какую проблему затронул астафьев в произведении царь рыба
«Царь-рыба» (В. Астафьев)
Цитата: «Тишина. Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно».
Проблематика:
Смысл названия: Царь-рыба — это просто крупный осётр. Но в рассказе Астафьева он символизирует саму природу, которую человек пытается покорить себе и заставить служить своим целям. В финале рыба уходит, едва не погубив рыбака. Она погибнет от всех этих крючьев, которые в неё вонзились. И автор всерьёз опасается, что так может произойти и с природой: человек не покорит её себе, но основательно разрушит.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: рассказ «Царь-рыба» — это часть большого одноимённого повествования в рассказах. Все рассказы объединены временем и местом действия, а вот герои в них разные.
Время и место действия: действие рассказа происходит в Сибири, время — современное автору.
Действующие лица
Игнатьич — рыбак, хваткий и деятельный мужчина.
Царь-рыба — гигантская рыба (по всей видимости, осётр). По мнению обитателей деревни, эта рыба вершит суд над грешниками.
Краткое содержание
Игнатьич — человек непростой: вроде бы и толковый, и деловитый, а с людьми у него отношения не ладятся. Даже с родным братом Игнатьич не может найти общий язык.
Игнатьич очень любит ловить рыбу. Ему в этом деле везёт: на клёв жаловаться не приходится. Иногда Игнатьич браконьерствует, отлавливая слишком много рыбы. Но угрызения совести его не мучают: Игнатьич только опасается, что его поймают.
Однажды снасти Игнатьича принесли сказочный улов — гигантскую царь-рыбу. Рыба была столь велика, что Игнатьич подумал было: не вытащу сам, надо звать на подмогу. Но тут перевесила жадность: делиться ведь придётся. Представив, что в этой рыбе примерно два ведра икры, Игнатьич собрался с духом и попытался оглушить осетра обухом топорика, но сам попал в воду. Запутавшись в своих же снастях, Игнатьич оказался с царь-рыбой на равных: они оба стремились освободиться, но крючки ранили их всё больше.
И тогда Игнатьичу вспомнилась история, рассказанная старым дедом-рыбаком: если у тебя на душе есть какой-нибудь грех, царь-рыба тебя погубит. Игнатьич стал вспоминать обо всех своих прегрешениях, и ему пришло в голову, что когда-то он поглумился над своей невестой Глашей, так любившей его. Игнатьич просит у девушки прощения и молится о своём спасении. И царь-рыба высвобождается из рыболовных снастей, перестаёт затягивать Игнатьича на глубину. Игнатьич чувствует, что он освободился — не только от рыбы, но и от давней душевной тяжести. Начинается новая жизнь.
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как звали девушку, которую обидел когда-то главный герой рассказа «Царь-рыба»?
Ответ. Глаша.
Обозначьте основную проблему рассказа В. П. Астафьева «Царь-рыба».
Ответ. Нравственная проблема. Проблема экологии является в рассказе лишь следствием проблем человечности: думая только о себе, мы забываем об окружающих (в том числе и о братьях наших меньших).
Что в царь-рыбе особенно сильно интересовало Игнатьича?
Ответ. Икра. Игнатьич подозревал, что сам не справится с царь-рыбой. Но звать на помощь не стал: он надеялся, что в рыбе не меньше двух вёдер икры, и не хотел делиться.
Анализ рассказа Царь-рыба Астафьева
Произведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут. Нет ни жалости, ни уважения к необъятному живому миру, которому тоже нужно время для восстановления.
Писателю тяжело давалось написание этого жизненного произведения. Он хотел показать всем, что человек не просто потребитель природных благ, но еще и созидатель. Опустошая природу человек, начинает разрушаться как личность.
Название тоже не случайно выбрано. Астафьев уже названием произведения хотел показать, насколько могуча, бывает природа, и в случае если провинишься, она будет безжалостна.
В рассказе писатель старается донести до нас, что люди и природа не разделима. Все взаимосвязано и подчинено законам природы, хотим мы этого или нет. Действие происходит на бескрайних просторах Сибири. Именно здесь от человека требуется бережное отношение и к природе, и к таким же, как он людям. Сюжет развивается постепенно. Автор то возвращается к прошлому, то повествует о настоящем.
Поступки людей накладываются описание природы. Прекрасна и могуча красота Сибири она не позволит фальшивить. Тихая и прекрасная она накажет человека за все его грехи. Вот только вопрос поймет ли провинившийся и прекратит так делать? Вот об этом писатель и рассказывает на примере главного героя Зиновия Игнатьевича.
Игнатьевич родился и вырос в этих суровых краях, каждый его знает и уважает. Он и рыбак, и охотник, и хозяин хороший, но за всем этим скрывается какая-то червоточинка. Никогда и никому не отказывал он, но все что ни делал, было не от чистого сердца, а с каким-то умыслом, жаждой наживы. Вот поэтому и был богачем.
У каждого народа связанного с рыбалкой и охотой есть свои предания и поверья, которых придерживаются даже самые опытные мастера. Зиновий знал, что осетр в их краях это царь-рыба и ее следует отпускать, но жадность взяла верх.
Поймав огромную рыбу, Игнатьевич не смог побороть жадность и решил завладеть им. Забыв про осторожность, он попал сам же в свои сети. Только оставшись один на один с природой, он понял что есть силы, которые превосходят его. Вся жизнь пронеслась за мгновения.
За все свои деяния человек понесет наказание или получит благодарность, а может быть и будет прощен. Самое главное осознать и не повторять своих ошибок.
Анализ 2
Астафьев Виктор Петрович является выдающимся советским и русским писателем. Его рукой были созданы бессмертные произведения, а по его рассказам экранизированы такие фильмы как «Сюда не залетали чайки», «Звездопад», «Таёжная повесть». Виктор Астафьев является автором цикла рассказов «Царь-рыба», в котором поднимается очень непростую, но в тоже время важную психологическую тему взаимоотношения личности и общества.
Основной герой рассказа – это Игнатьич. В поселке Чуш, где проживал главный герой, он считался мастером на все руки. Игнатьич в любое время поддержит и поможет в трудную минуту и не бросит в беде. При том, за свою помощь, он не просит благодарности.
В рассказе ярко выражена самостоятельность главного персонажа. С раннего возраста Игнатьич рассчитывал лишь на свои силы и возможности. Он не просил помощи ниу кого, и полагал, что в жизни требуется добиваться всего самостоятельно. В итоге, Игнатьич добивается всего сам, но за все это время, он сильно отдалился от общества, в котором жил, что достигнув много, остался сам по себе.
Если затронуть характер главного персонажа, то он не положительный и не отрицательный. Автор хотел показать читателям обычного человека, со своими мыслями, проблема, взглядами на жизнь и положением в обществе. На последнем Астафьев делает акцент. А именно, Игнатьич действительно, помогает окружающим людям и не просит благодарности в замен, но при этом, люди чувствуют себя должными Игнатьичу. И тот это понимает и ставит себя выше общества. ««Я делаю всё, что вам надо и как надо, и от вас за это ничего не требую, поэтому и вы не трогайте меня и не учите меня, как жить».
Помимо общества, демонстрируется и отношения Игнатьича к природе. Он занимается незаконной рыбалкой. И, движет им не голодная нужда, а скорее жадность. Несмотря на это, Игнатьич боится за свою безопасность, поэтому следит, чтобы его не заметили рыбнадзор. Поэтому, следит за каждым шорохом и звуком.
В один из дней, проводя досуг за рыбалкой, попалась Игнатьичу необычная рыба. «Что-то первобытное показалось ему в ее облике». Игнатьич вспоминает старое поверье, которое гласит, что если поймать царь-рыбу, то отпусти ее и никому о ней не рассказывай, так как она символизирует превосходство человека, поймавшего ее, над себе равным. Царь-рыба является легендой, о которой мечтают все рыбаки.
После такого улова главного героя одолевают думы: оставить рыбу себе и продемонстрировать односельчанам свое превосходство, либо отпустить ее. Собравшись с мыслями, Игнатьич все-таки оставляет рыбу себе, жадность в нем побеждает. Пытаясь вытащить рыбу, главный герой теряет равновесие и падает в воду и путается в самоловах. Рыба начинает тянуть его ко дну.
В этот момент, Игнатьич понимает, что это наказание ему за браконьерство, за отношение к людям и чувствам к своей невесте Глаше. Он просит прощение и кается. После этого, царь-рыба его отпускает, и главный герой остается живым. Сама природа дала Игнатьичу шанс на исправление себя и своих ошибок.
С этого момента, начинается настоящая и полноценная жизнь главного героя, а не существование вне общества и над ним.
Помимо главного и важного посыла, что нужно учиться жить с окружающими людям, помогать им и принимать благодарность от них, затронута тема браконьерства. Незаконное истребление животных является важной и острой проблемой современности. Мы должны прикладывать больше усилий для сохранения животных и поддерживать их популяцию. Ведь есть и те, кто полностью истреблены и задачей каждого человека является сохранение природы и представителей флоры и фауны.
Вариант 3
Основным замыслом рассказа «Царь-рыба», является показать проблему отношения современного человечества к природе, к окружающему миру. Безграничное пользование дарами природы, недрами земли и ухудшение общей экологии, плюс загрязнение окружающей среды. Что является страшной глобальной трагедией планеты. Также немаловажной темой, которую затронул автор – нравственная проблема человека, его очищение и покаяние перед самим собой и перед людьми.
Вся эти проблемы отражены на примере двух главных героев рассказа: заядлого рыбака Зиновия Игнатьевича и гигантских размеров Царя-рыбы осетра.
Первый герой рыбак – это символ вседозволенности и безнаказанности над всем: над людьми в поселке, над природой и окружающим миром.
Второй осетр – его размеры указывают о том, что он является Царь–рыбой, как и Царь–зверей лев, орел – Царь-птиц, т.е. олицетворение самой природы, ее величия и могущества.
По старым легендам, когда человеком овладевает алчность и жажда наживы, когда ему все становиться мало, и он желает поймать все больше или самую большую рыбу, то Царь-рыба сама решит судьбу этого человека и все может обернуться бедой. Как будто природа тем самым заставляет переосмыслить все в своей жизни и найти правильный истинный путь к спасению.
Действие разворачивается на реке, где Игнатьич рыбачил один, поскольку не хотел делиться ни с кем добычей. И вот закинув удочку и поймав осетра, сам угождает в свои сети, падая в реку. В западне оказываются оба и осетр и рыбак. Борясь каждый за свою жизнь, они одновременно тянут сети каждый в свою сторону, человек вверх, а рыба вниз. Размеры Царь-рыбы перевешивают, и он утягивает рыбака на дно.
Здесь-то Игнатьич и вспоминает о легенде рассказанную еще дедом, о том, что ели душа не чиста то с Царь-рыбой шутки плохи. Тогда он с мольбой обращается к богу и просит о прощении и раскаивается обо всех содеянных им грехах. После чего рыба высвобождается от сетей и крючков, и уходит на дно, а рыбак освобождается не только от сетей, но и от тяжкого груза, висевшего у него на душе.
Наступает гармония человека с природой, ведь он тоже является частичкой природы. Очень важно не в последний момент своей жизни вспомнить о природе, а заботиться о ней постоянно.
Также читают:
Картинка к сочинению Анализ рассказа Царь-рыба
Популярные сегодня темы
Картина очень светлая. На ней изображено окно. Интересно, так как картина сама, в некотором смысле, окно в другой мир.
Повесть Портрет Николая Гоголя делится на две части. Первая часть рассказывает историю молодого художника, который случайно увидел прекрасный портрет старика, на котором необычно изображены глаза
Доброта — лучшее качество человека, которого так не хватает в наши дни. Сегодня процветает безразличие к окружающим и жестокость. Но есть люди, готовые пожертвовать своими интересами или собой ради других.
Урок «Нравственные проблемы в повествовании В.П.Астафьева «Царь-рыба»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Нравственные проблемы в повествовании в рассказах «Царь-рыба»
углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;
раскрыть нравственные идеалы писателя через изучение (анализ) повествования в рассказах «Царь-рыба»;
развитие речи учащихся;
совершенствование навыков выразительной речи;
развитие навыков анализа художественного произведения;
развитие познавательных интересов;
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.
Тип урока: урок – размышление
Видео – интервью с В.П.Астафьевым.
Видео «Иллюстрации «Царь-рыба»
Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,
даже в самой темной тайге должен быть человеком!
Вступительная часть к уроку.
Сегодня мы с вами попытаемся выяснить, в чём заключается талант действия и убеждения писателя в произведении «Царь-рыба».
Изучение нового материала.
Об истории создания «Повествования в рассказах «Царь-рыба».
Первое отдельное издание увидело свет в 1978 году, и в этом же году 19 октября за повествование в рассказах «Царь-рыба» В.П.Астафьеву присудили Государственную премию СССР.
Ребята, посмотрите внимательно видео-ролик к произведению В.П.Астафьева «Царь-рыба»
Просмотр видео-фильма «Иллюстрации к произведению В.Астафьева «Царь-рыба» художника С.Элояна.
— Как связан он с произведением? О чем этот сюжет»
— Как и чем соединяются в единое целое части цикла «Царь-рыба»?
У «Повествования» два эпиграфа. Один эпиграф – отрывок из стихотворения Николая Рубцова. Другой принадлежит американскому ученому Халдору Шепли.
Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба.
— Как эти эпиграфы связаны между собой?
Эти строки выражают авторскую позицию, указывают на противоречивое содержание произведения. Она включает материал о «зловещем празднике бытия», о «смятенном облике родного края», поруганной, испоганенной самим же человеком природе и одновременно отражает надежду на то, что ещё не поздно наладить гармоничные отношения с природой, миром.
Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения. (В.П.Астафьев)
Главная тема «Повествования в рассказах» В.П.Астафьева – человек и природа, их единство и противоборство. Писатель как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ними человек переступил нравственные законы. По его мнению, отношение человека к природе – показатель духовности.
Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.
«Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте, даже в самой темной тайге должен быть человеком!» (В. П. Астафьев)
— Какими показаны человек и природа на страницах произведения «Царь-рыба»7
— В чем проявляется единство человека и природы?
Анализ повествования в рассказах «Царь-рыба»
1)Виктор Астафьев признавался: «Начал с главы «Капля», а она потянула на философское осмысление всего материала, повела за собой остальные главы. Друзья подбивали меня назвать «Царь-рыбу» романом. Отдельные куски, напечатанные в периодике, были обозначены как главы из романа, но я сознательно отказался от этого определения. Если бы я писал роман, я бы писал по-другому».
— В чем заключается «философское осмысление» материала в главе «Капля», а также в других главах «Царь-рыбы»? ( стр.59,60,61,63)
В.П.Астафьева связь человека и природы интересует в нравственно-философском аспекте. В рассказе «Капля» автор размышляет о гармонии человека и природы, изображая первозданную природу Сибири, сцены рыбалки, размышляя о человеческой жизн.
2) Открывает книгу «Царь-рыба» глава «Бойе». Стр.16, 18
Бойё по-эвенкийски «Друг». Природой назначено собаке- быть привязанной к человеку, быть его верным другом.
3 ) Работа с текстом главы «Дамка». ( А.)
— Где происходят события, описанные в произведении «Царь-рыба»? (В Сибири, на реке Енисей и его притоках, в поселке Чуш).
— Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?
На аэровокзале сиденья «порезаны бритвочкой». На лестнице выломаны ступеньки с расчётливым коварством –через одну, перил нет.
Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.
В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.
Под стать и жители посёлка: девица, «умеющая культурно пить», принюхивающиеся таёжные парни»; при посадке в самолёт «чалдоны-молодцы» оттолкнули в сторону женщин и детей. Люди равнодушны друг к другу. Фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему.
Читая описание поселка в главе «Дамка», возникает чувство грусти и сожаления, что человек потерял чувство собственного достоинства, живет не так как нужно в соседстве с великой природой.
Чтение отрывка «Я простоял всю дорогу…» до «…интеллигентов до хрена, а местов не хватает. » (стр.71)
— Отчего эти люди так одиноки?
— Назовите героев повествования.
Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка.
— Что объединяет этих героев?
— Почему так много внимания уделял им?
— В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?
Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.
Чтение отрывка «И из-за нее, из-за этой гады забывается в человеке человек» до «его не достанешь» («Царь-рыба»)
4) Работа с текстом главы «Поминки».
В.П.Астафьев на страницах повествования создает ситуации прямого столкновения человека и природа. Это главы «Поминки» и «Царь-рыба».
Краткий пересказ главы «Поминки». (Сердитов В.) Краткий пересказ.
— Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?
Медведь смотрит на Акима, и человек видит «глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума». «У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету».
— Как ведут себя люди после трагедии?
Обратите внимание на последнюю фразу главы «Всё поглотила тайга»
5) Работа над главой «Царь-рыба».
Краткий пересказ главы.
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
— Кто его герой? (Стр.131-132)
— Как жители поселка относятся к Игнатьичу?
-Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
Односельчане уважают Игнатьича. При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего, потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден. «Звали его вежливо», «был ко всем внимателен», «был посноровистей любого механика», «к чушанцам относился с некоторой долей снисходительства и превосходства», «однако шапку лишка не ломал».
Холодные, враждебные отношения между братьями. Друг другу желают смерти.
Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.
Анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»
Чтение отрывка со слов : «…увидел и опешил» (стр.139)
— Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)
Радовался улову, боялся упустить.
«Делить осетра. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу. ”.
Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.
Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.
— Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?
— В чем заключается поединок?
В этом эпизоде писатель показывает, что человек повязан «одним смертным концом». В рыбе воплощено женское начало природы, рыба жалась к человеку, это говорит нам о месте человека в жизни природы, особенно, если он добр и внимателен к ней. Мы видим здесь и единоборство человека и природы. Царь природы и Царица рек встречаются в равном бою. Теперь они на одном крючке. Судьба Игнатьича в руках природы.
Чтение отрывка из текста
От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
«Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».
Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
Стеснение, стыд, неловкость
— А зачем совесть нужна человеку?
Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.
А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?
Игнатьич обращается к Богу и просит: «Господи! Да разведи ты нас! Не по рукам она мне!»
— Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
Игнатьич вспомнил слова деда.
— Что понимает Игнатьич?
( Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.
Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.
Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.
Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.
Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»
– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?
Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.
– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.
– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)
Быть может, появилась надежда что-то исправить в своей жизни. Быть может, и рад был Игнатьич, что осталась жива эта волшебная царь-рыба, тяжко раненная, но яростная и неукрощенная. Это была жестокая, но поучительная для Игнатьича встреча с одной из величайших тайн природы. И решил он никому не говорить про царь-рыбу, чтобы не возбуждать к ней интереса браконьеров. «Поживи, сколько можешь!»
Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогае чудесным образом освобождению Игнатьича и цаь-рыбы.
— Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
— Как вы понимаете слова В.П.Астафьева?
Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас.
VI. Домашнее задание.
– В тетради закончите предложение: “В произведении В.П.Астафьева..”