керченский мост соединяет какие города
Крымский мост: длина и цена, фото и где смотровая
Возведение моста через Керченский пролив стало главным событием 2018 года. С его открытием путь в Крым сделался быстрее и доступнее. Сейчас Крымский мост – это не только удобный способ попасть на полуостров, но и полноценная достопримечательность, которую все хотят увидеть.
Крымский мост
Крымский мост проложен через Керченский пролив и соединяет Таманский и Керченский полуострова. Он состоит из двух мостов, которые идут параллельно друг другу, — автомобильного и железнодорожного. Длина Крымского моста 19 км, и это самый протяжённый мост в России. На автомобильном мосту 4 полосы движения, максимальная скорость 90 км/ч.
Самая красивая часть моста — арочные пролеты. Вроде обычные железяки, но когда под ними проезжаешь, выглядят они впечатляюще. В вечернее и ночное время эти пролеты украшает красивая подсветка.
Чтобы посмотреть Крымский мост в полном объеме, нужно проехать по нему. Полюбоваться мостом издалека можно со смотровой площадки в Керчи. С нее открываются красивые виды на город, пролив и сам мост. Там же находится популярное место для фото — скамейка с синей надписью «Крымский мост», которую вы могли видеть в соц сетях.
Смотровая расположена на горе Митридат, заехать наверх можно прямо на машине. Точно такая же скамейка с видом на мост есть и со стороны Краснодарского края, в станице Тамань. Находится она недалеко от памятника морякам-десантникам.
Скамейка Крымский мост на горе Митридат
Историческая справка
Мост через Керченский пролив хотели построить ещё в начале ХХ века и даже предпринимали попытки. В 1944 году возвели железнодорожный мост длиной 4,5 км, который был вскоре разрушен. Позднее разработали еще проект – для нового моста. Но в жизнь его не воплотили и вместо моста построили паромную переправу.
Официальная церемония запуска автомобильного моста прошла 15 мая 2018 года, а 23 декабря 2019 года открылся железнодорожный. Это событие стало знаковым для России, проект условно прозвали стройкой века.
В 2018 году режиссер Тигран Кеосаян снял полнометражный художественный фильм, посвящённый строительству моста. Называется он «Крымский мост. Сделано с любовью!». Кинокартина получила неоднозначные отзывы от критиков и зрителей, и вполне заслуженно. Сценарий рваный, персонажи спорные, юмор грубоватый.
Однако есть в нём положительные моменты, и особенно – игра «стариков». На контрасте мастерства старых советских актеров и молодежи видно пропасть между СССР и современной Россией и старания эту пропасть пересечь. Ну и некоторые фразы из фильма однозначно уйдут на цитаты, вроде: «Обстановка сложная, но поскольку вы её из Москвы контролируете, то будет ещё хуже».
Информация для посещения
Проезд на машине по мосту бесплатный, но смотровой площадки на самом мосту нет. Останавливаться запрещено, иначе получите штраф (стоят камеры). Лучше езжайте на смотровую площадку на горе Митридат и посмотрите на мост оттуда, или попросите сделать фотки своих попутчиков.
Как добраться
На автомобиле: по трассе М-4 «Дон» через Новороссийск, Краснодар, Тимашевск. Затем по трассе А-290 выехать к мосту. Чтобы попасть на мост со стороны Крыма, нужно доехать до Керчи.
На автобусе: из Краснодара и многих других городов России регулярно ходят автобусы в Крым. Со стороны Крыма нужно доехать на любом автобусе до Керчи.
Крымский мост через Керченский пролив
Крымский мост, иначе называемый Керченским, соединяет крымский Керченский и российский Таманский полуостров. Мост построен через Керченский пролив, соединяющий Азовское и Черное моря. Он пересекает остров Тузла и плотину близ Керчи. 19-километровое сооружение – совокупность двух параллельных компонентов: автомобильного и железнодорожного. Первый из них открыли для автомобилей в 2018 г., а второй – в 2019–20 гг. Как видно на фотографии, ажурное строение на фоне моря выглядит весьма впечатляюще.
Предыстория строительства
Идея возведения моста имеет более чем вековую историю. Она была впервые реализована в 1944 году, когда в военных целях СССР построил Керченский железнодорожный мост длиной 4,5 км. В феврале 1945 г. он не выдержал натиска ледяных глыб, нагнанных ветром из Азовского моря. В первые послевоенные годы разрабатывались проекты постоянного сооружения и даже были начаты подготовительные работы. Однако в 1950 г. выбор был сделан в пользу паромной переправы Кавказ – Крым, запущенной в 1954 г. Ее функционирование сильно зависело от погоды.
Разговоры о строительстве моста, сулящего несомненные экономические выгоды, возобновились в 70-е годы прошлого века. В текущем столетии планы строительства обсуждались правительствами как Украины, так и России. В 2010 г. на высшем уровне даже было подписано соглашение о совместном сооружении через Керченский пролив, которое начало прорабатываться правительствами обеих стран.
После победы Евромайдана на Украине, резкого ухудшения российско-украинских отношений и присоединения Крыма к России сооружение моста стало для нее насущной необходимостью. Для скорейшей реинтеграции Крыма нужно было иметь сухопутную связь с Россией в обход украинской территории. Утратившая контроль над Крымом Украина сохраняла и использовала возможность блокады ведущих в него транспортных коммуникаций. Поэтому, несмотря на существенную нагрузку на бюджет, строительству транспортной переправы альтернативы не было.
Координаты GPS: 45.308806, 36.506014
Основные вехи строительства
Коллективный автор проекта – ЗАО «Гипростроймост – Санкт-Петербург». После разработки и утверждения проектной документации строительство Крымского моста началось в феврале 2016 г. Автодорожный и железнодорожный компоненты строили параллельно с некоторым предпочтением по времени первого из них.
Первая опора для свай автомоста была установлена в апреле 2016 г., а последняя – в августе следующего года. К концу 2017 г. были готовы все опоры и пролетные сооружения автодорожного и половина опор ж/д моста. В апреле 2018 г. на автодорожном мосту закончилась укладка асфальта. 15 мая состоялось открытие Крымского моста.
Свайные фундаменты железнодорожной магистрали были готовы в июне 2018 г., опоры – в ноябре того же года. В марте 2019 г. завершилась сборка пролетов, а в июле – укладка рельсов. Последним этапом строительства была настройка автоматики, по окончании которой в декабре 2019 г. по железнодорожному мосту открылось движение пассажирских поездов. Грузовое движение началось в июне 2020 г.
Строительство сопровождалось рядом событий, не имеющих к нему прямого отношения. Так, в районе Керчи были обнаружены многочисленные археологические находки – керамические сосуды, скульптуры, старые монеты. В честь окончания строительства в России была выпущена сувенирная купюра достоинством в 100 рублей, на которой изображен вид на Крымский мост. С некоторым опозданием построенное сооружение появилось и на картах Google.
Важнейшие технические и эксплуатационные характеристики
Автодорожный и железнодорожный компоненты Крымского моста начинаются на российском Таманском полуострове, проходят по Тузлинской косе и одноименному острову, огибают крымский мыс Ак-Бурун и заканчиваются в Керчи. Общая длина Крымского моста – 19 километров, протяженность автомоста – 17 км, а железнодорожной магистрали – 18 км. Естественно, что пешеходных переходов не предусмотрено: вряд ли кому-нибудь придет в голову пройти пешком такое расстояние.
В основании сооружения, на глубине от 12 до 105 м, установлено почти семь тысяч свай. Пролеты эстакад стоят на 595 опорах. Длина пролетов составляет 55–63 м. Высота моста над водой – 35 м, ширина – 185 м, длина судоходной арки – 227 м.
Автодорожный мост – четырехполосная скоростная дорога с суточной пропускной способностью до 40 тысяч автомобилей. Максимальная разрешенная скорость движения – 90 км/ч.
Железнодорожный мост – бесстыковая двухпутная железная дорога. По ней могут проходить поезда массой до 7,1 тысячи тонн. Допустимая скорость движения – 120 км/ч для пассажирских поездов и 80 км/ч – для грузовых. Пропускная способность магистрали – 47 пар поездов в сутки. Поезда пока водят дизельные тепловозы, но в дальнейшем предусматривается электрификация моста.
Стоимость Крымского моста составляет почти 228 млрд руб., а с учетом подъездных путей – 300 млрд. По мнению экспертов, реализованный проект окупит себя в ближайшие десятилетия.
Проектировщики считают, что сооружение в ближайшее столетие не будет иметь необходимости в ремонте. Сейсмоустойчивость транспортного перехода должна обеспечить его сохранность при девятибалльных землетрясениях. Крымский мост – стратегический объект, оснащенный автономной системой ПВО. Морские и сухопутные подходы к нему контролирует специальная бригада Росгвардии. От тарана сооружение защищают отбойники.
Практическая информация
Чтобы проехать по Керченскому мосту, автотуристы должны добраться к нему через трассы Дон или М4, затем Р268 или Р251, далее Е97/А290. Останавливаться, в том числе и для фотографирования, запрещено, поэтому фото нужно делать до или после проезда по Крымскому мосту. В районе Керчи, на горе Митридат, недалеко от берега даже есть специальная смотровая площадка для этого в виде скамейки с надписью «Крымский мост». Эффектные фотографии можно сделать и ночью.
Заполнить бак бензином следует заранее, не рассчитывая на редкие крымские автозаправки. К тому же Крым находится под санкциями, и бензин в нем стоит дороже. Перед въездом на сооружение производится тщательный выборочный досмотр 7 % автомашин и находящихся в них пассажиров.
Более половины российских туристов добирается в Крым на поезде. В курортном сезоне 2020 г. к запущенным первыми поездам из Москвы и Санкт-Петербурга добавились новые маршруты, в том числе и из других российских городов. Весь список и ориентировочные цены купейных/плацкартных вагонов (в тысячах рублей) приведены ниже. В первом поезде плацкартных вагонов нет, поэтому вторая цифра относится к спальным вагонам.
Крымский мост
Крымский мост
Крымский мост – самый длинный транспортный переход из когда-либо возведенных на территории России, состоящий из двух параллельных мостов – двухпутного железнодорожного и четырехполосного автомобильного. 19 километров бетона и металла пролегли через Керченский пролив после событий 2014 года, соединив перешедший в разряд субъектов РФ Крым с материковой частью страны. Сегодня сооружение является объектом стратегического назначения и находится под защитой Вооруженных сил России.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Крымский мост
Общая информация
Крымский мост – одна из самых масштабных и скандальных достопримечательностей нашей страны, которую не перестают обсуждать западные СМИ и все несогласные с присоединением Крыма к России. И хотя стройка века фактически завершена, дискутировать о ней меньше не стали ни в Украине, ни в Европе, ссылаясь на незаконность работ, проведенных без одобрения мирового сообщества. Свою первую минуту славы Крымский мост пережил еще на стадии монтажа. О будущей переправе снимались бесконечные репортажи и писались песни, в ее честь устраивались концерты со звездами шоу-бизнеса и выпускались почтовые марки. На волне всеобщей популярности о переходе успели даже снять комедийную мелодраму, события которой развивались на фоне грандиозной стройки. В прокате фильм, правда, провалился, но на романтический ореол строящегося объекта низкие рейтинги и отрицательные отзывы кинокритиков никак не повлияли.
Что касается обычных туристов, то для них мост стал альтернативным «окном в Крым». А если конкретнее, то с новым транспортным переходом добираться до ялтинских пляжей и севастопольских бухт стало проще как для поклонников ж/д путешествий, так и для автомобилистов. Теперь в вояж по крымским курортам легко отправиться с регулярными пассажирскими составами, автобусами и даже на личном авто – проезд по мосту открыт для всех перечисленных видов транспорта. Авиасообщение и паромную переправу между материком и полуостровом тоже никто не отменял, хотя после сдачи в эксплуатацию перехода популярность воздушных и морских путешествий в Крым значительно снизилась.
Предыстория появления Крымского моста
Вопросом, как перебраться с Таманского на Керченский полуостров не вплавь, а более безопасным способом, задавались еще в Древней Руси. В те незапамятные времена связь между этими участками суши появлялась только зимой, когда Керченский пролив покрывался слоем льда, выдерживающим вес человека. Так, например, князь Глеб Новгородский измерил расстояние от Тмутаракани до Корчева (сегодняшняя Керчь), именно пройдя по льду пролива пешком. Планировал заняться строительством моста в Крым и последний русский царь Николай II. Однако после того как страна приняла участие в Первой мировой войне, средств на инженерные «излишества» в государственной казне не осталось.
Во время Великой Отечественной наладить переправу через Керченский пролив попытались немцы, но до конца дело не довели, поскольку были выдворены с полуострова Красной армией. В результате мостовая конструкция соединила Крым с Кубанью лишь в 1944 году. Инженерное сооружение возводили специально для советских делегатов, которые должны были проехать по нему, возвращаясь с Ялтинской конференции. Творение отечественных конструкторов простояло недолго: весной 1945 года часть металлических опор покорежило ледяными глыбами, поэтому мост из соображений безопасности демонтировали.
Причиной короткой жизни первого транспортного перехода исследователи назвали чересчур быстрые темпы строительства и низкое качество опорных элементов. Известно, что для моста использовался трофейный металл, оставленный отступавшими гитлеровскими войсками, который не подходил для погодных реалий региона. В итоге возродить сообщение между Таманью и Керченскими полуостровом удалось к 1954 году, правда, лишь на уровне паромной переправы.
После развала СССР о соединении Крыма и Кубани посредством железнодорожного моста задумалось уже украинское правительство. Поначалу даже рассматривался проект прокладки тоннеля под проливом. В начале 2000-х строительством транспортной переправы заинтересовалась Россия, поскольку подобное сооружение могло дать хороший толчок инфраструктуре Южного федерального округа. В результате президенты Украины и РФ подписали соглашение о сотрудничестве, совместном строительстве и монтаже будущего моста. Однако уже в начале 2014 года Крым официально стал субъектом РФ, и права на стройку века полностью перешли к России.
Основные вехи строительства
В феврале 2014 года район Керченского пролива, где предполагалось возвести мост, обследовала инженерно-археологическая группа. Специалисты планировали выяснить, не осталось ли на территории невзорванных снарядов и захоронений Второй мировой. Позже на месте стройки провели археологические раскопки – историки и культурологи разыскивали уникальные артефакты и развозили их по музеям. Именно в этот период Таманский музейный комплекс пополнился «свежими» экспонатами, начиная от глиняных амфор и заканчивая старинными украшениями. Попутно археологи выяснили, что первыми поселенцами на Таманском полуострове были вовсе не греки, как считалось ранее, а представители более ранней цивилизации. Подтверждением этой теории послужили останки древнего некрополя и небольших поселений, найденных в этом районе.
Строительство Крымского моста
К лету 2014 года стали известны общие цифры проектной сметы моста. По первоначальным подсчетам, автомобильный и железнодорожный переходы в Крым обходились российскому бюджету в 150 млрд рублей. Кроме того, 51 млрд пришлось бы потратить на отдельные подъездные дороги к стройплощадкам, а 86 млрд должно было уйти на предварительную подготовку к работам. 2015 год стал временем переговоров, подписания контрактов и выбора подрядчиков, способных охватить оговоренный масштаб строительства. В том же году началось обустройство подъездов к берегам пролива и так называемых бетонных узлов – промышленных площадок, производящих строительный материал. Не были забыты флора и фауна региона. Уже в мае российские ученые занялись поисками редких растений и животных, произрастающих и живущих в районе будущего моста, чтобы переместить их в более безопасные локации.
В августе в Керчи и Таманском сельском поселении выросли первые вахтовые городки для специалистов, задействованных в работах. В общей сложности жилые комплексы должны были разместить до 5000 рабочих, прибывших на стройку века со всей России. Что касается непосредственно Крымского моста, то монтажные работы над ним начались в феврале 2016 года, а в апреле из пролива поднялась первая опора будущего перехода. Автодорожная арка устанавливалась осенью 2017 года, а к декабрю были готовы все опоры для автомобильного моста и почти половина для железнодорожного. На протяжении всего этого времени также велись проектирование и монтаж судоходных пролетов сооружения. Уже в августе под Крымским мостом успешно прошел сухогруз «Святитель Алексий», а в сентябре – БДК «Азов», державший курс в одноименный порт.
В апреле 2018 года на автодорожной полосе перехода положили асфальт, а также провели испытания покрытия и ночного освещения трассы. Той же весной начали сооружать очистные комплексы. Согласно конструкторскому замыслу, Крымский мост должен был стать не только самым длинным в России, но и самым экологичным. Чтобы не наносить урон акватории Керченского пролива, стоки сооружения, отводящие дождевые потоки, снабдили системами очистки и обеззараживания. Теперь вся вода, стекающая с моста в пролив, имеет ту степень чистоты, при которой в ней могут спокойно жить и развиваться любые морские организмы. Обеззараживание стоков тоже производится эко-способом. Вода обрабатывается ультрафиолетом, что не наносит ущерба окружающей среде.
К летнему сезону 2020 года планируется запустить новые железнодорожные маршруты в Крым из 13 других городов. Теперь уехать на курорты полуострова можно будет не только из бывшей и действующей столиц, но и из центральной и южной частей России, Поволжья, Урала, Сибири и северных городов. Что касается грузовых составов, то для них движение через пролив откроется 1 июля 2020 года.
Интересный факт: название «Крымский мост» было выбрано в результате онлайн-голосования. Претендовали на победу и такие варианты, как Тузлинский мост, Керченский мост, Мост Воссоединения, а также Мост Дружбы.
Живые символы Крымского моста
Еще в самом начале строительства у перехода появился собственный живой талисман – бездомный кот Мостик. Пушистое создание приютили рабочие, поставив его на ежедневное довольствие. В результате животное провело на стройке несколько лет, получив титул «главного на мосту» от российских патриотов и звание «орудия кремлевской пропаганды» от американских СМИ. Котофей разъезжал в кабинах строительной техники, разгуливал по металлическим конструкциям, но особенно часто наведывался в пищеблок за блинами, рыбой и котлетами.
Постепенно рыже-белый «прораб» настолько прославился, что стал регулярно мелькать в новостных репортажах, привлекая интерес зрителей к стройке века. Дальше – больше: после церемонии открытия транспортного движения котофей первым прошелся по мосту, что превратило его чуть ли не в национального героя. Сегодня кот Мостик – важная персона, имеющая раскрученный профиль в Инстаграм с 54 000 подписчиков и активно рекламирующая сувенирную продукцию с крымской символикой. Строительные бытовки кот сменил на благоустроенную квартиру, в интерьерах которой постоянно фотографируется.
Стоит однако заметить, что Мостик был не единственным претендентом на звание «главного мостостроителя». Известно, что на разных участках перехода были свои пушистые подопечные, чьи мордочки камеры федеральных каналов обошли стороной. Например, занять место Мостика вполне могли кошки Маруся, Белка и Ассоль, коты Василий, Бегемот, Рыжий и даже лиса Елизавета, которую строители приручили с помощью черноморских креветок и миски с молочной кашей. После окончания монтажных работ часть животных разъехалась со своими опекунами по всей России, а остальные продолжили вольное существование.
Особенности мостовой конструкции
На воплощение в жизнь претендовали четыре инженерных проекта, три из которых предполагали прокладку опор от косы Чушка, в районе поврежденной ледоходом переправы 1944 года. Однако победа осталась за четвертым вариантом, пересекающим Тузлинскую косу и проходящим через остров Тузла. Длина последнего сооружения была намного больше, зато при таком раскладе не страдала паромная переправа, от которой пришлось бы отказаться, если бы маршрут прокладывался через Чушку. Кроме того, мост через Тузлу обходил стороной сейсмически активные зоны и район историко-культурного наследия, что было немаловажно.
Проект конструкции тоже менялся. Например, изначальный вариант Крымского моста подразумевал строительство разделенных ж/д путей и автомобильной трассы, соединяющихся в районе Тузлинской косы в единый переход, достигающий Керчи. Были также предложения проложить часть маршрута по насыпи косы. Однако из-за нестабильности и постоянного движения почвы в этом районе от такого плана пришлось отказаться. В результате железная дорога и автотрассы Крымского моста берут начало от Таманского полуострова, пересекают дамбу длиной 5 км и Тузлу, проходят над Керченским проливом, огибая с северной стороны мыс Ак-Бурун, и заканчиваются на крымском берегу.
Само сооружение представляет собой два параллельных друг другу моста – автомобильный и железнодорожный, устойчивость которым придают 595 опор. Формальная длина конструкции – 19 км, но если делать более точные замеры, то выяснится, что протяженность ж/д линии составляет 18,1 км, а автодороги – 17 км. Сама автотрасса четырехполосного типа с максимально разрешенной скоростью движения 90 км/ч. Пропускная способность дороги – 40 000 машин в сутки.
Часть перехода, предназначенная для поездов, относится к двухпутной разновидности, способной пропустить до 47 пар составов в сутки. Скоростные характеристики различаются в зависимости от типа транспорта. Например, грузовой поезд может проезжать здесь со скоростью 80 км/ч, пассажирский – 120 км/ч. Крымский мост относится к категории морских объектов судоходного типа. Для этой цели в конструкции предусмотрены специальные пролеты. Длина каждой «арки» составляет 227 м, а высота – 35 м над водой, что позволяет проходить под мостом не только мелким судам, но и военной технике.
На заметку: В 2019 году ЦБ выпустил юбилейную 5-рублевую монету в честь пятилетия воссоединения Крыма с Россией. На оборотную сторону дензнака нанесено изображение карты полуострова и Крымского моста.
Защита и безопасность
По заверениям специалистов, опоры сооружения способны выдержать землетрясение до 9 баллов. К тому же, разработан комплекс защитно-оборонительных мер, обусловленный неоднократными призывами украинских властей уничтожить переход. Как результат: специально для отражения воздушных диверсий Крымский мост оснащен береговыми комплексами ПВО. Возможному тарану со стороны вражеских кораблей противостоят отбойные палы, при столкновении с которыми судно агрессора будет повреждено и не сможет продолжать нападение.
Дополнительно район Крымского моста патрулируется скоростными катерами, отслеживающими сигналы гидрофонов (да, на дне пролива тоже имеется система защиты). Гидрофоны системы «Амулет П» используются для обнаружения вражеских пловцов-водолазов, если тем захочется подойти к переправе по морскому дну. Сигнал о нарушении границ с гидроакустических аппаратов передается на дежурные катера, которые тут же прибывают на место обнаружения диверсантов. Кроме того, в районе объекта постоянно дежурят группы быстрого реагирования. Что касается безопасности движения, то на автомобильной части моста ее обеспечивают дорожные машины, а также эвакуаторы легковых авто, грузовой техники и пассажирских автобусов.
Как добраться
Самый простой способ прокатиться по Крымскому мосту – купить билет на поезда Москва – Симферополь и Санкт-Петербург – Севастополь. Как альтернативу ж/д составам можно рассмотреть автобусы, курсирующие между Первопрестольной и крупными курортами полуострова, – Ялтой, Евпаторией и прочими. Если же хочется проехаться за рулем собственного авто, придется выбрать трассу М4 и мчать по ней до Ростова-на-Дону. Потом – поворот к станице Кущевской, а от нее еще один, но уже в направлении станицы Каневской. Далее через Тимашевск, хуторские поселения Телегин и Белый с выездом на трассу А-290, от которой ответвляются 40 км дороги, ведущие к автомобильной части Крымского моста.
Некоторые путешественники намеренно меняют маршрут и отправляются в путь через Анапу, Геленджик и Новороссийск. Бонусы такого автопутешествия – живописные пейзажи за окном и непередаваемый колорит южных городов. Минусы – продолжительность поездки и многокилометровые пробки на подступах к курортным зонам. Еще один вариант маршрута – через Краснодар. Город придется обогнуть с восточной стороны и перестроиться на трассу А146, по которой нужно ехать до поселка Верхнебаканского, где следует свернуть на А290.
Передвигаться по автомобильной части Крымского моста нужно без остановок, помня о камерах слежения и не превышая скорость. Пробок на переходе нет, пешеходных зон тоже. Имейте в виду, что на подступах к конструкции располагаются посты ДПС, поэтому выборочная проверка документов может иметь место.