какую роль в жизни обломова сыграла обломова
Ольга Ильинская, и ее роль в жизни Обломова
Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд “лишних” людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно кажется не способным на большое и светлое чувство, но так ли это на самом деле? В жизни Ильи Ильича Обломова нет места глобальным и кардинальным переменам.
Ольга Ильинская, неординарная и красивая женщина, сильная и волевая натура, несомненно, привлекает внимание мужчин. Для Ильи Ильича, человека нерешительного и робкого, Ольга становится объектом поклонения, но поскольку судьба
Но, как правило, забывают добавить, что для сосуществования мало просто любить друг друга. Истинная любовь подразумевает снисхождение, уважение и терпимость к маленьким слабостям друг друга, а вовсе не стремление переделать другого человека под свой шаблон. Ольга Ильинская полюбила свою мечту, а не реального человека.
Обломов был для нее Галатеей, человеком, для которого она должна
Сам Обломов – личность уже сложившаяся, по своему цельная и вполне самодостаточная. Да, Ольга привлекла его внимание своей яркостью, необычностью, образованностью, живостью. Она была для него порывом свежего ветра в душной комнате.
Но Ольга не могла полюбить Обломова таким, какой он есть, что в конечном итоге и привело к печальному разрыву.
До появления Ольги Обломов жил своей размеренной и спокойной жизнью. У него была некая стабильность, своеобразная патриархальность, которую он не собирался ни на что менять. Ольга поставила перед собой цель разбудить Илью Ильича от спячки, в которой, по ее мнению, тот пребывал.
Так часто случается в жизни – друзья и родители, обуреваемые самыми лучшими стремлениями, считают, что знают о том, что необходимо для их друга или ребенка. Но, к сожалению, они не всегда правы. То же произошло и с Обломовым – Ольга и Андрей, будучи в полной уверенности, что “так будет лучше”, не пытаются понять, какие мотивы движут их другом, а просто хотят перекроить его на свой лад. Они не понимают, как можно жить в таком бездействии.
Я думаю, что и сам Илья Ильич не до конца осознает причины своего поведения, на первый взгляд пассивного и апатичного, но в действительности оказывающегося глубинным подсознательным протестом против мира меркантильности и мещанства. Обломов противопоставляет бездушной деятельности духовность и человечность, именно те качества, которые и сегодня могут смело посчитаться “лишними” чертами характера, усложняющими жизнь.
Пари со Штольцем подстегивает Ольгу, она всеми силами пытается навязать Обломову систему своих ценностей, которые в большинстве своем представляют материальный комфорт и “образованность”. Все это подразумевает так называемую жизнь рассудка, но не души. Ольга полюбила в Обломове себя как “создателя”, ведь всегда приятно смотреть на результат своих трудов и видеть в нем продолжение себя, и скорее всего даже не заметила нежной, трогательной, глубокой и искренней влюбленности Ильи Ильича, которая при минимальной тактичности и уважении, возможно, и могла бы преобразить его.
Настойчивое давление на Обломова, которому подвергла несчастного Ольга, возникшее чувство безотчетного сопротивления заставили Обломова едва ли не бежать.
Воистину, любовь великая созидательная сила, но это верно, только если любовь искреннее и чистое чувство, а не попытка воспитать. Ольга не виновата в том, что у нее не получилось так изменить Обломова, как бы ей этого хотелось. Она во многом сильно от него отличается, потому как является человеком своей эпохи, идет в ногу со временем, а время таково, что духовные ценности “обмельчали”, стали все чаще пересекаться с материальными интересами.
Related posts:
Илья Обломов. Образ главного героя В романе И. А. Гончарова
Вершиной творчества талантливого русского прозаика и критика XIX века Ивана Гончарова стал роман «Обломов», изданный в 1859 году в журнале «Отечественные записки». Его эпическая масштабность художественного исследования жизни русского дворянства середины девятнадцатого столетия позволили данному произведению занять одно из центральных мест в русской литературе.
Роман Гончарова
Это произведение является знаковым в литературе. Роман посвящен характерному для русского общества состоянию, которое на первый взгляд может показаться не чем иным, как крайней степенью лени. Однако смысл слова «обломовщина» более глубок.
Критики назвали произведение вершиной творчества И. А. Гончарова. В романе четко выражена проблематика. Писатель достиг в нем ясности стиля и завершенности композиции. Илья Ильич Обломов – один из ярчайших персонажей в русской литературе девятнадцатого века.
Роман И.А.Гончарова «Обломов»
ЛИТЕРАТУРА
Роман И.А.Гончарова «Обломов»
Происходит из богатого дворянского рода, умный, образованный человек. Живёт, как ему нравится: ест, пьёт и спит. Его идеал – «безмятежность и покой». Это приятнее, чем вечно крутиться, как Судьбинский, волочиться за женщинами, как франт Волков, или писать обличительные статьи о падших людях, как сочинитель Пенкин.
(ч.1 гл.3
«Зачем эти два русские пролетария ходили к нему? …(стр.55))
внешний мир суеты и неподвижный, погружённый в созерцание мир Обломова.
Типичный русский характер
Илья Ильич — мягкий и добрый человек с чутким сердцем.
Обломов превосходит окружающих по душевным качествам (считает, что падшему человеку надо руку подать, а не обличать его).
Он непрактичен и нерационален, неприспособлен к жизни, беспомощен перед любыми трудностями. Его используют и обманывают все, даже слуга.
(Ч.1 гл.6
«Изменив службе и обществу…. (стр.80)
Сам Обломов строго судит себя за пассивность и сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос:
«Отчего я такой»?
Социальные условия,
сформировавшие герояСОН ОБЛОМОВА
Обломовка – идиллический сказочный край, где родился и вырос Обломов. Это островок мира и согласия, обетованная земля.
Он рос на лоне прекрасной природы, окружённый любовью и заботой. Здесь нет часов и минут (родины, свадьба, похороны).
«Сон» – это художественный приём.
Ностальгический сон о детстве Илюши Обломова позволяет найти истоки характера героя, представить среду, быт и нравы, сформировавшие его.
В патриархальной Обломовке Илюше даже не позволяли одеваться самому. Труд считался наказанием
. Следили лишь за тем, чтобы ребёнок хорошо поел и не перетрудился на обучении.
Обломовцы верят во все сказки и легенды. Илюша тоже уверовал в своего тёзку – Илью Муромца, лежавшего на печи и побеждающего без труда, волшебным способом.
Илья Ильич Обломов – Андрей Иванович Штольц
«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины»
«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов… он худощав…кость да мускулы, но ни признака жирной округлости»
«Лежание у Ильи Ильича…было его нормальным состоянием»
«Он беспрестанно в движении…»
«Обломов любил уходить в себя и жить в созданном им мире»
«Больше всего он боялся воображения…Он боялся всякой мечты»
«Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг. Но…промелькнет утро, день уже клонится к вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…» покою и утомленные силы Обломова: бури и волнения смиряются в душе…»
«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей… он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…»
Что такое обломовщина?
(Ч.2 гл.4 «- Ну вот, встал бы утром,…» стр.198)
(работоспособен, практичен, энергичен, спокоен, …\эгоистичен, стремление к личной независимости,…
(мягкость, простота, великодушие, доброта, …/апатия, лень, отсутствие интереса к жизни, равнодушие,…
созерцательное течение жизни, исполнение неги, любви, ласки, добра. Поэзия деревенской жизни лишена суеты, здесь царит барство.
«Нет у него таких пустых желаний и мыслей… лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и покой»
это понятие характеризует патриархальный уклад русской жизни, с ее и отрицательными, и глубоко поэтическими сторонами.
Что такое обломовщина?
«Обломовщина» – социальное явление, сложившееся в русском обществе. Появление Обломова – закономерный итог жизни общества, которое сыграло в формировании его характера огромную роль. Гончаров ищет причины «обломовщины» героя, начиная с его детства.
Черты Обломова характерны не только для той эпохи, но и для русского национального характера. Лень, широта натуры, доброта, покладистость – всё это исторически сложившиеся качества русского человека.
«Теперь или никогда» (ч2, гл.5)
Что делать? Идти вперед или остаться?)
«любовь – претрудная школа жизни»
Часть 2 гл.6 стр.227
(«Потом еще Штольц, уезжая, …)
Ч.2 гл.9 стр.267
(«-Влюблена, нет… я не знаю, боюсь этого…)
Ч 2 гл.10 стр.274
(«Вам странно, Ольга Сергеевна, …)
«любовь – претрудная школа жизни»
Агафья Матвеевна Пшеницына
(часть 3 гл.2 стр.323 «Ей было лет тридцать….»
Часть 4 гл.1 стр.409
«Хорошо. А отчего, когда обломов сделался болен…»стр.414«Он каждый день все более и более дружился с хозяйкой…»
часть 4 гл. 9 стр.519
«- Ты ли это, Илья?…»
( в каком состоянии остается все то, чего коснулся Обломов?)
(образы, воплощающие общечеловеческие стремления: замысел автора показать
совершенного человека, тип личности, который бы получился, если соединить в одном человеке душевную глубину и чуткость, искренность и непосредственность Обломова и волю, собранность, целеустремленность, энергию Штольца)
Иван Александрович Гончаров
роман «Обломов»
Образ главного героя
Илья Обломов – выходец из семьи помещиков. Его уклад жизни стал искаженным отражением домостроевских норм. Детство и юность Обломова прошли в поместье, где жизнь протекала чрезвычайно однообразно. Но герой впитал ценности своих родителей, если можно, конечно, назвать этим словом образ жизни, в котором особое внимание отдается сну и долгим трапезам. И все же личность Ильи Ильича была сформирована именно в такой атмосфере, что и предопределило его судьбу.
Автор характеризует своего героя как апатичного, замкнутого и мечтательного мужчину тридцати двух лет. Илья Обломов имеет приятную наружность, темно-серые глаза, в которых отсутствует какая бы то ни было идея. Лицо его лишено сосредоточенности. Характеристика Ильи Обломова дана Гончаровым еще в начале романа. Но по ходу повествования герой обнаруживает и другие черты: он добр, честен, бескорыстен. Но главной особенностью этого уникального в литературе персонажа является традиционная русская мечтательность.
Смотреть галерею
Образ главного героя в произведении
После своего выхода роман подвергся пристальному вниманию как со строены критиков так и читателей. По фамилии главного героя данного произведения (по инициативе знаменитого литературного критика Добролюбова) появился целое понятие «обломовщина», которое впоследствии приобрело широкое историческое значение. Оно описывается как настоящая болезнь современного русского общества, когда молодые и полные сил люди благородного происхождения заняты рефлексией и апатией, они боятся что-либо менять в своей жизни и предпочитают ленивое и праздное прозябание вместо действия и борьбы за свое счастье.
(Илья Обомов и Андрей Штольц)
Даже такие благородные и высокие чувства как дружба и любовь не смогли разбить этот порочный круг лени и безделья, так что можно только посочувствовать Обломову, что он не нашел в себе силы отбросить оковы сна и зажить новой, полноценной жизнью.
Илья Ильич Обломов превыше всего любит мечтать. Представление о счастье у него имеет несколько утопический характер. В детстве Илья был окружен заботой и любовью. В родительском доме царили покой и гармония. Любящая няня рассказывала ему каждый вечер красочные истории о прекрасных волшебницах и чудесах, которые могли сделать человека счастливым мгновенно, раз и навсегда. И нет никакой надобности прилагать усилия. Сказка может осуществиться. Стоит лишь поверить.
О родном поместье Илья Обломов так часто вспоминает, возлежа на своем диване в засаленном неизменном халате, что обстановка родного дома начинает сниться ему. И нет ничего сладостней этих грез. Однако время от времени что-нибудь да возвращает его в серую неприглядную действительность.
Смотреть галерею
Обломов и Штольц
В качестве антипода русскому мечтателю из помещичьего рода автор ввел в произведение образ человека немецкого происхождения. Штольц лишен склонности к праздным размышлениям. Он – человек дела. Смысл его жизни – труд. Пропагандируя свои идеи, Штольц критикует образ жизни Ильи Обломова.
Эти люди знакомы с детства. Но когда сын хозяина Обломовки, привыкший к медленному, неспешному ритму бытия, прибыл в Петербург, он не смог адаптироваться к жизни в большом городе. Служба в конторе не задалась, и он не нашел ничего лучше, как залечь на долгие месяцы на диван и предаться мечтаниям. Штольц же, напротив, являет собой человека действия. Ему не свойственен карьеризм, лень, халатность по отношению к своей работе. Но в конце романа этот герой все же признается, что труд его не имеет никаких высоких целей.
Характеристика главного героя
Главный герой романа — Илья Ильич Обломов, молодой (32-33 года) русский дворянин, праздно и беззаботно проживающий в своем имении. Имеет приятную внешность, главной особенностью которой является мягкость во всех его чертах и основным выражением его души.
Его самое любимое занятие — это апатичное лежание на диване и бессмысленное времяпровождение в пустых размышлениях и мечтательных раздумьях. Причем полное отсутствие каких-либо действий это его осознанный выбор, ведь когда-то он имел должность в департаменте и ждал продвижения по карьерной лестнице. Но потом ему это наскучило и он все бросил, сделав своим идеалом беззаботную жизнь, наполненную сонным миром и спокойствием, как в детстве.
(Старый верный слуга Захар)
Обломов отличается чистосердечностью, мягкостью и добротой, он даже не потерял такое ценное нравственное качество как совесть. Он далек от зла или плохих поступков, но в то же время уверенно сказать, что он положительный герой, нельзя. Гончаров нарисовал читателю страшную картину душевного запустения Обломова и его морального разложения. Старый и верный слуга Захар — зеркальное отражение характера его молодого барина. Он такой же ленивый и неряшливый, предан до глубины души своему барину и также разделяет с ним философию его жизни.
(Илья Обломов и Ольга Ильинская)
Одной из главных сюжетных линий в романе, которая как нельзя лучше раскрывает характер главного героя, становятся любовные взаимоотношения Обломова с Ольгой Ильинской. Внезапно вспыхнувшие в сердце Обломова романтические чувства к этой молодой и милой особе пробуждают в нем интерес к духовной жизни, он начинает интересоваться искусством и умственными запросами своего времени. Таким образом возникает луч надежды, что Обломов может вернуться к нормальной человеческой жизни. Любовь открывает в нем новые, ранее никому не известные черты его характера, окрыляет и вдохновляет на новую жизнь.
Но в итоге чувство любви к этой чистой и высоконравственной девушке становится яркой, но весьма кратковременной вспышкой в размеренной и однообразной жизни барина-лежебоки. Очень быстро развеиваются иллюзии, от том что они могут быть вместе, слишком они не похожи с Ольгой, он никогда не сможет стать тем, кого она хочет видеть рядом с собой. Происходит естественный разрыв отношений. В процессе выбора между романтическим свиданиями и безмятежным сонным состоянием, в котором он прожил большую часть своей сознательной жизни, Обломов выбирает привычный и любимый для него вариант ничегонеделанья. И только в доме Агафьи Пшенициной, окруженный такой привычной для него заботой и праздной, беззаботной жизнью, он находит свое идеальное убежище, где тихо и незаметно заканчивается его жизнь.
Ольга Ильинская
Этой героине удалось «поднять» Обломова с дивана. Встретив и полюбив ее, он стал вставать рано утром. На лице больше не было хронической сонливости. Апатия покинула Обломова. Илья Ильич стал стесняться своего старого халата, спрятав его подальше, с глаз долой.
Ольга испытывала к Обломову некую симпатию, называя его «золотым сердцем». У Ильи Ильича было чрезвычайно развито воображение, о чем свидетельствуют его красочные диванные фантазии. Это качество неплохое. Обладатель его – всегда интересный собеседник. Таким был и Илья Обломов. В общении он был довольно приятен, несмотря на то, что не знал последних петербургских сплетен и новостей. Но в активной заботе за этим человеком Ильинскую прельщало иное, а именно – стремление самоутвердиться. Она была дамой молодой, хотя и весьма активной. И способность влиять на человека старшее нее, менять его образ жизни и мыслей необыкновенно вдохновляла девушку.
Отношения между Обломовым и Ильинской не могли иметь будущего. Ему нужна была тихая спокойная забота, которую он получал в детстве. А ее в нем испугала нерешительность.
Смотреть галерею
Трагедия Обломова
Обломов вырос в тепличных условиях. В детстве он, быть может, и проявлял ребяческую резвость, но чрезмерная забота со стороны родителей и няни пресекала проявление всяческой активности. Илюшу оберегали от опасности. И вышло так, что вырос он хотя и добрым человеком, но лишенным способности бороться, ставить перед собой цель, и уж тем более ее достигать.
На службе он был неприятно поражен. Чиновничий мир не имел ничего общего с обломовским раем. Здесь был каждый за себя. А инфантильность и неумение существовать в реальной жизни привели к тому, что малейшее препятствие воспринималось Обломовым как катастрофа. Служба стала ему неприятна и тяжела. Он покинул ее и отправился в свой прекрасный мир грез и мечтаний.
Жизнь Ильи Обломова – это следствие нереализованного потенциала и постепенная деградация личности.
Смотреть галерею
ГДЗ по литературе 10 класс учебник Зинин, Сахарова часть 1 страница 156-198
Иван Александрович Гончаров
История создания романа
Сонный рай Обломовки
Обломов: образ в движении
Обломов на рандеву
Буржуазное счастье Андрея Штольц
Обломовка на краю обрыва
1*. Каковы нравственно-философские итоги жизненного спора дядюшки и племянника Адуевых? Что скрывается за непритязательным названием гончаровского романа?
2. Роман «Обломов» начинается со сцены «лежания» главного героя, а его жизнь — с «погасания». Были ли в жизни Обломова обретения? Или его судьба — лишь цепь утрат, «погасаний»?
3. Почему глава «Сон Обломова» — единственная озаглавленная часть романа? Какое место она занимает в идейно-композиционном пространстве произведения?
Глава «Сон Обломова» не влияет на дальнейшее развитие событий, а помогает разобраться в причинах его образа жизни. Поэтому она стоит отдельно ото всех. Человека во многом формирует детство. Отсюда значение названия «Сна Обломова» в романе. Не случайно Гончаров назвал его «увертюрой всего романа». Это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.
4. Каковы главные «вещественные» атрибуты обломовского образа жизни? Почему автор обращает особое внимание на восточный халат героя — своего рода действующее лицо романа, наделённое своей «судьбой»?
5. Какую роль сыграли в жизни Обломова две женщины — Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына? Чем отличаются эти два женских типа и можно ли говорить об авторском предпочтении в изображении героинь? Чем мотивирован итоговый выбор главного героя?
6. Является ли образ Штольца прямой антитезой Обломова? В чём «тупиковость» предпринимательской деятельности Штольца? Почему его внутренние порывы автор называет «нравственными отправлениями личности»?
1)Сравним Штольца и Обломова по нескольким критериям:
Штольц воспитывался в строгости, но он мог исчезать из дома
Обломов воспитывался в мягкости, он изнежен
Обломов хочет перестроить свое имение (это не является высокой жизненной целью)
Штольц хочет жить для себя( это тоже не высокая жизненная цель)
Штольц: Он постоянно в движении, но приехав в гости к Обломову, чтобы посидеть на его диване
Обломов: Составление планов на переустройство имения
г)Отношение к женщине
Штольц: ищет равную по взглядам
Обломов: боится любить
Штольц: Счастлив с Ольгой
Обломов: Счастлив с Агафьей, вернулся на диван
Штольц: ищет свою выгоду
Обломов: пускает все на самотек
Вывод: Штольц на высокой ступени своего развития оказался тем же Обломовым
2)В Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая логическому контролю более того самые интимные чувства и с недоверием относящаяся к поэзии свободных чувств и страстей. Вопреки замыслу Гончарова, в образе Штольца ощутимы утопические черты. Рассудочность и рационализм, заложенный в его образе, наносит ущерб художественности.
7. Каково итоговое звучание судьбы Обломова? Как внутренние противоречия личности героя явлены в его имени — Илья Ильич Обломов? Закономерна ли судьба Захара? В чём барин и слуга дополняют друг друга и каковы истоки их внешне противоречивого единства?
Фамилия Обломов указывает на следующие внутренние противоречия героя:
1. фамилия созвучна с устаревшим словом «облый» (круглый») — круг символизирует безысходность, отсутствие развития, неспособность героя вырваться за привычные рамки, его ограниченность, герой словно заперт внутри «круга» своих ложных представлений и предрассудков;
2. вызывает ассоциацию с традиционным метафоричным образом в русском фольклоре — «сон-обломон», который наваливался на человека, погружает в смертельную негу, и человек постепенно умирает — именно в таком «вечном» сне находится герой, его жизнь угасает незаметно для него самого;
3. вызывает ассоциацию со словом «облом», «обломать», жизнь «обламывает» героя, подчиняет его себе, он не хозяин себе; в переносном значении — «обломок» — герой является пережитком прошлого.
Из имени и отчества понятно, что героя зовут так же, как отца, то есть он продолжает жизнь своего отца, продолжает родовые традиции, ничего не меняя в своём образе жизни. В герое прошлое и настоящее слились воедино, имя и отчество героя являются символом времени в романе.
Судьба Захара закономерна, так как он привык жить на всём готовом: лишившись привычного беззаботного существования, он оказывается никому не нужным и вынужден просить милостыню.
Захар является копией своего барина: он так же ленив, ему нравится спокойная размеренная жизнь в довольстве, при любой возможности он избегает своих обязанностей. Истоки этого единства кроятся в детстве, которое у обоих героев проходило в Обломовке — царстве вечного полусна и довольства.
8. Ознакомьтесь с критическими статьями, посвящёнными роману Гончарова «Обломов» (Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», 1859; А.В. Дружинин «“Обломов”, роман И.А. Гончарова», 1859). Сопоставьте позиции двух критиков в их трактовке характера главного героя романа.
9*. В чём многозначность названия последнего романа гончаровской «трилогии» — «Обрыв»? Какие персонажи романа напоминают героев «Обломова»? Кто из героев «Обрыва» являет собой новый, только ещё зарождающийся в России тип общественного деятеля?
«Обрыв» — роман русского писателя И. А. Гончарова, написанный в 1869 году. Третья часть его «трилогии», состоящей из романов «Обыкновенная история» и «Обломов». В романе автор подвергает критике идеи революционного нигилизма.
Обрыв — крутой склон, образованный действием боковой эрозии реки, срезающей выступы берегов – такое значение слова «обрыв» дают нам словари. Что же имел ввиду сам автор?
После прочтения романа, ОБРЫВ – это знак уже с гораздо более сложной семантикой, чем при первом восприятии заглавия. Так, например, сценограф Сергей Бархин обозначил многозначность метафоры «Обрыва» как энциклопедию чувств, которой охвачены все герои – кто явно, кто поверхностно.
Жизнь освещается в самых разнообразных ракурсах: то глазами живописца, то сквозь зыбкие, неуловимые пластическим искусством музыкальные ощущения, то глазами скульптора или писателя, задумавшего большой роман. Через посредника Райского Гончаров добивается в «Обрыве» чрезвычайно объемного и живого художественного изображения, освещающего предметы и явления «со всех сторон».
Именно в деревне персонажи раскрываются наиболее полно. Это не касается младшего Адуева, который, как бы являясь «отправной точкой» к следующим этапам развития «Героя», живёт и прожигает жизнь в городе.
Однако Тушина нельзя считать новым типом общественного деятеля. К нему нельзя отнести и других героев романа. Этот тип скорее собирательный. Это и Райский с его прогрессивными идеями, его нравственными эталонами и готовностью к переменам. Это Марк Волохов сильный характером, настойчивость, искренний, способный активно отрицать прошлое и настоящее, противник крепостничества. Это добрая, умная, смелая, страстная Вера, жаждущая нового. И, конечно, это Верина бабушка (Татьяна Марковна?), в которой сочетались лучшие черты русских помещиков. Гончаров не дает этот новый общественный тип в единственном лице, потому что будущее России в национальном, а нация, народ – это единое целое.
В своем романе Гончаров настойчиво предупреждает нас, что развитие не должно порывать органические связи с вековыми традициями, вековыми ценностями национальной культуры.
В статье «Лучше поздно, чем никогда» Гончаров обращает внимание на то, что все три его романа «тесно и последовательно связаны между собою», как связаны отразившиеся в них периоды русской жизни. Сам автор видел в первом романе «Обыкновенная история» «слабое мерцание сознания необходимости труда»; в «Обломове» – сон; в «Обрыве» – пробуждение страны.
Наблюдается явная преемственность и в образах персонажей этих книг. Однако, прежде всего, многие из них напоминают персонажей романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Пушкинскую Татьяну Гончаров считал «вечным образцом, по которому мы учимся бессознательно писать, как живописцы по античным статуям». И он следовал за этим «вечным» литературным образом, обреченным, но беспокойным, ищущим. Писатель настойчиво подчеркивал типовую однородность своих мятежных героинь.
Так, «Ольга есть превращенная Наденька следующей эпохи», – говорил он. Следом за Ольгой – Вера из «Обрыва». И все они, по мысли Гончарова, формируемы временем разновидности Татьян из «Евгения Онегина».
Между тем гончаровские героини жили уже в иную эпоху. Ольга, требовавшая от Обломова стать выше нее, искала идеал своего времени. Тихое счастье не могло удовлетворить ее. Сильный характер и постоянно ощущавшаяся героиней потребность в деятельности неминуемо должны были привести к разрыву и со Штольцом. Если бы Гончаров продолжил рассказ об их жизни.
В образе бабушки Татьяны Марковны Бережковой Гончарову «рисовался идеал женщины вообще, сложившийся при известных условиях жизни». В своей молодости она пережила драму, стоически твердо перенесла ее и осталась верна старым, патриархальным принципам жизни.
Ее внучка Вера – девушка-бунтарка, рвущаяся в небо, к молниям, прочь от сонной Малиновки, от «обломовщины» – переживает «падение», разуверяется в правде «новых людей» и принимает «старую» правду жизни любимой бабушки. Однако это не нравственное падение героини, а единственно правильный выход из сложившейся ситуации.
Романтическая мечтательность Александра Адуева сродни Владимиру Ленскому. Но романтизм Александра, в отличие от Ленского, вывезен не из Германии, а выращен в России. Несмотря на то, что юный Саша является в Петербург таким же с ног до головы одетым в доспехи высоких и благородных душевных порывов, он терпит поражение не физическое, как Владимир, а духовное. Начав с поисков «колоссальной страсти», обанкротившийся романтик скатился к вульгарному фарсу: назначив доверчивой девушке свидание в беседке, Адуев сталкивается там с ее отцом и унизительно выпроваживается им как банальный соблазнитель. Так беспощадно развенчивает художник бессодержательную любовь ленивой души.
Обломов – это Саша Адуев, сохранивший иллюзии ценой отрешения от действительности. Даже жизненные пути их похожи до мелочей. Илье Ильичу так же, как и Александру, детские годы привили сибаритство и пассивность. Он учился в университете, потом служил и даже задумал научный труд, посвященный России. Но «его познания были мертвы… голова его представляла сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий…» Он встретил чуткую девушку, полюбившую его.
Любовь вначале захватила и Обломова, но закончилась она в том же обломовском духе. Лень, боязнь ломки привычного для него уклада жизни победили в Обломове чувство любви. Ему не хотелось переживать тревоги, иметь какие-то обязанности перед другим человеком. Мы видим, как романтик Александр Адуев, искавший «вечной любви», заканчивает выгодным браком, а романтик Обломов, мечтавший о страсти, высекающей молнии из глаз, заканчивает пирогами Пшеницыной.
Жизнь слуги Ильи Ильича – Захара завершилась таким же финалом: он стал нищим, подобно тому, как нищим духовно и нравственно стал под конец жизни и сам Обломов.
Однако у него остаются последователи, достойные продолжатели дела. В «Обломове» это Штольц, а в «Обыкновенной истории» – племянник героя.
О прожитой Сашей Адуевым жизни литературный критик В. Розов верно сказал: «Сначала он разбивает свой идеальный лоб о реальные острые углы жизни, потом этот лоб твердеет и на нем, этом лбу, вырастает твердый нарост; человек становится носорогом».
Адуев-младший в течение жизни растрачивает лучшие свойства своей души. Потом он вдруг спохватывается и начинает догонять потерянные в «пустых мечтаниях» годы, не брезгуя уже никакими средствами в достижении своих запоздалых целей, может быть, куда более скверных, нежели те, за которые недавно упрекал людей. Круг замкнут…
Если бы продолжить повествование, то, возможно, из деревни появился бы очередной восторженный искатель, Александр Адуев уж наверняка встретил бы его так, как некогда сам был встречен Петром Ивановичем. В этом и заключает обыкновенная история.
Таким образом, герои своеобразной трилогии Гончарова терпят крах решительно по всем статьям: в любви, в дружбе, в работе, в порывах к творчеству.