канон молебный ко пресвятой богородице в каких случаях читают
Каноны Божией Матери в ежедневном молитвенном правиле православного христианина
Вседневная молитва – это неотъемлемая часть духовной жизни всякого христианина. Уже в самое раннее время в Церкви был установлен круг суточных служб, регулярное совершение которых, с одной стороны, очевидно выражает, что верующие всегда ходят пред Богом и помнят о Нем, с другой – является для всех неиссякаемым источником благодатной помощи.
В византийской традиции, которой следует Православная Церковь и которая сложилась уже многие века назад, к суточным службам относятся два больших последования – вечерня и утреня, и семь малых – четыре дневных часа (1-й, 3-й, 6-й и 9-й), к которым примыкают изобразительны, и две ночные службы (повечерие и полунощница). Вечерня и утреня, сравнительно с другими суточными службами, имеют значительно более ярко выраженный общинный характер. Вместе с Божественной литургией вечерня и утреня образуют обычный круг вседневных богослужений в храме; прочие суточные службы могут присоединяться к вечерне, утрене и литургии, а могут быть прочитаны и дома.
Чтение дома дневных часов (днем), а также повечерия (перед сном) и полунощницы (по востании от сна) было обычной практикой в Византии и на Руси. В наши дни такая практика встречается редко – в повседневной жизни благочестивых христиан место повечерия и полунощницы заняли молитвенные правила на сон грядущим и утреннее. Однако по своему происхождению эти правила являются ни чем иным, как сокращенными повечерием и полунощницей с дополнительными молитвами.
Правила на сон грядущим и утреннее уже четыре века руководствуют православных христиан в их молитвенной жизни и составляют одно из многих сокровищ церковного Предания. Но все же они – лишь упрощение той традиции, что возникла уже в древней Церкви и, с точки зрения церковного Устава, должна соблюдаться и сейчас, – традиции ежедневного совершения (келейно или в храме) повечерия и полунощницы (как и других суточных служб).
Вот как о том, что всякий человек, обученный словеси Божию, то есть грамоте и церковному Уставу, должен ежедневно петь службы суточного круга, говорится в одном из рукописных сборников XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры: «Всякому бо ученому словеси Божию реченно: правити дневное и нощное пение, а священником же – всегда. Правя бо всегда пение, с Богом и со святыми беседует; должни бо есми без порока по вся дни его приносити» (ркп.РГБ.ТСЛ-осн. 793. Λ. 107).
В частности, это относится и к повечерию, удержавшемуся в практике келейной молитвы в большей степени, чем другие суточные службы – согласно многим современным изданиям Молитвослова и Служебника, повечерие должно прочитываться вместе с правилом ко Святому Причащению, и это правило многими соблюдается на практике.
Принятый ныне в Православной Церкви богослужебный Устав знает два вида повечерия – великое и малое. Великое повечерие, совершаемое ныне только во время Великого поста и в некоторых особых случаях, значительно древнее малого и восходит к иерусалимской и палестинской богослужебной традиции IV-VI вв. В нем три части; первая из них открывается шестопсалмием и включает в себя также библейскую песнь из книги пророка Исаии С нами Бог, Символ веры, некоторые тропари и молитвословия; основным содержанием второй и третьей частей являются последовательности из двух псалмов и одной библейской песни (во второй части это псалмы 50-й и 101-й и песнь царя Манассии; в третьей – псалмы 69-й и 142-й и вседневное славословие).
Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы, представляет собой сокращение великого – по сути, это третья часть великого повечерия, к которой прибавлены 50-й псалом (в начале) и Символ веры (после вседневного славословия). В конце малого повечерия могут читаться дополнительные молитвы на сон грядущим. В уже упоминавшемся сборнике XVI в. из собрания Троице-Сергиевой Лавры повечерию дается такое толкование: «Павечерница [дОлжно] пети и молитися Богу, дабы ны без греха [Он] сподобил препочити нощь и паки востати на молбы» (Λ. 107 об.).
Яркая особенность повечерия, выделяющая его среди прочих служб малых часов – присутствие в чине повечерия гимнографического канона. Канон, один из самых развернутых видов церковных песнопений, составляет важнейшую часть утрени, наиболее продолжительной из служб суточного круга, которая должна начинаться глубокой ночью и заканчиваться на рассвете. Чем же объяснить присутствие столь значительного и по объему, и по содержанию гимнографического текста не только в чине утрени, но и в меньшем по сравнению с утреней чине повечерия?
Повечерие унаследовало канон от монашеской паннихис – особой службы в начале ночи, распространенной среди малоазийского монашества в VII-XII вв. На паннихис, как и на утрене, пелся канон – тем самым, ночь в богослужении малоазииских монастырей VII-XII вв. начиналась (на паннихис) и заканчивалась (на утрене) пением канонов. С распространением в XIII-XIV вв. повсюду в православном мире Иерусалимского устава монашеская паннихис (известная впоследствии под именем общего молебна, а заупокойный вариант паннихис – под именем панихиды) перестала считаться обязательной составляющей суточного круга, а ее канон вошел в состав повечерия.
Согласно принятому ныне в Православной Церкви богослужебному Уставу, ежедневно на повечерии поется канон Божией Матери соответственно гласу Октоиха и дню недели – иными словами, каждый день вечером Устав предписывает исполнять канон Божией Матери. Хотя это предписание в наши дни соблюдается достаточно редко, его след сохраняется во всеобщей русской практике читать перед причащением несколько канонов – в том числе, канон Божией Матери.
Настоящая книга будет полезна, в первую очередь, тем, кто желает более строго исполнять предписания Устава – в ней помещены все те каноны Божией Матери, которые должны ежедневно петься на повечерии, а также несколько дополнительных канонов. В ежедневном пении канона Божией Матери есть глубокий духовный смысл, ибо Ее молитва к Своему Сыну и нашему Спасителю имеет великую силу. Молитвенные призывания, обращенные к Пресвятой Богородице, заступнице и предстательнице христиан, содержатся во всякой службе, но развернутые песнопения – каноны, – обращенные к Ней, находятся лишь в последованиях утрени среды, пятницы и воскресенья, а также праздников. Предписывая петь каноны Божией Матери ежедневно на повечериях, Устав восполняет некоторый недостаток их на утренях.
Каноны Божией Матери, которые должны исполняться на повечерии, составляют содержание особой книги – Богородичника. В современные русские издания Октоиха каноны Богородичника включены полностью, поэтому издания Богородичника отдельной книгой в нынешней русской традиции отсутствуют; у греков, напротив, Богородичник доныне издается отдельно.
Основное содержание настоящей книги составляют каноны Богородичника – всего 56 канонов, расположенных по гласам, а внутри гласов – по дням недели. Таким образом, чтобы найти положенный по Уставу канон, следует определить, какой идет глас по Октоиху, и открыть в этом гласе нужный день недели (например, для пения канона на повечерии в среду вечером нужно искать в Октоихе вечер среды). В настоящей книге, повторяющей традиционную структуру древнего Богородичника, каноны также распределены по гласам, а внутри гласов – по дням недели; для облегчения уставного их чтения в издании помещено последование малого повечерия, причем даны два варианта его совершения – со священником и без него.
Разумеется, каноны могут быть прочитаны и без повечерия – отдельно или в соединении с последованием молебна. Обычай петь молебны с канонами очень распространен в греческих Церквах. Как уже отмечалось выше, обычай исполнения канона на повечерии генетически связан с древней службой паннихис, к которой восходит и последование общего молебна.
Устав знает два молебных канона Божией Матери – малый и великий, которые и должны исполняться на молебне; уставной порядок пения общего молебна Божией Матери дается в Часослове и в Октоихе. Молебном является и чин пения канона Божией Матери, печатаемый в современных изданиях Молитвослова. В настоящей книге помещены оба богородичных молебных канона, а также полностью расписан чин общего молебна Божией Матери, в двух вариантах – для совершения его со священником и без него. Кроме молебных канонов, за молебном может петься и любой другой канон Божией Матери – в том числе, из числа тех, что помещены в настоящую книгу.
Наряду с канонами, развернутой церковно-гимнографической формой являются и акафисты. Образцом для всех них служит Акафист Божией Матери, хорошо известный всякому православному христианину. По Уставу, Акафист исполняется в Субботу Акафиста, но многие читают его и в другие дни – так, среди благочестивых греков распространена традиция читать его ежедневно. По этой причине Акафист помещен и в настоящую книгу; его сопровождают два канона Акафиста – тот, что приводится в Постной Триоди и еще один, значительно менее известный. При желании Акафист вместе со своим каноном может быть исполнен в составе молебна; в этом случае Акафист поется по 6-й песни канона вместо общего кондака Предстательство христиан.
Текст второго канона Акафиста в настоящей книге приводится по очень популярному в греческих Церквах Новому Богородичнику, составленному прп. Никодимом Святогорцем по тому же принципу, что и традиционный Богородичник, но содержащему иной набор канонов. Кроме этого канона, из канонов Нового Богородичника в состав настоящей книги включены еще два канона Божией Матери, авторства прп. Феодора Студита и свт. Иоанна Евхаитского. Эти два канона дополняют друг друга: если канон прп. Феодора предназначен для моления во время различных скорбей, то канон свт. Иоанна – по избавлении от скорби или исцелении от болезни.
В заключение мы выражаем надежду, что настоящее издание послужит к духовной пользе всех его читателей, и желаем всем им благодатной помощи Божией Матери.
Как правильно читать молебный канон ко Пресвятой Богородице и полный текст на русском языке
Православные люди периодически молятся Богородице и просят ее помощи в решении различных проблем. Однако перед тем как зачитать молебен, необходимо ознакомиться с молебным каноном ко Пресвятой Богородице и с тем, как правильно зачитываются молитвы.
Полный текст на русском языке с ударениями
Прежде чем приступить к молитве Богоматери, необходимо ознакомиться с полным текстом канона. Он состоит из нескольких кондаков, тропарей и молитв. Каноны Богоматери зачитываются православными людьми практически каждый день. Их считают одной из разновидностей церковных песнопений, в состав которых входит сразу по несколько песен. Многие из них начинаются с ирмосов и тропарей, в основе которых лежат ветхозаветные события. В большинстве канонов количество тропарей не превышает шести. Однако иногда их число увеличивается до тридцати.
В составе канона к Богоматери насчитывается девять песней, текст которых следует изучить перед началом молебна.
На исход души
«Подобно каплям дождевым, злые и малые дни мои, оскудевая понемногу с течением лет, уже исчезают, — Владычице, спаси меня. Время помощи Твоей пришло, Владычице, время Твоего заступничества, время, о котором я припадал к Тебе в теплых молитвах день и ночь.
Придите, Ангелы мои святые, предстаньте пред судом Христа, преклоните мысленные свои колени и, плача, воззовите к Нему: Создатель всех, помилуй дело рук Твоих, Благий, и не отринь его. Уста мои молчат и не молвит язык, но сердце вещает, что огонь сокрушения, снедая его, разгорается, и оно призывает Тебя, Дево, гласом неизреченным».
Глас 4-й
«К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибaем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы. (Дважды)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии: aще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избaвил от толиких бед, кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасaеши присно от всяких лютых».
Богородичен
«Не умолчи́м никогда́, Богоро́дице, си́лы Твоя́ глаго́лати, недосто́йнии: а́ще бо Ты́ не бы предстоя́ла моля́щи, кто́ бы на́с избaвил от толи́ких бе́д, кто́ же бы сохрани́л до ны́не свобо́дны? Не отсту́пим, Влады́чице, от Тебе́: Твоя́ бо рабы́ спаса́еши при́сно от вся́ких лю́тых».
Псалом 50
«Поми́луй мя́, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, и по мно́жеству щедро́т Твои́х очи́сти беззако́ние мое́. Наипа́че омы́й мя́ от беззако́ния моего́, и от греха́ моего́ очи́сти мя́; я́ко беззако́ние мое́ а́з зна́ю, и гре́х мо́й предо мно́ю е́сть вы́ну. Тебе́ еди́ному согреши́х и лука́вое пред Тобо́ю сотвори́х; я́ко да оправди́шися во словесе́х Твои́х, и победи́ши внегда́ суди́ти Ти́. Се́ бо, в беззако́ниих зача́т е́смь, и во гресе́х ро́ди мя́ ма́ти моя́. Се́ бо, и́стину возлюби́л еси́; безве́стная и та́йная прему́дрости Твоея́ яви́л ми́ еси́. Окропи́ши мя́ иссо́пом, и очи́щуся; омы́еши мя́, и па́че сне́га убелю́ся. Слу́ху моему́ да́си ра́дость и весе́лие; возра́дуются ко́сти смире́нныя. Отврати́ лице́ Твое́ от гре́х мои́х и вся́ беззако́ния моя́ очи́сти.
Се́рдце чи́сто сози́жди во мне́, Бо́же, и ду́х пра́в обнови́ во утро́бе мое́й. Не отве́ржи мене́ от лица́ Твоего́ и Ду́ха Твоего́ Свята́го не отыми́ от мене́. Возда́ждь ми́ ра́дость спасе́ния Твоего́ и Ду́хом Влады́чним утверди́ мя́. Научу́ беззако́нныя путе́м Твои́м, и нечести́вии к Тебе́ обратя́тся. Изба́ви мя́ от крове́й, Бо́же, Бо́же спасе́ния моего́; возра́дуется язы́к мо́й пра́вде Твое́й. Го́споди, устне́ мои́ отве́рзеши, и уста́ моя́ возвестя́т хвалу́ Твою́. Я́ко а́ще бы восхоте́л еси́ же́ртвы, да́л бы́х у́бо: всесожже́ния не благоволи́ши. Же́ртва Бо́гу ду́х сокруше́н; се́рдце сокруше́нно и смире́нно Бо́г не уничижи́т. Ублажи́, Го́споди, благоволе́нием Твои́м Сио́на, и да сози́ждутся сте́ны Иерусали́мския. Тогда́ благоволи́ши же́ртву пра́вды, возноше́ние и всесожига́емая; тогда́ возложа́т на олта́рь Тво́й тельцы́».
Песнь 1
«Ирмо́с: Во́ду проше́д яко су́шу, и еги́петскаго зла избежáв, изрáильтянин вопия́ше: Избáвителю и Бо́гу на́шему пои́м.
Припев: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Мно́гими содержи́мь напáстьми, к Тебе́ прибега́ю, спасе́ния иски́й: о, Мáти Сло́ва и Де́во, от тя́жких и лю́тых мя спаси́.
Припев: Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Страсте́й мя смущáют прило́зи, мно́гаго уны́ния испо́лнити мою ду́шу; умири́, Отрокови́це, тишино́ю Сы́на и Бо́га Твоего́, Всенепоро́чная.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Спáса ро́ждшую Тя и Бо́га, молю́, Де́во, избáвитися ми лю́тых: к Тебе́ бо ны́не прибегáя, простирáю и ду́шу и помышле́ние.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Неду́гующа те́лом и душе́ю, посеще́ния Боже́ственнаго и промышле́ния от Тебе́ сподо́би, еди́на Богомáти, яко блага́я, Благáго же Роди́тельница».
Песнь 3
«Ирмо́с: Небе́снаго кру́га Верхотво́рче, Го́споди, и Це́ркве Зижди́телю, Ты мене́ утверди́ в любви́ Твое́й, желáний крáю, ве́рных утвержде́ние, еди́не Человеколю́бче.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Предстáтельство и покро́в жи́зни моея́ полагáю Тя, Богороди́тельнице Де́во: Ты мя окорми́ ко пристáнищу Твоему́, благи́х вино́вна; ве́рных утвержде́ние, еди́на Всепе́тая.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Молю́, Де́во, душе́вное смуще́ние и печа́ли моея́ бу́рю разори́ти: Ты бо, Богоневе́стная, нача́льника тишины́ Христа́ родилá еси́, еди́на Пречи́стая.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Благоде́теля ро́ждши до́брых вино́внаго, благодея́ния бога́тство всем источи́, вся бо мо́жеши, яко си́льнаго в кре́пости Христа́ ро́ждши, Богоблаже́нная.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Лю́тыми неду́ги и боле́зненными страстьми́ истязáему, Де́во, Ты ми помози́: исцеле́ний бо неоску́дное Тя зна́ю сокро́вище, Пренепоро́чная, неиждивáемое.
Спаси́ от бед рабы́ Твоя́, Богоро́дице, яко вси по Бо́зе к Тебе́ прибегáем, яко неруши́мей стене́ и предстáтельству.
При́зри благосе́рдием, всепе́тая Богоро́дице, на мое́ лю́тое телесе́ озлобле́ние, и исцели́ души́ моея́ боле́знь».
Тропарь, глас 2
«Моле́ние те́плое и стенá необори́мая, ми́лости исто́чниче, ми́рови прибе́жище, приле́жно вопие́м Ти: Богоро́дице Влады́чице, предвари́, и от бед избáви нас, еди́на вско́ре предстáтельствующая».
Песнь 4
«Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, смотре́ния Твоего́ тáинство, разуме́х дела́ Твоя́ и прослáвих Твое́ Божество́.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Страсте́й мои́х смуще́ние, ко́рмчию ро́ждшая Го́спода, и бу́рю ути́ши мои́х прегреше́ний, Богоневе́стная.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Милосе́рдия Твоего́ бе́здну призывáющу подáждь ми, Яже Благосе́рдаго ро́ждшая и Спáса всех пою́щих Тя.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Наслаждáющеся, Пречи́стая, Твои́х даровáний, благодáрственное воспевáем пе́ние, ве́дуще Тя Богомáтерь.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
На одре́ боле́зни моея́ и не́мощи низлежáщу ми, яко Благолюби́ва, помози́, Богоро́дице, еди́на Присноде́во.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Наде́жду и утвержде́ние и спасе́ния сте́ну недви́жиму иму́ще Тя, Всепе́тая, неудо́бства вся́каго избавля́емся».
Песнь 5
«Ирмо́с: Просвети́ нас повеле́нии Твои́ми, Го́споди, и мы́шцею Твое́ю высо́кою Твой мир подáждь нам, Человеколю́бче.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Испо́лни, Чи́стая, весе́лия се́рдце мое́, Твою́ нетле́нную даю́щи ра́дость, весе́лия ро́ждшая вино́внаго.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Избáви нас от бед, Богоро́дице чи́стая, ве́чное ро́ждши избавле́ние, и мир, всяк ум преиму́щий.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Разреши́ мглу прегреше́ний мои́х, Богоневе́сто, просвеще́нием Твоея́ све́тлости, Свет ро́ждшая Боже́ственный и преве́чный.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Исцели́, Чи́стая, души́ моея́ неможе́ние, посеще́ния Твоего́ сподо́бльшая, и здрáвие моли́твами Твои́ми подáждь ми».
Песнь 6
«Ирмо́с: Моли́тву пролию́ ко Го́споду, и Тому́ возвещу́ печа́ли моя́, яко зол душа́ моя́ испо́лнися, и живо́т мой а́ду прибли́жися, и молю́ся яко Ио́на: от тли, Бо́же, возведи́ мя.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Сме́рти и тли я́ко спасл есть, Сам Ся издáв сме́рти, тле́нием и сме́ртию мое́ естество́, я́то бы́вшее, Де́во, моли́ Го́спода и Сы́на Твоего́, враго́в злоде́йствия мя избáвити.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Предстáтельницу Тя живота́ вем и храни́тельницу тве́рду, Де́во, и напáстей решáщу молвы́, и нало́ги бесо́в отгоня́ющу; и молю́ся всегда́, от тли страсте́й мои́х избáвити мя.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Яко сте́ну прибе́жища стяжáхом, и душ всесоверше́нное спасе́ние, и прострáнство в ско́рбех, Отрокови́це, и просвеще́нием Твои́м при́сно рáдуемся: о, Влады́чице, и ны́не нас от страсте́й и бед спаси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
На одре́ ны́не немощству́яй лежу́, и несть исцеле́ния пло́ти мое́й: но, Бога и Спáса ми́ру и Избáвителя неду́гов ро́ждшая, Тебе́ молю́ся, Благо́й: от тли неду́г возстáви мя».
Кондaк, глас 6
«Предстáтельство христиа́н непосты́дное, ходáтайство ко Творцу́ непрело́жное, не пре́зри гре́шных моле́ний глáсы, но предвари́, яко Благáя, на по́мощь нас, ве́рно зову́щих Ти; ускори́ на моли́тву, и потщи́ся на умоле́ние, предстáтельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя».
Другой кондaк, глас тот же
«Не и́мамы ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе, Пречи́стая Дево. Ты нам помози́, на Тебе́ наде́емся, и Тобо́ю хвáлимся, Твои́ бо есмы́ рабы́, да не постыди́мся».
Стихира, глас тот же
«Не вве́ри мя челове́ческому предстáтельству, Пресвята́я Влады́чице, но приими́ моле́ние раба Твоего́: скорбь бо обдержи́т мя, терпе́ти не могу́ де́монскаго стреля́ния, покро́ва не и́мам, ниже́ где прибе́гну, окая́нный, всегда́ побеждáемь, и утеше́ния не и́мам, ра́зве Тебе, Влады́чице ми́ра, уповáние и предстáтельство ве́рных, не пре́зри моле́ние мое́, поле́зно сотвори́».
Песнь 7
«Ирмо́с: От Иуде́и доше́дше о́троцы, в Вавило́не иногдá, ве́рою Тро́ическою плáмень пе́щный попрáша, пою́ще: отце́в Боже, благослове́н еси́.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
На́ше спасе́ние я́коже восхоте́л еси́, Спáсе, устро́ити, во утро́бу Де́выя всели́лся еси́, Юже ми́ру предстáтельницу показа́л еси́: оте́ц наших Бо́же, благослове́н еси́.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Воли́теля ми́лости, Его́же родилá еси, Мáти чи́стая, умоли́ избáвитися от прегреше́ний и душе́вных скверн ве́рою зову́щим: оте́ц наших Бо́же, благослове́н еси́.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Сокро́вище спасе́ния и Исто́чник нетле́ния, Тя ро́ждшую, и столп утвержде́ния, и дверь покая́ния, зову́щим показа́л еси́: оте́ц наших Бо́же, благослове́н еси́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Теле́сныя сла́бости и душе́вныя неду́ги, Богороди́тельнице, любо́вию приступáющих к кро́ву Твоему́, Де́во, исцели́ти сподо́би, Спáса Христа́ нам ро́ждшая».
Песнь 8
«Ирмо́с: Царя́ Небе́снаго, Его́же пою́т во́и áнгельстии, хвали́те и превозноси́те во вся ве́ки.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
По́мощи я́же от Тебе́ тре́бующия не пре́зри, Де́во, пою́щия и превознося́щия Тя во ве́ки.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Неможе́ние души́ моея́ исцеля́еши и теле́сныя боле́зни, Де́во, да Тя прослáвлю, Чи́стая, во ве́ки.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Исцеле́ний бога́тство изливáеши ве́рно пою́щим Тя, Де́во, и превознося́щим неизрече́нное Твое́ рождество́.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Напaстей Ты прилоги отгоняеши и страстей находы, Дево: темже Тя поем во вся веки».
Песнь 9
«Ирмо́с: Вои́стинну Богоро́дицу Тя испове́дуем, спасе́ннии Тобо́ю, Де́во Чи́стая, с безпло́тными ли́ки Тя величáюще.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
То́ка слез мои́х не отврати́ся, Яже от вся́каго лица́ вся́ку сле́зу отъе́мшаго, Де́во, Христа́ ро́ждшая.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Ра́дости мое́ се́рдце испо́лни, Де́во, Яже ра́дости прие́мшая исполне́ние, грехо́вную печа́ль потребля́ющи.
Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ нас.
Пристáнище и предстáтельство к Тебе́ прибегáющих бу́ди, Де́во, и стена́ неруши́мая, прибе́жище же и покро́в и весе́лие.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.
Све́та Твоего́ заря́ми просвети́, Де́во, мрак неве́дения отгоня́ющи, благове́рно Богоро́дицу Тя испове́дающих.
И ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
На ме́сте озлобле́ния не́мощи смири́вшагося, Де́во, исцели́, из нездрáвия во здрáвие претворя́ющи».
Стихиры, глас 2
«Вы́сшую небе́с и чи́стшую све́тлостей со́лнечных, избáвльшую нас от кля́твы, Влады́чицу ми́ра пе́сньми почти́м.
От мно́гих мои́х грехо́в немощству́ет те́ло, немощству́ет и душа́ моя́; к Тебе́ прибегáю, Благодáтней, наде́ждо ненаде́жных, Ты ми помози́.
Влады́чице и Мáти Избáвителя, приими́ моле́ние недосто́йных раб Твои́х, да ходáтайствуеши к Ро́ждшемуся от Тебе́; о, Влады́чице ми́ра, бу́ди Ходáтаица!
Пое́м приле́жно Тебе́ песнь ны́не, всепе́той Богоро́дице, рáдостно: со Предте́чею и все́ми святы́ми моли́, Богоро́дице, е́же уще́дрити ны.
Вся áнгелов во́инства, Предте́че Госпо́день, апо́столов двоенадеся́тице, святи́и вси с Богоро́дицею, сотвори́те моли́тву, во е́же спасти́ся нам».
Молитвы ко Пресвятой Богородице
«Пресвята́я Богоро́дице, спаси́ мя.
Цари́це моя́ преблагáя, наде́ждо моя́ Богоро́дице, прия́телище си́рых и стра́нных предстáтельнице, скорбя́щих рáдосте, оби́димых покрови́тельнице! Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь, помози́ ми я́ко не́мощну, окорми́ мя я́ко стрáнна. Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: я́ко не и́мам ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я предстáтельницы, ни благи́я уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богомáти, я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.
К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, áще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой и воздыхáние мое́ прии́мет, áще не Ты, Пренепоро́чная, наде́ждо христиа́н и прибе́жище нам гре́шным? Кто пáче Тебе́ в напáстех защити́т? Услы́ши у́бо стенáние мое́, и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице Мáти Бо́га моего́, и не пре́зри мене́, тре́бующаго Твоея́ по́мощи, и не отри́ни мене́, гре́шнаго. Вразуми́ и научи́ мя, Цари́це Небе́сная; не отступи́ от мене́, раба́ Твоего́, Влады́чице, за роптáние мое́, но бу́ди мне Мáти и засту́пница. Вручáю себе́ ми́лостивому покро́ву Твоему́: приведи́ мя гре́шнаго к ти́хой и безмяте́жной жи́зни, да плáчуся о гресе́х мои́х. К кому́ бо прибе́гну пови́нный аз, áще не к Тебе́, уповáнию и прибе́жищу гре́шных, наде́ждою на неизрече́нную ми́лость Твою́ и щедро́ты Твоя́ окриля́емь? О, Влады́чице Цари́це Небе́сная! Ты мне уповáние и прибе́жище, покро́в и заступле́ние и по́мощь. Цари́це моя́ преблагáя и ско́рая засту́пнице! Покры́й Твои́м ходáтайством моя́ прегреше́ния, защити́ мене́ от враг ви́димых и неви́димых; умягчи́ сердца́ злых челове́к, возстаю́щих на мя. О, Мáти Го́спода моего́ Творцá! Ты еси́ ко́рень де́вства и неувядáемый цвет чистоты́. О, Богороди́тельнице! Ты подáждь ми по́мощь немощству́ющему плотски́ми страстьми́ и боле́знующему се́рдцем, еди́но бо Твое́ и с Тобо́ю Твоего́ Сы́на и Бо́га на́шего и́мам заступле́ние; и Твои́м пречу́дным заступле́нием да избáвлюся от вся́кия беды́ и напáсти, о Пренепоро́чная и Преслáвная Бо́жия Мáти Мари́е. Те́мже со уповáнием глаго́лю и вопию́: ра́дуйся, Благодáтная, ра́дуйся, Обрáдованная; ра́дуйся, Преблагословенная, Госпо́дь с Тобо́ю.
Аминь. Честнейшую Херувим, и Славнейшую, без сравнения, Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, сущую Богородицу Тя величаем. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй. Трижды. Господи, благослови.
Господи, Иисусе Христе, Боже наш, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, святых славных и всехвальных Апостол, преподобных и Богоносных отец наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец».
Как правильно читать
Прежде чем приступить к прочтению молитвенных слов, необходимо ознакомиться с основными рекомендациями по проведению молебнов.
Проверенный первоисточник
Перед тем как зачитать молитвенный текст, надо подобрать подходящую молитву. Священнослужители с многолетним опытом рекомендуют использовать при проведении молебнов тексты, которые были написаны святыми. Такие тексты проверены в церковной жизни на практике и используются многими верующими.
Однако некоторые люди вместо них пытаются найти более доступные и простые молитвы для решения своих личных жизненных трудностей. Большинство таких текстов направлены на удовлетворение практических потребностей. К ним можно отнести молебны для получения рабочего места, замужества или рождения ребенка. Неизвестно, кем они были написаны и поэтому не стоит пользоваться ими слишком часто.
Также священнослужители не советуют их использовать, так как они могут быть составлены с допущением догматических ошибок.
На книжках, из которых будут браться молитвословия, должен печататься специальный гриф с рекомендациями. Его устанавливают в том случае, если сама Церковь гарантирует то, что в книжке содержатся проверенные и надежные молитвенные тексты.
Поиск новых молитвословий
Некоторые люди постоянно занимаются поиском новых молитвенных текстов. Однако не стоит этим заниматься, так как для решения большинства проблем достаточно прочесть евхаристический молебен, который считается наиболее нужным. При прочтении такого молебна человеку не придется выпрашивать у Господа благ для своих родных и близких. Вместо этого он примет участие в становлении Божьего Царства и укрепит свою веру.
Место проведения молебнов
Молитвословия рекомендуется зачитывать в стенах священного храма, так как именно здесь принято молиться. Однако иногда можно воспользоваться так называемыми совместными молитвами, которые проводятся по предварительному соглашению за пределами стен храма. Священнослужители рекомендуют совместные молебны, если человеку по тем или иным причинам не удается помолиться внутри храма.
Если же серьезных причин нет, рекомендуется молиться в церкви.
Правильные мысли
Не секрет, что прочтенные молитвенные слова должны приближать человека к Господу. Поэтому необходимо заранее настроить себя на проведение молебна. Человек должен заранее очистить свой разум от грешных мыслей и начать думать о Господе. Необходимо подумать о том, что человек бессилен без помощи Господа, и поэтому он нужен ему. Такие мысли делают людей более смиренными и устремленными к Богу. Однако если человек при зачитывании молебна будет вести себя самодовольно и эгоистично, произнесенное молитвословие не будет услышано.
Подготовка икон
Мало кто знает, однако согласно традициям Православной Церкви, молебен не должен зачитываться с закрытыми глазами. Если человек в процессе молитвы никуда не смотрит, воображение начинает самостоятельно создавать в голове образы, которые не всегда подходят для произнесения молитвословий. Поэтому рекомендуется заранее позаботиться о том, чтобы при произнесении слов в воображении формировались нужные образы. Для этого перед глазами ставят иконы, на которых изображена Богоматерь или другие святые. Взирая на них, человек лучше концентрирует внимание и направляет свои мысли к тому, кто изображен на иконах.
Выбор адресата
Каждое молитвословие должно быть обращено к кому-то и иметь определенного адресата. Это может быть Святая Троица, Богоматерь, святые апостолы или Господь. Некоторые люди обращаются в молитвах к усопшим, однако делать этого нельзя. Имена усопших упоминаются только при обращении к Господу, когда его просят об упокоении их душ. Также нельзя обращаться к огню, голубому небу или к земле. Все это относят к язычеству и не используют в православной вере.
Условия при произнесении молебнов
Молитва считается идеальной возможностью, чтобы обратиться за помощью к Господу и немного с ним пообщаться. Поэтому каждый православный человек должен воспринимать молитвословия, как общение с Богом. Недопустимо, чтобы во время общения человек начал ставить Господу условия. Это будет показывать слабую веру и считаться как проявление неуважения.
Формальность молитвословий
Некоторые люди считают зачитывание молитв формальностью и поэтому произносят их без каких-либо эмоций и веры в сказанные слова. Однако делать так не стоит, так как такой молебен не будет услышан. Поэтому если молиться не хочется или нет сил, лучше перенести ее на следующий день. Обращаться к Богу надо искренне, с верой и надеждой на помощь. Только так он сможет услышать сказанное и помочь христианину, нуждающемуся в помощи.
Смысл молебна
Перед тем как обратиться к Богоматери или Господу за помощью, рекомендуется подумать о том, с какой целью зачитывается молитва. Некоторые верующие люди произносят их без какого-либо смысла, автоматически. Делать так не стоит, так как при частом повторении одних и тех же слов их смысл теряется, и произнесенные молитвенные слова становятся менее сильными. Людям не стоит воспринимать молитвословия, как какие-то магические слова, которые сами по себе обладают силой. Если человек помолится бездумно, сказанные слова не будут услышаны.
Значение в православии
Прежде чем приступить к зачитыванию канонов, необходимо ознакомиться с их значением в православной вере. Каноны в православии называют последовательностью просьб, которые могут быть обращены к Божией Матери или к самому Господу. Священнослужители советуют зачитывать их перед причастием, чтобы исповедоваться, очиститься перед Богом и наполниться силами. Также покаянный может зачитывать каноны, чтобы защититься от влияния темных сил или дурных мыслей. Помимо этого, прочитанный канон к святой Богоматери способен:
Если канон зачитывать регулярно, то он способен на многое:
В истории есть немало примеров, как после прочтения канонов у людей случались благоприятные события в жизни. Поэтому если нужна Божья помощь, надо регулярно молиться, так как молебен считается дверью к Господу. Приоткрыв ее, он услышит мольбы нуждающихся и поможет им справиться с их проблемами.
Заключение
Каждый православный человек должен знать о молебном каноне к святой Матери Божьей. Перед тем как произносить его слова, необходимо заранее ознакомиться со значением канонов в православии, а также с тем, для чего их произносят. Помимо этого, надо ознакомиться с полным тестом канона на русском языке и по возможности изучить его наизусть.