какую проблему затронул астафьев в произведении царь рыба

«Царь-рыба» (В. Астафьев)

Цитата: «Тишина. Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно».

Проблематика:

Смысл названия: Царь-рыба — это просто крупный осётр. Но в рассказе Астафьева он символизирует саму природу, которую человек пытается покорить себе и заставить служить своим целям. В финале рыба уходит, едва не погубив рыбака. Она погибнет от всех этих крючьев, которые в неё вонзились. И автор всерьёз опасается, что так может произойти и с природой: человек не покорит её себе, но основательно разрушит.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: рассказ.

Жанровые особенности: рассказ «Царь-рыба» — это часть большого одноимённого повествования в рассказах. Все рассказы объединены временем и местом действия, а вот герои в них разные.

Время и место действия: действие рассказа происходит в Сибири, время — современное автору.

Действующие лица

Игнатьич — рыбак, хваткий и деятельный мужчина.

Царь-рыба — гигантская рыба (по всей видимости, осётр). По мнению обитателей деревни, эта рыба вершит суд над грешниками.

Краткое содержание

Игнатьич — человек непростой: вроде бы и толковый, и деловитый, а с людьми у него отношения не ладятся. Даже с родным братом Игнатьич не может найти общий язык.

Игнатьич очень любит ловить рыбу. Ему в этом деле везёт: на клёв жаловаться не приходится. Иногда Игнатьич браконьерствует, отлавливая слишком много рыбы. Но угрызения совести его не мучают: Игнатьич только опасается, что его поймают.

Однажды снасти Игнатьича принесли сказочный улов — гигантскую царь-рыбу. Рыба была столь велика, что Игнатьич подумал было: не вытащу сам, надо звать на подмогу. Но тут перевесила жадность: делиться ведь придётся. Представив, что в этой рыбе примерно два ведра икры, Игнатьич собрался с духом и попытался оглушить осетра обухом топорика, но сам попал в воду. Запутавшись в своих же снастях, Игнатьич оказался с царь-рыбой на равных: они оба стремились освободиться, но крючки ранили их всё больше.

И тогда Игнатьичу вспомнилась история, рассказанная старым дедом-рыбаком: если у тебя на душе есть какой-нибудь грех, царь-рыба тебя погубит. Игнатьич стал вспоминать обо всех своих прегрешениях, и ему пришло в голову, что когда-то он поглумился над своей невестой Глашей, так любившей его. Игнатьич просит у девушки прощения и молится о своём спасении. И царь-рыба высвобождается из рыболовных снастей, перестаёт затягивать Игнатьича на глубину. Игнатьич чувствует, что он освободился — не только от рыбы, но и от давней душевной тяжести. Начинается новая жизнь.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Как звали девушку, которую обидел когда-то главный герой рассказа «Царь-рыба»?

Ответ. Глаша.

Обозначьте основную проблему рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба».

Ответ. Нравственная проблема. Проблема экологии является в рассказе лишь следствием проблем человечности: думая только о себе, мы забываем об окружающих (в том числе и о братьях наших меньших).

Что в царь-рыбе особенно сильно интересовало Игнатьича?

Ответ. Икра. Игнатьич подозревал, что сам не справится с царь-рыбой. Но звать на помощь не стал: он надеялся, что в рыбе не меньше двух вёдер икры, и не хотел делиться.

Источник

Анализ рассказа Царь-рыба Астафьева

Произведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут. Нет ни жалости, ни уважения к необъятному живому миру, которому тоже нужно время для восстановления.

Писателю тяжело давалось написание этого жизненного произведения. Он хотел показать всем, что человек не просто потребитель природных благ, но еще и созидатель. Опустошая природу человек, начинает разрушаться как личность.

Название тоже не случайно выбрано. Астафьев уже названием произведения хотел показать, насколько могуча, бывает природа, и в случае если провинишься, она будет безжалостна.

В рассказе писатель старается донести до нас, что люди и природа не разделима. Все взаимосвязано и подчинено законам природы, хотим мы этого или нет. Действие происходит на бескрайних просторах Сибири. Именно здесь от человека требуется бережное отношение и к природе, и к таким же, как он людям. Сюжет развивается постепенно. Автор то возвращается к прошлому, то повествует о настоящем.

Поступки людей накладываются описание природы. Прекрасна и могуча красота Сибири она не позволит фальшивить. Тихая и прекрасная она накажет человека за все его грехи. Вот только вопрос поймет ли провинившийся и прекратит так делать? Вот об этом писатель и рассказывает на примере главного героя Зиновия Игнатьевича.

Игнатьевич родился и вырос в этих суровых краях, каждый его знает и уважает. Он и рыбак, и охотник, и хозяин хороший, но за всем этим скрывается какая-то червоточинка. Никогда и никому не отказывал он, но все что ни делал, было не от чистого сердца, а с каким-то умыслом, жаждой наживы. Вот поэтому и был богачем.

У каждого народа связанного с рыбалкой и охотой есть свои предания и поверья, которых придерживаются даже самые опытные мастера. Зиновий знал, что осетр в их краях это царь-рыба и ее следует отпускать, но жадность взяла верх.

Поймав огромную рыбу, Игнатьевич не смог побороть жадность и решил завладеть им. Забыв про осторожность, он попал сам же в свои сети. Только оставшись один на один с природой, он понял что есть силы, которые превосходят его. Вся жизнь пронеслась за мгновения.

За все свои деяния человек понесет наказание или получит благодарность, а может быть и будет прощен. Самое главное осознать и не повторять своих ошибок.

Анализ 2

Астафьев Виктор Петрович является выдающимся советским и русским писателем. Его рукой были созданы бессмертные произведения, а по его рассказам экранизированы такие фильмы как «Сюда не залетали чайки», «Звездопад», «Таёжная повесть». Виктор Астафьев является автором цикла рассказов «Царь-рыба», в котором поднимается очень непростую, но в тоже время важную психологическую тему взаимоотношения личности и общества.

Основной герой рассказа – это Игнатьич. В поселке Чуш, где проживал главный герой, он считался мастером на все руки. Игнатьич в любое время поддержит и поможет в трудную минуту и не бросит в беде. При том, за свою помощь, он не просит благодарности.

В рассказе ярко выражена самостоятельность главного персонажа. С раннего возраста Игнатьич рассчитывал лишь на свои силы и возможности. Он не просил помощи ниу кого, и полагал, что в жизни требуется добиваться всего самостоятельно. В итоге, Игнатьич добивается всего сам, но за все это время, он сильно отдалился от общества, в котором жил, что достигнув много, остался сам по себе.

Если затронуть характер главного персонажа, то он не положительный и не отрицательный. Автор хотел показать читателям обычного человека, со своими мыслями, проблема, взглядами на жизнь и положением в обществе. На последнем Астафьев делает акцент. А именно, Игнатьич действительно, помогает окружающим людям и не просит благодарности в замен, но при этом, люди чувствуют себя должными Игнатьичу. И тот это понимает и ставит себя выше общества. ««Я делаю всё, что вам надо и как надо, и от вас за это ничего не требую, поэтому и вы не трогайте меня и не учите меня, как жить».

Помимо общества, демонстрируется и отношения Игнатьича к природе. Он занимается незаконной рыбалкой. И, движет им не голодная нужда, а скорее жадность. Несмотря на это, Игнатьич боится за свою безопасность, поэтому следит, чтобы его не заметили рыбнадзор. Поэтому, следит за каждым шорохом и звуком.

В один из дней, проводя досуг за рыбалкой, попалась Игнатьичу необычная рыба. «Что-то первобытное показалось ему в ее облике». Игнатьич вспоминает старое поверье, которое гласит, что если поймать царь-рыбу, то отпусти ее и никому о ней не рассказывай, так как она символизирует превосходство человека, поймавшего ее, над себе равным. Царь-рыба является легендой, о которой мечтают все рыбаки.

После такого улова главного героя одолевают думы: оставить рыбу себе и продемонстрировать односельчанам свое превосходство, либо отпустить ее. Собравшись с мыслями, Игнатьич все-таки оставляет рыбу себе, жадность в нем побеждает. Пытаясь вытащить рыбу, главный герой теряет равновесие и падает в воду и путается в самоловах. Рыба начинает тянуть его ко дну.

В этот момент, Игнатьич понимает, что это наказание ему за браконьерство, за отношение к людям и чувствам к своей невесте Глаше. Он просит прощение и кается. После этого, царь-рыба его отпускает, и главный герой остается живым. Сама природа дала Игнатьичу шанс на исправление себя и своих ошибок.

С этого момента, начинается настоящая и полноценная жизнь главного героя, а не существование вне общества и над ним.

Помимо главного и важного посыла, что нужно учиться жить с окружающими людям, помогать им и принимать благодарность от них, затронута тема браконьерства. Незаконное истребление животных является важной и острой проблемой современности. Мы должны прикладывать больше усилий для сохранения животных и поддерживать их популяцию. Ведь есть и те, кто полностью истреблены и задачей каждого человека является сохранение природы и представителей флоры и фауны.

Вариант 3

Основным замыслом рассказа «Царь-рыба», является показать проблему отношения современного человечества к природе, к окружающему миру. Безграничное пользование дарами природы, недрами земли и ухудшение общей экологии, плюс загрязнение окружающей среды. Что является страшной глобальной трагедией планеты. Также немаловажной темой, которую затронул автор – нравственная проблема человека, его очищение и покаяние перед самим собой и перед людьми.

Вся эти проблемы отражены на примере двух главных героев рассказа: заядлого рыбака Зиновия Игнатьевича и гигантских размеров Царя-рыбы осетра.

Первый герой рыбак – это символ вседозволенности и безнаказанности над всем: над людьми в поселке, над природой и окружающим миром.

Второй осетр – его размеры указывают о том, что он является Царь–рыбой, как и Царь–зверей лев, орел – Царь-птиц, т.е. олицетворение самой природы, ее величия и могущества.

По старым легендам, когда человеком овладевает алчность и жажда наживы, когда ему все становиться мало, и он желает поймать все больше или самую большую рыбу, то Царь-рыба сама решит судьбу этого человека и все может обернуться бедой. Как будто природа тем самым заставляет переосмыслить все в своей жизни и найти правильный истинный путь к спасению.

Действие разворачивается на реке, где Игнатьич рыбачил один, поскольку не хотел делиться ни с кем добычей. И вот закинув удочку и поймав осетра, сам угождает в свои сети, падая в реку. В западне оказываются оба и осетр и рыбак. Борясь каждый за свою жизнь, они одновременно тянут сети каждый в свою сторону, человек вверх, а рыба вниз. Размеры Царь-рыбы перевешивают, и он утягивает рыбака на дно.

Здесь-то Игнатьич и вспоминает о легенде рассказанную еще дедом, о том, что ели душа не чиста то с Царь-рыбой шутки плохи. Тогда он с мольбой обращается к богу и просит о прощении и раскаивается обо всех содеянных им грехах. После чего рыба высвобождается от сетей и крючков, и уходит на дно, а рыбак освобождается не только от сетей, но и от тяжкого груза, висевшего у него на душе.

Наступает гармония человека с природой, ведь он тоже является частичкой природы. Очень важно не в последний момент своей жизни вспомнить о природе, а заботиться о ней постоянно.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Царь-рыба

Популярные сегодня темы

Картина очень светлая. На ней изображено окно. Интересно, так как картина сама, в некотором смысле, окно в другой мир.

Повесть Портрет Николая Гоголя делится на две части. Первая часть рассказывает историю молодого художника, который случайно увидел прекрасный портрет старика, на котором необычно изображены глаза

Доброта — лучшее качество человека, которого так не хватает в наши дни. Сегодня процветает безразличие к окружающим и жестокость. Но есть люди, готовые пожертвовать своими интересами или собой ради других.

Источник

Урок «Нравственные проблемы в повествовании В.П.Астафьева «Царь-рыба»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Нравственные проблемы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»

углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;

раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ) повествования в рассказах «Царь-рыба»;

развитие речи учащихся;

совершенствование навыков выразительной речи;

развитие навыков анализа художественного произведения;

развитие познавательных интересов;

воспитание бережного отношения к природе;

воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.

Тип урока: урок – размышление

Видео – интервью с В.П.Астафьевым.

Видео «Иллюстрации «Царь-рыба»

Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,

даже в самой темной тайге должен быть человеком!

Вступительная часть к уроку.

Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, в чём заключается талант действия и убеждения писателя в произведении «Царь-рыба».

Изучение нового материала.

Об истории создания «Повествования в рассказах «Царь-рыба».

Первое отдельное издание увидело свет в 1978 году, и в этом же году 19 октября за повествование в рассказах «Царь-рыба» В.П.Астафьеву присудили Государственную премию СССР.

Ребята, посмотрите внимательно видео-ролик к произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»

Просмотр видео-фильма «Иллюстрации к произведению В.Астафьева «Царь-рыба» художника С.Элояна.

— Как связан он с произведением? О чем этот сюжет»

— Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь-рыба»?

У «Повествования» два эпиграфа. Один эпиграф – отрывок из стихотворения Николая Рубцова. Другой принадлежит американскому ученому Халдору Шепли.

Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба.

— Как эти эпиграфы связаны между собой?

Эти строки выражают авторскую позицию, указывают на противоречивое содержание произведения. Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.

Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения. (В.П.Астафьев)

Главная тема «Повествования в рассказах» В.П.Астафьева – человек и природа, их единство и противоборство. Писатель как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ними человек переступил нравственные законы. По его мнению, отношение человека к природе – показатель духовности.

Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.

«Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» (В. П. Астафьев)

— Какими показаны человек и природа на страницах произведения «Царь-рыба»7

— В чем проявляется единство человека и природы?

Анализ повествования в рассказах «Царь-рыба»

1)Виктор Астафьев признавался: «Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения. Если бы я писал роман, я бы писал по-другому».

В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»? ( стр.59,60,61,63)

В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. В рассказе «Капля» автор размышляет о гармонии человека и природы, изображая первозданную природу Сибири, сцены рыбалки, размышляя о человеческой жизн.

2) Открывает книгу «Царь-рыба» глава «Бойе». Стр.16, 18

Бойё по-эвенкийски «Друг». Природой назначено собаке- быть привязанной к человеку, быть его верным другом.

3 ) Работа с текстом главы «Дамка». ( А.)

— Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»? (В Сибири, на реке Енисей и его притоках, в поселке Чуш).

— Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?

На аэровокзале сиденья «порезаны бритвочкой». На лестнице выломаны ступеньки с расчётливым коварством –через одну, перил нет.

Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.

В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.

Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.

Читая описание поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой.

Чтение отрывка «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает. » (стр.71)

— Отчего эти люди так одиноки?

— Назовите героев повествования.

Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка.

— Что объединяет этих героев?

— Почему так много внимания уделял им?

— В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?

Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.

Чтение отрывка «И из-за нее, из-за этой гады забывается в человеке человек» до «его не достанешь» («Царь-рыба»)

4) Работа с текстом главы «Поминки».

В.П.Астафьев на страницах повествования создает ситуации прямого столкновения человека и природа. Это главы «Поминки» и «Царь-рыба».

Краткий пересказ главы «Поминки». (Сердитов В.) Краткий пересказ.

— Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?

Медведь смотрит на Акима, и человек видит «глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума». «У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету».

— Как ведут себя люди после трагедии?

Обратите внимание на последнюю фразу главы «Всё поглотила тайга»

5) Работа над главой «Царь-рыба».

Краткий пересказ главы.

Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.

— Кто его герой? (Стр.131-132)

— Как жители поселка относятся к Игнатьичу?

-Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)

Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.

Односельчане уважают Игнатьича. При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден. «Звали его вежливо», «был ко всем внимателен», «был посноровистей любого механика», «к чушанцам относился с некоторой долей снисходительства и превосходства», «однако шапку лишка не ломал».

Холодные, враждебные отношения между братьями. Друг другу желают смерти.

Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.

Анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»

Чтение отрывка со слов : «…увидел и опешил» (стр.139)

— Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)

Радовался улову, боялся упустить.

«Делить осетра. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу. ”.

Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.

Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.

— Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?

— В чем заключается поединок?

В этом эпизоде писатель показывает, что человек повязан «одним смертным концом». В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.

Чтение отрывка из текста

От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?

«Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

Признание вины за совершенный неблаговидный поступок

Стеснение, стыд, неловкость

— А зачем совесть нужна человеку?

Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.

А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?

Игнатьич обращается к Богу и просит: «Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»

— Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?

Игнатьич вспомнил слова деда.

— Что понимает Игнатьич?

( Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.

Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.

Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?

Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница

Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.

Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.

Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.

Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»

– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?

Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.

– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.

– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)

Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»

Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогае чудесным образом освобождению Игнатьича и цаь-рыбы.

— Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?

— Как вы понимаете слова В.П.Астафьева?

Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.

Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас.

VI. Домашнее задание.

– В тетради закончите предложение: “В произведении В.П.Астафьева..”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *