какую роль в стихотворении играют эпитеты внимая ужасам войны
Какую роль в стихотворении играют эпитеты внимая ужасам войны
Какие мотивы и образы сближают стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А. Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме»?
Прочитайте приведённые ниже произведения и выполните задание 4.
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы —
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Письма… Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят —
Оттого и верят в чудеса.
Все они их видят молодыми,
Как двадцать лет назад…
А в округе на родное имя
Столько откликается ребят…
Незнакомых и знакомых,
Никогда не знавшихся с войной,
Ждут их тёзок матери домой
И глядят на карточки в альбомах.
Смешливы и красивы,
Где им было знать, что скоро в бой.
В двадцать лет они спасли
Ну, а что свершили мы с тобой?
3.1. В чём, с Вашей точки зрения, заключается сила эмоционального воздействия стихотворения «Внимая ужасам войны…»?
3.2. Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?
3.1. В стихотворении Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны» нет изображения батальных сцен и прославления подвига. Однако сила эмоционального воздействия на читателя от этого не становится слабее. Ужас войны передан через переживания матерей, потерявших на поле битвы своих сыновей. Нет горя сильнее этого, нет беды страшнее потери собственного ребенка. Вот почему восклицание лирического героя «Святые, искренние слёзы — То слёзы бедных матерей!» отзывается болью в каждом сердце.
3.2. С помощью образных определений − эпитетов − создаются в литературном произведении неповторимые художественные образы и раскрывается авторский замысел. Так, в стихотворении Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны» чувство сожаления о материнском горе передано эпитетом «бедных» матерей. А чтобы подчеркнуть, что это горе ни в какое сравнение не идёт с суетностью жизнью и не может быть оправдано, автор использует эпитет «лицемерных» применительно к делам, которыми мы заполнили свою жизнь. Таким образом, с помощью эпитетов решается авторская задача − добиться максимального эмоционального воздействия на читателя.
Стихотворение А. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме» сближает со стихотворением Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны» общее звучание темы войны: ужас войны передан через переживания матерей, потерявших на поле битвы своих сыновей. Нет горя сильнее этого, нет беды страшнее потери собственного ребенка. Вот почему восклицание лирического героя Некрасова «Святые, искренние слёзы — То слёзы бедных матерей!» отзывается болью в каждом сердце. И в унисон этим словам звучит набатом мысль поэта − нашего современника А. Дементьева:
Письма… Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят —
Оттого и верят в чудеса.
Ещё один образ объединяет приведённые стихотворения: наша жизнь на фоне подвига ушедших в бессмертие сыновей выглядит мелочной и лицемерной − хорошо бы помнить это!
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
ИЛИ текст одного произведения привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., а текст другого произведения не привлекается, авторская позиция не искажена,
И/ИЛИ допущено две фактические ошибки
ИЛИ авторская позиция одного из двух произведений искажена (при любых уровнях привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),
И/ИЛИ допущено три фактические ошибки
И/ИЛИ искажена авторская позиция двух произведений,
И/ИЛИ допущено четыре или более фактические ошибки
3 Формальным сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
Какую роль в стихотворении играют эпитеты внимая ужасам войны
3.1. В чём, с Вашей точки зрения, заключается сила эмоционального воздействия стихотворения «Внимая ужасам войны…»?
3.2. Какую роль в стихотворении «Внимая ужасам войны…» играют эпитеты?
Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя.
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна —
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слёзы —
То слёзы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей.
Какие мотивы и образы сближают стихотворение Н. А. Некрасова «Внимая ужасам войны…» с приведённым ниже стихотворением А. Д. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме»?
Стихотворение А. Дементьева «Письма… Фотографии в альбоме» сближает со стихотворением Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны» общее звучание темы войны: ужас войны передан через переживания матерей, потерявших на поле битвы своих сыновей. Нет горя сильнее этого, нет беды страшнее потери собственного ребенка. Вот почему восклицание лирического героя Некрасова «Святые, искренние слёзы — То слёзы бедных матерей!» отзывается болью в каждом сердце. И в унисон этим словам звучит набатом мысль поэта − нашего современника А. Дементьева:
Письма… Фотографии в альбоме.
Смотрят парни матерям в глаза.
Матери их мёртвыми не помнят —
Оттого и верят в чудеса.
Ещё один образ объединяет приведённые стихотворения: наша жизнь на фоне подвига ушедших в бессмертие сыновей выглядит мелочной и лицемерной − хорошо бы помнить это!
3.1. В стихотворении Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны» нет изображения батальных сцен и прославления подвига. Однако сила эмоционального воздействия на читателя от этого не становится слабее. Ужас войны передан через переживания матерей, потерявших на поле битвы своих сыновей. Нет горя сильнее этого, нет беды страшнее потери собственного ребенка. Вот почему восклицание лирического героя «Святые, искренние слёзы — То слёзы бедных матерей!» отзывается болью в каждом сердце.
3.2. С помощью образных определений − эпитетов − создаются в литературном произведении неповторимые художественные образы и раскрывается авторский замысел. Так, в стихотворении Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны» чувство сожаления о материнском горе передано эпитетом «бедных» матерей. А чтобы подчеркнуть, что это горе ни в какое сравнение не идёт с суетностью жизнью и не может быть оправдано, автор использует эпитет «лицемерных» применительно к делам, которыми мы заполнили свою жизнь. Таким образом, с помощью эпитетов решается авторская задача − добиться максимального эмоционального воздействия на читателя.
И/ИЛИ допущены одна-две фактические ошибки
И/ИЛИ допущено три или более фактические ошибки
1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных
Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова
Матери – единственные никогда не предадут и всегда примут таким, какой человек есть. Перед ними не нужно притворяться. Всепрощающие и всё помнящие. Настоящую можно сказать оду матерям воспел Николай Алексеевич Некрасов в своём стихотворении «Внимая ужасам войны…». Поэт не даёт им красочных характеристик, не углубляется в детали, однако каким-то чудом превозносит образ матери до невообразимых, почти божественных высот.
Произведение навеяно событиями, происходящими во время Крымской войны 1853-1856 гг. Обращаясь к истории можно с лёгкостью заметить, что вплоть до 20 века Россия постоянно участвовала во всевозможных военных кампаниях. И во времена, когда жил Некрасов рекрутская повинность составляла 25 лет. Ровно столько молодой человек из простой крестьянской семьи проводил вне родных стен, находясь в постоянной опасности вплоть до потери собственной жизни. Возвращались эти люди совсем не такими, какими уходили, но их приход всегда был праздником, ведь кто-то остался лежать в сырой земле. Эти события наложили отпечаток на творчество Некрасова, особенно повлияли на стихотворение «Внимая ужасам войны…»
Лирический герой говорит о том, что только мать способна понять боль утраты и пронести её через многие года, жить с этой потерей до самой смерти. Это передано таким средством художественной выразительности, как рефрен: «Мне жаль не…». Все: и друг, и жена будут переживать, и страдать от смерти своих близких и любимых, но они будут делать это год или два, потом всё забудется. Начнётся новая жизнь, хоть с осадком, но она будет. А мать «до гроба помнить будет!» — метафора. Некрасов даже использует восклицательное предложение для более точной передачи чувств и эмоций. Искренность противопоставляется лицемерию. Мать антитеза другу и жене.
Некрасов отождествляет мать и плакучую иву, используя сравнение. Её горечь и боль подобны поникшим ветвям дерева.
Чередование перекрёстной рифмы с кольцевой, наличие и мужской и женской рифмы говорит о сильном эмоциональном выплеске стихотворении. Автор, прежде всего, задумывался о мыслях и чувствах, а не о форме. Распространённый четырёхстопный ямб с пиррихиями предаёт ритма и динамики строкам.
Некрасов обращается ко всем поколения, поскольку стихотворение идёт от первого лица. Он хочет донести мысль о том, что война ужасна, во имя чего она не была бы. Цель не оправдывает средства, если на кону чья-то жизнь.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Внимая ужасам войны.
История создания – произведение было написано в последние годы Крымской войны под впечатлением от «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого. Исследовали называют разные даты создания стихов: 1855 г. и 1856 г.
Тема стихотворения – материнская любовь и скорбь матери по убитому на войне сыном.
Композиция – Стихотворение Н. Некрасова условно можно поделить на две смысловые части: рассуждение о друге и жене героев, погибших на войне и рассказ о материнских слезах. На строфы текст произведения не делится.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении представлены все виды рифмовки.
Метафоры – «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива».
Эпитеты – «лицемерные дела», «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива».
Сравнения – «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».
Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова
Данное стихотворение было написано поэтом в 1855г, а уже через год опубликовано в «Современнике». Бесспорно, в тексте отразились мысли автора связанные с воспоминаниями о доме, о родном поместье, откуда то и дело забирали молодых крестьян на войну. Не всякому из них суждено было вернуться, ведь отслужить предстояло двадцать пять лет. Кроме того огромную роль в создании стихотворения сыграли «Крымские рассказы» Толстого, с которыми Некрасов познакомился накануне их издания.
Текст написан в форме элегии, философского размышления лирического героя над одним из страшнейших событий, которое может случиться в жизни человека — смертью человека на войне. Стихотворение написано четырехстопным ямбом, рифмовка меняется в каждом из представленных трехстиший, что обеспечивает близость разговорной речи данного поэтического текста. Основной темой, которую раскрывает автор, является тема гибели на войне. Идея стихотворения заключена в его второй и третьей части, описывающих единственную истинно страдающую душу матери, которая теряет своего ребенка.
В первой строфе лирический герой через собственное восприятие передает читателю свое негативное отношение к войне. И как уместно здесь использован прием умолчания, который позволяет создать загадку: «А кого же жалеет автор? И кого нужно жалеть в подобной ситуации всем нам?». Отгадкой на все эти вопросы являются следующие строфы. Они раскрывают нам, казалось бы, известную истину, о том, что жена, погрузится в домашние хлопоты, дети, воспримут гибель отца, как подвиг, друг, будет помнить минуты вашей близости, и только мать будет страдать вечно. Именно мать, выносившая и выкормившая тебя, отпустившая в самостоятельную жизнь лишится части своей души, с уходом тебя из жизни. Как удивительно строит автор стихотворение путем противопоставлений переживаний матери – чистых, святых, настоящих и пошлость мира, страдающего напоказ, легко смиряющего свою печаль с обыденностью произошедшего.
Отметим и фольклорные образы, представленные в тексте. Отдельная роль в данном случае отведена метафорам (до гроба, кровавой ниве). Ива, склонившая свои ветви, которая никогда не сможет их поднять по своей природе, описана путем художественного параллелизма. Ведь мать, потерявшая своего ребенка, точно так же никогда уже не сможет выпрямиться от навалившегося горя. Данный образ и противопоставление численного количества тех, кто помнит погибшего, а именно жена(ед.ч.), друг (ед.ч.), матерей (мн.ч.) позволяет говорить о том, что данный текст есть обращение ко всем матерям нашей огромной земли. Выражение сострадания и сочувствия, разделение их горя. Тем самым проблема человеческой трагедии становится общечеловеческим несчастьем.
И самое страшное, что ужас этой трагедии не имеет конца, он идет вслед за всеми матерями из года в год, из века в век, и точно так же настигает их и в дне сегодняшнем, таком далеком от некрасовских времен, но столь точно им описанным!
История создания
История создания анализируемого произведения связана с Крымской войной, хоть сам Некрасов не был ее участником. На службе пребывал Л. Н. Толстой. Молодой писатель, впечатленный кровавыми событиям, написал «Севастопольские рассказы», которые были опубликованы в 1855 г. Некоторые главы произведений Л. Толстой читал Некрасову еще до публикации. Рассказы, правдиво изображающие войну, впечатлили поэта. Вскоре из-под его пера появились стихи «Внимая ужасам войны».
Но не только этот факт подтолкнул к созданию произведения. Отец Николая Алексеевича был помещиком и военным. Его крестьян часто забирали на службу и далеко не все солдаты возвращались домой, ведь в то время Россия участвовала во многих кровавых битвах. Таким образом, Некрасов с детства знал, что такое материнское горе.
Впервые стихотворение опубликовали в 1856 г. во 2-м номере журнала «Современник».
Популярные темы анализов
В произведении раскрывается военная тема, но автор описывает не кровавые битвы, а закулисье сражений. В центре стихотворения несколько образов: герой-солдат, его жена, друг и мать. О них рассуждает лирический герой, поэтому строки написаны от первого лица. Зная историю написания произведения, можно утверждать, что лирический герой сливается с автором.
В первых стихах лирический герой признается, что, представляя ужасы кровавых событий, он не жалеет ни павших на войне, ни их друзей, ни жен. Свою позицию он аргументирует тем, что друг и жена быстро забывают погибшего. Их лирический герой противопоставляет «душе», которая до смерти будет хранить память о солдате. Это душа матери.
Лирического героя до глубины души поражают материнские слезы, ведь они искренние. Таких слез больше не отыскать в мире. Они еще раз подтверждают, что матери никогда не забывают детей, которых забрала у них война. В последних строках мать сравнивается с плакучей ивой.
В контексте указанной темы реализуется вечная идея. Автор утверждает, что нет любви сильнее и искреннее, чем материнская.
Николай Алексеевич настолько тонко раскрыл проблемы материнской любви и сущности кровавых событий, что произведение оставило след не только в литературе, но и в музыке: к нему обращались многие композиторы XIX-XX вв.
Тема и идея
Главная тема произведения — скорбь матерей по погибшим на поле боя детям.
Идея стихотворения — война жестока и бессмысленна, она не стоит пролитых слез матерей доблестных воинов. Еще одна мысль, которую несет Некрасов в стихе — война вечна, она плод людского ума, не понимающего всей ценности человеческой жизни. И только мать, что дала жизнь, способна искренне оплакать ее, как самую великую ценность.
Делая анализ «Внимая ужасам войны» Некрасова, сложно не заметить, что военная тема в стихотворении раскрывается не через поле боя, а через людей, ждущих солдат дома.
Образ лирического героя сливается с личностью автора. Его, как и самого Некрасова, материнские слезы сильно поразили своей искренностью. Других таких больше нигде не отыскать. В этом реализуется еще одна идея Некрасова — нет любви сильнее и искреннее материнской. Она будет помнить и любить своего ребенка, каков бы он ни был, даже если он погибнет.
Николай Некрасов в своем небольшом стихотворении очень точно описал проблемы материнской любви и войны. Впоследствии произведение повлияло не только на литературу, но и на музыку, оно вдохновило многих композиторов XIX—XX вв. Самого Некрасова стали считать основателем некрасовской школы. Его подражатели были известные поэты — Николай Добролюбов, Александр Блок и многие другие. Валерий Брюсов же утверждал, что Николай Алексеевич очень точно описал урбанистические мотивы и стал первым поэтом после Пушкина.
Средства выразительности
В тексте произведения автор использует средства выразительности. Их не очень много, но это основные инструменты для раскрытия темы и реализации идеи. Также при помощи них создается образ лирического героя, воспроизводятся его чувства и эмоции.
Преобладают в стихотворении эпитеты: ««лицемерные дела», «святые, искренние слезы», «бедные матери», «плакучая ива». Метафоры придают чувствам и эмоциям – выразительности: «она до гроба помнить будет» (о душе), «кровавая нива». В последних строках использовано сравнение, которое позволяет автору провести параллель между человеком и природой: «им не забыть своих детей…, как не поднять плакучей иве своих поникнувших ветвей».
В некоторых строфах эмоциональный фон создается при помощи аллитерации например, например скорбь подчеркивается словами с согласным «с»: «святые, искренние слезы».
Композиция и жанр
Композиционно стихотворение состоит из 17 строк, но при этом не делится на привычные четверостишия. По смыслу произведение можно разделить на 2 части:
По жанру стихотворение относится к элегии, потому как сам автор с сожалением рассказывает о близких погибшего солдата.
При написании Некрасов использовал четырехстопный ямб и перекрестную рифмовку. Однако последние 5 строчек имеют особый порядок — аабба. В стихотворении чередуются мужская и женская рифма.
Отзывы о произведении
Стихотворение пробирает до глубины души своим смыслом. Некрасов описал самое сокровенное, что есть у каждого человека — мать. Каждый раз, когда читаешь стих, задумываешься о своих близких.
Краткое содержание и анализ стихотворения помогают понять, что подтолкнуло автора на написание такого произведения. Оно наполнено грустью, которая прослеживается в каждой строчке. Сложно передать, какие эмоции испытывает мать, когда сын не возвращается с боя.
Писатель своими строками заставляется внемлить его точке зрения и основной мысли произведения. Некрасов смог передать, каковы чувства матерей, у которых война унесла самого близкого человека.
Любовь
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из 17 строф (три четверостишья и одно пятистишье). В первых двух строфах последняя строфа – это загадка.
В первой строфе Некрасов проявляет своё отношение к войне (она ужасна, её нельзя игнорировать, а только внимать). С точки зрения лирического героя, жалость вызывает не друг убитого, не его жена и даже не он сам. А кто? Это первая загадка.
Во второй строфе лирический герой с сожалением констатирует, что человеку (жене, другу) свойственно забывать близких. Но есть душа, которая будет помнить до гроба. Что это за душа? Это вторая загадка.
В третьей строфе святость и искренность слёз этой души противопоставлена лицемерию, пошлости и прозе земного бытия.
Тема стихотворения – горе матерей, потерявших сыновей на войне.
Тропы и образы
В своем произведении Некрасов использовал ряд средств выразительности. Все они сделали стихотворение более ярким:
Столь сильная философская мысль делает произведение вечно актуальным.
Числа играют немаловажную роль в стихотворении: герой, друг, жена — но матери. Индивидуальность противопоставляется общности. В первом катрене особую атмосферу задают повторы слова «мне жаль». Они в сумме с отрицанием словно требуют вывода — второй части стихотворения.
Произведение Некрасова хоть и имеет название, связанное с войной, имеет гораздо более широкий смысл. Оно отражает истинную любовь родителей к детям, ведь никто другой не может так любить и переживать за человека, как его мать и отец.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихиями. Рифмовка первой строфы кольцевая, второй и третьей – перекрёстная. Рифмовка последней строфы – ааББа. Мужская рифма чередуется с женской. Такое разнообразие в рифме и рифмовке, а также неровный ритм создают особую напевность стихотворения, сближая его с живой речью.