какую роль играет государство в рыночной экономике

Государственное регулирование экономики

Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.

какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Государственное регулирование экономики – определение термина

Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.

какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.

Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.

какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Роль государства в экономике

Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:

какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы

Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.

Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.

какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Принципами ГРЭ являются:

какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.

Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.

Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.

Источник

Роль государства в рыночной экономике

Вы будете перенаправлены на Автор24

Государство в рыночной экономике

Государственное регулирование рыночной экономики представляет собой систему управления, которая строится на необходимости вмешательства регулирования государства в функционирование рыночной экономики.

Государство представляет собой основной управляющий институт всех сфер жизнедеятельности общества. Посредством государственных законов регламентируется деятельность всех действующих систем хозяйствования, при этом государство проявляет свои функции в качестве субъекта осуществления рыночной экономики, так и управляющего института.

Институт государственного управления характеризуется спецификой, которая позволяет ему занять особенное положение в системе субъектов рыночных отношений.

Положение государства в рыночной экономике

Положение государства в рыночном хозяйстве определяется наличием нескольких признаков:

Значение государства

Роль государства в рыночной экономике обусловлена тенденциями частого изменения условий рынка. При любых изменениях рыночных условий государство должно оперативно вмешиваться в положение вещей, вводя новые правила, налоги, нормативно-правовые акты.

Готовые работы на аналогичную тему

Данное вмешательство не всегда приветствуется субъектами рыночной экономике, в частности предпринимателями различных масштабов. Чтобы сглаживать это вмешательство, делая его менее болезненным для жизнедеятельности предприятий, осуществляются попытки подбора наиболее приемлемых инструментов вмешательства. Это может осуществляться в форме оптимизации изданных законов (например, в сфере налогообложения), внесения поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые условия рынка.

Функции государства в рыночном хозяйстве

В рыночной экономике для государства присущи некоторые функции, которыми определяется его роль в экономической системе и сфера деятельности государственных структур. Можно назвать некоторые функции государства в рыночной экономике:

Производственная функция государства

Отдельно следует выделить производственную функцию государства, наличие которой дает возможность гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально-техническом аспекте.

Данная функция нужна при создании удовлетворительных условий производства для того, чтобы получить в итоге продукцию высокого качества. В структуру обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер включается поставка сырья для производств, обеспечение предприятий требуемыми ресурсами (сырье, рабочая сила, технологии и др).

Главная особенность производственной функции заключается в перераспределении ресурсов и доходов, что необходимо для качественного функционирования всей экономической системы государства.

Распределение дохода и ресурсов происходит для того, чтобы исключить распространение монопольных тенденций.

Функция обеспечения конкуренции и стабилизации

Роль государства в функционировании рыночной экономики также проявляется в том, что оно обеспечивает добросовестную конкуренцию и стабилизацию.

Для обеспечения добросовестной конкуренции государство предпринимает некоторые меры, которые направлены на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равноправных условий нормального функционирования каждого из них. Все это может определить атмосферу качественной конкуренции для того, что бы повысить уровень обслуживания и производимой для рынка продукции.

Функция стабилизации заключается в принятии определенных законов, которые способствуют обеспечению равных условий деятельности всех участников рыночных отношений с целью стабилизировать их положение.

Само понятие стабилизации представляет собой создание новых рабочих мест для не трудоустроенных граждан, вследствие чего платежеспособность общества повышается. Этот факт положительным образом может отразиться на условиях функционирования рынка.

Наряду с этим данное направление имеет риск, заключающийся в непредвиденности развития событий. Для расширения масштабов производства необходимо быть готовыми к тому, что в это же время вырастут и сопутствующие расходы, которые впоследствии потянут за собой безработицу и обесценивание денежной массы.

Источник

Лекции «Государство в рыночной экономике»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Госуда рство в рыночной экономике

Государство в рыночной экономике – это система управления государством рыночной экономикой страны, построенная на необходимости вмешательства государственного регулирования в процесс функционирования рыночной экономики.

Роль государства в рыночной экономике

Основным управляющим институтом всех жизнедеятельных сфер общества есть государство. Именно государственными законами регламентируется деятельность всех функционирующих нынешних систем хозяйствования. Государство является как одним из субъектов осуществления рыночной экономики, так и управляющим институтом.

какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Институт государственного управления предполагает специфику, позволяющую занимать государству особое положение в системе субъектов рыночных отношений. Это положение можно определить исходя из наличия таких признаков:

1) Суверенность. Государственная власть является независимой в среде международных отношений и никому не подчиняется в пределах отдельно взятого государства. Она сосредотачивает в своих руках абсолютно все сферы управления.

3) Существование системы налогообложения. Никто из субъектов рыночных отношений, кроме государства, не имеет права устанавливать законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат различных видов налогов и взносов. При чем налоги обязаны выплачивать не только субъекты коммерческих рыночных отношений, но и граждане, не задействованные в системе продажи товаров и оказания услуг, хоть они и являются в некоторой степени регуляторами рынка.

4) Государство есть субъектом, который регулирует все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.

Задачи и функции государства в рыночной экономике

В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству.

Государство – форма существования общества, форма его организации, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления. Роль государства в сфере экономики возрастает по мере ее развития и усложнения. Но отношение к этой роли в разные исторические периоды и со стороны разных экономических школ никогда не было однозначным.

На заре товарного хозяйства в 17 в. меркантилисты отводили государству большую роль в сфере защиты национальных экономических интересов в международной торговле, в сфере обеспечения экономического порядка и социаль6ной справедливости.

По мере развития капитализма в 18 – 19 вв. отношение к государству менялось, и его экономические функции были низведены до роли «ночного сторожа частной собственности». Классики политической экономии полагали, что рыночный механизм является наилучшим регулятором экономики, а так называемая «невидимая рука» обеспечивает рациональное распределение ресурсов и доходов и гармонию интересов участников рынка.

Но углубляющиеся кризисные явления в экономике опровергали тезис о безупречности рыночного механизма как регулятора. В начале ХХ в. все более очевидной становилась необходимость государственного вмешательства в экономику. Даже последователи классических воззрений на роль государства в экономике вынуждены были это признать.

В современных условиях роль государства еще более возрастает. Это обусловлено тем, что рыночный механизм в развитой экономической системе уже не способен справляться со всеми задачами рационального распределения ресурсов и доходов.

Задача государства заключается в том, чтобы, сохраняя все положительные стороны действия рыночного механизма, дополнить его работу. Более подробно задачи государства раскрываются в присущих ему функциях.

Можно выделить следующие основные функции государства:

1. Создание правовой основы для функционирования механизма. Главным условием рыночного механизма выступает свобода принятия экономических решений всеми субъектами рынка. Государство обеспечивает правовую защиту как производителей, так и потребителей:

• прежде всего должно быть гарантировано право частной собственности;

• большое значение имеет правовое ограничение монополизма;

• важная роль в сфере экономического законодательства принадлежит защите прав потребителей;

• немаловажное значение имеет правовая регламентация всевозможных сделок, направленная на соблюдение прав всех участников.

Государство не только провозглашает права, но и обеспечивает их реализацию, создавая действенную судебную систему.

2. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий всем слоям общества. Особенно это касается неимущей части населения.

3. Производство общественных благ (общественных товаров и услуг). Государство финансирует расходы на оборону, охрану общественного порядка, строительство и содержание дорог, городских улиц, городское освещение, содержание зон отдыха и т.п. Данная функция в определенной мере была присуща государству даже на самых ранних ступенях его развития. Однако в настоящее время круг таких благ и услуг значительно расширяется, особое значение приобретает деятельность государства по нейтрализации отрицательных внешних эффектов.

Выполнение государством данной функции возможно двумя способами: либо государство организует собственное производство (государственные предприятия), либо за счет государственных средств финансирует их производство на негосударственных предприятиях (например, государственные заказы на производство товаров, необходимых для содержания вооруженных сил).

4. Стабилизация экономики. Правительство, используя бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику, стремится преодолеть кризисные явления в экономике, спад производства, снизить безработицу и инфляцию.

Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако по вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства в экономику, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов к государственной деятельности.

Значение государства в рыночных экономических отношениях

Но не всегда такое вмешательство приветствуется субъектами рыночной экономике в лице частных предпринимателей различных масштабов. Чтобы как-то сгладить это вмешательство и сделает его менее болезненным для жизнедеятельности фирм, компаний, организаций, делаются попытки подобрать наиболее приемлемые инструменты вмешательства. Речь идет об оптимизации изданных законов (в частности налоговых), внесении поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые рыночные условия. какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Функции государства в рыночной экономике

Государство имеет некоторые функции, которые как раз и определяют его роль в экономической системе и определяют сферы деятельности государственных структур.

какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Функция поощрения развития технологий о расширения производства.

Прогностическая. Заключается в планировании, прогнозировании и предусмотрении появления некоторых тенденций в сфере коммерческих отношений, которые могут быть нежелательными для отечественного производства и потянуть за собой убытки и снижение рыночной статистики.

Функция стабилизации. Государство принимает меры для того, чтобы уравновесить баланс финансовых потоков, организовать новые рабочие места, надежные условия для функционирования предприятий и т. д.

Функция регулирования. Регулирует при помощи задействования определенных механизмов и инструментов общественные отношения.

какую роль играет государство в рыночной экономике. картинка какую роль играет государство в рыночной экономике. какую роль играет государство в рыночной экономике фото. какую роль играет государство в рыночной экономике видео. какую роль играет государство в рыночной экономике смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую роль играет государство в рыночной экономике.

Данная функция является основополагающей, так как из неё истекают условия деятельности и регулирования всех остальных функций и сфер жизни. Эта функция является своеобразным правовым институтом, который уравновешивает правовые конфликты между субъектами управления.

Наличие такой функции обеспечивает гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально – техническом аспекте. Она необходима для создания удовлетворительных условий для производства с целью получения в итоговом варианте продукции высокого качества. В понятие обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер входит поставка соответствующего сырья для производства, обеспечение фирм необходимыми ресурсами: сырьем, рабочей силой, технологической составляющей, образовательными аспектами и т. д.;

Особенностью данной функции есть то, что она имеет в себе две составляющие:

Такие операции необходимы для качественного функционирования всей экономической системы страны. Ресурсы и доходы распределяются с целью избежания распространения монопольных тенденций на отечественном рынке (антимонопольная политика государства).

Функция обеспечения добросовестной конкуренции

Для обеспечения добросовестной конкуренции государством предпринимается ряд мер, направленных на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равных условий для нормального функционирования каждого из них. Это определяет атмосферу качественной конкуренции с целью повышения уровня обслуживания и производимых для рынка товаров.

Существует для определения приоритетных направлений функционирования отечественного рынка.

Является объемной за структурой и предусматривает множество аспектов. Эта функция преследует такие цели:

свести к минимуму все негативные последствия, которые возникают в процессе осуществления рыночной деятельности;

регулирование основ правового поля, в котором функционирует рыночная система;

обеспечить социальную защиту объектов управления.

Регулирование рыночной экономики государством осуществляется путем задействования различных государственных механизмов.

Социально-экономические цели государственного регулирования

Государственное регулирование экономики предполагает постановку и достижение определенных целей. Мировая история свидетельствует, что развитие общества – это одновременное решение множества разнообразных задач. Чтобы справиться со всем комплексом проблем, необходимо их осознание и четкое их структурирование. На глобальном уровне следует выявить основную, высшую цель развития экономики. В любой стране она должна сводиться к достижению максимального благосостояния всего общества.

Обеспечение свободы трактуется весьма неоднозначно. Много здесь зависит от интересов отдельных групп и слоев общества. Объективное содержание данного понятия определить достаточно трудно, так как это и философская, и социальная, и экономическая категория. Зависимость здесь такова: чем выше ценится в обществе свобода отдельного человека, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в государстве. Вот почему возникло такое мнение, что любое вмешательство государства в ход развития рыночной экономики (даже в форме предоставления помощи) является ограничением экономической свободы. Реальная степень свободы в экономике выступает результатом политического компромисса, который складывается в каждый текущий отрезок времени.

В Казахстане представление об экономической свободе пока отличается от сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой. В какой-то мере это связано с общественно-политическими традициями, с менталитетом населения (общественной психологией). Казахстан всегда отличался высокой степенью государственной централизации, и эта ориентация была многократно усилена в период господства общегосударственного хозяйствования.

Проблема обеспечения правового порядка, правовой обоснованности того или иного экономического решения также связана с наличием разных интересов. Правовая обеспеченность считается достаточной, как правило, тогда, когда экономическая политика способствует интересу данного субъекта. В связи с этим стратегия регулирования должна быть такой, чтобы принимаемые меры по всей возможности соответствовали представлениям разных общественных групп о законности.

Практическое достижение правового порядка связано, прежде всего, с наличием права на собственность и ее защиту, и на заключение хозяйственных договоров. Здесь уместно напомнить слова А.Смита о том, что торговля и производственная деятельность редко могут расцветать в государстве, где «не существует определенной степени доверия к правовой надежности, которую должно обеспечить государство».

Рассмотрев главные цели государственного регулирования, обратимся к совокупности соподчиненных с ними практически ориентированных целей. В экономической литературе обычно выделяют 4 прикладные цели:

экономический рост (ее обеспечение связывается с увеличением ВНП)

полная занятость (достижение максимально возможного в долгосрочном плане стабильного использования дееспособного населения). Принято считать, что состояние полной занятости достигается уже тогда, когда степень безработицы (отношение численности не имеющих работы к численности трудоспособного населения) составляет от 1,5 до 4%.

внешнеэкономическое равновесие (чем более высоким уровнем развития характеризуется экономика страны, тем более восприимчивым оно становится для внешнеэкономических связей).

Таким образом, экономическая политика государства – прежде всего достаточно широкий спектр целей, между которыми существует иерархическая соподчиненность. В современной теории эту систему целей именуют «пирамидой целей».

Применительно к условиям Казахстана последовательность достижения целей может отличаться от западных стран в силу недостаточной зрелости рыночных отношений. В настоящее время правительство исходит из необходимости социально-экономической стабилизации и обеспечения устойчивого экономического роста, что позволит нашей республике войти в число 50-ти конкурентоспособных мировых держав.

Субъекты и объекты государственного регулирования экономики

Решение вышеприведенных целей под силу только самому государству и только оно является гарантом и носителем интересов всего общества. Поэтому главным и единственным субъектом государственного регулирования является государство в лице своих управленческих органов.

Объектами регулирования в широком смысле является вся национальная экономика в совокупности со всеми ее отраслями и сферами и всеми происходящими в ней экономическими процессами. Однако каждый конкретный исторический этап движения экономики проявляет свои «слабые звенья» или «узкие места», которые могут выступить конкретными объектами регулирования.

Допуская известную условность, можно представить экономику как в вертикальном, так и в горизонтальном разрезах. В вертикальном разрезе могут быть представлены отрасли и сферы материального и нематериального производства со всем многообразием субъектов, функционирующих в них. В горизонтальном – все экономические процессы и явления, охватывающие всю экономику – формирование и распределение доходов, финансовые, кредитные, денежные процессы и отношения, инфляция, безработица, монополизация, инвестиции и другие (рис 1).

Экономика: отрасли и сферы (вертикальный срез)

Экономика: экономические процессы и явления (горизонтальный срез)

отрасли материального производства

уровень занятости и безработицы

инфляция и денежное обращение

монополистические тенденции и конкурентная среда

регионы и территории

Состояние и «вертикальных» и «горизонтальных» объектов может определяться действием и саморегулирующихся рыночных механизмов, и системой сознательно направленных государственно-административных мер.

В вертикальном разрезе может формироваться неоптимальная структура общественного производства, усиленное развитие одних, техническое и экономическое отставание других отраслей, таких как социальная, демографическая сферы, неконкурентоспособные и не обеспечивающие достаточной прибыли, но необходимые для нужд страны отрасли и производства, такие как производство общественных товаров, оборона, правопорядок, наука, охрана памятников культуры и т.д.

В горизонтальном аспекте так же произойдут негативные последствия – неравномерное распределение доходов, резкая дифференциация общества, инфляция и расстройство финансовой системы, сокращение конкурентной среды и т.д.

Вся трудность ГРЭ состоит в том, чтобы, во-первых, найти оптимальную меру соотношения рыночных и государственных рычагов воздействия на объект, тогда как сам объект регулирования изменчив, непостоянен и преходящ; и во-вторых, своевременно и правильно определить в этом двигающемся развивающемся организме, каковым является экономика, то «больное и слабое звено», которое затрудняет его движение, и помочь ему сознательно выработанными государственными мерами.

Экономические функции государства

Экономическая роль государства в любом обществе реализуется через совокупность конкретных функций. Как и роль государства, так и выполняемые им функции бывают разными не только в разных моделях взаимоотношений государства и экономики, но и разными в рамках одной модели, но с различными конкретно-историческими условиями разных стран.

Независимо от специфики экономического, культурного, национально-исторического развития разных стран, в которых более или менее успешно функционирует смешанная экономика, экономическая роль государства в них может быть представлена следующими важнейшими функциями:

-разработка хозяйственного законодательства, обеспечение правовой базы и социального климата;

обеспечение свободы предпринимательства;

перераспределение доходов и богатства с целью обеспечения социальных гарантий и защиту нуждающихся в ней групп населения;

корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национальной экономики в соответствии с изменяющимися внешними и внутренними условиями;

стабилизация экономики в условиях колебания экономической конъюнктуры;

осуществление предпринимательской деятельности в сферах, где это невыгодно частному капиталу;

контроль за внешнеэкономической деятельностью, включая организацию таможенной системы;

обеспечение охраны окружающей среды, регулирование использования не воспроизводимых природных ресурсов.

Все эти функции, с одной стороны, направлены на поддержание и облегчение функционирования рыночной системы, а с другой – корректировку и модификацию действий рыночной системы, включая нейтрализацию ее негативных сторон.

Несовершенства государственного регулирования экономики.

Дискуссионность и неоднозначность понимания места и роли государства в организации экономической жизни общества во многом обусловлены определенными недостатками, выявленными российскими экономистами, в самом процессе гос. регулирования:

наличие определенных административных издержек по организации и осуществлению регулирования;

сужение сферы действия рыночных отношений, ведущих к наиболее эффективному использованию производственных ресурсов;

нарушение принципов рыночного установления связей между хозяйствующими субъектами.

Западные экономисты видят недостатки государственного регулирования в гораздо больших масштабах. Они отмечают 4 причины систематической несостоятельности государства:

Недостаточная информированность государства о последствиях своей деятельности (борьба с алкоголизмом привела в итоге к вырубке ценнейших сортов винограда и, как следствие, утеряны рецепты производства редчайших вин…)

Ограниченный контроль над бюрократией. Действенность любого законодательства, реализация практических шагов по регулированию любого экономического явления зависит от профессиональной грамотности чиновников.

Ограниченный контроль над ответной реакцией частного сектора.

Ограничения, налагаемые политическими процессами. Государственная деятельность затрагивает многих, но решения принимаются ограниченным кругом лиц.

1Методологические основы государственного регулирования экономики

Составная часть стратегии, направленной на повышение эффективности экономики – признание соответствующей роли государства, что должно найти свое отражение в определении методологии, методов, способов, посредством которых оно может дополнять рынки.

Методология включает в себя мировоззренческий подход, исследование предмета, структуру и место данной науки в общей системе знаний.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования. Это формально-логический, диалектический и др.

Формально-логический метод имеет различные приемы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, проблемы, гипотеза, доказательство.

Основными приемами диалектического метода является переход от абстрактного к конкретному и единству аллегорического и логического.

Системный метод появился в ХХ веке. Распространение системного метода исследования сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования.

Большое значение для методологии регулирования имеет формирование отношений между государством и рынком, основанных на преодолении противоречий, а также механизмов взаимодействия и разграничения функции между рынком и государством. Методология закрепляет этот механизм в организационно-методических документах: методических указаниях, положениях, рекомендациях, показателях и способах их обоснования.

Составной частью методологии регулирования является методика, представляющая собой совокупность конкретных способов и приемов: экономических, технико-экономических и экономико-математических расчетов, необходимых для разработки механизмов ГРЭ с сочетанием рыночной самоорганизацией.

При ГРЭ решающим методологическим соображением является учет двух главных принципов их обоснования, игнорирование которых обрекает на провал даже самые благие концептуальные ориентиры. Это принципы последовательности и системности рекомендуемых мероприятий.

Методы прямого и косвенного государственного регулирования экономических процессов

Для рационального применения совокупности методов воздействия на экономику необходимо знание сущности и специфики каждого из них, их объективно предопределенной соподчиненности. В зависимости от выбранных критериев существует несколько вариантов соответствующей классификации. Прежде всего, различаются методы прямого и косвенного влияния.

Методы прямого воздействия вынуждают субъектов экономики принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства (налоги, юридические нормы по амортизационным отчислениям, бюджетные процедуры по государственным инвестициям…). Прямые методы имеют высокую эффективность вследствие оперативного достижения экономического результата.

К методам прямого государственного воздействия относятся:

а) определение стратегических целей развития экономики и их выражение в индикативных и других планах, целевых программах;

б) государственные заказы и контракты на поставки определенных видов продукции, выполнение работ, оказание услуг;

в) государственная поддержка программ, заказов и контрактов;

г) нормативные требования к качеству и сертификации технологии и продукции;

д) правовые и административные ограничения и запреты по выпуску определенных видов продукции и т.п.;

е) лицензирование операций по экспорту и импорту товаров, т.е. внешнеторговых операций.

Метод косвенного государственного регулирования экономических процессов. К ним относятся:
а) налогообложение, уровень обложения и систему налоговых льгот;
б) регулирование цен, их уровня и соотношений;

в) платежи за ресурсы, ставки процента за кредит и кредитные льготы;
г) таможенное регулирование экспорта и импорта, валютные курсы и условия обмена валют.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширенного воспроизводства.

При косвенном воздействии государство создает лишь предпосылки к тому, чтобы при самостоятельном выборе субъекты тяготели к тем вариантам, которые соответствуют целям государственной политики (косвенные налоги, пошлины, предоставление информации).

В зависимости от цели вмешательства меры экономической политики могут быть подразделены на действия, направленные на:

стимулирование капиталовложений и восстановление равновесия между сбережениями и инвестициями;

обеспечение возможно максимальной занятости;

поддержку уровня цен для обеспечения рентабельности предприятий;

стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы.

Стоит отметить еще одну из классификаций методов ГРЭ. Критерий подхода – организационно-институциональный. Данный перечень включает административные, экономические и институциональные методы.

Административные методы – совокупность административных рычагов, охватывающих действия, связанные с обеспечением правовой инфраструктуры. Они подразделяются на меры запрета, разрешения, принуждения.

Экономические меры – это те меры государственного воздействия, с помощью которых создаются определенные условия, направляющие развитие рыночных процессов в нужное государству русло. (в частности, на совокупный спрос и предложение, на степень централизации капитала, на социальные и структурные аспекты экономики). К числу экономических мер относят финансовую и денежно-кредитную политику, программирование и прогнозирование.

Институциональные методы – система организационно-оформленных действий. Это действия, связанные с относительно длительно существующими явлениями, например, «институт права», «институт собственности»… Проявлениями институционализма может считаться следующее:

формирование исполнительных структур государственной власти непосредственная задача которых – реализация целей правительства;

создание и сохранение объектов гос. собственности;

поддержка исследовательских центров, институтов экономической информации, торгово-промышленных палат;

правовая и информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов;

соучастие в экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам.

Существует многообразие статистических методов, однако применительно к регулированию особое значение имеют: метод экономических группировок, метод экстраполяции, бюджетный метод (метод выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств).

— Метод экономических группировок широко используется в государственном регулировании. Группировки позволяют сложные по своему составу совокупности распределить на группы, однородные по какому-либо существенному признаку. Анализ чаще всего осуществляется с помощью структурных, динамичных и структурно-динамичных группировок, сформированных по одному признаку или сочетанию нескольких. Так, для характеристика уровня жизни населения берут группировки населения по денежным доходам на душу населения, прожиточному минимуму в среднем на душу населения, числу больничных коек на 10000 населения и т.п.

Метод экстраполяции применим главным образом при разработке первоначальных прогнозов, проектировок основных направлений, программ. Точность этого метода тем больше, чем меньше период, в отношении которого метод применяется.

Бюджетный метод представляет собой обследования бюджетов домашних хозяйств, где ведется статистическое наблюдение за уровнем жизни населения.

Материалы обследования являются основой для получения данных о распределении и дифференциации населения по уровню материального благосостояния, потребления, денежных расходов и т.д. Они представляют важную информацию для характеристики структуры потребительских расходов в семьях различного состава, характеризуют дифференциацию населения по уровню располагаемых ресурсов, позволяют определить динамику изменения потребительского спроса в домашних хозяйствах, находящихся в городской и сельской местностях.

Материалы обследования бюджетов широко используются статистикой в различных экономических расчетах: индексов потребительских цен, национального дохода, при исчислении реальных доходов населения и др.

К специальным методам государственного регулирования экономики относят: балансовый, программно-целевой, нормативный.

— Балансовый метод – один из важных при определении народнохозяйственных пропорций, увязки отдельных частей государственного плана в целое.

В современных условиях данные межотраслевых балансов могут быть использованы для разработки прогнозов отраслевой структуры экономики, выявления роли отдельных факторов, например, зависимости экономики от энергоснабжения или изменения цен на энергоносители, прогнозирования на основе региональных балансов объемов ввоза и вывоза продукции за пределы региона и т.д.

— Нормативный метод применяется как самостоятельно, так и в совокупности с другими методами, например, совместно с программно-целевым методом определяются количественные показатели целей и необходимые ресурсы для достижения этих целей. Нормативный метод используется для выявления потребностей и возможных ресурсов при разработке различных балансов, определения норматива оборотных средств, норм амортизационных отчислений и др. Метод предполагает нахождение соотношения между различными величинами (параметрами), при которых может быть обеспечен оптимальный масштаб прогнозируемых процессов.

— Программно-целевой метод может использоваться при решении конкретной проблемы, которая характеризуется значимостью, невозможностью решения ее другими методами, образуется на стыке отраслей, что требует специального подхода. Для применения программно-целевого метода важно обоснование выбора проблем. В широком смысле программно-целевой метод представляет собой осуществление и углубление комплексного подхода к решению проблемы.

Экономические нормативы являются важными регуляторами развития экономики в целом и отдельных социально-экономических процессов. К ним относятся:

различного вида налоги на имущество, на доходы, на добычу полезных ископаемых, на товары и услуги, таможенные пошлины и т.д.;

финансовые нормативы – трансферты, отчисления в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.;

банковские нормативы – нормативы обязательных резервных отчислений, учетная ставка и др.

Важное место среди экономических нормативов занимают финансовые нормы и нормативы. в финансовом планировании это- показатели, отражающие минимальные, средние или максимально предельные величины, регулирующие образование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. Финансовые нормативы предназначены для рационального регулирования и использования финансовых ресурсов, фондов денежных средств целевого назначения. Применение их способствует связи производства и финансовых показателей, обеспечению сбалансированности бюджета

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *