какую роль в романе а с пушкина капитанская дочка играют исторические персонажи
17.1 Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи? (ЕГЭ по литературе)
В историческом романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» показано крестьянское восстание XVII Столетия под предводительством Пугачёва. В романе есть реальные исторические герои, которых автор выводит на первый план.
Один из главных героев этого произведения является Емельян Пугачёв. Он выдает себя за государя
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Пушкин неоднозначно относятся к этой личности. С одной стороны, Пугачев предстает перед нами как мужественный и благородный человек, способный оценить честь и честность. На протяжении всего романа он не раз проявлял милосердие и благородство по отношению к Петру Гринёву. А всё это потому, что в один судьбоносный день получил он с барского плеча заячий тулуп, которого ему так недоставало на тот момент. Он видел с какой честностью искренностью Пётр Гринёв разговаривает с ним и он это действительно оценил. У Пугачёва есть принципы: «казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычный». Он же спасает машу, невесту Петра гринёва, из рук предателя Швабрина.
Но с другой стороны, Пугачёв проявляет жестокость. Он устраивает кровавые казни и расправы тех, кто не «целует ему ручку». Например, страшная казнь в Белогорской крепости. Ему подчиняется все безоговорочно, и это развращает его натуру. Но при этом о своих людях он говорит: «Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею оловою».
Также в романе есть ещё один персонаж, который противопоставлен самозванцу- Екатерина II. Императрица предстает здесь, как благородный справедливый правитель. Она снисходительна к простым людям. Так, например, она не осталась равнодушной и помогла Марье Мироновой с её просьбой об освобождении Петра Гринёва.
Таким образом, мы видим, что исторические персонажи помогают глубже рассмотреть нравственную сторону произведения. Образ предводителя восстания тесно связан с образом русского народа.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id76381
Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи? (ЕГЭ по русскому)
В «Капитанской дочке» А.С.Пушкин изображает крестьянское восстание 70-х годов XVIII столетия под предводительством Пугачева. В вымышленном повествовании он показывает реальных для эпохи героев, которых выводит на первый план.
Основным историческим персонажем произведения стал Емельян Пугачев. Беглый донской казак выдает себя за почившего государя Петра III. Пушкин неоднозначно относится к личности предводителя бунтарей, раскрывая образ самозванца с достоинствами и недостатками.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Ему присущи ошибки и заблуждения, но в войско Пугачева стекались люди из разных уголков России, что свидетельствует о доверии и уважении к «доброму царю»..
Пугачев показан как мужественный и талантливый военачальник, наделенный незаурядным умом, умеющий трезво оценивать соратников. Его характеру присущи справедливость, решительность, бесстрашие, свободолюбие. Бунтарь помнит добро, умеет быть благодарным, не лишен чувства юмора и способен отыскать выход из сложнейшей ситуации. В то же время он безграмотен, самоуверен, тщеславен, склонен к хвастовству и авантюризму. К тому же крайне жесток с пленными офицерами и членами их семей. Пугачев не делит представителей власти на хороших и плохих, для него они все – враги.
Черты характера народного вожака прослеживаются через его поступки. Автор противопоставляет самозванца законной императрице Екатерине II, генералам и царским чиновникам, его же соратникам по борьбе. Крестьянский бунт обречен по объективным причинам, это понимает и возглавивший его авантюрист. Но он уверен: лучше недолго пить «живую кровь», нежели всю жизнь питаться падалью… Пушкин высказывает в повести и собственное мнение: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».
Таким образом, автор показал образ Пугачева в свете концепции национального характера, чтобы глубже раскрыть нравственную сторону произведения. Фигура предводителя восстания тесно связана с образом русского народа. Показывая мятежность и свободолюбие мужиков, автор переплетает их с качествами, сформированными рабством – смиренностью и послушанием.
Благодаря реализму Пушкин показал величие и историческую миссию народа вместе с трагизмом противоречивой жизни в крепостнической самодержавной империи.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id7595
17.1 Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические личности? (ЕГЭ по литературе)
Роман «Капитанская дочка» написан в рамках такого литературного направления, как реализм. Пушкин описывает действительные события — крестьянское восстание под предводительством Пугачёва. Рассмотрим, какую роль в романе «Капитанская дочка» играют исторические личности.
Во-первых, Пушкин, изучив документы, посвященные крестьянскому восстанию, стремится дать объективную оценку такой яркой исторической, личности как Пугачёв.
Во-вторых, используя образ Екатерины II, автор выражает мысль о том, что любой человек должен жить согласно высоким нравственным принципам. Императрица милует Гринёва, так как понимает, что он был осужден несправедливо. Екатерина II поступает «по-человечеству», а не согласно требованиям закона, что особенно важно для Пушкина. Идея романа — быть верным чести при любых жизненных обстоятельствах — находит своё отражение и в образе императрицы.
В-третьих, автор сопоставляет два мира — крестьянский и дворянский, во главе которых стоят упомянутые личности, чтобы наиболее полно и достоверно описать события конца XVIII века. Так проявляется историзм романа. Пушкин видит недостатки в системе государственного устройства и, чтобы выразить свое негативное отношение, использует прием сатиры, описывая военный совет в Оренбурге. Его участники с умным видом рассуждают над тем, как нужно действовать: «наступательно» или «оборонительно». Принятое решение — остаться за стенами крепости — позволяет судить о трусости её начальников и их недалекости, на что и направлена сатира писателя: по их вине много людей умерло от голода и болезней во время осады Оренбурга. Что касается крестьянского мира в романе, автор дает описание военного совета и среди простых людей (так проявляется симметричность композиции произведения). Пугачёв и его сторонники принимают смелое и единственно верное, согласно их целям, решение — наступать на Оренбург. Крестьянский военный совет, контрастно дворянскому, происходит в более дружеской атмосфере. Он лишен фарса и субординации.
Таким образом, исторические личности в романе «Капитанская дочка» играют важную роль. Данное художественное произведение относится к позднему творчеству Пушкина. Для автора было важно достоверно описать события и дать им объективную оценку, для чего и было необходимо использовать образы исторических личностей.
Какую роль в романе а с пушкина капитанская дочка играют исторические персонажи
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения.
Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
12.1. Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи?
12.2. Как в лирике Ф. И. Тютчева отображены взаимоотношения человека и природы?
12.3. В чём заключается своеобразие конфликта пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?
12.4. Нужна ли современному читателю классическая литература?
Комментарии к сочинениям.
12.1. Какую роль в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» играют исторические персонажи?
В произведении присутствуют как исторические персонажи (Пугачёв, Екатерина II, бездарные оренбургские генералы, соратники Пугачёва), так и вымышленные герои (семья Гринёвых, Швабрин, семья Мироновых). Для Пушкина интересно было изобразить критический момент в истории России, в котором наиболее полно проявились характеры русских людей.
Показать Пугачёва как историческую личность — вот одна из важных задач автора в романе. Создавая образ народного вождя, Пушкин использует разные способы изображения: портрет, речь, поступки героя, сравнение с императрицей Екатериной, сложное восприятие другим персонажем — Петром Гринёвым. Исторические персоны (вождь крестьянской войны Пугачёв, императрица Екатерина) включаются в исторический фон — события, в которых главные герои проявляют свои характеры. Изображение исторических событий в романе даёт возможность Пушкину выразить своё понимание ключевых проблем философии истории: роли личности в историческом событии, целесообразности насильственных (революционных) действий в историческом процессе, справедливого устройства государства и т.д.
12.2. Как в лирике Ф. И. Тютчева отображены взаимоотношения человека и природы?
Раскрытие темы возможно на стихотворениях: «Как океан объемлет шар земной», «Как хорошо ты, о море ночное», «О чем ты воешь, ветр ночной?». В стихотворении Тютчева «Как океан объемлет шар земной» отражается модель мироздания. Четыре элемента всего сущего: огонь («горящий славой звездной», «пылающею бездной»), вода («океан», «стихия», «прилив», «неизмеримость волн»), земля («шар земной», «земная жизнь», «берег», «пристань»), воздух («сны», «небесный свод») – находятся в отношении противоборства и единства одновременно. Море ночное в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное» – символ стихии мироздания – становится воплощением движения, оно всегда разное, нетождественное самому себе в каждый миг. Космос и Хаос, слабость и величие человека, его страх перед ликом бездны и в то же время таинственное притяжение к ней – именно это открывается нам в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?». Мир в изображении Тютчева противоречив: враждебность мироздания, его хаос, мгла, страхи и тайны – и его величие, гармония в самой стихийности; Человек – песчинка перед ликом мироздания, он в разладе с собой и миром – и человек един со всем сущим, он неотъемлемая часть мироздания.
12.3. В чём заключается своеобразие конфликта пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»?
Что составляет конфликт пьесы Чехова “Вишневый сад”? На первый взгляд в произведении дана четкая расстановка социальных сил в русском обществе рубежа XIX—XX веков и обозначена борьба между ними: уходящее дворянство — Раневская и Гаев; поднимающаяся буржуазия — Лопахин; новые революционные силы, идущие им на смену, — Петя и Аня. Социальные мотивы присутствуют и в характерах действующих лиц: барская беспечность помещиков, их практическая беспомощность; буржуазная деловитость купца; открытость молодежи, устремленной в “светлое будущее”. Однако центральное с виду событие — борьба за вишневый сад — лишено того значения, какого, казалось бы, требует сама логика расстановки действующих лиц. Конфликт, основанный на противоборстве социальных сил, у Чехова приглушен. Драма жизни заключается в разладе самых существенных ее основ. И потому у всех героев пьесы есть ощущение временности своего пребывания в мире, чувство постепенного истощения и отмирания тех форм жизни, которые когда-то казались вечными. В пьесе все живут в ожидании надвигающегося рокового конца. Распадаются старые основы жизни и вовне, и в душах людей, а новые еще не народились.
Особенностью драматургии Чехова является то, что в его пьесах нельзя выделить главного героя. Вся система образов важна для раскрытия темы. Образы пьесы «Вишнёвый сад» представляют, с одной стороны, социальные слои России накануне перелома (дворянство, купечество, разночинская интеллигенция, отчасти крестьяне), с другой стороны — эти группы отражают прошлое, настоящее и будущее страны. Особое место занимает образ вишневого сада как олицетворение самой России.
12.4. Нужна ли современному читателю классическая литература?
Важность классической литературы для современного читателя можно доказать на примере произведений, которые затронули душу, ответили на важный вопрос, заставили задуматься над проблемой.
Тема чести и бесчестия поднята Пушкиным в «Капитанской дочке».
Тема патриотизма в произведениях о Великой Отечественной войне.
Нельзя пройти мимо поднимаемых Гоголем в повести «Тарас Бульба» проблем предательства или верности долгу, отцу и Отечеству.
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями 17.1 Какую роль в романе «Капитанская дочка» играют исторические персонажи? (ЕГЭ по литературе)«Капитанская дочка» — это последнее прозаическое произведение А. С. Пушкина, замысел которого возник в 1832, а законченный роман вышел в свет в 1936 году. Для его создания писатель обращался к справкам о пугачевском восстании. Рассмотрим, для чего писателю потребовалось задействование исторических лиц в произведении. Во-первых, благодаря этому происходит расширение художественного пространства. Произведение Пушкина становится не повестью, а историческим романом. В нем задействованы два мира — мир дворянский, в лице императрицы, и мир народный, во главе которого стоит «самозванец». Писатель изображает жизнь и интересы двух родовых сословий: утро Екатерины Второй в саду, бегство и шаткость состояния «вожатого», его неуверенность в своих «пугачевцах». Во-вторых, в образе Емельяна Пугачева автор олицетворяет народ. В интересах крестьян победить дворянский уклад жизни, для этого они прибегают к бунту. Писатель выдумывает в персонаже такую черту, как милосердие, чтобы спасти своего главного героя Петра Гринева от казни. Относясь с симпатией к Пугачеву, Пушкин предвещает поражение бунта, говорит о его бесперспективности и о гибели «шайки разбойников»: «Не приведи Бог, видеть русский бунт бессмысленный и беспощадный». В-третьих, образ Екатерины Второй олицетворяет власть. В персонаже императрицы автор создает ещё одного спасителя Петра Гринёва. Благодаря ей раскрывается смелость капитанской дочки, отважившейся поехать в Петербург просить «не правосудия», а милости» за молодого дворянина, чтобы спасти его от позора и вечной ссылки. Власть показана Пушкиным понимающей, способной помочь простому человеку. Таким образом, исторические персонажи в романе «Капитанская дочка» играют важную роль в развитии сюжета произведения и олицетворения системы власть — народ. С помощью них главные герои имеют возможность обрести семейного счастья. • К1 Соответствие сочинения теме и ее раскрытие –3/3 • К2 Привлечение текста произведения для аргументации – 2/3 • К3 Опора на теоретико-литературные понятия –2/2 • К4 Композиционная цельность и логичность –3/3 • К5 Соблюдение речевых норм – 2/3 Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ Эксперты сайта Критика24.ру Внимание!
|