команда пахтакор разбилась на самолете в каком году
Тайна гибели футбольной команды «Пахтакор»: История одной из крупнейших авиакатастроф в СССР
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.
Об авиакатастрофе сообщили в СМИ только спустя неделю, да и то вскользь, на последней полосе спортивного издания, в небольшой заметке, где говорилось о похоронах погибших футболистов в Ташкенте. В центральной прессе информации об этом не было. Трагедия не стала бы такой резонансной, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. По мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Команда направлялась на очередной матч чемпионата СССР в Минск, где должна была сыграть с местным «Динамо».
Чудом выжил главный тренер команды Олег Базилевич, который отправился повидаться с семьей и в Минск должен был добираться самостоятельно. Посчастливилось избежать трагедии и массажисту клуба Дворникову: накануне он с друзьями выпил лишнего и опоздал на рейс. А вот один из лучших футболистов команды Михаил Ан за несколько дней до этого получил травму и не должен был лететь, но его уговорили отправиться вместе со всеми за компанию. Случайно попал на рейс и Сирожиддин Базаров – игрок молодежной команды, отпраздновавший накануне свое 18-летие и задержавшийся на сутки в Ташкенте.
Виновными в трагедии признали двух диспетчеров Харьковского центра управления, Николая Жуковского и Владимира Сумского. Оба самолета шли наперерез друг другу на высоте 8400 метров. Старший смены Сергеев на сложный участок направил молодого неопытного диспетчера Жуковского. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты, а на самом деле интервал составлял менее одной минуты. Сумской проверил расчеты молодого коллеги и обнаружил ошибку. Он взял управление на себя и приказал белорусскому лайнеру занять другой эшелон полета (перейти на высоту 9000 метров).
Позже по поводу причин катастрофы выдвигалось несколько версий. По одной из них, трагедия случилась по вине первого лица государства: якобы воздушное пространство в тот день «расчищалось» из-за того, что Брежнев летел на юг. Но, как выяснилось, на тот момент он уже несколько дней находился в Крыму. Незадолго до катастрофы действительно проследовал «литерный» рейс, как называли перевозку высокопоставленных лиц. Для него освободили эшелоны движения, однако никаких дополнительных сложностей это не создало – столкновение произошло через полтора часа после этого.
Тренер Олег Базилевич позже высказал такую версию: « Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться. Просто из-за ошибки диспетчера борт с футболистами залетел в воздушное пространство над каким-то оборонным объектом. ». Этой версии придерживались и некоторые родственники погибших футболистов. Однако в это время военных учений на этой территории не проводили, а рассмотреть оборонные объекты с высоты 8400 метров в условиях облачности вряд ли возможно. К тому же характер повреждений от взрыва существенно отличается от повреждений при столкновении и падении.
Очевидно, все же причиной столкновения послужила ошибка диспетчера: получив невнятный ответ от пилота, он должен был продублировать команду и потребовать повторного подтверждения ее получения (именно это на суде назвали «грубым нарушением фразеологии радиообмена»).
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Команда пахтакор разбилась на самолете в каком году
Самая страшная катастрофа в истории авиации и футбола произошла в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года.
В этот день столкнулись два пассажирских самолёта, в одном из которых почти в полном составе летел футбольный клуб «Пахтакор». 178 погибших, десятки семей, лишившихся родных, пишет life.ru.
Полетели
Суббота, 11 августа. Ташкент. Раннее утро. 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор приезжают в аэропорт, чтобы вылететь на игру с минским «Динамо». Все одеты легко, по погоде, только нападающий Владимир Фёдоров утеплился.
— Да жена собрала, говорит, в Минске холодно.
Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» взлетает в 11:30, без опозданий, из ташкентского аэропорта. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал ещё один Ту-134, который направлялся в Кишинёв.
В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский. Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца. До сих пор так и остаётся невыясненным, почему рейс сказали курировать стажёру. Более опытному сотруднику — Сумскому — поручили за ним следить. Почему сам Сергеев не делал этого — остаётся загадкой. Причём местным диспетчерам почти каждый день приходилось следить одновременно за десятками самолётов — пункт характеризовался высокой интенсивностью полётов.
Не рассчитал
Молодой диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе — они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолёта поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.
За пару минут до трагедии Сумской перепроверил расчёты стажёра и похолодел. Диспетчер перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, Сумской выдохнул. Лишь через несколько минут он понял, что «принято» сказали не с того борта — высоту меняла не «тушка», а Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.
Куриловка
Жители деревни Куриловки в тот день отмечали свадьбу. Прямо во время застолья с неба посыпался «чёрный град». Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолётов, падали останки людей, разорванные в клочья вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.
По слухам, несколько очевидцев погибли от разрыва сердца. Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.
Столкновение и первые новости
До сих пор остаются вероятными две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. Вторая же гласит, что челябинский самолёт крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.
Вторая появилась в связи с тем, что, как предполагается, пилоты могли увидеть борт, несущийся на них, но за мгновение до трагедии. Окончательно разойтись в небе в тот момент у них фактически не было шансов.
Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, в считаные минуты появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолётов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, упали на колени и стали молиться.
Родственники спортсменов узнали о произошедшем далеко не сразу.
— 12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу, — вспоминала вдова Владимира Макарова, Алла.
Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилёта.
«Это Брежнев всё «купил»
Столкновение двух лайнеров было зафиксировано в 13:35. В этот же день в Москве, на стадионе имени Ленина, проходил финал Кубка СССР по футболу. В самом конце игры болельщики слабо следили за происходящим: пошёл слух, что «Пахтакор» разбился в полном составе.
Слухи дошли до того, что на выходе со стадиона многие были уверены — высоту расчистили для Леонида Брежнева. Якобы он направлялся то ли в Крым, то ли из него. Поэтому ни один из бортов не пустили на высоту 10 тысяч метров.
В тот день действительно один из высокопоставленных партийцев совершал перелёт и для него расчистили злополучные 10 тысяч. По одной из версий, это секретарь ЦК КП Украины, по другой — руководитель монгольских коммунистов, направлявшийся в Крым как раз к Брежневу.
Плохие приметы, или всё наоборот
После авиакатастроф нередко оказывается, что несколько пассажиров опоздали на роковой рейс по чистой случайности: один забыл ключи, машину второго подрезали по пути в аэропорт, третьему позвонили с работы и потребовали вернуться. Злющие пассажиры вбегают в терминал и машут лайнеру рукой — ну не могли больше ждать, и так вылет держали до последнего. Проходит час, два, три, а потом из новостей люди узнают, что противный водила, ужасные пробки или зануда-начальник, сами того не зная, спасли им жизнь.
В случае с «Пахтакором» было всё наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске.
Самый молодой из спортсменов, 18-летний Сирожиддин Базаров, должен был оказаться в нынешней столице Белоруссии накануне — вместе со всем дублирующим составом. Но у молодого человека прилетал отец, спортсмен опоздал на борт. Поэтому для него сделали исключение и взяли вместе с основой.
Ещё один футболист — Михаил Ан — не должен был вообще лететь в Минск. Дело в том, что молодой человек получил травму во время предыдущего матча. Он приехал в аэропорт проводить своих товарищей. Но его уговорили лететь ради поддержки своих.
Впрочем, несколько человек на борт всё-таки не попали. Анатолий Могильный, например, не рассчитал время до аэропорта. На его месте, как вспоминают близкие спортсменов, и оказался Ан.
Один из массажистов команды — Анатолий Дворников — праздновал день рождения. Среди гостей был журналист Олег Якубов. Квартира была недалеко от аэропорта, мужчины решили, что утром просто вместе дойдут до самолёта. Но засиделись и проспали. Старший тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам вылетел в Минск раньше, чем все остальные игроки.
Похороны
Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время. Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой содержалось лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда. В газете ЦК КП Узбекистана «Правда Востока» написали небольшой некролог за три дня до похорон.
Однако на церемонии прощания присутствовало всё партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Практически все жители вышли проводить футболистов в последний путь. Футболистов, которым прочили чемпионство СССР, похоронили на Боткинском кладбище.
Игра после похорон
Спорткомитет СССР в первые дни после гибели футболистов бросился собирать новую команду. Так как найти в Узбекистане футболистов нужного уровня сочли невозможным, обратились ко всем советским клубам. На клич оперативно отреагировали многие спортсмены, среди которых были футболисты ЦСКА, «Спартака», «Торпедо», «Черноморца»…
Первый матч нового «Пахтакора» состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против «Арарата». Игра закончилась со счётом 3:1 в пользу хозяев.
Суд и приговор
Разбирательство о причинах авиакатастрофы продолжалось девять месяцев. Подсудимыми по делу проходили Сумской и Жуковский. Почему Сергеев никак не фигурировал, не стало понятно даже через три десятилетия.
Роковая ошибка, случайная ракета, генсек Брежнев и тотальная шизофрения. Кто виноват в гибели «Пахтакора»?
11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском (ныне Каменское, Украина) на высоте 8400 метров столкнулись два лайнера авиакомпании «Аэрофлот». Эта катастрофа стала одной из крупнейших в истории авиации: 45-е место по числу погибших.
Хроника трагедии
Крепкий орешек
«Пахтакор»-1979 был крепким орешком. Две главные его звезды — полузащитник Михаил Ан и нападающий Владимир Федоров — привлекались в сборную СССР (2 и 18 матчей соответственно). Главный тренер Олег Базилевич — соратник Валерия Лобановского, обладатель Кубка кубков и Суперкубка 1975 года с «Динамо» (Киев).
Если не в текущем сезоне, то в следующем от «Пахтакора» ожидали рывка. После 18 туров чемпионата СССР-1979 команда занимала 8-е место в таблице (из 18): 7 побед, 4 ничьи, 7 поражений, 18 очков, разность мячей 23-26. Итог: 9-е место, 11 побед, 9 ничьих, 14 поражений, 31 очко, разность 42-53.
Но еще летом, сразу после трагедии, Управление футбола Госкомспорта СССР в экстренном порядке внесло в регламент поправку: в течение трех лет (включая сезон-1979) за «Пахтакором» сохраняется место в высшей лиге.
Характерно, что гражданам Страны Советов о случившемся сообщили примерно через неделю и короткой строкой: имела место гибель футбольной команды «Пахтакор». Но «Правда Востока», главная газета Узбекистана, поместила некролог за три дня до похорон, 14 августа.
Знаменитый телекомментатор Владимир Маслаченко вспоминал, как его инструктировали в высоких партийных кабинетах: «Нужно правильно рассказывать о трагедии, чтобы это не звучало слишком траурно»…
Сопутствующие версии и слухи
1. Официальная версия крушения никогда не подвергалась сомнениям на уровне экспертов, но куда деваться от неофициальных? Одна из них, довольно популярная: самолеты были сбиты ракетой. Случайно. Ввиду чьей-то ошибки — где-то в этом районе якобы проходили плановые учения частей Советской армии.
— Окончательный ответ на этот вопрос даст только время, но я почему-то в официальную версию не верю. Мне кажется, «Пахтакор» погиб из-за безалаберности наших ПВО, стал их очередной жертвой. Самолет, я считаю, сбили там, где ему нельзя было появляться…
3. Большое скопление самолетов в воздушном коридоре (11 бортов) было обусловлено перелетом главы государства Леонида Брежнева на отдых в Крым, что привело к перегрузке наземных служб.
4. Тотальная шизофрения: у боссов Украины и Узбекистана Владимира Щербицкого и Шарафа Рашидова сложились настолько тяжелые взаимоотношения, что их личная «война» зашла слишком далеко.
5. Успех «Пахтакора»-1982 в кулуарах связывают не только со слаженной игрой. Дело в том, что Ташкенту за прошедшие три сезона кое-кто из соратников по высшей лиге прилично задолжал.
Когда пришло время платить по счетам (речь, если вдруг кто не догадался, о коррупции: система купленных и проданных очков цвела в СССР пышным цветом), кто-то «Пахтакор» кинул, сославшись на форс-мажор, а кто-то закрыл долги. «Лишние» очки позволили выпрыгнуть выше головы.
6. На месте крушения среди предметов футбольной амуниции был обнаружен чулок, набитый крупными купюрами. 20 тысяч рублей — целое состояние (цена трех новых автомобилей престижной марки «Жигули»). Правда, кому именно принадлежал чулок, следствие не установило.
Алишер Аминов, дважды кандидат в президенты РФС: «Привезли останки, а не людей»
Коренной ташкентец Алишер Аминов — юрист, экономист, участник двух президентских кампаний (2010 и 2012), бывший член Комитета РФС по развитию, критик футбольных властей и системы в целом.
— В 1979-м я только школу закончил, играл за ФШМ «Пахтакор». 11 августа был, хорошо помню, за городом, на даче — и вдруг начала поступать какая-то страшная информация. Через четыре или пять дней ездил в аэропорт, куда привезли ночью все гробы. Там непонятно было, кто где лежит, конечно. Привезли останки, а не людей.
Профессиональные летчики говорят, что это невероятный случай: чтобы на восьми с половиной тысячах столкнулись два самолета. Немыслимо! Даже не иголка в стоге сена, даже не капля в море. Какие бы ошибки ни допустили наземные службы — этого просто не могло быть, потому что не могло быть никогда. Но оно случилось.
Команду пришлось собирать мгновенно, «на коленке»: директива из Кремля. Приехали Владимир Нечаев из Одессы, Зураб Церетели из Кутаиси, братья Манучар и Гоча Мачаидзе из Тбилиси, Нуритдин Амриев из Душанбе, Валерий Глушаков из «Спартака», Алексей Петрушин из «Динамо», Валерий Якимцов из «Зенита», Анатолий Соловьев из «Торпедо» — это я навскидку, всех не перечислишь. Очень много было классных футболистов.
— Вам 18, вы выпускник ФШМ «Пахтакор». Мечтали стать достойной сменой ушедшим?
— Наш выпускной год получился, откровенно говоря, довольно слабым, никто потом толком не заиграл. У меня еще и некоторые проблемы со здоровьем были, вовремя дал себе реальную оценку: не потяну. И пошел по административной линии.
— Как думаете с высоты прожитых лет: сборная Союза — единственный вариант возрождения или имелись другие?
— Как сказать? «Пахтакор» получил право провести три сезона в высшей лиге чемпионата СССР без угрозы вылета в первую. Наверное, можно было собрать костяк из своих — чтобы обыгрались за пару сезонов, а потом дали результат.
— Было из кого выбирать?
— Конечно. В «Пахтакоре» исторический расклад: 70 процентов — местные, 30 — приезжие. Но ждать, наверное, было некогда.
— Как относился народ к новой команде? Как ее встречали, как реагировали?
— Первый матч сыграли через 12 дней в Ереване — поражение 1:3. 27 августа «Пахтакор» принимал тбилисское «Динамо». Наш стадион — 55 тысяч, а желающих попасть на трибуны было тысяч 150. Я попал. Грузины приехали за два дня до матча, посетили кладбище…
— В тот день, когда разбился «Пахтакор», тбилисцы встречались с московским «Динамо» в финале Кубка СССР (основное время 0:0, победа Тбилиси по пенальти — 5:4. — «Матч ТВ»). Прилетев утром домой с Кубком, они уже знали, что стряслась беда. Команду встречали в аэропорту тысячи людей, и никто понять не мог: такая радость, а футболисты мрачнее тучи.
Так что «Динамо» играло с нами со слезами на глазах. «Пахтакор» победил — 2:1. В том сезоне мы заняли девятое место, потом было хуже, а в сезоне-1982 «Пахтакор» стал шестым. Андрей Якубик забил 23 гола, стал лучшим бомбардиром чемпионата, и многие наши ребята раскрылись: Игорь Шквырин, Гена Денисов, Марат Кабаев, Мустафа Белялов.
Якубика в Ташкенте до сих пор почитают как родного. Его тогда отчислили из «Динамо» за низкие спортивные показатели, а он через пару туров им три штуки положил, если я правильно помню. Ему чапаны (национальная одежда, халат с орнаментом. — «Матч ТВ») дарили без конца. У него на базе в Кибрае этих чапанов штук 50 скопилось.
— Вряд ли Иштван Секеч возражал против такой коллекции.
— С «Пахтакором» в 1979 году работал Олег Базилевич. Его спасло само провидение: вместо Минска он полетел в Сочи, где в санатории «Узбекистан» отдыхала его жена, и остался жив. Вернувшись в Ташкент, Олег Петрович признался: в таком эмоциональном состоянии работать он не может. И в конце сезона уехал. А тренер был сильнейший.
Пришел Сергей Мосягин — крутой мужик, с характером, но что-то у Михалыча потом в Ташкенте не срослось. А команда, которая позже «выстрелила», сформировалась уже при Секече. Он сменил Мосягина еще в 1980-м.
— Какое влияние оказала трагедия 11 августа на развитие узбекского футбола? Подхлестнула или затормозила?
— В расцвете сил погибло целое поколение талантливых футболистов. Михаил Ан, Володя Федоров, легендарный Юрий Загуменных, Сергей Покатилов, вратарь, со штырем в плече играл. Врач Владимир Чумаков работал одно время у нас в ФШМ, я его хорошо знал. Тренер Идгай Тазетдинов — друг моего отца. Помню, мне, пацану, пианино купили — так его к нам на четвертый этаж звезды «Пахтакора» затаскивали, в том числе Тазетдинов и сам Геннадий Красницкий. Вот радости было! Целая толпа народа собралась поглазеть на это зрелище.
А в историческом контексте Узбекистан доказал, что у нас была сильная школа, хороший резерв. К сожалению, после распада СССР мы свое футбольное богатство разбазарили.
Гибель команды: 40 лет назад разбился самолёт с футболистами «Пахтакора»
11 августа 1979 года в небе над городом Каменское (тогда — Днепродзержинск), расположенном в Днепропетровской области УССР, столкнулись два самолёта Ту-134 авиакомпании «Аэрофлот». На борту лайнера, следовавшего по маршруту Ташкент — Минск, находились 14 футболистов узбекского клуба «Пахтакор», выступавшего на тот момент в Высшей лиге чемпионата СССР, а также второй тренер, врач и администратор команды. Никто из 178 пассажиров, а также членов экипажа обоих транспортных средств не выжил.
Авиакатастрофа
Днём 11 августа 14 футболистов «Пахтакора» — Равиль Агишев, Михаил Ан, Алим Аширов, Сирожиддин Базаров, Константин Баканов, Юрий Загуменных, Шухрат Ишбутаев, Александр Корченов, Николай Куликов, Владимир Макаров, Сергей Покатилов, Владимир Сабиров, Владимир Фёдоров и Виктор Чуркин — а также тренер Идгай Тазетдинов, администратор Мансур Талибджанов и врач команды Владимир Чумаков вылетели в Минск, где должен был состояться матч 19-го тура первенства страны с местным «Динамо». На тот момент «Пахтакор» был крепким середняком, однако наличие в составе молодых и перспективных игроков, некоторые из которых сумели пробиться в сборную СССР, давало болельщикам надежду на первое в истории чемпионство.
«Футбол в их исполнении начал быстро приближаться к модели киевского «Динамо» образца 1975 года. И речь здесь не только о коллективных тактических приёмах. В командную игру, которую удалось наладить, каждый из них привнёс свою неповторимую индивидуальность. Диапазон их игровых действий расширился, поэтому их несомненные дарования заблистали новыми гранями. Футболисты на самом деле поверили в правильность того, что они делают», — вспоминал старший тренер «Пахтакора» Олег Базилевич.
Спустя 24 минуты после вылета из Донецка белорусский самолёт пропал с радаров авиадиспетчеров. По расчётам сотрудников наземных служб, примерно в это же время тот же участок воздушного пространства должен был пересекать второй лайнер, следовавший из Воронежа в Кишинёв. Через несколько секунд Игорь Чернов, командир направлявшегося в Днепропетровск Ан-2, доложил о падении обломков, принадлежавших, «предположительно, Ту-134».
Как стало известно позже, самолёт с футболистами врезался практически под прямым углом в переднюю часть молдавского борта, потеряв при столкновении одно крыло. От удара оба транспортных средства развернуло, и они пришли в хаотичное движение. Пилоты до последнего момента пытались исправить ситуацию и вывести самолёт на аварийную посадку, однако на высоте 4 тыс. м окончательно потеряли управление. Ту-134, летевший в Минск, ушёл в пике, не оставив шансов на выживание никому из пассажиров или членов экипажа. Та же участь постигла и лайнер, летевший в Кишинёв.
В соответствии с официальным заключением, причиной столкновения послужил неправильный расчёт траекторий движения двух транспортных средств, а также недопонимание между диспетчерами и пилотами, возникшее в результате помех радиосвязи. Кроме того, были выявлены нарушения регламента работы наземных служб.
Возрождение «Пахтакора»
Почти все погибшие футболисты были похоронены в Ташкенте. На прощальную церемонию, состоявшуюся 17 августа, собрался практически весь город.
Участи товарищей по команде чудом избежал защитник Анатолий Могильный. По одной из версий, он опоздал на самолёт в Минск, по другой — за несколько дней до вылета получил травму и был вынужден остаться дома. Вратарь Анатолий Яновский вылетел в столицу Белоруссии на день раньше вместе с дублирующим составом. Тренер Базилевич решил воспользоваться свободным временем и отправился в Сочи, где в санатории отдыхали его жена и сын.
Именно им предстояло начать строительство нового «Пахтакора».
«После катастрофы новая команда была собрана буквально с мира по нитке — из многих клубов СССР в Ташкент приехали игроки-добровольцы, из которых сколотили новый коллектив», — приводит Sputnik слова бывшего футболиста «Пахтакора» Алексея Корниченко.
Целый ряд ведущих команд приняли решение делегировать в Ташкент своих игроков. Из «Спартака» приехал Валерий Глушаков, из ЦСКА — Михаил Бондарев, из московского «Динамо» — Андрей Якубик. Базилевич лично встречался с руководством клубов, чтобы уладить все формальности. Уже 23 августа «Пахтакор» в новом составе вышел на матч с ереванским «Араратом».
Навстречу обескровленной команде пошло и руководство первенства СССР. «Пахтакор» в течение трёх сезонов был защищён от вылета из Высшей лиги.
В сезоне 1979 года ташкентцы заняли девятое место, но затем дела пошли не лучшим образом, и им пришлось бросить все силы на то, чтобы остаться в элитном дивизионе.
В межсезонье «Пахтакор» покинул Базилевич. Следующим местом работы специалиста стал московский ЦСКА.
«Изначально подразумевалось, что направление на работу в Узбекистан — лишь временная командировка для оказания методической помощи команде, оказавшейся в трудном положении, и в сезоне 1980 года я должен был возглавить один из московских клубов. А мне на самом деле уже не хотелось покидать «Пахтакор». Я уже полюбил и этот город, и этих чудесных людей, которые тогда меня окружали и во всём помогали. И самое главное — дело пошло! Но моей команды, этих замечательных ребят в Ташкенте уже не было, и я внутренне, наверное, до сих пор так и не смог с этим смириться», — признавался Базилевич.
В сезоне 1981 года «Пахтакор» оказался на последней строчке турнирной таблицы, и именно тогда единственный раз пришлось применить правило о сохранении места в Высшем дивизионе. Уже в следующем году команда взлетела на шестую позицию, а Андрей Якубик был признан лучшим бомбардиром первенства страны. Этот результат стал самым большим достижением команды за остававшиеся 12 лет существования первенства СССР.
Со дня авиакатастрофы над Днепродзержинском сменилось несколько поколений болельщиков «Пахтакора». В постсоветское время команда 11 раз становилась чемпионом Узбекистана и выходила в полуфинал Лиги чемпионов АФК — азиатского аналога главного европейского турнира. Однако по-прежнему «Пахтакор» ассоциируется с командой, разбившейся в авиакатастрофе в 1979 году.