какую роль сыграло казачество в борьбе за укрепление южных рубежей россии в конце 17 века
Казачество в XIV — XVII вв. и его роль в Русской истории
В допетровские времена казачество играло важную роль в истории русского государства. Наряду со стрельцами казаки представляли собой военное сословие, наделённое особыми правами, привилегиями и обязанностями. В отличие от стрельцов, части которых были расположены по всему Московскому царству, казачество расселялось в отдельных приграничных регионах России.
Благодаря «вольностям» и отдалённости своих земель от столицы казачество меньше других сословий зависело от монарха. В годы Смутного времени оно выступало как самостоятельная военная сила, способная повлиять на исход борьбы за политическую власть. Во время Земского собора 1613 года мнение казачества стало одним из решающих факторов избрания на престол Михаила Романова.
Однако с восстановлением самодержавия в России роль казачества стала меняться. Хотя казацкая вольница на окраинах царства существовала на протяжении следующих веков, казаки уже не оказывали значимого влияния на решения царского правительства. Их интересы входили в общегосударственную повестку дня только во время казацких восстаний.
Позитивная роль в русской истории
Негативная роль в русской истории
Они были заинтересованы в поддержании мирных и даже дружественных отношений с русскими пограничными городами, чтобы иметь возможность продавать захваченную добычу и приобретать необходимые для жизни товары.
Но в целом сидевших в Москве бояр казаки воспринимали как враждебную силу, которая заставила их бежать на далекие окраины, а теперь намеревалась вернуть их в прежнюю «неволю».
Время от времени казаки ходили в походы по поручению русской власти и получали за это жалованье.
Были важной силой в составе тушинского лагеря. Пришедшие к Лжедмитрию II отряды казаков с южных окраин России и из Речи Посполитой здесь заметно пополнялись выходцами из разных социальных групп общества.
Буферная зона и охрана границ.
Во время смуты потеряли самобытность, растворились среди беглых, утратили прежние ценности.
Носители ценностей свободы и независимости.
§ 2. Укрепление южных границ. «Азовское сидение»
§ 2. Укрепление южных границ. «Азовское сидение»
В 30—40-е годы правящие круги проводят энергичные меры по укреплению южных границ от нападений крымских и ногайских ханов. Крымское ханство, один из преемников Золотой Орды, захватило за это время в плен до 200 тыс. русских, ставших рабами крымских, турецких и прочих владельцев. В виде «поминок» (подарков) хану и его приближенным Москва истратила огромные средства — до одного миллиона рублей.
Захватчики разоряли, сжигали города и селения, угоняли скот, увозили имущество. Страна периодически несла колоссальный урон. Чтобы снять эту угрозу, власти укрепляют Тульскую засечную черту, строят южнее старой новую — Белгородскую. Возводят до трех десятков городов: Ефремов, Козлов, Коротояк, Тамбов, Чугуев, Яблонов и др.
Войско Донское, находившееся рядом с южными уездами, активизировало борьбу с крымцами, ногайцами и другими кочевниками, перешло к прямым действиям против владений Османской Турции. В устье воспетого казаками Тихого Дона Ивановича стояла сильная турецкая крепость Азов. Турки называли ее Садд-уль-ислам — Оплот ислама.
Пять лет продолжалось знаменитое «Азовское сидение», воспетое в песнях и легендах, повестях и сказаниях. Султан Ибрагим I прислал к Азову огромную армию и флот, всего до 200 тыс. человек, сто стенобитных орудий. С турками прибыли специалисты по осадному делу из Западной Европы. В Азове же сидело менее 5 тыс. казаков. Возглавлял их атаман Осип Петров.
Турки потеряли здесь до 30 тыс. человек. Погибло до половины казаков, но они стойко держались. Наступала зима, янычарам грозил голод, они сами были готовы к бунту. Гусейн-паша прекратил осаду. Казаки послали в Москву своих представителей, просили включить Азов в число русских владений и прислать войско.
Царь Михаил созвал Боярскую думу, потом Земский собор. Вопрос об Азове — это вопрос об отношениях с Турцией: взять его под «государеву руку» означало войну с могущественным противником. Нужны ратники, запасы, деньги, и все это — в очень большом количестве. Недавний афронт под Смоленском был свеж в памяти. Правительство поняло, что в этой обстановке удержать Азов будет невозможно, и приказало казакам оставить его, что они и сделали. Московские власти уладили конфликт с Турцией.
Читайте также
3. Азовское море
3. Азовское море Азовское Море – Меотида (сканд. Meotis Paludes).Это название употреблялось как в «античности», так и в средние века [69], с. 211. Возможно, что само название Азовское произошло от слова Азия или от «народа Асов», которые, согласно скандинавской географии, населяли
110. Галлиполийское сидение
110. Галлиполийское сидение Когда говорят о белоэмиграции, обычно представляют русского офицера, заливающего ностальгию водкой в ресторанах Парижа… Такое представление неверно. Чтобы добраться до Парижа, нужны были средства. А какие средства могли быть у фронтового
39. АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ
39. АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ Казаки в Азове не только отбили наступление соседей, но и сами, обретя столь удобную базу, организовали набег. Турки утверждали, что в 1638 г. в Черное море выплеснулась тысяча челнов. Конечно, это преувеничение, в таком случае экипажи составили бы не
§ 2. Укрепление южных границ. «Азовское сидение»
§ 2. Укрепление южных границ. «Азовское сидение» В 30—40-е годы правящие круги проводят энергичные меры по укреплению южных границ от нападений крымских и ногайских ханов. Крымское ханство, один из преемников Золотой Орды, захватило за это время в плен до 200 тыс. русских,
Борьба Петра Великого за укрепление безопасности северных границ
18. АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ
18. АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ На Дону в описываемое время насчитывалось 48 городков, боеспособное мужское население достигло 15 тыс. И зимой 1636–1637 гг. среди низовых казаков вызрела идея — взять Азов. Но не просто пограбить, а превратить его в центр Войска Донского. Азов являлся
49. ДУНАЙСКОЕ И АЗОВСКОЕ ВОЙСКА
49. ДУНАЙСКОЕ И АЗОВСКОЕ ВОЙСКА С помощью «Священного Союза» Россия пыталась обеспечить коллективную безопасность в Европе, чтобы не повторились ужасы Наполеоновских войн. Но вместо благодарности западные державы ославили нашу страну «европейским жандармом» и
ТУЛЬСКОЕ СИДЕНИЕ
ТУЛЬСКОЕ СИДЕНИЕ Повстанцы верили в то, что «Дмитрий» жив и находится в пределах России. Двое монахов-лазутчиков, посланных из Москвы в окрестности Коломны, повстречали мятежников, и те поклялись, что сами видели «Дмитрия». Царь Василий велел посадить на кол пленного
19. АЗОВСКОЕ И ЧЕРНОЕ МОРЯ, см. рис. p.14, рис. p.15
1637–1642 Азовское «сидение»
1637–1642 Азовское «сидение» Тревожной оставалась обстановка и на южных границах России.Здесь угроза исходила от турок и крымских татар, обычно нападавших на русские пределы внезапно. В 1633 г. крымские войска дошли до Тулы, Каширы и Калуги, увели несколько тысяч пленных. К
Глава 10. Азовское казачье Войско
Глава 10. Азовское казачье Войско Первая попытка образовать у берегов Азовского моря отдельное, морское казачье Войско была предпринята еще в январе 1737 года донскими казаками. Из Черкасска были отправлены для расселения у города-порта Азова семьи донцов. Казаки,
Азовское сидение: средневековый Сталинград
Азовское сидение: средневековый Сталинград 1637 год. Прошло меньше двадцати лет с окончания смутного времени, если считать окончанием смуты отказ королевича Владислава от прав на русскую корону. Московское государство лишь отходит от погрома. Шляхта Речи Посполитой
Азовское дело
Азовское дело Царь всеми силами старался ладить с крымским ханом, посылал ему ежегодно щедрые поминки, дружил с турецким султаном, от которого зависел Крым. Ничто не помогало. Нередко, чуть ли не вслед за царскими гонцами, привезшими хану подарки, ватаги его хищных
К рассказу «Азовское дело»
К рассказу «Азовское дело» Кафа – Феодосия.Черные сотни – объединения городского населения, платившего казенные подати
Азовское сидение
Азовское сидение Казаки в Азове не только отбили наступление соседей, но и сами, обретя столь удобную базу, организовали набег. Турки утверждали, что в 1638 г. в Черное море выплеснулась тысяча челнов. Конечно, это преувеничение, в таком случае экипажи составили бы не менее
Значение казачества в разные исторические периоды
На протяжении веков при поступательном движении Русского государства судьбы казачества и государства тесно сплетались, причём, уходя за пределы государственной власти, казаки всё же, волей-неволей, служили государству великую службу. Чем дальше, в степи и таёжные дебри, углублялись казаки, тем настойчивей за вольными казачьими станицами строились царские города, ставились остроги, возводились укрепления
В народной памяти образ казака ассоциируется с воином-землепашцем, бескорыстным в своем служении «Богу, Царю и Отечеству», готовым по первому зову выступить в поход, принять неравный бой, пойти в края неизведанные.
Казачество участвовало во всех войнах начиная с времен царя Ивана Грозного. Столетиями оно служило для государства пограничным стражем: казаки защищали окраины Российского государства от внешних врагов. Границы северо-восточной Руси, приволжских, придонских и приднестровских степей, не защищённые природой и подвергавшиеся набегам Золотой Орды, требовали постоянной обороны. Московские государи в XIV веке считали необходимым иметь постоянную стражу, которая наблюдала бы за передвижением монголо-татар. Всю тяжесть и все превратности борьбы принимало казачество, а плоды казачьих усилий доставались государству.
Сторожевые казаки посылались далеко вглубь степей, где они устраивали наблюдательные посты. Для этого они пользовались курганами, гора- ми и другими природными возвышенностями, но нередко случалось, что они устраивали также помосты на четырех высоких столбах и насыпали курганы, с которых обозревали лежащую впереди местность на несколько верст. На этих- то сторожевых постах всегда стоял на часах казак «с соколиным взором»
Казаки, станичники, сторожевые и вожи составляли станицы. В обязанности казаков-станичников входило: ездить вглубь степей, наблюдать за движениями татар по степным дорогам, перехватывать языки и доставлять вести воеводам и царю, а в случае нечаянного набега ордынцев – защищать пограничные города. Кроме разъездов в степи, они нередко обязаны были охранять известное пространство и о состоянии его подавать донесения. Сторожевые каза- ки посылались далеко вглубь степей, где они устраивали наблюдательные посты. Для этого они пользовались курганами, горами и другими природными возвышенностями, но нередко случалось, что они устраивали также помосты на четырех высоких столбах и насыпали курганы, с которых обозревали лежащую впереди местность на несколько верст. На этих-то сторожевых постах всегда стоял на часах казак «с соколиным взором». У подножия этих пикетов стояли вооружённые с ног до головы другие его боевые товарищи по сторожевой службе. Для быстрой передачи известий между этими постами они устраивали сообщения в виде летучей почты. Часовой, стоящий на посту, увидев скакавшего казака с известием о появлении неприятеля, сообщал об этом остальным своим товарищам, которые, смотря по обстоятельствам, тотчас отражали неприятеля или давали о том знать на следующие посты. Вольные казаки участвовали в покорении Иваном Грозным Казани (казанцы не раз опустошали русскую землю). Царскую дружину составляли не только стрельцы, но и городовые казаки. Чтобы обеспечить восточные рубежи от вторжения кочевников, Иван Грозный в 1555 году учредил первую русскую стражу вниз по течению Волги, состоящую из городовых казаков и стрельцов. Падение Казанского царства позволило завоевать всё Поволжье и подчинить Башкирию. Под защитой городовых казаков строились крепости, возникали города и слободы, распространялось христианство. Московское правительство противопоставило среднеазиатским конникам волжских и яицких казаков.
В царских грамотах к вольным казакам их называли «оберегателями земли русской и молодцами». Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств.
Казаки служили Царю не только как вооруженная сила: они являлись и первыми дипломатическими агентами, первыми посредниками в международных отношениях Руси с Востоком. Через их руки проходят царские грамоты с Ногаями, Крымом, Турцией и Персией.
С конца XVI столетия между Волгой, Яиком, Камой и Тоболом появляются четыре группы казаков: на севере – исетские (потомки Ермака); на юге – яицкие; на западе – уфимские и самарские. Волжские, яицкие и самарские казаки несли сторожевую и разведывательную службу, посылались вглубь приволжских степей против крымцев, ногайцев и воровских шаек.
Казаки первыми пришли в Си- бирь, после присоединения ко- торой Россия стала не только европейским, но и азиатским государством. За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Ха- барова, Дежнева позволяют сказать, что у России тоже была эпоха великих географических открытий
После развала единого монгольского государства оставшиеся и осевшие на его территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи, и от появившегося на Руси Московского царства.
В московском государстве XVI и XVII вв. казаки, находясь в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от набегов крымских татар и ногаев. В этот период на территории Московского царства стали образовывать казачьи общины («войска́. Старейшим из всех казачьих формирований по официальной версии считается Запорожская Сечь, основанная во второй половине XVI века на территории нынешней Украины.
Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака) и Дальнего Востока. В 1645 сибирский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск. В 1648 сибирский казак Семён Иванович Дежнёв проплыл из Ледовитого океана (устье Колымы) в Тихий (устье Анадыря) и открыл пролив между Азией и Америкой. В 1697–1699 сибирский казак Владимир Васильевич Атласов (1661–1711) исследовал Камчатку.
Казачество являлось универсальным родом вооружённых сил. Хорошо организованные, мобильные казачьи войска, применяли своеобразные тактические приёмы: внезапные набеги, засады, гуляй-города, составленные из повозок. На больших, вооружённых переносными пушками лодках казаки совершали набеги в Турцию и Персию.
В середине XVII века они захватили и четыре года удерживали сильную турецкую крепость Азов. Во времена Петра Великого казаки под предводительством атамана Фрола Минаева одержали первую морскую победу, способствовавшую успеху второго Азовского похода.
Во все времена они считались наездниками, лучшими в искусстве джигитовки, а казачья конница как лучшая в мире легкая кавалерия.
Казаки изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали ловкость и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, – были единственной в мире неподражаемой и несравненной конницей. Красота их мирного полкового быта, с из глубины ве ков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла
Успехи казачьей конницы объяснялись умелым применением в боях не регламентированным никакими уставами старых, дедовских приёмов: лава (охват противника в рассыпном строю), оригинальная система разведочной и сторожевой службы. Этот наследованный от ордынцев-степняков опыт оказался эффективным при столкновениях с армиями европейских государств.
Особенно отличились казачьи полки в на- полеоновскую эпоху. Возглавляемые легендарным атаманом М.И. Платовым иррегулярное воинство стало одним из главных виновников гибели наполеоновской армии в России в кампании 1812, а после заграничных походов русской армии, по словам генерала А.П. Ермолова, «казаки стали удивлением Европы».
Без казачьих сабель не обошлась ни одна Русско-турецкая война XVIII–XIX веков. Они участвовали в покорении Кавказа, за- воевании Средней Азии.
Действительно, так и было. Но история свидетельствует и оставляет в памяти народной грозную запорожскую пехоту и перенявших её традиции бесстрашных кубанских пластунов. Побережье султанской Турции и Персии жутко трепетало, когда казаки на своих лёгких острогрудых стругах или чайках выходили в море. И очень редко галеры турецкого султана или персидского шаха могли устоять против казачьих флотилий. Казаки доводили морскую стычку до жестокой и беспощадной абордажной схватки.
В своём труде «Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания», изданном в Санкт-Петербурге в 1881 году, полковник Генерального штаба Хорошхин отмечает, что казаки постоянно выполняли три задачи: занимали новые, до того пустынные земли, служили проводниками русской колонизации, охраняли занятые ими земли и находящихся на них мирных жителей от нападения кочевых племён, составляли часть вооружённых сил государства и несли службу наравне с регулярными войсками.
Казаки изумляли своей бесстрашной джигитовкой. Они восхищали ловкость и красотою своего строя, они поражали затейливою игрою заманивающей лавы. Они, по признанию всех иностранцев, видевших их в мирное время, – были единственной в мире неподражаемой и несравненной конницей. Красота их мирного полкового быта, с из глубины ве ков идущими песнями, с лихой пляской, с тесным и дружным товариществом, пленяла
Накануне Первой мировой вой- ны в России насчитывалось 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Сибирское, Семиреченское, За- байкальское, Амурское, Уссурийское и два отдельных казачьих полка. На полях сражений Первой мировой войны при- нимало участие более 300 тыс. казаков (164 конных полка, 30 пеших батальонов, 78 батарей, 175 отдельных сотен, 78 полусотен, не считая вспомогательных и запасных частей)
Со второй половины XVII века начался процесс превращения казачьих общин в казачьи войска, что сужало права казачьей автономии. Поэтому казаки нередко выступали против центральной власти, из среды казачества выдвинулись руководители освободительной борьбы – И. Болотников, К. Булавин, С. Разин, Е. Пугачёв. С конца XVIII века началось проведение законодательной регламентации устройства казачьих войск.
Казачьи войска стали получать наименования по названию территории расселения казаков: Запорожское, Черноморское, Донское, Кубанское, Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское. Казачество стало военным сос- ловием Российской империи.
В 1835 году были утверждены Положение и штаты Донского казачьего войска, которые позднее были распространены на другие казачьи войска. Каждое казачье войско обязано было выставлять определённое количество конных, пеших и артиллерийских частей, а также команд для несения по- лицейской службы.
Астраханское казачье войско, по мнению ряда источников, изначально создавалось для несения сторожевой службы в низовьях Волги и на побережье Каспия, на юго-западной границе России. В начале XX века насчитывало 42 тысяч казаков с семьями. В Первой мировой войне участвовало 3 конных полка, 2 сотни и 1 батарея.
Сибирское казачье войско было образовано в 1808 г. в Западной Сибири и Северном Казахстане для обороны Сибирской пограничной укрепленной линии. В 1916 г. насчитывало 172 тысяч человек В Первую мировую войну выставило 9 конных полков и 6,5 отдельных сотен. В 1920 г. упразднено.
Уссурийское казачье войско было образовано в 1889 г. на базе части Амурского казачьего войска в Приморской области вдоль реки Уссури от Хабаровска до района озера Ханка. Оно несло пограничную, почтовую и полицейскую службу, участвовало в русско-японской войне 1904—1905 гг. В Первую мировую войну выставило конный полк и несколько подразделений (всего свыше 2500 человек). Упразднено в 1922 г.
Во время Второй мировой вой- ны в составе Красной армии сражались 4-й гвардейский Ку- банский казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, казачество в составе РККА, конно-механизированные группы, пластунские дивизии, казацкие сотни и отряды ополченцев
После революции 1917 года казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения.
Во время Второй мировой войны в составе Красной армии сражались 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, казачество в составе РККА, конно-механизированные группы, пластунские дивизии, казацкие сотни и от- ряды ополченцев.
3 июля 2008 года Президентом РФ Д.Медведевым была принята новая «Концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества». Согласно концепции, «казаки активно содействуют решению вопросов местного значения, исходя из интересов населения и учитывая исторические и местные традиции».
Таким образом, «казачество до 1917 г. являлось одним из видов поселенных войск, сочетавшим военно-пограничные и территориально-милиционные функции с временной службой в регулярной армии и ведением хозяйства на льготных условиях. Казачество обладало закрепленными в имперском законодательстве и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.
Таким образом, казачество служило России. Присоединяло и осваивало новые территории. Охраняло границы. Участвовало в больших и малых войнах.
© московский государственный университет им. К. Г. Разумовского (ПКУ), 2015-2017.
Историческая роль казачества в истории страны
История России неразрывно связана с казачеством. Вольные воины степных окраин Руси, защищавшие ее от набегов кочевников, постепенно сформировались в воинское сословие и внесли свой вклад в создание государства российского.
Казачьи поселения стояли на самых опасных рубежах страны, и это наложило отпечаток на их жизнь, быт. Казаки не только надежно охраняли границы государства, но и стали первыми цивилизаторами многих неосвоенных регионов. Ни один другой народ не знал подобного явления. Свойства русских характеров закаляло Дикое Поле. Этот характер в полной мере проявился и на просторах Сибири. Не зря исторические документы того времени (в частности, царские грамоты) называли казаков «оберегателями земли русской».
Что же касается создания самого российского государства, то следует помнить, что именно казаки были первопроходцами, освоившими множество новых земель от Черного моря до Тихого океана.
Роль казачества в освоении новых территорий вообще сложно переоценить, можно с полным правом сказать, что страна прирастала, благодаря казакам – как их ратным подвигам, так и умению обживать новые земли и налаживать на них чрезвычайно эффективную систему хозяйствования.
Послужили Отечеству казаки и на дипломатическом поприще, поскольку они были первыми посредниками в международных отношениях Руси со странами Востока. Их умение уживаться в мире с другими народами, обогащая как свою культуру, так и культуру своих соседей, сыграло тут не последнюю роль.
Общественно-политическая система самоуправления, которая возникла в казацкой среде, тоже является уникальным социальным явлением и этот опыт бесценен для России. Ведь он вобрал в себя древние традиции Копного и Вечевого права, хотя и дополнил их многими уникальными чертами.
По определению историка О.И.Копаниной, казачье сословие до 1917 г. «являлось одним из видов поселенных войск, сочетавшим военно-пограничные и территориально-милиционные функции с временной службой в регулярной армии и ведением хозяйства на льготных условиях». За этими сухими определениями – судьбы сотен тысяч людей, чья жизнь была неразрывно связана с этими «поселенными войсками».
Надо сказать, государство во многом способствовало образованию таких поселений. Так, казаки обладали многими передаваемыми по наследству правами, закрепленными в имперском законодательстве. Конечно, наряду с правами определялись и обязанности.
В период XVI – первой половины XVII вв. казачьи территории были фактически независимыми. Вернее сказать, эта независимость была им дарована взамен на выполнение целого ряда добровольно взятых на себя обязательств перед государством. После упрочения границ Российской империи происходит «сосредоточение и консолидация казачьих общностей, оформление их в войсковые образования». Происходит это, начиная со второй половины XVII века, в это время государство было особенно заинтересованно в создании на своих границах мощного защитного рубежа.
В приграничных поселениях-станицах проявились многие особенности казачества. Ведь сам уклад жизни казаков предполагал несение военной службы. Добавим, что казаки не платили никаких налогов, мало того, им было предоставлено право беспошлинной торговли на своей территории. Впрочем, казачья вольница сочеталась с очень жесткой дисциплиной. Помимо несения службы на приграничных землях, «казаки выставляли на срочную службу казачьи полки, отдельные сотни и артиллерийские казачьи батареи, которые несли службу наряду с регулярными частями российской армии в ее составе». (О.И. Копанина).
Еще одна важная особенность казачества – это общинное землевладение. То есть, земля принадлежала всей казачьей Общине, и на ней действовали свои законы, своя традиция, свои, выработанные в течение нескольких столетий правила.
Именно на этих территориях сохранились древние принципы истинного народовластия, некогда принятые в славянских Общинах. Равенство, товарищество, выборность и сменяемость казачьей верхушки, веротерпимость – все это были черты уникальной общности, вобравшей в себя многие славные традиции Предков.
Роль казачества в развитии воинского дела не ограничивается только участием во всех войнах и сражениях, которые вела Россия. Можно с полным основанием сказать, что история российского казачества стала историей России. И эту связь нельзя разорвать.
Историк казачества А.В. Сопов подчеркивает: «За неполные 200 лет казаки проникли за Урал, на Колыму, Камчатку, в Забайкалье и Приамурье, открыли Берингов пролив, обосновали русское присутствие в Сибири и на Дальнем Востоке. Деяния казаков Ермака, Пояркова, Хабарова, Дежнева позволяют сказать, что у России (…) была эпоха великих географических открытий.»
Перечислять вклад казаков в российскую историю можно долго. В самые трудные годы они были надеждой и опорой страны. И они, как никто другой, сохранили древние воинские и общинные традиции славян, как и другие традиции. В которых раскрывается Душа русского человека. В завершение нельзя не вспомнить слова великого Льва Толстого, написавшего в 1870 году: «Вся история России сделана казаками».