какую религию исповедуют турки
Религия в Турции
Подавляющее большинство населения Турции (99%) исповедуют ислам преимущественно в форме суннизма ханифитского толка. Среди турок некоторых районов Восточной Анатолии, а также среди курдов и части арабов распространен шафиитский толк суннизма. Шииты составляют примерно 16% населения Турции. В основном это последователи двух сект: али-илахи (курды в Дерсимских горах и на севере Харпутской равнины, а также часть юрюков и туркменов) и нусайриты (арабы по границе с Сиреей). Среди курдов некоторых районов Юго-Восточной Турции встречаются также йезиды. В стране существует ряд религиозных орденов, наиболее известны из которых мевлевийя, накшбандия, тиджанийя и бекташи. Из христиан представлены православные (главным образом греки, а также болгары и часть арабов), армяно-григориане, халдо-католики и др.
ИСЛАМ В ТУРЦИИ
Ислам оформился в VII в. в западной области Аравийского полуострова. Он возник в силу ряда объективных исторических причин. Разложение родопле-менного строя арабов, кризис в торговле, вызванный неблагоприятной международной обстановкой, и многие другие причины усилили вызревшие внутри арабов тенденции к централизации. Интересы общества требовали прочного и длительного объединения страны, стабилизации ее политического и экономического положения. Для этих целей было необходимо идейное знамя. В ту пору у арабов были распространены различные верования, существовало многобожие.
Тенденции к централизации вызвали стремление и к созданию единых родовых и племенных культов. Вера политически наиболее мощных племен становилась обязательной для подчиненных им менее могущественных племен. В Аравии к началу VII в. наибольшего могущества достигло племя курейш в Мекке. Соответственно, с возвышением курейшитов возросло и значение храма Кааба, находившегося в Мекке. Постепенно племенной курей-шитский бог, которого называли «Илах», стал вытеснять богов прочих племен. В последствии, как «Аллах», он вошел в ислам в качестве единого бога.
Возвышение Аллаха среди прочих племенных богов произошло еще и благодаря деятельности Мухаммеда, выходца из рода Бану-Хашим племени курейшитов. Получив, по преданию, около 609 г. божественное откровение, он выступил с проповедью в Мекке. В 622 г. вместе с единомышленниками был вынужден переселиться (хиджра) в Медину. Но уже в 630-631 гг. мусульмане под предводительством Мухаммеда подчинили Мекку и значительную часть Аравии, создав таким образом теократическое государство.
В процессе формирования ислам, испытывавший значительное влияние уже сложившихся монотеистических религий: иудаизма, зороастризма и христианства — распался на несколько течений и несколько десятков сект. Однако возникновение двух основных направлений ислама — суннизма и шиизма — связано прежде всего с политическими перипетиями. Суть конфликта в том, что шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имамов из рода Алидов, основателем которого стал халиф Али — двоюродный брат Мухаммеда.
Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, день, когда Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хусейну), свои места паломничества. Сунниты наряду с Кораном почитают Сунну (священное предание, состоящее из хади-сов), на которой основывается религиозная и политическая жизнь.
Основные Принципы Ислама
Основной догмат ислама — единобожие — выражен простой формулой исповедания веры (шехадет): «Нет иного божества, кроме Аллаха, и Мухаммед — его пророк». Само слово «ислам» означает «покорность» (Аллаху и судьбе, им предначертанной), а «мусульманин» (арабское «муслим») — «покорный». На этом основании некоторые мусульманские богословы в Турции даже осуждают страхование жизни и имущества от несчастных случаев, «ибо нельзя обмануть предопределение». Коран, сборник проповедей и наставлений Мухаммеда, — священная книга мусульман, «Библия ислама». Он считается «словом Аллаха», переданным пророку на арабском языке через архангела Джейрана. Коран написан особым стихотворным размером, без рифм. Коран и дополняющая его Сунна составляют в исламе основу вероучения, права, этики и морали. В Коране изложены и правила культа. Ислам формирует повседневные навыки поведения, быта, привычки — омовение, регулярную молитву, месячный пост. Перед омовением, молитвой, перед началом поста мусульманин должен прочесть сакральную форму «ниет». Этим ритуальным действием мусульманин связывается с мыслью о Боге. Всякое начинание тоже должно быть сопряжено с именем Аллаха. Перед работой, учебой, перед едой необходимо произнести слова другой формулы — «бесмеле»: «Во имя Аллаха всемилостивейшего. «
Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, «пяти столпов» ислама. К ним причисляют также главный догмат — веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню — «зекят». У ислама много предписаний — запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. Однако в настоящее время эти запреты часто не соблюдаются.
Большой эмоциональный эффект имеют обрядовые богослужения, совершаемые по пятницам и праздникам в мечетях, где играет роль не только психический настрой масс, но и архитектура храма, и непонятный, а потому таинственный язык Корана.
Намаз
Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву — намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. К молитве призывает пение муэдзина. Выйдя на балкончик минарета, муэдзин читает нараспев арабские стихи эзана — призыва к молитве: «Аллах велик! И возвестил об этом Магомет. Вставайте на молитву, спешите же к спасенью. Намаз полезней сна». Стихи повторяются несколько раз и заканчиваются словами: «Нет иного бога, кроме Аллаха».
В Турции новые мечети все чаще строятся с минаретами без внутренней лесенки, по которой муэдзин поднимается на поясной балкончик, чтобы пропеть свой призыв. Прогресс берет свое, и муэдзина заменяет магнитофон с записью эзана. В былые времена строительство лесенки внутри минарета считалось особым искусством. В XVI в. турецкий зодчий Синан построил в стамбульской мечети Сумейма-нийе минарет с двумя внутренними лесенками, да так, что муэдзины, поднимаясь по ним, каждый на свой балкончик, никогда не встречались друг с другом.
Перед намазом обязательно омовение. Во дворе большой мечети стоит ша-дырван — шатровое сооружение, к которому подведена вода. «Когда встаете на молитву, мойте лица, обмывайте руки до локтей и ноги до щиколоток, обтирайте голову», — сказано в Коране. Ислам ратует за чистоту. «Чистота — половина веры», — эти слова приписывают Мухаммеду. Омовение необходимо не только после физического загрязнения. Оно требуется и после прикосновения к гяуру — «неверному», после пребывания в стране неверных. Намаз предписывается совершать на особом молитвенном коврике. Носить с собой такой коврик обременительно, и около мечетей в турецких городах можно видеть мальчишек, продающих большие листы оберточной бумаги — «коврики одноразового пользования». В настоящее время, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои коррективы в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух — утреннего и вечернего.
Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж — паломничество в Мекку. Хадж совершают во время двенадцатого месяца мусульманского календаря — зильхидже. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1848 г. этот запрет был снят. Тем не менее не все турки одобряют такой расход государственных денег.
Рамазан
Мусульманин должен раз в год поститься. Мусульманский пост своеобразен: Целый день нельзя ни есть, ни пить, ни курить. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. В темное время суток пост прерывается: снова можно есть, пить, курить, пока не рассветет. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова «руч» (день), но иногда его называют Рамазаном (Рамадан). Об окончании дневного воздержания оповещают вечером по радио и телевидению: вечерний эзан транслируется по всем каналам. Начинается вечернее разговенье — ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют.
Последние дни Рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Начинается подготовка к трехдневному празднику разговенья, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника — обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекземона (виноградный сок, вываренный до густоты меда).
Праздник разговенья зовется по-турецки «шекер-байрам» (сахарный, т.е. сладкий праздник). В эти дни идет обмен поздравлениями и визитами. Домашняя прислуга, лифтеры, официанты рано утром поздравляют своих хозяев, подчиненные наносят визиты своим начальникам и обязательно дарят подарки. В последний день праздника посещают семьями кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим.
А через два месяца и десять дней после начала Рамазана наступает главный праздник мусульман — курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Он длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне курбан-байрама города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Их продают в специально отведенных местах. Дюжие хамалы-носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. В первый день праздника блестят острозаточенные ножи. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.
Религия в Турции
1. Религия в Турции
Содержание статьи:
Несмотря на то, что с 1928 года Турция провозглашена светским государством, подавляющее большинство населения считает себя верующими людьми. Титульной религией в Турции является ислам, его придерживаются более 99% населения. И лишь малая часть населяющих страну людей исповедуют иные религии, в числе которых христианство, иудаизм и езида.
Турция является второй по счёту страной в мире, где ислам был отделён от государства. Но, по причине принятой в 1980 году стратегии «Турецкого исламского синтеза», власть стала теснее взаимодействовать с религиозными институтами.
Основные религии Турции в процентах
В стране свободно исповедуют следующие религиозные учения:
Преобладающее количество мусульман Турции исповедуют ислам в форме суннизма халифатского толка, распространён и шафиитский толк суннизма и шиизм. Из христиан представлены православные, армяно-григориане и халдо-католики. Встречаются иудеи и езиды.
1.2 Религия и население Турции
После государственных реформ Кемаля Ататюрка в 1928 году, в Турции стало происходить реальное отделение религии от государства. Это привело к упрощению и некоторому упразднению свода правил, присущих поведению мусульманина.
Турки начали употреблять алкоголь. Однако, некоторые правила не изменились. Это касается обязательного обряда обрезания у мальчиков 12-14 лет, или запрета на употребление в пищу свинины.
1.3. Религия и политика в Турции
В результате принятых идей секуляризма (религия не вмешивается в дела государства и политику), место религии было оттеснено на задний план, у религиозных организаций отняли право участвовать в политической жизни страны. Официальная религия в Турции перестала существовать.
Но для Турции светскость и лациизм никогда не олицетворяли атеизм или отсутствие веры. Стремление некоторых представителей турецкого народа в последние годы, воссоздать значимость их страны как носителя исламских идей, вызывает ослабление светского характера государства и свободы религии.
На сегодняшний день турецкое правительство включает в себя Управление по делам религий (Турецкий Даянет (тур. Diyanet)), которое финансирует строительство суннитских мечетей, курирует действующие мечети, утверждает все проповеди и выплачивает государственную зарплату имамам.
В 2002 году к власти пришла Партия справедливости и развития, 75% электората которой является активными верующими людьми. Наметилась тенденция того, что голоса отдаются тем кандидатам в члены парламента, которые демонстрируют свою религиозность.
Одно из значительных различий между законом светского государства и законом шариата, является то, что первое считает преступлением, нанесение ущерба человеку или обществу, тогда как второе имеет склонность наказывать за «грех». Турция, стараниями Ататюрка, когда-то светское государстве, сегодня устанавливает близкие к шариатским порядки, только без названия Шариат.
2. Ислам в Турции
Тюрки приняли ислам в 8 веке. Его установление на территории страны закончилось в конце первой половины XI века, когда турки-сельджуки окончили расширение в Восточной Анатолии. В эпоху Османской империи Турция была одним из самых влиятельных мусульманских центров мира и служила примером следования традиционной исламской религии.
Сегодня на территории Турции прочно доминирует ислам суннитского толка, его придерживаются порядка 75% населения страны. Шииты-алевиты составляют 20% населения. В каждом поселении находится как минимум одна мечеть, а общая численность мечетей по стране достигает порядка 88 тысяч. Количество школ имам-хабы превысило 4 тысячи.
В последнее время в Турции резко увеличилось количество людей, совершающих ежедневный намаз, а женщины всё чаще выбирают одежду, связанную с мусульманской религией.
2.1 Какой ислам в современной Турции
Действующий президент страны Реджеп Тайип Эрдоган ведет себя в жизни как истинный мусульманин, тем самым подавая пример турецкому народу. Он не курит, не пьёт алкоголь, исправно посещает мечеть, в священный месяц Рамадан соблюдает пост.
Партия Эрдогана активно финансирует строительство новых мечетей, которые напоминают дворцы. Они заменяют населению библиотеки, клубы, досуговые центры. Проповеди произносятся посредством десятков динамиков.
2.1.1 Религия в Турции в 20-21м веках
В последние годы страна значительно продвинулась в сторону исламизации, в 90-е годы усилилось движение радикального ислама.
Движимые политическими и стратегическими интересами, сторонники радикальных исламских групп развернули в стране террористическую деятельность. Салафита, вахаббиты и другие крайне правые представители суннитской ветви ислама рьяно соблюдают нормы шариата, например, строго судят женщин за излишне вольное поведение.
Радикальная группировка Хизбулла остается влиятельной силой на Юго-Востоке Турции, способной мобилизовать значительные людские ресурсы, благодаря пропаганде исламистских идей.
2.1.2 Понятие «этнические мусульмане» в Турции
Среди молодого населения на западе страны и в больших городах, преобладает количество этнических мусульман. Это «номинальные» мусульмане, зачисленные в список верующих, поскольку являются потомками тех, кто соблюдает или соблюдал ислам. Эта информация заносится в удостоверении личности при рождении.
Поэтому, по исследовательски данным, процентное соотношение реально верующего турецкого населения примерно такое:
2.1.3. Религиозное образование в Турции
Религиозное образование в стране начинается в 4 классе начальной школы, уроки духовности занимают 2 часа в неделю. В средней школе предусмотрен 1 час в неделю. Половина программы включает в себя основы религии ислам, другая часть учит гуманизму, основам морали и этикету, а также знакомят с другими ведущими вероучениями мира.
Ученики, которые не исповедуют ислам, вправе отказаться от прохождения учебной программы. На период школьных каникул организуются бесплатные курсы по изучению молитв и арабского языка. Их могут посещать не только школьники, но и все желающие.
При мечетях созданы курсы, разработанные Министерством по делам религии, на которых преподают историю учения Пророка и толкование Корана. Хорошо развита в Турции и система подготовки преподавателей курсов Корана и имамов, читающих Коран и хутбу.
Начиная с 1949 года в ведущих университетах страны стали открываться теологические факультеты, на которых не только мужчины, но и женщины могут получить высшее религиозное образование.
2.1.4. Ношение платков в Турции
В последнее время в Турции усилилась пропаганда элементов одежды, соответствующих требованиям ислама, особенно для девушек и женщин.
В городах можно увидеть плакаты с изображением девушек в исламском платке с надписью «Это не только красиво, но и модно!». С каждым днём на улицах страны появляется всё больше женщин в платках.
Однако, ношение мусульманского головного убора не является гарантией того, что его обладательница регулярно молится. Это может быть и данью моде, и привычкой. А ещё, возможно, девушка происходит родом из традиционной семьи, и её верующие родители приучили её к этому, а она не желает им перечить.
2.1.5. Радикальные мусульманские группы в Турции
Активизировавшись в 90-е годы 20-го столетия, экстремистские исламские группировки до сих пор являются в Турции реальностью и напоминают о себе беспощадными террористическими акциями, которые уносят десятки или сотни жизней мирных людей.
Требования возрастающей исламизации
В стране насчитывается несколько экстремистских организаций, стремящихся к установлению шариатского государства и халифата. Среди них – «Исламская освободительная армия», «Турецкий исламский джихад», «Джейшуллах» и другие.
Силы, противостоящие строгим исламистам в мире
В 2006 году в провинции Анбар был создан «Совет пробуждения мусульман» (Ас-Сахва), в который вошли главы 57 местных кланов. Движение приняло форму полувоенного ополчения, которое по всей стране борется с радикальными исламистами. Ас-сахва оказалась эффективным инструментом в борьбе против джихаддистов, боевиков Аль-Каиды и членами других исламистских повстанческих группировок.
2.1.6. Ограничение продажи алкоголя и рекламы в Турции
Алкоголь в Турции разрешен к продаже и употреблению, его свободно можно купить в специальных барах (не во всех барах, как и ресторанах и магазинах, продают алкоголь, скорее всего это обусловлено высокими налогами в Турции на спиртные напитки, а также необходимостью получать лицензии), супермаркетах, ресторанах. Запрет на продажу алкогольных напитков в магазинах действует с 22 до 6 часов.
Существует закон о запрете курения в кафе, ресторанах, барах и торгово-развлекательных центрах. В Турции запрещено рекламировать табачные изделия и демонстрировать сцены курения в фильмах, музыкальных клипах.
2.2. Бадиуззаман Саид Нурси
2.3. Ислам в Османской империи
2.4. Реформы Кемаля Ататюрка в Турции
Преобразования Мустафы Кемаля Ататюрка, затронули все аспекты жизни турецкого общества, политики и экономики. Реформы модернизировали промышленность и сельское хозяйство и превратили Турцию в сильную и продвинутую державу.
С приходом к власти Кемаля Ататюрка в 1923 году халифат был упразднён и образована Турецкая республика. Как последствия реформ, проведённых Ататюрком, в стране произошло официальное отделение религии от государства. Изменения коснулись и традиционно исламских ценностей: арабской письменности, религиозными обычаями и укладом жизни. Последствия отмены государственной религии и принятия реформ приводят к бурному росту промышленности и экономики.
2.4.1 Таблица-схема реформ Кемаля Ататюрка:
Дата реформ | Суть преобразований |
1922 г | Упразднение султаната. Последний османский султан и 101-ый халиф Мехмед VI, уезжает из страны |
1923 г | Создание Республиканской народной партии и провозглашение Турецкой республики. |
1924 год | Упразднение Халифата. Основание турецкой банковской системы. Создается Деловой банк (İş bankası) – первый турецкий банк. |
Запрет на деятельность религиозных орденов и обителей. Даже традиционные монахи – дервиши были вынуждены оставлять свой нищенствующий орден и искать работу. На смену медресе приходят светские школы.
Организация лингвистического общества, целью которого было выявление заимствованных иностранных слов в турецком языке.
Отмена приставок к именам в виде прозвищ и званий. Закрепление светского государства в Турции.
2.4.2. Лаицизм
Один из принципов преобразований Ататюрка, являлся лаицизм, который включал в себя:
2.4.3 Реформы Ататюрка коротко – доктрина «Шести стрел»
Основное политическое и социальное содержание реформ Ататюрка характеризует доктрина «Шести стрел»:
2.5. Суфизм
2.6. Имамы в Турции
Мусульманин, желающий стать и работать имамом в Турции, должен окончить государственную имам-школу Хатиб, где учат Коран, историю и различные толкования религии. Выпускники с аттестатами становятся хафизами. Турецкий Даянет занимается распределением имамов по стране, направляя их для службы, порой, в отдалённые глухие деревни. Имам служит в мечети вместе с мудзином, который призывает к молитве за 10 минут до её начала. И имам, и мудзин получают официальную зарплату. У имама, к примеру, она может доходить до 600 долларов за месяц.
2.7. Ислам и туризм в Турции
2.8. Главные религиозные праздники в Турции
Так как большая часть населения Турции принадлежит к исламской вере, существует и множество праздников или, иначе, байрамов с религиозным характером. Даты определяются согласно лунному календарю Хиджры, поэтому каждой год выпадают на разные числа. Знакомство с некоторыми мусульманскими праздникам поспособствует пониманию культуры, религии и повседневной жизни в Турции.
2.8.1. Рамадан и Рамазан в Турции
Не далее пары столетий назад жизнь в Рамадан целиком переходила на новый ритм. В солнечные часы она фактически прекращалась, а с заходом солнца оживала. Работа развлекательных заведения приостанавливалась. Но в наши дни пост уже не соблюдается так аскетично. Мусульмане ограничивают себя только некоторыми продуктами и стараются больше времени уделять молитвам. Но в крупных городах, в быстром темпе повседневной жизни, соблюдать строгие ограничения становится все сложнее, и желания все меньше.
Ураза-Байрам или Рамазан (Ramazan Bayramı) — это «Праздник прекращения поста» после завершения священного месяца Рамадан. В этот день верующие собираются в мечетях, ходят друг к другу в гости, совершается молитва Ид-намаз. Ураза-Байрам считается выходным днем, но в сегодняшнем мире множество компаний не останавливают работу в этот праздник.
2.8.2. Новруз Байрам в Турции
2.8.3 Курбан Байрам в Турции
Третий важный для мусульман Турции праздник – это Курбан Байрам, он празднуется 2-3 дня и нередко сопровождается паломничеством в Мекку. Жители, которые не покидают родных мест, обычно посещают мечети, восхваляют Всевышнего в песнях и молитвах, приносят ему жертву в виде животных. На Курбан Байрам в Турции принято посещение кладбищ, чтобы почтить память усопших предков.
3. Другие религии Турции
Ислам, несомненно, является лидирующей и почти официальной религией на территории Турции, но он далеко не единственный. Какие ещё конфессии ведут свою деятельность в Турции?
3.1. Христианство в Турции
Христиане Турции считаются религиозным меньшинством. В стране зарегистрировано около 300 христианских общин, в числе которых православные, католики и различные протестантские направления. Большинство из христиан хоть и турки по происхождению, но является потомками выходцев из Армении, Ассирии и Греции. Их число в стране составляет около 76 тысяч человек. В Стамбуле располагается резиденция Вселенского патриарха, главы всех православных церквей мира.
3.2 Иудаизм в Турции
Иудейская община в Турции является весьма немногочисленной, её последователи — это в основном евреи ортодоксального толка иудаизма. Всего около 40 синагог функционирует на территории страны.
3.3. Езиды в Турции
4. Мечети в Турции
Численность мечетей в Турции растёт из года в год, на 2020 год их насчитывается более 88 тыс. Мечети служат для людей не только местом для проведения религиозных обрядов и молитв. При мечетях часто организуются курсы, различные мероприятия. Все мечети составляют гордость страны и неотъемлемую часть духовности народа.
4.1. Мечеть в Турции Султана Сулеймана
Одно из самых выдающихся сооружений Востока находится в Стамбуле и расположена на одном из семи холмов города. По приказу Сулеймана Великолепного строительство мечети было начато турецким зодчим Симаном в 1550, а завершено в 1557 году.
Здание мечети Сулеймание в Стамбуле базируется на четырёх колоннах, над ними высятся арки из красного гранита. Над основной частью расположены полукупола — это ниши, показывающие направление к Мекке. В мечети Сулеймана четыре минарета с десятью балконами. Свет в помещение проникает сквозь красочные витражи, украшенные цитатами из Корана. Внутренний двор выложен мраморными плитами, а во внешнем дворе растут гигантские кипарисы.
4.2. Голубая мечеть в Турции
Голубая мечеть является символом Стамбула, это величайший шедевр исламской архитектуры. Считается самой большой и самой красивой в Турции. Мечеть строилась 7 лет, материалами служили камень и мрамор.
Молитвенная ниша Михраб вырезана из мрамора. На неё поставлен священный камень, привезённый из Мекки. Голубая мечеть вмещает около 10 тысяч человек. Именно в ней собираются мусульмане перед тем, как совершить паломничество в Мекку.
4.3. Мечеть Хюррем в Турции
Хюррем руководила строительством мечети. Сооружение представляет собой целый архитектурный ансамбль размером с городской квартал. В облике основного строения сочетается османская, персидская и византийская архитектура.
Стены мечети Хюррем покрыты фарфоровой плиткой. Кафедру Михраба внутри украшает искусная деревянная резьба. Сегодня двери мечети ежедневно открыты для верующих и туристов. Во время намаза её двери закрываются.
4.4 Исламский мавзолей суфийского ордена
Конья (Кония) — один из самых древних турецких городов, основным знаковым местом которого является музей исламского поэта Мевляны Руми. Руми дал жизнь дервишскому ордену «Мевлеви», во времена Османской империи оказывавшем огромное влияние на все сферы жизни и политики. Орден, формально основанный уже сыном Руми – султаном Ванадом, существует и по сей день.
После смерти Джалаладдина Руми, получившего имя «Мевляна» (что в переводе с фарси означает «Наш господин»), его преемник Хюсаметтин Челеби построил над могилой Руми гробницу. Особенностью мавзолея, и в дальнейшем, главным объектом паломничества, выдающегося поэта-суфия и богослова, является Бирюзовый купол, украшенный плиткой из фаянса нежно-голубого цвета.
В начале второй половин XIX века, мавзолей был дополнен катафалком, вырезанным из дерева, представляющий прекрасный пример трудов сельджукских мастеров по дереву.
В 1927 году, в результате реформ Ататюрка, на месте комплекса был создан музей. В 1954 году комплексу присвоили его сегодняшнее имя — Музей Мевляны Руми.
5. Заключение
Официально ислам не является обязательной религией для Турции, но жизненный уклад населения неразрывно связан с ним. Многие сферы жизни в стране существуют в согласии с религией и ее предписаниями.