какую религию исповедуют аварцы

Народ аварцы

Аварцы

Один из самых многочисленных и самых древних народов Кавказа – это аварцы. Живут они в Дагестане, а также в Чечне, Калмыкии, в восточной Грузии и в Азербайджане – всего около миллиона человек. Аварцы гордятся своей историей: ведь их предки обитали на территории Кавказа еще в период неолита, а язык современных аварцев, существовавший с незапамятных времен, не исчез, в отличие от многих языков дагестано-нахской группы.

История аварцев

История появления аварцев сложна и до настоящего времени до конца не выяснена. Одна из старинных грузинских летописей рассказывает библейскую версию рождения этого народа: она называет первопредком всех горцев Дагестана праправнука Ноя – Лекоса. Один из сыновей Лекоса –Хозоних – основал в горном ущелье город и назвал его своим именем, Хозанихети. Считается, что это искаженное слово Ханзах – древняя столица аварских ханов.

Если не вникать в сложные перипетии истории многочисленных кочевых народов, обитающих на территории Евразии тысячи лет назад и постоянно формирующие новые этносы, то коротко историю аварцев можно рассказать так. Тысячи лет до нашей эры предки аварцев были кочевниками, но примерно в третьем тысячелетии до н.э. они начали вести оседлый образ жизни, разводить скот и заниматься земледелием. Жизнь аварских племен (в античных источниках упоминаются племена «саваров», которые, вероятнее всего, и были предками современных аварцев) проходила в горах, в относительной изоляции от других племен и народов, что позволило сохранить не только язык и отличительные внешние особенности народа, но и многие традиции и обычаи.

В первом тысячелетии нашей эры в арабских летописях упоминается царство Сарир, на его месте чуть позже образовалось Аварское ханство. Это был союз независимых племен и обществ, которые объединялись под началом хана только в случае военной необходимости. Аварское ханство просуществовало до XVIII в., на протяжении нескольких последних веков находясь в зависимости от соседнего Ирана. К тому моменту, как ханство присоединилось к России в 1813 году, аварцы имели свою письменность, похожую на арабскую, и исповедовали ислам суннитского толка. В начале XIX века аварцы приняли участие в войне, в ней под предводительством Шамиля горцы пытались отстоять свою свободу. Однако активно консолидироваться как народ аварцы стали после образования Дагестанской АССР в 1921 году.

Религия аварцев

Сегодня аварцы в абсолютном большинстве – мусульмане-сунниты. Интересно, что уже упомянутое средневековое государство Сарир на Кавказе в качестве официальной религии выбрало православное христианство. Существует мнение, что до принятия ислама небольшая часть предков аварцев исповедовала иудаизм, однако достаточных доказательств этому нет. Как бы то ни было, ислам начал проникать на территорию современного Дагестана уже в VII в н.э., а окончательно обосновался здесь примерно в XV веке.

Современные аварцы

Численность аварского народа стремительно растет. Всероссийская перепись населения 2002 года показала, что за несколько последних десятилетий XX века численность аварцев в России выросла в 2,5 раза. В аварских семьях принято иметь несколько детей, поэтому рождаемость постоянно растет. Все чаще аварцы уезжают из сел в города, но, что интересно, этот народ практически не ассимилируется с другими народами: очень редко встречаются браки аварцев с русскими или представителями других кавказских национальностей. Современные аварцы, как и их далекие предки, успешно занимаются сельским хозяйством, виноделием, разводят коз и овец. Они чтят свои национальные и культурные традиции, многие знают аварский язык – в общем, делают все для того, чтобы аварцы как народ существовали еще долгие столетия.

Источник

Аварцы — смелость волка и свобода орла в горах Дагестана

Аварцы — это храбрый и независимый горный народ, на протяжении всей своей истории сохранявший независимость: завоевать его не удалось никому. В древности их тотемными животными были волки, медведи и орлы — сильные духом и телом, свободные, но преданные родным краям.

какую религию исповедуют аварцы. картинка какую религию исповедуют аварцы. какую религию исповедуют аварцы фото. какую религию исповедуют аварцы видео. какую религию исповедуют аварцы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую религию исповедуют аварцы.

Название

Точное происхождение названия народа неизвестно. По одной из версий, оно связано с древним кочевым народом авары из Центральной Азии, который в VI веке мигрировал в Центральную Европу, а затем на Кавказ. Эта версия подкреплена археологическими находками на территории современного Дагестана: богатыми захоронениями людей азиатского типа.

Другая версия связана с правителем раннесредневекового государства Сарир по имени Авар. Часть исследователей сходится во мнении, что предками царей Сарира были те самые аварские племена. В период расселения по Европе они прошли до Кавказа, где и основали Сарир или, по крайней мере, оказали значительное влияние на его становление.

По третьей версии, название народности дали тюркские племена, которые и донесли его до русских. В тюркском языке слова «авар» и «аварала» значат «беспокойный», «тревожный», «воинственный», «дерзкий». Определения соответствуют аварскому характеру, однако в тюркском языке эти слова были нарицательными и могли относиться к любым людям, предметам или группам.
Первое достоверное упоминание названия относится лишь к 1404 году. Дипломат, писатель и путешественник Иоанн де Галонифонтибус в своих заметках причислил «авар» к народам Нагорного Дагестана, наряду с аланами, черкесами и лезгинами.
Сами же аварцы назвали себя маарулалами (на аварском языке магIарулал). Происхождение слова неизвестно, и большинство исследователей считает его непереводимым этнонимом. Однако существует версия, что слово переводится как «горец» или «верховный».
Интересно, что сами аварцы так себя никогда не называли. Они либо использовали общее для всех кавказских народов слово «магIарулал», либо представлялись по названию местности или общины, в которой проживают.

Где живут

Подавляющее большинство аварцев проживает в Республике Дагестан, которая является субъектом Российской Федерации и входит в состав Северо-Кавказского федерального округа. Они занимают большую часть горного Дагестана, где обитали исторически. Часть аварцев живет на равнинах в Кизилюртовском, Буйнакском и Хасавюртовском районах. 28% народности проживает в городах, однако основной зоной расселения можно считать бассейны рек Аварское Койсу, Кара-Койсу и Андийское Койсу.
Значительная часть аварцев проживает в других регионах России и иностранных государствах. Среди них:

Потомки аварцев, значительно ассимилировавшиеся, однако сохранившие свою национальную идентификацию, проживают на территории Иордании, Турции и Сирии.

какую религию исповедуют аварцы. картинка какую религию исповедуют аварцы. какую религию исповедуют аварцы фото. какую религию исповедуют аварцы видео. какую религию исповедуют аварцы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую религию исповедуют аварцы.

Хотя аварцы считали себя единым народом, они выделяли внутри общности более мелкие этнические группы, именуемые по названию места проживания. Из сохранившихся до сегодняшних дней выделяются в том числе:

Численность

В мире насчитывается более 1 миллиона представителей аварской нации. Большая часть нации находится на территории Российской Федерации: 912 000 человек. 850 000 из них проживают на своей исторической родине — в Дагестане.
Около 50 000 человек обитает в Азербайджане — это одна из крупнейших зарубежных диаспор. Диаспора аварцев в Турции насчитывает порядка 50 000 человек, однако подтвердить это документально сложно, поскольку законы страны не обязывают указывать национальную принадлежность.

Язык аварцев относится к северокавказской надсемье, выделяемой в ней нахско-дагестанской семье. В разных местностях имеются ярко выраженные диалектные различия, однако все аварцы легко понимают друг друга. Национальным языком владеет 98% народности.
Аварская письменность стала оформляться во времена исламизации региона. Она была основана на арабской графике, которую преподавали образованные служители церкви детям зажиточных аварцев. С 1927 года буквы поменяли на латинские, в это же время начали заниматься повышением уровня образования. Окончательно алфавит сформировался лишь в 1938 году: его создали на основе кириллицы.
Сегодня на аварском языке преподают в начальных школах нагорных районов Дагестана. С пятого класса преподавание ведется на русском, а аварский изучается, как дополнительный предмет. Наряду с другими национальными языками он входит в число государственных языков Республики Дагестан.

История

Первые люди появились на территории современного Дагестана еще 8 тыс. лет до н.э. в эпоху верхнего палеолита-мезолита. В неолитическую эпоху у них уже были каменные жилища, активно развивалась скотоводство, животноводство и земледелие. Считается, что предками аварцев были племена албанов, легов и гелов, которые входили в состав древнейшего государства на Восточном Кавказе — Кавказской Албании.

Период войн

В XVIII столетии над аварцами нависла новая угроза: вторжение Надир-шаха, правителя мощнейшей персидской империи, занимавшей территории от Ирака до Индии. Персидская армия быстро захватила весь Дагестан, однако сопротивление аварцев не удавалось сломить несколько лет. Итогом противостояния стала битва осенью 1741 года, продолжавшаяся 5 дней и закончившаяся победой аварцев. Потери Надир-шаха были огромны: из 52 тысяч в живых осталось лишь 27 тысяч солдат. Сражение широко описывалось в народном эпосе. Поразителен и тот факт, что армия персов использовала весь арсенал вооружения тех лет, аварцы же — лишь мушкеты и сабли.

В 1803 году Аварское ханство перестало существовать, и часть аварских территорий вошла в состав Российского Государства. Однако русские не учли свободолюбивую ментальность народа: резко обложили его налогами, стали вырубать леса и осваивать земли. В итоге произошла национально-освободительная революция, в результате которой народ вновь обрел независимость. Аварцы и другие народы Кавказа сплотились под знаменами шариата, а роль лидеров взяли на себя верховные имамы. Одним из народных героев, начавших священную войну против русских, стал Шамиль, руководивший движением 25 лет.
Со временем его популярность стала падать, и аварцы вновь вошли в состав России. Помня прошлый неудачный опыт, российские правители всячески поощряли народ, смягчали для него налоги. А специальное аварское подразделение даже входило в состав элитного караула, охранявшего покои монаршей семьи.
После революции часть кавказских народов была объединена в Дагестанскую АССР. Представители республики храбро проявили себя на полях сражений ВОВ, внесли значительный вклад в развитие промышленности и культуры республики.

Внешность

Аварцев относят к кавкасионскому антропологическому типу, который относится к балкано-кавказской расе. К основным внешним признакам этой группы относят:

Многие аварцы до сегодняшних дней сохранили внешность, не похожую на облик других кавказских народностей. Однако влияние соседних аланцев, чеченцев, лезгинов не могло не сказаться на облике аварцев. Гаплогруппы I, J1 и J2 относят предков аварцев к семитским народностям и «северным варварам», которые позже оказали значительное влияние на формирование наций хорватов и черногорцев.

Одежда

Одежда мужчин-аварцев схожа с костюмами других дагестанских народностей. Повседневный наряд состоял из простой нательной рубашки с воротником-стойкой и просторных штанов. Облик обязательно дополнял бешмет — стеганый национальный приталенный полукафтан. Широко использовалась и черкеска — более длинный кафтан приталенного типа с вырезом на груди. В качестве зимней одежды выступали бурки, овечьи шубы, в межсезонье пристегивали к бешмету подкладку. Дополняла облик папаха — высокий головной убор из меха.

Женская одежда значительно различалась в зависимости от региона: по ней можно было определить не только место жительства, но также социальный и семейный статус. Чаще всего наряд состоял из длинной просторной рубахи, скроенной из прямых кусков материи, с присборенными рукавами и округлым вырезом у шеи.
В некоторых районах его подпоясывали ярким кушаком, длина которого доходила до 3 м. Богатые аварки использовали для этого кожаный пояс с серебряными застежками, надевали поверх рубахи расклешенные шелковые накидки. Молодые девушки предпочитали ткани зеленого, синего, красного оттенка, а женщины в возрасте и замужние выбирали черные и коричневые цвета. Традиционный головной убор — чухта: чепец с мешочками для кос, поверх которого повязывали платок.

Мужчины

Мужчина занимал главенствующее положение, решал всех общественные и финансовые вопросы. Он полностью обеспечивал семью и отвечал за детей, в том числе за их воспитание, выбор невесты и будущей профессии. Голосовать имели право только мужчины, совершеннолетие наступало в 15 лет.

Женщины

Несмотря на патриархальный уклад, у аварцев не было тирании женщин, их почитали и несказанно уважали. Даже дотронуться до посторонней девушки считалось для нее позором, а изнасилование означало кровную месть, поэтому практически никогда не встречалось.
Царство женщины — дом, здесь она была главной и решала все хозяйственные вопросы, не спрашивая мнения мужа. В аварских женщинах ценили трудолюбие, покорный характер, порядочность, честность, чистоплотность, веселый нрав. Аварки отличались стройной фигурой и привлекательной внешностью, что не раз отмечали видевшие их иностранцы.

Семейный уклад

Жизнь аварцев базировалась на почитании и уважении старшего поколения. Так, невестка, приходя в дом мужа, не имела права первая заговаривать со свекрами. Обычно свекровь заводила разговор уже на следующий день, а молчание свекра могло длиться годами. Однако чаще молодые жили одни: по традиции родители мужа строили для сына новый дом и после свадьбы отправляли его жить туда.
В аварских семьях всегда существовало четкое половое разделение. Юношам и девушкам не разрешалось оставаться наедине, притрагиваться друг к другу, тесно общаться. В доме всегда была женская и мужская половина, и даже после свадьбы женщина спала и жила в одной комнате с детьми, а не с мужем. Когда мальчикам исполнялось 15 лет, они переходили жить в отцовскую спальню. Детей любили, но с детства приучали к труду и нравственности, обучали военному делу, поскольку сами аварцы считали себя народом-воином.

Жилище

Аварцы жили в домах из обработанного камня, располагавшихся скученно, что обуславливалось нехваткой места в горах и оборонительными целями. Дома были четырехугольными, одно-, двух- или трехэтажными с галереей-террасой, оборудованной для отдыха.

В некоторых селениях дом состоял из одной комнаты площадью 80-100 м2, в центре которой стоял очаг и украшенный резьбой столб, вокруг которого ели и принимали гостей. В многокомнатных домах обязательно оборудовали комнату с камином, коврами и резным диваном: здесь отдыхали и принимали гостей.
Селились аварцы родственными общинами — тухумами. Они, в свою очередь, объединялись в крупные поселения — от 30-60 дворов в высокогорье до 120-400 в предгорьях и горах. Во главе каждого села стоял старейшина, решения принимали сообща на совете. В нем участвовали все мужчины, решающие голоса были у глав тухумов.
Большая часть селений была огорожена стенами и укреплена оборонительными башнями. В центре села располагалась центральная площадь, на которой проводились общие собрания и гулянья.

Жизнь

Начиная с эпохи неолита предки аварцев активно занимались земледелием и животноводством. Большую часть стад составляли овцы, порядка 20% — крупнорогатый скот. Для подсобных нужд держали коней, коз, птицу.
Земледелие было террасное, пахотное. В высокогорье было гораздо труднее возделывать землю, чем на равнинах, и из-за ограниченной территории она ценилась выше. Из основных культур выращивали пшеницу, ячмень, рожь, просо, тыкву. В садах и огородах сажали сливы, алычу, персики, абрикосы, кукурузу, фасоль, чечевицу, бобы.

Процветали ремесла, среди которых выделялось кузнечное, ювелирное, оружейное, гончарное, ткацкое дело. Особо славились изящные ювелирные изделия из серебра и рукоделие аварских мастериц:

Особую роль в жизни аварцев занимала военная подготовка. Мальчики с раннего детства обучались бою на палках и саблях, ближнему бою, тактике. Позднее все виды тренировок перешли в направление вольной борьбы, популярной во всем Дагестане.

Культура

Аварский фольклор представлен легендами, сказками, пословицами и поговорками, а также песнями:

Все песни, кроме любовных и колыбельных, исполнялись мужчинами в один голос, напевно и проникновенно. Для аккомпанемента певцам и танцорам использовалось большое число традиционных музыкальных инструментов. Среди них:

Широко развито было искусство чеканки украшений из серебра, плетения узоров. Традиционными орнаментами и символами считали изображения волков и орлов, спиралевидные свастики, лабиринты, мальтийский кресты, солярные знаки.

Религия

До принятия христианства аварцы верили в белых и черных духов. У первых просили милости, выздоровления, удачи, а от вторых носили обереги. Тотемными животными разных этнических групп были волки, медведи и орлы. Волка называли «Божьим сторожем», уважали за его смелость, независимость и стремление жить по своим правилам. Орлов почитали за их силу и свободолюбие, и говорили, что, как орлы не улетают зимовать в теплые края, так и аварцы никогда не покинут родину.
Во время господства христианства народ придерживался православной веры. До наших дней дошли руины храмов и православных захоронений: один из хорошо сохранившихся находится у села Датуна и относится к X столетию. Сегодня большая часть аварцев исповедует ислам суннитского и шафиитского толка.

Традиции

Свадьба у аварцев всегда проходила с размахом и длилась от трех до пяти дней. Существовали следующие варианты выбора невесты:

В первый день свадьбы шумное застолье устраивали у друга жениха, и лишь на второй — в доме виновника торжества. Невесту приводили к вечеру, закутанную в ковер, и уводили в другую комнату, где она проводила вечер с подругами. На третий день родственники мужа чествовали молодоженов и дарили им подарки.

Особый обряд вхождения в новую семью существовал у невесты и назывался «обряд первой воды». На утро 3-5 дня сестры и снохи жениха давали невестке кувшин и с песнями шли вместе с ней за водой. После этого она была обязана включиться в повседневные хозяйственные дела.

Особое отношение у аварцев было к гостям: их принимали с почетом, даже если не знали цель визита. Любого незнакомца, пришедшего в аварское село, старейшина определял на постой. В доме его размещали в лучшей комнате, готовили праздничные блюда, не приставали с расспросами. Гость, в свою очередь, не должен был негативно высказываться о еде или хозяине, вставать из-за стола без спроса и проходить в женскую половину дома.

Ошибочно считать, что основной рацион аварцев занимало мясо: оно выступало лишь дополнением к другим блюдам. Основное из них — хинкал, ничем не похожий на грузинские хинкали. Блюдо состояло из крупных кусков теста, сваренных в мясном бульоне с зеленью и овощами. Во многих селениях вместо хинкала варили супы, главным из которых была чурпа на основе щавеля, фасоли или чечевицы.
В каждом доме были лепешки из тонкого теста — ботишалы. В качестве начинки использовали мясо, творог с зеленью, брынзу с приправами. Есть у аварцев и аналог пельменей: курзе. Они отличаются каплевидной формой, большим размером и обязательным защипом косичкой, который позволяет начинке не вытекать.

Известные аварцы

Известный аварец — поэт и прозаик Расул Гамзатов, сочинивший своеобразный аварский гимн: «Песню аварцев». Его произведения переведены на десятки языков, за особый вклад в культуру в 1999 году он был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Аварцы всегда славились отличной физической подготовкой и владением боевыми искусствами. Эти звания подтверждает боец Хабиб Нурмагомедов — действующий чемпион в легком весе по боям без правил UFC.

Видео

Источник

К истории распространения Ислама на авароязычных территориях Восточного Кавказа

какую религию исповедуют аварцы. картинка какую религию исповедуют аварцы. какую религию исповедуют аварцы фото. какую религию исповедуют аварцы видео. какую религию исповедуют аварцы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую религию исповедуют аварцы.

Ракинт пишет, что в «VIII столетии образовались» на Восточном Кавказе «три мусульманских ханства: Дербентское, Аварское и Ширванское». Произошло это «под владычеством арабов». Мысль свою продолжает Ракинт следующей фразой: «лезгины», под ними подразумевается, прежде всего, авароязычное население, бывшие ранее христианами, сменили свою религию и «приняли окончательно ислам». Произошло это, согласно его тексту, «по распоряжению хана Аварского Абдул-Муслима в 796 г.» и с данного «времени они неизменно остаются магометанами». В данной связи нельзя не упомянуть, что Хрисан Ф. – российский офицер, который посетил столицу Аварии в 1828 г., писал (в хранившемся в архиве своём отчете) о распространении Ислама в Аварии так: в населённом пункте, обладавшем указанным почетным статусом, «хранится отечественная история» аварцев. Согласно тексту её, в 174/790-91 г. некий «кади Абдул-Муслим», опираясь на силу «оружия князя» Хамзы, «ввёл» в аварском «народе исповедание магометанское». Нетрудно, конечно, догадаться, что данный офицерский отчёт (1828 г.) и есть тот исторический источник, который был использован Ракинтом (1862 г.) во время написания своей «записки». При этом скажем также, что под «отечественной. историей» аварцев, датирующей исламизацию Аварии эпохой Харуна ар-Рашида, подразумевается, скорее всего, Тарих Дагестан. Что же касается последней, то её характеризовать можно как один из вариантов дагестанской «исторической традиции».

По заданию одной из комиссий ЦК РКП(б) была написана книга под названием «Дагестан», увидевшая свет в 1925 г. за подписью Н.П. Самурского. Конечно, трудно поверить в то, чтобы председатель ЦИК Дагестана, образование которого заключалось в русском начальном училище, мог создать насыщенную разнообразной информацией работу объемом в 130 листов. Здесь перед нами, скорее всего, изложение взглядов политического руководства советского Дагестана, приведённого к власти Москвой в результате ожесточённой вооружённой борьбы с мусульманами Аварии, которое принадлежит перу коллектива.

В книге, подписанной Самурским, говорится, что распространение Ислама «в Дагестане» началось в VIII в. и «первыми восприняли его Кайтаг», лакский Кумух «и главный» политический «центр Аварии». С течением времени, к «XI веку ислам охватил уже весь Дагестан».

В 50-е годы XX в. получила хождение точка зрения, гласящая, что в середине IX в. возникли благоприятные условия для распространения Ислама в Аварии. Согласно этому мнению, аббасидский полководец Буга вторгся в горы (852 г.) и разрушил стоящую там столицу аварцев, после чего «правителем» Аварии «арабы поставили» одного из своих, а «кадием» сделали «Абу-Муслима». Через некоторое время, однако, «арабскую администрацию» аварцы «истребили», а их правитель «начал войну с арабами», которая затянулась на четверть столетия.

III. Ход исламизации горной Аварии. Та источниковедческая база, которая была в распоряжении предыдущих исследователей, порождала, таким образом, выводы, опирающиеся, прежде всего, на формальную логику исследователя, а не на факты, вызывающие доверие. Естественно, что и

их выводы вызывали к себе настороженное отношение. Автором этих строк обнаружен, однако, в историческом центре аварского народа эпиграфический материал, который позволяет переставить выводы исследователей с зыбкой почвы на твёрдую.

В квартале (современном селении Хунзах), где стояли, ещё в первой половине XIX в., замок наследственных правителей Аварии и соборная мечеть, обнаружены были в земле в ходе строительных работ, причем в разных местах, две маленькие каменные плитки.

Нельзя не отметить, что две вышеупомянутые каменные плитки, найденные (в земле) в древней столице Аварии (сел. Хунзах), являются старейшими памятниками арабского письма, зафиксированными во всем Сулакском речном бассейне Республики Дагестан. Это, в свою очередь, означает, что они с учётом их текстового содержания, являются более древними свидетельствами мусульманизации местного населения, чем те, что найдены в лакском селении Кумух, который считает дагестанская «историческая традиция» первым населённым пунктом Сулакского бассейна, в котором принят Ислам.

Напомню также тот факт, что названная выше дагестанская «традиция» привязывает исламизацию дагестанских горцев, в том числе и аварцев, к личности шейха Абу Муслима. Подход В.В. Бартольда к вопросу «Абу Муслим в горном Дагестане», изложенный выше, а также содержание работ советских авторов убеждают меня в том, что им разобраться тут в противоречивых показаниях не позволила источниковедческая база. Реальна ли фигура шейха Абу Муслима, действительно ли он сильно отличился в аварских горах – оставалось до сих пор непонятным.

Обобщая изложенные выше данные об истории распространения Ислама в аварской среде, ранее не привлекавшиеся кавказоведами, сказать можно следующее:

В источниках не говорится, правда, о вторжении войск Буги в пределы Дагестана, а тем более в аварские горы, как и о создании ими там мусульманского государства.

1. Об этом см. в приложении к книге Реза Э.О. Азербайджан и Арран (Атурпатакан и Кавказская Албания). М., 2011, с. 110, 111 (текст В.А. Захарова).

3 Там же, с. 149, 150.

6 Об этом термине см. Бартольд В В., Дагестан // Он же. Сочинения. Т. III. М„ 1995. с. 412.

7 Он же. Указ. раб. сс. 409, 410.

9 Нажмутдин Самурский (Эфендиев). Книги, статьи, документы, исследования. Махачкала, 2003, сс. 12,39,61.

10 Магомедов P.M., История Дагестана с древнейших времен до начала XIX века. Махачкала, 1961, с. 80, 81.

какую религию исповедуют аварцы. картинка какую религию исповедуют аварцы. какую религию исповедуют аварцы фото. какую религию исповедуют аварцы видео. какую религию исповедуют аварцы смотреть картинку онлайн. смотреть картинку какую религию исповедуют аварцы.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *