концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления

Стресс. Адаптационный синдром. Участие в патогенезе болезней у детей

Опубликовано в журнале:
« Практика педиатра » № 1, 2020, стр. 14-21

Э.А. Юрьева, д-р мед. наук, профессор, Е.С. Воздвиженская, канд. биол. наук, Е.И. Шабельникова, канд. мед. наук, ОСП «Научно-исследовательский клинический институт педиатрии имени академика Ю.Е. Вельтищева» ФГБОУ ВО «Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова» МЗ РФ, г. Москва

Ключевые слова: хронический стресс, адаптационный синдром, дети

Таблица 1 Периодическая система адаптационных реакций

Развитие адаптационного синдрома сопровождается ранними и постоянными признаками повреждения клетки: 1) активацией свободнорадикального окисления фосфолипидов клеточных мембран, появлением биохимической люминисценции; 2) нарастанием функционирования мембранных ферментов; 3) изменением свойств мембран (микровязкость, состав фосфолипидов); 4) выходом из клетки различных веществ (неорганических ионов, молочной, пировиноградной, кетоглутаровой кислот, белков, аминокислот); 5) разобщением окислительного фосфорилирования, прекращением дыхания; 6) усилением аэробного (анаэробного) гликолиза; 7) ацидотическим сдвигом (сдвигом рН цитоплазмы с 7,32-7,45 до 6,5-5,39 единиц); 8) выходом из клетки калия, входом натрия и воды. Многие изменения имеют биохимическую целесообразность, т.е. до определенной степени выраженности их можно считать адаптационными [1]. Границы адаптации и стресса представлены в таблице 2.

Таблица 2 Некоторые основные процессы, происходящие в клетке при стрессе, и их биохимическое (адаптивное) значение [1]

К механизмам долговременной адаптации относятся: умеренное повышение в крови катехоламинов и глюкокортикоидов при уменьшении содержания инсулина, состояние резистентности достигается при нерезко выраженном повреждении тканей, что создает риск истощения защитных механизмов. Риск увеличивается при низкой мобилизации трофотропных (анаболических) реакций, направленных на повышение пластических и энергетических ресурсов, реорганизацию метаболических процессов [18]. Относительная устойчивость организма обеспечивается включением функциональных процессов и генетического аппарата, повышением синтеза нуклеиновых кислот и белков (анаболическая стадия). Так, при хроническом стрессе под влиянием глюкокортикоидов повышается содержание глюкозы, гормона роста, повышается содержание в крови гистамина, триглицеридов, свободных жирных кислот, ацетилхолина при снижении активности ацетилхолинэстеразы [14, 15, 18-21]. В качестве примера хронического стресса у детей рассматриваются такие состояния, как постнатальная гипотрофия, целиакия, метаболический синдром, некоторые аспекты патогенеза патологии желудочно-кишечного тракта, гастродуоденита, язвенной болезни [20, 21]. При таких состояниях отмечается либо дисфункция коры надпочечников (повышение глюкокортикоидов и снижение минералокортикоидов), либо ее гипофункция (снижение и тех, и других). Определено, что дисфункция коры надпочечников является маркером хронического стресса, а гипофункция указывает на «срыв адаптации», отмечающийся при III степени гипотрофии. Для этого состояния характерно переключение метаболизма преимущественно на липидный обмен 12 с повышением в крови содержания липидов (Л), триглицеридов (ТГ), эфиров холестерина (эХОЛ), фосфолипидов (ФЛ), неэстерифицированных жирных кислот (НЭЖК). При III степени гипотрофии наблюдаются значительное повышение НЭЖК из-за плохой их утилизации, снижение эХОЛ наряду с повышением проницаемости клеточных мембран и снижением синтеза биологически активных веществ [14]. Для II степени гипотрофии характерны повышение лизоФЛ, дестабилизация клеточных мембран, дефицит биоэнергетики с разобщением дыхательного фосфорилирования в митохондриях и другие симптомы окислительного стресса. Авторы совершенно справедливо указывают на то, что перечисленные признаки характерны для хронического стресса любого происхождения [10, 13, 14].

Эрготропные и трофотропные адаптационно-компенсаторные реакции, проявляющиеся в превосходной степени, превращаются из физиологических в патологические, что может способствовать развитию клинических симптомов и заболеваний. К основным маркерам эрготропной стадии (реакции) относятся: дефицит массы тела, симпатикотония, гипердинамическая реакция миокарда, лейкоцитоз, нейтрофилез, лимфопения, гиперсекреция глюкокортикоидов, гипосекреция минералокортикоидов и инсулина, гиперлипидемия за счет ТГ, ФЛ, эХОЛ [13, 20]. К маркерам трофотропной стадии (реакции) относятся: избыточная масса тела, ваготония, лейкопения, нейтропения, лимфоцитоз, гиперсекреция глюкокортикоидов, инсулина и минералокортикоидов, гипогликемия, гипоальбуминемия, гиперлипидемия за счет ТГ, свободных жирных кислот, холестерина и ФЛ. Показано, что при нарастании дислипидемии, инсулинорезистентности и глюкозотолерантности возникает гиперинсулинемия,стимулируется симпатическая нервная система, усиливается образование катехоламинов и глюкокортикоидов. Авторы утверждают, что гипотрофия и ожирение являются проявлениями различных стадий хронического стресса [5, 12-14, 20] (табл. 3).

Таблица 3 Классификация хронического стресса [20]

СтадииМаркерыФазы
ЭрготропнаяДефицит массы тела, симпатикотония, лейкоцитоз, нейтрофилез, лимфопения, гиперсекреция глюкокортикоидов, минералокортикоидов и инсулина, гипергликемия, гиперлипидемия за счет триглицеридов, фосфолипидов и эфиров холестеринаНапряженной адаптации
Относительной компенсации
Декомпенсации
ТрофотропнаяОжирение, ваготония, лейкопения, нейтропения, лимфоцитоз, гипосекреция глюкокортикоидов, гиперсекреция минералокортикоидов и инсулина, гипогликемия, гипоальбуминемия, гиперлипидемия за счет триглицеридов, холестерина и свободных жирных кислот

Таблица 4 Основные клинические формы экопатологии у детей по Ю.Е. Вельтищеву [9]

Клинические вариантыПроявления экопатологии
Синдромы экологической дезадаптации или общей экогенной (химической) сенсибилизации, в том числе синдром нездоровых зданий, синдром ирритации (бронхиальной, кишечной), парааллергияУтомляемость, функциональные нарушения ЦНС, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта. Вегетативная дистония, сердечные аритмии, неврологические реакции. Патология ЛОР-органов (носовые кровотечения, гиперплазия миндалин, назальная гиперсекреция). Анемия. Бронхообструктивный синдром. Повторные ОРВИ, бронхиты, пневмонии. Замедление темпов физического, нервно-психического, полового развития. Артралгия. Повышенная чувствительность ко многим ксенобиотикам (полиаллергия)
Синдром специфической низкодозовой химической гиперчувствительностиНедостаточность местного и системного иммунитета, респираторные аллергозы, бронхиты, пневмонии, аутоаллергические заболевания, проявления кожной и органной реакции гиперчувствительности замедленного типа. Гиперчувствительность к конкретным химическим веществам
Синдром низкодозовой радиационной гиперчувствительностиВторичный иммунодефицит, лимфаденопатия, хроническая патология ЛОР-органов. Аномалии поведения. Невротические реакции
Хроническая ксеногенная интоксикацияТоксические энцефалопатии, нефропатии, гепатопатии, остеопатии, гипопластическая анемия, вторичные иммунодефициты. Накопление ксенобиотиков в организме
Хронические болезниРазличные классы хронических болезней: воспалительные, дегенеративные, атипично протекающие, резистентные к проводимой терапии. Диатезы
Особые социально значимые болезни, состояния и последствияПроявления доминантно наследуемых болезней у детей клинически здоровых родителей (новые генные мутации), большинство хромосомных болезней, врожденные пороки развития, канцерогенез, новые экологические заболевания у детей (болезни Ю-Шо, Ю-Ченг и т.п.), репродуктивные потери. Инвалидность
Синдром множественной химической чувствительностиПолисимптомное экологически обусловленное заболевание, вызванное воздействием факторов окружающей среды малой интенсивности. При этом нарушаются процессы адаптации организма к действию разных факторов на фоне наследственной или приобретенной повышенной индивидуальной чувствительности к химическим веществам

Источник

Адаптационный синдром

концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления. картинка концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления. концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления фото. концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления видео. концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления.

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

В научной литературе адаптационный синдром характеризуется как комплекс изменений, которые несвойственны для человека, но проявляются при воздействии на организм различного рода сильных раздражителей или факторов, которые причиняют ему вред.

концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления. картинка концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления. концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления фото. концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления видео. концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления.[1], [2], [3]

Код по МКБ-10

Эффекты глюкокортикоидов при общем адаптационном синдроме

Глюкокортикоиды – гормоны, что выделяются в процессе активной работы коры надпочечников. Их роль крайне важна в функционирования организма во время адаптационного синдрома. Они исполняют защитную функцию, которая проявляется в понижении степени проницаемости сосудов, что предотвращает уменьшение уровня АД при негативных раздражителях. Снижая проницаемость мембран клеток и лизосом, глюкокортикоиды препятствуют их повреждению во время травм и при отравлениях. Также благодаря ним повышается уровень энергетического ресурса организма, поскольку эти гормоны принимают активное участие в регуляции углеводго обмена.

Но не всегда глюкокортикоиды полезны, они имеют и повреждающее действие. Они приводят к разрушению лимфоидной ткани, что провоцирует развитие лимфопении. Это сказывается на выработке антител. Поэтому случается, что физически здоровые люди начинают чаще болеть.

Чтобы не столкнуться с таким неприятным состоянием как адаптационный синдром необходимо проводить профилактику стресса, а именно заниматься спортом, закаливать организм, посещать аутотренинги, откорректировать рацион питания, уделить внимание любимому занятию. Данные методы помогут корригировать ответную реакцию организма на психические раздражители, травмы, инфекции. Процесс лечения зависит от стадии синдрома. На первом этапе применяются гидроэлектрические растворы. На втором – назначают соли калия и гидрокортизон. На стадии истощения потребуется восстановление процесса кровообращения, поэтому используют сердечнососудистые аналептики.

концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления. картинка концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления. концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления фото. концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления видео. концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления смотреть картинку онлайн. смотреть картинку концепция общего адаптационного синдрома рассматривается в рамках какого направления.[4], [5]

Стресс и адаптационный синдром

Адаптационный синдром является реакцией организма на стресс. Специалистами были установлены факторы, которые предрасполагают к развитию данной патологии:

Причиной появления адаптационного синдрома может стать травма, перепад температуры, физические нагрузки, инфекция и прочее. Среди главных признаков адаптационного синдрома выделяют: кровотечения в органах пищеварения, усиленная работа и увеличение размеров коркового слоя надпочечников, с повышенным выделением гормональных веществ, инволюция вилочковой железы и селезенки, снижения выработка клеток крови. Диагностировать адаптационное расстройство можно и по таким критериям:

Избежать появления адаптационного синдрома можно естественным путем. Даже специалисты назначают медикаментозное лечение как последнюю меру. Необходимо выработать механизм психологической защиты, основная функция которого заключается в выработке сознательных психологических барьеров от негативных эмоций и факторов, что травмируют психику.

Общий адаптационный синдром Селье

Известный физиолог, патолог и эндокринолог Ганс Селье выдвинул теорию, что у людей проявляются неспецифические физиологические реакции организма на стресс. Совокупности этих реакций он дал название – «общий адаптационный синдром». Ученый определил, что данное проявление представляет собою усиленное приспособление организма к изменениям в условиях среды обитания, за счет включения специальных механизмов защиты.

Стадии адаптационного синдрома

В адаптационном синдроме было выделено три фазы:

Источник

адаптационный синдром

Полезное

Смотреть что такое «адаптационный синдром» в других словарях:

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — (общий адаптационный синдром) совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности… … Большой Энциклопедический словарь

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — общий адаптационный синдром, совокупность изменений, возникающих в организме при состоянии стресса. У человека и высших животных выделяют три фазы А. с: тревоги, сопротивления и истощения. Для фазы тревоги первичного ответа организма на действие… … Биологический энциклопедический словарь

Адаптационный Синдром — комплекс реакций адаптации организма живого организма в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия (стрессоры ). Совокупность признаков, характер … Психологический словарь

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — (от лат. adaptare приспособлять) англ. adaptation syndrom; нем. Adaptationssyndrom. Совокупность защитных реакций человека при стрессе. В А. с. различают стадии: тревоги (мобилизация защитных сил), приспособления к трудной ситуации… … Энциклопедия социологии

Адаптационный синдром — суммация приспособленных реакций организма человека или животных, которая носит общеиммунный характер и возникает как защитная реакция в ответ на неблагоприятное воздействие. В эволюции А.с., как правило, выделяют три стадии: А это стадия тревоги … Словарь черезвычайных ситуаций

Адаптационный синдром — АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ, совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

адаптационный синдром — (общий адаптационный синдром), совокупность защитных реакций организма человека или животного (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности… … Энциклопедический словарь

Адаптационный синдром — общий адаптационный синдром, совокупность общих защитных реакций, возникающих в организме животных и человека при действии значительных по силе и продолжительности внешних и внутренних раздражителей; эти реакции способствуют… … Большая советская энциклопедия

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — (общий адаптационный синдром), совокупность защитных реакций организма человека или животного (преим. эндокринной системы) при стрессе. В А. с. различают стадии тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к трудной… … Естествознание. Энциклопедический словарь

АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ — См. общий адаптационный синдром … Толковый словарь по психологии

Источник

Адаптивность человека

Оглавление

1. Психологические особенности адаптации человека

За годы существования психологической мысли сложились различные подходы к пониманию сущности феномена адаптации.

Психофизиологические концепции адаптационных процессов. В соответствии с концепцией общего адаптационного синдрома Г. Селье под воздействием определенных стрессоров в целостном организме протекают так называемые адаптационные реакции. Адаптационный синдром, по Г. Селье, имеет стадиальный характер (стадия тревоги с мобилизацией защитных сил; стадия сопротивляемости, или стабилизации, — повышенной устойчивости организма к воздействию неблагоприятных воздействий; стадия истощения).

Эволюционно-когнитивные схемы адаптации. Тезис о существенной роли интеллектуальных структур в развитии процессов адаптации разделяется большинством авторов. Прежде всего, данный подход разрабатывался в теории когнитивного развития Ж. Пиаже. В соответствии с данной теорией организация умственной деятельности, развиваясь от простейших двигательных координации до абстрактно-логических рассуждений и формирования на этой основе гипотез, обеспечивает решение проблемы адаптации индивида.

Отстаивая и развивая тезис об адаптивной природе интеллекта, Ж. Пиаже подробно описывает два основных механизма, способствующих приспособлению человека к условиям окружающей среды, — это ассимиляция и аккомодация. Под ассимиляцией Пиаже понимает совокупность интеллектуальных действий индивида, направленных на включение факторов окружающей среды в уже сложившиеся у него когнитивные структуры. Аккомодация представляет собой противоположный процесс воздействия среды на субъект, когда он направляет собственную активность на изменение уже сформировавшихся когнитивных структур, изменяет действия и представления в соответствии с новыми обстоятельствами.

Исходя из этого, Пиаже определяет адаптацию как равное соотношение этих двух векторов интеллектуальной активности индивида.

Развивая идеи Пиаже, У. Найссер делает акцент на непрерывной динамике когнитивных навыков, которые претерпевают систематические изменения. При помощи многочисленных экспериментов показано, что совокупность когнитивных схем позволяет субъекту полнее отражать и, следовательно, приспосабливаться к экологически более важным факторам внешней среды. Развитие когнитивных схем инициируется и сопровождается как внешней исследовательской активностью, так и внутренним переструктурированием.

Двухфакторную модель интеллекта отстаивает Р. Кеттелл. В соответствии с этой концепцией он рассматривает интеллектуальные модели адаптации, которые обеспечиваются за счет двух основных факторов — текучего и кристаллического интеллектов. Если текучий интеллект позволяет легче отражать и перерабатывать новые отношения и зависимости, то кристаллический интеллект, формирующийся онтогенетически более поздно, аккумулирует уже сложившиеся ранее когнитивные схемы адаптации человека.

Рассматривая интеллектуальное обеспечение процессов адаптации в сложной практической деятельности, Д. Н. Завалишина выделяет ключевые «измерения», которые позволяют дифференцировать множество проблем. Одним из таких измерений является измерение — оппозиция «адаптивный — творческий», которое обусловливает четыре типа постановки проблематизации деятельности и саморазвития:

— прогрессивно-творческий тип, для которого характерна постановка широкого спектра перспективных, обобщенных задач оптимизации труда и собственного саморазвития;

— адаптивно-репродуктивный тип, где в основе проблематизации лежит стереотипизация, то есть упрощение актуальных ситуаций и сведение их к известным из прошлого опыта;

— адаптивно-активационный тип, который наряду со стереотипизацией использует такой способ проблематизации, как искусственное усложнение ситуации, создание квазипроблем;

— адаптивно-деформирующий тип, в основе которого лежит невозможность комфортного существования вне «точки» своей профессии, что является следствием неправомерной аксиологизации субъектом средств, условий и т. п. своей профессиональной деятельности

2. Поведенческие подходы к адаптации личности

Адаптацию бихевиористы определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды — с другой полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б) процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.

Адаптация как процесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений в организме путем применения действий (реакций, ответов), соответствующих данной ситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики и использовании собственно психических механизмов адаптации в этом сугубо бихевиористском определении нет речи.

Другой классик бихевиоризма, К. Халл, предложил рассматривать поведение субъекта как саморегулирующийся механизм. В рамках данного подхода выделяются два принципиальных, «но близко связанных способа эффективной поведенческой адаптации»: первый из них обеспечивает адаптивные поведенческие решения в кратковременных ситуациях, которые являются достаточно простыми и поэтому не требуют сложного реагирования; второй способ поведенческой адаптации представляет, по мнению К. Халла, «одно из наиболее впечатляющих достижений эволюции» — когда организм самостоятельно формирует системы приспособительных поведенческих актов в достаточно сложных ситуациях. Второй способ лежит в основе такого вида социального поведения, как научение.

Рассмотрение психологических механизмов, обеспечивающих адаптивное поведение, позволило А. Бандуре, развивающему так называемую теорию социального научения, ввести понятие «самоэффективность». В соответствии с этим подходом успешность формирования адаптивного поведения, его длительность во многом зависит от того, насколько сам субъект адаптации уверен в своих способностях и верит в успешность своих действий.

В историко-психологическом плане, в исследовании проблемы социальной адаптации можно выделить (правда, с некоторой условностью) четыре направления.

Согласно интеракционистской концепции адаптации, которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптации обусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами. «Эффективной адаптацией личности» интеракционисты называют разновидность адаптации, при достижении которой личность удовлетворяет минимальным требованиям и ожиданиям общества.

Согласно Л. Филипсу, адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды, а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый в соответствии со своим возрастом и полом. Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к тем требованиям (нормам), которые общество предъявляет к поведению личности; б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себя направление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.

В этом определении содержится идея активности личности, творческом и целеустремлённом, преобразующем характере ее социальной активности.

Следует отметить еще одну важную особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этого направления социальной психологии проводят различие между адаптацией и приспособлением. Так, например, Т. Шибутани пишет: «Адаптация относится к более стабильным решениям — хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам, которые кристаллизуются путем последовательного ряда приспособлений».

Второе направление в основном связано с психоаналитическими концепциями взаимодействия личности и социальной среды. В целом в рамках этого направления социальная адаптация трактуется как результат, выражающийся в гомеостатическом равновесии личности с требованиями внешнего окружения (среды). Содержание процесса адаптации описывается обобщенной формулой: конфликт — тревога — защитные реакции.

Психоаналитическая концепция адаптации специально разработана немецким психоаналитиком Г. Гартманном, хотя вопросы адаптации широко обсуждаются во многих работах 3. Фрейда, а механизмы и процессы защитной адаптации рассмотрены в работе Анны Фрейд.

Адаптация, согласно Г. Гартманну, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я. Г. Гартманн включает сюда такие явления, как страх перед реальностью, защитные процессы в той мере, в которой они приводят к «нормальному» развитию, сопротивление, вклад защитных процессов в перемещение целей инстинктивных влечений.

Г. Гартманн и другие психоаналитики проводят различие между адаптацией как процессом и адаптированностью как результатом этого процесса. Хорошо адаптированным психоаналитики считают человека, у которого продуктивность, способность наслаждаться жизнью и психическое равновесие не нарушены. В процессе адаптации активно изменяются как личность, так и среда, в результате чего между ними устанавливаются отношения адаптированности.

Психоаналитики большое значение придают социальной адаптации личности. Г. Гартманн отмечает, что задача адаптации к другим людям встает перед человеком со дня его рождения. Он адаптируется также к той социальной среде, которая частично является результатом активности предыдущих поколений и его самого. Структура общества, процесс разделения труда и место человека в обществе в совокупности определяют возможности адаптации, а также (частично) и развитие Я. Структурой общества, частично с помощью обучения и воспитания, определяется, какие формы поведения с большей вероятностью обеспечат адаптацию.

третье направление исследований социальной адаптации представлено работами, в которых в качестве цели адаптации рассматривается достижение позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом предполагается развитие у адаптирующегося индивида определенных необходимых личностных качеств. В этом подходе (Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл) критикуется понимание адаптации в рамках гомеостатической модели. В противовес идее гомеостаза, выдвигается положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Состояние оптимальности трактуется как динамическое. То есть возможно его нарушение, при котором актуализируется стремление к его достижению вновь, но уже, может быть, на ином (более высоком или более низком) уровне. Процесс адаптации в данном подходе описывается формулой: конфликт — фрустрация — акты приспособления. Причем конфликт возникает при рассогласовании реальности не с любыми потребностями личности вообще, а лишь тогда, когда фрустрируются фундаментальные, базальные потребности личности. К их числу А. Маслоу относит физиологические потребности, потребность в безопасности, аффилиативные потребности (потребность в принадлежности к группе, в общении), потребность в уважении, признании, любви и потребность в самоактуализации.

Когнитивный подход к проблеме взаимодействия личности и среды. Еще один подход в исследовании социальной адаптации связан с концепциями «когнитивной психологии» личности. Формула та же: конфликт — угроза — реакция приспособления. Однако содержание ее иное. Предполагается, что если в процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам, возникает рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации. Это расхождение (когнитивный диссонанс) и переживается как состояние дискомфорта (угроза). Угроза, в свою очередь, стимулирует личность к поиску возможностей снятия или уменьшения когнитивного диссонанса.

3. Факторы трудовой адаптации

Факторы трудовой адаптации – это условия, влияющие на течение, сроки, темпы и результаты этого процесса. Среди них можно выделить как объективные, так и субъективные факторы.

Объективные (в трудовой организации это факторы, связанные с производственным процессом) – факторы, которые в меньшей степени зависят от работника (уровень организации труда, механизации и автоматизации производственных процессов, санитарно-гигиенические условия труда, размер коллектива, расположение предприятия, отраслевая специализация и т.д.).

К субъективным (личностным) факторам относятся:

– социально-демографические характеристики работника (пол, возраст, образование, квалификация, стаж работы, социальное положение и т.д.);

– социально-психологические (уровень притязаний, готовность трудиться, практичность, быстрота ориентации в производственной ситуации, способности самоконтроля и умения распределять свои движения и действия во времени, коммуникабельность и т.д.);

– социологические (степень профессионального интереса, материальной и моральной заинтересованности в эффективности и качестве труда и т.д.).

Интегрированным субъективным показателем успешной трудовой адаптации можно считать общую удовлетворенность работника трудом, морально- психологическим климатом в коллективе. Как видно, в процессе производственной адаптации не последнее место занимает личностный потенциал работника. Это совокупность черт и качеств работника, которые формируют определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. Наряду с перечисленными характеристиками важное место занимают знания, образование, опыт. Необходимо по-настоящему использовать свой опыт и делать выводы на будущее. В частности, по всем этим критериям можно судить и об уровне адаптации.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *