кирсанов герой какого романа
Семья и прошлое героя
Внешность Павла Петровича
Взгляды и принципы
Важно! Он думает, что каждый аристократ, который уважает себя, не должен поступаться своими правами. Он обязан выполнять свой долг и следить за тем, чтобы другие поступали так же.
Важно! В базаровском нигилизме Кирсанов видит лишь стремление все разрушить и не построить при этом ничего нового.
Важно! Павел Петрович считает, что прежде всего имеет значение личность человека, осознание собственного достоинства. Без этого, по его мнению, нет никакого основания для строительства общества.
Павел Петрович Кирсанов в романе «Отцы и дети»: биография и история жизни
История жизни Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети»: биография героя
Светская жизнь в Петербурге
Будучи юношей, Павел Петрович оканчивает престижное военное училище, Пажеский корпус, и поступает на службу в гвардию. Он становится «светским львом» и повесой, вращаясь в высшем свете Петербурга. Павел Петрович быстро продвигается по службе. Впереди у него блестящая военная карьера. Но в его жизни появляется любовь.
Любовь к княгине Р.
Однажды Павел Петрович страстно влюбляется в эксцентричную княгиню Р. Чтобы быть с ней рядом, он бросает службу и уезжает за границу. Когда княгиня Р. разрывает с отношения с Павлом Петровичем, это «убивает» его. Он остается один, с разбитым сердцем, без карьеры и без семьи.
Через некоторое время Павел Петрович переезжает жить в деревню к брату. Но даже здесь, в провинциальной глуши, он по-прежнему ведет себя, как аристократ. Он одевается по моде и пользуется изысканными духами. Несмотря на свой возраст, он все еще остается красивым и видным мужчиной.
Дуэль Кирсанова и Базарова
Павел Петрович хорошо воспитан и почтителен. Он терпеть не может циничного нигилиста Евгения Базарова. Однажды Павел Петрович видит, как Базаров целует Фенечку, неофициальную жену Николая Петровича.
Павел Петрович уезжает на лечение за границу после свадьбы своего племянника Аркадия Кирсанова. Павел Петрович поселяется в Дрездене. За границей он ведет все ту же аристократическую жизнь: бывает в театрах, общается с интересными людьми. Однако в глубине души он по-прежнему несчастлив.
Павел Петрович Кирсанов
В образе Павла Петровича Кирсанова И.С. Тургенев воплотил традиционные черты либерально настроенной части русского дворянства. В романе ему отведена роль представителя гвардии «отцов» и самого яростного оппонента Базарова. Поскольку образ этого главного персонажа является собирательным, у него нет реального прототипа. Большая часть жизненной истории Павла Петровича остается за страницами произведения.
Описание героя
Б. Химичев в роли Павла Петровича. Х/ф «Отцы и дети», 1983
Павел Петрович – мужчина лет сорока пяти, аристократ до кончиков ногтей с изящными манерами и красивой, породистой внешностью: «красивый, изящно одетый», «лицо его… необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».
У него есть младший брат Николай, с которым он проживает в поместье, и два племянника – старший Аркадий и маленький, недавно родившийся, Митя. Автор почти не дает информацию о детских годах этого героя. Известно лишь, что он вырос в семье, главой которой был малограмотный и грубый отец, дослужившийся до генеральского чина: «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек».
После домашнего обучения Павел, благодаря связям отца, продолжил учебу в Пажеском корпусе, быстро и легко продвигаясь по карьерной лестнице: «вышел офицером в гвардейский полк». Наряду с новыми званиями он приобретал авторитет в аристократических кругах Петербурга, где «его уважали за его отличные, аристократические манеры» и наделили статусом светского льва. Мужчины втайне завидовали ему, а женщин сводило с ума его холодное равнодушие: «…ведь он красавцем был, голову кружил женщинам…»
В жизни Павла Петровича была история любви, которую можно назвать не иначе, как роковой. Предметом этой страсти была графиня Р., ради которой Павел пожертвовал блестящей военной карьерой: «Он вышел в отставку, несмотря на просьбы приятелей, на увещания начальников, и отправился вслед за княгиней». «Года четыре провел он в чужих краях, гоняясь за нею…»
В итоге эта любовь оказалась безответной и разрушительной. Она морально уничтожила молодого человека, превратив его в мизантропа, избегающего общества: «…человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен…» После известия о смерти графини Павел Петрович навсегда закрыл свое сердце, до которого не смогла достучаться ни одна женщина. Вскоре он навсегда обосновался в своем имении, где и предстал перед читателем в самом начале романа.
Несмотря на пережитую драму и связанные с ней страдания, Павел Петрович и по прошествии лет все еще остается видным и эффектным мужчиной. Он седовлас и невысокого роста, но ему удается сохранять ту «юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов». Его ухоженность сквозит буквально во всем: безупречный и модный костюм дополняет белоснежный, каменно накрахмаленный воротничок, он пользуется дорогим «благородным» парфюмом, его идеально ухоженные ногти, по словам Базарова, можно отправлять на выставку. У Павла Петровича белоснежные зубы и красивый бархатный голос: «…заговорил он приятным голосом». Особенно хороши были его продолговатые черные глаза, которые казались еще прекраснее на фоне мраморной кожи лица: «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд…»
Несмотря на проживание в сельской глуши, Павел Петрович заявляет: «Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека». Он является подражателем всему английскому: заказывает себе английскую одежду: «…одетый в темный английский сьют…», дорогое какао и зеленый чай, читает английскую прессу: «Он вообще всю жизнь свою устроил на английский вкус…» Манеры Павла Петровича соответствуют его образу жизни. Он всегда и везде старается вести себя по-джентельменски, поэтому ему так отвратительно поведение Базарова: «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова». Именно Базаров является тем человеком, который может вывести Павла Петровича из себя. Нередко его вспыльчивая натура не выдерживает, и, казалось бы, начавшаяся мирно беседа заканчивается бурным спором. О взрывном характере Павла говорит его брат Николай: «Мой брат – человек прежнего закала, вспыльчивый и упрямый».
Внешняя холодность Павла Петровича нередко отпугивает людей. Особенно настороженно к нему относятся простолюдины. Но в глубине души старший Кирсанов является отзывчивым и участливым человеком. Он почти никогда и никому не отказывает в просьбе, а также защищает интересы крепостных крестьян, правда, беседуя с ними, «он морщится и нюхает одеколон». Его брат Николай ценит в нем такие качества, как ум, великодушие и честность, что, по его мнению, является поводом для еще большего уважения: «Ты такой же благоразумный, как и великодушный… безукоризненно честный человек», «…ты самый добрый и умный человек в мире».
В то же время, в характере Павла Петровича присутствуют такие черты, как заносчивость и гордость. Сам он оправдывает это тем, что человек без самоуважения не может быть полноценным как для общества, так и для самого себя: «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе…нет никакого прочного основания общественному благу». Иногда он бывает насмешливым и как то по-забавному желчным: «С русскими он развязнее, дает волю своей желчи, трунит над самим собой и над ними; но все это выходит у него очень мило, и небрежно, и прилично».
К своему брату Николаю он относится с огромной теплотой и любовью. Этому не мешает даже огромная разница в их характерах: «…с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил». Он бескорыстно предлагает Николаю помощь, когда того настигают финансовые трудности, ничего не требуя взамен. По сути, Павел Петрович – глубоко несчастный человек, «мертвец» в душе, как говорит о нем Аркадий. Виной всему его несчастная любовь к графине Р. Возможно, поэтому он так трепетно относится к своей семье, – любовь к брату и племяннику компенсирует ему то, что он недополучил в своей жизни.
Все меняется с приездом в имение Базарова. Умеренный, сдержанный Павел Петрович не в силах сдерживать ненависть по отношению к внезапному гостю. Прежде всего, он считает, что Евгений с его философией отрицания плохо влияет на Аркадия. Личная неприязнь усугубляется развязностью манер, цинизмом, неоправданной гордостью Базарова. Но больше всего самолюбие Павла Петровича ущемлено тем, что Базаров так же презирает его. Он не может принять того, что его, уважаемого человека, аристократа пытается оспаривать какой-то наглый нигилист.
В спорах, как правило, побеждает Базаров, и это еще больше разогревает Павла Петровича. Он понимает, что Базаров не оставляет ему никакой надежды, перечеркивая всю его бессмысленную и пустую жизнь. По этой причине он часто срывается, употребляя оскорбления, ехидные замечания и насмешки. Базаров же остается спокойным, приберегая силы для основной схватки.
Дебаты, которые разгораются между противниками, носят не частный характер, они спорят о будущем устройстве России. В них очень хорошо проявляются общественно-политические взгляды Павла Петровича. Рассматривая роль дворянства, Кирсанов жестко отстаивает позицию, согласно которой движущей и развивающей силой общества является аристократия. Он верит, что при помощи либеральных реформ и гласности аристократы приведут страну к так называемой «английской свободе». По мнению же Базарова, от аристократов вообще нет никакой пользы.
В следующем споре на тему нигилизма и его роли Павел Петрович резко осуждает это течение за пропаганду неуважения, отрицания и беспринципности. Говоря о бессилии нигилистов, Павел Петрович едко замечает: «Вас всего четыре с половиной человека» и сразу получает ответ Базарова: «От копеечной свечи Москва сгорела».
В спорах о народе Павел Петрович делает ставку на семью, христианство, крестьянскую общину, прославляя русскую патриархальность. Базаров же утверждает, что народ настолько невежественен, что не в силах понять собственных интересов. Нигилизм, по его утверждению – это и есть воля народного духа.
Наконец, в споре о природе и искусстве Кирсанов прославляет и то и другое, считая это одной из наивысших человеческих ценностей. В этом вопросе Тургенев четко принимает позицию Павла Петровича. Базаров отрицает и то и другое: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», а Рафаэль, по его мнению, вообще не стоит ломаного гроша.
Ни в одном из споров герои не достигают компромисса, а последнее слово всегда остается за Базаровым. Таким образом, дуэль можно рассматривать, как логическое завершение этого противостояния. Именно с помощью нее Кирсанов надеется одержать победу над Базаровым, который считает это решение глупостью: «Как красиво и как глупо! Экую мы комедию отломали!». Поэтому их поединок, как известно, заканчивается лишь легким ранением Павла Петровича. «Дуэль, – писал Тургенев, – введена для наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно комически».
Роль героя в произведении
Павел Петрович – это тот персонаж, без которого роман потерял бы свою идейность. Столкновением Кирсанова и Базарова автор демонстрирует проблему разногласий между дворянами и разночинцами-демократами. Представляя Кирсанова, как человека, принадлежащего к «сливкам» аристократии, он показывает его честность, щедрость, сочувствие крестьянам, но, в то же время, с помощью тонкой иронии делает вывод о безжизненности принципов этого барина. Образом Павла Петровича Тургенев показал поколение, которому ничего не остается, как сойти с дистанции и со стороны наблюдать за прогрессом. Финал истории старшего Кирсанова происходит в Дрездене, где он живет в одиночестве, вдали от семьи и родины.
Развитие героя по мере сюжета
В финале романа герой выбирает одиночество и покидает Россию. Его любовь, ставшая для него всей его жизнью, умерла, забрав с собой все живое, что когда-то было в его душе. Мертв и Базаров, не давший этой душе окончательно завянуть. За эти долгие годы Кирсанов смирился, стал спокойным и равнодушным. Завершая историю бесполезной жизни Павла Петровича, Тургенев сочувственно отмечает: «Жить ему тяжело… тяжелей, чем он сам подозревает». То ли упрек, то ли усмешка звучат в последних словах, посвященных герою: «Он ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя». Этот предмет – единственное, что связывает с родиной «мертвеца» Павла Петровича Кирсанова.
Отношение автора к герою
И.С. Тургенев разделяет высокие нравственные принципы Павла Петровича, но понимает, что они неспособны прижиться в той действительности, в которой он существует. Тургенев также акцентирует внимание на его отсталости от жизни. Все, что составляет жизнь Павла Петровича – это строгое следование заведенным когда-то привычкам, которыми он очень дорожит и от которых не в силах отказаться. Сам же писатель не видит никакого смысла в таком существовании, потому что оно лишено какой-либо цели. Смысл жизни окончательно был утрачен Павлом Петровичем после разрыва с княгиней Р. По этой причине и называет автор своего героя «мертвецом».
В спорах Павла Петровича с Базаровым писатель придерживается нейтралитета и не поддерживает ни одну из сторон. Следовательно, конфликт отцов и детей остается открытым. Понимая всю глубину проблемы, автор не знает, как разрешатся вопросы, поднятые его персонажами. Тем не менее, эти вопросы и придают особую остроту повествованию, раскрывают образы каждого героя и показывают победу новых идей над старым отжившим миром «отцов».
Экранизации героя
В экранизациях разных годов роль Павла Петровича Кирсанова исполняли такие актеры, как Николай Никольский, Бруно Фрейндлих, Андрей Смоляков, Евгений Велихов. В 1983 году зрители познакомились с очередной постановкой режиссера Вячеслава Никифорова. Для исполнения роли Кирсанова был приглашен актер Театра им. Моссовета Борис Петрович Химичев (1933-2014). К тому времени в копилке актера уже насчитывалось 25 сыгранных ролей. Впоследствии сам актер будет считать роль в фильме «Отцы и дети» одной из самых значимых в своей карьере.
Кинокритики отмечали, что Павел Петрович в исполнении Химичева предстал перед зрителем «изящным рыцарем с глазами раненой серны, человеком чрезвычайно симпатичным и тонко обаятельным». Актеру удалось создать образ не только барина-аристократа, но и показать судьбу глубоко несчастного и одинокого человека, принявшего решение добровольно отречься от этого мира. Химичев сумел привнести в фильм ту лирическую ноту, которую можно назвать элегией одиночества, и которой огромное значение придавал сам Иван Сергеевич Тургенев.
Сравнительная характеристика братьев Кирсановых — героев романа И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Происхождение, воспитание, образование
Дворяне Павел Петрович и Николай Петрович Кирсановы были сыновьями боевого генерала 1812 года, службу он постоянно нёс в провинции, и сыновья его родились на юге России. Мать их «принадлежала к числу „матушек-командирш“ допускала детей утром к ручке, на ночь их благословляла». До 14-летнего возраста братьев воспитывали дешёвые гувернёры, адъютанты и прочие штабные и полковые личности.
Затем старшего сына, Павла, генерал отдал в пажеский корпус, и, когда пришло время, юноша был произведён в офицеры и стал служить в гвардии.
Николай, как и его брат, должен был стать военным, но он сломал ногу и на всю жизнь остался хромым. Когда ему исполнилось 18 лет, отец отвёз его в Петербург и определил в университет. Закончив учиться, Николай «вышел из университета кандидатом».
Портрет: внешность, манера поведения, характеристика речи
Его младший брат, Николай Петрович, не похож на него внешне. Несмотря на то, что ему 44 года, он уже немного сгорблен. Николай Петрович — пухленький, прихрамывающий барин с мелкими, приятными, несколько грустными чертами лица, с небольшими чёрными глазами и мягкими жидкими седыми волосами. Он обращается с людьми вежливо, деликатно, не любит конфликтовать. Николай Петрович немногословен, внимательно и с интересом слушает собеседников.
Семейное положение, отношение к семье
Николай Петрович был женат на дочери чиновника Преполовенского Марии, у них родился сын Аркадий. В браке Николай Петрович был счастлив, но через 10 лет его жена скончалась. Он долго был вдовцом, затем влюбился в молоденькую девушку Фенечку, у них родился сын Митя. В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке, несмотря на социальное неравенство. Своих сыновей он очень любит.
Павел Петрович, в отличие от брата, никогда не был женат. После пережитой любовной трагедии он утратил всякую надежду на личное счастье и поселился в имении брата. К Николаю Петровичу и Аркадию Павел Петрович испытывает самые тёплые чувства. Хорошо он относится и к Фенечке и её сыну Мите. Павел Петрович высоко ценит семейную честь и готов её защищать.
Между братьями царит взаимопонимание и уважение друг к другу.
Характер
По качествам характера братья Кирсановы отличаются друг от друга. Павел Петрович — гордый, самолюбивый человек. Он силён духом, но опустошён, ничем не увлекается. Несмотря на то, что Павел Петрович очень любил княгиню Р., он не был романтиком, «не умела мечтать его щегольски сухая и страстная, на французский лад мизантропическая душа» (глава XI).
Николай Петрович, в отличие от брата, любил мечтать, был в душе романтиком. По натуре это спокойный, уравновешенный человек. Брат даже упрекал Николая Петровича в том, что он «чересчур благодушен и скромен» по отношению к дерзкому и самонадеянному Базарову.
Общие черты характера братьев — это доброта и честность.
Род занятий, образ жизни
Своё имение помещик Николай Петрович Кирсанов преобразовал в ферму после того, как размежевался с крестьянами. Он старательно, но не очень успешно постигает сельскохозяйственную науку. В свободное время читает и играет на виолончели.
Павел Петрович в имении ничем не занимается, но, когда дела по хозяйству идут плохо, помогает брату деньгами. Он выезжает из имения только на местные выборы. Павел Петрович — англоман, книги читает, в основном, на английском языке.
Отношение к нигилистическим взглядам Базарова и Аркадия
Когда Аркадий приехал после окончания университета домой, его дядя заметил, что он стал развязнее, а отец почувствовал «своё разъединение с сыном».
Павел Петрович и Николай Петрович поняли, что Аркадий попал под влияние Базарова и стал разделять его нигилистические взгляды. Николай Петрович не мог согласиться с отношением сына и его друга к поэзии, искусству, природе, но чувствовал, что преимущество молодого поколения в том, что в них меньше следов барства, чем у него с братом.
Павел Петрович спорил с Базаровым по очень многим вопросам, особенно его задело пренебрежительное отношение этого молодого человека к аристократизму. У некоторых литературных критиков есть мнение, что Павел Петрович бросается защищать «принципы», которые отрицает Базаров, не потому, что они ему так дороги, а потому, что Базаров относится к нему без уважения и презирает за безделье и аристократические манеры.
Николай Петрович Кирсанов
Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа «Отцы и дети», представитель лагеря «отцов». Он – отец Аркадия и брат Павла Петровича Кирсанова. У него нет конкретных прототипов. Образ Николая Петровича – собирательный. И.С. Тургенев постарался наделить его лучшими чертами русского дворянства середины девятнадцатого столетия.
Описание героя
Кадр из х/ф «Отцы и дети», 1983. В роли Николая Кирсанова актер А. Кузнецов
Николай Петрович – сорокачетырехлетний дворянин, вдовец, живет в своем имении и свято почитает традиции предков. В его поместье насчитывается более двухсот крестьян, которые уважают его за доброту и сердечную мягкость: «Состояние у Кирсанова изрядное», «Отец Аркадия – добрый мягкосердечный барин, стремящийся не отставать от современности». Николай Петрович заботится о своих крестьянах и стремится навести порядок в имении, опираясь на передовые идеи. Несмотря на это, его нельзя назвать практичным человеком. Принимая его благодушие за слабость, крестьяне не всегда ведут себя честно по отношению к нему, хотя и любят своего барина. Со слов Павла Петровича, «брат не довольно практичен, его обманывают».
Родина героя – юг России. Он родился и воспитывался в семье военного, человека с грубыми манерами, строгого, но не злобного. Родитель мечтал о такой же карьере и для сына, но перелом ноги стал препятствием на пути осуществления этого желания. Хромота осталась у Николая на всю жизнь, поэтому о военной службе пришлось забыть: «он переломил себе ногу, на всю жизнь остался «хроменьким». Тем не менее, он получил прекрасное образование, окончив Петербургский университет. Некоторое время он служил в Министерстве, а затем поселился в родовом имении: «В 1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом». Все последующие годы Николай Петрович провел в своей усадьбе, превратившись в классического домоседа: «век свой провел в глуши, – говаривал он…», «Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечением». С течением времени он настолько свыкся с жизнь в деревне, в окружении природы, что стал избегать какого-либо общества: «боялся общества…», ему достаточно было общения с братом и Фенечкой.
В его внешности нет ничего выдающегося: седые волосы, мелкие, но довольно приятные черты лица, полноватая, немного сгорбленная фигура, прихрамывающая походка: «Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы». В отношении гардероба Николай Кирсанов непритязателен, носит простые вещи, давно вышедшие из моды, руководствуясь тем, что ему в них удобно: «…в запыленном пальто и клетчатых панталонах», «большие пуговицы его деревенского пальто…» В то же время, отличается аккуратностью и чистоплотностью, хотя и не уделяет столько времени своему туалету, как его брат Павел.
Николай Петрович – закостенелый консерватор, приверженец старых устоев. Помимо манер это ярко проявляется в его речи, которую он щедро приправляет старинными оборотами: «Душевно рад и благодарен за доброе намерение посетить нас», «надеюсь, любезнейший Евгений Васильич, что вы не соскучитесь у нас». Его богатая лексика говорит о его начитанности. Николай Петрович очень любит литературу, отдавая предпочтение стихам. Своим любимым поэтом он называет Пушкина. Кирсанов музыкально образован, обладает хорошим слухом. Нередко его можно застать музицирующим на фортепиано или виолончели: «…играли в четыре руки на фортепьяно, пели дуэты», «играл с чувством… «Ожидание» Шуберта». О всестороннем развитии героя свидетельствует владение им иностранными языками – немецким и французским: «Он запнулся на мгновенье и продолжал уже по-французски…», «Я по-немецки понимаю…».
Еще в молодости Николай Петрович встретил девушку, которую полюбил горячо и всем сердцем. Они поженились и прожили в браке десять счастливых лет: «Она стала его женой, он был счастлив, как немногие на земле», «…блаженствовал со своею Машей». К несчастью, жена заболела и умерла, и Николай Петрович остался вдовцом с подрастающим сыном. Он безмерно скучал по ушедшей супруге: «Представилась ему опять покойница жена… молодою девушкой с тонким станом», «ему хотелось вновь осязать близость своей Марии, ощутить ее теплоту и дыхание».
Несмотря на горечь утраты и одиночество, Николай Петрович продолжает вести достойную жизнь и воспитывать сына. Возможно, по этой причине, судьба дарит ему еще одну возможность испытать счастье. Он знакомится с молодой крестьянкой Фенечкой, которая отвечает ему взаимностью. Несмотря на рождение маленького Мити, Николай Петрович не решается узаконить отношения с девушкой, так как боится осуждения брата и старшего сына: «Эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме…», – робко сообщает он Аркадию.
В сцене приезда Аркадия проявляется такая черта характера Кирсанова, как гостеприимство и радушие. Он приветливо встречает Базарова со словами: «Душевно рад… и благодарен за доброе намерение посетить нас». Но больше всего эмоций проявляет Николай Петрович в отношениях с сыном: «Аркаша! Аркаша! – закричал Кирсанов», «…его губы уже прильнули к безбородой, запыленной и загорелой щеке…» Он очень привязан к сыну и не стесняется выражать свои чувства в присутствии посторонних. Аркадий, в свою очередь, также испытывает к отцу сильные чувства: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».
Недопонимание в отношениях Аркадия с отцом начинает возникать после появления в их семье Базарова. Николай Петрович, беззаветно обожая сына, готов любить всех его друзей, то есть, всех тех, кого любит Аркадий. Однако его тревожит то влияние, которое гость оказывает на сына. Отмечая изменения в поведении Аркадия, он не может по-прежнему относиться к Базарову. В его душе зарождается страх от того, что он может потерять Аркадия. Все те ценности, которыми он живет, и которые составляют основу его существования – семья, честность, доброта, любовь, благородство могут оказаться низвергнуты и растоптаны нигилистом Базаровым.
Его попытки понять Аркадия не дают ему ответа на вопрос: почему нужно отвергать искусство, любовь, семейные ценности, красоту природы… Свое непонимание он объясняет возрастом, отсталостью от жизни, принадлежностью к другому поколению. По этой причине он отступает и, в отличие от Павла Петровича, старается избегать любых споров с Базаровым: «Николай Петрович побаивался молодого нигилиста». Будучи по своей природе неконфликтным человеком, Николай Петрович прячет свои переживания в глубине души, стараясь не расстраивать, в первую очередь, своего любимого сына.
Такая черта характера, как нерешительность, проявляется у героя в его отношениях с Фенечкой. Он благодарен этой девушке, потому что ее любовь вернула его к жизни. С другой стороны, он стыдится своей связи с ней перед взрослым Аркадием: «Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну, да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме». Он живет с девушкой в неузаконенном браке, создавая для нее неопределенное положение, в котором она чувствует себя весьма некомфортно. Кирсанов решается на брак с Фенечкой только после настоятельной просьбы Павла Петровича.
Роль героя в произведении
Образ Николая Петровича играет немаловажную роль в сюжетной линии произведения. Этого героя И.С. Тургенев представляет читателю с первой страницы романа. Далее, по мере развития действия, он участвует почти во всех значимых сценах. Писатель показал на примере Николая Кирсанова образец личностной гармонии, лишенный каких-либо конфликтов. Для него это не просто представитель лучших слоев русского дворянства, но и показатель стойкости человека, который, несмотря на жизненные трудности и лишения, не озлобился и остался несломленным.
Даже Базаров со своей все отрицающей идеологией положительно отзывается о Николае Петровиче, оценивая его словами «золотой человек». Для Николая Кирсанова в приоритете порядочность, семья, благородство, любовь. Он не предъявляет высоких требований к жизни, а просто живет и радуется ей. Поэтому автор и вознаграждает этого героя в конце романа всем тем, к чему он стремился.
Не будь в романе образа Николая Петровича, читатель не смог бы так полно понять и охарактеризовать образ Павла Петровича. Потому что на протяжении всего повествования идет сопоставление этих двух характеров, которые очень хорошо раскрываются именно на фоне друг друга. Все события жизненной истории Николая сопоставлены в произведении с определенными моментами жизни его старшего брата Павла.
В романе отсутствуют сцены бурных дебатов Николая Петровича с Базаровым. Но всем своим поведением, восприятием мира этот герой отрицает и противостоит философии Евгения. Осознавая, что его доводы в отношении нигилизма будут проигнорированы, именно он становится «незримым» бойцом на этом фронте и истинным противником Базарова, а не Павел Петрович, как может показаться на первый взгляд. Николай Петрович не спорит с Евгением, но его поведение и мироощущение противостоят нигилизму как таковому и в итоге одерживают победу, о чем свидетельствует его воссоединение с сыном.
Развитие героя по мере сюжета
В процессе развития сюжета образ Николая Петровича не претерпевает существенных изменений. Он не отступает от своих жизненных принципов и остается верен им на протяжении всего повествования. Это сложившийся характер, существующий в гармонии с собой и природой. Из всех героев, оставшихся на страницах романа до конца повествования, Николай Петрович – самый жизнерадостный и удовлетворенный жизнью персонаж. Для него было и остается самым важным то, что он продолжает жить по совести в окружении самых родных и близких ему людей.
Отношение автора к герою
Иван Сергеевич Тургенев признавался, что Николай Петрович – его любимый персонаж в данном романе, хотя он и здесь остается верен себе и не обозначает четко свою авторскую позицию. Писателю была близка жизненная установка героя, так как он сам стоял на стороне таких ценностей, как доброта, любовь, семья, благородство. Поэтому из-под его пера вышла личность предельно гармоничная, живущая в согласии с собственной совестью. Автор смог так представить своего героя, что вызвал к нему симпатии всех, кому довелось познакомиться с этим произведением.
Некоторые моменты судьбы Николая Петровича схожи с судьбой самого Тургенева. Оба воспитывались строгими родителями, оба окончили Петербургский университет, как у одного, так и у другого, были старшие братья военные. В одном из писем автор писал: «Николай Петрович – это я, Огарев и тысячи других». К тому же, И. С. Тургенев очень трепетно относился к природе, что можно заметить по его произведениям, поэтому ценящий ее красоту Николай Петрович особенно близок автору. В конце романа автор вознаграждает своего героя, выражая, тем самым, свое расположение и симпатию.
Экранизации героя
Самый удачный экранный образ Николая Петровича Кирсанова воссоздал актер театра им. Е. Вахтангова Алексей Глебович Кузнецов. Режиссер фильма «Отцы и дети» (1983) Вячеслав Никонов очень скрупулезно подбирал актеров для каждой роли и остановил свой выбор на Алексее Кузнецове, потому что увидел в нем практически живого, настоящего Николая Петровича. Внешность, голос, манеры этого талантливого актера и педагога как нельзя лучше соответствовали данному персонажу. Николай Петрович в исполнении Кузнецова получился таким, каким его задумал И.С. Тургенев – настоящим дворянином-интеллигентом, мягким, отзывчивым, скромным и обаятельным. Зрители высоко оценили мастерство актера, о чем говорят многочисленные положительные отзывы.
В свое время, в других экранизациях роль Николая Петровича играли актеры: Алексей Консовский (знаменитый мальчик-принц из классического фильма «Золушка»), Николай Анненков, Анатолий Васильев, Виталий Егоров, Лев Книппер. Но кинообраз созданный А, Кузнецовым до сих пор считается наиболее удачным.