какую скорость развивает вертолет военный
Первая тройка наиболее скоростных современных боевых вертолётов
На военно-техническом форуме «Армия-2020», который прошел недавно в Подмосковье, холдинг «Вертолеты России» представил цельнокомпозитную вертолётную лопасть новой формы, которая повысит максимальную скорость боевых вертолетов типов Ми-28 и Ми-35. Новая лопасть была испытана в составе летающей лаборатории перспективного скоростного вертолета, позволив достигнуть скорости свыше 400 км/час.
— заявил по итогам испытаний генеральный директор холдинга Андрей Богинский.
Однако эти машины пойдут в серию еще не скоро, поэтому в сегодняшнем рейтинге ТОП-3 самых скоростных военных вертолетов они участвовать не будут. Также в рейтинге будет отсутствовать экспериментальный гибридный вертолет Eurocopter X3, развивающий максимальную скорость в 472 км/ч. Это не серийная машина.
Первое место
Американский вертолет AH-64D Apache с максимально допустимой скоростью в 365 км/час. Является основным ударным вертолетом армии США с 80-х годов прошлого века, в серию пошел в 1984 году. Крейсерская скорость составляет 265−270 км/час. Вертолет имеет несколько модификаций. Самая последняя и самая совершенная из них — АН 64D Apache Longbow, первая такая машина поднялась в воздух в начале 1991 года.
Второе место
Российский многоцелевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» с максимальной допустимой скоростью в 350 км/ч (производитель на официальном сайте пишет о 300 км/ч). Вертолет с соосным расположением несущих винтов является дальнейшей модернизацией Ка-50 «Черная акула». Первый полет совершил в 1997 году, серийно производится с 2008 года. Выпускается в вариантах сухопутного и корабельного базирования. Крейсерская скорость составляет 260 км/час.
Третье место
С этими параметрами сопоставим и Ми-28Н «Ночной охотник». Производитель говорит о его максимальной скорости в 300 км/ч.
Данный рейтинг не является претендующим на непогрешимость, некоторые вертолёты «разово» развивали и большую скорость.
10 самых быстрых вертолетов
Российский представитель самых быстрых вертолетов / Фото: i.ytimg.com
Скорость — один из ключевых параметров современных военных вертолетов. Порой перебросить войска или груз в зону конфликта либо же забрать оттуда пострадавших в максимально короткие сроки критически важно. Высокоскоростные гибридные вертолеты нового поколения уже преодолели барьер в 400 км/час.
Легкий многоцелевой вертолет AW109
Легкий многоцелевой вертолет AW109 с его максимально допустимой скоростью 311 км/час и крейсерской 285 км/час — одна из самых популярных машин среди себе подобных. «Стодевятый» производства англо-итальянского концерна AugustaWestland закуплен армиями многих стран, включая ЮАР, Швецию, Новую Зеландию и Малайзию.
Состоящий на вооружении США AH-64D Apache считается одним из лучших многоцелевых боевых вертолетов. В экстренной обстановке он разгоняется до 365 км/час. А крейсерская скорость составляет 265−270 км/час.
Российский МИ-26 (по классификации НАТО — Halo) — не только крупнейший вертолет в мире, но еще и самый быстрый среди тяжелой транспортной братии. Его максимальная скорость — 295 км/час, крейсерская — 265 км/час. Вертолет оборудован двумя газотурбинными двигателями мощностью 11,400 лошадиных сил каждый, способен преодолеть расстояние 800 км и подняться на высоту 4600 метров.
МИ-28Н или «Ночной охотник»
Российский ударный вертолет МИ-28Н или «Ночной охотник» не только «видит» врага с расстояния 35 км даже в темноте, но и несется к нему с максимальной скоростью 300 км/час. В крейсерской скорости он соперничает с американским AH-64D Apache: 265−270 км/час.
Ка-52 или «Аллигатор»
Еще один ударный вертолет родом из России, Ка-52 или «Аллигатор», может подниматься на высоту более 5000 м и развивать максимальную скорость 300 км/час. «Аллигатор» способен взлетать и приземляться в условиях экстремально низких и экстремально высоких температур.
Военный вертолет NH90
Многоцелевой военный вертолет NH90 разработан франко-германским консорциумом Eurocopter и состоит на службе у многих стран, входящих в состав НАТО. Мощный двигатель позволяет аппарату подняться на максимальную высоту 3200 метров со скороподъемностью более 11 м/с. Его максимальная скорость — 291 км/час.
Представитель нового поколения вертолетов с двумя газотурбинными двигателями AugustaWestland AW139M набирает максимальную скорость 310 км/час. При этом крейсерская ненамного меньше — 306 км/час.
Вертолет AW101 Merlin
AW101 Merlin — вертолет средней грузоподъемности, который в экстремальных условиях может взять планку в 309 км/час (крейсерская скорость — 278 км/час). Англо-итальянский концерн AugustaWestland производит его как для военных, так и для гражданских целей. Машина принимает на борт более 30 человек и осуществляет поисково-спасательные работы на расстоянии более 800 км.
Российскому многоцелевому ударному вертолету Mи-35M по плечу скорость 320 км/час. Он может нести боевую службу в различных погодных условиях, круглые сутки.
Американский тяжелый вертолет CHF-47 Chinook предназначен для транспортировки войск, артиллерии, оборудования и различных грузов. Несмотря на громоздкий вид, это достаточно шустрый аппарат с максимальной скоростью 282 км/час.
Неофициальный рекорд скорости при спуске (487 км/час) и при горизонтальном полете (472 км/час) принадлежит винтокрылому детищу компании Eurocopter c кратким именем X3. Но речь пока идет только о демонстрационных моделях. Когда эти «спринтеры» попадут в серийное производство (и попадут ли вообще), точно не известно. Тем временем боевую службу несут проверенные «лошадки» — несколько более медленные, зато надежные.
МОСКВА, материалы журнала «Популярная механика»
12
Ангелы войны: 9 самых быстрых военных вертолетов со всего мира (3 наших)
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
1. AW109
Данный многоцелевой вертолет был разработан и производится англо-итальянским концерном AugustaWestland. Крейсерская скорость данной машины составляет по паспорту 285 км/ч. Однако, разгонять AW109 можно и до скорости в 311 км/ч. Закупают машину у итальянцев оборонные ведомства многих стран. В первую очередь это Швеция, ЮАР, Малайзия и Новая Зеландия.
2. AH-64D Apache
На сегодняшний день американский AH-64D Apache считается одним из лучших многоцелевых боевых вертолетов в мире. Машина несколько раз модернизировалась и на сегодняшний день она летает с крейсерской скоростью в 265-270 км/ч. В экстренной обстановке пилоты имеют возможность разогнать «Апач» до внушительных 365 км/ч.
3. Ми-26
Советский многоцелевой вертолет Ми-26 – не только самый большой и грузоподъёмный в мире на сегодняшний день. Отечественный здоровяк еще и самый быстрый в своем классе! Крейсерская скорость тяжелого вертолета составляет 265 км/ч. А при желании можно выдавить из двигателей 26-го и 295 км/ч. Все это благодаря двум газотурбинным двигателям с отдачей 11 400 л.с.
4. Ми-28Н
Российский ударный вертолет «Ночной охотник» является прямым конкурентом американского «Апача». Крейсерская скорость у него, к слову, сопоставимая. Составляет она те же 265-270 км/ч. Скорость на форсаже правда заметно меньше: 300 км/ч. Впрочем, задачи у «Ночного охотника» несколько другие.
5. Ка-52
6. NH90
Многоцелевой вертолет NH90 был разработан франко-германским консорциумом Eurocopter. На сегодняшний день данная машина используется буквально всеми странами входящими в блок НАТО. Мощный двигатель позволяет Eurocopter подниматься на высоту до 3.2 км. В форсированном режиме работы двигатели разгоняют машину до 291 км/ч.
7. AW139M
Относительно молодой вертолет от англо-итальянской компании AugustaWestland. Благодаря использованию новейших газотурбинных агрегатов AW139M способен разгоняться до 310 км/ч в форсированном режиме. Что интересно, крейсерская скорость вертолета не сильно отличается и составляет 306 км/ч.
8. AW101 Merlin
Еще один вертолет от уже упомянутой англо-итальянской компании. Названа машина средней грузоподъемность в честь знаменитого фольклорного персонажа британского эпоса. Используется сей «волшебник» в первую очередь для транспортировки личного состава и проведения поисково-спасательных работ. Берет на борт до 30 человек. Крейсерская скорость машины составляет 278 км/ч. На форсаже «Мерлин» берет планку в 309 км/ч.
9. CHF-47 Chinook
Чего только не повидал в своей карьере этот знаменитый американский вертолет. «Чинук» (у американцев какая-то зло-ироничная мода называть вертолеты в честь индейских племен) используется для транспортных операций: перевозов грузов, техники и личного состава. При этом максимальная скорость вертолета достигает 282 км/ч.
Если хочется узнать еще больше интересного, то читайте про пулемет КОРД : почему от подобного названия пилотам вертолетов становится не по себе.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Максимальная скорость вертолета. Самые быстрые вертолеты
Этот летательный аппарат относится к универсальным машинам, выпускается в транспортной, пассажирской и деловой версии. Модель для перевозки пассажиров оснащена кабиной на 28 мест, имеются гардероб, туалет и буфет. В транспортном варианте предусмотрен большой грузовой люк, усиленный пол, приспособления для фиксации грузов.
Вертолет МИ-8 достигает скорости в пределах 250 километров в час, может подниматься на высоту до 4700 метров, оснащен парой турбинных двигателей, совокупной мощностью 3400 конских сил. Модификации могут оборудоваться блоком наружной подвески, имеющим грузоподъемность три тонны, лебедкой с бортовой стрелой, способной поднимать висящие грузы до ста пятидесяти килограмм. Для погрузки техники на колесах предусмотрен трап с корректируемой колеей.
McDonnell Douglas Apache
Это один из самых популярных ударных летательных аппаратов в мире, отличается высокими скоростными показателями (293 км/ч). Выпускает агрегат фирма «Агуста-Уэстленд». В ее ассортименте много воздушных судов, характеризующихся высокими транспортными и техническими показателями.
Первый образец этой серии появился в семидесятых годах двадцатого века. В тот же период и были проведены летные испытания, позволившие определить максимальный скоростной порог машины. Производство техники продолжается и сейчас, всего насчитывается порядка двух тысяч единиц. Боевые воздушные суда взяты на вооружение армиями США, Японии, Голландии.
Скорость вертолета КА-52
Эта модель также известна под названием «Аллигатор», занимает высокую позицию в рейтинге самых стремительных вертолетов в мире. Разработана и испытана модификация в девяностых годах прошлого столетия конструкторским бюро Камова. Впервые с аэродрома вылетел вертолет со скоростью триста километров в час, что для того времени стало настоящим рекордом.
Агрегат представляет собой модернизированную версию КА-50, выпускается в настоящее время и представлен в серийном выпуске сотней моделей. Все машины приняты на вооружение Воздушного Флота Российской Федерации. Планируется выпуск летательных аппаратов КА-52 в экспортном варианте.
NHI NH90 и AgustaWestland AW139
В 1995 году компания «Еврокоптер» разработала один из самых быстрых многоуровневых винтокрылых летательных аппаратов под маркой NHI NH90. Скорость вертолета достигает 300 километров в час. Эта машина находится на вооружении больше чем десятка государств. Средняя цена одного экземпляра составляет порядка сорока пяти миллионов долларов.
Агрегат Agusta Westland AW139 представляет собой самый быстрый вертолет, разработанный и выпускаемый совместным англо-итальянским предприятием «Агуста». Стартовые испытания техники прошли в 2001 году. Предельная скорость достигла отметки 310 км/ч. Стоимость одного экземпляра «АВ-139» варьируется в пределах тридцати миллионов евро. Стоит отметить, что данная модификация отличается высокими показателями по безопасности, эксплуатируется рядом стран, в том числе и Россией.
МИ-24 и КА-50
На базе Ми-14 был создан самый быстрый серийный вертолет советского производства. Подавляющее большинство экземпляров собиралось на вертолетном заводе в Москве. Стартовый полет состоялся в далеком 1969 году. По тестовым испытаниям летательный аппарат показал отличные результаты, скорость вертолета МИ-24 достигла 320 километров в час. Со временем модификация модернизировалась, приобретая улучшенные технические и летные качества. Последние модели вмещают восемь членов экипажа и четверых раненых бойцов на носилках. Машина эксплуатируется в РФ, а также ряде стран СНГ и за рубежом.
Агрегат КА-50 известен еще как «Черная акула» — один из самых резвых российских вертолетов. Воздушно-военное судно спроектировано в 1982 году. При пологом пикировании скорость вертолета (км/ч) достигла отметки 390. На вооружение российской армии машина принята в 1995 году. Серийный выпуск летательного аппарата продолжался вплоть до 2009 г. Всего было выпущено семнадцать экземпляров, которые продолжают эксплуатироваться до сих пор. Впоследствии модель была заменена на двухместную вариацию типа КА-52.
Скорость вертолета Westland Lynx
Этот скоростной летательный аппарат разработан британской фирмой «Вэстленд». Машина создана во второй половине двадцатого века, в свое время побила все мыслимые рекорды, достигая скоростного порога более 400 километров в час.
Воздушное судно имеет военно-транспортное назначение, эксплуатируется и сейчас. Вертолеты этой марки принимали участие в ливанских, иракских, фолклендских боевых операциях. Серийные образцы, которые на данное время в рабочем состоянии, не могут похвалиться таким же скоростным режимом, как пилотная модель. Эксплуатируемый вертолет достигает скорости 250-260 километров в час.
Бренд Sikorsky
У этого производителя можно выделить две модификации:
Самый быстрый винтокрылый корабль в мире
Наиболее реактивное воздушное судно рассматриваемого типа носит название Eurocopter X3. Скорость вертолета достигает 487 километров в час. Этот показатель является рекордным в своем классе. Аппарат представляет собой экспериментальную модель, которая разработана немецкими и французскими конструкторами, объединившимися в концерн «Еврокоптер».
Пробный вылет гибридная модификация совершила в 2010 году, показав солидные, но не самые максимальные параметры (410 км/ч). После усовершенствования некоторых узлов машина поставила мировой рекорд, опередив предыдущего победителя рейтинга, коим являлся вертолет «Сикорский Х-2».
Прочие скоростные представители
Среди других моделей высокоскоростных винтокрылых аппаратов, можно выделить следующие образцы:
Стоит отметить и Ми-26 (Halo). Отечественный транспортный вертолет, который имеет несколько особенностей. Во-первых, он оснащен двумя силовыми агрегатами, мощность которых составляет в совокупности 22800 лошадиных сил. Во-вторых, судно легко может поднять пассажирский лайнер, имеет в длину 40 метров. Диаметр винта составляет 32 м. Модель эксплуатируется с 1977 года, активно использовалась при ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Самые быстрые вертолеты
8. Нижний порог
Составляя топ скоростных винтокрылых летательных аппаратов, разумным будет ограничить «порог вхождения» в него развиваемой в полете скоростью в 300 км/ч. Однако не будет лишним вкратце упомянуть о вертолетах, пусть и не вошедших в этот список, но также обладающих впечатляющими летными показателями.
Boeing CH-47 «Чинук» — военно-транспортный американский армейский вертолет, находящийся на службе в рядах ВВС США со времен Вьетнамской войны. Поставленная на вооружение в далеком 1962 году модель неоднократно проходила модернизацию и продолжает использоваться в различных военных операциях по всему земному шару. Из последних конфликтов с участием этой двухвинтовой машины — военные действия в Ираке и Афганистане. Несмотря на внушительные габариты и внешнюю неказистость, этот военный вертолет при необходимости способен лететь со скоростью в 285 км/ч.
Boeing CH-47, Фото: pixabay.com
Созданный европейским концерном с совместным франко-германским капиталом Eurocopter военный многоцелевой вертолет NH90 способен разгоняться до 291 км/ч. Построенная в 1995-м машина стоит на вооружении в 14 странах, входящих в состав Североатлантического Альянса. Пригоден для эксплуатации в тяжелых погодных условиях как на суше, так и в море — разработана специальная модификация вертолета для использования в составе военно-морского флота.
Сконструированный еще в 70-х годах и принятый на вооружение в 1980-м тяжелый многоцелевой транспортный Ми-26 продолжает нести службу в рядах военно-воздушных сил России и еще 15 странах по всему миру. Благодаря отличным летным характеристикам, позволяющим развивать скорость до 295 км/ч, и сравнительно дешевой эксплуатации эта модель продолжает пользоваться спросом как в варианте для военного применения, так и в сугубо гражданском исполнении.
7. Ми-28Н
Разработанный ОКБ Миля и поступивший в эксплуатацию в 2013-м Ми-28Н, в России именуемый «Ночным охотником», а по классификации НАТО проходящий под грозным позывным «Опустошитель», уже успел показать себя в качестве надежного боевого ударного вертолета во время антитеррористической операции в Сирии.
Ми-28Н, Фото: mil.ru
Разработка Ми-28, которую возглавил тогдашний генеральный конструктор Московского вертолетного завода им. Миля Марк Вайнберг, началась еще в 78-м году прошлого столетия в рамках соревнования с конструкторским бюро Камова, а через 4 года взлетел первый опытный образец. С того момента конструкция вертолета подверглась множеству модификаций и только в начале нового тысячелетия обрела окончательные формы.
6. Шустрая семейка
На следующее место в топе возможно поместить сразу 3 машины — скоростные показатели у этих моделей близки, если не идентичны, да и созданы все три вертолета одной организацией — англо-итальянской компанией AgustaWestland.
Первая рассматривая модель, разработанная и изготавливаемая этим международным концерном — вертолет AW101, обозначаемый также Merlin, стоит на вооружении в Дании, Португалии, Англии и США. Причем использование машины не ограничивается только военными целями — разработаны различные модификации, в том числе и гражданские. Экипаж состоит из 2 человек. Масса полезной нагрузки — до 5,5 тонны. Способен развивать скорость до 309 км/ч.
AW101, фото: ru.m.wikipedia.org
Следующее по счету детище AgustaWestland — многоцелевой AW139, в создании которого участвовала также американская компания Bell Helicopters, впервые поднялся в воздух в феврале 2001 года. А уже по состоянию на 2020-й активно эксплуатируется в более чем 20 государствах. К операторам этой модели относится и Россия, с которой у концерна заключен договор о сотрудничестве в вопросе изготовления гражданских версий этого летательного аппарата для нужд российских госкорпораций. Управляют вертолетом 2 пилота, салон рассчитан на 6–15 человек в зависимости от конкретной конфигурации. Предел скорости — 310 км/ч.
Модель AW109 с милым позывным Hirundo, что означает в переводе «ласточка», была создана еще в 60-е годы прошлого века, задолго до объединения итальянской компании Agusta со специализирующимся на вертолетостроении подразделением английской GKN plc. И полностью соответствует собственному ласковому прозвищу — скорость, которую способна развить эта машина, эксплуатируемая военными и гражданскими службами Италии до сих пор, составляет 311 км/ч, а полезная переносимая нагрузка — 3 тонны.
5. Ми-24
Входящий в число знаменитейших вертолетов мира и второй по распространенности, которому в натовской классификации присвоено название «Лань», — это Ми-24, успевший с момента первого полета в сентябре 1969 года поучаствовать в целой веренице вооруженных конфликтов по всей планете. Винтокрылая машина, разработанная ОКБ Миля полвека назад, по сей день активно применяется вооруженными силами массы стран — модификации ударного вертолета эксплуатируют больше 60 государств.
Ми-24, фото: commons.wikimedia.org
В проекте Ми-24, началу созданию которого положило постановление Совмина Советского Союза от 6 мая 1968-го, учитывались наработки, прежде использованные в конструкции предыдущих моделей, созданных конструкторским бюро. На момент выхода в серию советский вертолет, больше знакомый жителям России и СНГ под агрессивным прозвищем «Крокодил», стал вторым в мире, предназначенным исключительно для боевого применения — первым была американская «Кобра» — AH-1.
Отличительная черта Ми-24 — тандемная кабина управления, в которой пилот и командир экипажа размещаются один над другим. Другой характерный признак — отрицательное угловое отклонение крыла от базовой плоскости в 12 градусов, благодаря которому создается до трети подъемного момента. Вертолет способен разгоняться в горизонтальном полете до 335 км/ч.
4. Ка-52
Ка-52, фото: mil.ru
Работы над проектом винтокрылого летательного аппарата нового поколения начались в ОАО «Камов» в середине 90-х. Главным конструктором опытного экземпляра выступил президент предприятия Сергей Викторович Михеев. Создание вертолета велось с использованием наработок, которые прежде уже применялись при создании другой машины с соосной схемой расположения винтов, которая также участвует в этом топе, — Ка-50.
Ка-52 уже успел поучаствовать в боях на территории Сирийской Арабской Республики и, несмотря на некоторые технические неполадки, приведшие к крушению одного борта, показал себя в качестве высокоэффективного средства подавления наземных сил противника. Экипаж вертолета состоит из 2 человек. Машина способна разогнаться в горизонтальной плоскости до 350 км/ч.
3. Ка-50
Послуживший прототипом для создания «Аллигатора» ударный вертолет Ка-50, на 15 лет раньше «вышедший из-под пера» Сергея Михеева, стал первой винтокрылой машиной сухопутного базирования с соосной схемой расположения несущих винтов. В западной терминологии эту советскую машину, 15 лет после распада СССР стоявшую на вооружении в армии России, знают под именами «Обманщик» и «Оборотень». Для россиян и жителей СНГ гораздо больше привычно другое имя — «Черная акула».
Ка-50, фото: mil.ru
Помимо впервые использованной для машин сухопутного базирования соосной винтовой схемы, новшеством стало и сокращение экипажа до одного человека — оператора орудийных систем заменил автоматизированный прицельно-навигационный комплекс, позволивший управлять вооружением и полетом единственному пилоту. Хотя в текущее время вертолеты сняты с эксплуатации и используются в качестве учебных, это не отменяет их летных качеств — «Черная акула» способна развивать скорость до 390 км/ч.
2. AH-64
Уже упомянутый выше Attack Helicopter 64 «Апач», получивший название в честь одного из племен коренных обитателей североамериканского континента, занимает первое место в мире по распространенности среди ударных вертолетов и состоит на вооружении в 15 армиях планеты, включая израильские ВВС и силы самообороны Японии.
За период с момента создания этот продукт американской военной промышленности, спроектированный Hughes Helicopters и признанный лучшим военным орудием США, успел поучаствовать в ряде разномасштабных локальных конфликтов, начиная с вторжения армии США в Панаму в 1989-м и заканчивая Йеменской операцией.
AH-64, фото: ru.wikipedia.org
Решение о начале работ по созданию модели, способной заменить «Кобру» и не оправдавший надежд дорогостоящий «Шайенн», приняли в 1973 году на съезде неправительственной лоббистской организации «Американский легион», решившей поддержать идею разработки многообещающего летательного аппарата. Спустя 2 года опытный образец поднялся в воздух, но в эксплуатацию вертолет поступил только через 9 лет.
«Апач» остается основным боевым вертолетом армии США с середины 80-х годов прошлого века по сей день — с производства AH-64 никто не снимал, ведь машина по тактико-техническим характеристикам и огневой мощи продолжает полностью устраивать военных. Да и скоростные характеристики позволяют вертолету стремительно добираться в нужную точку для поддержки наземных сил — летательный аппарат способен ускоряться до 365 км/ч.
1. Eurocopter X3
Статус самого быстрого вертолета в мире получил экспериментальный образец гибридной конструкции, сочетающей вращающийся в горизонтальной плоскости несущий винт с двумя 5-лопастными тяговыми пропеллерами. Спроектированный франко-немецкой компанией Eurocopter, недавно переименованной в Airbus Helicopters, гелиплан X3, чей первый полет состоялся в 2010 году, первоначально был рассчитан на ускорение до 410 км/ч. Однако через 3 года опытный образец показал, что способен на большее, установив рекорд скорости горизонтального полета в 472 км/ч.
Eurocopter X3, фото: ru.m.wikipedia.org
По состоянию на 2020 год требующий серьезных финансовых вложений проект винтокрыла так и не заинтересовал заказчиков. Единственный построенный экземпляр стоит в Музее авиации и космонавтики города Парижа, хотя работы по доводке конструкции, которую инженеры считают перспективной, продолжаются.
Также пару лет назад заявлялось, что в России ведутся работы по созданию сверхбыстрого боевого вертолета, способного достигнуть скоростей свыше 700 км/ч, над конструкцией которого трудятся в Национальном центре вертолетостроения, возникшем в результате слияния двух ОКБ — Миля и Камова. Однако точных сведений, когда первый опытный образец поднимется в воздух и на какой стадии находится проект, в текущее время нет.