канонерский остров это какой район
Канонерский остров
Содержание
Местоположение
Канонерский остров расположен на юго-западной границе дельты реки Невы и входит в систему островов и мелей Невского бара. Остров вытянут с севера на юг более чем на 5 км, максимальная ширина его составляет приблизительно 650 м. Площадь острова — около 115 га.
С юго-востока Канонерский остров отделяется от Гутуевского острова Санкт-Петербургским Морским каналом; с запада омывается водами Невской губы. От северной оконечности Канонерского острова на Белый остров переброшен мост, на котором расположены очистные сооружения Центральной станции аэрации Водоканала. Западнее острова Белого расположена обширная (до 1 км) пологая отмель.
Между островом Белым и северной частью Канонерского острова расположена Новая Канонерская гавань, в которой находятся доки Канонерского судоремонтного завода. Глубины в Новой Канонерской гавани составляют порядка 6—12 м. Северная часть гавани соединена с входом в Корабельный фарватер в устье Большой Невы.
С Гутуевским островом Канонерский остров соединён подводным тоннелем, а с островом Белым — автодорожным мостом, перекинутым через протоку шириной около 60 м.
Конфигурация острова многократно менялась как под воздействием сложных литодинамических процессов в прибрежной зоне вершины Невской губы, так и в результате техногенного воздействия.
Канонерский остров на карте Кировского района
История
В первой половине XVIII века этот остров находился в ведомстве Адмиралтейской коллегии и именовался Батарейным (прежде финны называли его Киссасаари — Кошачьим). На берегу, обращённом к заливу, стояла батарея с пороховым погребом (складом боеприпасов). В последней четверти XVIII столетия за островом закрепляется название Канонирский, несколько позже — Канонерский (слово «канонир», или «канонер», заимствовано из французского языка и означает «пушкарь»). Канонерский остров долгое время был учебным полигоном; это назначение остров утратил после создания на Гутуевском острове Морского торгового порта.
С середины 1870-х годов на формирование береговой линии Канонерского острова превалирующее влияние стали оказывать работы по обустройству Санкт-Петербургского морского Порта на Гутуевском острове и прокладке Морского канала. Восточный склон Канонерского острова был укреплён и стал правобережным откосом Морского канала. Остров увеличивался в длину и на юге достиг пролива Золотые Ворота Санкт-Петербургского Морского канала. На севере разместился судоремонтный завод с ковшами и доками.
Морской канал строился в 1875—1885 годах и был введён в эксплуатацию в 1885 году. Южная и Северная дамбы порта строились в 1884—1914 годах.
Восточная часть Канонерского острова (западный, правый берег Морского канала) представляет собой укреплённый прямой в плане берег. Западная часть Канонерского острова, выходящая к Невской губе, никогда не была укреплена или защищена. Здесь находится отмелый участок, являющийся частью Невского бара.
В 1983 году был построен тоннель, соединивший Канонерский остров с Гутуевским, тем самым связав отрезанный до этого Канонерский остров с остальным Петербургом.
Фотографии
Канонерский остров. Новая Канонерская гавань.
Нетуристический Петербург. Канонерский остров
В западной части Санкт-Петербурга, не так далеко от центра города, расположен Канонерский остров — небольшой отрезок земли, который с лёгкостью можно отнести к самым непопулярным у туристов местам города. Здесь не проводят экскурсии, да и едва ли вы сможете найти его описание в путеводителях по Петербургу, но особая атмосфера самобытного острова неизменно привлекает сюда ценителей индустриальных пейзажей.
На Канонерском острове
Прочитав в интернете о том, что на территории Канонерского острова установлен оригинальный памятник «Солнечная анорексия», я решил отправиться туда и своими глазами посмотреть на это необычное место и заодно сфотографировать «Анорексию» для своей статьи. Судя по всему, монумент продержался здесь недолго — ко времени моего приезда он уже исчез со своего места, поэтому пришлось ограничиться прогулкой по острову.
Современная доминанта острова — Западный скоростной диаметр Трассу видно, наверное, со всех точек острова
Канонерский остров расположен в юго-западной части дельты Невы, он отделён от Гутуевского острова Морским каналом. Его финское название — Киссасаари, что значит «кошачий». Современное имя территория получила в последней четверти XVIII века благодаря тому, что остров являлся учебным полигоном по стрельбе: слово «канонер», или «канонир», означает «пушкарь».
Видео: Нетуристический Петербург. Индустриальный пейзаж и ЗСД над головой. Прогулка по Канонерскому острову
Площадь островной территории — около 115 гектаров, в наши дни здесь проживает несколько тысяч человек. Отличительной особенностью Канонерского острова, или «Канар», как его иногда именуют в народе, является его частичная изоляция от города. Вплоть до 1983 года, когда здесь был проложен Канонерский тоннель, местные жители могли попасть, сюда только преодолев Морской канал. Благо, в это время здесь работали бесплатные речные трамвайчики.
Жилая часть острова Канонерский остров, 9 Во дворе одного из домов
Сегодня по тоннелю на остров ходят несколько городских маршрутов общественного транспорта. Например, я без проблем доехал сюда со станции «Нарвская» на автобусе №66. По тоннелю можно пройти и пешком или же проехать на велосипеде, но, судя по комментариям в интернете, дело это экстремальное — пешеходная зона здесь совсем узкая, да и воздух в подземном сооружении очень загазован.
Ещё одна особенность острова, на которую обращает внимание каждый попавший сюда «извне» турист, — большое количество домов с наглухо закрытыми окнами. Они были расселены в связи со строительством ЗСД — Западного скоростного диаметра, магистрали, которая проходит прямо над домами, на высоте в несколько десятков метров.
Сочетание прошлого и будущего
Интересно, что некоторые здания закрыты только наполовину. То есть в левой части дома до сих пор живут люди, а правая, ближняя к трассе часть, полностью заколочена. Стоит отметить, что местные жители пытаются внести яркие краски в этот унылый пейзаж — на некоторых фасадах можно увидеть цветные рисунки.
Рисунки на фасадах Романтика Этот дом полностью расселён
На юго-западной оконечности острова находится Канонерский парк, занимающий почти половину всей его площади. Назвать парком в привычном понимании этого слова это место сложно, территория представляет из себя заброшенный пустырь. Хотя с побережья парковой зоны открывается отличный вид на «Лахта-центр» и трассу ЗСД.
Здание детского сада с яркими акцентами Лирика Ещё один заброшенный дом
Безусловно, Канонерский остров — это особый мир, небольшой городок внутри огромного мегаполиса. Кто-то уезжает отсюда при первой же возможности, другие же, наоборот, селятся на его территории ради романтики островной жизни и впечатляющих закатов.
Если кратко, в целом:
- место для любителей индустриальных пейзажей; большая неустроенная парковая территория; лучше добираться на личном транспорте или автобусе.
Это тоже Петербург. Или «Мы пришли сегодня в порт». Ч. 2. Канонерский остров
Предлагаю продолжить разговор про Большой морской порт Санкт-Петербург. Чтобы легче было ориентироваться, повторю схему и карту из первой части:
Когда автобус/маршрутка выезжает из тоннеля, то сразу попадает на кольцо, которое и является конечной остановкой части маршрутов общественного транспорта. В окно виден Финский залив и трасса «Западный скоростной диаметр» со стороны, привычной по другим местам города, когда за спиной — город, а за трассой — залив (например, ст.м. «Зенит», Севкабель и т. д.):
Но я про ЗСД напишу позже, да и виды будут другие.
Немного про сам Канонерский остров. На схеме выше это большой горизонтально вытянутый остров немного странной формы с узкой полосой с (на карте видно точнее) южной (юго-восточной?) стороны, отделенный от показанного в первой части Гутуевского острова Морским каналом, по дну которого мы и проезжали на автобусе (почему «по дну», было рассказано в 1-й части). Про канал предлагаю поговорить позже, стоя на его берегу, что без какого-либо специального допуска возможно только на Канонерском острове.
Канонерский остров всегда был островом: при строительстве канала углубляли существующую протоку. Финское название — Kissasaari. И тут любой туристер может легко проявить «знание» финского языка:). Все правильно — Кошачий остров. А дальше название острова зависело от его использования: Батарейный, когда стояла батарея с пороховым погребом, а ближе к концу 18 века Канонерский (Канонирский, от канонир/канонер), что соответствовало долгое время находившемуся здесь полигону. Морской канал и порт на Гутуевском острове закрыли полигон в 1870-х гг. Канонерский остров стал припортовой и портовой территорией.
Итак, автобус/машина выезжает из тоннеля:
Справа по ходу движения (слева — на фото) — обращает на себя внимание забор. На схеме в части острова за этим забором видны причалы порта. Здесь находится Канонерский судоремонтный завод. С кольца, на который приехал автобус, можно только чуть-чуть взглянуть на ближние причалы на территории завода, а вот на его официальном сайте нам показали вид сверху. На переднем плане завод, кольцо — дальше, где справа виден мостик на соседний остров, а за кольцом видна жилая застройка и парк, также виден Морской канал слева от острова (кое-чего не хватает, что есть, например, на фото в шапке рассказа, поэтому понятно, что фото не совсем новое):
Также на сайте завода http://www.ksz.spb.ru/history.htm кратко, но емко рассказали его историю. Немного цитат:
»Для обслуживания и ремонта дноуглубительного флота, работавшего на строительстве Морского канала, в 1879 году появилась частная слесарная мастерская.
В 1883 году уже Казенные мастерские по ремонту дноуглубительного флота на Канонерском острове были преобразованы в Канонерские судоремонтные мастерские — будущий завод. (Прим.: с 1883 года завод и отсчитывает свой возрвст)
К 1928 году в корпусном, механическом, кузнечном и деревообрабатывающем цехах насчитывалось уже более 180 единиц технологического оборудования. С этого времени начал производиться и капитальный ремонт морских судов, а мастерские были переименованы в Канонерский судоремонтный завод Балтийского морского пароходства.
В 1924 году начался ремонт ледокола «Красин», который в 1926 году от стенки завода ушёл на спасение экспедиции Умберто Нобиле.
В мае 1942 года Канонерский судоремонтный завод был включён в число важнейших предприятий города, и ему было поручено осуществлять ремонт флота, так как он являлся единственным судоремонтным предприятием на Балтике, имевшим возможность доковать суда для ремонта подводной части.
В 1943 году завод целиком перешёл на выпуск боеприпасов, а также освоил изготовление сопел для знаменитых «Катюш». В условиях войны были применены новые приёмы и технология ремонта судов, разработанные главным инженером Г. Г. Башкировым, именем которого было названо самое крупное транспортное судно Балтийского морского пароходства.
В 1967 году заключён Договор о шефстве над легендарным крейсером «Аврора». Завод принимает активное участие в ремонте корабля.
С 1999 года завод выполнил большой объем работ по ремонту и модернизации ледокольного флота Морской администрации порта Санкт-Петербург (в настоящий момент Санкт-Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт»). Это ледоколы «Капитан Сорокин», «Семен Дежнев», «Ермак», «Иван Крузенштерн», «Капитан Зарубин» и др.
Если раньше плановый ремонт мощных ледоколов МАП проводился в Германии, то в 1999 г. впервые такой ремонт был проведен на Канонерском заводе.
Завод оснащен тремя плавучими доками грузоподъемностью 4000 т, 8500 т и 35600 т.
Причалы общей протяженностью 1350 м способны принимать суда с осадкой до 9,8 м. При необходимости небольшой ремонт судна может проводиться без вывода его из эксплуатации, у грузового причала порта.»
Известных имен судов в статье на сайте много больше.
Прежде, чем прогуляться по доступной всем части Канонерки, коротко про еще один остров рядом: Белый мост соединяет кольцевую площадь на выезде из тоннеля с Белым же островом, который в 1960-х гг был намыт на месте Белой отмели для постройки там Центральной станции аэрации. Из Википедии про не самое простое производство:
«I-я очередь станции была запущена в 1978 г. Она была рассчитана на мощность 750 тысяч м3 сточных вод в сутки.
II-я очередь ЦСА была построена в 1985 г., мощность станции удвоилась.
В 1997 г. на ЦСА начал работать первый в России завод по сжиганию илового осадка, образующегося в процессе биологической очистки сточных вод. Завод, работающий на основе технологии PYROFLUID, был приобретён у французской компании OTV.
В 2007 г. проведена реконструкция станции — была внедрена технология глубокого удаления биогенов (азота и фосфора) из сточных вод в соответствии с нормативами Хельсинкской Комиссии (ХЕЛКОМ). Превышение концентрации биогенов вело к зарастанию Финского залива синезелёными водорослями.
Станция оборудована 6-ю парами первичных и вторичных отстойников для механической очистки, 12-ю аэротанками с длиной коридоров по 200 м для биологической очистки. Сточные воды, поступающие в приёмную камеру, поднимаются насосами главной насосной станции ЦСА на высоту 16 м и затем проходят несколько стадий очистки: механическую очистку, полную биологическую очистку, теперь и химическую очистку.»
От себя могу сказать, что или технологии более-менее нормальные, или с розой ветров угадали, но в 2000-х годах по рабочим делам я на Канонерском бывала очень часто, а «запашок» был замечен только несколько раз.
«Плюсик» про Белый остров в части полноты охвата территории поставлен, гуляем дальше по Канонерке.
Понятно, что Морской канал, порт и завод определили и остальную застройку острова: здания портовых служб и таможни, заводской жилгородок разного времени постройки, гаражи, неплохое здание бывшего ПТУ 1980-х годов.
Я покажу не все, а свой маршрут начала октября 2020 (первой части писала, что был лимит времени). На остров от Гутуевского моста я приехала на маршрутке, на кольце у тоннеля выходить не стала, а прогулку с одного берега на другой начала от конечной остановки на берегу Морского канала. Тут я и предлагаю немного поговорить про его историю:
Думаю, многим знакомы, например, гравюры, где изображены суда, прибывшие в Петербург и разгружающиеся прямо на Неве (Заячьий остров, около Троицкой площали). На Стрелке Васильевского острова не просто так стоят Ростральные колонны, здание бывшей Таможни (виды с его крыши я показвала тут), здание Биржи. Но дело в том, что Невская губа допускает осадку судов где-то до 2,5. Времена шли, суда становились больше. На больших судах товары перевозить выгоднее, но это возможно было только до Кронштадта, где их перегружали на малые суда, что, конечно, как сейчас бы, наверное, выразились, усложняло логистику и добавляло транспортные и перевалочные расходы в цену товаров, а также увеличивало сроки их доставки.
В общем, во второй половине 19-го века вопрос стал актуальнейшим.
Я же, чтобы рассказ уложился хоть в какие-то приличные лимиты, процитирую ее местами.
»Чтобы разрешить проблему транспортировки морскими путями, при Министерстве путей сообщения был создан комитет под председательством С. В. Кербедза (члена-корреспондента Петербургской Академии наук, профессора Института инженеров путей сообщения), который рассмотрел два десятка проектов морского канала.
В январе 1872 года межведомственному комитету при Министерстве путей сообщения под председательством С. В. Кербедза поручили провести оценку этих предложений по строительству.»
Тут я напоминаю, что в первом рассказе про порт, я просила запомнить упомянутое на памятной доске екатерингофского моста «Общество путиловских заводов». Ибо далее было так:
«Изучив предложения, комитет подготовил проект реконструкции Петербургского порта и строительства морского канала, положив в основу идею И. А. Заржецкого, поддержанную и несколько переработанную Н. И. Путиловым.»
«13 июня 1874 года Александр II утвердил положение „О временном управлении по устройству С.-Петербургского морского канала“.
Общее направление канала было утверждено Александром II 21 августа того же года. 26 октября того же года был подписан „Контракт на производство работ и поставок по устройству Санкт-Петербургского канала“. Заказ-подряд на работы получил Н. И. Путилов „с товарищами“. В октябре 1876 года на берегу будущего морского канала произойдет торжественное освящение этих работ.»
Для того, чтобы имя Николая Ивановича Путилова вошло в историю, достаточно было бы научных работ, основания Обуховского и Путиловского заводов, вклада в развитие железных дорог. Но был в его жизни и порт, ставший, к сожалению, последним проектом этого необыкновенно одаренного человека, в который он вложил и значительные собственные средства.
Чтобы понимать грандиозность замысла и работ, надо уточнить, что речь идет не о расширении/углублении протоки между Гутуевским и Канонерским островами, а о строительстве фарватера, соединяющего Неву и Кронштадский корабельный фарватер, который заканчивается практически сразу за островом Котлин. На фото — Канонерский остров в нижнем левом углу, «место встречи» с Кронштадским фарватером около Котлина примерно показано зеленым кружочком, пунктиром обозначен канал:
Карта этих мест до строительства канала — 1840 г. В левом нижнем углу видно, как выглядел Канонерский остров до строительства дамб, а также острова на месте нынешнего Гутуевского, который тогда был другого размера:
Николай Иванович Путилов умер в 1880 году. Строительство завершали его компаньоны.
Морской канал был торжественно открыт в 1885 году. На открытке к этой дате были строители: С. Максимович, М. Фуфаевский, П. Борейша, но не было портрета Н. Путилова.
По завещанию Н. И. Путилов был похоронен на берегу Екатерингофки. С выбранного места были видны: порт, канал, завод. До 1908 года на картах Петербурга обозначалось место захоронения, что было чуть ли не уникальным случаем для того времени. Пример 1888 года:
Потом прах Николая Ивановича с женой был торжественно перезахоронен в новой церкви Путиловского завода. В советское время при работах по переделке храма могила была случайно обнаружена и уничтожена. Что было в голове у этих людей, понять невозможно.
Набережная вдоль Морского канала, которая видна на фото канала чуть выше по тексту и в начале рассказа, в 2009 году получила название «Путиловская». И я считаю, что это очень правильный выбор для увековечивания памяти этого великого человека.
Что интересно, других улиц на острове нет. Адреса выглядят так: Канонерский остров и номер дома.
Морской канал, конечно, расширялся и углублялся с течением времени. Сейчас данные примерно такие: длина 29,6 км, ширина 100 м, глубина 14 м.
Много технических деталей по строительству и эксплуатации, иллюстраций, красивых фото — в статье «Вечерки»по ссылке выше и в материале про канал в Википедии.
Морской канал является элементом С540-035a компонента С540-035 «Фарватеры» серийного объекта номер С540 «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников» Списка всемирного наследия Юнеско.
С официального сайта КГИОП:
«Серийными называются объекты всемирного наследия, в состав которых входит две или более составных частей – компонентов (а в случае с Санкт-Петербургом эти компоненты делятся на более мелкие составляющие – элементы), имеющих четко определенные связи – культурные, социальные или функциональные. Каждая из составных частей должна вносить свой вклад в формирование выдающейся универсальной ценности объекта.«
В брошюре КГИОП СПб, посвященной 30-летию включения в Список объектов всемирного наследия Юнеско объекта С540, страница с Морским каналом выглядит так:
Правда, в пунктирах и номерах к ним, мне кажется, авторы немного ошиблись.
На сайте же КГИОП в общем вводном описании объекта есть ссылка на заключение экспертов ИКОМОС, в котором мне очень нравится начало обоснования:
«Включение Ленинграда в Список всемирного наследия столь очевидно, что любое подробное обоснование представляется излишним. «
Про канал кратко поговорили. На фотографии над Морским каналом виден один из мостов Западного скоростного диаметра (далее ЗСД). Но разговор про эту платную трассу логичнее начать на другом берегу острова, а завершить потом этим мостом.
Прогулка моя будет проходит поперек острова и на карте выглядит так:
Гуляем мы муниципальному округу «Морские ворота» Кировского района Санкт-Петербурга:
Симпатичные и доброжелательные лошадки сообщают нам, что на острове есть и конно-спортивная секция: