петербургском университете, когда он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.
И он тут же задумал написать своего «Конька горбунка» – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке горбунке. Многое взял Ершов для «Конька горбунка» из старинных народных сказок.

В 1834 году сказка была напечатана. Успех его был очень большой. Сказку узнала вся читающая Россия. Более того, сказка пошла в народ, её пересказывали, каждый по-своему, в разных сёлах и городах.

Молодого автора «Конька-Горбунка» в Петербурге называли «жар-птицей из холодных краев».

Большую часть жизни провел писатель в городе Тобольске, считавшемся в Х1Х веке сибирской столицей. Там он после окончания Петербургского университета работал преподавателем, а затем и директором тобольской гимназии, писал стихи, пьесы, поэмы, рассказы. Но всем известен Ершов как автор сказки «Конёк-горбунок».

Народная и литературная сказка

-Чем отличается русская народная сказка от литературной?

1. Автор- конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

-А связь между народной сказкой и литературной есть?

При жизни Ершова сказка неоднократно переиздавалась с различными изменениями и дополнениями, вносимыми автором. Текст её расширялся, совершенствовался и детализировался, однако неизменной основой сказки во всех произведениях оставался народный сюжет.

В сказке есть народные (фольклорные) элементы: она состоит из 3-х частей. У отца три сына; три котла, в которых должны искупались царь и Иван.

Композиция сказки «Конёк-Горбунок» такая же, как и в русских народных сказках. У неё есть зачин. Он вводит читателей в ход событий, знакомит с героями, настраивает на сказочный лад. Найти и прочитать

За горами, за лесами,
За широкими морями,

В сказке есть концовка: ( найти и прочитать)

Во дворце же пир горой:

Вина льются там рекой;
4. В сказке добро побеждает зло, как и во всех русских народных сказках. Царь сварился в котле из-за жадности, а Иван стал царём. Это мечта народа о счастливой жизни.
5. В сказке много разных героев, добрых и злых.

Добрые – это Иван, его отец, конёк-горбунок, рыба ёрш, которая помогает Ивану достать перстень царевны, Месяц Месяцович, отец царевны, он тоже помогает Ивану.

Кони ржали и храпели,
Очи яхонтом горели;
В мелки кольца завитой,
Хвост струился золотой,
И алмазные копыты

Словарная работа
Язык, которым написан «Конёк-горбунок» тоже ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

Стали думать да гадать –
Как бы вора соглядать (подсмотреть, увидеть)

И со страхов наш мужик
Закопался под сенник (сноп сена)

Дам гороху и бобов.

Тут Иван с печи слезает,
Малахай свой надевает. (длинная, широкая одежда без пояса)

Да ещё рожу конька
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами
Да с аршинными ушами. (Вершо́к — старорусская единица измерения, первоначально равнялась длине основной фаланги указательного пальца, т.е. 4,5 см; три вершка – это 13,5 см; Аршин – 71,2 см)

Но и я ведь сам не промах,
Слышь, держал его, как в жомах. (Жомы – тиски, пресс)

Два же брата между тем
Деньги царски получили,
В опояски их зашили,
Постучали ендовой
И отправились домой. (пояс; деревянная миска)

спальник – придворный чин

каурка – лошадь рыжей масти

лубки – яркие картинки

шабалки – шабаш, конец

рядиться – торговаться, договариваться

малахай – длинная, широкая одежда без пояса

Работа с текстом. Чтение комментарий. Характеристика героев.

Завязка ( …приключилося им горе…)

Три ночи – три караула

Борьба Ивана с кобылицей. Победа и награда. Наказ кобылицы.

Возвращение Ивана домой. Рассказ о ночи дозора. Почему Иван не рассказывает правды?

(Много ль времени аль мало…) Открылась тайна Ивана.

Замысел братьев Ивана. Как эти планы характеризуют братьев?

Горе Ивана. Первая помощь Конька-горбунка.

Расскажите о том, каким вы представляете Конька-горбунка? Откуда складывается представление о герое? Как к нему относится автор? Подберите отрывки из текста, в которых описывается конек.

Ростом только в три вершка…

Тут конек ему заржал…

Иван догоняет братьев. Как повели себя братья, когда Иван их догнал? А какие качества характера проявил Иван?

Перо Жар-птицы. Нарушение запрета Иваном. С этого момента начинается разворачивание основного сказочного сюжета.

Город. Торговая площадь. Что мы узнаем о правилах в этом городе?

О конях сообщают царю.

Царь торгует коней. ( Царь-то был великодушный!) Как тут выражено авторское отношение?

Ивана нанимают на царскую службу. Как ведет себя Иван? Какие выдвигает условия службы?

Как завершает автор сюжетную линию братьев ивана?

Какой необычный отрывок завершает первую часть сказки? (Снова сказкой позабавим православных христиан…)

Перечитать сказку. Начать работу со словариком. Составить в тетради план второй части сказки.

Скоро сказка сказывается, а не скоро дело делается.

Присказка. Какое отражение в присказке нашли сказки А.С.Пушкина?

Иван и спальник. Почему спальни стал следить за Иваном? (До Ивана был начальник над конюшней надо всей Из боярских слыл детей;)

Что насторожило спальника в поведении Ивана? (…Иван коней не холит, и не чистит, и не холит…)

Ждет суседки… Кто такая суседка? (домовой)

Что увидел спальник на самом деле?

Первый донос спальника. Почему доносит спальник – понятно. А как реагирует царь на донос? Как он себя проявляет в этой ситуации?

Зачем посыльные дворяне падают на глазах царя несколько раз? Как такое поведение характеризует нравы при дворе?

Иван у царя. В чем состоит, по мнению царя, вина Ивана? Как себя чувствует Иван перед царем?

Как добывали Жар-птицу. Сколько времени Иван и Конек были в пути? (Едут целую седмицу…) Благодаря чему Иван справился с заданием? А как он себя ведет после того, как поймал Жар-птицу?

Чем закончилось для Ивана первое испытание?

Как спальнику пришла мысль о втором доносе на Ивана? (История о Царь-девице)

Второе задание. Как об этом задании отзывается Конек? Что во второй истории повторяется? Как называется такой прием в сказке? А что пошло не так? Как отзывается Иван о внешности Царь-девицы? (Эта вовсе некрасива; И бледна-то и тонка, Чай, в обхват-то три вершка; А ножонка-то, ножонка! Тьфу ты! Точно у цыпленка! Пусть полюбится кому, я и даром не возьму) Почему Ивану не понравилась красавица? Почему не поймал ее с первого раза? Как ему удалось не заснуть во второй раз?

В истории с Царь-девицей происходит усложнение сюжета.

Возвращение к царю. Почему красавица выдвигает царю условия, прежде чем согласиться на свадьбу?

Царь, отправляя Ивана, опять проявляет свой вздорный характер: кричит, топает ногами, не дает Ивану отдохнуть.

— А как задачу усложняет Царь-девица?

Прочитайте разговор Ивана и Конька. Что в этом разговоре интересного?

Почему на этом закончил Автор Вторую часть?

Пришло время вспомнить Александра Сергеевича! Его произведения Ершов знал и любил. Какие из них нашли отражение в сказке «Конек-Горбунок»?

Стихотворная форма. Живой разговорный язык

И нейдет ли царь Салтан Басурманить христиан?

Присказка ко второй части

Доселева Макар огороды копал, а нынече Макар в воеводы попал.

Присказка. В ней использованы народные прибаутки.

Чудо-юдо Рыба-кит. Расскажите историю этого персонажа. За что страдает Рыба-кит?

Иван в небесном царстве. Какое впечатление на героя производит то, что он увидел?

Расскажите о встрече Ивана с Месяцем Месяцовичем. Что в этом герое вам показалось странным? Мужской и женский род одновременно. Именно здесь впервые Иван назван по Отчеству (Иванушка Петрович)

Спец-задание для любопытных: попробуйте открыть тайну Месяца!

Как отнесся Месяц к планам царя жениться?

Расшифруйте последние слова Месяца, обращенные к Ивану. Знает ли он, что должно произойти?

Подводное царство. Какие там царят порядки? Кого высмеивает Ершов, описывая этот мир?

На кого в сказке похож Ерш? Чем? Сцена Ерш и Кит напоминает сцену с царем и Иваном.

Разговор Царя и Царь-девицы. Как ведет себя царь? Что его совершенно не волнует во время его сватовства?

Рецепт молодости от Царь-девицы.

Как ведет себя царь по отношению к Ивану? Какие качества характера он тут проявил?

Вот уж служба, так уж служба!

Почему Царь-девица не воспротивилась испытанию Ивана? Она же этот рецепт не ему предлагала, а царю?

Объясните финал сказки.

Еще Пушкинские мотивы

Описание небесного дворца ( Из столбов хрустальный свод: все столбы те завитые, хитро в змейки золотые; на верхушках три звезды, Вокруг терема сады) Домик белки из «Царя Салтана…»

Можно прийти к выводу, что Иван-дурак является Иваном-царевичем с самого начала сказки, только реальный мир об этом не знает. Обратите внимание, с каким уважением к Ивану относятся все представители мира волшебного. Получается, что мир волшебный раскрывает внутренний мир героя и помогает Ивану проявить себя в реальном мире.

1. Нарисуйте карту путешествий Ивана.

2. Характер героев народных сказок обычно не меняется от начала произведения к его концу, а в сказке Ершова «Конек-горбунок» Иван меняется. Запишите, что изменилось в герое. Как вы думаете, что стало причиной превращения Ивана в пригожего молодца? Только ли купание в волшебных котлах?

Источник

Конспект урока по сказке П.П.Ершова «Конек-горбунок»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Познакомить учащихся с творчеством П.П.Ершова;

Совершенствовать все виды речевой деятельности: слушания, говорения, чтения; развивать творческие способности, воображение, логическое мышление;

Воспитывать чувство товарищества, дружбы; любовь к добру, к красоте; патриотизма.

познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

детские рисунки и иллюстрации к сказкам

фрагмент заставки к сказке «Приходите в гости к нам»

выставка книг «П.П.Ершова»

(Звучит заставка «Приходите в гости к нам»)

Сказки! Их любят читатели разного возраста. Думаю, что неравнодушны к ним и вы.

В этом году мы с вами познакомились с русскими народными сказками, сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна», а также со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказке П.П.Ершова «Конёк-Горбунок».

Кто же он, автор этой замечательной сказки?

Петр Павлович Ершов родился 6 марта 1815 года. Семья жила тогда в селе Безруково, близ города Ишим.

Одно несчастье за другим преследовало дружную семью родителей будущего писателя: дети рождались слабыми, болезненными, умирали, не дожив до крещения. Вначале родителям казалось, что и Петр появился на свет только за тем, чтобы умереть.

На втором году жизни родители решили испробовать обряд, неизвестно откуда пришедший в Сибирь. Назывался этот обряд «Продажа сына»

А делалось это так:

К открытому окну подходил нищий. Ему протягивали ребенка:

— А сколько возьмешь?

Нищий брал ребенка, некоторое время держал в руках, затем уходил, забыв взять ребеночка. Вместе с ребенком покупал бродяжка и все его болезни.

В этом году мы отметили 70-летие нашей области, а в следующем году будем отмечать двухсотлетний юбилей Павла Петровича Ершова. И мы горды тем, что на нашей ишимской земле родился такой замечательный писатель.

Петра Павловича Ершова, создателя одного из любимейших сказочных героев: Конька-горбунка этакого дива:

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

называют поэтом, въехавшим в литературу на собственном коньке.

Отец, Павел Алексеевич Ершов, очень хотел, чтобы сыновья получили достойное образование. Именно поэтому он добился своего перевода в Петербург, чтобы Пётр и Николай смогли продолжить своё обучение. И в 1831 году братья Ершовы поступили в Петербургский университет.

Еще в детстве Ершов слушал сказки сибирских крестьян, многие запомнил на всю жизнь и сам хорошо их рассказывал.
Он очень полюбил народные сказки. В них народ остроумно высмеивал своих врагов – царя, бояр, купцов, осуждал зло и стоял за правду, справедливость, добро.

А когда Петр Павлович учился в Петербургском университете, он впервые прочитал замечательные сказки Пушкина. Они тогда только что появились.
И он тут же задумал написать своего «Конька горбунка» – весёлую сказку о смелом Иванушке – крестьянском сыне, о глупом царе и о волшебном коньке горбунке. Многое взял Ершов для «Конька горбунка» из старинных народных сказок.

Сказка очень понравилась читателям.

Кроме нее П.П. Ершов написал несколько стихотворений, поэму, рассказов и пьес ( обращение к выставке книг Ершова), которые, к сожалению, не принесли автору такой славы, как «Конек-горбунок».

Ребята, дома вы проделали большую работу: самостоятельно прочитали сказку П.П.Ершова, нарисовали рисунки.

Запишите тему нашего урока. Ребята, мы сегодня на уроке с вами познакомились с некоторыми фактами биографии Петра Павловича Ершова. скажите, над чем нам еще придется задуматься?

— Прочитайте пословицу. «Кашу кушай, а сказку слушай:

Умом-разумом смекай да на ус мотай»

Как вы понимаете ее смысл? (каждая сказка имеет поучительный смысл)

-Давайте вспомним, чем отличается русская народная сказка от литературной?

1. Автор- конкретное лицо (он творец).

2. Существует в устной форме.

2. Создаётся в письменной форме.

З. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).

3. Внесение изменений не допускается.

4. Время создания определить невозможно.

4. Время создания сказки известно.

— В чем же проявились фольклорные особенности сказки «Конек-Горбунок»?

(В тетради записываем «Черты народной сказки»

Язык, которым написан «Конёк-горбунок» ориентирован на народную речь, о чём свидетельствует огромная популярность сказки среди всех слоёв населения России, и в значительной мере – тогдашней детворы, хоть сам автор сказку детской не считал.

Но дойдя до наших дней многие слова, понятные тогдашним детям, стали непонятны нам, они устарели и не употребляются в нашей речи.

У нас поработала группа «переводчиков»

Она занималась изучением устаревших слов. Посмотрим, насколько хорошо справились они со своим заданием.

Объяснить значение слов (словарная работа):

спальник – придворный чин

каурка – лошадь рыжей масти

лубки – яркие картинки

шабалки – шабаш, конец

рядиться – торговаться, договариваться

малахай – длинная, широкая одежда без пояса

Сказка построена как и русские народные сказки. У неё есть зачин, концовка

3. Троекратные повторы
(состоит из 3-х частей, три брата, три коня, три котла, три десятка кораблей, три путешествия)

4.Главного героя Ершова называют Иваном, как и в большинстве русских народных сказках.
– Вспомните, какими были герои Иваны в русских народных сказках. (Добрые, честные, смелые, справедливые)
– А какими качествами наделил своего главного героя П.Ершов? Перечислите качества.
– Давайте обратимся к тексту сказки, чтобы подтвердить свои мысли.

1. Ночь настала; месяц всходит;
Поле всё Иван обходит,
Озираючись кругом,
И садится под кустом;
Звёзды на небе считает
Да краюшку уплетает.
Вдруг о полночь конь заржал,
Караульщик наш привстал,
Посмотрел под рукавицу
И увидел кобылицу…( добросовестный)

3. Тут он кликнул скакунов
И пошёл вдоль по столице,
Сам махая рукавицей,
И под песню дурака
Кони пляшут трепака;
А конек его Горбатко –
Так и ломится вприсядку…( веселый, жизнерадостный)

4. А Иван им стал кричать:
“Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван-то вас честнее:
Он у вас коней не крал”( честный, скромный)

6. Вот он к братьям приезжает
И на спрос их отвечает:
Как туда я доскакал,
Пень горелый увидал;
Уж над ним я бился, бился,
Так что чуть не надсадился;
Раздувал его я с час,
Нет ведь, чёрт возьми, угас!
Братья целу ночь не спали,
Над Иваном хохотали;
А Иван под воз присел,
Вплоть до утра прохрапел. ( смекалистый)

7. Иван заплакал
И пошёл на сеновал,
Где конёк его лежал.

Мы глазами поколдуем.

Круг огромный нарисуем!

И большущее бревно.

Нарисуем лифта бег:

Глазки вниз, глазки вверх!

Все зажмурились: раз-два!

Мы глазами поморгали,

Вмиг гирлянды засверкали.

Смотрим прямо и вперёд –

Это мчится самолёт…

Раз моргнули, два моргнули –

Наши глазки отдохнули!

5.Главный герой как и герой в народной сказке, выходит победителем над злом.

Учитель: какие же герои олицетворяют зло в сказке «Конек-горбунок»?

Давайте проследим, как раскрывается каждый из них в поступках?

Вам предложен список черт, из которых нужно выбрать черты, присущие данному герою. Свои выводы обязательно подтвердите строками из текста.

Какими в сказке показаны братья? (Трусливые, лживые, завистливые, жадные)

Зачитайте отрывки…: в дозоре, с конями, Какими чувства овладели?

Каким показан в сказке царь? (Жестоким, завистливым, злым)

Какие черты сближают данных персонажей?

лживость трусость зависть
коварство жестокость жадность хитрость…

Есть ли собратья у этих героев в русских народных сказках?

(«Сивка-Бурка»: братья, «Хаврошечка»: мачеха и дочери…)

Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)

Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)

Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)

Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)

Всем улыбки подарили.

Конек-Горбунок оказывается и волшебным помощником, и волшебным средством. Он товарищ и «игрушечка». Ведь именно об этом и говорила кобылица Ивану:

Но конька не отдавай

Ни за пояс, низа шапку,

Низа чёрную, слышь, бабку.

На земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет,

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит.

7) Герой становится умным, красивым, счастливым. И мы видим, что в концовку сказки Ершов построил в соответствии с традициями народной сказки: в конце повествования герой перерождается и становится счастливым, и умным по- настоящему.

– Мы с вами сделали сравнительный анализ литературной сказки и поняли, что автор в своем произведении использовал элементы русских народных сказок. Поэтому ее называют русской сказкой, от этого она любима и читаема многими поколениями. Поэтому ее называют народной.

Чему учит нас сказка П.П.Ершова?

Сказка Ершова учит нас, что надо избавляться от таких качеств, как зависть, злоба, жадность, лживость, если хочешь быть хорошим человеком. Достоинством этой литературной сказки является и то, что отрицательные качества воплощены не в каких-нибудь фантастических существах, а в простых людях и в царе. Поэтому сказка такая живая.

Эта сказка учит настоящей дружбе. Почему она и сейчас нравится читателям? (За приключения, за верность, смелость и дружбу Ивана и Конька-горбунка мы до сих пор любим и читаем сказку, людям близки и понятны чувства героя сказки. В людях всегда ценили такие качества, как смелость, настойчивость, верность, доброта, честность. В сказке выражена житейская мудрость).

— Автор ненавидит своих героев или смеётся над ними?

-Смех – это хорошее определение авторского отношения к персонажу.

— А над Иваном автор смеётся? (Не смеётся, а подшучивает.)

(с.132, 141-142, 168-169, 170-171)

— Кто говорит эти слова? (Конёк и повествователь)

— Почему они шутят над ним? (Они любят его)

— Состоялся ли сегодня у нас с вами разговор?

— Что вы хотите сказать о нашем уроке?

Уходя с урока, прикрепите конька-горбунка на одно из полей.

придумайте сказку, в которой есть волшебное существо, помогающее главному герою победить зло.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *