какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности

6 часть. Образование Казахского ханства. Этнополитические процессы в Казахстане

Этнические процессы в древности.

Этнос (народ-племя, народность, нация) – это исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающая не только общими внешними чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры, включая язык, психику, а также сознанием своего единства и обособленности от других этнических групп, то есть самосознанием, закрепленным в самоназвании – этнониме.

Процесс формирования казахской народности был длительным и сложным. Жившие в эпоху бронзы на территории Казахстана племена андроновцев относились к европеоидному типу. Известный ученый-антрополог О. Исмагулов считает, что внешним обликом на андроновцев были похожи саки, сарматы и уйсуни. Особенно схожи с андроновцами чертами лица были уйсуни. С вторжением племен гуннов и смешением их с местными племенами у племен, населявших Казахстан, появились монголоидные признаки, которые усилились в раннем Средневековье.

Этнические процессы в Средние века.

Процесс смешения тюркоязычных монголоидных племен с местными европеоидными усилилось в тюркскую эпоху. Это смешение способствовало формированию антропологической общности будущей казахской народности, но в начале XIII века этот процесс был нарушен вторжением монголов. Монгольское завоевание сильно изменило этнические и антропологические процессы на территории Казахстана. Немногочисленные монгольские племена растворились среди местного тюркского населения, переняв его язык и обычаи. У местных тюркских родов и племен, в свою очередь, в антропологическом облике усилились монголоидные черты. Вместе с монголами на территорию Казахстана пришли мангыты, барласы, коныраты. Многие местные племена, участвуя в монгольских походах, уходили на запад с территории Казахстана. В результате монгольского завоевания сложение казахской народности было отброшено назад на 150-200 лет.

Образование этнополитической общности.

Этнополитическая общность – это население определенного исторического региона, не сформировавшееся до уровня народности и состоявшее из отдельных объединений родов и племен.

Главную роль в формировании казахской народности сыграли племена, населявшие Ак Орду. В составе ее населения преобладали кыпчаки, вокруг которых группировались родственные племена. Население Ак Орды называли узбеками или узбек-казахами. Название «казах» в XIII веке встречалось среди хорасанских туркмен и, по мнению видного ученого Б. Кумекова, носило этнический смысл. Контакты между огузами (предками туркмен) и кыпчаками начались с X века. Возможно, кыпчаки появились на туркменской земле в XI веке под названием казахи. И это слово до XIII века имело здесь этнический смысл.

Слово «казах» появилось в древнетюркскую эпоху и употреблялось в тюркских землях до XIII века в социальном смысле. Ему придавалось значение «свободный скиталец». Казахами называли людей, которые отделились от своего рода-племени и жили за счет участия в войнах и набегах. Этническое значение это слово начало приобретать с XIV века. После отделения Жанибека и Керея от государства кочевых узбеков слово «казах» стало названием народа. О казахах, как о весьма сильном и многочисленном народе, сообщал английский купец Э. Дженкинсон, посетивший Среднюю Азию в 1558–1559 годах.

Алаш и образование жузов.

Жуз – это историко-хозяйственный регион. Предполагается, что разделение на жузы произошло еще в Х-ХII веках. Согласно легенде, разделившись на три жуза, участники большого курултая высекли свои родовые тамги на скале в местности Нура в Жетысу.

О причинах возникновения жузов существуют разные мнения:

Шокан Уалиханов предполагал, что поводом для образования жузов были смутные времена, когда казахи «. для обеспечения прав в местах своего кочевья составляли союзы. », которые и являлись жузами.

Источник

Какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности

какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности. картинка какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности. какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности фото. какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности видео. какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности.

какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности. картинка какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности. какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности фото. какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности видео. какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности.

История Казахстана в школе/Қазақстан тарихы запись закреплена

ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА ТЕРРИТОРИИ КАЗАХСТАНА В XIV – XV ВЕКАХ

1) Введение.
2) Тюркский период.
3) Результаты влияние монгольского нашествие на процесс формирования казахской народности.
4) Этнополитическая ситуация на территории Казахстана в XIV – XV веках.
5) Проблемы этнической общности населения Казахстана.
6) Происхождение этнонима қазақ.
7) Что такое Жуз?
8) Заключение

ТЮРКСКИЙ ПЕРИОД
С вторжением на территорию Казахстана с востока гуннских племен и смешением их с местными племенами саков, сарматов, уйсунов и другими среди населения появляются монго­лоидные признаки. В эпоху железа на территории Казахстана жили саки, уйсуны, канлы, сарматы и другие племена. Все эти племена прошли долгий исторический путь развития до вхождения в состав казахского народа. Решающий этап в этнических процессах в Казахстане связан с массовым расселением тюрков на его территории с середины I тыс. до нашей эры. Тюрки, смешиваясь с потомками древних саков, сарматов, усуней, кангюев, изменили этнодемографическую обстановку на землях Казахстана. Формирование раннефеодальных отношений и образование в VI веке древнетюркских государств способствовали постепенной монголизации антропологического типа. Данные ученых дают вполне достаточные обоснования для того, чтобы признать тюркские племена на территории Казахстана близкими генетическими предками казахского народа. Становление и укрепление раннефеодальных общественных отношений, общие формы хозяйства и культуры, утверждение тюркского языка как основного среди населения способствовали объединительным тенденциям в этнических процессах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЛИЯНИЯ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ КАЗАХСКОЙ НАРОДНОСТИ
Однако монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности. Из-за нашествия было разрушено хозяйство племен, живших на территории Казах­стана. Оно сопровождалось опустошением земель, массовым ис­треблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых посе­лений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграб­лением и уничтожением материальных и культурных ценностей. Монгольское завоевание Казахстана резко изменило этнико-антропологический процесс. Со временем малочисленные монгольские племена растворились среди многочисленного тюркского на­селения, переняли его язык и обычаи. Зато у местных тюркских родов и племен после мон­гольского нашествия усилилась монголоидность антропологичес­кого облика. Местные племена вовлекались в походы Чингисхана и уходили с территории Казахстана на запад. А на казахской зем­ле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, ко­торые впоследствии стали тюркоязычными. Захват монгольскими феодалами пастбищ вел к вытеснению, перемещению местного населения. Феодальные войны и междоусобицы, политическое дробление улусов усилили процесс измельчения, разъединения, перемещения тюркских родов и племен, что разрывало старые родовые связи и отношения. Местные роды и племена поневоле должны были ухо­дить со своих земельных владений. Сложе­ние казахской народности, таким образом, было отброшено на 150-200 лет назад.

Источник

Какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности

По результатам археологических исследований можно просле­дить пути развития людей, начиная с первобытнообщинного строя до эпохи железа. В эту эпоху на территории Казахстана жили саки, уйсуны, канлы, сарматы и другие племена. Все эти племена про­шли долгий исторический путь развития до вхождения в состав казахского народа.

Как мы говорили, процесс формирования казахской народности был длительным и сложным, поэтому и исследование его очень многогран­но. В установлении истины на помощь исторической науке приходят ар­хеология, антропология, этнология, языкознание и другие отрасли на­уки. Используя научные результаты их исследований, историческая на­ука создала полную картину сложения казахской народности на этни­ческой основе племен, издревле живших на территории Казахстана.

Этнические изменения в средних веках. В тюркскую эпоху еще более усилился процесс смешения тюркоязычно-монголоид- ных родов и племен и местных европеоидных племен. Такое взаимо- слияние ускорило формирование антропологической общности бу­дущей казахской народности. Таким образом, у родов и племен, живших на огромной территории Казахстана, простиравшейся от Алтая до Волги, от Южной Сибири до Сырдарьи, усилилось не толь­ко антропологическое сходство, но быстрее стали развиваться эт­нические (народные) процессы.

Однако монгольское нашествие в начале XIII века нарушило процесс формирования казахской народности. Из-за нашествия было разрушено хозяйство племен, живших на территории Казах­стана. Оно сопровождалось опустошением земель, массовым ис­треблением и угоном населения, гибелью городов и оседлых посе­лений, очагов земледелия и ремесленного производства, разграб­лением и уничтожением материальных и культурных ценностей.

Монгольское завоевание Казахстана резко изменило этнико- антропологический процесс. Со временем малочисленные монголь-

окне племена растворились среди многочисленного тюркского на­селения, переняли его язык и обычаи, даже сами потомки Чингис­хана стали говорить по-тюркски и постепенно лишались монголь- В еких корней. Зато у местных тюркских родов и племен после мон­

гольского нашествия усилилась монголоидность антропологичес­кого облика. Местные племена вовлекались в походы Чингисхана и уходили с территории Казахстана на запад. А на казахской зем­ле появились новые племена конратов, мангытов и барласов, ко­торые впоследствии стали тюркоязычными.

В связи с монгольским завоеванием осложнились и земельные отношения. Во-первых, в результате захвата плодородных земель местное население изгонялось в другие места. Во-вторых, завое­ванные земли заселялись монгольскими племенами, которые унич­тожали местное население, вынуждая его покидать места своего проживания. Местные роды и племена поневоле должны были ухо­дить со своих земельных владений. А такая ситуация привела к замедлению процесса сложения казахов как народности. Сложе­ние казахской народности, таким образом, было отброшено на 150- 200 лет назад.

В этническом формировании казахского народа главную роль сыграли племена Белой Орды. Это объясняется тем, что в составе ее населения преобладали кыпчаки, и вокруг них группировались родственные племена. Вместе с тем, на формирование казахской народности повлияли и этнополитические общности ханства Абул- хаира, Ногайской Орды и Могульского ханства.

В письменных источниках население Могулистана называли могулами. В Жетысу в составе Могульского ханства наиболее мно­гочисленными были племена уйсунов. В этнополитическую общ­ность с уйсунами входили также племена дулатов и канлы, состав­лявшие этнополитическую общность могулов Могульского ханства.

Поэтому часто вместо названия «уйсуны» в письменных источни­ках употребляли название «дулаты». А после прихода султанов Жа- пыбека и Керея в Жетысу и создания ими Казахского ханства в исторических письменных источниках вновь появляется название «уйсуны». Это говорит о том, что Жетысу являлось одним из реги­онов этнополитической общности древнего казахского народа, ос­новным ядром которого являлись уйсуны.

Таким образом, существовавшие в XV веке на территории Ка­захстана ханства по этническому составу, языку, хозяйству, обыча­ям и традициям были схожими друг с другом. Как свидетельствуют исторические источники, население этих ханств состояло из 92 пле­мен. Среди них были кыпчаки, найманы, уйсуны, конраты, карлуки, кереи и другие племена.

К тому времени эти этнополитические общности еще не сфор­мировались как народности. По свидетельству Рузбихана, казахи являлись самыми многочисленными и воинственными. Исходя из этого, можно утверждать, что в период правления хана Узбека ка­захи уже стали обособляться как самостоятельная народность. Судя по некоторым источникам, эмир Тимур, отправляясь в поход про­тив Тохтамыша, по пути расправился с казахскими присырдарь- инскими ханами Аменом и Саменом. Это произошло еще до пись­менного свидетельства Рузбихана. Так что эти источники под­тверждают существование в конце XIV и первой половине XV века этнополитической общности под названием «казахи».

1. Когда появились первые признаки формирования казахской на­родности?

2. Какие отрасли науки изучают процесс формирования народностей?

3. Как вы считаете, какие племена, жившие на территории Казах­стана, относились к европеоидам и монголоидам?

4. Как вы понимаете термин «этнополитическая общность»?

5. Что означают названия «узбек», «узбек-казах», «ногай» и «могул»?

Вопросы для самопроверки

1. Черты лица представителей какого племени особенно схожи с ан- дроновцами по мнению ученого-антрополога О. Исмагулова?

B. сарматов Е. огузов

2. Чье нашествие отбросило формирование казахской народности на 150-200 лет?

B. монголов Е. китайцев

B. Золотой Орды Е. Могулистана

Вам необходимо заполнить триаду, т.е. указать причины и следствия данных в таблице исторических событий.

Источник

Какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности

Развитие древних родоплеменных отношений до уровня этноса, народа. Слово этнос дает понятие об определенном народе или стране. Этнический состав казахского народа образован из тюркоязычных родов и племен. Этнос, или народ, не возникает за один год или за одно столетие. Потомки любого народа до того, как стать этносом, проходят стадию формирования в течение нескольких тысячелетий.

Этнический процесс казахов начал формироваться в эпоху бронзы. Этот процесс получил дальнейшее развитие в железном веке среди саков, канлы, усуней. Особенно яркий след в историко-культурном развитии родов и племен на территории Казахстана оставило движение гуннов в западном направлении. Исследования последних лет доказывают, что народы этой империи были тюркоязычными. Эту мысль подтверждает и то, что саки, усуни и гунны не испытывали трудностей в разговоре между собой.

Историко-культурные сообщества этих племен сформировали форму и облик предков казахского народа в этническом и антро­пологическом отношениях. Антропологические исследования пока­зали, что вторжение с востока монголоидных родов и племен оказало влияние на антропологический облик местных племен. Это положение еще более углубилось в средние века, когда тюркоязычные племена стали активно обживать территорию Казахстана.

Вместе с тем существует мнение, что в начальном периоде бронзо­вого и железного веков исторические жители казахстанской земли общались между собой на тюркоязычной основе. Главное подтверж­дение этого — знаки на камнях, костях и керамике, которые являются знаками тюркского языка, оставленными нашими далекими предками.

Исторические периоды сложения основы казахской народности в раннем средневековье. Началом, или первым периодом, становления казахского народа считается ранний период тюркской эпохи. Важность этого периода состоит в том, что далекие предки казахов — племена усуней и канлы — смешались с племенами гуннов, вторгшихся с востока, и произошло взаимовлияние в антропологическом и языковом плане, повлекшее за собой и некоторые внешние изменения.

Древним населением Казахстана, вошедшим впоследствии в состав казахского народа, являются племена канлы из Южного Казахстана. Затем они постепенно сблизились и смешались с племенами сарматов из Северо-Западного Казахстана. Все они являлись первыми этнополитическими сообществами, образовавшими основу казахского народа.

Таким образом, вторым периодом в развитии казахского этноса нужно считать размещение на территории Казахстана тюркских племен и их полную ассимиляцию с местными этносами. Появились тюргепш, карлуки, дулаты, шигила, ягма, болаты и др., тем самым увеличился этнический состав населения на территории древнего Казахстана. Главным было то, что эти племена — саки, усуни, гунны — были с древних времен близки друг другу своими традициями, укладом жизни, верованиями, социально-экономическим развитием.

Третьим периодом сложения основы казахской народности нужно считать увеличение численности населения, которое приходится на период расцвета средних веков (X—XIII вв.). В это время из-за усиления Монгольского ханства на востоке нашей территории расположились племена найманов, кереев, меркитов, жалаиров. Найманы и жалаиры мигрировали и достигли Семиречья. Жалаиры стали главенствующим племенем в Старшем жузе, найманы и кереи — в Среднем жузе.

Последним периодом становления этнической структуры казахов следует считать XIII—XIV вв., когда в эпоху монгольских завоеваний на территории Казахстана появились новые этнические группы монгольских завоевателей. Этот период был особенно трудным. Одни племена были разгромлены, другие ушли в далекие края, третьи объединились между собой. В этих условиях шло постепенное сближение и становление местных тюркоязычных племен и родов в единый народ.

Очагами становления казахского этноса как народа считаются Центральный, Южный и Юго-Восточный Казахстан. До вторжения монголов на территорию Казахстана шло формирование народа в Восточном Депгг-и- Кыпчаке на основе кыпчакских племен, в Семиречье— на основе усуно-карлукских племен. На востоке Казахстана и на Алтае началось объединение племен и родов в единый тюркоязычный народ.

Однако завоевание Казахстана монголами остановило этот процесс и отбросило его на 150 лет назад. Оно внесло путаницу в географическое расселение народов. Появилась возможность возникновения в Казахстане новых тюркских и монгольских этносов. Таким образом, монгольское нашествие оказало влияние на становление этносов, вызвало изменение их антропологических форм с усилением монголоидного типа.

Система монгольского управления, делившая народ на «тысячи”, «тумены”, поделила этносы на улусы и уделы. Такое смешение активизировало процесс становления народа. Статусы этнических групп получили конраты, ногайцы, татары, толенгуты, подвергшиеся тюркизации монгольские племена, чингизиды. Среди них последние старались сохранить свои особенности. Со временем они вошли в состав казахского народа.

Таким образом, для сложения единого казахского этноса потре­бовалось почти четыре тысячи лет. За это время народ пережил в исторической хронологии периоды древнего, раннего среднего и средних веков. В древние века племена, населявшие Казахстан, по мнению некоторых специалистов, разговаривали на индоиранском языке. Тюркоязычные ученые считают, что они общались между собой на тюрко-казахском языке. В этническом отношении их можно отнести к индоиранским, тюрко-казахским схемам, в антропологическом — к монголоидно-европеоидной схеме.

Таким образом, в процессе формирования казахского этноса в народ Казахстан прошел долгий путь в языковом, этническом, антропологи­ческом и культурно-историческом развитии. В начале XV в. казах­ский народ находился в стадии завершения своего становления.

Территория расселения тюркоязычных народов. Археологические исследования доказали, что в III в. до н.э. в Северной Азии, в северной части Монгольского плоскогорья, проживали тюркские народы. Пока изучена только одна из ветвей этого народа, проживавшая на востоке в III в. до н.э. Она стала известной благодаря китайским летописям. Ученые других стран историю тюрков начинают только с образования в 552 г. Тюркского каганата. Раскопки, произведенные в Центральной Азии, в Южной, Юго-Восточной и Западной Сибири, на западе Казахстана и находящейся рядом северной части Каспийского моря, показывают, что проживавшие в этих местах в 1 тысячелетии до н.э. племена имеют сходство с тюркскими народами. Если это так, то корни тюркоязычных народов, проживающих сегодня на одной трети земного шара, являются общими для всех и начали свое распространение с указанных выше территорий в 1 тысячелетии до н.э.

Ареал распространения тюркских народов в настоящее время. Тюркоязычные народы в основном занимались скотоводством и им приходилось постоянно кочевать со скотом в поисках сочных пастбищ. Чем многочисленнее становились стада, тем больше и дальше приходилось откочевывать. Скотоводство требовало расширения территорий. Внутриплеменная борьба заканчивалась тем, что победитель расширял свои пастбища за счет земель побежденных. Вторжение армии такого мощного соседнего государства, как Китай, разделение империи Тюркского каганата надвое ослабили силы кочевников. Вместе с тем переселение тюркоязычных племен во время продвижения гуннов на запад позволило им достигнуть Малой Азии и образовать там свое государство.

В настоящее время регионы тюркских народов, сформировавшихся как нация, можно разделить на шесть групп. Они, начиная с Востока и кончая Малой Азией, расположены в следующих регионах: 1) Волго- Уральский район (татары, башкиры, чуваши, крымские татары);

2) Кавказское предгорье (азербайджанцы, карачаевцы, балкары);

3) Туранская низменность (казахи, киргизы, узбеки, туркмены, каракалпаки); 4) Восточный Туркестан (уйгуры); 5) Сибирь и Восточная Азия (саха (якуты), шоры, хакасы, алтайские киргизы); 6) Малая Азия (тюрки). До того как стать народностью, они прошли три этнических, исторических периода. В эти времена им зачастую приходилось менять свои исторические места проживания.

Периоды становления тюркоязычных этносов. Формирование этносов — процесс сложный. Любая большая или малая народность в процессе своего формирования переживает целые тысячелетия. В состав

ООН входят шесть крупных тюркоязычных народностей. Это турки, казахи, узбеки, азербайджанцы, киргизы и туркмены, которые начали формироваться как народность во второй половине 1 тысячелетия до н.э. В последнее время ученые все больше склоняются к мысли, что родоначальниками тюркоязычных племен были гунны. Они образовали первую империю, захватили земли вплоть до Малой Азии и оказали влияние на превращение тюркских родов и племен в государства.

Вторым периодом формирования тюркоязычных этносов является вторая половина 1 тысячелетия н. э., когда была образована Тюркская империя. Завоевание этой империей огромных территорий — всей Евразии до Ближнего Востока — создало условия для становления больших и малых народностей, о которых мы говорили выше. Если в памятнике Кюльтегину Бильге каган называет свой народ тюркским, то других именует огузами, или тогуз-огузами. Однако после рас­шифровки орхоно-енисейских надписей было выяснено, что огузы и саки являлись тюрками, что они — всего лишь часть многих тюркоязычных народов. Так, на востоке жили тардуши, на западе — тюргеши, карлуки, киргизы, уйгуры и другие, и уже в начале средних веков сформировались некоторые тюркоязычные народы.

Третьим периодом становления тюркоязычных этносов считается развитое средневековье (XII—XIII вв.). Главной особенностью этого периода было то, что в это время окончательно сформировалась терри­тория тюркоязычных племен. Тюркоязычные племена могли бы сформироваться как единая народность, если бы этому не помешало монгольское нашествие.

1. Расскажите о древних племенах и родах, составивших основу казахского этноса.

2. Какую роль в формировании казахского народа сыграли канлы и усуни?

3. Какие этнические изменения произошли в раннем средневековье?

4. Какие этнические изменения происходили в средние века?

5. Какие пути историко-культурного развития прошел казахский народ в своем становлении?

6. Назовите периоды становления современных тюркских народов.

* 7. Какая народность легла в основу Османской империи? Какие особенности она имеет?

Источник

Какую роль сыграло монгольское нашествие в процессе формирования казахской народности

Формирование на территории Казахстана этнополитического сообщества. Монгольское нашествие оказало существенное влияние на этнический состав народов, проживавших на территории Казахстана. Вторжение монгольских войск привело к разгрому малых племен, другие предпочли всем составом уйти в соседние регионы. Этнические объединения распадались, процесс развития и формирования народов замедлился. Однако в некоторых регионах наблюдалось быстрое восстановление народов в этническом плане, особенно в Восточном Дешт-и-Кыпчаке, в Южном Казахстане (Туркестанский район) и в Семиречье. Здесь восстановление шло быстрыми темпами. Причиной тому были многоязычие их жителей, разнообразие в культуре и быте и их быстрая приспособляемость. Поэтому в регионах начинает активизироваться исторический процесс преобразования племенных объединений в народы. Если на основной казахстанской территории главенствовали племена кыпчаков, то в Семиречье главным был усуно- карлукский союз. И когда в этом регионе казахские ханы Керей и Жанибек образовали Казахское ханство, эти племена составили его основу. Постепенно Моголистан все больше ослабевал и дробился, а новое ханство в Семиречье все более усиливалось.

Несмотря на жестокое преследование и укрепление своей полити­ческой власти, монголы не могли навязать местным многочисленным племенам чуждые им язык, традиции и обычаи, религиозные взгляды. Хотя, конечно, монгольское нашествие разрушило устоявшиеся этнополитические связи, социально-экономический строй и существенно замедлило формирование этнических сообществ в народ, и только спустя столетие процесс стал активизироваться. За это время монгольские завоеватели сами стали разговаривать на тюркском языке и ассимилироваться с местным населением. По данным письменных источников, в войске Золотой Орды число монголов составляло одну четвертую часть. Войско хана Батыя называлось кьптчакским. Уже это доказывало, что после монгольского нашествия кыпчаки снова стали занимать главенствующее место.

Превосходство кыпчаков было явным и во времена господства Белой Орды, ханства Абулхайра, Ногайской Орды и Моголистана. Однако они создают этнополитические сообщества, не достигшие статуса народности. Этнополитические сообщества — это жители государства,

объединенные между собой в определенном историко-этнографическом регионе. Их число увеличивалось за счет завоевателей. Арабский ученый XIV в. аль-Омари так пишет о смешении монголов Золотой Орды с местными жителями: «Раньше это государство было страной кыпчаков. Затем они смешались, породнились с монголами. и стали похожими на кыпчаков. и жили по их законам, как члены одного племени”. Такая этническая ассимиляция происходила по всей территории Казахстана, особенно в Белой Орде, Моголистане, ханстве Абулхайра, где этот процесс шел интенсивнее. Причем надо помнить, что главную роль при этом играли местные племена. Среди них особо выделялись племена кыпчаков, аргынов в Западном и Восточном Казахстане; канлы, усуней, жалаиров в Южном Казахстане и Семиречье. Все племена, прибывшие извне, сливались и роднились с местным населением, жили в дружбе и добрососедстве. Например, все племена из «Летописи 92 кыпчакских родов” были тюркоязычными. Все они обитали в Моголистане, ханстве Абулхайра, Ногайской Орде, образуя этнополитические сообщества. Они стали основой образования казахского народа.

Роль кыпчакских племен в становлении казахского народа.

В становлении казахской народности кыпчакские племена занимали видное место. Их владения в XI—XII вв. простирались от Алтайских гор на востоке до Волги на западе, Кулундинских степей на севере и до озера Балхаш и Джунгарских гор на юге. И все эти бескрайние степи, огромные пространства, по словам известного арабского историка аль- Идриси, назывались «степью кыпчаков”. В этнический состав Кыпчак- ского ханства вошли кимеки, огузы, печенеги-башкиры, асы, куманы, собственно кыпчакские роды и племена: борили, ельборили, токсобы, жетиобы, тортобы и др. В XII в. в Кыпчакское ханство влились и племена канлы, жившие в среднем течении Сырдарьи и в Приаралье. Проезжавший через эти края по пути в Монголию Плано Карпини писал, что люди канлы говорили на языке кыпчаков. Это свидетельство того, что племена канлы находились под властью кыпчаков.

Таким образом, в XI—XII вв. на всей территории Казахстана были расселены племена кыпчаков, говоривших на кыпчакском языке. В состав кыпчакского этноса также входили тюркоязычные племена — уран, баят, азкиши, тюргеши и др. Численность племен постоянно росла. По данным письменных источников, племена азкишей, тюргешей жили на берегу Черного моря. Все это говорит о том, что все племена в составе кыпчакского содружества были тесно взаимосвязаны между собой, стали формироваться в этнос. В арабско- персидских летописях кыпчаков называют самыми многочисленными из всех тюркоязычных племен. Вот почему Кыпчакское ханство в Средней Азии в XI—XII вв. было самым мощным и сильным государством в регионе.

Точно так же шло формирование кыпчакского народа и на земле Казахстана. Этому способствовало то обстоятельство, что этническое содружество здесь объединялось единым языком, хозяйственной деятельностью, общественными взаимоотношениями, культурой, тра­дициями и т.д. Однако монгольское нашествие в начале XIII в. внесло существенные изменения в этнополитическое развитие Казахстана.

Хотя кыпчакский народ еще не успел сформироваться окон­чательно, кыпчакские племена не ушли с арены истории. Наоборот, кыпчаки сохранили свое имя, свою землю, традиции и обычаи, оста­вались главной объединяющей силой в казахском народе, сохранив его этническое единство. Исследователь истории кыпчаков Б. Кумеков считает, что нет никаких сомнений в том, что казахские слова произошли от кыпчакских. Поэтому можно сделать вывод, что хотя кыпчакская народность не была образована, но это племя стало одним из основополагающих в составе казахского народа.

Завершение формирования казахской народности. Мы уже гово­рили о том, как долго и трудно формировался казахский народ. Образо­вание народности происходило по законам общественного развития. Его главные признаки — формирование феодальных отношений, наличие общего языка, общность религиозных, культурных и духовных начал. Еще один фактор, ускоривший процесс образования казахского народа, — это развитие в XIV—XV вв. основной хозяйственной деятельности, ставшей традиционной, — скотоводства наряду с оседлым земледелием.

Несмотря на то, что племена были в составе различных госу­дарств — Ак Орда (Белая Орда), Моголистан и т.д., их общение только на одном — тюркском — языке способствовало развитию у населения народного сознания. Памятники литературы XIV—XV вв. свидетель­ствуют о том, что на территории Казахстана издавна превалировал кыпчакский язык. Исследования антропологических материалов доказывают, что форма и черты лица живших в этих местах людей, такие же, как у казахов периода позднего средневековья. Эти общие качества, присущие всему населению, стали основной причиной становления казахской народности.

То, что местные роды и племена оказались в составе государств, образовавшихся вместе с монгольской администрацией, позволило кочевать им по-прежнему в определенных этнических регионах. Это формирование устойчивых этнических центров привело к появлению казахских жузов.

Существует легенда о происхождении жузов. Три сына Коганбая стали делить территорию на побережье Сырдарьи в Южном Казахстане между собой на три части. Старший сын Уйсун получил территорию от верхнего течения Сырдарьи до Семиречья. На этой части возникло этнотерриториальное объединение — Старший жуз. В его состав вошли племена канлы, дулатов, албанов, суанов, сиргели, ысты, ошакты, шапырашты, жалаиров и др. Средний сын Болат получил земли от среднего течения Сырдарьи до Центрального, Северного и Восточного Казахстана. На этих землях проживали племена кыпчаков, аргынов, найманов, коныратов, кереев, уаков, карлуков и др. Это этнотеррито- риальное объединение получило название Среднего жуза. Территория Младшего жуза досталась третьему сыну Алшину и в его состав вошли племена алшинов, адаев, алашев, байбакты, жаппасов, тазов, кара- сакалов, каракесеков и др. Территория Младшего жуза простиралась от нижнего течения Сырдарьи до Каспийского и Аральского морей. Однако точных данных о том, когда и как возникли в Казахстане жузы- нет. Некоторые мощные племена, которые вошли в состав жузов, такие, как канлы, усуни и другие, жили в Казахстане с древних времен. Указанные в легенде три региона принадлежали двум сыновьям Чингисхана — Джучи и Чагатаю. Летописи XVII—XVIII вв., последние научные исследования подтверждают историю возникновения казахских жузов. Этнические группы, которые стали основой казахской народности, в основном населяли регионы Юго-Восточного Казахстана и Восточного Дешт-и-Кыпчака. Они и сыграли главную роль в образовании казахского народа. Образование в 60-х годах XV в. Кереем и Жанибеком Казахского ханства ставит точку в этом вопросе. Жителей вновь организованного ханства стали называть казахами. Таким образом, около двух тысяч лет продолжался в Казахстане процесс формирования из родов и племен единой народности, который закончился появлением на арене истории нового народа — казахов, вступивших на путь дальнейшего развития.

1. Каковы были основные последствия монгольского нашествия для местного населения?

3. Что можно узнать из «Летописи 92 кыпчакских родов»?

4. Расскажите о роли кыпчаков в формировании казахского народа.

5. Какие признаки формирования народа вы знаете?

6. Расскажите легенду об образовании казахских жузов.

7. Когда завершилось формирование казахского народа?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *