какую роль в стихотворении играют картины природы

Природа в стихах Тютчева: раскрытие темы природы в поэзии

Содержание:

Федор Иванович – великий русский талант, который написал более четырех сотен стихов за свою жизнь. На самом деле их было намного больше. Однако автор не считал поэзию своим основным делом, поэтому не сдавал стихотворения в печать. Это было его увлечение, способ выражения эмоций. Большинство работ вышли в свет благодаря друзьям Тютчева, которые настаивали на публикации.

Жизнь поэта сказывалась на его творчестве. Жена Элеонора оказала большое влияние на любовную лирику. Второй женой поэта стала Эрнестина. Она родила ему дочь и двух сыновей. Елена – последняя любовь писателя, но их отношения были незаконными, поэтому третьей свадьбы не было. Несмотря на постоянное присутствие любви в жизни писателя, основной тематикой его стихов являлась природа и философская лирика. Как представляет природу Федор Иванович:

Тема природы в творчестве Тютчева

Тютчев уверен – люди являются источниками хаоса, они не контролируют своих страстей, в отличие от природы. Она знает тайну вечного покоя, упорядоченно живет, развивается, действует по неизвестным, высшим законам. Окружающие растения, деревья, птицы – это единый с человеком мир, который автор воспевает в стихах.

Невозможно не любить природу, так как она является частью одного единого бытия. Писатель часто использовал космические мотивы и теории. Жизнь вокруг человека движется по кругу, циклы зависимы между собой. Жизнь одного дерева повторяется из года в год, каждую осень оно сбрасывает листву, весной снова расцветает. Эту цикличность автор ассоциирует с четким порядком, прерывание жизни человека – с хаосом.

Какую роль играет природа в стихах Тютчева

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

Каждый стих о природе передает чувство, которое испытывает автор в данный момент. Тютчев проводит параллель между человеческими ощущениями и состоянием неба, земли, растений. Эти образы имеют большое значение в стихотворениях Федора Ивановича.

Философия осени сравнивается с состоянием души человека в период апатии, усталости, расстройства. В произведениях, даже описывая уходящее лето, писатель вносит положительные мотивы. Так он передает мысль, что в любом сезоне есть своя прелесть, как и в любом жизненном этапе человека.

Автора восхищает ночное время, он считает его таинственным, открывающим новые возможности. Это лучшее время для единения с бытием, космосом и силами природы. Сердце поэта открыто для новых ощущений, он пребывает в постоянном поиске гармонии, спокойствия, порядка и смысла бытия.

Природа в произведениях Тютчева: подборка цитат

Тема природы в поэзии Тютчева часто связана с сезонами. В своих строках поэт показывает любовь к весне – он считает это время особенным. Даже грозу Федор Иванович изображает смеющейся, веселой:

«Ты скажешь: Ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила».

К зиме в стихотворении «Зима недаром злится» показано его отношение к этому времени года. В поэзии можно заметить, как автор ассоциирует осень с увяданием, зиму – с холодом. Однако в описании любого периода присутствуют позитивные, добрые мотивы. В его стихах природа смеется, хохочет:

«Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит».

Противопоставление человеческого одиночества и гармонии выражается через образ неба и земли:

Источник

М. А. Светлов «Гренада» ​

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

Ответы 10

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

* «кто скорее из нас обежит около моря».
* «кто далее палку бросит».
* « кто кобылу поднимет и дальше пронесет»

1) Брызнул мозг до потолка!
2) Вышиб Дух!
3) Выбил ум

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

Повторение: Ещё (4,5,6)

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

1 щелчок подлетел он

2 щелчок улетел он

3 щелчок да,как улетит он!

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

Жила была белая мышка. Никто эту мышку не любил. Все боялись ее, сторонились. А один раз мышка забрела к кому-то в дом, и он оказался жилым. Мышка испугалась и начала прятаться. Ну вдруг ее заметили.

Родители добро засмеялись и улыбнулись

— А мы как раз хотели ехать, покупать! А тут такой сюрприз, да и видно что домашняя, вон колокольчик на шейке висит!

И вправду, у мышки висел колокольчик на шейке, но она об этом никогда не задумывалась, но даже если бы она об этом знала, то забыла бы уже, ведь столько лет жила в одиночестве, и даже и не предполагала, что у неё были хозяева.

После этого вся семья зажила отлично, и мышка нашла место, где ее любят, и о ней заботятся

Источник

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

Разделы: Литература

Человека не может занимать природа;
он связан с нею тысячью нерасторжимых нитей.

И.С. Тургенев

Тип урока: творческая лаборатория.

Концепция усвоения материала: ассоциативно-рефлекторная.

Преобладающий метод: эстопсихологический, творческий.

Перспективная цель урока: нравственно-эстетическое воспитание, формирование навыков самовоспитания.

Непосредственная цель урока: обеспечить максимальное восприятие лирики Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, приблизить учащихся к философскому мировосприятию поэтов.

1. Пробудить интерес к поэзии;

2. Помочь вызвать зрительные образы при чтении стихотворений;

3. Учить понимать настроение, чувства поэтов;

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, беседа по вопросам, сопоставление стихотворений.

Оборудование урока: портреты Я.П.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета; репродукции картин-пейзажей русских художников; картины-фотографии природы (мультимедиа), музыкальные произведения (“Времена года” П.И. Чайковского, др.).

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

1. Приветствие. Организационный момент.

1) Звучит отрывок из симфонии П.И. Чайковского “Времена года”.

Слово учителя: “ Вы услышали музыку великого П.И. Чайковского “Времена года”.

(показ репродукций картин-пейзажей русских художников, картин-фотографий природы (мультимедиа).

Вы видите репродукции картин-пейзажей русских художников, картины-фотографии природы, портреты Я.П.Полонского, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета. Попробуйте определить тему урока.

(Ребята отвечают: “Природа в стихотворениях Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета”, другие ответы).

Да, ребята, тема урока: “Родная природа в стихотворениях русских поэтов”.

(Учащиеся записывают тему в тетрадь).

Учитель: “Сегодня на уроке мы узнаем…Продолжите, ребята!”.

(Примерные ответы учащихся:

“Как передаются в стихотворениях ощущения, настроения; какие картины природы рисуют поэты; какую роль играют эпитеты, сравнения в стихотворениях; как построены стихотворения; чем отличаются стихотворения; что изображается в стихотворениях, др.).

“На уроке мы узнаем, кто лучший чтец, кто сумеет точнее передать настроение поэтов, какой прием создает настроение стихотворения, др.

Ребята, какой эпиграф вы бы предложили к теме урока?

Посмотрите строчки стихотворений поэтов и выберите”.

(Школьники читают, выбирают и записывают).

(Эпиграф к уроку:

Человека не может занимать природа;
он связан с нею тысячью
нерасторжимых нитей.
И.С. Тургенев

(Учащиеся записывают эпиграфы в тетрадь).

Итак, представим себе, что мы находимся в творческой лаборатории. В конце урока мы должны ответить на вопросы:

“Какие чувства вызывают стихотворения поэтов? О чем заставляют задуматься?”

2. Проверка домашнего задания (задания были даны группам и учащимся):

Писатели и поэты во все времена посвящали родине, красотам родной природы лучшие строки своих произведений: и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, Я.П. Полонский и Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, С.Есенин и А. Блок…”

Ученик: Ответ (называет имя) достаточно полный, она (он) сумел донести до нас чувства поэтов Золотого и Серебряного века, воспевавших красоту родной природы.

3. Работа групп в творческой лаборатории.

Учитель: “А сейчас каждая группа получит задание. Напоминаю, что в конце урока мы должны ответить на вопрос: “Какие чувства вызывают стихотворения поэтов? О чем заставляют задуматься?”

2. Какую картину рисует Полонский?

3. Какова композиция стихотворения?

4. Какой прием создает настроение стихотворения?

5. Какую роль играют эпитеты?Задания группе “Любители словесности”

1. Прочитайте стихотворение Я.П. Полонского “ По горам две хмурых тучи…”.

2. Что общего в стихотворениях Полонского, посвященных пейзажам, и чем они отличаются?Задания редколлегии

1. Подготовьте газету, используя подготовленный материал.

2. Какие чувства вызывают стихи поэтов?

3. Разместите в газете свои наблюдения, вывод.Задание группе “Литературоведы”

1. Какие чувства ты испытываешь к стихотворениям поэтов? (сочинение-миниатюра)?

Напиши на доске.Задание группе “Эстетов”

1. Напиши письмо поэтам, передай в нем свое отношение к их произведениям, посвященным родной природе.Задания группе “Эстетов”

1. Близки ли вам строчки Ф.И. Тютчева, А.А. Фета о красоте родного края?

Прочитайте любимые строчки(3-4).

2. Какие чувства преобладают в них?Задания группе “Лингвистов”

1. Какие ассоциации возникли при чтении стихотворений?

2. Чем отличается настроение лермонтовских произведений?

4. Физминутка “Сад чувств” (проводит ученица(к).

5. Ответы групп и учащихся.

После каждого ответа рецензия и оценка.

6. Рецензия ответа.

Алгоритм рецензии на ответ учащегося (группы)

1. Внимательно выслушай того, кто отвечает.

2. Оцени ответ по следующим показателям:

1) последовательность ответа;
2) полнота, глубина ответа;
3) Языковая культура (наличие речевых ошибок).

3. Отметь положительное в ответе и выскажи в корректной форме свои замечания по ответу.

4. Как вы оцениваете ответ группы? (если проверяем работу группы).

ОценкиРецензияИТОГ
1-я группа
2-я группа
3-я группа
4-я группа
5-я группа

Ответы оцениваются по пятибалльной системе.

Ш. Подведение итогов урока.

Смотри вывод на доске (читает ученица).

Учитель: “Спасибо Вам, ребята, за работу. Мы ответили на вопросы, которые поставили перед уроком. Заполните анкеты, выразите свое отношение к работе групп, выскажите свои впечатления”.

Домашние задания каждой группе.

1. Написать сочинение-миниатюру “Тема родной природы в стихотворениях русских поэтов”.

2. Выучить 1 стихотворение наизусть (по выбору).

3. Анализ стихотворения (по выбору) (по алгоритму анализа поэтического текста).

Учитель: “Спасибо за урок, ребята!”

Анкета

2. Насколько каждый этап урока способствует личностному росту?

Источник

Тема природы в лирике Федора Ивановича Тютчева

Тема природы в лирике Тютчева считается одной из самых известных, которая прославила русского поэта – мыслителя среди народа, как «певца природы». И этому имеется предельно ясное объяснение.

Федор Тютчев искренне восхищается природой, ее красотой и многообразностью. Природа в поэзии автора изображена в красках, наполнена изобилием звуков и запахов. Особенно полно выражена любовь к природе в стихотворениях поэта, который очеловечивает ее, присваивая толику эмоций и чувств.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

В особенности, Тютчева привлекала смена сезонов, прелестный переход между временами года. По мнению поэта, природа, окружающая нас, живая, многогранная, умеет проявлять чувства и имеет прочную духовную связь с человеком.

Такие глубокие по своей натуре описания природы можно заметить в большинстве произведений автора («Люблю грозу в начале мая», «Осенний вечер» и др.). Отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа»:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык …»

В этом стихотворении Тютчев становится на защиту природы, заявляя, что она по своей сущности ни от кого не зависит и не бездушна. Она имеет свой голос и свободу («в ней есть душа, …язык»). Тютчев считает, что те, кто видит в окружающем мире лишь кладовую полезных материалов, жалок, нравственно уродлив и духовно ограничен.

Такие люди никогда не поймут неповторимость окружающего мира, его красоту и их никогда не постигнет вдохновение. Тютчев не понимал, как можно быть такими черствыми и не проявлять уважения к природе (по мнению поэта, родной матери человека).

Тема природы в стихотворениях Тютчева для детей

Уважительному отношению к природе, пониманию окружающего мира стали обучать еще с ранних лет. И стихотворения из творчества Фёдора Ивановича, дошедшие до настоящего времени, сильно в этом помогают.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

В раннем возрасте детям легче понять природу, насладиться ее роскошью. В процессе обучения дети понимают всю ценность окружающего мира и чувствуют с ним взаимосвязь.

Нельзя исключать того, что вместе с тем дети также обучаются проявлению чувств к родине. Ведь природа напрямую с ней связана, и, в первую очередь, любовь проявляется к родным пейзажам, деревьям, бескрайним просторам.

В школьную программу, начиная с младших классов, включены такие популярные произведения Тютчева, как «Весенняя гроза», «Листья».

А вот отрывок из стихотворения «Осенний вечер»:

«Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, легкий шелест,

Туманная и тихая лазурь».

В этом стихотворении Фёдор Иванович передал ощущения печали и внутреннюю опустошенность в период своего пребывания в Мюнхене. Поэт выразил чувства тоски по родине, показывая, что он не забыл свой дом, и связь с родной землей так же прочна.

Но в то же время поэт старается не поддаваться депрессивному настроению, описывая и приятные мгновения («таинственная прелесть», «легкий шелест», «тихая лазурь»).

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

Тютчев производит параллель между человеком и природой, считая, что в природе каждый может рассмотреть свое отражение, будто бы смотрясь в зеркало. В произведении природа переживает изменения, и автор сочувствует этому, однако подчеркивает, что не стоит этого бояться.

История не пишется само собой, а создается человеком и окружающим его миром. Все когда-нибудь применит новые формы, осень сменится зимой, зрелость – старостью. Вместе с тем придет что-то новое и необычное: удивительная зима или мудрость.

Автор хотел объяснить, что жизнью надо наслаждаться здесь и сейчас, ценить каждый ее момент.

Пейзажная лирика

Пейзажная лирика помогла Тютчеву рассказать о своих чувствах по отношению к «Великой матери».

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

Автор любил вдаваться в детали, досконально описывая особенности и характерные черты конкретной местности, чтобы читатель мог соединить воедино весь пейзажный образ в своем воображении.

Исключительное внимание поэт уделял весне. Весна у автора, как и у большинства других людей, ассоциируется с пробуждением заспанной природы, остротой ощущений, радостными событиями, смехом и улыбкой. Такие стихотворения всегда переполнены восторгом и торжествующим ликованием души, сменой чего-то устаревшего на новое.

Прочитаем два отрывка из «Весенней грозы»:

«Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом».

Анализ этого произведения прост и понятен. Стихотворение охарактеризовано приходом весны, вознесением творческого потенциала, описанием зрелищного и удивительного явления природы. Весенняя гроза в изображении автора несет в себе два смысла, одно из которых связано со страшным и опасным явлением.

С другой стороны, гроза сопровождается радостным событием окончательного перехода с зимы на весну:

«Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит».

Люди счастливы, так как вместе с уходом зимы, их покидают все негативные эмоции и моменты, которые смывает чистый дождь. Весь окружающий мир переполняется радостными эмоциями, а человек находит гармонию во взаимосвязи с природой.

Сочинение на тему: «Душа и природа в поэзии Тютчева»

Интересно, что Федор Тютчев оказался самым понятным и близким по духу автором для многих людей. Он настолько полно передавал настроение свое и природы, что в последствии стал почитаемым кумиром многих людей.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

Тютчев помог людям прочувствовать их единство с окружающим миром, увидеть его красоту и начать ценить, дорожить каждым прожитым моментом.

И все это оправдано, ведь в творчестве Фёдора Ивановича тема природы играет значительную роль, отображает всю глубину эмоций, передающих состояние не только человека, но и природы в целом. Это может говорить лишь об одном: человеческая душа и природа неразрывно связаны между собой.

какую роль в стихотворении играют картины природы. картинка какую роль в стихотворении играют картины природы. какую роль в стихотворении играют картины природы фото. какую роль в стихотворении играют картины природы видео. какую роль в стихотворении играют картины природы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль в стихотворении играют картины природы.

Даже самые короткие стихотворения отражают состояние природы, как озеро – облик человека. Такое явное сопоставление человека и природы можно увидеть в произведении «Еще земли печален вид»:

«Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?».

Всегда наступает момент, когда необходимо написать сочинение на заданную тему. Чаще всего при выборе темы, связанной с природой, многие учащиеся останавливаются на теме природы. Для того, чтобы добиться максимально положительного результата и получить удовольствие от проделанной работы, необходимо изучить всю возможную информацию.

Главное, не только прочитать, но и понять суть написанного, погрузиться в мир поэта, постараться уловить мысль и чувства, которыми тот хотел поделиться.

План сочинения в таком случае будет состоять из нескольких обязательных пунктов: биографии автора, главных тем его творчества, описания проблемы, которую поэт поднимает, и отрывков произведений с последующим анализом. В конце нужно высказать свое мнение по указанной теме, описать свои чувства и эмоции.

Источник

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро»

“Зимнее утро” – это один из лучших образцов пейзажной лирики Пушкина, произведение, пронизанное трепетной радостью от созерцания прекрасной русской зимы. Краткий анализ “Зимнее утро” по плану можно использовать на уроке литературы в 6 классе – с его помощью школьники лучше поймут стихотворение и проникнутся его атмосферой.

Полный текст «Зимнее утро»

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Краткий анализ стихотворения «Зимнее утро»

Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы в стихах. Несравненный живописец воспринимал её сердцем горячего патриота. С детских лет любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворениях, поэмах и романе «Евгений Онегин».

В лирике Пушкина видное место принадлежит стихотворению «Зимнее утро», написанному третьего декабря тысяча восемьсот двадцать девятого года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора.

В произведении два героя: так называемый лирический герой, и та красавица, которой посвящено само стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно эту красавицу автор называет «друг прелестный» и «друг милый».

Стихотворение начинается с восклицания «Мороз и солнце; день чудесный!», и сразу и вызывает у читателя чувство радости. «Открой сомкнуты негой взоры» — так в первой строфе автор обращается к красавице, используя метафору.

Для усиления художественной выразительности автор прибегает к антитезе. Контрастное описание «нынче» и «вечор» занимает в стихотворении основное место. Великолепие зимнего утра ощущается ещё острее по сравнению со вчерашней бурей, которая описана так же точно.

Самый поэтичный пейзаж – во второй строфе, он насыщен сравнениями и олицетворениями, хотя и вызывает печаль героини. Описывает он только небо:

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела-

А нынче погляди в окно!»

Последней строкой этой строфы автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.

Третья строфа – зимний пейзаж. Картина, созданная поэтом, насыщена цветом: это и голубой («под голубыми небесами»), и чёрный («прозрачный лес один чернеет»), и зелёный («ель сквозь иней зеленеет»). Всё сверкает, сияет; в строфе дважды повторяются однокоренные слова “блестя” и “блестит”.

Словом, “блеск” связаны третья и четвёртая строфы: «Вся комната янтарным блеском озарена». Только блеск уже не зимний, а тёплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится. Он использует аллитерацию, поэтому тавтология “треском трещит” оправдана, и благодаря ей мы слышим треск затопленной печи.

Чувство радости поэта растёт и требует движения, ему хочется навестить «поля пустые». Самая сильная привязанность, в которой автор признается в этом стихотворении это «берег, милый для меня». Этот эпитет, скорее всего, надо понимать, как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный магнит произведения. Ведь всё стихотворение — это монолог человека, уговаривающего «друга милого» проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.

В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.

Развернутый анализ

Вариант 1

А. С. Пушкин “Зимнее утро” написал всего за один день – 3 ноября 1829 года, когда он гостил у семьи друзей в селе Павловском Тверской губернии (имение П.И. Вульфа) по пути в Петербург. Имение расположено на правом берегу реки Тьма, которая и описана в «Зимнем утре» Пушкина. Именно эта блестящая подо льдом речка и именно Павловский прозрачный лес вдохновили поэта на такое красочное описание зимнего пейзажа.

В стихотворении присутствуют два героя: лирический герой и красавица, которой он адресует свой диалог, называя ее «друг прелестный» и «друг милый». Кому посвящено «Зимнее утро» – вопрос достаточно спорный, но многие литературоведы и критики сходятся во мнении, что, вероятно, Пушкин написал его для своей любимой жены – Натальи Николаевны Гончаровой.

Центральная тема произведения заложена в названии. Широко известно, что любимым временем года для Пушкина была осень. Второе место по праву занимала зима. Восторженная первая строка стихотворения (“Мороз и солнце; день чудесный!”) стала нарицательной и часто цитируемой. Пушкин вводит в произведение образ любимой женщины. Через него раскрывается непосредственная связь настроения человека с природой.

Прекрасное зимнее утро побуждает лирического героя как можно раньше разбудить “красавицу”, чтобы она разделила его восторг перед открывшимся пейзажем. В прошлый вечер бушевала вьюга, природа выглядела печально и зловеще (“мгла носилась”, “тучи мрачные”). Подруга лирического героя находилась в беспричинной тоске. Первые лучи утреннего солнца разогнали мрак, принесли с собой ощущение радости и счастья.

В центральной части произведения незамысловатыми, но удивительно точными словами, Пушкин описывает великолепный пейзаж. Это описание подтверждает известное утверждение о том, что все гениальное — просто. “Затопленная печь” усиливает приятное ощущение от начала нового дня у лирического героя. Ему в голову приходит блестящая идея, как разогнать неизбежную зимнюю скуку. Утренняя прогулка на санях с любимой — одно из самых веселых развлечений эпохи Пушкина. Лирический герой предлагает “другу милому” “предаться бегу… коня” и понаблюдать, какие изменения произошли в природе по сравнению с жарким летом.

Композиция произведения последовательная. Оно представляет собой монолог автора, обращенный к своей спутнице. Лишь третья строфа выглядит лирическим отступлением, целиком посвященным описанию пейзажа.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой.

Выразительные средства. Основным средством художественной выразительности в произведении являются многочисленные эпитеты, подчеркивающие красоту зимнего пейзажа: “чудесный”, “голубыми”, “прозрачный”. Резко контрастируют с ними эпитеты, применяемые поэтом в описании ненастного прошлого вечера: “мутном”, “бледное”, “мрачные”.

В целом, вторая строфа противопоставлена всему общему приподнятому настроению стихотворения. Для усиления этого контраста Пушкин использует олицетворения (“вьюга злилась”, “мгла носилась”) и сравнение (“как бледное пятно”). Применяя обращения (“друг прелестный”, “красавица”, “друг милый”), Пушкин создает ощущения сопричастности у читателей. Первая строфа написана в шутливо-восторженном духе. Лирический герой обращается к подруге в возвышенном тоне: “открой сомкнуты негой взоры”. Он приравнивает ее к божеству (Аврора — богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

Основная мысль произведения заключается в том, что причины хорошего или плохого настроения часто обусловлены состоянием природы. Какие бы неприятности и трудности не испытывал человек в жизни, прекрасная погода способна развеселить его дать возможность вновь почувствовать себя счастливым. Эта мысль имеет непосредственное отношение к жизни самого поэта.

В 1829 г. Пушкин находился в тяжелом душевном состоянии. На его предложение Н. Гончаровой был дан неопределенный ответ. После возвращения с Кавказа поэта вызывал на допрос А. Х. Бенкендорф. Для друзей и близких Пушкина жизнерадостное “Зимнее утро” стало приятной неожиданностью.

Вариант 2

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад, в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.

Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой, а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта. В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты.

Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

Анализ по строфам стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Пушкин — стихотворение зимнее утро было написано в 1829 году.

Композиция.

Начало стихотворения — радостное восклицание («Мороз и солнце; день чудес­ный!»). Затем лирический герой обращается к возлюбленной, называя ее «друг прелестный», «красавица». В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний вечер, когда «вьюга злилась», и восхитительное солнечное утро. По контрасту со вчерашней бурей великоле­пие зимнего утра ощущается еще сильнее. Очевидно, что прекрасным картинам природы созвучно и настроение лирического героя.

Описание природы

От любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. С помощью аллитерации он передает треск дров в печи:

Трещит затопленная печь.

Завершается стихотворение радостным призывом:

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

Точные и яркие образы солнечного зимнего утра соединены в стихотворении Пушкина с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искря­щийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.

Повествование в стихотворении ведётся от первого лица, обращение к собеседнику. Поэт выбирает форму диалога с целью передачи интонаций непринуждённого разговора.

Автор стихотворения предстает перед нами добрым, простым. близким народу — диалектные слова, короткие предложения, обращения, общий тон.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *