какую роль играет государство в области образования
Роль государства в сфере образования
Изъяны рынка образовательных услуг в сочетании с ценностными представлениями о правах граждан на получение образования обусловливают необходимость участия государства в осуществлении образовательной деятельности. Государственное участие требуется для обеспечения граждан более достоверной информацией о качестве образовательных услуг, для ограничения возможностей производителей образовательных услуг извлекать выгоды из своего монопольного положения, для распределения ресурсов в сфере образования с учетом внешних эффектов потребления образовательных услуг, для обеспечения доступности образования всем членам общества.
Государство принимает участие в образовательной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере образования, являются:
1) регулирование образовательной деятельности:
установление образовательных стандартов, контроль за их соблюдением;
2) организация обучения в государственных учебных заведениях;
3) финансирование получения населением определенных уровней и видов образования.
Регулирование.Право заниматься образовательной деятельностью обычно обусловливается получением лицензии, выдаваемой государственными или иными органами, наделенными государством такими полномочиями. Государство устанавливает требования к условиям осуществления образовательного процесса (строительные, санитарные, гигиенические нормы, требования к оснащенности учебных помещений, наличию оборудования, образовательному цензу педагогических работников и т.п.). Соблюдение этих требований является условием выдачи лицензии.
Государство регулирует организацию образовательного процесса, требуя, чтобы предоставление начального, среднего и высшего образования было последовательным, стандартизированным и обеспечивало преемственность передаваемых знаний. Требования к качеству образовательных услуг устанавливаются в форме государственных образовательных стандартов. В России они имеют федеральный и национально-региональные компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.
Организация обучения.Государство в очень многих странах гарантирует обеспечение доступа каждого человека к некоторому базовому образованию. Во второй половине XX в. все страны с развитой рыночной экономикой, страны Восточной и Центральной Европы установили обязательное среднее образование для своих граждан. В странах Восточной Азии, Латинской Америки начальное образование является почти универсальным. Практически повсеместно государство обеспечивает бесплатное получение базового образования, используя для этого систему государственных школ или общественных школ, созданных местными сообществами.
Высшее образование предоставляется в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Соотношение тех и других в разных странах различно. В большинстве стран преобладают государственные высшие учебные заведения. Но, например, в Японии более двух третей всех студентов обучается в частных университетах.
Во всех странах вплоть до недавнего времени государственные учреждения начального и общего образования и все или многие учреждения высшего образования находились в административном подчинении государственных органов управления образованием, которые непосредственно руководили их работой. В условиях формирования информационного общества, требующего высокого уровня инновативности образовательных программ, гибкости в организации учебного процесса, управление административными методами оказывается неэффективным и с организационно-технологической, и с экономической точек зрения.
В последнее десятилетие в странах с развитой рыночной экономикой проводятся реформы, меняющие роль государства в сфере образования: государство перестает непосредственно руководить учебными заведениями, все активнее выступая не в роли производителя, а в роли заказчика и покупателя образовательных услуг. Функции органов управления перемещаются из сферы производства образовательных услуг в область защиты интересов их потребителей. Государство способствует развитию в сфере образования конкуренции и рыночных отношений, но при этом во многих странах скептически относятся к перспективам приватизации государственных школ и вузов.
Финансирование. В среднем во всем мире 63% расходов на образование осуществляется за счет государства*. Средний уровень расходов на образование составил в 1996 г. 5,4% ВВП в странах с высоким уровнем подушевого дохода и 4,1% ВВП в странах со средним и низким уровнем подушевого дохода**.
*Facts and Figures 2000 / UNESCO Institute for Statistics. 2000. P. 20.
** Entering the 21th Century. World Development Report 1999/2000. Washington D.C.: The World Bank, 2000. P. 241.
За счет бюджетных средств финансируется деятельность государственных учреждений, предоставляющих базовое образование. Во многих случаях государство финансирует также частные школы наравне с государственными, обеспечивая таким образом гарантии получения базового образования вне зависимости от принадлежности образовательной организации. Государство полностью или частично берет на себя расходы по обучению своих граждан в высших учебных заведениях, государственных и негосударственных, финансируя в той или иной форме их деятельность.
Понятие и роль государственной политики в сфере образования
Вы будете перенаправлены на Автор24
Государственная политика в сфере образования – это система нормативных актов и мер, реализуемых в образовательной сфере с целью осуществления воспитания и обучения подрастающего поколения в рамках приоритетов, принципов и ценностей государства, отражающих национальные интересы в образовательной сфере.
Направления государственной политики в сфере образования
Государственная образовательная политика – это целенаправленная деятельность органов государственного управления в сфере образования.
Государственная политика в сфере образования осуществляется в разрезе следующих приоритетных направлений:
Роль государственной политики в сфере образования
Обязательная государственная политика призвана обеспечить доступность любых уровней образования для каждого гражданина страны. Образование ни в коем случае не может рассматриваться в качестве привилегии, однако каждый гражданин должен быть свободен в выборе степени своей образованности.
Государственная образовательная политика обеспечивает формирование квалифицированных кадров, удовлетворяющих потребности рынка труда по различным специальностям и профессиям.
Задача государственной образовательной политики состоит не только в организации образовательной деятельности, но и в создании условий для гармоничного и культурного развития личности каждого гражданина. Между степенью образованности нации и успешностью социально-экономического развития государства существует прямая взаимосвязь.
Государство в рамках образовательной политики обеспечивает формирование правовой базы, определяющей порядок функционирования учреждений сферы образования. Также в рамках образовательной политики государства определяются приоритетные направления развития образования, формируются бюджеты, призванные обеспечить финансирование функционирования и развития образовательных учреждений.
Готовые работы на аналогичную тему
Государственные власти оказывают методическую поддержку образовательным учреждениям, формируя государственные стандарты оказания образовательных услуг. Образовательные стандарты, разрабатываемые государственными властями, призваны обеспечивать единообразие подхода к оказанию образовательных услуг на территории всей страны, рост качества образовательных услуг, единые критерии оценки достигнутых результатов.
Принципиальные основы государственной политики сфере образования
В основе осуществления государственной политики в образовательной сфере находятся следующие принципы:
Какую роль играет государство в области образования
За века существования образовательных систем выявилась общая для всех стран потребность государственной поддержки образования и государственного правового регулирования образовательных отношений. Как показывал опыт многих стран, при абсолютно свободном, никем не регулируемом рынке образовательных услуг возникает ряд проблем в следующих аспектах:
— плохое финансирование образования (например, большинство образовательных учреждений нерентабельно, и их существование без господдержки будет невозможным);
— невозможность обеспечения потребностей общества в квалифицированных специалистах (наиболее очевидные примеры – «покупка дипломов» наиболее престижных профессий, переизбыток дипломированных специалистов в одних сферах деятельности и недостаток в других, не столь престижных);
— искажение в обществе представлений о роли образования, о связи между образованием и жизненным успехом (такая ситуация складывается, в частности, когда аттестаты или дипломы фактически ничего не говорят об уровне образования, поскольку оценки и присвоенные квалификации не соответствуют реальным потребностям общества, никак не связаны с существующими социально-экономическими условиями).
Участие государства необходимо для решения вышеперечисленных проблем. Так, благодаря государству…
— граждане получают более достоверную информацию о качестве образовательных услуг;
— производители образовательных услуг ограничиваются в извлечении выгод из своего монопольного положения;
— ресурсы в сфере образования распределяются с учетом потребления образовательных услуг;
— образование становится доступным для всех членов общества.
Государство участвует в образовательной деятельности во всех странах мира. Основными функциями, выполняемыми государством в сфере образования, являются:
1) регулирование образовательной деятельности: лицензирование, установление образовательных стандартов, контроль за их соблюдением;
2) организация обучения в государственных учебных заведениях;
3) финансирование получения населением определенных уровней и видов образования.
Рассмотрим, как реализуются эти функции.
Регулирование образовательной деятельности.
Государственное регулирование образовательной деятельности достигается за счёт лицензирования субъектов, осуществляющих образовательную деятельность, установления единых образовательных стандартов и контроля за их соблюдением.
Под лицензированием в широком смысле понимается процесс выдачи лицензии.
Лицензия (от лат. liсentia «право») – официальное разрешение на право выполнять некоторые действия, а также документ, подтверждающий это право. Наличие у субъекта образовательной деятельности соответствующей лицензии удостоверяет его право осуществлять данный вид деятельности. Процедуру лицензирования в сфере образования осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) и органы исполнительной власти субъектов РФ.
Условия и процедура лицензирования образовательной организации в нашей стране установлена Положением о лицензировании образовательной деятельности (утверждено постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966).
Право на ведение образовательной деятельности приобретается только с момента получения соответствующей лицензии. Таким образом, лицензия подтверждает, что данная образовательная организация способна обеспечить надлежащие условия образования.
Для регулирования организации образовательного процесса государство требует обеспечения преемственности всех уровней и ступеней образования (дошкольного и школьного; общего и профессионального; общего начального, основного и среднего и т.д.).
Государство также устанавливает требования к качеству образовательных услуг. Эти требования устанавливаются в форме государственных образовательных стандартов, определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников, а также к условиям реализации образовательных программ.
Организация обучения. В современном мире многие государства стремятся обеспечить доступ каждого человека к некоторому базовому образованию. В XXI веке в странах с развитой рыночной экономикой государство всё меньше руководит учебными заведениями, и всё чаще выступает в роли заказчика и покупателя образовательных услуг. При этом сохраняются функции государства как гаранта защиты прав и интересов производителей и потребителей образовательных услуг.
Финансирование. За счет средств, выделяемых из государственного бюджета, обеспечивается деятельность государственных учреждений, дающих базовое образование. Кроме того, государство нередко участвует в финансировании частных школ, оказывает финансовую поддержку частным колледжам и университетам. Согласно мировой статистике, в странах с развитой экономикой бо́льшую часть расходов на образование берёт на себя именно государство. По данным на начало XXI в. среднем это составляло более 60 % от общей суммы, затрачиваемой в этих странах на образование.
Государственная образовательная политика России
Формирование системы образования – задача, стоящая перед государством. Государственная политика в сфере образования – это реализация ею таких направлений, как:
Закон «Об образовании» и основные принципы государственной политики
Принципы, закрепленные государственной политикой, являются фундаментальными основами сферы образования: они регламентируют деятельность всех учреждений образования и органов управления образованием на территории Российской Федерации, а также являются базой при формировании обучающих программ.
Принципы государственной политики в отношении системы образования отражены в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и заключены в двенадцати положениях:
Разберем некоторые из указанных принципов образования в РФ.
Принцип приоритетности образования
Приоритетность образования проистекает из его сущности. Образование призвано воспитать самостоятельного, ответственного члена общества, занимающего активную жизненную позицию, в том числе, в отношении вопросов развития окружающего социума. Процесс образования с опорой на равенство возможностей должен обеспечивать условия для культурного развития человека и появлению у него навыка саморазвития и формирования личного мнения. В общем, целью образования является сформированная, психически зрелая личность, понимающая и соблюдающая морально-нравственные нормы общества и готовая принимать на себя социальную ответственность.
В конце XX века можно было уверенно говорить о том, что принцип приоритетности образования в России был некой формальностью, абсолютно не реализующейся в практике. На данный момент по изменению этой ситуации проводятся масштабные работы. Например, стандарты среднего и высшего образования пересматриваются с учетом последних достижений в науке, школы оборудуются компьютерными классами, позволяя программам обучения идти в ногу со временем. И это лишь первые шаги политики в сфере образования на пути вывода его на приоритетные позиции.
Право на образование
Данное право закреплено как законом «Об образовании», так и Конституцией Российской Федерации.
Право на образование имеет каждый гражданин России. Здесь недопустима дискриминация любого характера, будь то половые, расовые, национальные или религиозные различия. Каждый индивидуум имеет право получить образование независимо от места проживания, убеждений, возраста, состояния здоровья, социального или материального положения, наличия судимостей.
Гуманистичность образования
Гуманистичность образования заключена в признании безусловной ценности всех участников образовательного процесса. Приоритет в этом процессе отдается личности.
Чтобы воплотить гуманистический подход в обучении на практике, необходима реализация следующих его составляющих:
Единство образовательного пространства
Чтобы обеспечить реализацию принципа единства образовательного пространства на территории РФ, государство применяет федеральные государственные образовательные стандарты или ФГОС. В состав ФГОС включены основные требования к структуре программ образования, условиям их реализации и оценке их результата. Применяемые стандарты призваны задать преемственность программ и, в то же время, вариативность их наполнения.
Нельзя не упомянуть тот факт, что применение ФГОС имеет свои недостатки: при предполагающей вариативности программ не существует установленного объема знаний, подлежащего усвоению учащимися. Содержание программ имеет лишь общее описание, предполагающее возможность воспользоваться полученным багажом знаний и умений для перехода на новую ступень обучения. Однако, и в стандартах следующей ступени не содержится четкого описания. Таким образом, обобщенный стандарт не дает возможность обеспечить объективно единый уровень знаний по конкретным учебным дисциплинам. Одна и та же ступень образования может дать абсолютно разный результат, выраженный в объеме усвоенной информации. Насколько этот результат будет различен для каждого обучаемого? По сути, это зависит уже только от позиции самого образовательного учреждения в данном вопросе, его внутренних целей и организации, а также от желания или способности самого обучаемого.
Светское образование в светском государстве
Светскость образования – это его характеристика, задаваемая такими правовыми критериями:
Говоря обобщенно, принцип светскости образования заключен в возможности для каждого человека реализовать право на свободу совести, свободу выбора мировоззренческих взглядов и в обеспечении отсутствия угроз дискриминации по религиозным убеждениям.
Государство и образование
Государственная политика является основополагающей для всех сфер общественной жизни. Но в отношении образования она должна быть особенно продуманной, конкретизированной и последовательной. Грамотная государственная образовательная политика – это гарант высокого качества общества России: насколько оно будет конкурентоспособно, ответственно и перспективно.
Роль государства в становлении и развитии системы образования
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине
«Нормативно – правовое обеспечение образования»
Принципы государственной политики в области образования.
1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
4) светский характер образованияв государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
5) свобода и плюрализм в образовании(проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентаций, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций);
6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Роль государства в становлении и развитии системы образования
Государство оказало существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы.
Создание условий для повышения качества общего образования
Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Государство создает гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом.
3. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования.
В сфере образования Конституция 1993 года гарантирует общедоступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. Каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование. Однако не исключается платное образование, как в государственных, так и в негосударственных, частных учебных заведениях. Статья 43 Конституции РФ. устанавливает право граждан на образование в российских вузах так же определяет право каждого гражданина на получение образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях устанавливает наличие муниципальных образовательных учреждений с целью обеспечения государственных гарантий личных прав граждан на образование.
обеспечения конституционных прав граждан на получение образования является государственная образовательная политика – как направляющая и регулирующая деятельность государства в сфере образования, осуществляемая им для достижения соответствующих стратегических целей и решения задач общегосударственного или глобального значения. Объектом образовательной политики является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее, высшее и т.д.).