команда на месте стой выполняется на какой счет
Команда на месте стой выполняется на какой счет
Построение в шеренгу осуществляется по команде «Класс, в одну (две и т.д.) шеренгу – становись!»
Построение в колону осуществляется по команде: «В колонну по одному (два и т.д.) – становись!»
Перестроение из одной шеренги в две и обратно выполняется после предварительного расчета на первый-второй по команде: «В две шеренги – стройся!» по этой команде вторые номера левую ногу ставят на шаг назад (счет «раз»), затем правую на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя левую, встают в затылок первому (счет «три»). Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде «В одну шеренгу – стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.
Перестроение из одной шеренги в три выполняется после предварительного расчета на три. Для этого подается команда: «В три шеренги – стройся!» По этой команде вторые номера остаются на месте, первые номера ставят правую ногу на шаг назад (счет «раз»), затем левую ставят на шаг в сторону (счет «два») и, приставляя правую ногу к левой (счет «три»), встают в затылок к вторым номерам. Третьи номера ставят левую ногу на шаг вперед (счет «раз»), правую – на шаг в сторону («счет «два») и, приставляя к ней левую (счет «три»), становятся впереди вторых номеров. Действие первых и третьих номеров происходит одновременно. Перестроения из трех шеренг в одну производится по команде: «В одну шеренгу – стройся!», все действия выполняются в обратной последовательности.
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три) производится по команде: «В колонну по два (по три) стройся!» Действия учащихся при этом аналогичны тем, которые выполняются при перестроении из одной шеренги в две, три.
Команда на месте стой выполняется на какой счет
Строевая стойка (рис. 85) является основным элементом строевой выучки. Она принимается по командам: «СТАНОВИСЬ» и «СМИРНО» и без команды: при отдании и получении приказания, при рапорте и обращении военнослужащих друг к другу, во время исполнения Государственного гимна СССР и гимнов союзных республик, при отдании чести, а также при подаче команд.
Для принятия строевой стойки необходимо стать прямо без напряжения, каблуки поставить вместе, а носки развернуть по линии фронта на ширину ступни; ноги в коленях выпрямить, но не напрягать; грудь приподнять, а все тело несколько подать вперед; живот подобрать; плечи развернуть; руки опустить так, чтобы кисти, обращенные ладонями внутрь, были сбоку и посредине бедер, а пальцы полусогнуты и касались бедра; голову держать высоко и прямо, не выставляя подбородка; смотреть прямо перед собой; быть готовым к немедленному действию.
По команде «ВОЛЬНО» стать свободно, ослабить в колене правую или левую ногу, но не сходить с места, не снижать внимания и не разговаривать.
Команды «РАВНЯЯСЬ» и «ЗАПРАВИТЬСЯ» подаются при нахождении военнослужащих в строю.
При выравнивании военнослужащие могут несколько передвигаться вперед, назад или в стороны. По окончании выравнивания по команде«СМИРНО» все военнослужащие быстро ставят голову прямо.
Повороты на месте
Повороты на месте выполняются по командам: «Нале-ВО», «Напра-BO», «Кру-ГОМ».
Повороты выполняются на два счета: по первому счету повернуться, сохраняя правильное положение корпуса, и, не сгибая ног в коленях, перенести тяжесть тела на впереди стоящую ногу; по второму счету кратчайшим путем приставить другую ногу. При этом необходимо сочетать перенос тяжести тела на ту ногу, в сторону которой делается поворот, с одновременным резким поворотом корпуса в сторону поворота и сильным упором на носок другой ноги, сохраняя устойчивое положение туловища. Повороты выполняются с соблюдением всех правил строевой стойки.
Движение
Движение совершается шагом или бегом.
Шаг бывает стр оевой и походный.
Строевой шаг применяется при прохождении подразделений торжественным маршем; при отдании чести в движении; при подходе военнослужащего к начальнику и отходе от него; при выходе из строя и возвращении в строй, а также на строевых занятиях.
Рис 87. Движение строевым шагом
Рис. 88. Действия рук при движении
Походный шаг применяется во всех остальных случаях (при совершении марша, передвижении на занятиях и др.).
Рис. 89. Шаг на месте
При движении походным шагом по команде «СМИРНО» перейти на строевой шаг, а при движении строевым шагом по команде «ВОЛЬНО»идти походным шагом.
Для изменения скорости движения подаются команды: «ШИРЕ ШАГ», «КОРОЧЕ ШАГ», «ЧАЩЕ ШАГ», «Ре-ЖЕ», «ПОЛШАГА», «ПОЛНЫЙ ШАГ».
Повороты в движении
Повороты в движении применяются для изменения направления движения как одиночными военнослужащими, так и подразделениями при их совместных действиях.
Для поворота направо по исполнительной команде, поданной одновременно с постановкой на землю правой ноги, левой ногой сделать шаг и повернуться на носке левой ноги. Одновременно с поворотом вынести правую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.
Для поворота налево по исполнительной команде, поданной одновременно с постановкой на землю левой ноги, правой ногой сделать шаг и повернуться на носке правой ноги. Одновременно с поворотом вынести левую ногу вперед и продолжать движение в новом направлении.
Для поворота кругом по исполнительной команде, которая подается одновременно с постановкой на землю правой ноги, сделать еще один шаг левой ногой (по счету раз), вынести правую ногу по полшага вперед и несколько влево и, резко повернувшись в сторону левой руки на носках обеих ног (по счету два), продолжать движение с левой ноги в новом направлении (по счету три).
При поворотах движения руками производятся в такт шага.
Строевая подготовка
Модератор
Общие положения:
Строй — установленное уставом размещение военнослужащих для их совместных действий в пешем порядке.
Шеренга — строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии.
Колонна — строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу.
Строевая стойка:
По команде «Ровняйсь» строй поворачивает голову направо, кроме перво стоящего.
По команде «Смирно» строй держит голову прямо. Отыгровка: /me встал(а) смирно.
По команде «Вольно» встать свободно, ослабить в колене левую ногу. Отыгровка: /me ослабил левую ногу.
Расчет по номерам:
Существует расчет по порядку номеров. ( Первый, второй, третий, четвертый и т.д. )
Последний солдат в строю после расчета по порядку номеров должен сказать «Расчет окончен».
Существует расчет солдат на определенные числа. ( Первый-второй, первый-второй-третий. )
В этом случае солдаты рассчитываются так: первый, второй, первый, второй или первый, второй, третий, первый, второй, третий и т.д.
При расчете на определенные числа «Расчет окончен» говорить не нужно.
Передвижение строя:
Движение начинается по команде «Шагом / Бегом марш».
При команде «Шагом» нужно немного наклонить тело вперед. Отыгровка: /me наклонил тело вперед
Движение заканчивается по команде «Взвод, на месте стой»
По команде «На месте» направляющий останавливается и другие солдаты доходят вплотную до впереди стоящего военнослужащего. Строй шагает на месте.
По команде «Стой» строй прекращает шагать.
По команде «Справа по одному» начинает движение правая колонна, а затем левая и она пристраивается за правой.
Выход из строя и возвращение в строй:
Для выхода из строя подается команда «Выйти из строя».
Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: «Я»; а по команде о выходе из строя отвечает: «Есть».
Военнослужащий делает два шага вперед и поворачивается лицом к строю.
Для подхода к начальнику подается команда «Ко мне».
Военнослужащий, услышав свою фамилию, отвечает: «Я»; а по команде о выходе из строя отвечает: «Есть».
Далее военнослужащий делает два шага вперед и по кратчайшему пути идет к начальнику.
Затем военнослужащий выполняет воинское приветствие.
После этого он делает доклад: «Товарищ полковник, рядовой Иванов по вашему приказанию прибыл».
Для возвращения в строй подается команда «Встать в строй».
Если начальник обратился к вам до этой команды, то нужно повернуться лицом к начальнику и ответить «Я», а по команде «Встать в строй» ответить «Есть».
Если начальник сказал вам просто «Встать в строй», то нужно ответить «Есть» и встать в строй без предварительного поворота.
Перестроение в несколько шеренг:
Команда «В две шеренги стройсь» выполняется после расчета на 1-2.
Вторые номера встают за справа стоящим первым номером.
Команда «В три шеренги стройсь» выполняется после расчета на 1-2-3.
Вторые номера стоят на своем месте и не двигаются.
Первые номера встают впереди слева стоящего второго номера. ( Шаг вперед, шаг влево. )
Третьи номера встают сзади справа стоящего второго номера. ( Шаг назад, шаг вправо. )
Смыкание строя:
Для смыкания походного строя используется команда «Прямо к направляющему сомкнись».
По этой команде направляющие стоят на месте, а другие солдаты доходят впритык до впереди стоящего солдата.
Для смыкания развернутого строя используется команда «Вправо сомкнись».
По этой команде строй, кроме направляющих, синхронно поворачивается направо, доходит до впереди стоящего солдинхронно поворачивается налево.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
Назначение и особенности строевых упражнений
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.
Особое значение строевых упражнений состоит в формировании осанки занимающихся. Организация занятий гимнастикой немыслима без использования строевых упражнений, позволяющих быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке.
Благодаря многообразию различных форм перемещения, в которых может участвовать большое количество занимающихся, строевые упражнения являются одной из основных составных частей массовых гимнастических выступлений.
для того чтобы ориентироваться в зале или на площадке, приняты следующие обозначения сторон и точек зала (рис. 1):
— длинная сторона зала, не имеющаяконтакта с выходом (противоположная
входу-выходу) — правая граница (сторона) зала; это одна из длинных сторон, где группа строится перед началом занятий;
если по этой стороне зала расположеныокна, то группа строится спиной к ним(обычно против входной двери);- вторая длинная сторона зала (на
ней, как правило, расположен выход) — левая граница (сторона) зала;
— если группа ооычно строится по правой границе зала, то справа от нее находится верхняя, а слева — нижняя граница (стороны) зала;
— точка в центре является центром зала, а точки на серединах сторон —
правой, левой, верхней и нижней серединами сторон (границ) соответственно;
— углы: между правой и верхней границами — правый верхний, правой
и нижней границами —- правый нплсний, левой и нижней границами —
левый нижний, левой и верхней границами — левый верхний;
— согласно границам, зал делится на верхнюю, нижнюю, правую и
левую части.
Основные строевые понятие
Строй — установленное размещение занимающихся для совместных действий.
Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели и занимающиеся (старосты групп, старшие учебных отделений и дежурные) посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.
Сомкнутый строй — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями), один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой вперед руке.
Разомкнутый строй ■ — строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом в один шаг или с интервалов указанным преподавателем.
Шеренга (рис. 2) — строй, в котором занимающиеся размещены один возле другого на одной линии и обращены лицом по фронту.
Ширина строя — расстояние между флангами от правофлангового до левофлангового (в шеренге).
Фланг — правая и левая оконечности строя по фронту. При поворотах строя названия флангов не меняются.
Интервал — расстояние между занимающимися по фронту (в шеренге).
Фронт — сторона строя, в которую занимающиеся обращены лицом.
Тыл — сторона строя, противоположная фронту.
Колонна (рис. 3) — строй, в котором занимающиеся расположены в затылок один за другим. В колонне глубина строя больше ширины или равна ей. Колонны могут быть по одному, по два, по три и т. д.
Направляющий — занимающийся, стоящий в колонне первым.
Замыкающий — занимающийся, стоящий в колонне последним.
Глубина строя — расстояние от направляющего до замыкающего от первой до последней шеренги (в колонне).
Дистанция — расстояние между занимающимися в глубину строя (в колонне).
ГЛАВА2 ОСНОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Классифицируют строевые упражнения на следующие четыре группы:
2) построения и перестроения;
4) размыкания и смыкания.
Строевые приемы — немедленные действия занимающихся после команды для принятия указанного положения.
«Становись!» — по этой команде занимающийся становится в строй, принимая строевую (основную) стойку.
Основная стойка — стоя прямо; пятки вместе; носки врозь на ширину ступни; ноги в коленях выпрямлены; живот подобран; плечи развернуты; туловище несколько подается вперед; руки опущены и обращены ладонями внутрь, пальцы полусогнуты и касаются середины бедра; подбородок приподнят, голова держится прямо.
«Равнять!» ■ — по этой команде прекращаются все разговоры, занимающиеся выравнивают строй по носкам в шеренгах и колонне, начиная от правого фланга. При этом все, за исключением правофлангового, поворачивают голову для равнения в сторону правого фланга, чтобы после выравнивания видеть грудь третьего от себя человека.
«Смирно!» — команда подается для мобилизации внимания занимающихся. При этом ими принимается основная стойка и прекращаются всякие движения.
«Отставить!» — команда, отменяющая действие всех предыдущих команд. Занимающиеся принимают строевую стойку.
«Вольно!» — по этой команде занимающиеся ослабляют напряжение, сгибают одну ногу в колене и встают свободно, но не разговаривают и не сходят с мест. В разомкнутом строю может использоваться команда «Правой (левой) — вольно!». При этом занимающийся отставляет правую (левую) ногу на шаг в сторону, распределяет тяжесть тела на обе ноги и кладет руки за спину.
«Разойдись!» — команда, при которой занимающиеся быстро покидают свои места в строю и расходятся для самостоятельных действий.
Для расчета группы подаются команды «По порядку — рассчи-тапсъ!», «На первый и второй — рассчитайсь!», «По три (четыре, пять и т. д.) —рассчитайсь!» и др. По этим командам каждый в строю, начиная с правофлангового или направляющего (если расчет производится в колонне), поворачивает голову налево и называет рядом стоящему (идущему) свой номер, затем принимает исходное положение. Расчет в движении выполняется, когда номер называется каждым занимающимся с постановкой левой ноги и поворотом головы налево.
Все повороты на месте выполняются на два счета: на «раз» — поворот, на «два» — приставление ноги. Команды: «Напра-во!», «Налево!» «Кру-гом!», «Полповорота нале-во!», «Полповорота напра-во!».
«Напра(пале-)во!» — занимающиеся выполняют поворот в указанном направлении вокруг вертикальной оси на 90° на пятке правой (левой) и носке левой (правой) ноги с последующим приставлением ноги и принятием основной стойки.
«Кругом!» — занимающиеся выполняют поворот на 180°, начиная его в левую сторону, на носке правой ноги и пятке левой.
«Полповорота напра(нале-)во!» — выполняется поворот в указанном направлении на 45°.
Для выполнения поворотов при ходьбе на месте исполнительная команда подается под шаг одноименной ноги: делается шаг другой ногой на месте с одновременным поворотом в указанную сторону, после чего следует шаг на месте. Исполнительная команда «Кру-гом!» подается под правую ногу, выполняется шаг левой, шаг правой с поворотом налево-кругом, продолжая движение с левой на месте.
2.2 Построения и перестроения 2.2.1 Построения
Построения — действия занимающихся после команды преподавателя для принятия (первоначально) того или иного строя. Построения выполняются по исполнительной команде «Становись!». Предварительной частью команды может быть указание формы сгроя. При этом преподаватель своим положением указывает место построения. Если командой определен шере-ножный строй, то занимающиеся располагаются слева от преподавателя, если колонна — то за спиной преподавателя. В любом случае они выстраиваются в ту же сторону лицом.
Для построения в шеренгу подается команда «В одну (две, три и т. д.) шеренгу — становись!». Группа выстраивается слева от преподавателя.
Построение в колонну выполняется по команде «В колонну по одном>’ (два, три и т. д.) — становись!». Группа выстраивается за преподавателем.
Развернутый строй группы перед началом занятий, как правило, од-ношереножный, реже двухшереиожный.
Построение и сдачу рапорта о готовности группы (класса) к уроку может осуществлять староста или дежурный. Для этого он подает команду для общего построения. Одновременно с подачей команды староста или дежурный становится лицом к фронту в положение «смирно». Группа выстраивается слева от него.
Перед докладом о готовности к занятиям староста (дежурный) выравнивает труппу, рассчитывает ее, затем подает команду «Смирно! Равнение на середину!».
Для построения в шеренги, колонны, круги и т. п. по распоряжению подаются команды «Встаньте в круг!», «Встаньте в две шеренги!».
Перестроения — действия занимающихся по команде или распоряжению преподавателя для перехода из одного вида строя в другой, связанное с увеличением или уменьшением его ширины или глубины.
Перестроение из одной шеренги в две (рис. 4) выполняется на три счета. После предварительного расчета на первый и второй подается команда «В две шеренги — стройся!», По этой команде первые номера стоят на месте, вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет «раз»), правой ногой, не приставляя ее, шаг вправо (счет «два») и встают в затылок первому, приставляя левую ногу (счет «три»). Перестроение из двух шеренг в одну производится по команде «В одну шеренгу — стройся!», при этом все действия выполняются в обратном порядке.
Перестроение из одной шеренги в три (рис. 5) после предварительного расчета происходит по команде «В три шеренги — стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой назад, не приставляя ногу, шаг левой в сторону и приставляя правую ногу, становятся в затылок вторым номерам. Третьи
номера делают шаг левой вперед, шаг правой в сторону и, приставляя левую, становятся впереди вторых номеров. Действие первых и вторых номеров происходит одновременно. Для обратного перестроения подается команда «В одну шеренгу — стройся!». Перестроение проводится в обратном порядке.
Перестроение из шеренги уступом (рис. 6) после предварительного расчета группы по заданию («6—3— на месте» или «6—4—2— на
месте» и т. до происходит по команде «По расчету шагам — марш!». Указанные цифры обозначают количество шагов, которое должен сделать каждый назвавший цифру. Занимающиеся выходят на положенное им по расчету количество шагов и приставляют ногу. Преподаватель ведет подсчет до момента приставления ноги первой шеренгой. Так, при расчете «6—3— на
месте — до 7»: «9—6—3 — на месте — до 10». При этом образуется определенное число шеренг. Данное перестроение хорошо тем, что далее не пребуется размыкания, а равнение необходимо только в шеренгах.
Для выполнения обратного перестроения подается команда «На свои места шагом — марш’.». Счет ведется до тех пор, пока занимающиеся последней шеренги не выполнят поворот кругом в одношере-ножном строю. Подсчет по действиям: 1—2 поворот кругом, затем так же, как при перестроении уступами и в конце снова счет 1—2 для поворота кругом последних входящих в шеренгу.
Для перестроения из шеренги в колонну захождением отделений плечом ^рис. 7) после предварительного расчета по 3-4 и т. д. подается
команда «Отделения(-ми) левое(-ые) плечо(-и) вперед, в колонну по 3 (по 4 и т. д.), шагом — марш!» или «Отделения(-ми) левое(-ые) пле-чо(-и) вперед, шагом — марш!».
При выполнении перестроения по первой команде рассчитанные на отделения, сохраняя равнение по фронту, начинают захождение плечом до образования колонны. Дополнительных указаний не требуется, так как занимающиеся, образовав колонну, обозначают шаг на месте. По второй команде при образовании колонны необходимо остановить занимающихся или подать какую-либо следующую команду: «На месте!», «Стой!», «Прямо!». Иначе отделения должны будут продолжать движение плечом вперед.
Для обратного перестроения подаются команды: «Кругом!», «Отде-ления(-ми), правое(-ые) плечо(-и) вперед, шагом — марш!» или «Отделениями), правое(-ые) плечо(-и) вперед, в одну шеренгу шагом — марш!», «Стой!», «Кругом!».
Если группа повернута в сторону левого фланга, то при той же команде вторые номера делают шаг влево, затем правой назад и приставляют левую ногу.
Обратное перестроение выполняется по команде «В колонну по одному — стройся!». Действия выполняются вторыми номерами в обратном порядке.
Перестроения из одной колонны в три уступом (рис. 8) происходит после предварительного расчета по три по команде «Первые номера вправо, третьи номера влево два (три, четыре и т. д.) шага, шагом — марш!». Перестроение выполняется приставным шагом, и счет ведется по два фаз, два) до принятия занимающимися указанного положения. Равнение осуществляется
только в колоннах. Для обратного перестроения подается команда «На своиместа шагом — марш’.».
При расчете по заданию («6—3— на месте» или «6—^—2— на месте» и т. д.) перестроение из одной колонны выполняется теми же действиями, что и при перестроении из одной шеренги, только необходимо указать направление для перестроения. Команда: «По расчету влево (вправо) шагом — марш!» (рис. 9).
Перестроения в движении
находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Первые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и продолжают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Особенность перестроения в том, что отделения, на которые делится колонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.
Здесь же можно дать указание об интервале и дистанции, с тем чтобы не размыкать колонну потом специально.
После остановки группы выполняется обратное перестроение, при котором необходимо предварительно повернуть занимающихся в сто-
При обучении целесообразно показать перестроение на нескольких занимающихся, останавливая в тех местах, где должны подаваться соответствующие команды.
Перестроение колонны по одному в колонны по 2-4-8 называется дроблением и сведением.
Дробление выполняется по команде «Через центр — марш!» (как правило, подается на одной из середин верхней или нижней границ зала). Затем по мере приближения направляющего к противоположной середине зала подается команда «В колонны по одному направо и налево в обход — марш’.». Подается на противоположной стороне. По этой команде первые номера идут направо, вторые номера — налево в обход (рис. 11, а, в).
При сведении (при встрече колонн в той середине зала, откуда начиналось перестроение) подается команда «В колонну по два через центр —марш!» (рис. 11, б, г).
Продолжая дробление и сведение дальше, можно построить колонны по 4, 8 и т. д. (рис. 11,б, г).
Обратное перестроение называется разведением и слиянием, например, из колонны по два в колонну по одному.
При разведении (движении строя в колонну по два через центр зала по мере приближения направляющих к противоположной середине зала) подается команда «В колонны по одному направо и налево в обход — марш!» правая колонна идет направо в обход, левая — налево (рис. 12, а).
При слиянии (встрече колонн на противоположной середине) подается команда «В колонну по одному через центр — марш!» (рис. 12, б). Действия: первым движение к центру зала начинает направляющий группы.
На занятиях гто физическому воспитанию передвижения могут осуществляться различными способами, основными из которых являются шаг и бег. Вместе с тем определенное развивающее значение имеют передвижения прыжками, на согнутых ногах (в приседе и полуприседе), передвижения в различных упорах.
Передвижения осуществляются по прямым, косым и закругленным линиям. По мере овладения техникой передвижений фигуры усложняются различными заданиями: переход с ходьбы на бег; прыжки, танцевальные шаги и т. д. Занимающиеся должны знать, что все строевые движения начинаются с левой ноги, а танцевальные —- с правой.
окончании выполнения упражнения в движении). Исполнительная команда подается под левую ногу.
Для выполнения шагов на месте команды «На месте шагом — марш!»; (.(Направляющий, на месте!» подаются тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, больше. Направляющий обозначает шаг на месте, остальные занимающиеся в это время, набирая необходимую дистанцию, также начинают обозначать шаг на месте. Команда «Дистанция 2-3-4 шага!» или «На дистанцию 2-3-4 шага — разомкнись!» подается, чтобы остановить занимающихся в разомкнутом строю на указанную дистанцию.
Для перехода к движению вперед подается команда «Прямо!» под левую ногу. Выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед.
Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!». После команды «Идти в ногу!» необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой.
Для прекращения движения подается команда «Группа — стой!» (под левую ногу). Выполняется шаг правой и приставляется левая нога.
Повороты в движении выполняются по тем же командам, что и повороты на месте. Исключение составляет поворот кругом, который выполняется по команде «Кругом — марш!».
Исполнительная часть команды подается при поворотах налево (направо) с постановкой левой (правой) ноги, после чего выполняется один шаг вперед другой ногой, поворот на носке в указанном направлении и продолжается движение прямо. Например, при повороте «На-пра-во!» исполнительная команда подается под правую ногу; после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в указанном направлении.
Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу; поворот выполняется на правом носке.
Для поворота кругом исполнительная команда подается под правую ногу. После чего занимающийся выполняет шаг левой вперед, скрестный шаг правой, поворот кругом на носках обеих ног и продолжает движение с левой ноги в новом направлении.
окончании выполнения упражнения в движении). Исполнительная команда подается под левую ногу.
Для выполнения шагов на месте команды «На месте шагом — марш!»; (.(Направляющий, на месте!» подаются тогда, когда передвигающуюся группу надо сомкнуть на дистанцию в один шаг, так как при выполнении упражнений в движении дистанция, как правило, больше. Направляющий обозначает шаг на месте, остальные занимающиеся в это время, набирая необходимую дистанцию, также начинают обозначать шаг на месте. Команда «Дистанция 2-3-4 шага!» или «На дистанцию 2-3-4 шага — разомкнись!» подается, чтобы остановить занимающихся в разомкнутом строю на указанную дистанцию.
Для перехода к движению вперед подается команда «Прямо!» под левую ногу. Выполняется шаг правой ногой на месте, и с левой ноги начинается движение вперед.
Для изменения характера передвижения подаются команды «Идти не в ногу!», «Идти в ногу!». После команды «Идти в ногу!» необходимо вести подсчет до выполнения ее всей группой.
Для прекращения движения подается команда «Группа — стой!» (под левую ногу). Выполняется шаг правой и приставляется левая нога.
Повороты в движении выполняются по тем же командам, что и повороты на месте. Исключение составляет поворот кругом, который выполняется по команде «Кругом — марш!».
Исполнительная часть команды подается при поворотах налево (направо) с постановкой левой (правой) ноги, после чего выполняется один шаг вперед другой ногой, поворот на носке в указанном направлении и продолжается движение прямо. Например, при повороте «На-пра-во!» исполнительная команда подается под правую ногу; после чего занимающийся, делая шаг левой вперед, поворачивается на левом носке и с правой ноги начинает движение в указанном направлении.
Исполнительная команда для поворота налево подается под левую ногу; поворот выполняется на правом носке.
Для поворота кругом исполнительная команда подается под правую ногу. После чего занимающийся выполняет шаг левой вперед, скрестный шаг правой, поворот кругом на носках обеих ног и продолжает движение с левой ноги в новом направленииПри выполнении поворотов в движении (особенно поворота кругом) целесообразно после подачи исполнительной команды вести подсчет, чтобы сохранить ритм движения.
Обучать повороту кругом надо по разделениям, после того, как освоены повороты направо и налево.
Существуют следующие разновидности ходьбы: походная (или обычная); на носках; на пятках; на внутренней и наружной стороне стоп; с опорой руками о колени; пригнувшись; крадучись; с высоким подниманием бедра (сгибая ноги вперед); в полуприседе; в приседе; выпадами; приставными и переменными шагами; скрестными шагами вперед и в сторону; острый шаг (выполняется перекатом с носка на всю стопу), пружинный шаг (выполняется с резким подъемом на полупальцы после небольшого приседа) — с различными положениями рук.
Существуют следующие разновидности бега: обычный бег; со сгибанием ног вперед (назад); с взмахом ног вперед, назад или в стороны; приставным шагом вперед и в сторону; скрестным шагом вперед и в сторону; спиной вперед; с поворотами с различными движениями и положениями рук.
«Галопом, правым (левым) боком вперед — марш!» — бег выполняется приставными шагами правым или левым боком по направлению движения.
Для регулирования длины и частоты шагов в беге используются те же команды, что и при движении шагом. Передвижение бегом может начинаться как с места, так и во время движения занимающихся каким-либо иным способом.
Существуют следующие разновидности прыжков и подскоков: на двух и на одной ноге; ноги врозь и вместе; ноги врозь скрестно; с ноги на ногу; с различными положениями рук; с поворотами; с движениями рук, туловища, ног.
2.3,1 Движение по точкам и линиям зала
Передвижение по залу (площадке) производится по трем основным направлениям (рис. 13): прямому (обход), косому (диагональ), круговому (круг). Круги могут быть трех основных размеров: большого (на всю ширину зала), среднего (в половину ширины зала), малого (на четверть ширины зала).
для выполнения передвижения по точкам зала подаются команды в следующей последовательности:
а) название строя — «В колонну по одному»;
б) название перемещения — «В обход»;
в) направление движения — «Налево»;
г) способ исполнения — «Шагом (бегом, прыжками)»;
д) исполнительная команда — «Марш!».
Для возобновления дальнейшего передвижения в каком-либо направлении подается команда «Налево (направо) в обход (противоходом) шагом (бегом) — марш!» или несколько команд из вышеперечисленных. Движением группы в обход (рис. 14) выполняется
вдоль границ зала или площадки но команде «а ои-ход налево (направо) шагом —марш!». Если команда подается во время передвижения, то исполнительная команда «Марш!» должна быть подана у угла или на середине одной из границ зала (площадки).
Противоход — движение колонны за направляющим в противоположную сторону основному передвижению. По команде «Противоходом — марш!» направляющий разворачивается заходом * правым (левым) плечом на 180° и двигается в противоположном направлении. Интервал во встречных
Змейка (рис. 16) — несколько противоходов, выполненных последовательно. Величина витка змейки определяется по месту первого противохода по команде: «Противоходом налево (направо) —марш!» и месту подачи команды «Змейкой — марш!». Для выполнения движения змейкой, подается команда «Змейкой налево (направо) — марш!»; с указанием ее размера: «Средней змейкой — марш!», «Малой змейкой —
марш!». При этом направляющий выполняет поворот кругом соответственно: дойдя до противоположной стороны зала, до средней линии или линии, обозначающей четверть зала.
Диагональ (рис. 17) — движение из одного угла зала к противоположному через его центр. Команда «По диагонали — марш!» подается, когда направляющий находится в одном из углов зала.
Круг — движение по окружности. Движение по кругу выполняяет-ся по команде «По кругу — марш!».
Исполнительная часть команды и начало маневра осуществляются на одной из середин сторон зала Если в команде не указан размер круга, то образуемая окружность должна проходить минимум через две противоположные середины сторон — большой круг. Диаметр среднего круга должен быть равен примерно псы? овине поперечного размера зала, малого — четверти (рис. 18). При движении по кругу замыкающий и все, идущие впереди
него, замедляют шаг и движутся, увеличивая дистанцию, до образования полного круга и набора одинаковой дистанции, необходимой в конкретном случае. Размер дистанции при этом не указывается.
Передвижение «проходами» — расхождение встречных колонн. Колонны по одном>’ проходят одна мимо другой на расстоянии одного шага справа (правым боком друг к другу) или слева (левым боком друг к другу). Встречные колонны по два могут проходить, как и колонны по одному, справа или слева (рис. 19, б, в, г,), а также внутри и снаружи по командам: «Проходам справа (слева) —марш!» (рис. 19, а, б), «Проходом справа (слева) в колоннах по одному —марш!» (рис. 19, в), «Проходом внутрь — марш!» (рис. 19, д).
Указание направления в любом случае относится к направляющему или правофланговой паре.
При выполнении открытой спирали расстояние между окружностями сохраняется таким, чтобы мог пройти строй занимающихся. Интервал между витками спирали должен быть два шага при движении к центру и один шаг в обратном направлении.
При движении закрытой спиралью по ее полном завершении (направляющий дошел до центра) занимающиеся обозначают шаг на месте до следующей команды.
Чтобы вывести занимающихся из спирали, необходимо остановить группу, повернуть кругом и подать команду к движению. То же самое можно сделать, не останавливая группу. Перед окончанием движения по спирали можно подать команду «Кругом — марш!». Новый направляющий разворачивает группу до полного круга. Завершением движения спиралью является круг. Движение продолжается до следующей команды.
Петля по форме может быть открытой (рис. 22, а, б) и закрытой (рис. 22, в, г). Она выполняется в любом направлении (поперечном, продольном, косом). Для выполнения подаются команды: «Налево (направо) открытой петлей — марш!», «По диагонали открытой петлей
марш!», «Налево (направо) по диагонали закрытой петлей — марш!».
Например, для построения зигзага из двух углов подается команда «Ко мне (wm на такой-то предмет) —марш!». При подходе к указанной
точке подается вторая команда «В левый нижнийугол (илиуказывается другой ориентир) — марш!». Направляющий поворачивается и идет к указанной точке, строя второй угол зигзага.
Двойная дуга (рис. 24, б) выполняется по команде «К центру дугой (определить направление) — марш!», после выполнения которой подается команда «Двойной дугой — марш!».
Лротиводуги (рис. 24, в) — фигура, состоящая из двух соединенных дуг, построенных в разных направлениях по команде «Противоду-гами, через центр — марш!». Направляющий по этой команде заходит правым плечом по дуге, а затем, дойдя до центра, заходит левым плечом по дуге, остальные следуют за направляющим.
Размыкания и смыкания
Для рационального размещения занимающихся в спортивном зале или на площадке применяются размыкание и смыкание строя.
Размыкание — увеличение расстояния между занимающимися по фронту (интервала) или в глубину строя (дистанции).
Смыкание — приемы уплотнения разомкнутого строя.
Размыкание выполняется по команде «Направо (налево, от середины) на столько-то шагов — разом-кнись!». Если количество шагов не указывается, то размыкание производится на один шаг.
Все, за исключением того, от кого производится размыкание, выполняют поворот направо (налево, направо и налево) и, продвинувшись на столько, чтобы расстояние между ним и стоящими рядом составило указанное количество шагов, приставляя ногу, поворачиваются лицом к фронту. После подачи команды преподаватель ведет подсчет по два (раз, два) до тех пор, пока все не займут своего места в строю. Для смыкания подается команда «Налево (направо, к середине) — сомкнись!», и все действия выполняются в обратном порядке.
Размыкание приставными шагами производится по команде: «Влево (вправо, от середины) на два (три и т.д.) шага приставными шагами — разом-книсъ 1 .». Счет ведется по два (раз, два). Размыкание начинают занимающиеся, стоящие на флангах. После выполнения одного шага (через два счета) крайними последовательно в движение приходят стоящие ближе к флангу, от которого идет размыкание. И так происходит до тех пор. пока не будет набран необходимый интервал.
Смыкание производится по команде «Вправо (влево, к середине) приставными шагами — сом-книсъ!». Движение начинают все одновременно и постепенно занимают свои места в строю,,
При размыкании от середины предварительно указывается середина (середина — Петров), если в каждой шеренге больше пяти занимающихся.
Размыкание приставными шагами на поднятые руки в стороны выполняется по команде «Вправо (влево, от середины) на поднятые руки в стороны приставными шагами — разом-книсъ 1 .». Счет ведется по два (раз, два). Размыкание начинают занимающиеся, стоящие на флангах, постепенно поднимая руки в стороны до интервала на ширину ладони между пальцами партнера. После окончания размыкания подается команда «Руки — вниз’.». Смыкание производится по команде «К середине (вправо, влево) приставными шагами — сом-книсъ!».
Размыкания и смыкания в движении (рис. 26) выполняются по команде «Вправо (влево, от середины) на 2—3 шага — разом-книсъ!’». Занимающийся, от которого начинается размыкание, движется в полшага, а остальные в полповорота направо (налево), продолжая движение, размыкаются на указанный интервал.
Смыкание в движении происходит по команде «Вправо (влево, к середине) — сом-книсъ!» или «Бегом ■ — сом-книсъ!». Смыкание выполняется в обратном порядке относительно размыкания.
Существует и размыкание по распоряжению, например, «Встаньте на два шага друг от друга», «Разомкнитесь на поднятые руки в стороны».
гизлгыкиние иудами tsnepau фис. ^/) iipu-водится наиболее эффективно в колонне по четыре по команде «Дугами вперед (назад) на столько-то шагов ■ — разом-кнись!». Средние колонны (стоящие внутри каждой шеренги второй и третий номера) выполняют пять шагов по дуге кнаружи в своих шеренгах и выстраиваются на одной прямой, на интервал в два шага от крайних колонн, поворачиваются кругом. Преподаватель ведет подсчет до конца выполнения команды. По-
ворот кругом выполняется на счет /-&. для смыкания подается команда «дугами вперед — сом-кнись!». Все действия выполняются в обратном порядке.
При смыкании действия противоположны. Оно производится по команде «Дугами назад — сом-кнись!».
При размыкании по направляющим в колоннах (рис. 28) преподаватель расставляет направляющих из колонны по три (четыре и т. д.) на необходимые интервалы. Затем при общей команде «За направляющим в колоннах — ■ становись!» каждые колонны занимают места за своими направляющими.
Для смыкания подается команда «К середине — сом-кнись!»; занимающиеся возвращаются в первоначальное положение.
При размыкании из одного круга в два (рис. 29) предварительно необходимо рассчитать занимающихся по три. Затем по команде «В два круга — стройся!» вторые номера выходят на два шага вперед (к центру), а третьи номера делают полшага вправо по кругу.
Смыкание в один круг производится по команде «В один круг — ■ сом — книсъ ! » . Вторые номера поворачиваются кругом и возвращаются в наружный круг, приставляют ногу и поворачиваются вторично кругом; третьи номера делают полшага влево.
Размыкание из одного круга в три (рис. 30) с расчетом группы по шесть производится по команде «В три круга — стройся!». Вторые и шестые номера выходят на два шага вперед, четвертые — на четыре шага вперед.
При размыкании из одного круга в три (рис. 31) с расчетом группы по семь после расчета необходимо объяснить, что делает каждый. По команде «В три круга — стройся!» четвертые номера делают шесть шагов вперед; вторые и шестые три шага вперед; седьмые — полшага вправо, первые, третьи и пятые стоят на месте. Второй внутренний об-
разевавшийся круг должен быть в два раза меньше наружного, а третий круг — в два раза меньше второго (рис. 31).
Смыкание производится по команде «В один круг —- сам-кнись!», по которой все вышедшие номера возвращаются в исходное положение.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ СТРОЕВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ
Команды и распоряжения
При выполнении строевых упражнений для четкого управления учащимися учитель использует команды и распоряжения.
Выполнение строевых упражнений по команде требует от учащихся строго регламентированных двигательных действий. Например, по команде «Равняпсъ1» учащиеся в соответствии с требованиями строевого устава Вооруженных Сил должны выполнить комплекс двигательных действий: принять строевую стойку, выровняться по носкам ног, повернуть голову направо, чтобы видеть грудь четвертого человека, считая себя первым.
Структурно команда подразделяется на три части: предварительную, исполнительную и паузу между ними. Каждая часть выполняет свою специфическую, присущую только ей функцию или. несет определенную смысловую нагрузку.
Предварительная часть команды указывает на предстоящее действие, она организует внимание учащихся и поэтому произносится громко, отчетливо, несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять ее и приготовиться к выполнению. При выполнении строевых приемов по всякой предварительной команде занимающийся принимает стойку «Смирно», поэтому злоупотреблять подачей этой команды не следует. Если же команда «Смирно!» подана, то нужно требовать безупречного ее выполнения.
Команда должна подаваться с твердой и повелительной интонацией. Необходимо правильно акцентировать слова и уметь варьировать силу и тон голоса.
Исполнительная часть команды является сигналом к началу работы и подается после небольшой паузы, отрывисто, энергично-повелительным тоном.
По произношению исполнительная команда должна соответствовать характеру выполнения последующих действий. Так, если к началу движения бегом в быстром темпе следует подать команду громко и отрывисто, то для начала движения в медленном темпе и там, где невозможно выполнить команду одновременно всем занимающимся, ее следует подавать громко и протяжно.
Учителю не следует применять однословные команды, такие как «Равняйсь», «Смирно», «Прямо» и др. Целесообразнее перед их подачей употреблять как предварительную часть команды слова «класс», «колонна», «внимание» и т. п. Это позволит учащимся более четко выполнить требуемые действия.
Громкость подачи команды надо соразмерять с ее необходимостью. Недопустимы как неоправданно тихие, так и слишком громкие команды.
Подавая команды, преподаватель должен находиться в основной стойке.
Исходя из конкретной ситуации, учитель использует в уроке и распоряжения. По распоряжению, как и по команде, выполняется комплекс двигательных действий, однако без строгой обусловленности. Если по команде занимающиеся должны одновременно выполнять действия из данного исходного положения определенным способом, то по распоряжению допускается выполнение действий, не уложенных в счет, и несколько иными способами, например, «Сомкнитесь вправо!», «Повернитесь направо’.» и т.д.
В некоторых случаях целесообразно заменять команды распоряжениями. Например, вместо того чтобы группе, сидящей на полу, подавать команду «Нале-во!», лучше отдать распоряжение «Повернитесь налево».
Злоупотребление командами может привести к их обесцениванию, а частое и неуместное применение распоряжений — к утрате навыка в выполнении строевых приемов.
Обучение строевым упражнениям
Начинать обучение строевым упражнениям следует с самых необходимых для проведения занятий команд одновременно из всех групп упражнений. Сначала осваивают построения, строевые приемы, передвижения, а затем размыкания и смыкания.
Строевые упражнения можно включать в любую часть урока, но обучать им надо, как правило, во вводной части (реже в заключительной). На уроке рекомендуется обучать одному-двум строевым упражнениям, отводя на это три—пять минут. Отработка и совершенствование строевых упражнений требуют большого числа повторений, поэтому их следует включать в каждое занятие. Даже хорошо освоенные упражнения целесообразно повторять три—пять раз, добиваясь четкого и быстрого выполнения.
Обучая строевым упражнениям, педагог должен применять методы объяснения, показа и метод упражнения. Ввиду относительной несложности строевых упражнений, как правило, методы показа и объяснения применяются одновременно, после чего упражнения выполняются группой учащихся. Некоторые строевые приемы можно проводить в парах (отделениях), где один подает команду, а второй (отделение) ее выполняет.
В начальных классах обучение строевым упражнениям начинается с самых доступных упражнений. Сначала ученики обучаются построению, где от них требуется быстро и безошибочно находить свое место в строю. Для этого применяется игровой метод: изменение места построения, построение в круг, перестроение по ориентирам.
Изучая строевые упражнения с детьми, применяются разнообразные методические приемы. Для этого используют: различные ориентиры (линии, метки и др.), определяющие место построения и направление передвижения; применяют сцепления; образно излагают задания; проводят упражнения в игровой и соревновательной формах. Преподавателю отводится роль направляющего.
Обучение строевым упражнениям осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах их показ сочетается с обучением «по разделениям», например: повороты на месте изучаются «переступ анием»;
При изучении ходьбы сначала отрабатываются движения руками (при ходьбе на месте), затем постановка ног (с фиксированным положением рук).
Строевой шаг целесообразно отрабатывать по элементам. Рекомендуется следующая последовательность упражнений:
1) Движения руками, стоя на месте. Необходимо следить, чтобы
при вынесении руки вперед кисть поднималась немного выше пояса и
находилась на расстоянии ширины ладони от туловища; пальцы слегка
согнуты, ладонь обращена к телу. При движении руки назад она долж
на быть прямой и отводиться назад до отказа;
2) отработка движений руками при ходьбе на месте;
3) отработка строевого шага, при ходьбе в медленном темпе (в ше
ренге и колонне). Необходимо следить, чтобы занимающиеся поднимали
вперед прямую ногу с оттянутым носком на высоту около 10 см от пола
и ставили ее твердо (с носка на всю стопу), переводя вес тела вперед.
При разучивании и совершенствовании различных видов ходьбы меняются темп, способы постановки ног, положение головы, туловища. Перед учащимися ставятся конкретные посильные двигательные задачи. Так, при изучении ходьбы можно на двух-трех уроках учить сохранению заданной дистанции, применяя при этом различные виды ходьбы: на носках, на пятках, в полуприседе и т. д. После выполнения этой задачи изучаются другие компоненты ходьбы.
Эти методические приемы обучения позволяют как бы наслаивать более сложные двигательные умения на простые, облегчают управление движениями, их координирование.
-По мере овладения основными строевыми упражнениями учащихся начинают обучать навыкам подачи команд (построение класса, сдача рапорта и др.).
Успеху в обучении способствует сочетание показа с выполнением отдельных компонентов движения по разделениям с попутным объяснением способа действия. Так, например, при перестроении из одной шеренги в две (после предварительного расчета на первый, второй) для вторых номеров подаются команды: «Шаг левой назад, делай —раз!», «Шаг правой в сторону, делай — deaf», «Приставить левую, делай — три!». При перестроении из двухшереножного строя в одношереножньш эти же действия выполняются в обратной последовательности. После нескольких повторений, когда вторые номера заучат движения, учащиеся меняются местами.
При обучении по «разделениям» ученик осознает и запоминает свои действия, а преподаватель до подачи очередной команды может конкретизировать действия и исправлять ошибки. Можно рекомендовать разучивать по разделениям такие упражнения, как повороты на месте и в движении, перестроение из одной колонны в две, строевой шаг и другие разновидности передвижения, размыкание приставными шагами.
Для совершенствования навыков строевых упражнений их следует применять на всех уроках и во всех его частях. Кроме того, в средних и старших классах (особенно для юношей) их следует включать в основную часть урока как вид гимнастического многоборья с целью освоения упражнений и привития навыков руководства строем.
Для передвижений в основной части занятия, когда группа делится на отделения, можно подавать команды:
• «Отделениями к местам занятий шагом марш’.» — после того как
преподаватель объяснит, где и чем будет заниматься каждое отделение;
• «Последнее задание’.», «Последний на снаряде!» — если с группой
работают несколько преподавателей, одним из них (ведущим, старшим)
перед сменой мест занятий подаются предупреждающие команды;
• «Закончить работу, убрать снаряды (места занятий)» — для
уборки мест занятий;
При выполнении фигурной маршировки важна роль направляющего, так как все изменения в направлении движения выполняются в первую очередь им. С воспитательной целью учителю целесообразно чаще менять направляющего, с тем чтобы каждый почувствовал себя ответственным за успех всего класса.
При подаче команды на перестроение надо соблюдать последовательность ее частей: название строя, направление движения, способ исполнения. Например: «В колонну по четыре налево шагом — марш’.». В движении, если способ передвижения не меняется, его не указывают. В данном случае слово «шагом» опускается.
При размыкании последовательность частей команд будет такой: направление, величина интервала, способ исполнения. Например: «Влево на два шага приставными шагами —разом-кнись!».
Проводя строевые упражнения, преподаватель должен строго соблюдать строевую выправку и быть предельно подтянутым, являясь образцом для занимающихся.
- команда молодости нашей о какой команде песня
- команда пахтакор разбилась на самолете в каком году