керченский пролив какие моря соединяет
Керченский пролив — дорога в крымский отпуск на стыке двух морей
Азовское море не является бессточным соленым озером – оно соединено с Мировым океаном. И в роли этого соединения выступает Керченский пролив. Крым – один из его берегов, вторым выступает Таманский полуостров. Природное и экономическое значение его трудно переоценить.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится Керченский пролив на карте
Он расположен между континентальной Россией (Краснодарский край, Тамань) и Крымом (город Керчь и Ленинский район). Керченский пролив соединяет Азовское и Черное море.
Граница между Европой и Азией
Да, таковой считали Керченский пролив древние греки. Хотя в этом вопросе они и ошибались, но сам он был им хорошо известен, они знали о многих его особенностях. О нем упоминают такие авторитеты, как Геродот, Страбон, Плутарх. Писатель Еврипид сделал его местностью действия своего рассказа про возлюбленную Зевса Ио, превращенную ревнивой богиней Герой в корову. Так поэт объяснял греческое название пролива – Боспор (переводится не очень романтично – Коровий брод).
Греки считали, что по льду пролива амазонки переходили из Азии в Европу. Здесь есть зерно истины – в холодные зимы пролив замерзает. На его ледовой поверхности войска царя Митридата Евпатора разгромили как-то варваров. Разные народы и государства, владевшие в разные времена Крымом, давали географическому объекту свои названия, поскольку понимали его большое военное и экономическое значение. Его называли Таврическим, Еникальским (как и существовавшая тут крепость).
В 1790 г. знаменитый Ф.Ф. Ушаков, выступавший руководителем императорских войск России в Крыму, разгромил здесь турецкую эскадру и не позволил ей высадить десант на крымскую землю. А во время Великой Отечественной войны гитлеровцы даже соорудили через Керченский временный мост. Он был разрушен ледоходом в конце февраля 1945 г., но по нему еще успел проехать Сталин, находившийся на Тавриде ради участия в Ялтинской международной конференции.
Соединенье двух морей
Как можно увидеть на орбитальных фото, Керченский пролив имеет довольно сложную форму, определить его площадь непросто. Он протянулся на 45 км, а его ширина колеблется от 4,5 до 15 км, относительно мелок – глубина не превышает 18 м. Из-за этого он быстро прогревается и остывает, в холодные зимы частенько замерзает. Тут сформировано несколько кос, из которых самые значительные – Чушка и Тузла (часть последней ныне представляет собой одноименный остров). Соленость тут – средняя по сравнению с показателями Азовского и Черного морей, составляет 12-15%.
Крымский берег (Керченский полуостров) – высок, местами обрывист. Таманский же отличает в основном низменная местность. Крупнейший населенный пункт на берегу пролива – город Керчь. Он являет собой поселение, основанное древними греками. Тогда полис был столицей Боспорского царства. Во все времена его хорошо укрепляли из-за его военного значения. Оно состояло как раз в «прикрытии» пролива. Керчь – город-герой. Ныне это важный экономический, транспортный и культурный центр.
Растительный мир пролива не слишком богат – по бегам растут камыши, отдельные небольшие деревья, устойчивые к засухе травы. Характер растительности – степной. Особенность эта объясняется засушливостью местности. Водная растительность представлена мелкими зелеными водорослями. Их тут немало, из-за чего вода редко бывает прозрачной, кажется мутной.
Животный мир Керченского пролива куда богаче. Многие морские обитатели используют для сезонных миграций. В частности, через него регулярно проходят косяки промысловой рыбы (барабулька, ставрида, скумбрия, бычок). Благодаря этому рыболовство – важнейшая отрасль хозяйственной деятельности. Сезон рыболовства здесь длится с осени до начала лета. Из млекопитающих в район Керчи нередко заплывает азовский дельфин, известный как морская свинья.
Керченский пролив – дорога в отпуск
Отдыхающие редко проводят время у пролива, хотя возможно и это – важно уметь выбрать уголок. Город Керчь, располагая хорошими пляжами, воспринимается обычно как объект для познавательного туризма. Зато многим отпускникам гавань дает возможность добраться до курорта проведения крымского отпуска.
После войны через здешние воды была налажена паромная переправа, причем переправлялись как железнодорожные составы, так и автомобильный транспорт. Она действует и сейчас. Сегодня это единственный способ попасть в Крым из континентальной России не по воздуху. Несколько паромов, совершая регулярные рейсы, перевозят людей, транспортные средства и грузы, находясь в пути в среднем час. Транспортные узлы, соединяемые переправой, известны как Порт-Крым и Порт-Кавказ.
Но это ненадолго. Отзывы жителей Керчи уже сейчас предсказывают, что нынешним летом их пролив станет популярнейшим туристическим объектом. Связано с предстоящим открытием моста, что соединит напрямую Крым с Таманским полуостровом и сделает возможным движение наземного транспорта без посредничества воды.
Проекты такого комплекса существовали и ранее, но реализовывать его всерьез начали в 2015 г. Уже с 2016 г. любопытные наведывались сюда посмотреть на стройку, а в 2018 г. автомобильная трасса уже примет путешественников, тогда как жд-мост заработает не ранее 2019 г.
Туристам, следующим в Крым, Керченский пролив миновать нелегко. Он исправно продолжает выполнять свое главное назначение связующего звена – объединяет моря и земли. А люди постарались сделать все, чтобы ему было проще справляться со своими обязанностями. В заключение смотрите видео-прогулку по нему, приятного просмотра!
Керченский пролив. Длина, глубина и ширина Керченского пролива. Мост через Керченский пролив
Водное пространство, соединяющее Черное и Азовское моря и разделяющее два полуострова Таманский и Крымский, имеет название – Керченский пролив. Это поистине уникальное творение природы, которое являлось до недавнего времени еще и границей двух государств – России и Украины.
Немного истории
Керченский пролив имеет многовековую историю. Согласно греческой мифологии, его переплывала Ио – любимая Бога Зевса. Она была обращена в корову. Поэтому в некоторых источниках можно встретить название «Коровий брод», имеющее непосредственное отношение к проливу.
Историки древней Греции говорят и об амазонках. Они также пересекали Керченский пролив, переправа их происходила по льду. В зимнее время, вообще, многие кочевники перебирались с одного полуострова на другой посредством водного пространства. Об этом твердят уже более современные исторические книги и писания.
Многочисленные военные действия не раз выдерживал зимний Керченский пролив, а в теплое время года – морские боевые сражения. Геродот в своих сводках неоднократно упоминал некие Киммерийские переправы, названные в честь народов, пересекающих канал. История Керченского пролива богата и многообразна. Он имеет множество названий, соответствующих разным временным промежуткам. Это и Таврический пролив, и Еникальский, и Керчь-Еникальский. Народы, владеющие близлежащей сушей, присваивали его себе, отсюда и появились всевозможные имена Керченского пролива.
XX столетие
Ближе к современности Керченский пролив стал достоянием славянских народов, а именно – территорией СССР. Для того чтобы появилась возможность железнодорожному транспорту переправляться через него, в послевоенное время началось строительство моста. Хотя, по некоторым источникам, стало известно, что его собирались возводить еще до начала Второй мировой. Материалами служили трофеи, полученные во время боевых военных действий.
К большому сожалению, строительство было прекращено весной 1945 года из-за того, что сходивший после зимы лед повредил треть уже установленных опор. Восстановление на тот момент было практически невозможно. Оставшиеся строительные материалы были сняты и ликвидированы.
К середине 50-х годов через Керченский пролив была открыта переправа для паромов, протяженностью около 5 км. Проходила она от Крыма до Краснодарского края. А уже к 80-м годам все виды перевозок были приостановлены по причине износа паромов. Практически 15 лет через переправу перевозили только автомобили. Восстановление и новое строительство требовало больших денежных затрат, из-за чего оно так и не было начато.
XXI столетие
После распада Советского Союза и до 2000 года за Керченский пролив не прекращались споры между РФ и Украиной. А в 2004 году была вновь открыта паромная переправа, но предназначалась она только для грузоперевозок. Но в 2007 г. после крушения нескольких кораблей был нанесен непоправимый вред Керченскому проливу и всей его акватории. Вопрос о возведении моста вновь встал на первый план.
Предлагались многочисленные варианты и проекты будущей постройки. Мост через Керченский пролив решили возводить совместными силами России и Украины. Начало его строительства должно было осуществиться с приходом 2014 года. Однако этого не произошло. Теперь, когда Крым признан территорией Российской Федерации, проектирование и строительство моста вновь было активизировано.
География пролива
Бассейны двух морей разделяются Керченским каналом. Южное побережье Азовского моря, образованное полуостровами Таманским и Керченским, имеет холмистый и обрывистый рельеф. В некоторых местах расположены утесы и мысы. То же касается и берегов Черного моря. С этой стороны можно найти большее количество песчаных кос и мелководий, самыми крупными из которых являются Чушка и Тузла.
Расстояние Керченского пролива сопровождается высокими берегами. На всей его протяженности прорыт канал. Навигационное оборудование, которое там расположено, обеспечивает свободное и безопасное передвижение по нему. От главного канала проходят более мелкие, ведущие к обустроенным портам и некоторым населенным пунктам. Их называют фарватерами или рекомендованными путями.
Из-за мелководья в зимнее время Керченский пролив замерзает. В весенние паводки и летние дожди для него характерно поднятие уровня воды. Расположен пролив в полосе с умеренно континентальным климатом (жаркое лето и довольно теплая зима).
Широко развито на территории водного бассейна Керчи рыболовство, оно достигает огромных масштабов. Переработка рыбы в городе – занятие всем известное, а для многих людей оно является чуть ли не единственным источником денежного дохода.
Побережья пролива
Природа здесь своеобразная, характерная своему географическому положению. Побережья полуостровов, относящихся к району Керченского пролива, холмистые с возвышенностями различных размеров (40-90 метров). Со стороны Керченского полуострова – это обрывистые скалы и утесы, а в районе Таманского – низменности и равнины.
Из-за климата на побережье пролива преобладает скудная и редкая растительность. Здесь можно найти низкорослые кустарники, невысокие деревья, камыш и различные виды трав. Берега пролива довольно извилисты, поэтому тут встречаются многочисленные мелкие полуострова и небольшие бухты.
Размеры пролива
Самая большая глубина Керченского пролива составляет всего 18 метров. Следует отметить, что даже во время несущественных морозов вся его поверхность покрывается прочным льдом. Наименьшая глубина Керченского пролива в районе портов составляет всего 7-8 м, поэтому он признан одним из самых мелководных во всем мире.
Если говорить о протяженности, то приблизительная длина Керченского пролива не превышает 45 километров. Хотя различные информационные источники вещают отличные друг от друга данные. Некоторые из них утверждают, что длина Керченского пролива достигает 40 км и не более. Точного конкретного размера не установлено, поэтому протяженность акватории считается с небольшой погрешностью.
Ко всему прочему, минимальная ширина Керченского пролива чуть больше 4 км. Это очень небольшой показатель для такой водной акватории. Канал называют не только самым мелководным, но и самым узким, поскольку максимальная ширина Керченского пролива составляет всего 15 км. А если остановиться на берегу и посмотреть вдаль, то вы увидите значительное сходство с морем.
Мост через Керченский пролив
Такое сооружение просто необходимо. По суше преодолевать многочисленные расстояния до самого узкого места пролива – слишком долго. Плюс ко всему, на этом путь не заканчивается, впереди еще пересечение канала на пароме.
Проектов возведения Керченского моста уже несколько десятков. Предполагается, что его длина не должна превышать 5 км. Однако мост необходимо строить так, чтобы он был устойчив к всевозможным условиям окружающей среды (течениям, паводкам, схождению льда).
Технические параметры должны учитывать:
Только при правильном расчете и качественном строительстве можно построить прочный и долговечный мост через пролив. Учитывать при этом все указанные технические параметры крайне важно.
Почему разрушается Керченский мост?
Основными проблемами при строительстве являются высокая сейсмичность всего региона, слабые грунты и отсутствие полноценного государственного финансирования.
Чтобы мост был крепким и прослужил длительное время, его сваи должны уходить на 200 м вниз. Это необходимо в условиях наличия специфического подводного грунта. К тому же проект моста гласит о его колоссальных размерах, а вся конструкция его должна быть единой. Постоянные оползни и землетрясения, свойственные побережьям пролива, будут отражаться на всем строении не лучшим образом.
Не меньшее разрушительное воздействие на мост оказывает специфическая и неустойчивая погода, сильные ветры, большие волны и периодические штормы. Помимо прочных конструкций, для строительства необходима абсолютно уникальная технология, и, соответственно, большие суммы денег.
Варианты строительства Керченского моста
Перечислим самые реальные проекты для пересечения пролива:
Какой из вариантов будет применен, еще неизвестно, время покажет.
Керченский пролив (карта)
Предлагаем вашему вниманию фото со спутника. Так, выглядит пролив из космоса.
Керченский пролив, карта которого представлена вашему вниманию, являет собой достаточно обширное водное пространство.
Паромная переправа
Керченский пролив, переправа через который была официально открыта осенью 1954 года, проходит между двумя крупными городами-портами (Керчью и Темрюком), соединяя два отдельных полуострова. Это основное сообщение на всем водном пространстве. Благодаря переправе появилась возможность доставлять грузы и товары из разных государств. Передвижение осуществляется на паромах. Можно не затрачивать слишком много времени на путь по суше, а заодно и насладиться чудесной прогулкой по воде.
На сегодняшний день основной способ перемещения от Крымского полуострова к Таманскому – это Керченский пролив. Паром является наиболее востребованным видом транспорта для здешних мест уже на протяжении многих десятков лет.
К большому сожалению, переправа не во все времена года справляется с многочисленным потоком пассажиров. Необходимость в расширении и увеличении мощности переправы становится на первый план в сезон наплыва отдыхающих. Для решения этой проблемы правительством на некоторое время выделяются дополнительные паромы.
Мост через Керченский пролив просто необходим! Транспортная развязка между двумя полуостровами оставляет желать лучшего. После присоединения Крыма к РФ появились не только надежды на скорейшее возведение моста, но и приблизительные сроки окончания его строительства.
Принимаются и рассматриваются многочисленные предложения и проекты. Большое количество из них состоит из абсолютно реальных идей, которые осуществимы даже в сложных условиях нынешней экономики. Что ж, при грамотной разработке и достаточном финансировании по мосту можно будет проехать уже в ближайшие несколько лет.
Керченский пролив
Керченский пролив
Керченский пролив соединяет Азовское и Черное моря, находится между двумя полуостровами – Крымским и Таманским. До 2014 года он было еще и морской границей между сопредельными государствами – Россией и Украиной. В настоящее время через пролив построен Керченский мост, под которым проходит судоходная артерия из Азии в Европу.
Не менее интересна и история этих мест. За них сражались насмерть, их вожделели цари и империи. Побережья двух морей – земли, овеянные легендами и славой.
Содержание:
Керченский пролив: где находится и как добраться
Географически Керченский пролив располагается между полуостровом Крым и Таманским полуостровом Краснодарского края Российской Федерации. Таманский и Динской заливы в его акваторию не входят. Границей выступает узкая коса Чушка. Вдоль нее проходит Керчь-Еникальский канал.
Чтобы понять, как добраться до Керченского пролива, следует отталкиваться от собственного местоположения. Находясь на территории Краснодарского края, нужно ехать на запад, в направлении станицы Тамань. Ниже на карте показан маршрут из Краснодарского края в Керчь, по Крымскому мосту.
Именно он является единственной (на данный момент) сухопутной транспортной артерией, связавшей Крым с материковой Россией. Из Тамани в Керчь ходят рейсовые автобусы.
Добраться из Крыма также несложно. Достаточно выбрать направление на восток. Причем доступ к Керченскому проливу с крымской стороны гораздо проще – много выходящих к акватории населенных пунктов. Это села Заветное, Набережное, Челядиново, Глазовка, Пролив и собственно город-герой Керчь.
Географические координаты Керченского пролива: 45°14?50.4?N, 36°28?55.8?E.
История
Керченский пролив существовал в современном виде далеко не всегда. По геологическим меркам он довольно молод. Далеким предком был пролив Еникальский, сформировавшийся примерно 65 миллионов лет назад. Тогда Керченско-Таманская область была единой, заполненной морскими водами тектонической низменностью.
Примерно 25 миллионов лет назад началось образование складчатости. Суша медленно поднималась. Еникальский пролив сузился и располагался уже только на месте Тамани. За 3 миллиона лет до новой эры, на закате плиоцена, Еникальский разделился на более мелкие проливы, один из которых позднее стал именоваться Керченским.
Керченский пролив – это «иллюстрация» многовековой истории. С ним связана и греческая мифология. Легенда о Зевсе и Ио, в частности. Древнегреческие историки рассказывали о племени амазонок, обитавшем на этих берегах. Керченский пролив пережил многочисленные зимние сражения. Ведь лед еще несколько сотен лет назад был толстым и надежным. Летом в акватории происходили морские баталии.
Упоминал Керченский пролив и легендарный Геродот, описывая некие «Киммерийские переправы». За тысячи лет название пролива многократно менялось. Он успел побывать и Еникальским, и Керчь-Еникальским, и Таврическим. Так происходило, потому что народы, жившие на его берегах, всегда по достоинству оценивали и прилегающие земли, и их значение с точки зрения ведения войн и хозяйственной деятельности.
Для примера можно взять Боспорскорское царсво, которое образовалось в 480 году до н.э. Территория государства занимала почти весь крымский полуостров и восточное побережье Азовского моря. Основой экономики был экспорт зерновых, соленой рыбы, скота, кожи в государства Греции. Столицей являлся город Пантикапей, построенный на горе Митридат (городище можно посмотреть в настоящее время).
Картина Валентина Полюшкина
В городе был водопровод и канализация, дома были накрыты черепицей. Более подробно о Пантикапее можно узнать и посмотреть экспонаты в Керченском историко-археологическом музее.
Во времена владения полуостровом турками, в ХVIII веке в самой узкой части пролива была построена крепость Еникале (которая сохранилась до наших дней), с которой турки обстреливали российские корабли проходящие мимо.
Во время Русско-турецкой войны в 1771 году была взята Российской армией без боя. В году 1790-м знаменитый флотоводец Ф. Ушаков разгромил в Керченском проливе османский флот, не подпустив его к крымским берегам.
В XX веке территория стала принадлежать СССР. Советский Союз даже сумел возвести через пролив железнодорожный мост из 115 пролетов по 27 метров. Только в феврале 1945-го он оказался разрушен ледоходом. Правда, Сталин все же успел проехать, когда возвращался с судьбоносной Ялтинской конференции. К сожалению, восстановить переправу ослабленной войной стране не удалось. Поэтому остатки конструкции сняли и ликвидировали.
В 1950-х годах на Керченском проливе начала работу паромная переправа. Ее протяженность составляла всего 5 километров.
После 1991 года за пролив бесконечно спорила Украина с Россией. Но паромная переправа работала, хотя объемы перевозок были не большими.
После катастрофы 2007-го, когда в акватории потерпели крушение несколько кораблей, вопрос о капитальном мосте встал с прежней остротой. Решить его удалось только после присоединения Крыма к РФ. Сегодня стройка века закончена. Над водами Керченского пролива исправно действует новый совершенный мост, вмещающий автомобильные и железнодорожные магистрали.
Описание Керченского пролива
Как уже говорилось, Керченский пролив соединяет бассейны двух морей. Северное – Азовское – мелководное и меньшее по размеру. Южное – Черное – довольно глубокое и крупное. Оба моря относятся к бассейну Атлантического океана. Южный берег Азова – это Керченский и Таманский полуострова. Территория Краснодарского края «врезается» в пролив острием косы Чушка (с севера на юг). На ней, кстати, имеются два грязевых вулкана – Блевака и Ахтанизовская сопка. Берег с крымской стороны – утесы и скалы, порой достигающие 90-метровой высоты.
В области Тамани – равнины и даже низменности. Это обусловлено меньшим поднятием земной коры в этом районе. Берега извилистые, сильно изрезанные. Много мелких бухточек и полуостровов.
Керченский пролив мелководен. Наибольшая глубина составляет всего 18 метров. Наименьшая – возле портов – не более 8 метров. Поэтому в холода артерия стабильно замерзает. В особенно суровые зимы ее поверхность бывает скована толстым ледяным панцирем. Хотя случается это довольно редко. Ведь в этих широтах царит умеренно-континентальный климат, следовательно, довольно теплые зимы и летняя жара. Весной уровень пролива поднимается.
Природа Керченского пролива – довольно своеобразная, но характерная географии. Ввиду климата растительность тут скудная, редкая. По берегам встречаются низкие кустарники и деревца, заросли камыша и трав.
Ихтиофлора и фауна напротив, довольно богаты – теплая, хоть и довольно мутная, постоянно циркулирующая вода приносит много питательных веществ. Благодаря этому хорошо развито рыболовство. Этот промысел и рыбопереработка – основные сферы деятельности обоих побережий, не считая действующих портов.
Данные о протяженности Керченского пролива в разных источниках сильно отличаются. Эта цифра лежит в диапазоне от 40 до 45 километров. Ширина колеблется в пределах 4,5-15 километров в зависимости от конкретной береговой точки.
Легенды, сказания, факты
Примерно такая же легенда есть и о Босфоре. Только расположен он в Турции.
Те же древние греки, вернее, их историки, твердили о племени женщин-амазонок, бесстрашных воительниц. Якобы они пересекали пролив зимой, по толстому льду, легко путешествуя между полуостровами. Современные историки говорят о других кочевниках, которые перебирались через воду по торосам. Причем этому есть вполне реальные подтверждения в виде археологических находок.
Гомер же утверждал, что в районе Керченского пролива располагался Аид, то самое царство холода, мрака, льда и отчаяния. Вход в него находился у города киммерийцев, пока те не оказались потесненными скифами. Многих может удивить тот факт, что в давние времена район Керченского пролива не был благодатным краем, полным тепла и солнечного света.
Однако все вышесказанное – абсолютная правда. Более 2 тысяч лет назад местный климат был суровым, а XIII-V века до нашей эры явились эпохой ледников. Если верить Вергилию (поэма «Георгики»), снежный покров тогда достигал 7 локтей! Словом, Керченский пролив – место уникальное, с удивительной историей, воспетое и в стихах, и в легендах. Не стоит даже сомневаться, что он принесет нам еще немало сюрпризов.
История покорения Керченского пролива: крымские мосты
Многие десятилетия Керченский пролив не давал покоя архитекторам. Это и немудрено: иметь такую незначительную по ширине водную артерию, но без моста! Так в 1870 году у британского правительства появилась идея создать над водами переправу. Она должна была связать железной дорогой Великобританию и Индию, вернее, стать звеном длинного пути. Однако из-за колоссальных вложений идею отвергли.
Очередной виток архитекторской креативности пришелся на годы правления Николая Второго. Ему также подавались многочисленные проекты. Их воплощению в жизнь помешала русско-японская война. Потом – Первая Мировая. В итоге идея погибла в зародыше.
Следующими «великими зодчими» стали фашисты. В 1942-1943 годах они соорудили над Керченским проливом канатную линию. Эта дорога отличалась колоссальной мощью и ежедневно пропускала более тонны разных грузов. Правда, переправить военную технику не могла. По приказу Гитлера начали строить мост протяженностью 5 километров, но Красная Армия превратила «грандиозные планы» немцев в прах. Впоследствии мост все же соорудили, но сделал это СССР в 1944 году.
К сожалению, переправу разрушил ледоход 1945-го.
Далее создавались разные проекты: и Царь-мост при Сталине, и плотина при Брежневе. Ни один не воплотился, пока в 2018 году не был открыт ультрасовременный Крымский мост. Сначала для автомобильного движения, а в 2020-м – для железнодорожного. Паромное сообщение, конечно, существует и сегодня, однако львиную долю грузов переправляют именно по новому переходу.
Крымский мост представляет собой инженерное чудо XXI века, гордость российских проектировщиков и государства в целом. Он является символом объединения Крыма с Россией и победы человека над строптивой природой. Его длина – 19 километров, и это – неоспоримый рекорд на уровне страны. Мост рассчитан выдержать землетрясение магнитудой 9,1 балла по шкале Рихтера. Его удерживают 596 опор по 400 тонн каждая.
Длина пролетов моста – 227 метров при 35-метровой высоте над уровнем моря. Каждый день по нему может проехать до 38000 автомобилей и 94 железнодорожных состава (47 пар в обе стороны). Строительство Крымского моста – это плод трудов 10 тысяч человек. Он стал не просто визитной карточкой полуострова, но и важнейшей магистралью за всю описанную историю Тавриды.
Заключение
Значение Керченского пролива для Крыма и РФ в целом невозможно переоценить. Он важен и для военного потенциала страны, и для экономической деятельности. В первом случае – как практически непреодолимый рубеж материковой России и путь снабжения. Во втором – как судоходная артерия, соединяющая порты Азовского и Черного морей через Средиземное с международными морскими путями.
Каждый день через пролив под Крымским мостом проходят суда из Ейска, Таганрога, Ростова-на-Дону и прочих портов. Это – единственная морская коммуникация для судов, следующих к Волго-Донскому каналу, через который можно попасть в Каспийское море.
Немаловажен Керченский пролив и с точки зрения туризма. Ежегодно сотни тысяч гостей прибывают на полуостров по Крымскому мосту и наслаждаются потрясающей панорамой. Она поистине уникальна: бескрайний морской простор, простирающийся на десятки миль вокруг, а на горизонте в дымке – вожделенная суша. Особенно красиво в акватории по ночам, когда ее середина утопает в кромешной тьме, а берега манят россыпью ярких огней. В России мало мест, подобных Керченскому проливу, и увидеть его своими глазами действительно стоит. Не пожалеете!
В заключении нашей статьи предлагаем посмотреть обзорное видео о природной достопримечательности юга России.