кирсанов персонаж какого произведения
Николай Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа «Отцы и дети», представитель лагеря «отцов». Он – отец Аркадия и брат Павла Петровича Кирсанова. У него нет конкретных прототипов. Образ Николая Петровича – собирательный. И.С. Тургенев постарался наделить его лучшими чертами русского дворянства середины девятнадцатого столетия.
Описание героя
Кадр из х/ф «Отцы и дети», 1983. В роли Николая Кирсанова актер А. Кузнецов
Николай Петрович – сорокачетырехлетний дворянин, вдовец, живет в своем имении и свято почитает традиции предков. В его поместье насчитывается более двухсот крестьян, которые уважают его за доброту и сердечную мягкость: «Состояние у Кирсанова изрядное», «Отец Аркадия – добрый мягкосердечный барин, стремящийся не отставать от современности». Николай Петрович заботится о своих крестьянах и стремится навести порядок в имении, опираясь на передовые идеи. Несмотря на это, его нельзя назвать практичным человеком. Принимая его благодушие за слабость, крестьяне не всегда ведут себя честно по отношению к нему, хотя и любят своего барина. Со слов Павла Петровича, «брат не довольно практичен, его обманывают».
Родина героя – юг России. Он родился и воспитывался в семье военного, человека с грубыми манерами, строгого, но не злобного. Родитель мечтал о такой же карьере и для сына, но перелом ноги стал препятствием на пути осуществления этого желания. Хромота осталась у Николая на всю жизнь, поэтому о военной службе пришлось забыть: «он переломил себе ногу, на всю жизнь остался «хроменьким». Тем не менее, он получил прекрасное образование, окончив Петербургский университет. Некоторое время он служил в Министерстве, а затем поселился в родовом имении: «В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом». Все последующие годы Николай Петрович провел в своей усадьбе, превратившись в классического домоседа: «век свой провел в глуши, – говаривал он…», «Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечением». С течением времени он настолько свыкся с жизнь в деревне, в окружении природы, что стал избегать какого-либо общества: «боялся общества…», ему достаточно было общения с братом и Фенечкой.
В его внешности нет ничего выдающегося: седые волосы, мелкие, но довольно приятные черты лица, полноватая, немного сгорбленная фигура, прихрамывающая походка: «Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы». В отношении гардероба Николай Кирсанов непритязателен, носит простые вещи, давно вышедшие из моды, руководствуясь тем, что ему в них удобно: «…в запыленном пальто и клетчатых панталонах», «большие пуговицы его деревенского пальто…» В то же время, отличается аккуратностью и чистоплотностью, хотя и не уделяет столько времени своему туалету, как его брат Павел.
Николай Петрович – закостенелый консерватор, приверженец старых устоев. Помимо манер это ярко проявляется в его речи, которую он щедро приправляет старинными оборотами: «Душевно рад и благодарен за доброе намерение посетить нас», «надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас». Его богатая лексика говорит о его начитанности. Николай Петрович очень любит литературу, отдавая предпочтение стихам. Своим любимым поэтом он называет Пушкина. Кирсанов музыкально образован, обладает хорошим слухом. Нередко его можно застать музицирующим на фортепиано или виолончели: «…играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты», «играл с чувством… «Ожидание» Шуберта». О всестороннем развитии героя свидетельствует владение им иностранными языками – немецким и французским: «Он запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски…», «Я по-немецки понимаю…».
Еще в молодости Николай Петрович встретил девушку, которую полюбил горячо и всем сердцем. Они поженились и прожили в браке десять счастливых лет: «Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле», «…блаженствовал со своею Машей». К несчастью, жена заболела и умерла, и Николай Петрович остался вдовцом с подрастающим сыном. Он безмерно скучал по ушедшей супруге: «Представилась ему опять покойница жена… молодою девушкой с тонким станом», «ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить ее теплоту и дыхание».
Несмотря на горечь утраты и одиночество, Николай Петрович продолжает вести достойную жизнь и воспитывать сына. Возможно, по этой причине, судьба дарит ему еще одну возможность испытать счастье. Он знакомится с молодой крестьянкой Фенечкой, которая отвечает ему взаимностью. Несмотря на рождение маленького Мити, Николай Петрович не решается узаконить отношения с девушкой, так как боится осуждения брата и старшего сына: «Эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме…», – робко сообщает он Аркадию.
В сцене приезда Аркадия проявляется такая черта характера Кирсанова, как гостеприимство и радушие. Он приветливо встречает Базарова со словами: «Душевно рад… и благодарен за доброе намерение посетить нас». Но больше всего эмоций проявляет Николай Петрович в отношениях с сыном: «Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов», «…его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке…» Он очень привязан к сыну и не стесняется выражать свои чувства в присутствии посторонних. Аркадий, в свою очередь, также испытывает к отцу сильные чувства: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».
Недопонимание в отношениях Аркадия с отцом начинает возникать после появления в их семье Базарова. Николай Петрович, беззаветно обожая сына, готов любить всех его друзей, то есть, всех тех, кого любит Аркадий. Однако его тревожит то влияние, которое гость оказывает на сына. Отмечая изменения в поведении Аркадия, он не может по-прежнему относиться к Базарову. В его душе зарождается страх от того, что он может потерять Аркадия. Все те ценности, которыми он живет, и которые составляют основу его существования – семья, честность, доброта, любовь, благородство могут оказаться низвергнуты и растоптаны нигилистом Базаровым.
Его попытки понять Аркадия не дают ему ответа на вопрос: почему нужно отвергать искусство, любовь, семейные ценности, красоту природы… Свое непонимание он объясняет возрастом, отсталостью от жизни, принадлежностью к другому поколению. По этой причине он отступает и, в отличие от Павла Петровича, старается избегать любых споров с Базаровым: «Николай Петрович побаивался молодого нигилиста». Будучи по своей природе неконфликтным человеком, Николай Петрович прячет свои переживания в глубине души, стараясь не расстраивать, в первую очередь, своего любимого сына.
Такая черта характера, как нерешительность, проявляется у героя в его отношениях с Фенечкой. Он благодарен этой девушке, потому что ее любовь вернула его к жизни. С другой стороны, он стыдится своей связи с ней перед взрослым Аркадием: «Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну, да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме». Он живет с девушкой в неузаконенном браке, создавая для нее неопределенное положение, в котором она чувствует себя весьма некомфортно. Кирсанов решается на брак с Фенечкой только после настоятельной просьбы Павла Петровича.
Роль героя в произведении
Образ Николая Петровича играет немаловажную роль в сюжетной линии произведения. Этого героя И.С. Тургенев представляет читателю с первой страницы романа. Далее, по мере развития действия, он участвует почти во всех значимых сценах. Писатель показал на примере Николая Кирсанова образец личностной гармонии, лишенный каких-либо конфликтов. Для него это не просто представитель лучших слоев русского дворянства, но и показатель стойкости человека, который, несмотря на жизненные трудности и лишения, не озлобился и остался несломленным.
Даже Базаров со своей все отрицающей идеологией положительно отзывается о Николае Петровиче, оценивая его словами «золотой человек». Для Николая Кирсанова в приоритете порядочность, семья, благородство, любовь. Он не предъявляет высоких требований к жизни, а просто живет и радуется ей. Поэтому автор и вознаграждает этого героя в конце романа всем тем, к чему он стремился.
Не будь в романе образа Николая Петровича, читатель не смог бы так полно понять и охарактеризовать образ Павла Петровича. Потому что на протяжении всего повествования идет сопоставление этих двух характеров, которые очень хорошо раскрываются именно на фоне друг друга. Все события жизненной истории Николая сопоставлены в произведении с определенными моментами жизни его старшего брата Павла.
В романе отсутствуют сцены бурных дебатов Николая Петровича с Базаровым. Но всем своим поведением, восприятием мира этот герой отрицает и противостоит философии Евгения. Осознавая, что его доводы в отношении нигилизма будут проигнорированы, именно он становится «незримым» бойцом на этом фронте и истинным противником Базарова, а не Павел Петрович, как может показаться на первый взгляд. Николай Петрович не спорит с Евгением, но его поведение и мироощущение противостоят нигилизму как таковому и в итоге одерживают победу, о чем свидетельствует его воссоединение с сыном.
Развитие героя по мере сюжета
В процессе развития сюжета образ Николая Петровича не претерпевает существенных изменений. Он не отступает от своих жизненных принципов и остается верен им на протяжении всего повествования. Это сложившийся характер, существующий в гармонии с собой и природой. Из всех героев, оставшихся на страницах романа до конца повествования, Николай Петрович – самый жизнерадостный и удовлетворенный жизнью персонаж. Для него было и остается самым важным то, что он продолжает жить по совести в окружении самых родных и близких ему людей.
Отношение автора к герою
Иван Сергеевич Тургенев признавался, что Николай Петрович – его любимый персонаж в данном романе, хотя он и здесь остается верен себе и не обозначает четко свою авторскую позицию. Писателю была близка жизненная установка героя, так как он сам стоял на стороне таких ценностей, как доброта, любовь, семья, благородство. Поэтому из-под его пера вышла личность предельно гармоничная, живущая в согласии с собственной совестью. Автор смог так представить своего героя, что вызвал к нему симпатии всех, кому довелось познакомиться с этим произведением.
Некоторые моменты судьбы Николая Петровича схожи с судьбой самого Тургенева. Оба воспитывались строгими родителями, оба окончили Петербургский университет, как у одного, так и у другого, были старшие братья военные. В одном из писем автор писал: «Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других». К тому же, И. С. Тургенев очень трепетно относился к природе, что можно заметить по его произведениям, поэтому ценящий ее красоту Николай Петрович особенно близок автору. В конце романа автор вознаграждает своего героя, выражая, тем самым, свое расположение и симпатию.
Экранизации героя
Самый удачный экранный образ Николая Петровича Кирсанова воссоздал актер театра им. Е. Вахтангова Алексей Глебович Кузнецов. Режиссер фильма «Отцы и дети» (1983) Вячеслав Никонов очень скрупулезно подбирал актеров для каждой роли и остановил свой выбор на Алексее Кузнецове, потому что увидел в нем практически живого, настоящего Николая Петровича. Внешность, голос, манеры этого талантливого актера и педагога как нельзя лучше соответствовали данному персонажу. Николай Петрович в исполнении Кузнецова получился таким, каким его задумал И.С. Тургенев – настоящим дворянином-интеллигентом, мягким, отзывчивым, скромным и обаятельным. Зрители высоко оценили мастерство актера, о чем говорят многочисленные положительные отзывы.
В свое время, в других экранизациях роль Николая Петровича играли актеры: Алексей Консовский (знаменитый мальчик-принц из классического фильма «Золушка»), Николай Анненков, Анатолий Васильев, Виталий Егоров, Лев Книппер. Но кинообраз созданный А, Кузнецовым до сих пор считается наиболее удачным.
Все персонажи романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева
Список всех персонажей романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» с краткой характеристикой героев.
Главные герои романа
Все персонажи
Краткое описание персонажей
Евгений Базаров
Главный герой. Около 30-ти лет
Студент-нигилист из разночинцев («люди разного чина и звания»), отрицающий практически все принятые в обществе ценности и традиционные порядки. Базаров – холодный, резкий, жесткий человек. Он не дворянин, но гордится своим простым происхождением. Базаров учится на врача, увлекается естественными науками.
В политическом отношении революционер-демократ, протестует против либеральных идей братьев Кирсановых и консервативных взглядов своих родителей.
Василий Иванович Базаров
Отец Базарова. 61 год
Отставной военный лекарь. Небогат. Управляет небольшим имением жены. В меру образован и просвещён, чувствует, что сельская жизнь оставила его в изоляции от современных идей. Придерживается в целом консервативных взглядов, религиозен, безмерно любит сына.
Арина Власьевна Базарова
Добрая и неглупая женщина, хорошая хозяйка. Дворянка по происхождению. Владелица небольшого имения, которым управляет ее муж.
Аркадий Кирсанов
Друг Базарова. 23 года
Молодой дворянин, выпускник Санкт-Петербургского университета, младший товарищ Базарова. Становится нигилистом под влиянием Базарова, но затем отказывается от этих идей. Любит природу и искусство.
По ходу романа Аркадий влюбляется в Анну Одинцову, но позже понимает, что на самом деле любит ее сестру Катю и женится на ней. Со временем Аркадий становится отцом семейства и трудолюбивым хозяином.
Николай Петрович Кирсанов
Отец Аркадия. 44 года
Помещик, либерал, вдовец. Любит музыку и поэзию. Интересуется прогрессивными идеями, в том числе в сельском хозяйстве. Сын боевого генерала Пиотра Кирсанова, но не пошел по стопам отца, так как еще в юности сломал ногу и на всю жизнь остался«хроменьким». Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской. Любимая жена Николая Петровича скончалась 13 лет назад, и теперь он живет вдвоем с братом Павлом. В начале романа он стыдится своей любви к дочери своей экономки, крестьянке Фенечке, но затем женится на ней. Николай Петрович очень любит своего сына Аркадия. От Фенечки у него рождается еще один сын — Митя.
Павел Петрович Кирсанов
Дядя Аркадия. Около 45-ти лет
Анна Сергеевна Одинцова
Возлюбленная Базарова. 26 лет
Богатая двадцативосьмилетняя вдова, которая принимает друзей-нигилистов в своём имении. Красивая, умная, независимая женщина. После смерти родителей воспитывала сестру Катю. Она симпатизирует Базарову, но после его признания в любви, не отвечает взаимностью. Считает спокойную жизнь без волнений важнее всего, в том числе важнее любви. В девичестве — Анна Локтева.
Катя Локтева
Младшая сестра Одинцовой. Около 20-ти лет
Екатерина Сергеевна Локтева — небогатая дворянка, младшая сестра Анны Одинцовой. Добрая, умная девушка с сильным характером. Она любит музыку и природу. В конце романа выходит замуж за Аркадия Кирсанова.
Фенечка
Любовница Н. Кирсанова. Около 23-х лет
Фенечка (Федосья Николаевна) — молодая крестьянская девушка. Дочь Арины Савишны, экономки Николая Петровича Кирсанова. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребёнка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. В конце романа Фенечка выходит замуж за Николая Петровича.
Княгиня Нелли Р.
Возлюбленная П. Кирсанова
Давняя возлюбленная Павла Петровича Кирсанова. У них не складываются отношения. После разрыва Павел Петрович теряет смысл жизни и спустя много лет он по-прежнему помнит о княгине.
Виктор Ситников
Молодой мужчина, приятель Кукшиной и Базарова. Он считает себя учеником Базарова. Следует моде во всем: и в одежде, и во взглядах. Сын богатого купца, но при этом стесняется своего происхождения.
Кукшина
Евдоксия (Авдотья) Никитишна Кукшина — знакомая Базарова, Кирсанова и Ситникова. Молодая помещица; некрасивая, невзрачная и неопрятная женщина. Она живет отдельно от мужа и считает себя женщиной прогрессивных взглядов и борцом за права женщин.
Слуга Петр
Слуга в доме Кирсановых, в частности он служит камердинером (личным слугой) Николая Петровича Кирсанова. Глупый и самолюбивый человек с бирюзовой сережкой в ухе, и напомаженными разноцветные волосами. Считает себя образованным, «усовершенствованным» слугой, только потому что умеет читать «по складам» (т.е. по слогам).
Слуга Прокофьич
Слуга в доме Кирсановых. Ворчливый, брюзгливый старик. Ему около 60 лет. Как и его хозяин Павел Петрович, имеет аристократические повадки, и не любит нигилиста Базарова.
Аркадий Кирсанов
Аркадий Кирсанов – один из главных персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Ни в одном источнике никому не удалось найти реального прототипа, с которого писался этот литературный герой. Его образ можно рассматривать, как некий сплав характеров и взглядов молодых представителей дворянской интеллигенции второй половины 19 века.
Описание героя
Владимир Конкин в роли Аркадия. Х/ф «Отцы и дети», 1983
Аркадию Кирсанову 23 года «…недаром же мне и минул двадцать третий год…». Это молодой человек, только что окончивший университет, сын помещика Николая Петровича Кирсанова. Тургенев не дает подробного описания внешности этого героя. Известно лишь, что у него «загорелая кожа», он «не носит бороду», «у него звонкий юношеский голос». Аркадий – друг нигилиста Базарова, с которым он приезжает в имение отца, представляя его словами: «Это некто Базаров, мой приятель». Он – потомственный дворянин, и этот факт иногда вызывает раздражение у Базарова, относящегося к дворянам с презрением: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может…»
Аркадий немного стесняется своего молодого возраста, поэтому старается казаться взрослее, чем есть на самом деле. Это выражается в его манерах, речи и поведении: «Он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком», «Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы».
Молодой Кирсанов производит впечатление человека с хорошим характером, позитивного и жизнерадостного: «Он сбросил с себя шинель и так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца». Он достаточно умен, чем производит приятное впечатление на Анну Одинцову: «Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен». К своеобразной черте характера Аркадия можно отнести его леность. По сравнению с Базаровым, который после окончания университета вплотную занялся наукой, Аркадий не знает чему себя посвятить. Впереди у него нет определенного жизненного плана, и он не ставит перед собой никаких целей: «Аркадий сибаритствовал, Базаров работал», «Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь».
Несмотря на дружбу с циничным Базаровым, Аркадий остается робким, мягким и стеснительным молодым человеком: «Аркадий ощущал на сердце некоторую робость», «Он робел и терялся, когда оставался с ней наедине». Его целомудренная натура противится тому, как Базаров рассуждает о женском теле, считая, что эта тема должна быть под запретом и не выноситься на всеобщее обсуждение: «Перестань, ради бога, Евгений! Это ни на что не похоже». Несмотря на это, Аркадий продолжает боготворить Базарова, подражая ему в поведении, которое Павел Петрович считает развязным. Под влиянием Базарова формируется и негативное отношение Аркадия к тем ценностям, которые составляют основу жизни старших Кирсановых.
Аркадий вынужден скрывать эмоции, которые переполняют его в некоторых ситуациях, из-за того, что он боится насмешек Базарова. Стараясь во всем соответствовать истинному нигилисту, он вынужденно подавляет в себе чувства радости, огорчения, восторга: «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство». По этой же причине Аркадий старается казаться равнодушным по отношению к природе, хотя в душе очень любит ее и способен восхищаться ею, но, опять таки не в присутствии Базарова. Он любит, ценит и понимает классическую музыку, что говорит о его всестороннем развитии: о своей любви к Моцарту он признается в беседе с Катей.
Аркадий искренне любит отца и не видит ничего предосудительного в том, что он, будучи дворянином, связал свою жизнь с простолюдинкой Фенечкой. Поддержка его выражается в том, что он радуется появлению у него маленького брата и в совете отцу жениться на Фенечке: «Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор», – говорит он Николаю Петровичу.
Внутренние противоречия Аркадия проявляются в его отношениях с Базаровым. Несмотря на то, что он очень предан этой дружбе и дорожит ею («Пожалуйста, папаша, приласкай его. Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой»), в душе ему совершенно чужды те нигилистические идеи, которые проповедует его старший товарищ. Об этом же говорит и Павел Петрович, который уверен, что Базаров попросту заморочил Аркадию голову: «Вот, вот чем увлекается молодежь, вот чему покоряются неопытные сердца мальчишек!», «Это все ему в голову синьор этот вбил, нигилист этот».
Безответная любовь к Одинцовой, которая считала, что Кирсанов слишком молод для нее, ввергает Аркадия в уныние: «Аркадий, который окончательно сам с собой решил, что влюблен в Одинцову, начал предаваться тихому унынию». В присутствии этой женщины он превращается в робкого юнца, не способного поддержать беседу: «Он чувствовал, что не в силах занять Одинцову; он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод». Но, благодаря этому унынию, происходит его сближение с Катей, в которую он по-настоящему влюбляется через какое-то время.
Любовные переживания обоих героев – Аркадия и Евгения становятся началом отдаления их друг от друга. Дружба их слабеет, а вскоре и вовсе прекращается: «Почти постоянное разъединение наших приятелей не осталось без последствий: отношения между ними стали меняться». Именно любовь к Кате отрезвляет Аркадия, он начинает задумываться об отказе от идей нигилизма, понимая, что идеалы, которым служит Базаров, на самом деле чужды ему, а его предназначение состоит вовсе не в отрицании и разрушении всего и вся.
Настоящий Аркадий предстает перед читателем после женитьбы на Кате. В нем просыпается дух хозяйственника, последователя своего отца. Все свое время он уделяет имению, проводит необходимые реформы: «Небогатый край этот… нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы». В этом он видит свое призвание. Он женат, любим и любит сам и, наконец-то понимает, что в этом и заключается настоящее счастье.
Роль героя в произведении
Автор в своем романе обозначил для Аркадия довольно интересную роль, «поместив» этот персонаж между бунтарем Базаровым и консерватором Павлом Петровичем. Такая позиция более четко обозначает различия между двумя идейными врагами. Благодаря Аркадию, действие романа оживает, оно динамично по сравнению с тем, если бы в повествовании присутствовали одни диалоги Базарова с Павлом Петровичем.
Молодой Кирсанов играет в романе роль подражателя Базарову. Но его увлечение идеями нигилизма основывается на его неопытности, в силу которой он поддался этому модному течению. В душе же он совершенно другой человек. Этим автор, возможно, хотел показать, что люди со слабым, мягким характером часто становятся жертвой более сильных личностей, не имея достаточно сил для сопротивления им и их убеждениям.
Развитие героя по мере сюжета
В начале романа Аркадий предстает перед читателем не просто другом Базарова, но и его учеником, разделяющим его взгляды. Пока еще не понимая, под какое сильное влияние он попал, Аркадий боготворит Евгения и очень высоко ценит дружбу с этим человеком. Он открыто признает в себе нигилиста и ведет себя, сообразно правилам этого течения, в котором его привлекают свобода, раскрепощенное поведение, отказ от традиционных ценностей, непризнание авторитетов и т.д.
По мере развития событий Аркадий начинает понимать, что его путь – это дорога в никуда, тупик, проще говоря, – ошибка молодости, житейской неопытности и слабоволия. Да, он оказывается слабым по сравнению с целеустремленным и сильным Базаровым, но он готов смириться с этим ради своего благополучия и дальнейшей спокойной жизни. Постепенно он отдаляется от своего кумира и сближается с отцом, понимая, что его судьба – это продолжение дела Николая Петровича.
В последних главах романа Аркадий окончательно выходит из тени своего старшего товарища, влияние Базарова на него становится все слабее и заканчивается совсем. Оба героя понимают, что их пути больше никогда не пересекутся, каждый из них сам становится творцом своей жизни. Аркадий оказывается во враждебном Базарову лагере «отцов», и это обстоятельство разводит их навсегда. При последней встрече Аркадий прощает Базарову все грубые слова и упреки, высказанные Евгением в его адрес за все время их общения.
Отношение автора к герою
Как в отношении Базарова, так и другого своего персонажа – Аркадия, Тургенев занимает относительно отстраненную позицию, предлагая читателю самому составить представление о герое и сделать определенные выводы в отношении его личности. Он не делает резких выпадов и не осуждает напрямую поведение ни одного из них. Тем не менее, авторские характеристики как бы намекают на более определенную позицию Тургенева в отношении Аркадия. Писатель представляет его неиспорченным молодым человеком со светлой душой, образованным, скромным и хорошо воспитанным. Его утонченная натура проявляется в любви к природе и музыке.
Создавая образ Аркадия, И.С. Тургенев ставил своей задачей показать тот тип дворянской интеллигентной молодежи, представители которой не способны на серьезные поступки и дела, несмотря на свои порывы и увлечения. Среди них нет лидеров, способных покорить и повести за собой, так как они слабовольны и нерешительны. Первое более менее серьезное испытание становится для них непреодолимым препятствием, которое возвращает их на путь спокойной жизни без бурь и потрясений. Для таких людей, как Аркадий личное благополучие всегда будет оставаться в приоритете.
Экранизации героя
В разных экранизациях романа роль Аркадия Кирсанова исполняли такие актеры, как Юрий Васильев, Андрей Фомин, Александр Ратников и другие. В постановке 1958 года режиссеры Адольф Бергункер и Наталья Рашевская пригласили на роль Аркадия начинающего, подающего большие надежды актера Эдуарда Евгеньевича Марцевича (1936-2013), который блестяще справился с этой ролью. Она стала его первой большой работой в кино. Молодой Кирсанов в исполнении Марцевича получился очень романтичным и чувственным героем, обожающим отца и уважающим семейные традиции.
В 1983 году вышла очередная экранизация «Отцов и детей» в постановке режиссера Вячеслава Никонова. В образе Аркадия Кирсанова он видел только одного артиста – Владимира Алексеевича Конкина. На тот момент это был уже известный актер, подаривший зрителям великолепные образы Павла Корчагина и Владимира Шарапова. Но, Владимир Алексеевич очень хотел сыграть Базарова, поэтому режиссеру пришлось долго его уговаривать. В итоге Никонов пообещал Конкину задействовать в фильме всю его семью, что и было сделано: жене и сыновьям Конкина достались хотя и не главные, но заметные эпизодические роли.
Его Кирсанов получился необыкновенно ярким и колоритным персонажем. Актер превосходно сжился с ролью увлеченного левыми идеями барчука, который вступает в конфликт со своим отцом. В начале фильма Конкин очень натурально представил свою мировоззренческую зависимость от Базарова, говоря его, но чужими для себя, фразами. В конце фильма актер естественно показал, как Аркадий из нигилиста превращается в обычного барина, и начинает вести традиционный и привычный для Кирсановых образ жизни.