какую религию исповедуют абхазы
Какую религию исповедуют абхазы
Жрецы семи главных абхазских святилищ — аныха паю (абхаз.«сыновья святилища») состоят из представителей нескольких абхазских жреческих родов: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).
3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании был воссоздан Совет жрецов Абхазии.
К сожалению, мы не обладаем актуальными данными о религиозной ситуации в республике. Согласно социологическим опросам 2003 года к приверженцам абхазского «язычества» себя отнесли 8% населения.
При этом, согласно исследованиям РАН в 1992-1993 годах более половины опрошенных верующих и неверующих абхазов (52,5%) имели родовые святилища или обращались к ним.
Согласно церковному преданию, первыми христианскими апостолами на абхазской земле были Андрей и Симон Кананит. Кроме того, апостол Матфий также вел свою проповедь в Абхазии.
В середине VIII века Абхазская церковь получила статус автономии из рук Антиохийской православной церкви. Абхазы имели право избирать и рукополагать католикосов через собор местных епископов. Местом же епископской кафедры абхазских католикосов долгое время был город Пицунда.
Абхазский католикосат просуществовал до 1795 году вплоть до кончины последнего своего предстоятеля Максима II. После его кончины, Абхазская церковь вошла в состав Грузинской, а последняя в скором времени была поглощена Русской церковью.
Непризнанная церковь непризнанной республики
После проигранной абхазо-грузинской войны 1992-1993 годов, все грузинские священнослужители покинули территорию Абхазии, что привело к фактической ликвидации Пицундской и Сухумо-Абхазская епархии Грузинской церкви. 15 сентября 2009 года на Собрании с участием всего абхазского духовенства с целью восстановления Абхазской православной церкви.
Однако в 2011-ом году в непризнанной церкви фактически произошел раскол: на Церковно-народном собрании (ЦНС) клириков и мирян Абхазской православной церкви в Новоафонском монастыре была провозглашена Анакопийская епархия под наименованием Священная Митрополия Абхазии, которая поддерживает контакты с Константинопольским патриархатом.
Митрополия была официально зарегистрирована Министерством юстиции Абхазии.
В XIII—XIV веках в Абхазию прибывали генуэзские торговцы, которые основывали здесь свои торговые предприятия. Вместе с генуэзскими торговцами в Абхазию прибывали миссионеры из различных католических монашеских орденов, которые занимались здесь миссионерской деятельностью.
Во второй половине XIX века, в Абхазию стали сослали польских повстанцев, которые основали здесь многочисленную католическую общину. В 1908 году ими был построен небольшой католический храм в честь св. Симона Кананита, который сохранился до нашего времени.
После установления в Грузии в 1921 году советской власти католики Абхазии подверглись жестоким гонениям. Сухумский храм был закрыт, а до 1993 года находился государственный архив. В 1996 году уцелевший костёл был передан католической общине. С этого времени в нём стали совершаться регулярные богослужения.
Язычники, мусульмане или христиане. Кто по вере абхазы
Многие абхазы действительно являются православными христианами, при часть абхазов, особенно тех, что живет за пределами родины, придерживается ислама. Немало абхазов исповедует и абхазскую традиционную религию
В последние десятилетия абхазская народная религия переживает
возрождение. В республике немало святилищ, живут абхазские жрецы.
Примерно 20% этнических абхазов называют себя чистыми приверженцами веры предков. А кавказоведы добавляют: большинство абхазов, даже если исповедует ислам или православие, все равно часто следуют основам своей веры.
Самые ранние свидетельства о христианстве в Абхазии относятся к I веку нашей эры, и к 325 году, когда епископ Питиусский (ныне Пицунда) участвовал в первом Вселенском Соборе в Никее. Примерно с IX века православные епархии Абхазии подчинялись Грузинской Православной Церкви. В 1795 и 1811 годах абхазские епархии перешли (до самого 1917 года) в ведение Русской Православной Церкви.
По данным переписи населения 2003 года, 60% населения Абхазии назвали себя христианами. Двумя основными церквами, действующими в Абхазии, являются Абхазская Православная Церковь и Армянская Апостольская Церковь. В Абхазии насчитывается около 140 церквей, большинство из которых относится еще к первому тысячелетию нашей эры.
Обычно Абхазию считают принадлежащей к юрисдикции Грузинской Православной Церкви. Но Грузинская православная церковь потеряла эффективный контроль над Сухумско-абхазской епархией после войны 1992-1993 годов в Абхазии. А 15 сентября 2009 года Абхазская церковь заявила, что она больше не считает себя частью Грузинской Православной Церкви.
Ислам распространился в Абхазии во времена Османского владычества в регионе с 16 по 18 век. И к началу XIX столетия практически половина населения Абхазии была мусульманской.
На протяжении всех русско-турецких войн XIX века абхазское дворянство было расколото по религиозному признаку, причем абхазские христиане были в основном пророссийскими, а абхазы-мусульмане бились на стороне Османов против русского царя. Окончательная победа России в этом регионе в 1860-1870-х годах и два абхазских восстания вынудили большую часть абхазских мусульман эмигрировать в Османскую империю в 1870-х годах.
Какую религию исповедуют абхазы
Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Это проявляется во всех сферах жизни абхазов.
Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и традиционные — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.
Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. По мнению некоторых краеведов, абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма, якобы «древнейшей религии человечества» — реликт, доживший до наших дней. Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую, так как Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.
Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.
Начиная с 1990-х годов абхазская традиционная религия восстанавливает свои позиции. В Абхазии имеется семь святилищ (аныха), совокупность которых называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища нет единого мнения, некоторые называют таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.
Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).
3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.
См. также: Народное христианство
Христианство
Основная статья: Абхазская православная церковь См. также: Абхазский католикосат См. также: Сухумо-Абхазская епархия
В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов. Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена грузинской православной церкви, но после начала войны фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Представители Грузинской и Русской Церквей квалифицируют действия абхазского священства в целом как неправомочные.
Католическая церковь
Основная статья: Католицизм в Абхазии
В настоящее время в Сухуме существует небольшая католическая община из 150 человек. Небольшие группы католиков находятся в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В Сухуме находится действующая католическая церковь. В Сухуме служит один католический священник из Польши и действует католическая благотворительная организация «Каритас». В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.
Лютеранская церковь
С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход св. Иоанна (ул. Абазинская 65), состоящий в основном из лиц немецкого происхождения
Ссылки
Республика Абхазия — частично признанное государство в Закавказье, расположенное в пределах заявленных границ страны-члена ООН Грузии.
Население и религия
Население республики на начало 2011-го года составляет около 243 тыс. человек. Существенно сократившись после военных событий 90-х годов, население постепенно выходит к естественному приросту. Из 243-х тысяч человек, около 65-ти тысяч (практически треть населения) – это жители столицы республики Сухума. В окрестных же посёлках и пригородах Сухумского района население в общей сложности едва превышает отметку в 12 тысяч человек.
Национальный состав из года в год претерпевает изменения. Основной нацией республики являются абхазы, их проживает около 95-ти тысяч на всей территории, второе место делят грузины (численность которых ежегодно сокращается) и армяне, приблизительно по 45 тысяч человек.
Русских в Абхазии с каждым годом становится всё меньше, по результатам последней переписи населения, русские составляют около 10% населения республики, что приблизительно равно 23-м тысячам человек.
По религиозному составу в Абхазии лидируют христиане (60% населения), на втором месте мусульмане (16%) и небольшие группы людей являются приверженцами иудаизма, язычества и других религий.
Вопрос о религии в Абхазии является особым, поскольку большинство «официальных» христиан и мусульман, но абхазов по крови считают себя приверженцами так называемой «Абхазской веры». Это монотеистическая религия проповедует единого Бога-вседержителя. Принадлежность к этой религии оправдывает несоблюдения поста абхазами-христианами. И не совершение обрезания и паломничества в Мекку абхазами-мусульманами.
Ряд исследователей восточных религий относят «абхазскую веру» к уникальным древним монотеистическим религиям, сохранившимся до наших дней, и ставят её в один ряд с такой религией, как зороастризм.
Абхазский национальный костюм
Государственным языком Республики Абхазия является абхазский язык. Наряду с абхазским вторым государственным языком является русский, как язык государственных учреждений. Письменность в республике претерпела изменения от латиницы и традиционного грузинского письма до кириллицы. На данный момент все вывески в крупных городах написаны на кириллице, некоторые надписи сохранились, как традиционное грузинское письмо.
Правила поведения для туристов
К гостям абхазцы относятся с теплотой и уважением, отчасти эта теплота и уважение вызваны тем, что туристы составляют важный пункт ВВП республики, однако в большинстве городов россиян принимают искренне радушно.
Находясь в общественных местах ни в коем случае нельзя с пренебрежением высказываться о местных традициях, о национальном составе – это может спровоцировать серьёзный конфликт.
Обращаясь к обслуживающему персоналу в гостинице необходимо проявлять взаимную вежливость, высокомерие и грубость со стороны постояльцев могут вылиться в неубранное постельное бельё и не вовремя выполненные заказы в номер.
Ожидая заказа в ресторане либо в любом другом месте общественного питания ни в коем случае нельзя оставлять сумки, кошельки, и любые другие ценные вещи без присмотра – кражи здесь – обычная вещь.
В тёмное время суток не рекомендуется употреблять алкоголь в незнакомом окружении. На предложения пройтись или же пойти в гости от малознакомых людей нужно отвечать категорическим отказом – это излюбленный способ краж.
Для женщин – не следует вне курортной зоны одевать слишком откровенную одежду, это может вызвать негативную реакцию местного населения, не рекомендуется на пляжах загорать топлес, поскольку это повлечёт крайне нездоровую реакцию мужского населения, вплоть до преследований. Если местные мужчины оказались слишком настойчивы со своими знаками внимания – не нужно бояться обратиться к руководству гостиницы или пансионата, реакция будет вполне адекватная.
Как и на любом кавказском курорте не рекомендуются публичные поцелуи пар, даже замужних, это противоречит местным традициям.
Если вы приглашены на национальный праздник, сидя за общим столом, старайтесь повторять манеру поведения абхазцев – привставать со стула во время тоста, негромко разговаривать, спиртное пить медленно, и не слишком много.
Праздники Абхазии
В Абхазии празднуются все государственные праздники Российской Федерации, кроме 1го мая (не является выходным), новогодних каникул в республике нет, Новый год празднуется первые 2 дня января.
К национальным праздникам относятся: 13 января (День Сотворения Мира), 23 июля (День Национального Флага), 30 сентября (День Независимости), 26 ноября (День Конституции).
День Национального Флага
Бог монотеистических культур
Портал «Религия»
Имена Бога в монотеизме Законы в монотезме
Тора • В зорастризме • Мишна • Талмуд • Библия • Коран
Маген Давид • Огонь • Хамса
Менора • Крест • Полумесяц • Альфа и Омега • Шма • Символ веры • Тахуид • Шахида • Оксаграмма • Тетраграмматон
Выдающиеся персоны См. также
Монотеизм • Религия • Политеизм • Атеизм
Большинство населения Абхазии составляют христиане. Согласно опросам, распределение конфессий в 2003 году было следующим.
Согласно исследованиям, проведенным Институтом востоковедения РАН в 1994—1998 годах, по существу большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считают себя христианами или мусульманами. Значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия, не посещают церкви, не причащаются и не соблюдают постов. Абхазы, относящие себя к мусульманам, едят свинину, пьют вино, не делают обрезания и не посещают Мекку. Судя по опросам, практически никто не читает Евангелие или Коран. Все религиозные праздники — христианские, мусульманские и языческие — отмечаются совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.
Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. Часть учёных-религиоведов с этим мнением соглашается. Есть даже гипотеза о том, что абхазская религия — уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества — реликт, доживший до наших дней. Но по факту религия абхазов пантеистическая, так как традиция утверждает, что Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть он сам Природа), он не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий.
Проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии. Так, в ходе опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, назвавших себя христианами, признали, что они сами или их родственники имеют традиционные святилища, либо обращались за помощью к таким святилищам. У остальных этот показатель следующий: 163 или 66,5 % из 245 мусульман, 34 или 47,2 % из 72 затруднившихся определить свою религиозную принадлежность, 27 или 37,5 % из 72 неверующих, 12 или 70,6 % из 17 язычников, 6 или 60 % из 10 приверженцев «абхазской веры», и 7 или 43,8 % из 16 атеистов.
Абхазия, по мнению самих абхазов, — это земля, избранная Богом за её красоту, а народ Абхазии — её доверенный хранитель. Позиции традиционной абхазской религии определённо укрепляются. Абхазия оберегается семью святилищами-аныхами, совокупность которых называется «быжныха» («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими. По поводу имени и расположения седьмого святилища у наших абхазских собеседников не было единого мнения, некоторые из опрошенных назвали таковым Бытху — древнее святилище убыхов. Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха.
Жрецами — «аныха паю» (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха), Инал-ҟәыба (Авидзба).
3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.
Православная церковь
Основная статья: Абхазская православная церковь См. также: Абхазский католикосат См. также: Сухумо-Абхазская епархия
Католическая Церковь
Основная статья: Католицизм в Абхазии
В настоящее время в Сухуме существует небольшая католическая община из 150 человек. Небольшие группы католиков находятся в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В Сухуме находится действующая католическая церковь. В Сухуме служит один католический священник из Польши и действует католическая благотворительная организация «Каритас». В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.
Государственный строй • Герб • Флаг • Гимн • Административное деление • География • Города • Население • История • Туризм • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Литература • Музыка • Столица • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Железнодорожный транспорт • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика • Конституция
Республика Абхазия — частично признанное государство в Закавказье, расположенное в пределах заявленных границ страны-члена ООН Грузии.
Какая вера у абхазцев
Именно в Абхазии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Кроме того, Православные монастыри Грузии в Чкондиди и Кумурдо были выстроены абхазскими царями Георгием II и Леоном III.
Абхазские строители также принимали участие в возведении в украинском Киеве Собора Святой Софии. Таким образом, мы делаем вывод, что главная религия в Абхазии — это христианство.
Христианство доминирует в Абхазии
Абхазия или Апсны по-грузински — это регион в северо-западной части южного склона Главного Кавказского хребта, на северо-восточном побережье Чёрного моря. Исторически в её состав входило и входит 7 областей: Малая Абхазия, Бзыпын, Гума, Абжуа, Самурзакан, Дал-Цабал, Псху-Аибга.
В настоящее время Абхазия считается частично признанной Республикой Абхазия. Грузия считает Абхазию частью своей территории и согласно документам ООН она признается Абхазской Автономной Республикой.
Большинство населения Абхазии признает себя христианами. Именно поэтому можно достаточно легко ответить на вопрос: какая религия у абхазцев. При этом по состоянию на 2003 год среди жителей Абхазии:
Институтом Востоковедения РАН в 1994 — 1998 годах, были проведены исследования, которые показали, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм), даже если формально считаются христианами или мусульманами. На это указывает то, что христиане в Абхазии редко посещают церкви.
Абхазские мусульмане едят свинину, пьют вино и не делают обрезания. Мало кто из верующих читает Библию или Коран. Кроме того, исследователи отмечают, что религиозные праздники христиане, мусульмане и представители традиционной абхазской религии отмечают совместно религиозные праздники.
Анцва, абхазский Бог — Творец всего сущего. Большинство абзазов, наряду с исповеданием христианства и ислама, придерживаются национальной религии Абхазии. Фото: ic.pics.livejournal.com
Абхазы утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцва), невидимого и вездесущего. Религиоведы говорят о том, что абхазская религия — это уникальный пример изначального монотеизма, древнейшей религии человечества Поэтому её можно признать реликтом, дожившим до наших дней.
В Абхазии сейчас имеются несколько десятков православных храмов, два монастыря. Также в стране иметься, две действующие мечети, католическая и лютеранская церкви, синагога. В любом случае большинство абхаз — это христиане или мусульмане.
Большинство абхазских христиан — православные
Православная церковь в Абхазии доминирует среди христианских деноминаций. В Абхазии сейчас работает несколько десятков православных храмов. При этом необходимо отметить, что действующая ныне Сухумо-Абхазская епархия ранее была подчинена Грузинской православной церкви.
После того, как в Грузии началась гражданская война между грузинами и абхазами, епархия фактически вышла из её подчинения и с тех пор существует самостоятельно, провозгласив автокефалию. Автокефалия другими православными Церквями не признается. Главной православной святыней в Абхазии считается монастырский комплекс, расположенный на Новом Афоне.
Патриарший Собор в Пицунде. Большинство абхазов-христиан считают себя православными. Фото: upload.wikimedia.org
Абхазские православные объединены в рамках Православной церкви в Абхазии (Пицундинский католикосат). Это православная церковь с неурегулированным самопровозглашённым автономным статусом в Абхазии.
Её территория иными поместными Церквами, включая Московский патриархат, де-юре признаётся юрисдикция Грузинской церкви.
Де-факто же православные клирики в Абхазии с начала 2000-х годов состоят в ведении Майкопской епархии РПЦ. С мая 2011 года внутри Православной церкви в Абхазии имеет место раскол. Он был учинен при участии иеромонахов Дорофея (Дбара) и Андрея (Ампара), за что они и были запрещены в священнослужении.
Католическая церковь в Абхазии по своему влиянию значительно уступает православной. Так католическая община республики насчитывает всего лишь 150 человек. Большинство её членов прожимает в Сухуме.
Небольшие группы католиков находятся также в Гагре и Пицунде. Большинство прихожан составляют армяне и поляки. В настоящее время сухумская католическая община принадлежит Апостольской Администратуре Кавказа.
Костёл святого апостола Симона в Сухуме. Количество католиков в Абхазии не превышает 120 человек. Фото: upload.wikimedia.org
С 2002 года в Сухуме рядом с католическим приходом существует лютеранский приход святого Иоанна, состоящий в основном из лиц немецкого происхождения. Он также немногочисленен. Кроме того, в республике действуют также иные представители протестантизма.
Ислам — вторая по численности религия в Абхазии
Социологические опросы показывают, что ислам — это вторая по численности религия в Абхазии. Так по состоянию на 2003 год, мусульманами себя считает 16% жителей Абхазии. Большинство из них являются жителями гагрского и гудаутских районов. Активными мусульманами в 2003 году назвали себя около 250 участников опроса.
Мечеть в Сухуме. Ислам считается второй по численности религией Абхазии. Фото: upload.wikimedia.org
В наше время в республике действуют две мечети (в Гудауте и Сухуме). Состоявшийся 3 декабря 2011 года IV Съезд мусульман Абхазии избрал председателем Духовного управления мусульман (ДУМ РА) Салиха (Станислава) Кварацхелия.
Духовное управление мусульман Абхазии (ДУМРА) сообщает о случаях дискриминации мусульман в Абхазии, например, при их найме на работу.
Большинство последователей иудаизма в Абхазии покинули республику
Ранее в Республике Абхазия проживали грузинские евреи. Их родным языком был грузинский. После начала Грузино-абхазского конфликта они были вынуждены уехать из Абхазии.
В 1993 году абхазское объединение евреев «Сохнут» организованно вывезло из охваченной войной республики евреев в Израиль, часть их переселилась в собственно Грузию. В Абхазии остались только те евреи, которые являются ашкеназскими евреями и говорят, в большинстве своем, на русском языке.
Синагога в Сухуми. Большинство абхазских евреев выехали из Абхазии с началом грузино-абхазского конфликта. Фото: upload.wikimedia.org
В 2004 году состоялся первый официальный визит представителя израильского министерства иностранных дел в непризнанную Республику Абхазию. При этом стоит отметить, что представители других мировых религий государственность Абхазии не признают.
На 2012 год в Абхазии действовала одна синагога в городе Сухуме, при этом общая численность евреев в Абхазии составляла около 200 человек.
Единственными организациями, которые оказывают благотворительную помощь еврейской общине Абхазии, являются ростовский филиал международного гуманитарного фонда «Джойнт» и еврейская община Сочи.
Несмотря на то, что абхазы называют себя христианами или мусульманами, большинство из них исповедует национальную религию
Исследования, проведенные в 1994 — 1998 годах Институтом востоковедения РАН, свидетельствуют о том, что большинство абхазов исповедуют свою традиционную религию (абхазский монотеизм).
Многие из них, при этом, считают себяихристианами или мусульманами. Это отражается во многих сторонах жизни абхазов.
Священный холм Аных-амца в Джгерде, 1939 год. Священные места в Абхазии почитаются всеми этническими абхазами, вне зависимости от вероисповедания. Фото: planetguide.ru
Существует множество противоречий между традиционной религией абхазов и мировыми религиями. Так, например, значительная часть опрошенных жителей Абхазии, причисляющих себя к христианам, не признают Иисуса Христа как Сына Божия.
Кроме того, они не посещают христианские храмы, не причащаются и не соблюдают постов. Что же касается абхазов-мусульман, то они едят свинину, пьют вино, не делают обрезания (считая такой поступок недостойным мужчины) и не посещают Мекку.
Большинство абхаз не читает Евангелия или же Корана, кроме того, христианские, мусульманские и традиционные праздники отмечаются в Абхазии совместно представителями разных религий и сводятся к общему застолью.
Адепты абхазской традиционной религии утверждают, что верят в Единого Бога — Творца всего сущего (Анцәа), невидимого и вездесущего. Это обстоятельство позволяет некоторым религиоведам утверждать, что абхазская религия — «уникальный» пример изначального монотеизма. Также утверждается, что она представляет собой реликт, доживший до наших дней.
Абхазское застолье. В Абхазии представители разных религий отмечают религиозные и иные праздники вместе, за одним столом. Фото: cdn1.img.sputnik-abkhazia.info
Христианство неоднозначно относится к традиционной национальной религии Абхазии. Так, например, в абхазской национальной религии присутствует обожествление человека, что неприемлемо для христиан.
Кроме того, традиционно, за абхазским застольем первый тост звучит как «уа Анцәа улха ҳат» (о Анцва, освети нас лучами своими).
Христианам также запрещено произносить такой тост, так как это трактуется как «вспоминаешь бога только тогда, когда тебе хорошо». Также этот тост не поднимают за Аллаха, Иисуса Христа, иудейского Бога и т.д.
В современной Абхазии традиционная национальная религия активно возрождается
Идеологи современной абхазской религии позиционируют её как пантеистическую. Дело в том, что Анцва имеет бесконечное множество проявлений на земле (то есть, он сам Природа).
При этом Анцва не является только добрым или только злым — он средоточие обоих понятий. Несмотря на сильное давление ислама и христианство, национальна религия Абхазии не только сохранилась, но и активно развивается.
Жрец святилища Дыдрыпш Заур Чичба. За каждым абхазским святилищем закреплен жрец из определенного рода (фамилии)
Так проведенное Институтом востоковедения РАН осенью 1997 года анкетирование населения Гагрского и Гудаутского районов свидетельствует о сильном влиянии на современных абхазов традиционной дохристианской религии.
Дело в том, что в ходе этого опроса 199 человек или 47,4 % из числа 420 абхазов, которые назвали себя христианами, признались в посещении абхазских святилищ.
Во времена СССР национальная религия абхаз подвергалась гонениям. Начиная с 1990-х годов, она начала восстанавливать свои позиции. Святилища у наших абхазских друзей — это семь мест, расположенных на территории Абхазии, которые почитаются абхазами в качестве священных. Вот этот перечень:
Святилище | Местонахождение | Район |
Дыдрышп-ныха | Гора Дыдрыпш-ныха у села Ачандра | Гудаутский район |
Лых-ныха | поляна Лыхнашта, центр села Лыхны | Гудаутский район |
Лдзаа-ныха | около села Лдзаа в районе Пицунды | Гагрский район |
Инал-Куба | гора Инал-Куба у села Псху | Сухумский район |
Адагуа ныха | гора Адагуа в районе села Цабал | Гульрипшский район |
Лашкендар | гора Лашкендар около города Ткуарчал | Ткуарчалский район |
Елыр-ныха | Село Илор | Очамчырский район |
Совокупность семи святилищ в Абхазии называется быжныха («семь святилищ»). К настоящему времени возобновлена деятельность пяти из них, это — Дыдрыпш-ныха, Лашкендар-ныха, Лдзаа-ныха, Лых-ныха и Ылыр-ныха. Шестое святилище Инал-Куба находится в горной долине Псху, населенной ныне русскими.
По поводу места нахождения седьмого святилища до сих пор нет единого мнения. Так некоторые исследователи называют в качестве такового Бытху — древнее святилище убыхов.
Реже в качестве седьмого святилища назывались Лапыр-ныха, Напра-ныха, Геч-ныха и Капба-ныха. 3 августа 2012 года в Сухуме на учредительном собрании воссоздан Совет жрецов Абхазии.
Совет Жрецов Абхазии — руководящий орган национальной абхазской религии
Жрецами — аныха паю (в переводе «сыновья святилища») семи главных абхазских святилищ могут служить только представители определенных абхазских жреческих фамилий: Гочуа (Лдзаа-ныха), Харчлаа (Лашкендар) Чичба (Дыдрыпш-ныха), Шакрыл (Лых-ныха) и Шинкуба (Елыр-ныха).
Большинство этнических абхаз, даже признающих себя христианами и мусульманами, почитается большинством этнических абхазов. Каждое святилище имеет свой жреческий род (фамилию).
Место принесения клятвы в святилище Дыдрыпш. В абхазском святилище принято говорить только правду, поэтому местные правоохранительные органы часто используют их в качестве «судей» для преступников. Фото: forumimage.ru
Кроме указанных семи святилищ, исторически являющихся общеабхазскими, практически у каждого абхазского рода имеется своё маленькое святилище (абх. ажьыра). Обычно оно является местом проведения родовых молений.
Перед святилищем нельзя врать, поэтому правоохранительные органы Абхазии нередко используют святилища в качестве «судей». Большинство абхазов признают в качестве главного святилища — Дыдрыпш. Моления на горе Лашкендар были торжественно возобновлены в середине 1990-х годов.
Власти Абхазии поддерживают национальную религию страны. Так первые лица государства также нередко участвуют в молениях. В 1992 году во время грузино-абхазской войны моление на горе Дыдрыпш-ныха проводил лично глава Абхазии Владислав Ардзинба. Он просил у святилища покровительства и защиты Абхазии.