какую религию исповедуют туркмены
Религия в Туркмении
Примечания
Ссылки
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия
Полезное
Смотреть что такое «Религия в Туркмении» в других словарях:
Христианство в Туркмении — Православный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Марах Около 5% населения Туркмении являются христианами. Этничес … Википедия
История Туркмении — История Туркмении … Википедия
Министерство связи Туркмении — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство связи. Министерство связи Туркмении (Минсвязи Туркмении) туркм. Türkmenistanyň Aragatnaşyk ministrligi … Википедия
История почты и почтовых марок Туркмении — Туркменистан туркм … Википедия
Города Туркмении — Города Туркмении. По состоянию на 1 января 2011 года в Туркмении было 25 городов[1]. Содержание 1 Список городов Туркмении 2 Карта … Википедия
Герб Туркмении — Герб Туркмении … Википедия
Эмблема Туркмении — Детали … Википедия
Население Туркмении — Численность населения в тысячах. Данные FAO, 2005 Население Туркменистана составляет, по оценкам ООН и Бюро Переписей США около 5 млн чел. Последние годы официальные оценки численности населения не публиков … Википедия
Флаг Туркмении — Флаг Республики Туркменистан Туркмения … Википедия
Интернет в Туркмении — Интернет в Туркменистане это часть сети Интернет, предназначенная для пользователей из Туркменистана. Состояние интернет свободы в Туркменистане одно из худших в мире[1]. Содержание 1 История 1.1 Государственный контроль … Википедия
Туркмены — жители оазиса Средней Азии
Туркмены относятся к тюркоязычному народу древнеогузского происхождения. Являются основным населением Туркменистана. Туркмены, проживающие в Ираке, Сирии, Турции — потомки народа, которые переселились на территорию Анатолии, Ближнего Востока с 11 века. На протяжении долгого времени туркмены делились на роды и племена. Древним родоначальником народа был Огуз-хан, чьи внуки стали родоначальниками 24 древнейших туркменских племен, в составе которых позже начали выделяться отдельные роды и формироваться новые племена. Самые крупные из них:
Сегодня все туркмены сформированы в единую нацию, где не особо важна племенная принадлежность. Всего в мире около 8 миллионов представителей этой народности.
Где живут
Основная часть народа проживает на территории Туркмении, Ирана, Афганистана. Живут туркмены в Узбекистане, Турции, Пакистане. В Российской Федерации проживают в Ставропольском крае, Москве, Московской, Астраханской, Самарской областях, Санкт-Петербурге, Татарстане, Башкортостане, Краснодарском крае, Таджикистане. Небольшая часть живет на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Латвии.
Туркменский относится к огузо-туркменской группе языков и входит в тюркскую семью. С 1940 года в Туркменской ССР во многих сферах общественной жизни начал активно использоваться русский, который стал не только официальным языком, но и языком науки, высшего образования. С самого рождения большинство усваивало этот язык как второй родной. Дошло до того, что к 1991 году в Туркменистане большое количество коренного народа просто не знало своего родного языка — туркменского.
Раньше для письма использовалась арабская графика, но некоторые буквы не могли правильно отразить фонетику туркменского. В 1922-1924 году, после проведения реформ, для различия большинства звуков, были добавлены диакритические знаки, которые ставятся перед и после гласных.
В 1920-х годах, после проекта латинизации, начался переход на яналиф — новый тюркский алфавит. Официально в 1929 году туркмены перешли на латинский алфавит. Яналиф продолжал использоваться в литературе, школах, государственных документах до 1940 года.
Проект кириллизации начался в конце 1930-х годов. В 1940 был опубликован первый туркменский алфавит на кириллице, он использовался в Туркмении до 1993 года. За пределами государства применяется и сегодня.
После распада СССР был создан новый алфавит, который утвердили в апреле 1993 года. Позже он снова претерпел изменения и с 2000 года является единственным допустимым во всех официальных сферах Туркмении.
Религия
Туркмены исповедуют ислам суннитского толка, но не являются сильно религиозными людьми.
Основное блюдо туркменской кухни плов «аш», рецептов приготовления которого существует несколько десятков, но основные ингредиенты — рис и мясо (птица, баранина). Обязательно в плов добавляют овощи, специи, сухофрукты.
Из баранины готовят разнообразные блюда:
Из первых блюд готовят разнообразные супы:
Главное отличие туркменской кухни от других среднеазиатских — это национальные рыбные блюда. Рыбу готовят на вертеле, в специальных котлах, с рисом, гранатовым соком, изюмом, кунжутом, урюком. Очень вкусный шашлык делают из осетровых «балык-шара». Рыбу жарят, после тушат в горшочках, иногда добавляют в различные блюда вместо мяса. Есть очень сложные блюда из рыбы, которые состоят из большого количества ингредиентов: «чеме», «балык-берек», «гаплама».
Широко применяются в кухне молочные продукты и молоко. Из верблюжьего молока, которое считается очень полезным и имеет сладкий вкус, делают сливочное, топленое масло, йогурты, айран. Из овечьего готовят сыры, творожную массу, брынзу, из коровьего — творог, простоквашу, сыр «гурт», сливочное масло. У туркмен существует огромное количество молочных продуктов.
Из сладкого готовят халву из корня лилейного растения, сладкие коржики, пышки с сахарной пудрой, пончики. Очень вкусные и ароматные местные туркменские арбузы, дыни, фрукты. Из напитков больше всего любят чай. На Востоке предпочитают зеленый, на севере и западе — черный. Зимой чай часто заваривают на молоке, добавляют бараний жир, масло. Очень популярна минеральная вода «Берзенги», различные фруктовые соки. Есть в Туркмении и вино собственного производства, из крепких напитков пьют водку, коньяк.
Внешность
Одежда
Несмотря на то, что многие народы перешли на одежду городского типа, туркмены остались преданны своему традиционному костюму. Мужчины и женщин носят рубаху, штаны, длинный халат из холщовой ткани. Зажиточные шьют его из привозных полушелковых, полушерстяных материалов с тонкой полоской. Летом женщины носят только рубаху и длинные штаны, узкие у лодыжек. Носят платья из шелка, голову покрывают шарфом или платком, круглый капюшон, который спускается сзади вуалью, высокий азиатский головной убор (шекеле). Из украшений распространены браслеты для ног и рук, ожерелья, кораллы. Многие женщины не снимают их вообще, даже ночью. Особенно ценны футляры из серебра для талисманов. Мужчины носят меховую шапку (телпек), обвитую тюрбаном.
Жилище
Традиционное жилище туркмен — юрта гара-ой. В оазисах были глинобитные жилища постоянного типа, они состояли из 1-3 комнат. Были дома (там) из сырцового кирпича, с плоской крышей. Прикаспийские туркмены строили жилища из дерева на сваях. Сегодня обычное сельское жилище туркмена — это 3-4 камерный дом с большими окнами, из обожженного или сырцового кирпича, крыша двускатная или четырехскатная, из шифера или железа. В доме есть айван — крытая веранда, где летом спят и отдыхают. На задней части двора расположены хозяйственные помещения. Юрты используют как летнее жилище на усадьбе, строят их чабаны на отгонных сезонных пастбищах.
Жизнь
Традиционным занятием народа является кочевое скотоводство и поливное земледелие. Раньше туркмены вели полукочевой образ жизни, поэтому в селе население делилось на оседлых земледельцев и скотоводов. На западе развито было скотоводство, разводили верблюдов, овец, лошадей. Проживающие в оазисе выращивали пшеницу, хлопок, бахчевые, сорго, разводили крупный рогатый скот. В середине 19 века туркмены начали активно заниматься шелководством, ковроткачеством. У женщины было много обязанностей по дому и хозяйству: уход за детьми, обработка шерсти, войлока, ткачество, приготовление пищи, сбор дров для топки, уход за скотом.
Сегодня распространена малая семья, которая состоит обычно из жены, мужа и детей. Иногда с ними живут родители супруга. Нередко встречаются до сих пор и большие неразделенные семьи. Примечательно, что в семье нередко главой является женщина.
Культура
Туркменская музыка начала развиваться в 6-7 веках и отличается оригинальностью и богатством. У народа существует около 72 музыкальных инструментов, из них самые популярные:
На развитие музыки повлиял фольклор стран Ближнего, Среднего Востока, Средней Азии. Жанры народных песен:
Популярен национальный эпос «дестан» — сказания музыкально-поэтического характера:
Пение осуществляется в оригинальной манере. Поют певцы, сильно напрягая голосовые связки, очень высоким голосом, который резко сменяется тихим звучанием дутара. Из-за кочевых условий жизни в пустынном и степном ландшафте, туркмены привыкли разговаривать громко, отсюда произошла и такая манера пения.
Традиции
За невесту перед свадьбой жених деньгами дает калым, родственникам невесты, он должен принести подарки: халаты, скот, угощения. После того, как предоставляется выкуп, невеста уходит в дом жениха, где проводится специальная молитва и оформляется брак. Свадьбу отмечают пиром, проводят конские ристалища, борьбу, приглашают профессиональных певцов «бахшиев».
Измена женщины у туркменского народа карается смертью прямо на месте преступления. Дочь могут продать в рабство человеку, которому ее отец задолжал. Если у девушки из бедной семьи даже не было приданого, ее мог забрать замуж любой желающий. При этом она не могла рассчитывать на поддержку своей семьи и родных.
Было распространено многоженство. Положение женщины, особенно в больших семьях, до сих пор остается тяжелым. Нелегко девушке после замужества. Обязанностей у нее много, при совершенном отсутствии прав. Сразу после свадьбы ей говорят о правилах в доме, запретах по отношению к старшим родственникам мужа. Раньше она была обязана закрывать себе рот концом платка для головы. Молодые замужние женщины скрывали лицо и фигуру большой шалью. У йомудов было принято, чтобы в присутствии старших родственников мужа, особенно свекров, невестка закрывалась дома. Разговаривать в их присутствии можно было только очень тихим шепотом. Обращаться напрямую к мужчинам, которые являются родней мужа, было категорически запрещено. Если она что-то хотела им сказать, должна была передать это через мальчика. Постепенно, с возрастом, положение молодой женщины улучшается, когда она становится в семье старшей по возрасту «кейваны». Ее считают госпожой над своими невестками и младшими женами мужа. С мнением кейваны считаются, слушают ее советы, не только дети, но и все родственники. После смерти мужа она становится главой семьи.
Сыновья, несмотря на самостоятельность, всегда приходят к матери за советом и слушают ее указания. Это считается крайне важным.
В малой семье главным над супругой является только муж. При желании он может с ней развестись без ее согласия. Жена имеет право требовать развода только в редких случаях. Раньше, если муж пропал, оказался в плену, пускался в бега, скрывался из-за кровной мести, его супруга не имела права выходить замуж снова, должна была ждать его дома. Нельзя было уходить из дома далеко. Если нужно на рынок — только в сопровождении мужа, если она уходила далеко в гости к родным, ее сопровождала пожилая родственница мужа.
После смерти супруга часто родственники отдают жену в замужество другому мужчине, при этом дети остаются в доме мужа. Допускается левират — брак с братом мужа. Часто вдова соглашалась на него, чтобы остаться рядом со своими детьми. Она могла откупиться от повторного замужества, но тогда за ней пожизненно закреплялся статус вдовы.
Какая вера у туркменов
Туркменистан — одна из закрытых для внешнего наблюдателя стран. Часто говорят, что жить там тяжело, свободы почти нет, а в религиозном плане и вовсе идут едва ли не репрессии. Действительно ли это так?
Какая вера у туркменов сегодня наиболее влиятельная, и есть ли такая вообще? Поговорим про религию туркменов.
Туркмены — потомки легендарного Огуз-хана
Избежим лишних подробностей и сосредоточимся на главных фактах. Туркмены — это тюркский народ. Исторически он восходит к огузам, которые, по преданию, имели легендарного прародителя Огуз-хана.
Если таковой и существовал, то не ясно, когда именно. Исследователи дают слишком широкие оценки: от VII века до нашей эры до III века нашей эры.
За столетия предки туркменов смешивались с разными народами и приобрели свои отличительные признаки. Исторически туркмены проживали на территории современной Туркмении, но расселены они на гораздо более обширной территории: Узбекистан, Иран, Афганистан и др.
Государство в Туркмении вмешивается в религиозную жизнь, хотя не должно
На первый взгляд, если полагаться на Конституцию, то в религиозном плане в Туркменистане всё благополучно. Государство гарантирует людям свободу убеждений, позволяет их выражать и получать необходимую информацию.
Ограничения касаются лишь для различных сведений, составляющих государственную тайну.
Пределы государственной и религиозной деятельности, по бумагам, разграничены и не пресекаются. Всем религиозным организациям обещано равенство перед законом и запрещено участие в политической жизни страны.
Также религиозные учреждения не должны вмешиваться в образовательный процесс, а всякий человек имеет право свободно по своей инициативе ознакомляться с их вероучениями, либо не интересоваться религией вовсе. Но по факту всё далеко не так безоблачно.
Впрочем, это не самое страшное. При благоприятном развитии событий можно даже получить лицензию на создание образовательного духовного учреждения. Правда потребуется привлекать в преподаватели компетентных, дипломированных специалистов. Иначе нельзя.
Зарегистрироваться и пустить всё на самотёк не выйдет. В 2016 году принят Закон, согласно которому, специальная Комиссия изучает деятельность и материалы религиозных организаций. В случае возникновения претензий к этим организациям могут последовать серьёзные меры против них.
Фактически, именно эта Комиссия решает десятки вопросов, связанных с религиозными организациями:
Ряд вопросов также могут решить органы местного самоуправления. Так что совсем автономно религиозным организациям существовать не удаётся. Они остаются в сильной зависимости от государства.
Допустим, тот же крестный ход нужно будет согласовать. Не согласует — дальше культового здания проводить такой ритуал будет противозаконно.
В Туркмении действует специальный совет по религиозным вопросам
В 1994 году основан так называемый Генгеш. Этот орган осуществляет надзор за различными религиозными организациями. В его составе находятся следующие лица:
Причина такого состава прозрачна: представители ведущих религиозных традиций плюс нейтральное лицо.
Мечеть Туркменбаши Рухы – главная мечеть Туркменистана. Фото: advantour.com
Членам совета назначили жалование за государственный счёт. Это странно для светского государства, но что имеем, то имеем.
Генгеш проводит экспертизы и даёт консультации по религиозным вопросам. Фактически это промежуточная организация между светской и религиозной. Показательно, что члены Генгеша свободно и часто участвуют в религиозной деятельности.
В древности на территории Туркменистана исповедовали буддизм, зороастризм и христианство
В доисламский период здесь уже побывали представители 3 великих мировых религий. Немного расскажем о каждой.
Буддизм — учение о том, как покинуть материальный мир, полный страданий. Буддизм не атеистичен по своей природе, но полностью игнорирует вопрос существования Бога. Куда важнее образ жизни и мышления отдельно взятого человека. Буддизм — это постоянная практика, философия умеренности и самая мирная из существующих в мире религиозных традиций.
Главной задачей зороастризма стало полностью отвергнуть ведическое наследие и создать новую религиозную традицию, которая избежала бы ошибок предшествующей.
В итоге пророк Заратустра создал религию, давшую начало дуалистическим традициям. Зороастризм — первое учение, которое делит мир на зло и добро. Именно отсюда берут начало монотеистические традиции. Многое в иудаизме и христианстве базируется на идеях зороастризма: есть ангелы, страшный суд, аналог дьявола и др.
Христианство в представлении не нуждается. Есть смысл только сказать, что туркмены познакомились с нею около III века.
Религия 90% туркменов — ислам
Какая религия у туркменов самая популярная? Это ислам суннитского толка. Эта религия создана легендарным пророком Мухаммедом. Отличительная черта ислама — то, что его Священное Писание не приписывается человеку. Подразумевается, что этот текст — прямое откровение Бога.
Ислам — молодая религия, но её сторонники убеждены, что именно она самая правильная. Идея заключается в том, что именно ислам исповедовали на земле изначально. Христианство, иудаизм и другие религии — это искажённые временем и людьми учения. Мухаммед же возродил былую веру в её изначальном виде.
Реконструкция облика Мухаммеда, основателя ислама. Фото: god2019.net
Ислам суннитского толка — это традиция, в которой не почитают родственников Мухаммеда. В противоположность ей есть ислам шиитского толка.
Придя на территорию современного Туркменистана, мусульмане вытеснили все прочие традиции и до сих пор сохраняют ведущее положение.
Православных среди туркменов почти полмиллиона человек
Туркмены неохотно меняют свою религию на православие. Большинство верующих — это приезжие. Христианское православие представлено только Русской православной церковью.
Прихожан — около полумиллиона человек. Это примерно 9% от всего населения, что делает православие второй по значимости религий у туркменов.
По актуальным на осень 2019 года подсчётам в Туркмении действовало 12 православных граммов, где служило всего 15 священников.
Храм Святой Троицы. Деревня Гора-Валдай в Туркмении. Фото: gora-valdai.ru
Постепенно православие привлекает всё больше жителей Туркмении. Причину этого в материале для сайта «ЦентрАзия» объясняет один бывший имам, чьё имя журналисты предпочли не приводить:
«Причина в «огосударствлении» ислама, которое начал С. Ниязов, примерно 15 лет назад.
Я глубоко верующий человек, но могу сказать, что когда государство начинает вмешиваться в религиозные дела, причем абсолютно в них не разбираясь, начинает назначать муфтия и ответственных лиц в каждой мечети, я уже не говорю про поклонение «Рухнаме» наравне с Кораном, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Пусть уж лучше государство остается светским, чем такая «поддержка» Ислама. То, о чем вы спрашиваете, и есть главное следствие этого вмешательства.
Боюсь, что тенденция эта — уход мусульман в другие религии — будет только нарастать. Ведь не только в православие уходят наши люди.
Сейчас много различных сект, которые очень активно работают с населением и вовлекают людей в свою веру. А в трудные времена людям нужна духовная поддержка, и они ее ищут.
Но в мечетях сейчас сидят люди, плохо сведущие в исламе, не имеющие соответствующего образования. Относящиеся к служению Великому Аллаху, как к работе.
Поэтому многие разочаровываются в Исламе или просто перестают ходить в мечети, предпочитая молиться дома.
На днях смотрел по телевизору репортаж о заседании Кабинета министров. Там Бердымухаммедов, требует, чтобы хяким Марыйского велаята отчитался о ходе строительства мечети в Мары.
Значит, опять государство будет решать, где строить мечети, кому строить и, соответственно, будет само назначать туда имамов.
Зачем это? Зачем они опять вмешиваются в дела религии? Одна надежда, что хадж, который он совершает, и встречи с руководителями Саудовской Аравии чему-то научат нашего президента».
О более личных причинах перехода в православие рассказывает узбечка Зарина И., которая приняла христианство в 2002 году:
«В русскую Церковь, в отличие от мечети (куда можно приходить только в пятницу), мы можем прийти в любое время.
Церковь открыта с утра до вечера. Здесь мы можем побеседовать с батюшкой, получить от него добрый совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации».
В Туркмении есть католики, протестанты, кришнаиты и представители других традиций
Религиозный мир Туркмении не исчерпывается мусульманами и православными. Почти все верующие других религий — это переселенцы, которые сохранили преданностью своим религиозным традициям.
Из христиан есть и католики (около 50 человек!), и лютеране. И те и другие официально зарегистрированы. А вот свидетелям Иеговы повезло куда меньше: они действуют нелегально. При этом есть христианские малочисленные христианские общины, которые всё же добились признания у государства
В Туркмении есть даже малочисленная община кришнаитов:
Помимо христианских церквей есть также община кришнаитов, зарегистрированная в 2004 году.
Нация Туркмены
Туркмены гордый и, наверное, самый вспыльчивый народ среди всех тюркских народов Центральной Азии. Такая характеристика, конечно, является несколько односторонней, но образ жизни в суровых степных и полупустынных районах, которые часто были ареной кровавых столкновений, воспитал эти черты.
Туркмены проживают на территории, как современного Туркменистана, так и в соседних Иране, Афганистане, Узбекистане. Довольно большая группа (по некоторым данным, полмиллиона человек) проживает в Турции.
Историки советского времени в основном относили туркмен к традиционным кочевым народам, которые появились на территории Средней Азии в результате миграции тюркских племен в середине I тыс. н.э.
Современные туркменские исследователи считают, что прежняя историография слишком пренебрежительно оценивала туркмен как варварский кочевой народ, а между тем, изначально они представляли собой развитую земледельческую цивилизацию. Кто же тут прав? Как это часто бывает правы все и никто в отдельности.
Действительно генетический анализ туркмен показывает, что по сравнению с другими тюркскими народами Средней Азии они в наименьшей степени тюрки. Причиной этого было то, что на территории Туркмении до прихода тюрок проживали скифо-сарматские племена, которые были полукочевниками, а также земледельческие группы иранского корня.
Так что действительно земледельческие цивилизации оставили свой след в туркменском народе. Но нельзя также отрицать, что пришедшие сюда тюрки хоть в основном ассимилировали древнее население Туркмении и в языковом, и в культурном плане.
Хотя постоянное соседство с иранскими народами создало тот смешанный антропологический тип, который отличает туркмен от родственных им киргизов, казахов. В генетическом плане туркмены очень близки к другим тюркским народам, которые находились в тесном контакте с иранскими народностями – узбекам, азербайджанцам, туркам. В силу смешения туркменам свойственна меньшая монголоидность, чем казахам и киргизам.
Спор по поводу происхождения туркмен вращается, по сути, вокруг того, какие именно народы стали основой для них. Либо иранские племена были в основе, а потом к ним добавились тюрки. Это позиция господствует среди туркменских ученых. Либо тюркские племена были основой, которая ассимилировала местных жителей иранского происхождения. Последний вариант выглядит предпочтительнее, поскольку тюркских этнических черт у туркмен гораздо больше.
Надо сказать также, что некоторые современные туркменские исследователи, следуя модным тенденциям, стремятся повысить значимость своего народа путем его удревнения или привязки к знаменитым народам древности. Так, например, присущая туркменам значительная европеоидность, объясняется последствием прохождения здесь армии Александра Македонского или тем, что сюда переселялись пленные римские солдаты времен римско-парфянских войн. Вопрос сей темный. Ясно только что собственно туркмены появились не настолько давно.
Само название туркмен появляется в VIII веке в арабских источниках как обобщающее название для целого ряда тюркских племен. Оно собственно и означает – «подобный тюркам». Такое обозначение подчеркивало как сходство с прочими тюркскими народами, прежде всего по языку, так и отличие – большая европеоидность. Но есть и версия о том, что слово «туркмен» означает как раз «настоящий тюрок».
Нельзя сказать, что с момента появления названия «туркмен» появляется и оформившаяся туркменская народность. Это было собирательное название, применявшееся к множеству племен, не имевших единого этнического самосознания. Действительное складывание туркменской народности завершается только к XVI веку.
По характеру туркмены оцениваются весьма противоречиво. То их называют воинственными и кровожадными, то характеризуют как великодушных, гостеприимных. На самом деле и то, и другое правда. В бою, во время набегов туркмены яростны и жестоки. Вместе с тем для гостей действуют степные законы гостеприимства. И даже к врагам, проявляющим храбрость, относились с уважением.
Воинственность туркмен проявилась в период присоединения к Российской империи. Когда в 1879 году русские войска вступают на территорию туркменских племен, находившихся формально под контролем Хивинского ханства и Бухарского эмирата, они потерпели на первых порах тяжелое поражение. Только к 1884 году земли туркмен были включены в состав России как Закаспийская область.
Кочевое скотоводство с древности стало основным занятием туркмен, вытеснив прежние земледельческие культуры. И только в более позднее время – уже в XIX веке стал наблюдаться активный переход туркмен к оседанию. Произошло распространение земледелия, прежде всего, хлопководство. Но оседание конечно не вытеснило никоим образом скотоводство, которое по-прежнему играет большую роль в жизни туркмен.
Их традиционная одежда, большей частью из шерсти, пища, традиционное жилье, свойственные кочевникам, сохранялись длительное время и после оседания. Вместе с тем в связи с активным развитием земледелия появляются особенности. Например, в пище все большее место занимают блюда из растительной продукции – лепешки, рис, а вот традиционный для кочевников кумыс, мясные продукты сокращают свою долю.
Тюркское население на территории Туркмении приняло ислам в период арабских завоеваний в VII-VIII вв. Но туркмены, придерживающиеся суннизма, в отличие от иранских соседей, в меньшей степени следовали шариатским требованиям и гораздо чаще прибегали к адату – обычному праву.
Обычное право проявлялось и в практически бесправном положении женщин, которые могли быть, например, убиты на месте при подозрении в измене, фактически продавались за калым. Из-за этого, кстати, многоженство у туркмен, в отличие от других мусульманских народов, было не слишком распространено – слишком высок был калым. Длительное время у туркмен сохранялось рабство.
Отсутствие исламского фанатизма смягчило антирелигиозную политику в Туркмении в советский период. После обретения независимости туркменские власти сделали ислам частью государственной идеологии, но уже под новым соусом – восхвалением под прикрытием ислама своего национального вождя – туркменбаши Сапармурат Ниязова.
Его творение «Рухнама» было поставлено в один ряд с Кораном, а в чем-то и выше. А сам он почти в один ряд с пророком. Так что кое-что из традиционных элементов политической жизни туркмен, несмотря на изменения современности, бережно сохраняется и по сей день.