какую роль в жизни общества играет познание
Какую роль в жизни общества играет познание
Познание – творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знаний о мире. Среди потребностей и интересов человека важнейшее место занимает потребность в познании. Потребность в познании дана человеку от природы: неизведанный мир, в который погружается человек с момента своего рождения, и страшит его, и манит своей загадочностью и обещанием разгадки тайны.
Движущими силами познания являются мотивы, в роли которых выступают потребности, интересы, стремления и др. Мы пытаемся что-то узнать о предмете для того, чтобы понять, как его можно использовать или как добиться более эффективного его использования. Но порой человек получает удовольствие просто от решения запутанной интеллектуальной проблемы или открытия чего-то нового.
Познание зависит от самого человека, который по своей воле приобретает информацию, познает различные явления. Это управляемый процесс, направленный на изучение искусства, науки, мира, себя, природы и т.д. Другими словами, невозможно познать что-то определенное, не имея к этому никакого интереса. В то же время можно достичь результата, не ставя перед собой осознанных целей поиска истины.
На познание оказывают влияние социальные отношения, культура, эпоха. Как сказал знаменитый немецкий писатель Лион Фейхтвангер: «Познание и жизнь неотделимы». Несомненно, жизнь – это путь, где встречаются множество загадок и испытаний, которые человек стремится постичь. Без знаний не может быть жизни. Чтобы существовать среди людей, необходимы обыденные знания о природе, людях, условиях жизни. Отсюда следует, что познание – это непрерывный процесс, заключающийся в углублении, расширении и совершенствовании знаний. Человек не должен останавливаться в своем развитии, наоборот, должен находиться в постоянном процессе мышления, познавать не только окружающий мир, но и себя.
Какую роль играет познание в жизни человека?
Процессу познания объективной и субъективной реальности посвящено огромное число работ, в результате сформировалась теория познания. В ее основе лежат психологические исследования психических процессов, протекающих в мозгу познающего субъекта.
«Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. Познание является основным предметом науки гносеологии (теории познания) » (71).
«Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.
Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры» (72).
«Познание – высшая форма отражения, раскрывая законы действительности, оно в идеальной форме воссоздает предметы и явления во всем многообразии их свойств. Сущность познания заключается в том, что оно есть отражение объективного мира и его формы являются снимками, копиями соответствующих объектов» (84).
«Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности» (121).
Познание подразделяется на несколько видов: «Житейское познание и знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями».
«Научное познание отвечает на вопрос не только как, но и почему оно протекает именно таким образом
«К научному познанию также тесно примыкает практическое знание. Различие между ними состоит в основном в целевой установке. Если главной фигурой научного познания является ученый, член академического сообщества, то для практического познания — инженер или промышленный управляющий». «Художественное познание обладает определенной спецификой, суть которой — в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире.
Реферат «Роль знаний в современном обществе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО образования РеСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Нефтекамский нефтяной колледж
«Роль знаний в современном обществе»
1.Сущность понятия « знание». 4
2. Роль знаний в современном мире……………………………………..8
3. Возможности, которые открывают знания………………………….11
Список литературы…. 14
С давних времен знания считались одним из самых ценных богатств человечества. Люди передавали опыт и накопленную мудрость из поколения в поколения, так накапливались и преумножались знания о вселенной, об окружающем мире, о человеке, которого не зря назвали человек разумный ( лат. Homo sapiens ).
Каждый исторический этап развития общества напрямую или косвенно связан с каким-либо открытием и получением новых знаний. Так, индустриальное общество характеризуется обширной производственной деятельностью, связанной с изобретением ткатских, печатных и других различных станков.
Зачастую за такими огромными и значимыми изобретениями стоят обычные люди, пытливые умы которых жаждали новых знаний и создания приборов, не имеющих аналогов в мире. Что заставляло их сидеть за книгами, изучать статистики, ехать на край света, чтобы найти ответы на интересующие их вопросы и утолить свою жажду знаний?
Безусловно, труд этих людей окупался не только в масштабе личности, но и всего человечества. Ведь все, на чем основываются технологии нашего времени, берет начало в идеях конкретных людей.
Народная мудрость гласит: « Кто владеет информацией, тот владеет Миром». Это высказывание как никогда актуально, так как в условиях глобализации человек должен обладать большим объемом информации, чтобы качественно выполнять свою работу, быть заботливым родителем, хорошим другом и также легко справляться с множеством социальных ролей. Получается, что знание – это ключ к успешной жизни в современном обществе, заполучив который можно справиться с любой проблемой и выйти победителем из любой ситуации. Эта « палочка-выручалочка» станет не только орудием, но и ресурсом для личностного развития личности человека.
1. Сущность понятие «знание»
Выделяют несколько значений понятия « знание»:
Знание — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Знание в широком смысле — субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.
Знание в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.
Знание (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.
И каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии – соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие символическую или художественно-образцовую основу.
К исторически первым формам человеческого знания относят игровое познание (строится на основе условно принимаемых правил и целей, позволяет возвыситься над повседневным бытием, не заботиться о выгоде, вести себя в соответствии со свободно принятыми игровыми нормами). Возможен обман партнёра и сокрытие истины. Носит обучающе-развивающий характер, выявляет качества и возможности человека, позволяет раздвинуть психологические границы общения.
Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (здравый смысл), интуитивное, религиозное.
Обыденно-практическое — знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер. Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.
Научное — знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на масштаб всеобщего значения. Научное познание — процесс получения объективного, истинного знания. Его задача — описать,
объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний).
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания.
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания.
2. Роль знаний в современном мире.
Для развития человеческого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и другие ресурсы, в том числе и информационные. Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах. Например, в промышленности рост объема информации обусловлен увеличением объема производства, усложнением выпускаемой продукции, используемых материалов, технологического оборудования, расширением внешних и внутренних связей экономических объектов в результате концентрации и специализации производства.
Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом. В связи с этим, очень важно понимание не только взаимосвязи развития индустрии информации, компьютеризации, информационных технологий с процессом информатизации, но и определение уровня и степени влияния процесса информатизации на сферу управления и интеллектуальную деятельность человека.
Проблемам информации вообще и управлению как информационному процессу уделяется очень большое внимание, обусловленное следующими объективными процессами:
• потребность разработки общей теории информации;
• развитие кибернетики как науки об управлении;
• проникновение информационных технологий в сферы социального бытия;
• исследования в области естественных наук подтверждают роль информации в процессах самоорганизации живой и неживой природы;
• актуализация проблемы устойчивого развития, становление информационной экономики, главной движущей силой которой является информационный потенциал, информационные ресурсы;
• проблема перспективы развития человечества как целостности делает необходимой постановку вопроса о критерии прогресса в современных условиях.
В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.
В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.
Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры,
законодательные и нормативные акты и т.д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.
Тема 3.1. Познание: структура, уровни, виды, функции.
ЛЕКЦИИ ПО ФИЛОСОФИИ (ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ)
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВЫ ГНОСЕОЛОГИИ, ЛОГИКИ И МЕТОДОЛОГИИ.
Тема 3.1. Познание: структура, уровни, виды, функции.
1. Познание и его структура и функции.
3. Ступени чувственного и рационального познания.
Познание — это процесс приобретения и развития знания, осуществляемый на основе практической деятельности человека. Познавательная деятельность человека имеет следующую структуру: 1) субъект – тот, кто познает. В качестве субъекта могут выступать: индивид, социальная группа, человечество в целом; 2) объект – то, что познается как нечто целое. Объектами познания могут являться: природа, общество человек; 3) предмет – часть познаваемого объекта. Например, студент изучает устройство газотурбинной установки (ГТУ), а конкретнее – принцип работы камеры сгорания. В данном случае субъектом познавательной деятельности будет студент, объектом познания – ГТУ, а его предметом – камера сгорания. Возможно и другое определение предмета: предмет – это совокупность вопросов, которые задает исследователь объекту; 4) методы – способы, с помощью которых субъект познает предмет. Наблюдение, измерение, классификация – примеры методов познания; 5) истина – цель познания, соответствие полученных знаний действительности.
Таким образом, познание состоит из следующих элементов: субъекта, объекта, предмета, методов, цели. Главным элементом в познании выступает субъект: именно он выделяет из окружающего мира объект познания, вычленяет предмет, выбирает способы, с помощью которых он будет познавать, то есть методы, ставит перед собой цель – получение достоверных знаний о действительности, то есть истины. В качестве субъекта может выступать только человек или люди (социальные группы, например, группа исследователей, либо все человечество). В качестве объекта могут выступать как человек, так и общество, природа.
Во-вторых, на основе познания и самопознания (человек познает себя) у человека формируется самооценка, критический подход к себе как залог саморазвития, физического и духовного самосовершенствования. Следовательно, познание – это путь к становлению личности. На основе познавательной деятельности человечества осуществляется социальный прогресс, то есть поступательное движение общества вперед.
Заметим, что все перечисленные нами формы познания взаимосвязаны. Например, человека можно познавать не только с помощью научных методов, но и художественными средствами, посредством религиозного опыта. Наконец, познавать человека, других людей можно на основе самопознания. Человека познают как на основе чувств, так и на основе мышления. Если например, человек читает художественную литературу, то он одновременно занимается художественным познанием, гуманитарным познанием, самопознанием.
Таким образом, познавательная деятельность имеет не только достаточно сложную структуру, но и развитую типологию. Виды познания – это не параллельные прямые, они взаимосвязаны.
Чувства человека являются тем «мостиком», который связывает его с окружающим миром. Именно чувства доставляют информацию, которая потом обрабатывается разумом.
Ступени чувственного познания
Мы закончили писать, ручку убрали в сумку. У нас в сознании остался образ ручки: ее размер, цвет, форма.
Относительно чувственного познания отметим следующее.
Во-первых, природа дала человеку столько чувств, сколько ему нужно, и в такой степени развития, в которой необходимо ему для нормальной жизнедеятельности. О достоинствах и недостатках сверхразвитых чувств – в американском фильме «Без чувств».
Во-вторых, если человек теряет один орган чувств, то обостряется другой.
И, наконец, в-третьих, представление – это та ступенька познания, которая связывает чувственное познание с рациональным познанием, абстрактным мышлением.
Ступени рационального познания:
1) понятие — форма мышления, отражающая закономерные
связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закреплены
в определениях. Например: яблоко – это фрукт, ручка – это письменная принадлежность, состоящая из стержня, наполненного чернилами и остова.
Суждение первое: все фрукты растут на деревьях. Суждение второе: яблоко растет на дереве. Умозаключение: следовательно, яблоко – это фрукт, а не овощ.
Умозаключение играет большую роль не только в исследовательской, но и в профессиональной деятельности. Умение делать правильные, логические умозаключения – одна из задач следователя.
Возможные и ложные умозаключения. Умозаключение будет ложным, если одно из суждений не будет соответствовать действительности.
Приведем пример. Суждение первое: все мужчины служат в армии. Суждение второе: Иванов – мужчина. Умозаключение: следовательно, Иванов тоже будет служить в армии.
Ошибка содержится во втором суждении. Не все мужчины служат в армии. Согласно ФЗ «О воинской службе», призыву в ВС РФ подлежат мужчины, достигшие совершеннолетнего возраста, годные по состоянию здоровья, получившие полное общее среднее образование.
Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индуктивное умозаключение – это такое умозаключение, при котором мысль движется от частного к общему. Иначе говоря, от фактов к выводу. Пример индуктивного умозаключения: у меня повышенная температура тела, озноб, болит горло. Следовательно, я болен.
В дедуктивном умозаключении – наоборот: мысль движется от общего к частному,от факта к предполагаемым выводам, гипотезам. Поэтому этот тип умозаключения называют еще гипотеко-дедуктивным. Например: у меня утром не заводится автомобиль. Это факт. Почему? Первое предположение (гипотеза): сел аккумулятор. Вторая гипотеза: вышла из строя система зажигания. Третья: сломался бензонасос.
Более подробно об абстрактном мышлении, о правилах правильного, непротиворечивого логического мышления можно прочесть в учебниках по логике. Можно порекомендовать учебник по логике В.И. Кириллова, предназначенного для средних профессиональных учебных заведений.
Не стоит думать, что познание осуществляется так: вначале человек познает на основе чувств с помощью ощущений, восприятий, представлений, а затем переходит к рациональному познанию, осуществляемому с помощью мышления, включающего в себя понятия, суждения, умозаключения. Это слишком схематическое представление, и оно ошибочное. На самом деле познавательный процесс напоминает мытье рук, когда одновременно задействованы обе руки, то есть два типа познания – чувственное и рациональное.
Вопросы и задания:
1. Что такое познание? Какую роль играет познавательная деятельность в жизни человека?
2. Какие виды познания вам известны?
3. Какими видами познания вы занимаетесь? Ответ дайте в развернутой форме.
4. Докажите, что виды познания взаимосвязаны.
5. Что приносит для вас познание: радость или скорбь? Свое мнение обоснуйте.
6. Почему древние греки призвали человека познавать себя? Как связаны друг с другом такие понятия как самопознание, самосознание, самоконтроль, самосовершенствование, личность?
7. Вы познаете лопатку статора как часть ГТУ. Охарактеризуйте структуру своей познавательной деятельности.
8. Назовите ступени чувственного познания, дайте им характеристику.
9. Познайте с помощью органов чувств ручку и опишите ступени чувственного познания.
10. Какие ступени рационального познания вам известны? Почему чувственное познание не достаточно?
11. Займитесь рациональным познанием ручки. Дайте характеристику основным ступеням рационального познания.
Какую роль в жизни общества играет познание
Подробное решение параграф § 6 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений?
2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание?
Агностик – это человек, убеждённый в невозможности доказать первичное начало вещей, так как оно неизвестно и не может быть познано по определению. Суть взглядов агностиков на познание заключается в том, что по их мнению мир невозможно познать объективно, агностики отрицают существование истины, они считают невозможным что-то полностью отрицать или утверждать.
3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание?
Чувственное познание осуществляется в таких формах, как ощущение, восприятие, представление. Благодаря чувственному познанию человек получает сведения о том, что вызывает у него чувства и эмоции, а любая познавательная деятельность вызывает определённые чувства и эмоции, поэтому чувственное познание имеет очень важное значение.
4. В чём особенности рационального познания?
5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов?
Суть разногласий сенсуалистов и рационалистов заключаеся в том, что сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность. Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах». Противоположной же линии придерживаются рационалисты. Они признают основой познания и поведения людей разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя это неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина».
Не всякая истина является абсолютной и окончательной. Таких истин вообще не так уж много. Существенно больше истин относительных.
7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной?
8. В чём состоят особенности научного познания?
Особенности научного познания: во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле. Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность. В-третьих, науке свойственна особая системность знания. Научное знание не просто упорядочение, таким может быть и обыденное знание, но к тому же выражается в форме теории или развёрнутого теоретического понятия. В-четвёртых, научному знанию свойственна проверяемость. Средствами проверки результатов научного познания могут быть и научное наблюдение, и практика, и логические рассуждения. При этом совершенно не обязательно проводить проверку каждый раз, когда необходимо обращение к научным истинам. Истина в науке характеризует знания, которые в принципе проверяемы и в конечном счёте оказываются подтверждёнными, т. е. достоверными.
9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?
Социальные знания – это прежде всего знания об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. Социальное знание имеет и свои специфические особенности.
К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку она обращена к духовному миру человека.
1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.
Французский математик и философ Ж. Пуанкаре принадлежал к агностикам. Агностики пытались доказать, что сущность любой материальной системы недостижима для достоверного познания. Он признавал разум основой познаваемости мира, выражая глубокое недоверие к чувствам как источнику первичной информации.
2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.
Частично я с этим суждением согласна, правда, что «разумность есть истина», а вот чувство красоты у всех своё и желание блага не у всех одинаковое. Если бы это было так, то в мире практически не было бы конфликтов.
3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь. » Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.
4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?
Абсолютная истина по сути не существует. Все то, что мы пытаемся представить, как истину является понятием абстрактным.