какую роль в подготовке прихода к власти партии большевиков сыграли ее лидеры ленин и троцкий
Октябрьская революция 1917 года
Февральская революция прошла без активного участия большевиков. В рядах партии состояло мало людей, а лидеры партии Ленин и Троцкий находились за рубежом. Лени прибыл в мятежную Россию 3 апреля 1917 года. Им были правильно поняты основные принципы, по которым дальше будет развиваться сценарий. Ленин прекрасно понимал, что Временное правительство не в силах сдержать обещания закончить войну и раздать землю. Это в самые короткие сроки должно было поднять людей на новый мятеж. Октябрьская революция 1917 года перешла в этап подготовки.
К концу августа 1917 года в стране сложилась ситуация, когда народ потерял веру во Временное правительство. В городах активно проходили манифестации против Правительства. Рост доверия народа к большевикам рос. Ленин дал россиянам простоту. Простые тезисы большевиков содержали именно те пункты, которые хотели видеть люди. Приход Большевиков к власти казался тогда весьма вероятным. Это знал и Керенский, который всеми силами противостоял Ленину.
Приход большевиков к власти
РСДРП(б), как называлась партия большевиков, активно стала расширять свои ряды. Люди с энтузиазмом вступали в партию, которая обещала навести в стране порядок и раздать землю народу. К началу февраля численность партии РСДРП(б) не превышала 24 тысяч человек по всей стране. К сентябрю это число составляло уже 350 тысяч человек. В сентябре 1917 года произошли новые выборы в Петроградский совет, на которых представители РСДРП(б) получили большинство. Сам же Совет возглавил Л.Д. Троцкий.
В стране росла популярность большевиков, их партия пользовалась народной любовью. Медлить было нельзя, Ленин решил сосредоточить власть в своих руках. 10 октября 1917 года В.И. Ленин провел тайное заседание Центрального Комитета своей партии. На повестке дня был только один вопрос, возможность вооруженного восстания и захвата власти. По итогам голосования 10 человек из 12 проголосовали за вооруженный захват власти. Противниками этой идеи были только Зиновьев Г.Е. и Каменев Л.Б..
12 октября 1917 года при Петроградском Совете был создан новый орган, получивший название Всероссийского Революционного Комитета. Октябрьская революция 1917 года была полностью разработана этим органом.
Борьба за приход большевиков к власти подошла к активной стадии. 22 октября революционный комитет направляет своих представителей во все гарнизоны Петропавловской крепости. По всему городу были расставлены трибуны, с которых выступали лучшие ораторы большевиков.
Временное правительство, видя явную угрозу со стороны большевиков, с помощью полиции закрыло типографию, которая печатала всю большевистскую печатную продукцию. В ответ на это Революционный Комитет привел все подразделения Гарнизона в боевую готовность. Ночью 24 октября началась Октябрьская революция 1917 года. За одну ночь большевики захватили весь город. Сопротивлялся только Зимний дворец, но и он капитулировал 26 октября. Октябрьская революция 1917 года не была кровавой. Люди, в большинстве своем, сами признавали власть большевиков. Общие потери восставших составили всего 6 человек. Таким образом состоялся приход большевиков к власти.
Без сомнения Октябрьская революция 1917 года была продолжением февральской революции, но с рядом изменений. Февральская революция была в большей части своей стихийной, в то время, как октябрьская революция была тщательно спланирована. Смена политического режима и приход большевиков к власти ударили по международному авторитету страны. В стране была «разруха». Новой власти требовалось в короткие сроки восстановить все то, что было разрушено в результате революции.
Источники и дополнительный материалпо теме:
Приход большевиков к власти: причины и последствия
Содержание:
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Первые декреты советской власти. Учредительное собрание.
События, произошедшие в 1917 году, являются любимым предметом споров некоторых историков. Почему именно большевики пришли к власти? Почему октябрьская революция завершилась успехом для большевиков? Можно ли было избежать вооруженного захвата власти? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно отследить начало событий, повлиявших на приход большевиков к власти.
Предпосылки Октябрьской революции 1917 года
Во время Первой мировой войны народ ощущал на себе тяжесть нехватки продовольствия. Возмущения постепенно нарастали и к концу февраля 1917 года переросли в открытые митинги. 23 февраля началась Февральская революция. Рабочие объединились с солдатами, антиправительственные митинги захлестнули всю страну. Военные силы, оставшиеся на стороне царя, физически не могли ничего предпринять из-за малочисленности и дезорганизации.
2(15) марта Николай II отрекся от престола, а впоследствии был арестован. Представители буржуазии сформировали Временное правительство. Параллельно меньшевики и эсеры сформировали Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов. Возникло двоевластие.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти
В начале 1917 года большевики, в отличие от других левых партий, не имели большого влияния. Однако ситуация начала постепенно меняться после возвращения 3 апреля из Цюриха лидера партии Владимира Ленина. Он сразу установил цель для своей партии – захват власти.
Большевики при двоевластии
Сначала предполагалось использование мирных средств. Благодаря дискредитации Временного правительства, антивоенной пропаганде партия большевиков наращивала своё влияние. Большевистская партия защищала интересы рабочих, крестьян, солдат. Поэтому ставка была на поддержку народа.
Также на рост популярности партии влияли ошибки конкурентов. Например, лидеры Временного правительства Милюков и Гучков открыто высказывали намерение вести войну до победного конца. Солдаты и рабочие, уставшие от войны, открыто высказывали протесты.
Социально-экономическое положение в стране только ухудшалось, из-за чего Временному правительству приходилось предпринимать меры не в пользу народа – режим жесткой экономии и принудительное изъятие продуктов. Эти действия привели к кризису Временного правительства. На фоне этого кризиса влияние большевиков росло. Первоначальная тактика достижения власти состояла в достижении большинства мандатов в Советах всех уровней.
Поначалу большевики планировали захватить власть мирным путём, приобретая все большую популярность у рабочих и солдатов. Они использовали лозунги «Вся власть Советам!» и «Долой Временное правительство». Однако эти лозунги не могли не спровоцировать конфликт между большевиками и другими лидирующими партиями – меньшевиками и эсерами.
К лету 1917 года антиправительственные настроения усилились. Проходили массовые демонстрации во многих городах. 4 июля произошла демонстрация в Петрограде. 5 июля прибывшие воинские части разогнали демонстрантов. С этого момента положение большевиков было объявлено нелегальным.
Большевики при единоличной власти Временного правительства
Стало понятно, что мирного захвата власти не получится. В большевистской партии началась подготовка к вооруженному свержению власти.
Тем временем, положение в стране ухудшалось. Росли цены, обесценивались бумажные деньги, наблюдалось резкое падение уровня жизни. На фоне этого популярность большевиков продолжала быстро расти. На их сторону переходило все больше рабочих и солдатов.
В начале осени большевики получили большинство мест сначала в Петроградском, а затем и в Московском Совете. Это создало необходимые предпосылки для вооруженного захвата власти. В начале октября по инициативе Троцкого был создан Военно-Революционный комитет. Он стал штабом революции.
Ночью 24 октября солдаты стали захватывать стратегически важные пункты города: телеграф, почту, мосты, вокзалы. Затем начался штурм Зимнего Дворца. Наутро 25 октября большевики овладели столицей. Лидер Временного правительства Керенский бежал из города еще до начала штурма. Остальные члены Временного правительства были арестованы.
Первые декреты Советской власти
25-27 октября 1917 года прошел II съезд Советов. На нём были утверждены первые декреты Советской власти. Они включали в себя:
«Декрет о мире» | Правительство приняло решение о немедленном выходе из войны. |
«Декрет о земле» | Объявлялась национализация всей земли, отмена частной собственности на землю, отмена применения наемного труда, запрещение аренды земли. |
«Декрет о власти» | Была утверждена система, согласно которой власть принадлежала центральным и местным Советам. Законодательными полномочиями был наделен Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК). |
7 ноября 1917 года был основан Совет народных комиссаров (Совнарком), представляющий новое правительство.
После получения власти большевики немедленно перешли к репрессиям. Противники Советской власти устранялись, партии оппонентов были запрещены. Для борьбы с противниками новой власти была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК) во главе с Дзержинским.
Однако Всероссийский Цетральный Исполнительный Комитет союза железных дорог предъявил требования, чтобы в правительстве находились представители и других партий. Большевики, избегая обострения ситуации, вынуждены были уступить. После этого в Совнарком вошло 7 левых эсеров.
Учредительное собрание
Учредительное собрание – представительный орган, определяющий государственное устройство России. Выборы в Учредительное собрание происходили в ноябре 1917 года. Победителями оказались эсеры. Они получили 412 мест. Большевики оказались вторыми с результатом 183 места. Таким образом, в Учредительном собрании образовалось антисоветское настроение.
Представительный орган начал работать в январе. Идея социалистического выбора и диктатура пролетариата была отвергнута им сразу. Реакция большевиков была незамедлительной. Они разогнали Учредительное собрание и жестоко подавили демонстрации в поддержку органа. Эти действия обострили ситуацию в стране.
После разгона Учредительного собрания состоялся переезд советского правительства в Москву. После этого появилась «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» с изложенными основами советской власти.
Когда все нюансы внутренней политики были решены, большевики приступили к решению вопросов внешней политики. Правительство выступило с предложением о мире. На предложение откликнулась Германия. 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир.
Эсеры были против этого, т. к. это повлекло за собой большие территориальные потери для страны. После подписания мира в стране начался рост антисоветских настроений.
Незавершенность февральской революции была очевидна. Поэтому события, происходившие с февраля по октябрь 1917 года, принято считать единым революционным процессом. Это был процесс получения власти большевиками и логическое завершение Февральской революции.
Заклятые друзья
Восстановим хронику их «заклятой дружбы», предоставив читателям делать выводы.
Эпизод первый. Знакомство
1902 год. Троцкий бежит из ссылки и направляется в Лондон, на квартиру к Ленину. В своей автобиографии Лев Давидович так описал их первую встречу:
И отношения двух революционеров резко испортились.
Эпизод второй. Расхождение
Но это стало только началом непримиримой полемики вождей.
Но происходит обратное. Эмигрантские фракционные противоречия мгновенно теряют актуальность на фоне разлома империи.
Эпизод третий. Союз
Троцкий и его единомышленники не сразу приняли решение присоединиться к большевикам. Но как только в июле 1917 года это случилось, вчерашние недруги стали союзниками. Одно из свидетельств тому Лев Троцкий оставил в «Моей жизни»:
Впоследствии Троцкий неоднократно цитировал характеристику, данную ему Лениным 1 ноября 1917 года, когда встал вопрос о невозможности коалиционного правительства с другими социалистами: «Не было лучшего большевика».
По сути, это был карт-бланш, высшая санкция на любые распоряжения, какую только можно было получить в Советской России. Конечно, Троцкий, власть которого мало в чем уступала ленинской, в такой бумаге не нуждался. Но это был символический жест в поддержку военного администратора и руководителя Красной армии, находившегося под огнем критики со стороны группы большевиков, включавших Сталина.
Вряд ли что-то может свидетельствовать лучше и о политической близости двух вождей, и об их доверительных человеческих отношениях.
Правда, в ходе «профсоюзной дискуссии» 1920-1921 годов Троцкий и Ленин вновь образовали конкурирующие фракции. Но уже в конце 1922 года, по косвенным данным, они создали политический «блок», направленный против набиравшего влияние Сталина. Болезнь Ленина не позволила «блоку» состояться на деле.
В так называемом «Завещании», написанном в конце 1922 года и уже после смерти Ленина в 1924 году зачитанном Крупской делегатам XIII партийного съезда, Ленин предельно откровенно охарактеризовал сильные и слабые стороны человека, с которым прошел и огонь, и воду, и медные трубы:
Переживший Ленина на шестнадцать лет Троцкий всю оставшуюся жизнь пытался доказать, что именно он был верным соратником Ильича.
1. Троцкий Л. Моя жизнь. М., 1991. С. 145.
4. Троцкий Н. Наши политические задачи. Женева, 1904.
6. Ленин В.И. ПСС. М., 1973. Т. 20. С. 96.
7. Альфа [Троцкий Л.Д.] Последняя фальсификация сталинцев // Бюллетень оппозиции (большевиков-ленинцев). 1932. N 32. С. 22-23.
8. То есть вымышленные разногласия.
9. Троцкий Л. К истории русской революции. М., 1990. С. 117.
10. Ленин В.И. ПСС. М., 1970. Т. 49. С. 390.
11. Троцкий Л. Моя жизнь. С 317.
12. РГАСПИ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 27058. Л. 1. Электронный образ документа доступен по адресу: http://lenin.rusarchives.ru/dokumenty/obrashchenie-vi-lenina-k-rukovodyashchim-rabotnikam-o-podderzhke-resheniya-ld-trockogo-na
13. Ленин В.И. ПСС. М., 1970. Т. 45. С. 345.
Методическая разработка по истории для ССУЗов Октябрьская революция 1917 года
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Почему мы изучаем историю? Во-первых, история Отечества, история России ставит себе целью показать место и роль её народов в мировом развитии, помогает нам постигнуть своё особое место в длинной череде человеческих поколений. Во – вторых, история показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира. История должна нам дать точные ориентиры относительно нашего собственного народа. Она должна вызвать наше уважение и восхищение его достойными делами и чувства сожаления и осуждения его деяниями дурными и постыдными. История должна и может дать спокойный и честный ответ на вопрос – что составляет гордость и славу на жизненном пути народов, а что бесчестье и позор. Знать прошедшее – значит, во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история – это учитель жизни». Поэтому дисциплина «История» является обязательной и включена в программу 1 курса всех специальностей ССУЗов. В предложенной методической разработке рассматривается тема «Октябрьская революция 1917 г.», она предусмотрена в рабочей программе и рассчитана на 2 часа.
Октябрьская социалистическая революция принадлежит к числу таких тем, которые привлекали и привлекают наибольшее внимание зарубежной и российской историографии, ведь именно в результате победы Октябрьской революции коренным образом изменилось положение всех классов и слоев населения, их партий. Большевики стали правящей партией, возглавлявшей работу по созданию нового государственного и общественного строя.
Эта революция оказала громадное влияние на развитие России и всего мира в 20 в. Существует широкий спектр оценок Октябрьской революции как национальной катастрофы, приведшей к значительным жертвам и установлению тоталитарной системы, до апологетических утверждений о том, что революция была попыткой создания социализма как демократического строя социальной справедливости. Поэтому необходимо студентам объяснять данную тему объективно, «не впадая крайности», дать им возможность самим попытаться дать оценку этим событиям.
Тема урока: «Октябрьская революция 1917 г.»
Тип урока: сообщение новых знаний
Рассмотреть причины, ход и результаты Октябрьской революции 1917г.
Познакомить студентов с декретами II Съезда Советов
Познакомить студентов с главными решениями II Съезда Советов
Подвести учащихся к пониманию сути изменений во взглядах руководства партии большевиков на судьбу Учредительного собрания
Продолжить работу над развитием у студентов умения анализировать исторические документы, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы..
Способствовать укреплению внутренней потребности к знаниям.
Продолжить работу над развитием познавательного интереса студентов к истории.
Воспитание у студентов чувства национальной гордости, патриотизма.
Средства обучения: словесные, образные (наглядные и личность преподавателя), деятельностные ( познание, общение).
по источнику знаний: словесные (лекция, работа с историческим документом), наглядные (демонстрация портретов деятелей Октябрьской революции);
по способу мыслительной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный.
раздаточный материал (декреты II Съезда Советов).
Организационный момент в т.ч. приветствие, отметка присутствия студентов, тема, цели урока
Актуализация опорных знаний студентов и проверка домашнего задания
Изучение нового материала:
Октябрьское вооружённое восстание
11 Съезд Советов – 25 октября 1917 года.
Первые декреты советской власти.
Причины роспуска Учредительного собрания.
Создание советской государственности.
Первые преобразования Советской власти в сфере экономики
Выставление оценок и подведение итогов
“ Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает многих; она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимым недостойных; но это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного шума. Гул этот все равно о великом.”
(Из статьи А. Блока “Интеллигенция и революция”)
1. Организационный момент.
2.Актуализация опорных знаний студентов и проверка домашнего задания
Два студента получают карточки (см. Приложение № 1), а пока они готовят развёрнутый ответ, остальные студенты выполняют тестовое задание (см. Приложение № 2).
3 Изучение нового материала.
Лекция ( см. Приложение № 3)
Октябрьское вооружённое восстание
11 Съезд Советов – 25 октября 1917 года.
Первые декреты советской власти.
Причины роспуска Учредительного собрания.
Создание советской государственности.
Первые преобразования Советской власти в сфере экономики
Первые декреты советской власти студенты изучают самостоятельно, анализируя исторические документы (см. Приложение № 4)
Беседа по вопросам к документам:
-Какое значение имело принятие декрета «О мире»?
— Почему декрет «О мире» принимается одним из первых на 11 Съезде Советов?
— Как большевики предложили решить аграрный вопрос?
— Какие функции должны были выполнять новые органы власти ВЦИК и СНК?
— Какие принципы национальной политики провозгласила новая власть?
Дополнительно к этому можно сообщить студентам о создании позже ВЧК, о ликвидации сословного деления общества, об отделении от государства и школы церкви.
Причины роспуска Учредительного собрания – сообщение студента
Прослушав сообщение, студенты должны выписать в тетрадь причины роспуска Учредительного собрания большевиками.
Проверка записей в тетрадях.
Отказ Учредительного собрания принять требования большевиков о признании существующего правительства, его декретов и политику как реальность.
Отказ Учредительного собрания обсудить Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа.
Разгон воинскими частями, поверившими большевикам, демонстрации сторонников Учредительного собрания в Петрограде.
4. Повторение нового материала.
Студенты отвечают на вопросы преподавателя ( см. Приложение № 5)
5. Домашнее задание
6. Выставление оценок подведение итогов.
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развёрнутый ответ на него:
— Каковы причины и итоги Февральской 1917 г. революции в России?
б) Для этого подумайте и поразмыслите:
Как изменилась ситуация (экономическая, политическая) в стране в период участия России в первой мировой войне?
Что означает понятие «министерская чехарда»?
Был ли решён аграрный вопрос в России к февралю 1917 года?
Чем был вызван рост цен на товары народного потребления?
Почему начались перебои в снабжении продуктами питания жителей крупных городов?
Какие события стали поводом к массовым беспорядкам в Петрограде 23 февраля 1917 года?
Какая форма правления установилась в России в результате Февральской революции?
В чём сущность двоевластия?
Какие демократические свободы получили граждане России в ходе Февральской 1917 года революции?
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развёрнутый ответ на него:
— Каковы причины прихода большевиков к власти в октябре 1917 года?
б) Для этого подумайте и поразмыслите:
Как лидеры большевиков предлагали решить аграрный вопрос в случае прихода их к власти?
Какой смысл вкладывал Ленин в идею «организации контроля над общественным производством»?
Какие обещания давали большевики солдатам, находящимся на фронтах первой мировой войны?
Каковы главные причины апрельского, июньского и июльского кризисов Временного правительства?
Какую роль в подготовке прихода к власти партии большевиков сыграли её лидеры – Ленин и Троцкий?
1. Когда началась Февральская 1917 года революция в Петрограде?
2. Какие события стали поводом для массовых беспорядков в феврале 1917 года в Петрограде?
а) демонстрация женщин в честь Международного женского дня
б) увольнение с Путиловского завода 30000 забастовавших рабочих
в) выступление солдат Петроградского гарнизона
3. Каковы главные итоги февральской революции?
б) возникло двоевластие
в) началась демократизация страны
г) произошёл созыв Учредительного собрания
4. Какие два органа власти появились в Петрограде в ходе Февральской революции?
а) Учредительное собрание
б) Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов
в) Временное правительство
г) Государственный Совет
5. Каково значение приказа № 1?
а) установление диктатуры пролетариата
б) началась демократизация армии
в) была ликвидирована Государственная дума
6. Какие изменения внесла в жизнь России Декларация Временного правительства, принятая 3 марта 1917 года?
а) ввела широкие гражданские права и свободы
б) обеспечила крестьян землёй
в) вывела Россию из первой мировой войны
7. Что явилось главной причиной апрельского кризиса Временного правительства?
а) нота Милюкова о продолжении войны
б) выступление Ленина на 1 Съезде Советов
в) прорыв на фронте генерала Брусилова
8. Когда Россия была объявлена республикой?
а) 1 августа 1917 года
б) 1 сентября 1917 года
в) 1 марта 1917 года.
Ключи к тесту: 1-а; 2-а, б; 3-а, б; 4-б, в; 5-б; 6-а; 7-а; 8-б.
а) Декрет 11 Всероссийского съезда Советов «О мире».
Рабочее и крестьянское правительство, созданное революцией 24 – 25 октября и опирающиеся на Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, предлагает всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом, демократическом мире.
б) Декрет 11 Всероссийского съезда Советов «О земле»
Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные, со всем их живым и мёртвым инвентарём, усадебными постройками и принадлежностями переходят в распоряжение Волостных Земельных Комитетов и Уездных Советов Крестьянских Депутатов, впредь до разрешения Учредительным собранием вопроса о земле.
Крестьянский наказ о земле
Самое справедливое разрешение земельного вопроса должно быть таково:
1) Право частной собственности на землю отменяется навсегда; земля не может быть ни продаваема, ни покупаема, ни сдаваемая в аренду либо в залог, ни каким-либо другим способом отчуждаема. Вся земля: государственная, удельная, кабинетская, монастырская, церковная, посессионная, майоратная, частновладельческая, общественная и крестьянская и т.д., отчуждается безвозмездно во всенародное достояние и переходит в пользование всех трудящихся на ней.
6) Право пользования землёю получают все граждане (без различия пола) Российского государства, желающие обрабатывать её своим трудом, при помощи своей семьи или в товариществе, и только до той поры, пока они в силах её обрабатывать. Наёмный труд не допускается.
7) Землепользование должно быть уравнительным, т.е. земля распределяется между трудящимися, смотря по местным условиям по трудовой или потребительской норме.
8) Вся земля, по её отчуждении, поступает в общенародный земельный фонд. Распределением её между трудящимися заведуют местные и центральные самоуправления.
Земельный фонд подвергается периодическим переделам в зависимости от прироста населения и поднятия производительности и культуры сельского хозяйства.
Все содержащееся в этом наказе, как выражение безусловной воли огромного большинства сознательных крестьян всей России, объявляется временным законом, который впредь до Учредительного Собрания проводится в жизнь по возможности немедленно.
в) Постановление 11 Всероссийского съезда Советов «Об образовании рабочего и крестьянского правительства»
Образовать для управления страной, впредь до созыва Учредительного собрания, временное рабочее и крестьянское правительство, которое будет именоваться Советом Народных Комиссаров. Заведование отдельными отраслями государственной жизни поручается комиссиям, состав которых должен обеспечить проведение в жизнь провозглашённой съездом программы, в тесном единении с массовыми организациями рабочих, работниц, матросов, солдат, крестьян и служащих.
Контроль над деятельностью Народных Комиссаров и право смещения их принадлежит Всероссийскому съезду Советов Рабочих, Крестьянских и Солдатских Депутатов и его Центральному Исполнительному Комитету.
г) Декларация прав народов России
2 ноября 1917 года
Съезд Советов в июне этого года провозгласил право народов России на свободное самоопределение.
Второй съезд Советов в октябре этого года подтвердил это неотъемлимое право народов России более решительно и определённо.
Исполняя волю этих съездов, Совет Народных Комиссаров решил положить основу своей деятельности по вопросу о национальностях России следующие начала:
1) Равенство и суверенность народов России.
2) Право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.
3) Отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений.
4) Свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп, населяющих территорию России.
Октябрьское вооруженное восстание и первые мероприятия Советской власти
1. Вооруженное восстание в Петрограде
1.1. Причины вооруженного восстания . За восемь месяцев правления буржуазного правительства военное положение страны ухудшилось, ослабли ее международные позиции, Россия оказалась в состоянии общенационального (экономического, политического, социального) кризиса, углубленного продолжавшейся войной. Правительство не осуществило радикальных изменений полукрепостнических отношений в деревне, не сумело стабилизировать положение на национальных окраинах. Власти потеряли авторитет в стране. Обострились противоречия между партиями и внутри них. Острый характер приобрела борьба между правительственными структурами и большевизирующимися Советами, к которым переходила реальная власть. В этих условиях большевистская партия, связанная с городскими низами, солдатскими комитетами, получила возможность, используя популярные лозунги, возглавить стихию народной борьбы.
1.2. Ленинский план вооруженного восстания. В сентябре В.И. Ленин в письмах в ЦК (Большевики должны взять власть, Марксизм и восстание) выдвинул задачу взятия власти вооруженным путем, предложил технический план осуществления восстания. ЦК РСДРП(б) принимает решение не рассылать ленинские письма по организациям, копии уничтожить, сохранив лишь один экземпляр. Преобладающее большинство фракций большевиков в Советах решило участвовать в работе Демократического совещания. В результате В.И. Ленин в ультимативной форме заявляет о выходе из ЦК, оставляя за собой право на свободную агитацию в низах партии и на предстоящем съезде. Одновременно, не дожидаясь решения ЦК, он перебирается ближе к столице, в Выборг.
1. 5. Ход октябрьского вооруженного восстания . Действия правительства облегчали большевикам задачу проводить первые военные мероприятия под лозунгами защиты своих прав и прав Советов. Воспользовавшись приказом властей о выводе части Петроградского гарнизона на фронт, Л.Д. Троцкий объявил о начале выступления контрреволюционных сил. Утром 24 октября было подготовлено Предписание 1 для комиссаров ВРК о приведении частей в боевую готовность. Под предлогом необходимости обороны и защиты революции в ночь на 25 октября силами гарнизона и кронштадтских отрядов были заняты почтамт, главная городская электростанция, центральный телеграф, Главная контора Госбанка. Была парализована попытка Временного правительства развести мосты и тем самым изолировать центр от окраин. Утром 25 октября было обнародовано Воззвание К гражданам России!, в котором говорилось о низложении Временного правительства и переходе власти в руки ВРК, который передавал ее II Всероссийскому съезду Советов. В ночь с 25 на 26 октября в ходе штурма Зимнего дворца Временное правительство было арестовано.
2. Второй Всероссийский съезд Советов
Ряд историков придерживаются иной точки зрения на характер событий октября 1917 г. 1. Утверждается, что в России сложилось некое оптимальное сочетание объективных социально-экономических предпосылок для победы социалистической революции. При этом преувеличивается уровень монополизации России и роль абсолютистского государства в этом процессе. 2. Представители другой точки зрения рассматривают октябрьские события как просто заговор, государственный переворот, осуществленный монолитной и дисциплинированной большевистской партией. Захват, по их мнению, стал возможен вследствие серьезных поражений в I мировой войне, подорвавшей политические и общественные устои императорской России.
3. Формирование советской государственно-политической системы
3. 7. Борьба с оппозицией . В борьбе с оппозицией большевики с самого начала применяли недемократические меры. 27 октября по инициативе В.И. Ленина был принят декрет о печати, наложивший запрет на оппозиционную печать, сначала буржуазную, затем и социалистическую (в первые 2 месяца было закрыто около 150 газет). 28 ноября был принят декрет СНК, объявивший кадетов партией врагов народа и потребовавший ареста их лидеров как вождей гражданской войны. 31 января 1918 г. правительство предписало принять меры к увеличению мест заключения. Было признано необходимым обезопасить Советскую республику от классовых врагов путем изолирования их в концентрационных лагерях, для чего было достаточно не судебного, а простого административного вмешательства.
3.8. Внутрипартийная дискуссия по вопросу о выходе из войны . В условиях развала экономики и армии выход России из войны представлял для большевиков чрезвычайно важный шаг на пути упрочения их политических позиций. В Декрете о мире было сделано формальное предложение перемирия всем воюющим странам как союзным, так и враждебным. Страны Антанты не откликнулись на призыв о прекращении войны. Переговоры советской стороне пришлось вести с Германией. В ЦК партии развернулась дискуссия по вопросу о подписании сепаратного и аннексионистского мира с Германией. В.И. Ленин рассматривал мир как тактическую передышку, подчеркивая вынужденный характер соглашения. Против заключения перемирия выступала оппозиция левых коммунистов во главе с Н.И. Бухариным, настаивавшая на продолжении боевых действий в целях форсирования процесса мировой революции. Л.Д. Троцкий предлагал прекратить боевые действия за невозможностью далее вести их, но мира не подписывать (отсюда его формула ни мира, ни войны, армию демобилизовать).
4. Первые преобразования Советской власти в сфере экономики
4.4. Социальная политика Советской власти. После победы революции был провозглашен 8 часовой рабочий день; запрещался детский труд, обязательной признавалась выплата пособий по безработице; провозглашалось уравнение в правах женщин и мужчин, отменялись старые царские чины, титулы и награды, декларировалась свобода совести. Церковь была отделена от государства и школа от церкви.
Вывод : Общенациональный кризис, радикализм низов, а также энергия и воля большевиков способствовали победе леворадикальной альтернативы в России, которая в сложившихся условиях являлась одним из способов сохранения национальной государственности. В стране произошла третья русская революция. Она была своеобразной реакцией на незавершенную модернизацию, вызревавшую в России на протяжении нескольких десятилетий. В дальнейшем провозглашенная большевиками идея диктатуры пролетариата оказала деформирующее влияние на советскую государственность. Советы стремительно теряли свое влияние, превращаясь из органов управления через трудящихся в органы управления для трудящихся через передовой слой пролетариата . Их функции на местах переходили к партийным комитетам, комбедам, ревкомам и другим чрезвычайным военным и хозяйственным органам. Война и правовой нигилизм общества резко снизили роль конституционного регулирования. Постепенно новая политическая система превращалась из демократии для большинства в диктатуру, выражавшую некоторые стратегические интересы рабочего класса и отчасти крестьянства, но осуществлявшуюся партией большевиков авторитарными методами.
Дополнительный материал для преподавателя
Дзержинский внёс вклад в разработку мер по улучшению качества промышленной продукции. Решением этой задачи, считал он, должны заниматься все, начиная с рабочих, инженеров, администрации предприятий и кончая управлениями ВСНХ СССР.
Вопросы на повторение нового материала
1. Как менялась точка зрения В.И. Ленина на характер политического процесса в 1917 г.? В чем причины победы большевиков?
2. Почему в России стал невозможен тип государства Советы + Учредительное собрание?
2. В тетрадях для практических работ выполнить следующие задания:
а) заполните таблицу
Условия Брестского мирного договора
Территориальные потери России
Материальные потери России
б) Один из лидеров меньшевиков М. Либер утверждал:
« Ложь, что массы идут за большевиками. Наоборот, большевики идут за массами. У них нет никакой программы. Они принимают всё, что массы выдвигают. Поэтому ясно, …что они должны победить.»
Дайте письменные ответы на вопросы:
Согласны ли вы с мнением М. Либера?
Какие ещё причины обусловили победу большевиков?