какую религию исповедуют татары и башкиры
Религии в Башкортостане
Особенностью Республики Башкортостан является многонациональность населения. Эта особенность определила её поликонфессиональность. При этом, согласно Конституции России, никакая религия не может устанавливаться государственной или обязательной.
Содержание
Тенгрианство
Если в христианстве, исламе, иудаизме идея человеческого бессмертия трансформирована в идею бессмертия души, то в тенгрианстве люди верили в буквальное воскрешение, в продолжение жизни на земле в том же человеческом образе.
Во времена укрепления на территории Башкортостана веры в Тэнгри башкир застал Ислам. Однако тенгианство своеобразно преломилось в сознании народа, создав исторический феномен, свойственный башкирам.
Ислам
Ислам начал проникать в Башкирию из Волжской Булгарии в Х веке. При Узбек-хане (1312—1342 гг.) Ислам стал официальной религией Золотоордынского ханства. В его правление к башкирам с миссионерской целью посылались мусульманские проповедники, получившие духовное образование в Булгаре. В долинах рек Башкирии — Белой, Уршака, Демы, Чермасана, Ика расположены могилы более чем 20 мусульманских миссионеров.
Исторически Уфа является центром российских мусульман. Для централизованного управления их деятельностью в Уфе в 1782 году был учрежден муфтиат, а при нем в 1788 году создано Оренбургско-Уфимское магометанское духовное управление. Оренбургское магометанское духовное собрание было открыто именно в Уфе, благодаря инициативе Дмитрия Борисовича Мертваго, советника Уфимского наместнического правления в 1787–1797 гг. и крестного отца Сергея Аксакова.
Уфа как город на границе Европы и Азии мог выполнять функции центра очень эффективно, объединяя мусульманские общины Западной Сибири, Урала, Поволжья, Кавказа.
Духовное собрание ведало строительством мечетей, испытанием мулл в знании ислама, надзором за действиями мусульманского духовенства, заключением браков, имущественными спорами, проверкой случаев неповиновения детей родителям, правильности исполнения мусульманских обрядов.
Духовное управление имело трехступенчатую структуру. На высшей ступени стояли сам муфтий, ответственный секретарь управления, 5–6 судей (казыев), переводчик, столоначальники и писари, всего 20–30 человек. Средняя ступень, или мухтасибат, при мусульманских общинах численностью от 50 до 150 человек состояла из 2–5 верующих мусульман во главе с мухтасибом (контролером). Низшая ступень, мутаваллиат, при мечети включала в себя муллу, муэдзина и секретаря-казначея; они вели все дела мечети медресе, контролировали соблюдение мусульманских принципов жизни.
Первым муфтием Уфы и автором многих нововведений в управлении был ахун Мухамеджан Хусейнов.
В 30-е годы ХХ века происходила атеизация Башкортостана. Она проявлялась в запрете на отправление религиозных нужд населения, в закрытии мечетей и всеобщим запретом на веру. В начале 90-х годов намелся рост популярности религии, причем не только исламской, но и разных толков христианства, был характерной чертой общественно-политической жизни Башкирии. Открывались мечети, издавалась масса религиозной литературы.
Христианство
Православие
В конце XVI-XVIII веков православные приходы края были подчинены Казанской кафедре зауральской части Башкортостана, которая в 1621 году вошла в состав Тобольской епархии. В 1721 г. было создано Уфимское духовное правление, которое возглавил настоятель уфимского Успенского монастыря. 27 сентября 1799 г. учредили Оренбургскую и Уфимскую епархию с центром в Уфе. В 1859 году ее разделили на Оренбургскую и Уральскую, Уфимскую и Мензелинскую епархии (с 1928 Уфимская и Давлекановская, с 1942 Уфимская и Мензелинская, с 1945 Уфимская и Башкирская, с 1952 Уфимская и Стерлитамакская).
Возрождение православной епархии в Башкортостане началось в 1990 году, когда её возглавил архиепископ Никон (Васюков). Число приходов быстро возросло с 17 в 1990 году до 160 в 1999 г.
Святыней православных верующих Башкортостана является Табынская икона Божией Матери. Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери по времени и по расстоянию является самым продолжительным в России и продолжается практически весь год.
Местночтимые православные святые: Аверкий Северовостоков, священномученик; Зосима Еннатская, преподобная; Максим (Попов), преподобномученик; Варвара, блаженная затворница Скворчихинская; Алексий Канцеров, священномученик; Моисей Уфимский, преподобный; Петр Варламов, священномученик; Маргарита (Гунаронуло); преподобномученица; Киприан Яценко, мученик; Евграф Еварестов, священномученик; Симон (Шлеев), священномученик; Тимофей Петропавловский, священномученик.
Баптизм
Первые баптисты в Башкортостане появились в начале XX века, когда в Белебеевском уезде возникла колония переселенцев из Харьковской губернии. Затем баптистские общины распространились в Уфимском и Стерлитамакском уездах, в Давлеканове и Уфе.
Салаватская церковь евангельских христиан-баптистов — центральная церковь евангельских христиан-баптистов города Салавата, центр духовной жизни ЕХБ города. Здание церкви было построено в 2000 году на средства и при участии верующих христиан-баптистов города Салавата. Церковь Евангельских Христиан-баптистов города Ишимбая была образована в 1994 году.
Католичество
Католики на территории современного Башкортостана появились в XVII в., после прибытия сюда на службу из Полоцка и Смоленска польских и литовских шляхтичей. Во 2-й пол. XVIII в. в Оренбургскую губернию были сосланы пленные польские конфедераты-католики, в XIX в.- участники польского восстания, члены различных польских патриотических групп.
В 1863 году в Уфе была открыта каплица, в 1890 г. освящен костел (закрыт в 1938). В 2002 года в Башкортостане действовали 4 католические общины: в Уфе, Давлеканове, Октябрьском и в с. Алексеевка Благоварского района, где построен костел.
Протестанты
Армянская Апостольская Церковь
Старообрядцы
Старообрядчество появилось в Башкортостане в конце ХVII века с потоком переселенцев на Южный Урал.
В 1990 году в Республике Башкортостан имели официальный статус 5 старообрядческих общин (1 поповская, 4 беспоповских), из них: спасовское согласие (гг. Стерлитамак, Салават, Ишимбай), беспоповцы рябиновцы или мелхиседеки (г. Стерлитамак), поповцы, относящиеся к Новозыбковской [6] митрополии (с. Усень-Ивановское Белебеевского р-на).
Иудаизм
Иудаизм появился на территории Башкортостана в середине XIX веке с солдатами-евреями, взятыми в кантонистские школы, в дальнейшем численность иудеев увеличилась в связи с миграцией в край евреев. Еврейские религиозные общины действовали в Уфе, Давлеканове и пос. Иглино.
Первый молельный дом для иудеев появился в Уфе в конце XIX века. В 1915 году на средства иудейской общины была построена синагога. В 70-х гг. XX в. иудейская община в Башкирской АССР прекратила существование. Сейчас в Уфе действуют 2 иудейские общины (возникли в 1993 и 2000), одна из которых относится к Федерации еврейских общин России, другая относится к Объединению религиозного современного иудаизма в России.
Какую религию исповедуют татары?
На территории России проживает более 100 народностей. Второе по численности место занимают татары, население коих достигает 5,5 миллиона. Но, не всем известна их история, какую религию исповедуют татары, откуда берут свои корни. Сейчас не каждый знает, что у них было государство, наводившее страх на пол-Европы. Первоочередную роль в становлении, которого сыграла религия.
Кто такие татары?
Народ, проживающий на территории центральной и восточной части России, объединенный общим языком — татарским (тюркский с различными его диалектами, в зависимости от местожительства) и единой религией. Если взглянуть на карту, можно выделить три региона, по которым их разделяют на этнотипы :
Однако, несмотря на общее название, данные этнические группы имеют различных предков. Исследования ученых показали, что внутри каждой из этих групп присутствует большое генетическое разнообразие, формировавшееся независимо от других. Для понятности, такой пример национальности: англичане и русские, развивались обособленно, но когда-то у них были общие предки.
Но, независимо от происхождения, религия татар и язык объединяет их в один народ.
Истоки вероисповедания
Изначально, татары были кочевниками, практикующие одну из сторон язычества — анимизм с элементами шаманских обрядов (заклинания животных, вера в существование духов). Это были разрозненные группы, часто нападавшие на таких же кочевников.
Все изменилось в конце 8 — начале 9 века. Когда татары активно стали принимать иную веру. Первыми кто приобщился, были Казанские кочевники поволжского региона. Новая религия татар в отличие от католичества или христианства, принялась добровольно, не было ни вешаний за шею или за ноги, ни костров.
Местные ханы стали активно возводить храмы новой веры. Вокруг которых собирались татары, а впоследствии, осели образовав города и деревни ( авылы ). В которых со временем стала развиваться торговля, зародилась письменность и появились войска для защиты. А спустя три столетия все это переросло в Татаро-Монгольское Иго.
Какую религию исповедуют татары?
Последователи пророка
Основоположником данного исповедания стал, как уже говорилось выше, Мухаммед. Он был обычным человеком, вел торговлю, но после видения стал проповедовать слово Аллаха публично. Согласно истории, Мухаммед не являлся сыном Божьим, а был посредником — пророком.
Через какое-то время у него появились почитатели. Учение набирало популярность и распространялось среди все новых народов и государств. И спустя два века после основания, пришло к татарам. Вместе с новой религией прибыли и мусульманские архитекторы, строившие для них мечети. Это ускорило популяризацию ислама.
Смесь стилей
Так географически сложилось, что татары проживали между Европой и Русью, Востоком и центральной Азией. На протяжении веков происходил контакт с ними. Сначала Русь была захвачена Татарами, а после падения Орды они вошли в состав Руси, христианского государства. Естественно, это привело к смешению стилей архитектуры храмов.
Первые мечети больше напоминали крепости, так как Орда без конца находилась в состоянии войны. Тогда было не до красоты и в ходе этих боев многие храмы были разрушены. Восстановление и постройка новых начались, когда татары уже вошли в состав России. К проектам мечетей приложили руки не только исламские строители и инженеры, но и христианские.
А самым ярким примером сотрудничества двух конфессий стала Анаповская мечеть в городе Казань. Ее строительство началось при царствовании Екатерины 2 в 1768 году, под личным руководством императрицы.
Причем смешивание происходило и в быту, речи, письменности, да и межнациональные браки не редкость. Татары и русские контактировали веками и заимствование было в обе стороны.
Вера в Христа
Сегодня на территории России проживает примерно 20 % тюркско-язычного населения, исповедующих христианство. Обе религии распространялись в одно время и куда-то (крымский полуостров), учение Христа пришло раньше.
Присоединившись к России, на месте разрушенных войной мечетей, по приказу Ивана Грозного, стали возводиться христианские храмы. Татарам некуда было деваться и люди приняли новую веру. Их часто называют этнонимом — « крященые «. Происходило это на территории Волжского и Уральских регионов.
Что интересно, в самом Татарстане количество христиан достигает 40 процентов и число это постоянно растет, так как в смешанных браках детей обычно крестят. |
Татары Сибири
Интересная ситуация с религией складывается у коренных тюркских народов Запада и Юга Сибири. В этом регионе у татар мусульманская вера смешалась с обычаями шаманства, например заклинания животных и общение с духами. Произошло это по двум причинам:
Религиозные праздники татар
Все же подавляющее большинство, принадлежит исламской вере и не зависимо от местности отмечают все мусульманские праздники:
Заключение
Татары — это ярчайший пример того, как должна работать религия. Поменять вековой, кочующий устой жизни мирным путем, обогатить материально (торговля в образовавшихся городах) и интеллектуально (письменность и библиотеки), сплотить зачастую враждующих между собой группы людей. Много ли вы знаете таких примеров?
А за время нахождения в Золотой Орде, переняли терпимость к другим религиозным учениям. Современные татары считают, что все люди живут под одним богом, просто называется он у каждого по-разному и относиться ко всем необходимо одинаково.
Народы России: Башкиры
Башкиры
Башки́ры (башк. башҡорттар; самоназвание – башкорт], башкурт]; устаревшее название — башкирцы) — тюркский народ, коренное население Башкортостана и одноимённой исторической области.
Численность в мире около 1,7 миллионов человек. В Российской Федерации, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года, проживает 1 584 554 башкир, из них 1 172 287 — в Республике Башкортостан[1].
Национальный язык — башкирский, также распространены русский и татарский языки. Традиционная религия — ислам суннитского толка.
Башкиры — народ, населяющий регион Башкортостан. Они относятся к тюркам и привыкли к суровому климату Урала.
У этого народа довольно интересная история и культура, а старые традиции чтут до сих пор.
История
Башкиры считают, что их предки начали переселяться на занимаемые сегодня народом территории приблизительно тысячу лет назад. Предположение подтверждается арабскими путешественниками, изучавшими местные края в 9–13 веке н.э. Следуя их записям, можно обнаружить упоминание о народе, занимавшем уральский хребет. Земля у башкир разделялась по родам занятий. Например, держатели верблюдов брали себе степи, а горные пастбища доставались скотоводам. Охотники предпочитали жить в лесах, где было многозверя и дичи.
Со времен организации общества у башкир главную роль играло народное собрание джиин. Князья имели ограниченную власть, важнейшую роль играл именно голос народа. С приходом хана Батыя жизнь башкир существенно не изменилась. Монголы увидели в башкирах соплеменников, поэтому решили не трогать их поселения. Позже в Башкирии начал распространяться ислам, заменяя язычество. За исключением платы ясака, монголы никоим образом не вмешивались в жизнь народа. Полностью независимыми оставались горные башкиры.
С Россией башкиры всегда вели торговые отношения. Новгородские купцы лестно отзывались о товарах, особенно о шерсти. Во время правления Ивана Третьего посланные в Белую Волошку воины разоряли татар, но не трогали башкир. Однако сами башкиры страдали от киргиз-кайсаков. Эти гонения в совокупности с нарастающей властью московского царя сподвигли башкир на объединение с русскими.
Башкиры не хотели платить налог Казани и все еще испытывали набеги от соседей, поэтому после принятия подданства решили просить царя построить город Уфу. Позднее строятся Самара и Челябинск.
Башкирский народ стал разделяться на волости с укрепленными городами и большими уездами.
В связи с тем, что господствующей религией на Руси было православие, башкиры не могли чувствовать независимость, что стало поводом для восстания, которое возглавил приверженец ислама Сеит. Это восстание было подавлено, однако спустя буквально полвека вспыхнуло новое. Это усугубляло отношения с русскими царями, которые велели с одной страны не притеснять народ, а с другой всячески ограничивали его право владения территориями.
Постепенно количество восстаний стало уменьшаться, а развитие региона наращивалось. Петр Первый лично указал на важность развития башкирского региона, что привело к созданию заводов, добывающих медь и железо. Население неуклонно росло, в том числе благодаря пришлым. В положении 1861 года за башкирами закрепили права сельского населения.
В 20 веке начинают развиваться просвещение, культура и этническое самосознание. Февральская революция позволила народу обрести государственность, однако начавшаяся Великая Отечественная война сильно затормозила прогресс. Негативную роль сыграли репрессии, засуха и ассимиляция. В настоящее время регион называется Республикой Башкортостан и характеризуется активной урбанизацией.
Жизнь
Долгое время башкиры вели частично кочевой образ жизни, но постепенно перешли на оседлость. Юрты, характерные для кочевников, сменились на дома из деревянного сруба и глинобитные хижины. Приверженность к исламу всегда подразумевала патриархат, поэтому мужчина остается главным. Также для башкир характерны следующие особенности жизненного уклада:
Культура
Праздники
Праздники башкир проходят пышно и торжественно. Отмечаются мероприятия весной и летом. Одним из который самых старых праздников является прилет грачей, символизирует приход весны. Башкиры просят о плодородии земель, урожае, устраивают пышные хороводы и гулянья. Обязательно нужно покормить грачей ритуальной кашей.
Примечательным праздником является Сабантуй, знаменующий начало работ в полях. Во время этого праздника жители соревновались друг с другом, устраивали состязания в борьбе, беге, скачках на лошадях, играли в «перетяни канат». Победители награждались, а после народ устраивал пышный пир. Главным блюдом на столе был бешбармак — суп с лапшой и отварным мясом. Изначально Сабантуй был праздником, на котором проводили ритуалы для умаливания богов урожая. Сейчас башкиры отмечают его как дань традициям. Значимым народным праздником является Джиин, на который принято проводить ярмарки. Это отличный день для выгодных покупок и совершения сделок.
Башкиры празднуют мусульманские праздники и чтут все традиции, следуя религии.
Фольклор
Распространение башкирского фольклора коснулось многих российских областей. Он представлен и в Республиках Татарстан, Саха и некоторых странах СНГ. Во многом фольклор башкир сходится с тюркским. Но есть немало отличительных особенностей. Например, кубаиры-эпосы, в которых может быть сюжет, хотя иногда как таковой отсутствует. Кубаиры с сюжетами принято называть эпическими поэмами, а бессюжетные — одами.
Наиболее молодым является баит — он представляет собой лирические предания, эпические песни. Близкими по содержанию к баитам считаются муножаты — это стихи, целью которых является воспевание загробной жизни.
Особо почитаемыми у башкир стали народные сказки. Часто главными героями в них предстают животные, истории принимают облик легенд, изобилуют фантастическим смыслом.
Персонажи башкирских сказок сталкиваются с ведьмами, духами водоемов, домовыми и другими существами. Есть среди сказок отдельные жанры, например, кулямасы. Есть немало басен, наполненных клише с локальными афоризмами.
Фольклор затрагивает семейно-бытовые отношения, о которых мы уже говорили
выше и расскажем в разделах «Характер» и «Традиции». Таким образом, как явление фольклор вобрал в себя языческие обычаи и каноны ислама.
Характер
Традиции
Обычаи
Очевидно, что башкирский народ чтит не только традиции, но и обычаи, которые связаны с прошлыми поколениями и устоями ислама. Так, хоронить усопших необходимо до наступления заката. Омывание производится трехкратно, усопшего обязательно окутывают в саван, читают молитвы и обустраивают могилы. По мусульманским обрядам захоронение происходит без гроба. Башкирский обычай предписывает, чтобы была прочтена молитва аят.
Удивительны свадебные традиции и обычаи, которые включают целый комплекс. Башкиры считают, что мужчина не станет добропорядочным до тех пор, пока не женится. Интересно, что башкиры планируют свадьбы своих детей еще с подросткового возраста. Это связано со старой традицией рано сочетать детей браком. На свадьбу подарки дарились особым образом:
В связи с браком вводилось немало запретов. Так, муж должен был быть старше своей жены минимум на 3 года, в жены запрещалось брать женщин из своего рода, вступить в брак могли только представители 7 и 8 поколений.
Сейчас свадьбы стали скромнее, а молодожены — более прагматичными. Современные темпы урбанизации привели к иному жизненному укладу, поэтому башкирам предпочтительнее получить автомобиль, компьютер, другое ценное имущество. Пышные обряды и выплаты калыма ушли в прошлое.
Обычай соблюдения гигиены появился с давних времен. Люди мыли руки перед тем, как сесть за стол. Обязательно нужно было вымыть руки после мяса. Споласкивание рта считалось хорошей подготовкой к приему пищи.
Взаимопомощь у башкир называется каз умахэ. Обычай касался заготовки уток и гусей. Обычно на него приглашались молодые девушки. При этом разбрасывались гусиные перья, а женщины просили обильного приплода. Затем гусей ели с блинами, медом, чак-чаком.
Башкирская кухня предлагает искушенному гурману простые блюда. Главное для башкира — быть сытым, а изыски на втором месте. Отличительной чертой кухни является отсутствие свинины, причем связано это не с исламскими канонами, а сугубо с древними особенностями питания. В здешних местах не водилось кабанов, поэтому ели баранину, говядину и конину. Блюда у башкир сытные, питательные и обязательно готовятся из свежих ингредиентов. Часто в блюдо кладут лук, зелень, специи и травы. Именно лук ценится башкирами очень сильно за полезные свойства, ведь в свежем виде этот продукт способствует борьбе с бактериями, позволяет получить витамин С и нормализовать кровяное давление.
Мясо могут есть в вареном, вяленом, тушеном виде. Из конины делают конскую колбасу казы. Ее принято подавать с кисломолочным напитком айран.
Важнейшим напитком стал кумыс. Для кочующих племен напиток был незаменим, ведь даже в самый жаркий день он сохранял свои свойства. Существует множество способов приготовления кумыса, которые башкиры сохраняют и передают из поколения в поколение. Положительными свойствами напитка являются укрепление иммунитета, улучшение работы нервной системы и сохранение эластичности кожи.
Молочные блюда в башкирской кухне изобилуют разнообразием. Башкиры любят топленое молоко, сметану, творог с медом. Важным продуктом является карот — сыр, который хранили зимой, чтобы получать питательные вещества и жир. Его добавляли в бульоны и даже чай. Башкирская лапша называется салма и может иметь множество форм. Ее готовят в виде шариков, квадратиков и стружки. Салму всегда делают вручную, поэтому вариантов исполнения много.
Чаепитие — важная традиция, а чай наряду с кумысом считается национальным напитком. Башкиры пьют чай с ватрушками, вареным мясом, чак-чаком, ягодной пастилой и пирогами. Пастилу готовили из исключительно натуральных ягод, перетертых через сито. Пюре раскладывали на досках и сушили на солнце. За 2–3 дня получалось изысканное и натуральное лакомство. Чаще всего чай пьют с молоком и смородиной.
Башкирский мед — бренд Башкирии. Многие гурманы считают его эталонным, ведь рецепт приготовления первого меда насчитывает полторы тысячи лет. Народ Башкирии бережно хранил традиции, поэтому в наши дни чудесное лакомство получается великолепным. О заготовлении меда в давние времена свидетельствуют наскальные рисунки, найденные в Бурзянском районе. Башкирский мед запрещено подделывать. Под этим брендом выпускается исключительно национальный продукт. Именно он служит основой для приготовления такого десерта, как чак-чак
Внешность
Одежда