какую проблему выдвинули представители милетской школы
Милетцы. Философские школы Греции
Милетская школа относится к античной греческой философии и по праву считается первой и одной из основных философских школ Греции. Ввиду того, что древние греки имели традицию изучать философские взгляды мудрецов, творивших историю греческой философии и в этой связи развивать свои учения на основе учений предыдущих философов, дополняя, опровергая, критикуя, а иногда и высмеивая «невежд», можно с уверенностью сказать, что милетская философская школа зажгла фитиль развития и построения всей античной греческой философии, вплоть до Сократа, Платона и Аристотеля, а может быть даже и включая их в свой конгломерат.
Милет — город Древней Греции
Школа получила свое название благодаря крупнейшему древнегреческому городу Милет (западный берег Малой Азии), в котором она и появилась. Такие европейские науки, как физика, астрономия, география, биология, метеорология и, предположительно, математика зародились благодаря милетцам.
Идеи милетской школы
Учение милетской школы представляет собой философию, которая слывет в узких кругах как натурфилософия, то есть, философия естества, философия природы. Так как научных, консолидированных знаний, выявленных непосредственным опытом и определенной методологией было мало, а существовали лишь некоторые астрономические. космологические, космогонические, физические, геометрические учения (в весьма незначительной степени), то мудрецы или философы обращали внимание и анализировали то, что видят. Для определения всего, что видит человек и всего существующего мира, в той мере, в которой сведущ был мудрец, существовало понятие «Макрокосм». Для определения человека существовало иное понятие – «Микрокосм».
Представители милетской школы
Милетская школа философии представлена в учениях трех античных философов. По сути это и есть основатели милетской школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Они же являются одновременно и яркими представителями данного течения, которое возникло в VII – VI веках до. н.э, и его отцами.
Фалес Милетский
Фалес Милетский (VII – VI вв до. н.э.) был купцом, большую часть своей жизни провел в путешествиях и являлся выдающимся ученым и мудрецом. Будучи одним из «семи мудрецов», предсказал лунное затмение в 585 г. до н. э. и определил высоту пирамиды, делая анализ ее падающей тени.
В своей философии утверждал, что первоначалом всему является вода. Все состоит из воды. Ничто не может жить без воды — вода занимает большую часть земли. Также, Фалес считал, что все имеет душу. Все одушевленно, а боги правят Вселенной. Фалес определял порядок положения светил — Луны, звезд и Солнца.
Анаксимандр
Анаксимадр (610—547 до н. э.) являлся учеником Фалеса и за первоначало брал уже не воду а нечто беспредельное, сверхразумное не имеющее границ – Апейрон (от греч. — «Беспредельное»). Апейрон не определен. Когда из Апейрона выходит тепло и холод, то возникает огненная оболочка, притягивающая к себе воздух, который скапливая достаточно сил прорывает оболочку и образует три кольца — внутри каждого из них присутствует незначительная частица огня. Таким образом производится на свет круг Луны, круг звезд и круг Солнца.
Люди, по Анаксимандру, произошли из откладывающихся столетиями частиц морского дна, затем вышли на сушу и изменили форму. Земля неподвижна и подобна срезу колонны. Все, что покинуло Апейрон должно быть наказано. И поэтому ничто не вечно. Когда разрушается один мир — из Беспредельного возникает другой.
Анаксимен
Анаксимен (2-я пол. VI в. до н. э.) утверждал, что первоначалом является воздух. Анаксимен ввел очень важную идею о разрежении и сгущении воздуха, в последствии именно этого процесса возникает вода, земля и огонь.
Воздух Анаксимен сравнивал с дыханием. Утверждая, что душа будучи дыханием, держится у нас в теле. И дает нам жизнь.
Землю Анаксимен представляет как плоский диск, удерживающийся воздухом. Учения Анаксимена построили более значимый фундамент для последующего развития греческой мысли, по сравнению с другими предстаителями этого течения.
Особенности милетской школы кратко и понятно
Милетская школа философии — в чем особенности
Милетская школа – одна из наиболее ранних школ классической античной философии VI – V веков.
Милетская школа принадлежит к так называемым досократическим натуралистическим школам. Главные ее представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философ Лосев А.Ф. причисляет школу к направлению ионийской натурфилософии. В отличие от Платона и Аристотеля, ионийцы писали на своем родном ионийском диалекте древнегреческого. Именно с милетской школой связывают возникновение западной философии.
Милетская школа берет свое название от греческого поселения Милет, который был крупным торговым городом. Там развивались разные науки и искусство. Здесь формируется отдельное натурфилософское направление, основателем которого становится уроженец Милета – Фалес.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Почти все труды милетцев носят название «О природе», что прямо указывается на главный объект изучения и обсервации философов – природу, космос (как абсолютное единство). Потому милетцев, как и всех ранних философов, история философии называет натурфилософами.
Основная проблема, решавшаяся философами
Последователи школы исходили из принципа: «Ничто не возникает ни из ничего». Потому главная проблема философов – это проблема первоначала природы. Философы были уверены: поняв первоначала, возможно объяснить принципы и законы, по которым существует природа.
Они полагали, что начало должно быть универсальным, вечным, нескончаемым, «божественным» первоначалом, источником существования жизни. Душа в представлении милетцев становится «тонким» и подвижным видом первопричины – первовещества.
Учения представителей милетской школы были направлены на осмысление космоса как чувственно-материального объекта.
Для них (как и в целом для античности) было характерно рассматривать мир сугубо объективно. То есть истина в том, что мое ощущение и видение мира является таким не из-за моего восприятия, но потому что он такой и есть в реальности.
Милетцы не различают субъективное осмысление реальности и реальность как она есть для себя, последняя поглощена первой в их представлениях. Потому, космос милетцев – это единство и абсолютный порядок. Но, в то же время, космос – это оформление физических элементов и их материя.
Космос (в понимании милетской школы) – это абсолют (вечный и неизменный), который раскрывает себя в объективно-материальном виде.
Космос представляется в своем чувственно-эмпирическом проявлении – в реальных осязаемых вещах. Он, по мнению учеников школы, состоит из материальных, чувственно-воспринимаемых элементов. Разные представители школы ставили во главу отличные элементы.
Фалес считал главным формирующим компонентом-истоком воду, Анаксимандр – воздух, Анаксимен – свойство воздуха (апейрон). Ключевой элемент каждого философа рассматривался не просто как материальная основа, а как объективная субстанциальность.
Для милетцев характерен монизм, когда ко всеобщему первоначалу сводится все материальное разнообразие.
Милетская школа как предшественница материализма
Общее изменение подхода к осмыслению природы как самодвижущейся и имеющей свою первопричину уже имеет материалистический характер. Милетская школа пытается порвать с мифологическим синкретизмом и религией, показав, что вовсе не боги управляют природой и ее явлениями.
Кроме этого, ученики милетской школы предлагают рациональный, хотя и все еще не лишенный мистики и мифологии, подход к осмыслению окружающей реальности природы.
Лосев А.Ф. подмечает, что нельзя сводить учение милетской школы к наивному эмпиризму.
Материя для милетцев – это некая абстрактная категория для описания всеобщего. Природа вещей рассматривается как физис – это фундаментальная неизменчивая реальность. Кроме этого, представители натурфилософии никогда не отрицали влияния ума или души космоса, однако они отходят на второй план.
В плане универсальности и неизменности элементов-первоначал взгляды учеников школы близки к будущим представлениям об атомах и материи. Однако материя как универсальный элемент наделена у милетцев некой силой, которую они описывают несколько мифологически – как справедливость, борьбу.
Потому будет неверно называть милетцев материалистами в современном понимании материализма. Их материальные начала пока еще были неразрывно связанны с идеалистическими представлениями об Абсолюте.Важно
Материализм милетской школы (как и всех ранних античных философов) – это первые попытки интуитивного осмысления окружающего мира, его основ, законов развития и существования. А потому материализм этот скорее условный.
Основные представители Милетской школы
Фалес Милетский (640-562 гг. до н.э.)
Является родоначальником философии и милетской школы. Предсказал солнечное затмение, которое произошло около 585 г. н.э. О нем остались только свидетельства, поскольку он сам ничего не писал. Является одним из семи мудрецов. Его ключевые идеи:
Содержание и обоснование философских истин Фалеса не лишено элементов мифологии и мистики (некоторые исследователи указывают на влияние орфизма).
Анаксимандр Милетский (611-546 гг. до н.э.)
Ученик и последователь Фалеса. Первый среди древнегреческих философов использовал название «О природе» для своего трактата. «О природе» Анаксимандра – первый философский труд в прозе. Отличительные идеи философа:
Учение Анаксимандра об апейроне как универсальном управляющем принципе рождения и уничтожения становится первой диалектической теорий в Греции, которая решает проблему зарождения и разрешения противоречий.
Анаксимен (585-524 гг. до н.э.)
Был учеником Анаксимандра. Является автором сочинения «О природе» (сохранился в трех фрагментах). Основные идеи:
Значимость милетской философской школы
Милетские философы внесли фундаментальный вклад в развитие мировой философии. Они были первыми греками, которые предложили рассматривать управление природы как ее собственный процесс, не зависящий от богов. В их понимании природа становится вечной и саморегулирующейся.
Именно такой подход позволил милетцам поднять впервые вопрос о первоначале природы – из чего она состоит. Кроме этого, Анаксимандр и Анаксимен поднимают проблему причины и принципов рождения и уничтожения. Философы, сугубо интуитивно уверенные в исключительной объективности процессов, пытались объяснять законы природы, принципы ее существования.
Кроме этого, они выдвигают теорию об универсальных и неуничтожимых элементах всего сущего, которые вносят в мир определенное движение, побуждая вещи к рождению и разрушению. Такие взгляды можно рассматривать как первые шаги к пониманию атомов и связей между ними. Поэтому их теория имеет актуальность для изучения и поныне, ее можно считать научным истоком.
Милетская школа заложила основы философского подхода к осмыслению окружающего мира и его начал.
Какую основную проблему поставили философы Милетской школы?
Какую основную проблему поставили философы Милетской школы?
Представители Милетской школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?». Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.
В чем специфика философского подхода к явлениям мира у Гераклита?
Рассматривает мир как «вечно живой огонь». Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. Положение о всеобщей изменчивости связывалось Гераклитом с идеей внутренней раздвоенности вещей и процессов на противоположные стороны, с их взаимодействием. Гераклит считал, что все в жизни возникает из противоположностей и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых».
3. Что такое апейрон Анаксимандра?
Апейрон — это нечто промежуточное между воздухом, водой, огнём и землёй.
(от греч. apeiron — беспредельное, безграничное, безмерное) — единственное вещественное первоначало и первооснова всего сущего (Анаксимандр).
бесконечное, согласно Анаксимандру, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи. У Платона и пифагорийцев – синоним материи.
4. Что такое Логос Гераклита?
Философ Гераклит изображает логос как то, познание чего требует совершенно особых усилий и предполагает изменение обыденных установок сознания. Логос — «слово», «речь» самой вечной природы. Что же выясняется о логосе в первую очередь из фрагментов Гераклита Логос скрыт от большинства людей. Чаще всего они о логосе слыхом не слыхивали. Но если им о нем и поведать, рассказать, то вряд ли они сразу поймут, что это такое. Парадокс, однако, заключается в том, что с логосом, управляющим всеми вещами, люди постоянно соприкасаются, но «с чем они в самом непрестанном общении. с тем они в разладе» Логос в понимании Гераклита — то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет.
Какой вклад сделал Гераклит в становление диалектики?
Диалектика — философская концептуализация развития, понятого как в онтологическом, так и в логико-понятийном его измерениях, и соответственно конституирующаяся в историко-философской традиции как в качестве теории, так и в качестве метода. Исходно в античности — искусство вести беседу, спор; философский диалог, противостоящий риторике и софистике. Сам термин «Диалектика» впервые употреблен Сократом для обозначения плодотворного и взаимозаинтересованного достижения истины путем столкновения противоборствующих мнений. Создателем первой формы философской диалектики принято считать Гераклита, придавшего традиционным мыслям об изменениях абстрактно-всеобщую и в то же время не порывающую с образами форму. Большой вклад в становление античной диалектики внесла элейская школа, выявившая глубинную диалектику сущего, не укладывающегося в логику понятий.
Что понимали под числом пифагорейцы?
Числа у пифагорейцев вначале вообще не отличались от самих вещей и были просто числовым образом. При этом числовым образом понимались не только физические вещи, но и вообще все существующее, как, например, добро или добродетель. Затем они стали трактоваться как сущности, принципы и причины вещей. Пифагорейцы, предавшись математическим занятиям, считали началами всего числа, так как в числах они находили много сходства с тем, что существует и происходит, и в числах первичные элементы всех математических начал.
Какой вклад в развитие философии внесли элеаты?
Представители Элейской школы: Парменид,Зенон Элейский и Мелисс.
Значение Элейской школы в греческой философии и в истории философии вообще чрезвычайно велико. Элеаты явились сознательными защитниками единства всего существующего; они же открыли глубокие противоречия, коренящиеся в обычном, основанном на восприятии представлении о вселенной. Антиномии пространства, времени и движения как определений действительно сущего были раскрыты элеатами с большим диалектическим талантом. Наконец, элеаты первые вполне отчётливо различили действительно существующее, постигаемое мыслью, от явления, с которым человек знакомится благодаря чувствам.
8. Какие Вы знаете апории Зенона и в чем их смысл?
9. Какими характеристиками обладает атом Демокрита?
Философия Сократа.
Сократ считал, что человек не может изучать природу, потому что она божественное творение, он может изучать самого себя. Познать самого себя он может лишь через голос совести. Он должен изучать какими добродетелями он обладает. Но это доступно не всем. Познать добро в себе могут только аристократы. Работающие служат только своему телу, они не разумны. Осн. Добродетели – сдержанность, мужество и справедливость (соблюдение божественных и человеческих законов). Человек не рождается с этими добродетелями, он приобретает их в процессе самопознания. Сократ разработал особый метод познания, который называется майевтика (диологическая беседа в процессе которой устанавливается истина). Основными направлениями философствования Сократа были:
поиск общего в вещах (гносеология);
поиск общезначимых принципов человеческого (нравственного, добродетельного) поведения (этика).
Теория познания И. Канта.
Этика И. Канта.
Критическая этика Канта своим исходным пунктом имеет осознание практики, в которой воплощается разумное поведение человека. Подобно тому как теоретическая философия выясняет вопрос о возможности истины и научного знания, вся практическая философия посвящена человеческой практике, причем рассмотрение соотношения действительной свободы и морального закона является одной из существенных проблем осмысления кантовской практической философии. По Канту, единство критической философии с кантовской философией морали следует искать в фундаментальном положении человека в мире и в понимании единства его и раздвигающего границы знания поведения. Действительно, моральное поведение требует не только осознания долженствования, но и практического выполнения долга.
Русский космизм.
Русский космизм — течение отечественной религиозно-философской мысли, основанное на холистическом мировоззрении, предполагающем телеологически определённую эволюцию Вселенной. Характеризуется осознанием всеобщей взаимообусловленности, всеединства; поиском места человека в Космосе, взаимосвязи космических и земных процессов; признанием соразмерности микрокосма (человека) и макрокосма (Вселенной) и необходимости соизмерять человеческую деятельность с принципами целостности этого мира. Включает в себя элементы науки, философии, религии, искусства, а также псевдонауки, оккультизма и эзотеризма. Данное течение описано в значительном количестве российских публикаций по антропокосмизму, социокосмизму, биокосмизму, астрокосмизму, софиокосмизму, светокосмизму, космоэстетике, космоэкологии и другим близким темам, но не имеет практически никакого заметного влияния в западных странах.
Русский космизм, с его верой в мощь разума, предвосхитил многие научные подходы, в частности, современный антропный принцип: мир не был бы таким, каков он есть, если бы в нем не было наблюдателя – чувствующих и мыслящих существ.
Русский космизм предложил особый метод мышления: существуют знания, к которым мы приходим не в процессе размышления, не под контролем сознания и воли, а помимо воли, в процессе совместного выживания с другими людьми.
Так выражена планетарная надежда: идеи всеобщего братства, «родства» людей, преемственности поколений, сплоченных «общим делом» для решения жизненно важных задач, идеи нравственной ответственности, бережного отношения человека к природе.
Николай Фёдорович Фёдоров (1829—1903)
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935)
Владимир Иванович Вернадский (1863—1945)
Пьер Тейяр де Шарден (1881—1955)
Какую основную проблему поставили философы Милетской школы?
Представители Милетской школы: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?». Ответы у них разные, но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и явлений мироздания.
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 3229; Нарушение авторского права страницы
Милетская школа и проблема первоначала
Вы будете перенаправлены на Автор24
Первоначало – это философская категория обозначающая некоторое вещество которое лежит в основе мира, из которого все возникает и в которое все возвращается.
Общие представления о Милетской школе
Милетская По данной теме мы уже выполнили реферат Милетская школа и ее значение подробнее школа философии является одним из наиболее ранних образцов философской мысли древнегреческого периода, ее представителей также часто называют натурфилософами, поскольку сфера их интересов лежала в первую очередь в осмыслении проблем природы, устройства мира, его законов и тесно переплеталась с проблемами естествознания.
Милетская школа получила свое название по имени процветающей греческой колонии Милета, располагавшейся в Ионии, на западном побережье Малой Азии. По этой же причине данную школу часто называют Ионийской, с подачи Диогена Лаэртского. Одной из основных проблем философов Милетской школы была проблема поиска первоначала мира. Мифо-религиозное объяснение его происхождения более не удовлетворяло мыслителей, в связи с чем они искали иную, более стройную и основанную на знании о природе теорию, способную прояснить не только то как возникла вселенная, но также как она устроена и как функционирует, каково ее будущее. К сожалению труды философов не сохранились до наших дней и их учения известны лишь благодаря цитатам и комментариям в более поздних источниках. Помимо философских размышлений философы-ионийцы уделяли много времени научных открытиям, они заложили основы физики, химии, биологии, гидравлики, геологии, астрономии и иных наук.
К числу представителей Милесткой школы относят:
Готовые работы на аналогичную тему
Учения Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена
Фалес был первым натурфилософом и заложил проблематику и традиции всей милетской философии. Кроме того, Фалес много путешествовал будучи торговцем, он обучался у египетских и вавилонских мудрецов, благодаря чему имел весьма обширные представления о природе и астрономии, что позволило ему предсказать солнечное затмение 585 года до н.э. Основной сферой естественнонаучных интересов Фалеса выступала гидравлика, поэтому не удивительно, что в своей философской концепции именно стихия воды, была помещена мыслителем на место первоначала.
Под водой Фалес понимал некую «влажность», обладающую порождающей силой. Согласно его учению из влажности произошло все сущее, она продолжает порождать объекты природы и по настоящее время. Мир представлялся Фалесу огромным диском, который держится на воде, мировом океане, над которым находится космос, состоящий из звездного свода, Луны и Солнца.
Объекты, порождаемые водой, рассматривались Фалесом как одушевленные. Главным свойством души, живого в тот период почиталось движение, а потому движение предметов под воздействием магнита рассматривалось Фалесом как надежное доказательство их одушевленности.
Анаксимандр был учеником Фалеса. Анаксимандр в качестве первоначала мира полагал некое беспредельное вещество – апейрон, чьи свойства остаются непознаваемыми. Апейрон обладает способностью порождать противоположности, в частности теплое и холодное, взаимодействие между которыми и создало окружающий мир.
Согласно Анаксимандру земля находится в центре мироздания, подобная срезу дерева. Она окружена тремя огненными оболочками, содержащими звезды, Солнце и Луну. При этом мир постоянно разрушается и создается вновь, возвращаясь к апейрону и снова выделяясь из него.
Анаксимен в свою очередь ввел новое представление о первоначале как о воздухе, а если точнее, о дыхании. В мире происходят процессы сгущения и разрежения благодаря которым формируются все вещества и объекты. Плоский диск земли окружён воздушным пространством и поддерживается дыханием мира, Луна, Солнце и звезды, также представляют собой плоские проекции, которые парят над Землей.
Учение Гераклита
Наиболее сложным и выдающимся было учение Гераклита Эфесского, прозванного также Темным. Подобное прозвище Гераклит получил не только и не столько за свой мрачный нрав и нелюдимость, сколько за сложность и неясность выдвигаемых им идей для современников. Его монументальный труд «О природе» хранился в печально известном храме Артемиды в Эфесе и погиб вместе с ним. Среди греческого общества ходили слухи, что тот, кто сможет прочесть сей трактат станет безумцем, а Сократ, высказался о произведении в том смысле, что понял из него немного, но то что ему удалось понять достойно всяческого восхищения.
Концепция Гераклита, как и многих его современников, дошла до настоящего времени в отрывках, однако можно утверждать, что философ выдвигал революционные и опережающие его время идеи. Можно выделить три его главных тезиса:
Первая идея отражена в таких широко известных высказываниях Гераклита как «Все течет, все изменяется» и «Нельзя войти в одну реку дважды». Гераклит подчеркивал динамичный и изменяющийся характер мироздания, его пластичность, движение, как основную форму существования.
Лучшей метафорой для отражения этой идеи стала стихий огня, выбранная Гераклитом в качестве первоосновы. Не следует понимать данную идею буквально, Гераклит включает огонь в круг взаимопревращений с другими стихиями, которые порождают друг друга и все вокруг, однако именно формы огня, его постоянная изменчивость и динамика, связанная то с затуханием, то разрастанием пламени, по мнению Гераклита лучше всего отражала процессы мирового движения. Мир цикличен, в начале каждого цикла он растет, а в конце затухает, чтобы вновь возродиться из пепла, словно пламя.
Наконец последняя идея является попыткой сформулировать закон диалектического противоречия или единства и борьбы противоположностей, чтобы было весьма непросто, так как в греческом языке того периода не было даже самого слова «противоположность». Гераклит пишет о том, что вещи противоположные друг другу сходны – сухое становится влажным, а влажное сухим. Но вместе с тем они находятся в противоборстве и только борьба есть истинная форма мира и источник его рождения и развития.