какую роль в романе и с тургенева отцы и дети играют описания природы
Какую роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы? по роману Отцы и дети (Тургенев И. С.)
И. С. Тургенев – признанный пейзажист мировой литературы. Он гениально изображает психологию природы: она живет, дышит, меняется, гармонизируя с чувствами и переживаниями его героев. Тургеневские пейзажи имеют философскую направленность и часто символичны, связаны с вечными темами.
Несмотря на ярко выраженную проблематику «Отцов и детей», пейзажу в произведении отводится важная роль.
Эта же проблема стала вызовом для всей эпохи.
Пейзажи Тургенева пронизаны любовью к народу, к родине. Радостный весенней ландшафт с пробуждением природы после долгой спячки вносит надежду на скорое обновление жизни в стране. Самостоятельные пейзажные зарисовки подчинены композиционно основной идее произведения. В одиннадцатой главе через описание чудного летнего вечера автор показывает, насколько сильно природа влияет на душевное состояние человека, является источником эмоций, мыслей, воспоминаний. Автор как бы скрыто полемизирует с героем-материалистом уверенным, что «природа не храм, а мастерская».
В некоторых эпизодах пейзаж подчеркивает чувства тургеневских героев.
Описание «белой зимы с жестокой тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом…» в финале повествования гармонирует с настроениями Аркадия и Кати, Николая Кирсанова и Фенечки, соединивших браком свои судьбы. Все эти картины и короткие зарисовки пронизаны реализмом и поэтичностью. Чувствуется в них безграничная любовь к родной природе, выраженная через точно подобранные слова. В заключительном аккорде романа через описание пейзажа автор раскрывает жизнеутверждающую правду, неиссякаемую мощь природы, ее вечную красоту.
Таким образом, созданные Тургеневым картины природы исполняют разные функции, но все они наполнены философскими мотивами и связаны с идейным смыслом романа.
Сочинение: Роль пейзажа в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)
(527 слов) Не многие из нас обращали внимание на описание пейзажа в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Природа играет значительную роль в романе, как и во многих произведениях Тургенева и других авторов того времени. Отношение к ней характеризует героев с той или иной стороны, а значит, помогает выразить авторскую позицию. Описание пейзажа создает атмосферу, которая настраивает читателя на определенный лад и создает контекст для развития событий. Наконец, пейзаж передает настроение героев, а его описания позволяют лучше понять тех, кого он окружает. Разберем эти функции поподробнее.
В произведение «Отцы и дети» природа помогает некоторым героям отвлечься и переключить свое внимание с общественных проблем, насладиться красотой и гармонией. Их отношение к окружающему миру служит верной характеристикой, позволяющей нам разобраться в характере персонажа. Так, например, Аркадий любуется красотой наступающей весны, пробуждением природы и возрождением силы, и все его мысли о необходимости реформ и нигилизме постепенно ослабевают. На лоне деревенского пейзажа он постепенно забывал о столичных амбициях и отдалялся от Базарова. Таким образом, действие природы на Аркадия — это критерий, позволяющий нам определить его истинное отношение к взглядам своего приятеля. Кирсанов-младший, тонко чувствующий красоту пейзажа, не был потенциальным «разрушителем мира» и нигилистом. Природа и вечная красота окружающего мира противопоставляются социальным волнениям, теориям и различным укладам общества. Гармонию герои всегда ищут в окружающем природном мире. Отношение к нему помогает читателям лучше представить характер и самого персонажа. Невосприимчивые к красоте природы люди не способны сочувствовать поэзии и живописи. Тот же Базаров не мог наслаждаться пейзажем, а потому был глух к искусству: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» — говорил он.
Пейзаж в романе «Отцы и дети» не только характеризует героев, но и демонстрирует авторскую позицию. Если следить за сюжетом, то можно обратить внимание на то, что почти каждое столкновение антагонистов Базарова и Павла Петровича сопровождается подробным описанием природы. Она выступает непоколебимой и безмятежной красотой на фоне противоестественных поступков героев. Она подчеркивает суету и тщетность их споров. Она одним своим вечным величием опровергает их высокие заявления о будущем мира, который не угодит ни одному из них.
Роль пейзажа состоит и в демонстрации нужного контекста. Так, сад Анны Одинцовой, всегда одинаково подстриженный, всегда загнанный в рамки, всегда усеянный мертвыми статуями из мрамора, погружает читателя в сонную и однообразную атмосферу жизни героини. Она также загоняет свою женскую природу в узкие рамки комфорта и не позволяет сердцу выплеснуться в любви и заботе хоть о ком-нибудь, кроме себя самой.
Обращая внимание на последнюю главу романа, где описывается могила Базарова, мы можем наблюдать подробную картину пейзажа. Она словно теряется во времени и уходит в вечность, показывая читателю, что все человеческие теории – ничто, по сравнению с силами природы.
«Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце не скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят они нам, о том великом спокойствии «равнодушной » природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…»
Пейзажи, описания природы и окружающей действительности помогают Ивану Сергеевичу Тургеневу наполнить роман «Отцы и дети» не только социальными проблемами, но и вечными философскими вопросами поиска красоты и истины. Автор призывает читателей задуматься не только об общественных установках, проблемах и теориях, но и о жизни в целом, о ее ценности и безмятежности на фоне происходящих изменений среди множества людей.
Какую роль в романе и с тургенева отцы и дети играют описания природы
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
12.1. Каково отношение лирического героя М.Ю. Лермонтова к окружающему его обществу? (По двум–трём стихотворениям М.Ю. Лермонтова.)
12.2. Какую роль в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы?
12.3. В чём беда и в чём вина владельцев сада? (По пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».)
12.4. Прошлое России в литературе русской эмиграции.
Комментарии к сочинениям.
12.1. Каково отношение лирического героя М.Ю. Лермонтова к окружающему его обществу? (По двум — трём стихотворениям М. Ю. Лермонтова.)
Лермонтов — поэт тоски и отчаяния. На его творчестве отразился период николаевской реакции, время запретов, казней, ссылок, время крушения надежд и разочарований. Этот мир «рабов и господ» был глубоко отвратителен Лермонтову, а потому поэт был обречен на отверженное одиночество. Все темы лермонтовской лирики, будь то темы поэзии или темы родины, так или иначе сопряжены с мотивами одиночества, отверженности, непонятности.
Для анализа можно взять стихотворение «Выхожу один я на дорогу. », о котором Добролюбов сказал: «Шедевр, написанный кровью». В стихотворении этом звучит мотив усталости от горечи и разочарований. Поэт чувствует себя одиноким в пределах мироздания, вселенной.
Тема одиночества звучит и в «Думе», в которой поэт обличает свое поколение:
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно-малодушны,
И перед властию — презренные рабы.
12.2. Какую роль в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» играют описания природы?
Русский пейзаж в литературе появился давно и занял прочное место. В произведениях И. С. Тургенева пейзаж являет собой живой образ, это как бы еще один герой в системе персонажей «Отцов и детей».
В экспозиции романа начальный пейзаж, изображающий бедность, нищету, предопределяет тему всего произведения, приводит к мысли о необходимости изменения тех порядков, которые породили такое запустение.
Последний пейзаж — это «реквием» по Базарову. Лирической печалью и скорбными раздумьями наполнено все описание сельского кладбища, на котором похоронен Базаров. Этот пейзаж носит философский характер. Автор задумывается о вечной жизни и вечной природе, которая дает успокоение. Пейзаж в романе не только фон, но философский символ, пример истинной жизни.
По материалам http://www.litra.ru/composition/get/coid/00020301184864069482
12.3. В чём беда и в чём вина владельцев сада? (По пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад».
Легко и беззаботно протекала здесь жизнь многих дворянских поколений, обеспеченная трудом тех бессловесных, бесправных людей, которые насадили и взрастили его. С одной стороны, жизнь, лишенная забот о хлебе насущном, дает возможность дворянам отдаваться поэзии, искусству, любви, формируя высокообразованных, культурных людей. Но, с другой стороны, такое существование лишает их воли, настойчивости, умения приспосабливаться к различным жизненным обстоятельствам, чуткости и внимания к окружающим. Все перечисленные качества соединяются в образах Раневской и Гаева. Находясь на грани разорения, они вынуждены продать свое родовое имение, с которым связаны трогательные воспоминания о детстве, юности, былом благополучии и счастье. Уже сам этот факт говорит об экономическом крахе, который терпят герои, олицетворяющие дворянское прошлое России. И дело здесь не в легкомыслии, непрактичности или глупости разорившихся дворян, а в их обостренном чувстве прекрасного, которое не позволяет им погубить красоту, сделать из поэтического вишневого сада доходное коммерческое предприятие. Кризис дворянского сословия гораздо глубже. Оно утратило не только свое экономическое, но и общественное положение, ибо неспособно, как прежде, определять пути развития страны. Прекрасно сознавая свою никчемность, неприспособленность к жизни, эти милые, добрые и честные люди сами отдают вишневый сад новому хозяину.
12.4. Прошлое России в литературе русской эмиграции.
Писатели-эмигранты обращаются к прошлому России, России уходящей. В центре внимания ценности русской жизни: природные, бытовые и духовные.
В автобиографическом романе «Лето Господне» Иван Шмелев создаёт образ патриархальной России. «Христос проповедует лето Господне благоприятное» — это время спасения человечества христианской верой. Автор ведет повествование от лица мальчика Вани Шмелева. События их жизни людей передаются через даты православного календаря. Начинается с главы «Великий пост». Первый день поста — Чистый понедельник. Мальчик просыпается и понимает, что нужно готовить душу. Жить надо как его отец, дедушка и др. Постепенно Ваня ощущает себя частью православного мира, его основы таковы: вера и семья, церковь и дом. Начинает понимать, что у людей есть такой, выше всего на свете — Бог. Всю православную Россию олицетворяет Шмелев в образе Москвы — звуки ее колоколов звучат как «по-м-ни поомни». Шмелев затрагивает важную проблему — разрыв исторической памяти. Герою Шмелева всего 7 лет, но он понимает, что нужно не забывать обычаи предков, а принять их душой и жить по ним. Память и вера — вот что душу готовит!
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы |
---|---|
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие | |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне | 3 |
Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне | 2 |
Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно | 1 |
Тема не раскрыта | 0 |
2. Привлечение текста произведения для аргументации | |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют | 3 |
Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки | 2 |
Для аргументации текст привлекается на уровне общих рассуждений о его содержании (без анализа важных для раскрытия темы сочинения фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п.) ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена И/ИЛИ допущены три фактические ошибки | 1 |
Суждения не аргументируются текстом произведения(-ий) ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки И/ИЛИ авторская позиция искажена | 0 |
3. Опора на теоретико-литературные понятия | |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 3 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют | 2 |
Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, но не использованы для анализа текста произведения(-ий) И/ИЛИ допущена одна ошибка в использовании понятий | 1 |
Теоретико-литературные понятия не включены в сочинение ИЛИ допущено более одной ошибки в использовании понятий | 0 |
4. Композиционная цельность и логичность | |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов | 3 |
Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны между собой, внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы | 2 |
В сочинении прослеживается композиционный замысел, есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями Природа в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)Сочинение на тему «Природа в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев)» раскрывает роль пейзажа в произведении известного писателя и его мастерство в описании картин окружающего мира. Многие истинные почитатели таланта И.С. Тургенева привыкли к тому, что в его произведениях часто встречаются описания природы. Писатель, бывший заядлым охотником, немало времени проводил на лоне природы, умел ее понимать. Он любил родную землю, восхищался ее очарованием и прелестью, не зря писателя называют мастером пейзажей. Природа в романе «Отцы и дети» — это не просто фон, на котором происходят все описываемые действия. Это что-то вроде талантливого актера, играющего свою партию на сцене театра. В одних случаях картины природы помогают понять идейный замысел романа, в других – лучше узнать героев произведения, а в третьих — узнать отношение автора к происходящим событиям или героям. Первый пейзаж читатель видит глазами Аркадия Кирсанова, когда герой направляется из постоялого двора в Марьино, имение Кирсановых. За окном экипажа мелькает неяркий, неброский деревенский пейзаж: поля, тянувшиеся до самого горизонта, небольшие лесочки с низким кустарником, овраги, речки, пруды с «худыми плотинами», а также бедные деревеньки с низкими, темными избами с почти полностью разметанными крышами, полуразвалившиеся сарайчики со стенами, сплетенными из хвороста, неухоженные церкви и разоренные кладбища. Дополняют эту невеселую картину тощие мужички на еле живых клячонках, исхудалые за зиму коровы и ракиты, которые автор сравнивает с нищими в лохмотьях. Автор не скупится на подробности в описании этих безрадостных картин, обнажающих ужасающую нищету русского крестьянства. Не радует такой пейзаж сердце Аркадия, кажется ему, что вместо весеннего дня появился призрак злой и безотрадной зимы, и герой делает вывод, что этому небогатому краю необходимы решительные преобразования. Этот пейзаж тесно связан с идейным содержанием произведения: он передает состояние крепостных крестьян в современной для И.С. Тургенева России. Автор наталкивает читателя на такую же мысль, что и у Аркадия: назрела пора для необходимых преобразований. Однако пока Аркадий размышляет, как приступить к реформам, как их исполнить, картины природы меняются на весенние, будто за время размышлений героя весна успела победить призрак зимы и вступала свои права: вокруг все зеленело, теплый ветерок ласкал травы, кусты, деревья; звонко заливались жаворонки, кричали чибисы, важно прогуливались грачи в яровых хлебах. Ощущение трагизма ситуации постепенно исчезает, уступая место очарованию красотой природы. Меняется настроение героя, Аркадий скинул шинель и молоденьким веселым мальчиком посмотрел на отца. И у читателя появляется надежда на то, что грядут большие и положительные перемены. Природа в романе служит и для характеристики героев. Николай Петрович – человек не совсем хозяйственный, но душевный, романтичный. Описывая имение Кирсановых, автор говорит, что хозяин разбил сад, но деревца приживались плохо, в выкопанных прудах набралось мало воды, а в колодцах она была солоноватой. Самым замечательным местом была беседка, вокруг которой разрослись сирень и акация. Это указывает на то, что Николай Петрович мало приспособлен для хозяйственной деятельности, его больше привлекает духовное, поэтому беседка – место отдыха, чаепитий и задушевных бесед – выглядит ярким пятном на фоне скудного пейзажа имения. Писатель не раз подчеркивает, что Николай Петрович любит природу, в ней он находит успокоение для своей души и мыслей, барин умеет наблюдать и замечать всю красоту и прелесть окружающего мира. Он человек сентиментальный и мечтательный. После спора Павла Петровича и Базарова Николай Петрович выходит в сад, размышляет об отношениях с сыном и любуется природой. Вокруг виднелись неподвижные поля, солнце уже заходило, и его лучи будто в последний раз хотели поласкать рощу, летали ласточки, пчелы жужжали в кустах сирени. И глядя на всю эту красоту, Николай Петрович не соглашался с Базаровым, который утверждал, что природа не храм, а мастерская. В этом и сам автор, и читатель солидарны с Николаем Петровичем. Пейзаж характеризует не только Кирсанова, но и Анну Сергеевну Одинцову. В ее саду читатель видит желтую каменную церковь под зеленой крышей, белые колонны с фресками над входом, смуглого воина в шишаке, господский дом в Александровском стиле, выкрашенный желтой краской, белые колонны, фронтон дома с гербом. С обеих сторон господского дома росли темные деревья и ровные ряды стриженых елок. От этой картины веет искусственностью и театральностью, в ней нет ничего живого, точно так же, как нет никаких живых чувств у Анны Сергеевны. Она строга и холодна, ее жизнь катится, будто по рельсам, и менять маршрут своей судьбы и пустить в свое сердце какие-то новые эмоции она не желает. Дороже всего на свете для нее спокойствие, поэтому Одинцова остается равнодушной к чувствам Базарова. Любовь одаривает Евгения удивительной способностью смотреть на природу другими глазами, видеть то, что было скрыто от его глаз до этого. Он оказывается не таким черствым и рациональным, каким казался до этого: с возлюбленной он чувствует, как темным небом глядит в комнату мягкая ночь, как свежий запах чистого воздуха врывается в раскрытое окно, за которым слабо шумят деревья. Не оставляют читателя равнодушным и финальные строчки произведения, которые описывают кладбищенский пейзаж. Он имеет печальный вид: канавы, его окружающие, давно заросли, деревянные кресты посерели и поникли, ощипанные деревца совсем не дают тени, и только овцы бродят среди могил безвозбранно. Эта унылая картина передает всю скорбь стареньких родителей Евгения Базарова, которые часто приходят на могилу сына, плачут и молятся о нем. В этом же описании мысли автора обретают философские глубины. Писатель размышляет о судьбе своего героя, о вечной жизни и вечной природе, дает оценку идеалам Базарова. Человек приходит в этот мир со своими взглядами и идеями только на время, он не вечен, вечна только природа, и цветы, растущие на могиле нигилиста Базарова, свидетельствуют о «вечном примирении и жизни бесконечной», а также о торжестве природы. Итак, природа в романе играет огромную роль: она отражает взгляды как самого писателя, так и героев произведения, характеризует персонажей, описывает их душевные переживания и психологическое состояние. Роль описания природы в романе «Отцы и дети» (Тургенев И. С.)Всё меньше и меньше современные авторы в своих произведениях уделяют внимание описанию природы, что отображается на качестве их работ. Но в классических произведениях мы можем насладиться описанием и лесов, и полей, и садов и всего того, что мы привыкли называть «природой». Так, роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» не становится исключением, а напротив, роль описания природы в нём очень велика и напрямую связана с идейным замыслом романа – конфликтом поколений, недовольством политической ситуацией в России и просто передачей настроения героев и обстановки, в которой они находятся. Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ Эксперты сайта Критика24.ру Действия романа начинаются весной, когда всё уже окончательно проснулось ото сна. Тургенев начал описывает не самые живописные места, которые к тому же изуродованы бедностью и неспособностью к должному восстановлению: «Деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся сарайчики». На фоне всего этого автор знакомит нас с главными героями – Евгением Базаровым, Аркадием Кирсановым, которые презрительно и несколько высокомерно относятся к подобным пейзажам, и Николаем Петровичем, которого это не удивляет и не возмущает. Данное описание природы играет огромную роль в понимании романа, оно кратко и чётко объясняет нам отношение молодежи, то есть Детей, и старшего поколения Отцов к существующему на тот момент в России строю, на состояние которого намекает природа. Также этот фрагмент позволяет понять причину конфликта двух поколений, которая выражается в обыкновенном непонимании друг друга. В данном случае, Николай Петрович, относясь к поколению Отцов, не понимает, что может не устраивать Детей в этом пейзаже. Но при всём этом, показывая плохие стороны жизни в России XIX века с помощью природы, Тургенев не забывает восхититься русскими пейзажами, пусть даже они в запущенном состоянии: «всё…золотисто зеленело, всё широко и мягко волновалось лоснилось под теплым дыханием теплого ветерка», «Красиво чернея,… гуляли грачи», повсюду… заливались жаворонки»…. Это говорит об отношении автора к своей Родине и огромном желании сделать жизнь в ней лучше. И именно описание природы даёт нам разобраться в этом. Другим примером, доказывающим мою точку зрения, может послужить описание природы перед дуэлью Павла Петровича Кирсанова, дяди Аркадия, и Евгения Базарова. Эти две волевые, сильные личности, относившиеся к разным поколениям, также по-разному оценивали мир, из-за чего и произошла дуэль. Глупость такого метода решения конфликта автор показывает снова, используя природу: «Утро было славное, свежее…», «…маленькие пестрые тучки стояли барашками…», «…со всего неба сыпались песни жаворонков». Перед возможным убийством или ранением, то есть перед чем-то страшным и жестоким Тургенев описывает, как блестит солнышко, как поют птички и остальные прелести утра в Марьино. Таким приемом он показывают всю ту нелепость, на которую пошли Базаров и Кирсанов, дабы решить их спор. Важность описание природы заключается в том, что писатель с её помощью показывает, что герои избрали неверный способ и просто дуэлью нельзя загасить такую огромную и вечную проблему, как конфликт Отцов и детей. Таким образом, И. С. Тургенева можно назвать настоящим художником, ибо его словесные пейзажи как нельзя лучше выполняют свои функции: раскрывают смысл произведения, характеры героев и настроение обстановки. Абсолютно точно, что роль описания в романе «Отцы и дети» настолько огромна, что, убрав его, произведение станет непонятным, блеклым и скучным. Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем Чтобы вывести это сочинение введите команду /id69267
|