картины каких художников есть в третьяковской галерее
Шедевры Третьяковской галереи
Одно из крупнейших в мире собраний русской живописи, Третьяковская галерея основана купцом и меценатом Павлом Третьяковым, который с 1850-х годов собирал произведения лучших художников своего времени. Наш материал — о самых ценных её сокровищах.
«Явление Христа народу» А.А. Иванов
А.А. Иванова можно назвать «художником одной картины». Эпическое полотно «Явление Христа народу» он писал 20 лет. На картине изображен момент сошествия Христа к реке Иордан и встречи его с Иоанном Крестителем. Моделями для многих персонажей картины послужили реальные люди – в частности, сам художник и его друг Н.В. Гоголь.
Картина была выставлена в Санкт-Петербурге в мае 1858 года, а через полтора месяца художник скончался. Когда в 1925 году картину было решено переместить в Третьяковскую галерею, для громадного полотна размером 5,4 х 7,5 метров не нашлось подходящего по размеру помещения, и для нее к основному зданию галереи пришлось пристраивать отдельный зал.
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» («Иван Грозный убивает своего сына»), И. Е. Репин
Картина «Иван Грозный» стала первым в истории России произведением живописи, которое подверглось цензуре. Император Александр III запретил П. Третьякову, который купил картину, выставлять ее либо показывать частным образом. Сам Третьяков испытывал настолько сильное негативное эмоциональное воздействие этого произведения, что ему пришлось переместить полотно в отдельное помещение. В 1913 году картина подверглась вандализму – была изрезана неуравновешенным старообрядцем-иконописцем. В 2013 г. группа агрессивных православных активистов попыталась организовать удаление картины из экспозиции музея.
«Апофеоз войны» В.В. Верещагин
Сам Верещагин с горькой иронией определял жанр своей картины так: «если не считать ворон, то это натюрморт, в переводе с французского «мертвая природа»». Действительно, огромная гора черепов, иссеченных саблями и пробитых пулями, в иссохшей каменной пустыне под ярко-синим небом – «мертвая природа», закономерный итог любых военных конфликтов. На раме картины сделана надпись: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим».
«Боярыня Морозова» В. И. Суриков
«Кружевница» В. А.Тропинин
До 47-летнего возраста В.А. Тропинин был крепостным. Правда, его хозяин, граф Морков, заметил художественное дарование юноши и на несколько лет отправил его учиться в петербургскую Академию художеств, но позже Тропинину пришлось долгие годы совмещать обязанности придворного живописца и слуги. Он получил «вольную» лишь в 1823 г., и в этом же году написал картину «Кружевница», поразившую художественных критиков лиризмом и непосредственностью. Произведение пронизано духом интимности и радости повседневной жизни. Задушевные женские образы Тропинина стали классикой русской живописи, а его самого называли «Русским Рембрандтом».
«Утро в сосновом лесу» И. Шишкин, К. Савицкий
Картина «Утро в сосновом лесу» больше известна в России под народным названием «Три медведя». Во времена СССР выпускались популярные шоколадные конфеты «Мишка косолапый», на обертке которых была изображена репродукция этого произведения. На самом деле медведей на картине четыре, а не три. Затянутый утренним туманом вековой бор принадлежит кисти непревзойденного мастера пейзажа И. Шишкина, забавных медвежат написал художник Константин Савицкий. Но после приобретения картины П. Третьяков стер подпись Савицкого, поэтому ее авторство долго приписывали одному Шишкину.
«Демон сидящий» М. Врубель
«Богатыри» В. Васнецов
В. Васнецов писал картину «Богатыри» более 20 лет, доводя до совершенства каждую деталь. Он считал эту работу своим «творческим долгом, обязательством перед родным народом». Меценат Савва Мамонтов построил в имении Абрамцево отдельный павильон, где Васнецов мог работать над огромным полотном. Прообразом Ильи Муромца стал кузнец из Абрамцева Иван Петров, Алеши Поповича – младший сын Мамонтова Андрей. А вот Добрыня Никитич – собирательный образ самого художника, его отца и деда.
«Девочка с персиками» В.А. Серов
«Купание красного коня» К.П. Петров-Водкин
«Купание красного коня» К. Петрова-Водкина – одно из самых необычных и символичных живописных произведений начала ХХ века. Оригинальная сферическая перспектива и цветовая гамма картины созданы под влиянием традиций русской иконописи и итальянских фресок. Когда критики обвинили художника в том, что красных коней не бывает, он показал им древнерусские иконы, на которых кони были того же цвета. В русской иконописи красный цвет обозначает величие жизни, а иногда и жертву. Современники считали картину Петрова-Водкина пророческой и ассоциировали красного коня с Россией, которую не в силах удержать юный хрупкий всадник.
Картины каких художников есть в третьяковской галерее
Василий Кандинский на картине «Москва I» представил свой взгляд на центр города: в зданиях можно узнать городские церкви и Большой театр, видна также брусчатка Красной площади. На фоне Москвы — влюбленная пара: возможно, ее прототипами стали сам Кандинский и его жена Нина Андреевская. При помощи ярких красок и четких линий он создал на холсте образ большого, шумного, подвижного города.
«Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности, в последнем следствии представляющей собою беспримерно своеобразно единый облик, те же свойства во внутренней жизни, спутывающие чуждого наблюдателя (отсюда и многообразные, противоречивые отзывы иностранцев о Москве), но все же в последнем следствии — жизни, такой же своеобразно-единой. Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Она — мой живописный камертон».
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Работа Наталии Гончаровой «Ангелы, мечущие камни на город» стала частью цикла «Жатва». На него художницу вдохновила книга Библии — Откровение Иоанна Богослова. Падение камней в книге упоминается только один раз — в конце шестой главы: «…и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?»
В виде ангелов Гончарова изобразила Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. По ее замыслу, камни в их руках олицетворяют не небесную кару, а божественные дары. Люди отвергают их, и потому дары превращаются в наказания.
Аристарх Лентулов так описывал свою картину «Звон. Колокольня Ивана Великого»: «На холсте изображена колокольня Иван Великий в скошенных формах, в центре — колокол, раскачиваемый двумя людьми. Вокруг всего сооружения кругами расходятся волнообразные плоскости, передающие ощущение звука-гула, а повторяемые отдельные формы композиции в виде натянутых струн создают впечатление органа или гигантских гуслей».
Храм-колокольня Ивана Великого находится на Соборной площади Московского Кремля. Его возвели в начале XVI столетия по проекту итальянского архитектора Бона Фрязина. До XIX века колокольню не раз перестраивали и расширяли. Всего на ней располагаются 34 колокола. Ученый и писатель XIX века Алексей Малиновский описывал их звучание: «Когда звонят во все колокола, то все близкое к звукам их приходит в такое сотрясение, что кажется, будто и земля дрожит».
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.
Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.
Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Юрий Пименов написал картину «Новая Москва» в 1937 году. По его замыслу, полотно должно было стать образом «светлого будущего» новой жизни в социалистическую эпоху.
Городской пейзаж на картине художник воспроизвел с документальной точностью: на ней можно узнать здания гостиницы «Москва», Дома Союзов, вестибюль станции метро «Охотный Ряд». Судя по расположению построек, героиня полотна едет в кабриолете от площади Свердлова к улице Охотный Ряд.
Девушку в автомобиле Юрий Пименов писал со своей жены Натальи. Она часто позировала ему и для других картин — например, для этюда «Золотое платье». В книге «Земное искусство» Пименов писал: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то ее фигуру, то ее волосы или руки…»
Картина Татьяны Яблонской «Утро» была очень известна в Советском Союзе. Ее репродукции висели на стенах во многих домах, ее печатали в периодических изданиях и в учебниках. На полотне художница изобразила свою старшую дочь Елену Отрощенко (она носила фамилию отца), которой тогда исполнилось 13 лет. Помещение на картине — одна из двух комнат коммуналки в центре Киева, где жили Яблонская и ее дочь.
Когда Елена Отрощенко выросла, она поступила в Строгановскую художественную академию, где познакомилась с молодым художником из Казахстана Арсеном Бейсембиновым. Оказалось, что он с детства был влюблен в девочку с репродукции картины, которая висела у него дома. Вскоре Отрощенко и Бейсембинов поженились, а затем переехали в Казахстан. Их сын Зангар пошел по стопам родителей и тоже стал художником.
Картину Федора Решетникова «Опять двойка» в СССР использовали в школьной программе: на уроках изобразительного искусства она служила образцом жанровой живописи, а на русском языке дети писали сочинения по ней. Эта работа входила в своеобразную трилогию одного автора вместе с двумя другими картинами: «Прибыл на каникулы» и «Переэкзаменовка». Все они изображали будни советских школьников. Но связаны картины не только тематически: на картине «Переэкзаменовка» в левом верхнем углу изображена репродукция полотна «Опять двойка», а копия «Переэкзаменовки» видна на стене комнаты, которую художник написал на картине «Опять двойка».
Для этой работы Решетникову позировал сын художника-авангардиста Густава Клуциса. Федор Решетников сначала собирался создать картину с более радостным сюжетом и назвать ее «Опять пятерка», но в итоге решил, что образы мальчика, который снова получил плохую оценку, его огорченных сестры и матери будут выглядеть более выразительно.
30 шедевров Третьяковки: мини-тур по галерее
1. «Явление Мессии», А.А. Иванов
Годы создания: 1837—1857
Зал галереи: 10
Для знакомства с картиной «Явление мессии» отведен целый зал. Полотно имеет второе название «Явление Христа народу». Художник работал над ним в Италии. Произведение посвящено важному библейскому событию – встрече Иисуса с народом и Иоанном Крестителем у реки Иордан. Примечательно, что моделями для персонажей стали реальные люди, в числе которых оказались Н. Гоголь и сам автор.
Фигура Христа расположена в глубине полотна, но притягивает внимание. Он как бы парит над толпой и отдален от других действующих лиц. Но реакция окружающих на его появление – главное в сюжете. В выражениях лиц людей, их позах, мимике показаны желание идти навстречу истине, нравственный переворот, очищение души. Кроме самой картины, в зале № 10 размещены наброски, отдельные эскизы и этюды, создаваемые Ивановым в течение 20 лет работы над шедевром.
2. «Охотники на привале», В.Г. Перов
Год создания: 1871
Зал галереи: 17
«Охотники на привале» – произведение, которое многим знакомо с детских лет. Репродукции этой картины часто украшали стены квартир, школ, библиотек. Сюжет прост, но при этом поучителен и интересен. Он показывает общение простых людей и вместе с тем раскрывает особенности жизни в провинции.
Перед зрителем предстают три охотника. Самый старший из них, прототипом для которого стал известный в Москве врач Д.П. Кувшинников, рассказывает своим товарищам занимательную историю. Повествование ничего общего не имеет с реальными событиями, но самый молодой персонаж явно верит в услышанное. Другой собеседник, разместившийся в центре, лишь посмеивается над друзьями. Так Перов показывает разницу между наивностью и опытом, молодостью и старческими воспоминаниями.
3. «Грачи прилетели», А.К. Саврасов
Год создания: 1871
Зал галереи: 18
«Грачи прилетели» – не только самое известное произведение А.К. Саврасова. Благодаря этой картине в России появился новый художественный жанр – лирический пейзаж. Полотно написано в Костромской области. На картине заметна церквушка. Она действительно существует. Сегодня в ее стенах находится музей Алексея Кондратьевича.
Произведение передает атмосферу весны без прикрас. В нем чувствуется прелесть жизни, пробуждение природы, свежесть воздуха. Картина проста и понятна всем. Она лишена загадочных образов, тайн, недосказанности, а потому очень любима зрителями.
4. «Неравный брак», В.В. Пукирев
Год создания: 1862
Зал галереи: 16
«Неравный брак» – трогательная картина, осуждающая традицию ломать судьбу молодым девушкам из простых семей, выдавая их замуж за богатых стариков. По некоторым данным, художник показал в этом полотне свою личную боль и трагедию: возлюбленная отвергла Пукирева и стала женой состоятельного мужчины.
В центре сюжета – юная красавица в свадебном платье, стоящая рядом с пожилым новобрачным. Девушка грустна и бледна, ее руки пассивно опущены, воля надломлена. Интересны две бледные женские фигуры в саванах – это призраки бывших спутниц жизни богача. Принято считать, что рядом с невестой Василий Владимирович изобразил себя со сложенными руками, серьезным выражением лица и пустым взглядом, показывающим бессилие и невозможность повлиять на ситуацию.
5. «Радуга», И.К. Айвазовский
Год создания: 1873
Зал галереи: 19
Кисти Айвазовского принадлежит более 6000 картин. Все они написаны в одном жанре – маринизме. Но все же «Радуга» отличается от других полотен, хотя и относится к любимому художественному направлению автора. В центре сюжета – бушующая стихия и терпящий крушение корабль. Отличие заключается в использованных красках. Как правило, автор предпочитал яркие тона, но для этого произведения выбрал мягкие, нежные.
Радуга – символ борьбы, надежды на спасение. Несмотря на то, что шлюпка уходит под воду, находящиеся в ней моряки рассчитывают выжить. Они отчаянно борются с волнами, и появившаяся в воздухе «семицветная подкова» вселяет в их сердца и души веру. Картина словно кричит о том, что ничего не возможного нет.
6. «Богатыри», В.М. Васнецов
Годы создания: 1881—1898
Зал галереи: 26
Богатырскую тематику уверенно можно назвать основой мифологии русского народа. Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич – популярные герои былин и защитники Руси. Именно им посвящено одно из самых известных произведений Васнецова.
В центре сюжета – богатыри, которые охраняют родину, высматривают на горизонте врага и в случае его появления готовы вступить в бой. Прообразами для Ильи и Алеши стали крестьяне, жившие под Владимиром. Добрыня, по мнению экспертов, получился похожим внешне на автора полотна.
7. «Неизвестная», И.Н. Крамской
Год создания: 1873
Зал галереи: 20
В советское время «Неизвестную» часто сравнивали с Сикстинской мадонной. Женщина, изображенная на картине, считалась идеалом красоты и духовности. Но сам Крамской, работая над произведением, разрабатывал принципы и правила написания психологического портрета и не пытался удивить зрителя внешним видом дамы.
В центре сюжета – царственная особа, путешествующая в экипаже. Она едет по Аничкову мосту в Петербурге, мимо Александрийского театра. Женщина изысканно одета, в ее глазах читается грусть, смешанная с взбалмошностью, надменностью. Кто именно изображен на картине остается загадкой. Одна из версий гласит, что это дочь художника София.
8. «Княжна Тараканова», К.Д. Флавицкий
Год создания: 1864
Зал галереи: 16
П.М. Третьяков, собирая коллекцию для галереи, не смог пройти мимо шедевра К.Д. Флавицкого, который рассказывает о жестокости, лицемерии царского режима и дворовых интригах. Полотно показывает последние дни жизни некой госпожи Таракановой, авантюристки, которая называла себя сестрой Емельяна Пугачева и дочерью императрицы Елизаветы. Точная причина смерти женщины не известна, существует много версий. Картина демонстрирует одну из них – гибель в ходе наводнения в тюремной камере Петропавловской крепости.
9. «Апофеоз войны», В.В. Верещагин
Год создания: 1871
Зал галереи: 27
Произведение «Апофеоз войны» входит в серию «Варвары», созданную Верещагиным в память о сражениях в Туркестане. Картина посвящена захватчикам и выражает протест автора против насилия, убийств, жестокости. Доминирующие цвета – желтый и черный – вызывают ощущение ужаса.
10. «Утро в сосновом лесу», И.И. Шишкин
Год создания: 1889
Зал галереи: 25
И. Шишкин – не единственный автор этой знаменитой картины. Медвежат написал К. Савицкий. По некоторым данным, он же стал инициатором создания этого произведения. Тем не менее, фамилия художника по неизвестным нам причинам стерта с полотна.
Взору зрителя открывается сосновый бор ранним туманным утром. Среди вековых деревьев гуляют четыре медвежонка. Сквозь кроны пробиваются лучи солнца, и малыши радуются рассвету. Популярной картина стала благодаря анималистической тематике и размещению на обертках популярных в СССР конфет.
11. «Боярыня Морозова», В.И. Суриков
Годы создания: 1884—1887
Зал галереи: 28
Феодосия Морозова – сторонница старообрядчества, сподвижница протопопа Аввакума. За свою веру и конфликт с царем женщина заплатила жизнью. Боярыне посвящена одна из самых ярких и знаменитых картин Сурикова.
В своей работе художник запечатлел Морозову в тот момент, когда ее везли по улицам Москвы в монастырскую тюрьму. Рядом с узницей изображена ее сестра Евдокия Урусова. Другие персонажи – товарищи боярыни и осуждающие ее люди – тщательно выписаны. С этой целью автор создал порядка тысячи портретных этюдов. Отдельного внимания заслуживает странник, находящийся в глубине полотна. В его лице прослеживаются черты самого Василия Ивановича.
12. «Утро стрелецкой казни», В.И. Суриков
Годы создания: 1878—1881
Зал галереи: 28
«Утро стрелецкой казни» – еще одна работа Сурикова, отражающая реальные исторические события. Она рассказывает о бунте 1698 года, который возглавила царевна Софья. Восстание было жестоко подавлено армией Петра I. Первый российский император лично отрубил головы некоторым участникам переворота, приговорил к казни около 2000 человек.
Но полотно Василия Ивановича рассказывает не о заговоре и не о гибели стрельцов, а о чувствах их родственников. Оно демонстрирует момент прощания, мучительное ожидание неизбежного конца. Первоначально художник изобразил повешенных бунтовщиков, но произведение получилось настолько ужасным, что автор отказался от своей задумки и изменил сюжет.
13. «Сирень», М.А. Врубель
Год создания: 1900
Зал галереи: 33
«Сирень» – нежная и завораживающая картина, написанная Врубелем на рубеже веков. Все полотно занимает яркий куст с мелкими цветами различных оттенков – от небесно-голубого и розового до темно-фиолетового и лилового. Кажется, что от полотна исходит их пленительный аромат.
Но взгляд притягивает вовсе не растение. Взор невольно падает на силуэт загадочной девушки. Она словно выходит из ветвей. Кто это? Может, молодая красавица, которую преследует навязчивый поклонник? Или это душа сирени? Многие искусствоведы сходятся во мнении, что художник так изобразил свою супругу Надежду, которая являлась его музой.
14. «Дети бегут от грозы», В.Е. Маковский
Год создания: 1872
Зал галереи: 22
Маковский, как и многие другие художники того времени, увлекался народничеством. При этом он изображал людей не бедными или убогими, а красивыми и здоровыми. Бегущие от грозы дети пухленькие, розовощекие, но испуганные приближением туч.
15. «Иван Грозный убивает своего сына», И.Е. Репин
Годы создания: 1883—1885
Зал галереи: 30
Историки до сих пор спорят о том, убивал ли Иван Грозный своего сына или же это миф. Тем не менее, рассказывающая об этой трагедии картина Репина стала известна во всем мире. Произведение имеет богатую и сложную историю. Император Александр III запрещал демонстрировать полотно, а в 1913 году оно подверглось нападению вандала-иконописца, который изрезал лица изображенных героев.
Восстановленный шедевр открывает перед зрителем страшную сцену: обезумевший отец-убийца обнимает своего спокойного, но мертвого сына. Картина показывает, к чему приводят нетерпимость и злоба, приобретенные в условиях вседозволенности, деспотизма, безграничной власти.
16. «Иван-царевич на сером волке», В.М. Васнецов
Год создания: 1889
Зал галереи: 26
Весьма интересен образ волка. Серый наделен человеческим взглядом. В нем нет ничего звериного или дикого. Он демонстрирует преданность, верность, силу и жертвенность. Дремучий лес кажется зловещим. Напряжение не снимает даже цветущая яблоня. Она лишь напоминает нам о том, с чего началась история о знакомстве Ивана с волком и похищении Елены.
17. «Всадница», К.П. Брюллов
Год создания: 1832
Зал галереи: 9
Картина «Всадница» создана в результате знакомства Брюллова с графиней Самойловой. По заказу женщины художник изобразил ее воспитанниц. Произведение запоминается необычными для того времени и эффектными деталями: редким набором используемых цветов, несоответствием динамики лошади и неподвижности наездницы.
Современники художника восхищались полотном и сравнивали появление девушки с полетом ангела. Но затем картина приобрела дурную славу. Один знатный итальянец решил, что в образе всадницы Брюллов изобразил певицу Марию Малибран. Он даже приобрел для музея театра «Ла Скала» гравюру с портрета. Вскоре оперная дива умерла в результате падения с лошади. Общество решило, что произведение приносит беды. Сегодня в эти мифы никто не верит, и зрители по-прежнему восхищаются мастерством Карла Павловича.
18. «Аленушка», В.М. Васнецов
Годы создания: 1880—1881
Зал галереи: 26
Мнение о том, что картина написана по мотивам сказки о сестрице Аленушке и братце Иванушке, ошибочно. Полотно посвящено реальной девушке, которую Васнецов увидел неподалеку от деревни Ахтырка. В глазах проходящей мимо крестьянки было столько одиночества, безысходности и тоски, что ее образ запал художнику в душу. Сегодня остается лишь догадываться, о чем именно грустит героиня картины….
Первоначально полотно получило название «Дурочка Аленушка». Автор вовсе не хотел обидеть девушку. Ранее так именовали сирот и тех, кто имел психическое проблемы или отклонения умственного развития. Как бы там ни было, произведение получилось ярким, запоминающимся и эмоциональным.
19. «Девочка с персиками», В.А. Серов
Год создания: 1887
Зал галереи: 40
Серов часто посещал Абрамцево и гостил в доме Мамонтова, писал портреты членов его семьи. На картине «Девочка с персиками» изображена дочь мецената Вера. Полотно получилось позитивным, лиричным, свежим, легким, что не было характерно для большей части произведений, созданных в конце XIX века.
Художник написал не просто портрет юной особы. Через образ Веры он передал красоту юности, очарование озорства, наивности и непосредственности, ощущение счастья. Персики, разложенные по столу, были выращены в оранжереях Мамонтова, что удавалось не всем садовникам.
20. «Московский дворик», В.Д. Поленов
Год создания: 1878
Зал галереи: 35
В 1877 году Поленов переехал в Москву и поселился в районе Спасопесковской церкви. Открывающийся из окна квартиры вид вдохновил художника на создание картины. Полотно передает то тепло, с которым живописца встретил город, уют, подаренный ему новым домом. Третьяков приобрел полотно, увидев его в ходе передвижной выставки.
Взору зрителя открывается типичный для середины XIX века московский дворик. По периметру построены сараи, колодец и забор, в центре на лужайке играют дети. Картина демонстрирует быт и деятельность людей того времени: по полянке бродят куры, недалеко стоит запряженная лошадь, бегает кот, сушится белье. Все идет своим чередом….
21. «Вечерний звон», И.И. Левитан
Год создания: 1892
Зал галереи: 37
Многие эксперты называют «Вечерний звон» вариантом произведения «Тихая обитель». На обеих картинах изображен один и тот же монастырь. Он стоит на берегу реки и утопает в лучах вечернего солнца. По небу проплывают облака и тут же отражаются в воде. Русская природа показана во всей своей красе.
Тем не менее, «Вечерний звон» можно считать и самостоятельным полотном. В «Тихой обители» река уже, а через нее проходит деревянный мостик, само пространство выглядит менее глубоким, нешироким. Принято считать, что столь эффектно рисовать храмы и пейзажи Левитан научился у Саврасова.
22. «Портрет А.С. Пушкина», О.А. Кипренский
Год создания: 1827
Зал галереи: 8
Именно таким мы представляем себе А. Пушкина. Потрет поэта, написанный Кипренским, уже много десятилетий украшает страницы школьных учебников. О создании картины художника попросил А. Дельвиг. Работа понравилась и заказчику, и Александру Сергеевичу. Но многие их современники утверждали, что полотно слабо передает африканские особенности внешности классика.
Пушкин запечатлен в сдержанной позе, со сложенными на груди руками и повернутой головой. Его выражение лица говорит о спокойствии и независимости взглядов, но изгиб губ намекает на затаившуюся в душе тревогу. Цветовая гамма уравновешена, что придает работе торжественность и величие.
23. «Демон сидящий», М.А. Врубель
Год создания: 1890
Зал галереи: 33
Созданные Врубелем образы демонов можно смело считать уникальным явлением в русской живописи. Они олицетворяют собой величие людей, силу духа и совершенно не походят на библейское воплощение зла. Им не чуждо ничто человеческое: от тревоги до скорби, от радости до страданий, от сомнений до смятения.
«Демон сидящий» знакомит нас с юношей и потустороннего мира, запечатленным на фоне заката и гор. Его взгляд наполнен тоской и печалью, в выражении лица читаются сомнения, а сердце изнывает от ощущения борьбы с самим собой. Произведение написано в характерном для автора стиле с использованием плоских мазков и эффекта кристаллических граней.
24. «Не ждали», И.Е. Репин
Годы создания: 1884—1888
Зал галереи: 30
Данную картину знает, наверно, вся Россия. Сегодня ее название превратилось в устойчивое выражение, на основе полотна создано множество мемов. Тем не менее, существует два варианта этого произведения. На одном из них запечатлена пришедшая домой девушка-курсистка.
Вторая версия полотна имеет серьезный сюжет. На ней мы видим немую сцену, бурю чувств и трагедию одной семьи. На этой картине «не ждали» политического заключенного, который наконец-то вернулся к родным. Очевидно, что мальчик и женщина рады гостю, девочка напряжена, служанка растеряна и насторожена, а старуха-мать, не снимающая траурный платок, потрясена до глубины души. Сегодня оба варианта произведения входят в собрания Третьяковки.
25. «Кружевница», В.А. Тропинин
Год создания: 1823
Зал галереи: 13
Тропинин до 47 лет являлся крепостным крестьянином, но благодаря своему хозяину имел возможность получить художественное образование. Впоследствии работами мастера восхищались даже самые суровые критики, а в обществе его называли «Русским Рембрандтом». «Кружевницу» Василий Андреевич написал в год получения вольной и сразу же добился официального признания.
Картина удивляет своей непосредственностью и нежностью. Она пронизана позитивом, лиризмом, изяществом и очарованием. Художнику удалось создать новый тип жанрового портрета, в котором обнаруживается не столько внутренний мир и красота героя, сколько дух интимности и радость повседневным заботам и мелочам.
26. «Троица», А. Рублев
Годы создания: 1411 или 1425—1427
Зал галереи: 59
В собраниях Третьяковки имеется богатая коллекция древнерусской живописи, включающая произведения Ушакова, Рублева, Дионисия. Отдельного внимания заслуживает известная на весь мир «Троица». Она установлена в специальном шкафу, где поддерживается определенный температурный режим, позволяющий сохранить икону и защитить ее от внешних воздействий.
Считается, что работа демонстрирует ветхозаветный сюжет, который рассказывает о встрече праотца Авраама с тремя странниками. Путниками оказались ангелы, через которых раскрыт образ триипостасного Бога. По мнению специалистов, благодаря своей простоте и лаконичности икона Рублева лучше других работ соответствует представлению о Святой Троице.
27. «Купание красного коня», К.П. Петров-Водкин
Год создания: 1912
Зал галереи: 13
«Купание красного коня» – картина, которая вызвала множество споров. Современники не понимали и порой не принимали цветовую гамму полотна и не могли разгадать саму идею произведения. Предположительно, полотно создано под влиянием традиций русской иконописи. Здесь доминируют характерные для данного стиля тона: желтый, красный синий. Сидящий верхом парень напоминает Георгия Победоносца.
Позднее картину назвали пророческой, ассоциируя коня с Россией, а хрупкого всадника с властью, которая с трудом удерживает страну. Используемые цвета говорят о кровавой судьбе государства в XX веке, предчувствии революции, войны. Также существует мнение, что Петров-Водкин не стремился вложить в полотно особый смысл и изначально создавал бытовую зарисовку.
28. «Рожь», И.И. Шишкин
Год создания: 1878
Зал галереи: 25
Пейзажи Шишкина восхищают своей четкостью, прорисовкой деталей, поэтому странно слышать о том, что художника регулярно упрекали в излишней фотографичности. Тем не менее, это факт: не всем критикам нравилось, что на картине можно разглядеть каждое перышко стрижа, каждый колосок и травинку.
Полотно открывает взгляду зрителя поле ржи, за которым величественно возвышаются сосны. Не менее интересны детали: люди с косами и погибшее дерево. Низко летающие птицы, массивные кучевые облака и безветрие намекают на то, что скоро начнется гроза.
29. «Тройка», В.Г. Перов
Год создания: 1866
Зал галереи: 17
«Тройка» – одна из самых масштабных и эмоциональных картин Перова. Художник был увлечен социальной тематикой и во многих своих работах рассказывал о сложности крестьянской жизни. В данном произведении он затрагивает проблему непосильного детского труда.
В центре сюжета – трое ребятишек, которые везут сани с наполненной водой бочкой. Очевидно, что они замерзли, устали и еле-еле выполняют задачу. Телегу подталкивает мужчина, но детям не становится легче. Трагичность ситуации автор передает при помощи мрачных цветов.
30. «Опять двойка», Ф.П. Решетников
Год создания: 1952
Зал галереи: 6
«Опять двойка» входит в серию картин Решетникова, раскрывающих образ советского школьника. Герой произведения – пришедший домой двоечник – давно стал фигурой нарицательной. С ним часто сравнивают тех, кто получает неудовлетворительные отметки. Видно, что мальчишка смущен, расстроен и испытывает чувство вины. Уложенные в портфель коньки намекают на то, что вместо похода в школу он играл в хоккей.
Очень интересны эмоции других персонажей. Лишь собака радуется хозяину, ее не беспокоят результаты учебы. Мама расстроена, она не злится, а старается понять, что же делать с сыном. Малыша ситуация забавляет, но он сочувствует старшему брату. Сестра-отличница не довольна и злится: двоечник позорит ее и семью.
На самом деле список шедевров, которые удастся увидеть в залах Третьяковки, в разы больше. На осмотр экспозиции можно выделить несколько дней: двери галереи открыты со вторника по воскресенье, понедельник – выходной.