когда была изобретена фотография в каком году
История фотографии: Начало #1
Фотография. Искусство, появившееся в 1830-е и приобретшее широкую известность десятилетием позже. Сегодня это хобби одно из самых быстрорастущих, а индустрия производства фототоваров имеет многомиллиардный оборот. Вместе с тем, не каждому известно значение таких слов как «камера-обскура» или даже «выдержка», не многие слышали о таких именах, как Анри Картье-Брессон или даже Энни Лейбовиц.
Сегодня мы заглянем в прошлое и рассмотрим, как эта удивительная техника создавалась и развивалась, потому что не познав славного прошлого – не построить великого будущего.
Камера-обскура
Еще до изобретения фотографии, люди были знакомы с принципами, на которых она в итоге была основана. Они могли создавать изображения на стене или листе бумаги, однако фотопечать в то время была невозможна, поскольку сохранение светового изображения оказалось более сложной задачей, чем его проецирование. Инструмент, использовавшийся для работы с изображениями назывался камера-обскура (что в переводе с латыни означает «темная комната») и он существовал за несколько столетий до появления фотографии.
Считается, что камера-обскура была изобретена примерно в XIII-XIV столетиях, однако в летописи арабского ученого Хасана ибн Хасана, X в., описаны принципы работы камеры-обскуры, на которых в итоге была основана аналоговая фотография.
Камера-обскура в сущности представляет собой тёмную закрытую коробку с отверстием в одной из стенок. Отверстие должно быть достаточно малым относительно размера коробки чтобы камера-обскура правильно работала. Принцип её работы основан на законах оптики: свет, проходящий через крошечное отверстие, трансформируется и создает изображение на встречаемой поверхности, которой является стенка ящика. Изображение было зеркальным и перевернутым, однако современная аналоговая камера работает примерно таким же образом, отличаясь только наличием зеркала и пленки для сохранения созданного светом изображения.
Фотографию, и сам способ её создания, всегда называли убийцей изобразительного искусства. Однако считается, что принципы фотографии широко использовались художниками Ренессанса – Леонардо Да Винчи, Микеланджело и другими. В середине XVI столетия итальянский ученый Джованни Баттиста делла Порта, написал эссе о том, как можно использовать камеру-обскуру чтобы облегчить рисование. Он проецировал изображение людей, стоящих снаружи камеры-обскуры на холст внутри неё (камера-обскура в данном случае была большой комнатой) и затем рисовал по полученному изображению или копировал его.
Процесс использования камеры-обскуры выглядел очень странным и пугающим для людей в те далекие времена и Джованни Баттиста вынужден был отказаться от своей идеи после того, как его арестовали по обвинению в колдовстве.
Рисунок изображает работу в камере-обскуре как это выглядело в то время.
Несмотря на то, что лишь немногие художники Ренессанса признавали, что пользовались камерами-обскурами, считается, что их использовали большинство. Причиной не признавать этого открыто был страх подвергнуться обвинению в оккультизме или просто нежелание признаваться в том, что многие художники считали некоторым обманом.
Сегодня можно констатировать, что камера-обскура была прототипом современного фотоаппарата. Несмотря на то, что она выглядит ненужной сегодня, многие люди все ещё находят её занятной и используют для целей искусства или просто для забавы. Установка пленки и запечатление изображения было логическим продолжением.
Если вы пожелаете создать камеру-обскуру – в сети можно найти массу примеров и советов как это сделать.
Изобретение фотокамеры
Первая фотография, насколько нам известно, была сделана в 1825 г. французским изобретателем Джозефом Ньепсом. Она изображает вид из окна в Ле Гра. У этого изображения мало художественной ценности помимо того, что это первая фотография, из когда-либо сделанных и дошедших до нас.
В связи с особенностями технологии, экспозиция длилась восемь часов, так что солнце на фотографии успело пройти с востока на запад, осветив обе стороны изображенного здания. На этой фотографии, конечно, нет никакой композиции, поскольку в то время фотография рассматривалась не как искусство, а как техническая инновация.
Как уже говорилось выше, к этому времени люди уже знали, как спроецировать изображения, но они не могли сохранять и «записывать» свет. Ньепс придумал использовать нефтепродукт, так называемый «иудейский битум». Битум затвердевает под воздействием света, а незатвердевшее вещество можно было затем смыть. В качестве носителя Ньепс использовал отполированные металлические пластины, а полученное на них негативное изображение можно было покрыть чернилами и напечатать как литографию. Одной из множества трудностей этого метода являлось то, что металлические пластины были тяжёлыми, дорогими в производстве и требовали много времени для тщательной полировки.
В 1839 году сэр Джон Гершель нашел способ изготовить первый стеклянный негатив вместо металлического. В том же году он придумал термин «Фотография», производный из греческий слов, означающих «свет» и «писать». Несмотря на то, что процесс стал проще, а результат лучше – потребовалось еще много времени чтобы фотография стала широко известна.
В начале фотография либо использовалась художниками как подспорье в работе или во всяком случае следовала тем же принципам, что художественные полотна. Первыми широко известными фотопортретами были одиночные или семейные снимки на память. Наконец, после десятилетий усовершенствований и исправлений, массовое использование фотокамер началось с камер Eastman Kodak. Они вышли на рынок в 1888 году с лозунгом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем всё остальное».
В 1901 году была представлена камера Kodak Brownie, ставшая первой коммерческой камерой на рынке, доступной среднему классу. Камера делала только черно-белые снимки, но была очень популярной благодаря своей эффективности и простоте использования. Цветная фотография, несмотря на то, что разрабатывалась на протяжении XIX столетия, не нашла коммерческого воплощения до середины XX века. Учёные в начале века не могли сохранить цвет достаточно надолго, он пропадал со временем в связи с несовершенством рецептов. Несколько способов цветной фотографии запатентовали в 1862 году два французских изобретателя, работавших независимо друг от друга: Луи Дюко дю Орон и Шарль Кро.
В итоге, первая работающая цветная фотопластинка появилась на рынке в 1907 году. Использовавшийся в ней метод был основан на экране из фильтров. Экран позволял фильтровать красный, зеленый и/или синий свет. Фотопластинка затем обращалась с получением позитивного изображения. Использование этого же экрана в процессе фотопечати позволяло получить цветную фотографию. Данная технология, слегка доработанная используется до сих пор. Красный, зеленый и синий – основные цвета для телевизионных и компьютерных экранов, с этим связан и режим RGB (red+green+blue) в многих графических приложениях.
Первую цветную фотографию, изображение клетчатой ленты, сделал в 1861 году знаменитый шотландский физик Джеймс Клерк Максвелл, известный за свои работы в области электромагнетизма. Несмотря на большое влияние, оказанное данной фотографией на развитие фотоиндустрии, имя Максвелла редко вспоминают за это. Причина в том, что изобретения в области физики затмили собой достижение в фотографии.
Первым в мире снимком с человеком в кадре была фотография «Бульвар Тампль» Луи Дагера, сделанная в 1839 году. Экспозиция длилась около 10 минут, что делало невозможным сфотографировать людей на оживленной улице, однако удалось снять человека, которому полировали ботинки достаточно долго для того, чтобы он появился на фотографии.
Имена в фотографии
Альфред Стиглиц
Вместе с тем, что изобретение фотографии привело к новым научным достижениям и развитию индустриального мира, фотография стала частью повседневной жизни и направлением искусства. Одним из людей, стоявших у истоков искусства фотографии был Альфред Стиглиц, американский фотограф и покровитель современного искусства. Многие полагают, что именно Стиглиц сделал фотографию искусством, которым она является сегодня.
Уличные фотографии Стиглица широко известны за его авангардистский подход. Его фоторабота была революционна тем, как он фотографировал натюрморты и что он привнес в фотопортреты. Альфреду принадлежали несколько арт-галерей в Нью-Йорке и он представил американской публике многих европейских художников-авангардистов.
Но самым важным была позиция Стиглица, что фотографы – тоже художники. Он вместе с Фредом Холландом Деем основал «Фото-Сецессию», первое фотохудожественное движение, ставившее своей главной задачей показать, что фотография – это не только объект на изображении, но и работа фотографа, благодаря которой объект был сфотографирован.
Стиглиц проводил различные выставки, где фотографии оценивали сами фотографы. Любопытно, что в то время фотографии в основном оценивались художниками, поскольку в фотографах видели в большей степени учёных. Стиглиц также продвигал фотографию через созданные им журналы, такие как «Camera Notes» и «Camera Work».
Феликс Надар
Феликс Надар (настоящее имя – Гаспар Феликс Турнашон) был французским карикатуристом, журналистом и – с появлением фотографии – стал фотографом. Он наиболее известен как инициатор использования искусственного освещения в фотографии. Надар был дружен с Жюлем Верном и, как говорят, весьма вдохновлял писателя: его считают прототипом Мишеля Ардана, героя романа «С Земли на Луну». Надару также приписывают публикацию первого фотоинтервью в 1886 году.
Несмотря на некоторые новаторские идеи, портреты Надара следовали тем же академическим принципам классического портрета. Он был известен за портреты многих знаменитостей, таких как Жюль Верн, Александр Дюма, Пётр Кропоткин и Жорж Санд. Как вы можете увидеть на следующих изображениях, эти портреты имели классические композицию и стиль.
Анри Картье-Брессон
Работы этого француза повлияли на поколения фотохудожников и журналистов по всему миру. Несмотря на вышеизложенное, его работы также глубоко художественны. Уйдя из жизни в 2004 году, Анри Картье-Брессон оставил после себя культурное наследие и философию. Использованная им 35-мм камера стала стандартом, а его цитаты были включены во многие книги по теории фотографии. Несмотря на известность и влияние, существует очень мало фотографий этого человека. Он не любил когда его фотографировали и стеснялся своей славы.
Заглядывая в будущее
В следующей статье исторической серии мы рассмотрим период 1940-80-х годов, от изобретения многослойных цветных негативов, до появления моментальных камер Polaroid и Fujifilm. Мы также исследуем историю превращения фотографии в инструмент пропаганды и узнаем почему она стала использоваться в рекламе и продвижении продукции!
От переводчика: Это седьмая статья в серии материалов разных авторов, посвященных плёночной фотографии. Предыдущие шесть:
Эволюция фототехники
Содержание
Содержание
История развития фототехники полна взлетов, падений, невероятных открытий, зависти и конкуренции, а ее эволюционное древо уходит корнями в V век до нашей эры.
Дырка в сарае
Эта история началась с обыкновенной дырки. Свет проник через круглое отверстие в комнату, отразившись на противоположной стенке. Объект, через который прошел солнечный луч, проявился на стене в перевернутом виде и зеркальном отображении. Эффект впервые описал философ Аристотель.
Художники быстро смекнули, как использовать природное явление для рисовки с натуры. Этот метод в своем творчестве использовал Леонардо да Винчи, Ян Вермеер, Рембрант.
Технология изготовления «сарая» для рисования известна с X века нашей эры, но только в XVII создается первая миниатюрная камера обскура.
Для фокусировки потока света использовалась линза. Позже камера получила выдвижной глаз, подобный тому, что использовал Галилей в первом телескопе.
При желании такое устройство за пару минут из подручных средств можно собрать дома.
Коробочка (пинхол) — еще не фотоаппарат, поскольку не может сохранить изображение. Ведь задняя стенка — просто полированная деревяшка или холст.
Для сохранения первых образов (фото) использовались медные пластины, покрытые серебром. Позже фотографы перешли на стеклянные, целлулоидные и цифровые носители.
Первая фотография в истории человечества
1822 году изобретатель велосипеда Жозеф Ньепс развлекался с химикатами, пытаясь найти способ сохранить изображение, без необходимости его обрисовывать вручную. Вместе с ним, в разных уголках планеты, примерно тем же занимались несколько сотен художников и чудаковатых ученых. После серии неудачных экспериментов ему удалось найти формулу сохранения света.
Жозеф Ньепс намазал тонкий слой асфальтового лака (битума) на поверхность медной пластины, покрытой серебром, вставил в камеру-обскура с объективом, направленным в окно лаборатории, и ушел гулять на 8 часов. Чтобы проявить изображение, он использовал лавандовое масло, смешанное с керосином.
Полное название первой фотографии — «Вид из окна в Ле Гра». Скажем прямо — так себе вид. Но Ньепс был доволен результатом и стал работать над усовершенствованием процесса литографии.
В преклонных годах старый мастер поделился своими научными изысканиями с конкурентом — популярным во Франции художником Даггером. Последний изучал фотографию только через денежную призму, жаждав богатства и славы. Объединив усилия, им удалось создать световое шоу — «фокусник» менял угол падения света и под одной картиной проявлялась другая. Изобретение получило название — диорама. Ньепс перед смертью передает все свои наработки Даггеру.
Ртутные забавы
Новый виток эволюции фототехники произошел случайно. Даггер запер пластины в шкаф на ночь, а утром обнаружил на удивление четкое изображение. Изобретатель стал пробовать все реагенты, находившиеся в ящике. Лучший результат показали пары ртути, разогретой до 40–50 градусов. Новые пластины он покрывал смесью ртути и серебра — амальгамой. Снимок одновременно был негативом и позитивом — в зависимости от того, под каким углом его повернуть. Проявка вместо 8 часов занимала всего 15 минут.
Свое открытие художник назвал «дагерротипом», а фотолюбители придумали более поэтичное название — «зеркало с памятью».
Всемирный день фотографии
Открыв мастерскую, Даггер стал сдавать в аренду камеры и предлагать услуги «моментального» проявления фотографий по подписке в 1000 франков. Французы с таким прайсом были категорически не согласны. Обиженный художник решил продать патент за 200 000 франков, но после пожара в лаборатории согласился передать государству технологию за пенсию 6000 франков в год.
Франция подарила это изобретение миру 7 января 1839 года. Ежегодно в эту дату празднуется День Фотографии.
Время первых
Сразу после обнародования технологии, появилось много последователей, повлиявших на развитие фотографии.
В 1844 году Уильям Тальбот создал первый в мире фотоальбом путем прикладывания объектов к пластине. Отпечатав листочки всех деревьев, до которых смог добраться, Тальбот присваивает своему сборнику название «Карандаш природы».
В 1851 году Скот Арчер создал новый метод мокрой печати — калотипию, сократив выдержку дагерротипа в 50 раз!
Модные фотографы и сегодня используют этот древний метод для создания сверхточных и жутковатых снимков. Достаточно просто приложить стеклышко к фотобумаге, и вуаля!
Калотипия — создание позитивов на фотобумаге с помощью коллоидных растворов.
В 1851 году журналист Роджер Фентон отправился освещать Русско-Крымскую войну, сделав первые в мире фотографии с места событий.
Набор фотографа состоял из коробочки обскура и фургона-лаборатории.
В 1853 году благодаря Левай Хиллу появляется правая цветная фотография путем гелиохромии.
В 1861 — Джеймс Максвелл демонстрирует новый способ получения цветных снимков — трехцветный короб. Достаточно простая идея нашла изящное исполнение — три цветных фильтра для трех линз при совмещении изображений давали цветной отпечаток.
На фото изображена ленточка шотландки. Из-за фильтра ткань кажется объемной.
В 1878 году Эдвард Мэйбридж создает движущиеся картинки — на одной пластинке несколько изображений движущегося объекта, которые можно перенести на бумагу, создать альбом и просматривать листая.
1871 врач Ричард Меддокс усовершенствует метод калотипии, заменяя колодий желатином. В качестве основы используется стеклянная подложка, на которую наносится серебряно-желатиновая эмульсия. Революционность идеи Меддокса заключалась в том, что новый носитель можно был сворачивать трубочкой.
Первый фотоаппарат представлял собой закрытую коробку с заряженной внутрь пленкой на 100 фотографий!
После съемки «коробка» с содержимым отправлялась на завод, фотоаппарат перезаряжался новой пленкой, фотографии проявлялись и отправлялись бандеролью вместе с техникой заказчику.
В 1888 году появляется первая портативная камера Kodak со сменными катушками пленки.
Аппарат, замораживающий мгновения, получил свою классическую форму в апреле 1914 года. Начиная с 30-го годов объективы можно откручивать. Камеры создавались специально под узкоформатную 35-миллиметровую пленку Kodak, широко применявшуюся в кинематографе.
Цвет Нации
Проскудин-Горский — русский фотограф, делавший уникальные цветные фотографии царской России на протяжении 1904–1912 годов. 1900 снимков были скомпонованы и показаны последнему Императору Николаю II.
Проскудин-Горский усовершенствовал технику фотографирования своего учителя Адольфа Митте и создал мировой шедевр. Полны архив фотографий с фильтром по областям доступен по ссылке.
Леонид Парфенов снял замечательный фильм Цвет Нации, раскрывающий личность и детали уникальной работы, сохранившей облик Российской Империи. Сейчас снимки находятся в библиотеке Конгресса США.
Таймлайн эволюции фототехники
Внимание, сейчас вылетит птичка!
Ослепление — так мог бы описать впечатление от первых фото несчастный, пожелавший увековечить свой образ для потомков. И это не та лайтовая вспышка от диодов на современной технике, а суровая магниевая, от которой еще и зайчики перед глазами бегали в течение нескольких часов.
Двигателем прогресса стал театр — обычный, и тот, на котором разворачиваются боевые действия. Монархи не прочь были утащить в свою спальню дагерротип с ножками балерин, а военные генералы получить данные разведки в виде отпечатанных карточек.
Фотографии знаменитостей
Кроме зарубежного президента, запечатлеть свой лик также успела парочка русских писателей XIX века.
Н. В. Гоголь в Риме. С дагерротипа Перро. 1845 год.
Лев Толстой. Крым, 1901 год.
А вот Александр Сергеевич не дотянул всего один год до изобретения дагерротипа.
Первое селфи
Самым старым селфи в истории отметился Роберт Корнелиус. Фотография себя любимого была сделана в 1839 году. В отличие от современных инстаграм-моделей, бедняге пришлось простоять неподвижно 15 минут на заднем дворе родительского магазина.
«Фотошоп 19-го века»
Первое изображение с обработкой появилось в 1861 году. В ходе предвыборной кампании штабу Линкольна не хватала «героических фотографий», да и сам президент, по мнению личного фотографа Брэди, выглядел так себе. «Фотошопер» взял голову Линкольна с одной пластины, антураж поместья покойного к тому времени президента Томас Хикса и мощное тело Джона К. Кэлхуна. Подлог обнаружили только в 1969 году.
Возникновение брендов
Фотография — это искусство делать далекое близким.
История фототехники необъятна, на протяжении 150 лет человечество неустанно совершенствовало технический процесс сохранения отпечатков света. Сами камеры не претерпели особых изменений. В аппарат столетней давности сегодня можно установить цифровой задник и получать высококачественные изображения.