компрессия на самокате какая лучше
Компрессия на самокате какая лучше
Компрессия и хомуты
Система фиксации рулевой стойки к вилке — оплот стабильности и безопасности как кикскутера, так и райдера. Компрессии самоката для трюков нужно уделить особое внимание при выборе деталей для сборки. Начинать собирать кастом советую именно с нее.
На профессиональные трюковые самокаты ставят 2 вида компрессии:
SCS (Standart Compression System)
HIC (Hidden Internal Compression)
1. Стандартная компрессионная система SCS
Используется в профессиональных самокатах чаще других, считается максимально устойчивой к прыжкам и тяжелым приземлениям, самой надежной и универсальной. Руль в системе фиксируется двумя верхними болтами хомута, вилка — двумя нижними.
scs компрессионная система самоката
Система компрессии SCS, в которую входит хомут, проставка, болты и ромашка.
Несмотря на вес, SCS лидирует в профессиональных экстремальных скутерах из-за безотказности при drop-in, backflip, да и при отработке барспина новичками по сотне раз на дню нужно хорошее сжатие.
Компоненты SCS: стандартная вилка (SCS, HIC или IHC с проставкой) с ромашкой, хомут на 4 болта, компрессионный болт с шайбой.
Это единственная компрессия, для которой нужны рули без пропила, создающая максимально возможное сжатие из всех. Не требовательна в обслуживании.
Отличия в SCS-зажимах:
В стандартные зажимы входят рули Oversize 34,9 мм (негабаритные) и Standart 31,8 мм с проставкой. Высота хомута 3-4″.
В облегченные (Baby SCS) входят только рули Standart, высота 3″.
2. Компрессионная система HIC
Совместима со всеми вилками HIC/SCS и стальными барами Oversize. Имеет свои плюсы и минусы: преимущество в простоте установки, соотношении цена-долговечность и в небольшом весе. Недостаток HIC в необходимых под нее пропилах в руле — это слабое место самой нагружаемой связки в самокате. Негабаритный руль, проставка и некомплектный хомут тоже могут быть ограничивающим фактором при выборе комплектующих под эту компрессию.
Особенности компрессии HIC:
Совместима с негабаритными рулями с пропилом;
Хомуты на два, три и четыре болта;
Под вилки HIC/SCS (с проставкой);
Нужен специальный ключ для установки.
Как выбрать надежный трюковый самокат или все, что нужно знать о системах компрессии
При выборе самоката принято обращать внимание на максимальные нагрузки, то есть вес пользователя, который он выдержит, высоту расположения руля, материалы изготовления или даже класс подшипников в колесах. Но когда речь идет о трюковых моделях, где общие требования к надежности и износоустойчивости «на максималках», опытные райдеры всегда интересуются видом используемой компрессии. Для новичка это лишь аббревиатура из трех английских букв, причем некоторые из них повторяются, что только добавляет путаницы. Чтобы ее избежать, мы расскажем вам, что такое компрессия, какие виды систем встречаются и какому варианту стоит отдать предпочтение.
Что такое компрессия?
В трюковом самокате системой компрессии называют совокупность деталей, с помощью которых руль фиксируется к вилке и сжимает подшипник, расположенный в деке (в так называемом рулевом стакане или просто рулевой).
Для лучшего понимания следует хотя бы в общих чертах разбираться в конструкции самоката:
Конструктивные элементы трюкового самоката. |
Так, спереди дека переходит в рулевую (или рулевой стакан). Внутри нее располагаются подшипники, которые отвечают за передачу вращения с руля. Снизу сквозь подшипники проходит вилка, сжимая их, чтобы исключить люфты, но и не мешать плавному вращению. Сверху к вилке присоединяется рулевая стойка. Собственно для объединения всех этих компонентов (рамы, вилки и руля) в одной целое и нужна система компрессии.
Она непосредственно влияет на надежность, износоустойчивость и общий вес самоката, а также плавность и скорость вращения руля. Последний аспект не менее важен, чем общая надежность, ведь в трюковом самокате рулевая стойка обязательно вращается на 360 градусов, а эта особенность используется при выполнении большинства трюков. Частые вращения не должны приводить к расшатанности, скрипам или хрусту в рулевой стойке.
Иногда компрессию отождествляют с хомутом, то есть зажимом на болтах. Но это лишь одна из деталей системы, расположенная снаружи рулевой стойки.
Хомут самоката на 2 болтах. |
Хомут зажимает руль и вилку на самокате, а внутри скрытыми от взора остаются другие элементы компрессии, в том числе болты с шайбами, компрессионные колбы, ромашки, кольца против люфта и прочие соединительные компоненты.
Компрессионная система считается расходным материалом, который по истечению срока службы нуждается в замене. Но, во-первых, у разных видов компрессии отличается уровень надежности и общая долговечность. Во-вторых, продлить рабочий ресурс установленной у вас системы позволяет техническое обслуживание (подтягивание ослабленных болтов, смазка рулевых подшипников и т.д.). С помощью такого сервиса можно замедлить скорость износа. Но если даже после обслуживания люфты и/или скрипы в руле остаются, то рекомендуется замена компрессии.
Сегодня в спортивных самокатах применяют 5 видов компрессии, а именно:
Разберем особенности каждой системы подробнее.
Резьбовая компрессия
Это наиболее простая и доступная система. Вилка здесь предусматривает резьбу и фиксируется на гайки. Руль держится за счет хомута. Еще одной характерной особенностью данной компрессии зачастую является применение не интегрированных (то есть не герметичных) подшипников, тогда как в других системах применяются интегрированные (закрытые). Последние не требуют смазки и меньше подвержены износу, поскольку на них не попадает пыль, грязь, влага.
Резьбовая компрессия проста и доступна, но не очень надежна. |
Используется резьбовая компрессия на бюджетных трюковых моделях, а также на классических самокатах. Основой плюс — доступность. Но минусов больше:
Резьбовую систему стоит рассматривать только новичкам и то, если вы еще не уверены в том, что трюковое катание — это ваше.
Компрессия ICS
Это одна из самых легких систем, которая была достаточно популярной и активно используемой раньше, но сейчас вытесняется конкурентами.
Компрессия ICS максимально легкая. |
Такая компрессия в плане надежности лучше, чем резьбовая. Здесь используются интегрированные подшипники и вилка со специальным установочным отверстием под болт, а в руле расположен специальный якорный крепеж — «ромашка», позволяющая соединить в одно целое все элементы. С наружной стороны фиксируется хомут, зажимающий рулевую стойку и поддерживающий компрессию.
ICS — это сокращение от Inverted Compression System, что переводится как перевернутая система. Соответственно и первичное соединение, и затягивание компрессионного болта (а он тут периодически ослабляется) осуществляется снизу. Для этого придется снимать переднее колесо, что увеличивает трудоемкость обслуживания. К тому же в некоторых моделях компрессионный болт укороченный, так что для удобного доступа к нему потребуется удлиненный шестигранник.
Самокаты с ICS отличаются небольшим весом, благодаря чему подходят ценителям паркового стиля катания — для выполнения трюков на специальных рампах, разгонках и т.д. Стоит учитывать, что популярность этой компрессии снижается, а значит поиски запчастей или новой системы целиком могут стать проблемой.
Компрессия SCS
Такая система считается наиболее надежной и долговечной сегодня, но в то же время и самой увесистой (тяжелой).
Компрессия SCS является символом надежности для трюковых самокатов. |
Эта компрессия включает в себя:
Еще одним важным отличием Standart Compression System выступает использование рулей без пропила. Получается, что рулевая стойка лишена одного из самых хрупких элементов, соответственно риски трещин, деформаций или разлома здесь минимальны.
При поисках запчастей для SCS нужно учитывать, что встречаются разные зажимы по диаметру. Стандартные хомуты рассчитаны на рули с диаметром 34.9 мм (oversized) и 31.9 мм (standard), поскольку комплектуются специальной проставкой для увеличения толщины. Также встречаются облегченные зажимы SCS, которые подходят исключительно для стандартных рулей 31.9 мм.
Самокаты с SCS рекомендованы опытным райдерам и всем тем, кто рассчитывает на надежного «долгожителя». Такая компрессия лучше других выдерживает «мясное» стритовое катание: трюковую езду в различных городских локациях, вроде ступенек, бордюров, перил, уличных парапетов и т.д. Правда, и стоят самокаты с SCS, как правило, дороже аналогов.
5 видов систем компрессии трюковых самокатов: какая лучше?
Многие начинающие райдеры с трудом могут разобраться в вопросе выбора системы компрессии для своего трюкового самоката. Это действительно сложно для понимания на первое время. Мы специально создали данный материал, в котором рассмотрим 5 наиболее распространённых видов компрессионных систем, используемых в трюковых самокатах.
Что такое компрессия?
В копрессионную систему входит:
В стакане деки установлены рулевые подшипники и через них проходит вилка. Ход вращения вилки как раз и задаётся рулевыми подшипниками. Рулевые подшипники, в свою очередь, делятся на два вида:
Любая компрессионная система требует технического обслуживания и изнашивается с разной скоростью. Из-за этого компрессия является расходником и требует замены комплектующих.
Перетянутая или необслуженная компрессия изнашивается в разы быстрее. Запомни!
Если твою катку сопровождают люфт, хруст или скрип в районе переднего колеса, а подтягивание хомута и закручивание вилки ничего не даёт, то скорее всего пора менять рулевые подшипники.
1. Компрессия на основе резьбовой вилки
2. ICS (Inverted Compression System)
Данная система является более сложной и состоит из следующих компонентов:
У системы ICS компрессионный болт закручивается снизу вверх. В руле установлена «ромашка» (крепёжное изделие с резьбовым отверстием). Чтобы закрутить Псистему необходимо снимать переднее колесо, поэтому процесс настройки становится несколько трудозатратным. Плюс понадобится специальный длинный шестигранный ключ. А для того, чтобы руль не прокручивался он зажимается двухболтовым зажимом, но для этого в руле должен быть пропил.
Для некоторых рулей компрессионная «ромашка» устанавливается уже на заводе изготовителе. Для других её приходится покупать отдельно и ставить самому.
Есть отличия между различными типами ромашек и болтов у производителей. Например, бренд Ethic использует утолщённые 10 мм болты и ромашки. Основной плюс ICS – небольшой вес в сравнении с другими зажимами. Но, её приходится регулярно подтягивать.
Эта система была популярна на заре развития трюковых самокатов, но сейчас её популярность сходит на нет.
3. SCS (Standard Compression System)
Данный комплект компрессии включает в себя следующие элементы:
В вилках под SCS имеется резьба для болта. После установления рулевых подшипников и вилки в стакан деки сверху одевается четырёхболтовый хомут. Внутри зажима надо расположить «блинчик» (шайбу) и в него закрутить компрессионный болт. После вставить руль, выровнять его с колесом и зажать зажим.
Для данной системы характерно усвоить несколько правил. Чтобы руль прочно закрепить верхней половинкой хомута необходимо, чтобы в руле не было пропила. Большинство рулей под SCS продаётся без пропила, но если он есть, то стоит обрезать часть руля с пропилом или вставить внутрь что-нибудь подходящее по диаметру. Например, можно взять кусок старой вилки от самоката или воспользоваться специальным SCS адаптером. Это нужно для того, чтобы при закручивании болтов компрессии на хомуте нижняя часть руля не деформировалась от приложенного усилия.
Не все рули подходят под все SCS по диаметру. Это нужно знать, чтобы не покупать неподходящие запчасти под свой кастом.
Это надёжнейшая система крепления, но при этом она имеет самый большой вес.
4. HIC (Hidden Internal Compression)
Включает в себя следующие компоненты:
Вилки под HIC могут использоваться с системой SCS в том числе, если вместо HIC проставки поставить SCS зажим. Многие вилки под HIC идут без HIC проставки в комплекте. В таком случае тебе просто необходимо докупить её отдельно.
Плюс этой системы в том, что она имеет меньший, чем у SCS системы, вес при практически равной надёжности. Минусами можно считать то, что в руле требуется пропил и эта система не является популярной среди производителей, поэтому количество доступных моделей рулей под HIC компрессию мало.
5. IHC
После прочтения статьи ты должен понимать какую систему для трюкогового самоката тебе нужно купить, чтобы она удовлетворяла твои потребности, а также, чтобы просто подошла на твой кастом.
Компрессии для трюковых самокатов
Виды компрессий для трюковых самокатах
Разберемся что это такое и какие бывают. Так же выделим плюсы и минусы каждой. И затронем описание того из чего они состоят, как обслужить или заменить.
Резьбовая компрессия.
Большинство райдеров не считают эту компрессионную систему, компрессией. Но все таки это она и есть. Основная идея этой системы сжатия заключается в том, что вилка имеет резьбу. По этой резьбе вы закручиваете гайку и контргайку по резьбе вилки, пока контргайка не опустится на пыльник зафиксировав компресию. Гайка и контргайка должны быть затянуты не ровно друг к другу, а немного ребром друг к другу для измежания постепенного ослабления. Если вы затянете рулевую не достаточно сильно, то во время езды и выполнения трюков она еще больше ослабнет и появится люфт. Это компрессия перешла на трюковые самокаты от обычных городскх самокатов и велосипедов.
Pro мнение о рулевой:
— встречается на большинстве самиках начального уровня с цениом до 6 тыс. руб и ниже. Эта дешевая рулевая делает комплит дешевым и следовательно удобным для клиента с небольшим бюджетом.
Более детальный разбор.
Многие уловили сходство данной компрессии с велосипедной и те кто разбирался с ней не возникнет вопросов и с этой.
На фото мы видим: чашки, открытые насыпные подшипники, кольцо анти-люфт, кольцо под нижний подшипник, пыльник и гайка с контргайкой.
Необходимо, когда у Вас засвистела, захрустела либо ослабла рулевая и появился люфт*.
*Руль шатается вперед и назад.
Ваши действия:
3) Открутить гайки. (Необходим разводной ключ)
4) Снять кольцо анти-люфт.
5) Вытащить вилку и убедиться что шток вилки прямой.
6) Вынуть из чашек насыпные подшипники (так же убедиться что с ними все хорошо) при необходимости промыть и заного смазать**.
**Подойдет литол, но не WD40!
7) Обратно вставляем подшипники.
8) Устанавливаем кольцо анти-люфт.
9) Закручиваем гайку и контргайку.
10) Устанавливаем руль и катаемся.
З.Ы.: В случае выхода из строя данной рулевой, советуем перейти с нее на рулевую с чашками с закрытыми пром. подшипниками, так же ее называют полу-интегрированной.
Дает идеальное вращение руля на 360° без хруста и скрипа.
Как установить? В принципе ничего сложного в этом нет.
Вам понадобится минимум инструментов и терпение.
В первую очередь Вам понадобится разобрать старую и снять чашки (самое сложное).
Чашки мы сняли, нужно установить новые.
Важно! Устанавливаем фаской под 45° вниз чашки.
Как правило подшипник встает в чашку с трудом и это хорошо. Помогаем подшипнику встать не сильным постукиванием резинового молотка с одного, а после другого края (если нет резинового подойдет обычный, но наносим удары через книжку, досочку и т.д.)
Все самое сложное мы сделали, теперь вставляем вилку и между штоком вилки и подшипником устанавливаем кольцо анти-люфт.
Накидываем пыльник и фиксируем рулевую гайкой с контргайкой. Одеваем руль и идем кататься.
Компрессия IHC была разработана самокатным брендом Blunt Envy.
Необходимо, только когда у Вас ослабла рулевая и появился люфт*.
*Руль шатается вперед и назад.
Ваши действия:
В большинстве случаев достаточно подтянуть компрессионный болт или поправить кольцо анти-люфт.
Если не помогло, то пересобирите полностью Вашу рулевую.
Ослабьте зажим, снимите руль. Выкрутите компрессионный болт. Снимите крышечку и колбу Shim. После снимаем пыльник, вилка у нас выпадает из рулевого стакана. Снимаем подшипники и осматриваем их.
З.Ы.: Верхний подшипник разбивается бвстрее нижнего, поэтому при необходимости вы можете их махнуть местами и какое то время покатать на старых.
Теперь собираем обратно, установили промы. Вставили вилку. Между вилкой и подшипником устанавлваем кольцо анти-люфт и придерживая его одеваем пыльник и накидываем колбу, сверху кладем крышечку и стягиваем компрессионным болтом.
И помните: Лучше чуть претянуть, чем не дотянуть. Во время катки компрессия сама чуть ослабнет и даст отличное вращение руля.
Подходят только стальные негабаритные рули!
Система сжатия HIC была создана Кори и Кэри Мосбрукер, владельцы компании Rad Scooter в Сиэтле, штат Вашингтон.
Минусы:
— не возможность использования габаритных и алюминиевых рулей.
— Руль должен иметь пропил, чтобы позволить зажиму зафиксировать руль на вилке. Пропил самое хрупкое место вашего руля, более того, помимо прочных стальных рулей, есть алюминиевые изначально менее надежные рули. Помните, рули с пропилами могут не пережить мясного катания, они могут согнуться, треснуть, снапнуть по пропилу.
Обслуживание и установка.
Один в один как и в компрессии IHC, т.е. ничего сложного.
Компресию SCS была создана Эндрю Бруссардом, владельцем Proto Pro Scooters. SCS переводится как Standart Compression System. На фото выше показан четырехболтовый зажим. Но это не просто зажим. В него встроена система сжатия. Нижняя часть зажима имеет внутренний диаметр, который соответствует любой стандартной вилке SCS. А рехняя часть для фиксации руля. С данной компрессией В ы можете использовать стальные габаритные рули с любым зажимом SCS, а так же есть зажимы SCS для которых без проблем подойдут негабаритные Oversize и алюминиевые рули. В комплекте с зажимом всегда идет проставка, ее вставляют между зажимом и рулем, для возможности фиксации стальных габаритных рулей. Блинчик лежит на уступе, уступ делают с помощью механической обработки в центре внутренностей зажима. Компрессионный болт проходит через блинчик и вкручивается в Вашу вилку. Поскольку вилка или компрессия не прячится внутри руля, Вам потребуется руль без пропила. В зажиме как правило 4 болта. 2 для фиксации руля, и 2 для того чтобы зажать вилку и зафиксировать компрессию.
Pro мнение о рулевой:
— Лучшая компрессия для трюкового самоката. Прощайте пропилы! И это означает что Ваш руль не снапнет по пропилу и будет долгожителем.)
— Прям очень долго живет. Требует минимум обслуживания.
— С самиком на этой компрессии легко путешествовать. Только и надо снять руль, а все остальное остается собранным.
В данной статье Я охватил все самые популярные системы компрессии которые были выпущены для райдеров.
Не спорю, что существует еще несколько, но они уже не стречаются, по этому и писать о них смысла нет.
Если у вас есть какие-либо вопросы, дайте Мне знать в комментариях!
Как выбрать трюковой самокат?
Вес большинства трюковых самокатов около 4 килограмм.
Диаметр колес
От диаметра колеса зависит скорость, маневренность и устойчивость:
Типы колесных дисков
Пластиковые диски легче алюминиевых. Сами колеса немного мягче, но менее надежны, чем алюминиевые.
Алюминиевые диски тяжелее, но прочнее и жестче. И ехать на них получается быстрее.
Высота и ширина руля
Ширина руля самоката выбирается пропорционально ширине плеч райдера. Кроме того, размеры руля зависят и от стиля катания:
В стрите предпочитают высокие и широкие рули;
В парке используют рули ниже и уже;
Примерные значения соотношения высоты руля и роста райдера приведены в таблице ниже. Они не универсальны, кому-то лучше на руле повыше, а кому-то для трюков комфортнее низкие рули. Тем не менее, в качестве рекомендаций таблица подойдет.
Ниже видео с подробным рассказом о подборе высоты руля:
Выбор длины и ширины деки трюкового самоката зависит от размера обуви райдера и стиля катания. Для правильного подбора используйте встаньте на деку и поставьте ноги по диагонали, под углом 45 градусов. Дека подходит если:
Для больших размеров обуви стоит выбрать длинную и широкую деку, и наоборот.
Также размер деки зависит и от предпочтений в катании:
Для парка предпочитают более компактные и узкие деки для выполнения техничных трюков.
Системы компрессии
Резьбовая компрессия
Простая и недорогая система, которая широко используется в самокатах для новичков. Чаще всего резьбовая компрессия вращается не на открытых подшипниках. А значит такой тип компрессии нужно чаще обслуживать. Вилка держится за счет гайки, зажимающей рулевую. Зажимается хомутом; требуется руль с пропилом.
SCS компрессия
Надежная и тяжелая компрессия, из-за этого достаточно дорогая. Хомут держит одновременно и вилку, и руль. Зажимается болтом и якорем, установленным в вилке. Требуется руль без пропила.
KS(ICS) компрессия
Легкая и относительно недорогая система, подходит для большинства рулей и вилок. Якорь устанавливается в руль (ряд рулей поставляются уже с установленным якорем), компрессионный болт проходит через вилку снизу вверх. Хомут фиксирует положение руля на вилке и одновременно поддерживает компрессию, предотвращая люфт. Руль требуется с пропилом.
Система не самая удобная — для затягивания компрессии нужно снимать колесо. Поэтому встречается довольно редко.
HIC(iHIC) компрессия
Компрессия держится с помощью якоря и болта, установленного сверху вниз через проставку (желтая на схеме). Хомут зажимает руль, вилку и проставку. У системы небольшой вес и высокая надежность.
Надеемся, статья объяснила основные моменты выбора самоката. Помните, не бывает “лучших” или “худших” моделей, а бывают подходящие и нет.