какую политику должно проводить государство в отношении наиболее уязвимых групп населения
ОГЭ 2020 Обществознание Вариант 11 (из 30) с ответами
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Выбранный для просмотра документ Вариант 11.docx
Для ответов на задания 1 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2. Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2-11, 13-20 являются цифра, последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов . Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в соответст вии с приведёнными в бланке образцами.
Какие из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?
Искусство; природа; мораль; экономика; этнос.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
К политической сфере общества непосредственно относятся
1) коммерческие банки, страховые общества
2) законодательные органы, политические партии
3) литература, искусство
4) просвещение, здравоохранение
Верны ли следующие суждения о личности и индивиде?
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Создавая музыкальное произведение, автор в первую очередь реализует потребности
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религия основывается на рациональном доказательстве своих идей и принципов.
Б. Религия наряду с моралью и правом является социальным регулятором.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Михаил хочет установить мобильное приложение своего банка и использовать преимущества банка on-line.
Какие два правила безопасности ему следует соблюдать при установке мобильного приложения?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер ответа.
Производство в постиндустриальном обществе можно охарактеризовать как
1) машинное, стандартизированное, массовое
2) ручное, традиционное, штучное
3) наукоёмкое, экологически чистое, безотходное
4) автоматизированное, энергозатратное, крупносерийное
Государство Z установило новую ставку подоходного налога. К какому виду налогов относится подоходный?
Верны ли следующие суждения о факторах производства и факторных доходах?
А. Факторным доходом владельца фактора « труд » является прибыль.
Б. Фактор производства « земля » включает различные виды природных ресурсов.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Понятие « социальный статус » можно раскрыть на основе характеристики
1) прав, обязанностей, привилегий
2) интересов, взглядов, стремлений
3) авторитета, уважения, способностей
4) знаний, умений, задатков
Медсестра Марья Петровна Сергеенкова уволилась из больницы № 3 и перешла на работу в поликлинику № 6. Какой вид социальной мобильности иллюстрирует приведённая ситуация?
1) вертикальная восходящая
2) вертикальная нисходящая
Социологи провели опрос об отношении выпускников школ к предметам, которые они изучали. Был задан вопрос « Какие школьные предметы связаны с Вашей будущей профессией? »
Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
Какой перечень включает группы прав человека, соответствующие одной из научных классификаций?
1) административные, дисциплинарные, гражданские
2) гражданские, личные, религиозные
3) юридические, политические, родительские
4) личные, политические, культурные
Верны ли следующие суждения о политических режимах?
Б. Политический режим бывает монархическим или республиканским.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Установите соответствие между изменениями в обществе и типами обществ: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
__ происходит компьютеризация производства
__ мануфактурное производство сменяется фабричным
__ утверждается сословное деление общества
__ промышленное производство превышает сельскохозяйственное
__ распространяется светская культура
В отличие от других социальных норм, правовые нормы
1) регулируют общественные отношения
2) закрепляются в устной форме
3) принимаются полномочными государственными органами в специально установленном порядке
4) воплощают права граждан
Гражданин Иванов совершил правонарушение. Это непосредственно означает, что
1) Иванов совершил неблаговидный поступок
2) Иванов совершил противоправное деяние
3) действия Иванова подпадают под социальные санкции
4) действия Иванова не имеют социальной опасности
Верны ли следующие суждения об условиях заключения брака в Российской Федерации?
А. В соответствии с Семейным кодексом РФ не допускается заключение брака между лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке.
Б. Брак не может быть заключён без согласия родителей жениха и невесты.
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Гражданин Д. должен был помочь товарищу, попавшему в сложную ситуацию. Но чтобы выполнить свои моральные обязательства, ему нужен был один день отпуска за свой счёт, и с этой просьбой он решил обратиться к администрации. Вместе с тем гражданин Д. понимал, что согласно Трудовому кодексу представитель администрации может и отказать в его просьбе.
Сравните два вида социальных норм, с которыми столкнулся гражданин Д.: моральные и правовые.
1. являются социальными регуляторами
2. защищаются государством
3. поддерживаются добровольно
4. упорядочивают жизнь людей
Заполните пропуск в таблице.
Рыночные отношения, призванные повысить эффективность общественного производства, вместе с тем ведут к обострению социальных противоречий, расслоению населения, что чревато социальным взрывом. Опыт цивилизованного развития рынка труда предусматривает наличие и функционирование системы надёжной социальной защиты наиболее уязвимых групп населения.
Роль государства в условиях социальной рыночной экономики заключается в гарантиях социального мира, одной из форм которых является проведение активной политики занятости. Такая политика предусматривает: обеспечение занятости путём поддержки рабочих мест, организацию подготовки и переподготовки кадров, профориентацию и специальные формы работы с незанятым населением, а также помощь в трудоустройстве, программы профессиональной подготовки и переподготовки, программы общественных работ, содействие самозанятости и предпринимательской инициативе.
Особой напряжённостью характеризуется женский рынок труда, что вызывает необходимость применения ряда мер: содействовать обеспечению равных возможностей на рынке труда, создать такие условия, когда женщина может выбирать между работой, ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей.
Так же остро стоит проблема молодёжной занятости. Молодёжь представляет собой группу населения, объединяемую показателем возраста, но являющуюся крайне неоднородной с точки зрения образования, профессиональной квалификации, материальных запросов и т. д.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
В чём, по мнению автора, заключается роль государства в условиях социальной рыночной экономики? Какую политику должно проводить государство в отношении наиболее уязвимых групп населения? Каким образом государство может содействовать укреплению позиций женщин на рынке труда?
На какие негативные социальные последствия рыночных отношений обращает внимание автор? Приведите две причины существования неравенства в оплате труда в современных высокоразвитых странах; в каждом случае предположите, каким образом человек с невысокой заработной платой может улучшить своё экономическое положение.
Автор характеризует молодёжную занятость как острую проблему. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два объяснения данного факта.
Какую политику должно проводить государство в отношении наиболее уязвимых групп населения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2020 г. № 3468-р О Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в РФ на период до 2030 г.
1. Утвердить прилагаемую Государственную стратегию противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года.
2. Минздраву России совместно с заинтересованными федеральными органами государственной власти в 6-месячный срок представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Государственной стратегии, утвержденной настоящим распоряжением.
3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации утвердить региональные программы противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2030 года с учетом особенностей сложившейся эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской Федерации | М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 21 декабря 2020 г. N 3468-р
Государственная стратегия
противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года
I. Общие положения
Стратегия разработана с учетом положений Федерального закона «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Федерального закона «О некоммерческих организациях», Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, а также с учетом пункта 55 декларации «Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 70/1 от 25 сентября 2015 г.), определяющего, что «каждое правительство устанавливает свои собственные национальные цели, руководствуясь глобальными пожеланиями, но принимая во внимание национальные условия», Политической декларации по ВИЧ и СПИДу: ускоренными темпами к активизации борьбы с ВИЧ и прекращению эпидемии СПИДа к 2030 году (принята резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 70/266 от 8 июня 2016 г.).
Российская Федерация в целом придерживается глобальных целей по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, определенных Объединенной программой Организации Объединенных Наций по ВИЧ/СПИД (ЮНЭЙДС), рекомендованных Всемирной организацией здравоохранения и влияющих на достижение целей устойчивого развития.
Стратегия является основой для организации деятельности и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных и социально ориентированных некоммерческих организаций, а также добровольцев, работающих в области противодействия распространению ВИЧ-инфекции.
В Стратегии используются следующие основные понятия:
II. Современное состояние проблемы распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
За время реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу отмечается стойкая тенденция ежегодного улучшения эпидемиологической ситуации в Российской Федерации.
Среди лиц с ВИЧ-инфекцией, у которых этот диагноз установлен в 2019 году, мужчины составили около 60 процентов, а на возрастной период от 25 до 45 лет пришлось более 80 процентов общего числа случаев. В то же время отмечается снижение доли впервые выявленных лиц с ВИЧ-инфекцией в возрасте от 15 до 20 лет с 1,6 процента в 2012 году до 0,8 процента в 2019 году.
Ежегодно отмечается рост числа лиц, обследованных на ВИЧ-инфекцию. Так, в 2019 году прошли тестирование около 42 млн. человек (28,5 процента населения).
Благодаря принимаемым мерам по профилактике и раннему выявлению случаев ВИЧ-инфекции можно говорить о прекращении в Российской Федерации вертикального пути передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку. В соответствии с данными федерального государственного статистического наблюдения за отчетный период в 2019 году ВИЧ-инфекция была подтверждена только у 1,2 процента детей, рожденных от матерей с ВИЧ-инфекцией.
С 2018 года в Российской Федерации были обновлены клинические рекомендации, усовершенствованы показания к началу проведения лекарственной терапии при ВИЧ-инфекции с учетом международного и российского опыта, введены современные схемы лечения ВИЧ-инфекции, включая различные схемы проведения антиретровирусной терапии.
Важно отметить, что за последние 3 года возросло число случаев с установленным диагнозом ВИЧ-инфекции на ранних стадиях инфицирования.
Пациентам после установления диагноза назначается антиретровирусная терапия, при этом индикатором эффективности терапии считается подавление вирусной нагрузки на фоне приема антиретровирусных лекарственных препаратов.
Организация и проведение централизованных закупок антиретровирусных препаратов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, локализация производства отечественных антиретровирусных препаратов позволили увеличить охват антиретровирусной терапией до 68,9 процента общего числа лиц, находящихся под диспансерным наблюдением.
По данным Федерального регистра, на конец 2019 года под диспансерным наблюдением в региональных центрах профилактики и борьбы со СПИДом состояло 743,2 тыс. человек с ВИЧ-инфекцией.
В целом опыт реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу показал, что направления и задачи этой Государственной стратегии являются эффективными.
Стратегия должна обеспечить преемственность задач, направленных на прекращение формирования новых случаев ВИЧ-инфекции, а также на повышение качества и продолжительности жизни лиц с ВИЧ-инфекцией.
III. Цель и задачи Стратегии
Целью Стратегии является предупреждение распространения ВИЧ-инфекции на территории Российской Федерации путем достижения постоянного снижения числа новых случаев ВИЧ-инфекции среди населения и снижения смертности от заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией и СПИДом, чтобы к 2030 году это заболевание перестало быть угрозой общественному здоровью.
Достижение цели Стратегии предполагается осуществить путем реализации следующих задач:
повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию и стигматизацию по отношению к лицам с ВИЧ-инфекцией, путем:
разработки и внедрения межведомственных программ профилактики ВИЧ-инфекции среди населения, учитывающих разнообразные подходы к организации и проведению профилактических мероприятий среди ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции групп населения, в том числе с привлечением к реализации этих программ общественных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций;
разработки и внедрения индивидуальных подходов и адресных программ профилактики ВИЧ-инфекции в каждом регионе с учетом уровня распространенности ВИЧ-инфекции в ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции группах населения, определяющих развитие эпидемического процесса, на межведомственной основе;
повышения информированности профильных специалистов, особенно врачей первичного звена здравоохранения, по вопросам профилактики и диагностики ВИЧ-инфекции с целью выявления лиц с ВИЧ-инфекцией на ранних стадиях заболевания;
обеспечения охвата населения эффективным скринингом на ВИЧ-инфекцию в целях максимального выявления лиц с ВИЧ-инфекцией и дальнейшего привлечения их к услугам здравоохранения, дополняя механизмы уведомительного конфиденциального и дестигматизированного медицинского освидетельствования внедрением механизмов тестирования;
обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при диагностике, оказании медицинской помощи и социальной поддержки лиц с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации;
увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией и дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;
предоставление социальной поддержки ВИЧ-инфицированным гражданам и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечение высокого качества жизни детей с ВИЧ-инфекцией;
использование достижений науки и практики при проведении медицинской профилактики ВИЧ-инфекции и оказании медицинской помощи лицам с ВИЧ-инфекцией;
совершенствование нормативно-правового регулирования и развитие международного сотрудничества по вопросам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции;
совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на основе научно обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции;
совершенствование организации деятельности, материально-технического и кадрового обеспечения специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам с ВИЧ-инфекцией.
IV. Решение задач противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
1. Повышение информированности граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции, а также формирование социальной среды, исключающей дискриминацию и стигматизацию по отношению к лицам с ВИЧ-инфекцией
Профилактика ВИЧ-инфекции включает реализацию комплекса мероприятий по предупреждению передачи ВИЧ-инфекции, которые направлены на население в целом (первичная профилактика) и на ключевые и уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения.
Приоритетным направлением первичной профилактики ВИЧ-инфекции является информационно-пропагандистская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции, осуществляемая в том числе через специализированный федеральный информационный ресурс по профилактике распространения ВИЧ-инфекции, включающая в себя проведение масштабных информационно-коммуникационных кампаний, комплексных коммуникационных проектов, всероссийских акций, ежегодных форумов для специалистов, а также работу специализированного информационного портала по вопросам ВИЧ-инфекции и СПИДа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Важная роль в информировании граждан Российской Федерации по вопросам ВИЧ-инфекции принадлежит средствам массовой информации, которые в том числе активно развивают свои интернет-сайты, производят крупные мультимедийные проекты, а также используют свои страницы в популярных социальных сетях для распространения новостей и информационно-аналитических публикаций на основе достоверных данных.
Информирование населения по вопросам профилактики и путей передачи ВИЧ-инфекции осуществляется на основе комплексного мобилизационного межведомственного подхода с учетом популярности современных коммуникационных каналов у различных целевых групп аудитории с использованием для этих целей современных доступных и эффективных способов донесения достоверной информации.
Проведение информирования населения на основе достоверных информационных материалов по вопросам ВИЧ-инфекции позволит сформировать у населения навыки ответственного отношения к своему здоровью, мотивацию к безопасному поведению в отношении передачи ВИЧ-инфекции, снизить дискриминацию лиц с ВИЧ-инфекцией, а также будет способствовать укреплению традиционных семейных и морально-нравственных ценностей.
Информация, размещенная на интернет-ресурсах, должна содержать достоверные сведения о профилактике, получении помощи и лечении ВИЧ-инфекции, что позволит сформировать у населения уверенность в возможностях современной профилактики, диагностики и лечения, а также снизить уровень дискриминации и стигматизации лиц с ВИЧ-инфекцией.
Информационно-просветительская деятельность по вопросам ВИЧ-инфекции должна быть направлена как на население в целом, так и адресно на ключевые и уязвимые в отношении ВИЧ-инфекции группы населения, где необходимо освещать не только вопросы профилактики ВИЧ-инфекции, но и вопросы профилактики заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией, которые повышают риск развития осложнений и смерти.
Разработка и реализация адресных мер для ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции групп населения предусматривают:
выявление в ключевых и уязвимых в отношении ВИЧ-инфекции группах населения лиц с ВИЧ-инфекцией;
содействие обращению лиц с ВИЧ-инфекцией за медицинской помощью;
оказание социальной поддержки отдельным категориям граждан с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проведение профилактики ВИЧ-инфекции в рамках оказания первичной медико-санитарной помощи.
Необходимо дальнейшее активное привлечение к сотрудничеству социально ориентированных некоммерческих организаций и их интернет-ресурсов, причем как специализирующихся на предоставлении помощи ключевым группам лиц с ВИЧ-инфекцией, так и оказывающих другие виды услуг.
Информирование в обязательном порядке должно сопровождаться доступностью тестирования на ВИЧ-инфекцию, в том числе анонимного, в первую очередь на уровне оказания первичной медико-санитарной помощи, а также во время проведения профилактических акций с привлечением мобильных бригад.
2. Обеспечение комплексного междисциплинарного подхода при диагностике, оказании медицинской помощи и социальной поддержки лиц с ВИЧ-инфекцией в соответствии с законодательством Российской Федерации
Для достижения этой цели необходимо:
осуществлять раннее выявление заболевания, в том числе с использованием современных тест-систем, имеющих доказанную чувствительность и специфичность, позволяющих выявить заболевание в кратчайшие сроки от начала инфицирования вирусом;
осуществлять силами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека контроль над эпидемиологической ситуацией в субъектах Российской Федерации с наибольшим числом новых случаев ВИЧ-инфекции;
уделять приоритетное внимание ключевым и уязвимым в отношении ВИЧ-инфекции группам населения.
В рамках реализации мероприятий по добровольному медицинскому освидетельствованию на ВИЧ-инфекцию рекомендуется:
обеспечить максимальный охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию пациентов, в отношении которых планируется осуществление диагностических мероприятий или лечение с применением инвазивных манипуляций или хирургических вмешательств, сопровождающихся высоким риском передачи ВИЧ-инфекции;
предусмотреть возможность в отдельных субъектах Российской Федерации с более высоким, чем по Российской Федерации в целом, уровнем заболеваемости и распространенности ВИЧ-инфекции расширения охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию пациентов, особенно в возрасте до 50 лет, обратившихся за медицинской помощью;
проводить медицинское освидетельствование на ВИЧ-инфекцию пациентов, обратившихся за медицинской помощью по поводу инфекций, передаваемых половым путем, вирусных гепатитов B и C, туберкулеза;
повысить уровень охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию беременных женщин;
обеспечить мотивацию к прохождению медицинского освидетельствования на ВИЧ-инфекцию (с обязательным проведением предварительного и последующего консультирования) представителей ключевых и уязвимых групп с привлечением потенциала социально ориентированных некоммерческих организаций;
активно внедрять современные подходы к тестированию на ВИЧ-инфекцию;
осуществлять взаимодействие медицинских организаций, органов социальной защиты населения и профильных социально ориентированных некоммерческих организаций по вопросам организации медицинской и социальной помощи лицам с ВИЧ-инфекцией и их семьям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
обеспечить систематическое обучение (повышение) квалификации медицинских специалистов первичного звена здравоохранения по формированию (повышению) настороженности в отношении ВИЧ-инфекции.
3. Увеличение охвата антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией и дальнейшее снижение риска передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку
Назначение и проведение антиретровирусной терапии лицам с ВИЧ-инфекцией позволяет существенно повысить качество и увеличить продолжительность жизни таких пациентов и является одним из самых эффективных средств предупреждения дальнейшего распространения ВИЧ-инфекции.
В целях повышения эффективности лечения ВИЧ-инфекции антиретровирусными препаратами необходимо их назначение в наиболее короткие сроки после установления диагноза. Раннее начало антиретровирусной терапии направлено на достижение неопределяемой вирусной нагрузки, снижение числа осложнений у лиц с ВИЧ-инфекцией и увеличение продолжительности их жизни.
Для увеличения охвата антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией необходимы:
реализация комплекса мер по снижению цен на антиретровирусные препараты;
применение и совершенствование механизмов формирования, контроля и мониторинга ценообразования на препараты для лечения ВИЧ-инфекции;
применение воспроизведенных и взаимозаменяемых лекарственных препаратов, организация производства антиретровирусных препаратов на территории Российской Федерации в рамках реализации политики импортозамещения, обеспечение бесперебойных поставок лекарственных препаратов и диагностических средств;
постоянное обновление схем лечения ВИЧ-инфекции с учетом международного опыта их применения и с целью назначения антиретровирусных препаратов, позволяющих быстро подавлять вирусную нагрузку, снизить риск развития резистентности ВИЧ-инфекции и минимизировать нежелательные побочные эффекты терапии;
совершенствование методов медицинской профилактики, диагностики и лечения лиц с ВИЧ-инфекцией в сочетании с вирусными гепатитами В и С, туберкулезом, онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистой патологией в целях снижения смертности и увеличения продолжительности жизни лиц с ВИЧ-инфекцией;
реализация комплекса мер по информированию населения, в том числе групп населения повышенного риска и лиц с ВИЧ-инфекцией, о необходимости приема антиретровирусных препаратов;
повышение мотивации к диспансерному наблюдению лиц с ВИЧ-инфекцией и их лечению за счет более широкой доступности услуг по месту проживания за счет развития выездных форм работы;
реализация дополнительных мер по привлечению лиц с ВИЧ-инфекцией к диспансерному наблюдению и лечению антиретровирусными препаратами, в том числе с использованием современных методов и возможностей межведомственного и межсекторного взаимодействия;
совершенствование и расширение комплекса мер по повышению приверженности лиц с ВИЧ-инфекцией к проводимой антиретровирусной терапии на протяжении жизни;
расширение мер медицинского и социального характера в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения эффективности антиретровирусной терапии, формирования приверженности к приему антиретровирусных препаратов, контроля побочных эффектов, своевременного выявления резистентности, а также комплексного лечения коморбидной патологии;
совершенствование ведения Федерального регистра, в том числе для обеспечения мониторинга эффективности антиретровирусной терапии;
разработка межведомственных программ индивидуального сопровождения беременных с ВИЧ-инфекцией, включающих в том числе проведение медикаментозной профилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку;
обеспечение детей с ВИЧ-инфекцией необходимой антиретровирусной терапией, а также создание условий для регулярного приема ими антиретровирусных препаратов на протяжении жизни.
4. Предоставление социальной поддержки ВИЧ-инфицированным гражданам и членам их семей в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также обеспечение высокого качества жизни детей с ВИЧ-инфекцией
Для исполнения указанных норм законодательства Российской Федерации необходимо:
обеспечивать взаимодействие медицинских организаций и органов социальной защиты населения по вопросам организации медицинской и социальной помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации лицам с ВИЧ-инфекцией и их семьям;
применять эффективные технологии социальной, образовательной, правовой поддержки детей с ВИЧ-инфекцией, развивать институт усыновления и опеки детей с ВИЧ-инфекцией, формировать условия жизни детей с ВИЧ-инфекцией, основанные на принципе недискриминации, проводить профилактику сиротства среди детей, рожденных женщинами с ВИЧ-инфекцией;
обеспечивать межведомственное взаимодействие при разработке и реализации мероприятий по профилактике, лечению, социальной адаптации и реабилитации лиц с ВИЧ-инфекцией, потребляющих наркотики в немедицинских целях.
Выполнение указанного комплекса мероприятий будет осуществляться в том числе путем разработки и реализации адресных мер, включающих выявление лиц с ВИЧ-инфекцией, нуждающихся в мерах социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие их обращению за медицинской и социальной помощью.
5. Использование достижений науки и практики при проведении медицинской профилактики ВИЧ-инфекции и оказании медицинской помощи лицам с ВИЧ-инфекцией
Основными целями научных исследований и разработок в области ВИЧ-инфекции являются:
создание новых и совершенствование существующих методов и технологий профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, а также заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией;
научно обоснованное прогнозирование развития эпидемического процесса;
получение фундаментальных знаний в области биологии и иммунологии ВИЧ-инфекции.
Наиболее актуальными являются разработки:
методов профилактики ВИЧ-инфекции (включая иммунологические), основанных на новых технологических решениях;
тест-систем, обеспечивающих экспресс-диагностику;
тест-систем, позволяющих в том числе определять вирусную нагрузку при ВИЧ-инфекции, уделяя особое внимание отечественным разработкам;
специализированных (генотипических, фенотипических) тестов, позволяющих своевременно назначать и изменять схемы антиретровирусной терапии с учетом лекарственной чувствительности вируса иммунодефицита человека;
принципиально новых, основанных на последних достижениях биомедицинской науки подходов к лечению ВИЧ-инфекции;
новых междисциплинарных подходов к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции на фоне сопутствующей хронической соматической патологии;
отечественных антиретровирусных препаратов;
отечественного оборудования и диагностических тест-систем, позволяющих определять весь спектр необходимых для диагностики и мониторинга лечения ВИЧ-инфекции лабораторных показателей, в том числе резистентности ВИЧ-инфекции.
6. Совершенствование нормативно-правового регулирования и развитие международного сотрудничества по вопросам предупреждения распространения ВИЧ-инфекции
В рамках Стратегии планируется продолжить поддержку существующих и развитие перспективных направлений и проектов международного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, БРИКС, Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества и Организации Объединенных Наций по вопросам противодействия распространению ВИЧ-инфекции в мире, вопросам профилактики, контроля и надзора за ВИЧ-инфекцией и другими заболеваниями, ассоциированными с ВИЧ-инфекций.
Также планируется продолжить сотрудничество и партнерство с другими проектами международных организаций, с государственными структурами и организациями гражданского сектора, включая религиозные конфессии.
7. Совершенствование эпидемиологического контроля и надзора за распространением ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на основе научно обоснованных подходов к проведению эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции
Организация эпидемиологического мониторинга с применением научно обоснованных методов позволит усовершенствовать эпидемиологический контроль и надзор за распространением ВИЧ-инфекции среди населения Российской Федерации.
Для реализации указанной задачи необходимо обеспечить:
проведение эпидемиологических, биоповеденческих исследований и эпидемиологического мониторинга ВИЧ-инфекции в целях максимально полного анализа особенностей штаммов ВИЧ-инфекции, циркулирующих в Российской Федерации;
моделирование эпидемиологической ситуации, связанной с ВИЧ-инфекцией, формирование системы оценочных данных распространения ВИЧ-инфекции и оценка их социально-экономических последствий;
совершенствование методологических подходов к ведению статистического наблюдения в отношении лиц с ВИЧ-инфекцией.
8. Совершенствование организации деятельности, материально-технического и кадрового обеспечения специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам с ВИЧ-инфекцией
Совершенствование организации деятельности специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам с ВИЧ-инфекцией, включая их материально-техническое и кадровое обеспечение, необходимо для повышения доступности и качества оказания медицинской помощи лиц с ВИЧ-инфекцией, а также повышения количества обращений в медицинские организации в целях выявления ВИЧ-инфекции и своевременного начала лечения.
В рамках реализации этой задачи предусматривается развивать взаимодействие и преемственность в работе медицинских организаций первичного звена здравоохранения, специализированных медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь лицам с ВИЧ-инфекцией, во взаимодействии со специализированными медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь при инфекционных (туберкулез, гепатиты B и C) заболеваниях (в том числе путем создания объединенных структур с учетом эпидемиологической ситуации), а также во взаимодействии со специализированными медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь при наркологических (наркомания) заболеваниях.
Кроме того, планируется внедрить выездные, в том числе с использованием мобильных лабораторно-диагностических комплексов, и стационарзамещающие формы работы при оказании медицинской помощи лицам с ВИЧ-инфекцией, а также использовать такие современные технологии оказания медицинской помощи как дистанционное консультирование.
Совершенствование деятельности лабораторно-диагностического звена в целом, включая порядок проведения диагностики ВИЧ-инфекции, верификации результатов лабораторных исследований, в том числе резистентности возбудителя, планируется осуществлять путем организации работы референс-лабораторий различного уровня.
Развитие кадрового потенциала предполагается осуществлять путем:
непрерывного образования и подготовки по вопросам, касающимся ВИЧ-инфекции, медицинских работников, а также педагогических работников профессиональных образовательных организаций и профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования;
разработки и реализации дополнительных профессиональных программ, в том числе обучения врачей и среднего медицинского персонала учреждений здравоохранения по вопросам предупреждения передачи ВИЧ-инфекции при оказании медицинской помощи;
совершенствования системы подготовки специалистов, в том числе первичного звена здравоохранения, по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.
V. Целевые показатели реализации Стратегии
Результаты реализации Стратегии планируется оценивать исходя из следующих показателей:
охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения Российской Федерации (процентов);
проведение химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку во время беременности, во время родов, новорожденному (процентов).
Целевые показатели на период реализации Стратегии представлены в приложении.
VI. Особенности реализации Стратегии
утверждение плана реализации Стратегии;
проведение корректировки соответствующих государственных программ Российской Федерации и государственных программ субъектов Российской Федерации;
разработку региональных программ противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2030 года с учетом как общих, так и присущих региону особенностей эпидемиологической, экономической, традиционной, географической и иной ситуации;
вовлечение в реализацию региональных программ противодействия распространению ВИЧ-инфекции на период до 2030 года гражданского общества, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций и других общественных организаций;
формирование необходимых условий для обеспечения охвата населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию и обеспечения лиц с ВИЧ-инфекцией антиретровирусной терапией;
применение единых подходов к мониторингу и оценке проводимых на федеральном и региональном уровнях мероприятий Стратегии с учетом особенностей межведомственного взаимодействия и участия социально ориентированных некоммерческих организаций и других общественных организаций в работе с ключевыми группами населения;
проведение оценки результатов реализации Стратегии.
Финансирование реализации Стратегии осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет иных источников финансирования.
Для обеспечения достижения максимальных значений целевых показателей реализации Стратегии субъектам Российской Федерации необходимо предусматривать соответствующее финансирование мероприятий по увеличению охвата медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения и антиретровирусной терапией лиц с ВИЧ-инфекцией.
VII. Ожидаемые результаты
Реализация Стратегии позволит:
повысить информированность граждан по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции и заболеваний, ассоциированных с ВИЧ-инфекцией;
обеспечить охват населения медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию;
увеличить охват лиц с ВИЧ-инфекцией антиретровирусной терапией, в том числе на ранних стадиях заболевания;
снизить риск передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку до минимальных показателей;
снизить дискриминацию и стигматизацию лиц с ВИЧ-инфекцией в семье, в общественной жизни, в области занятости и здравоохранения.
Приложение
к Государственной стратегии
противодействия распространению
ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
на период до 2030 года
Целевые показатели
реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2030 года
Наименование критерия | Значения критериев (не менее) | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | 2025 год | 2026 год | 2027 год | 2028 год | 2029 год | 2030 год | ||
1. | Охват медицинским освидетельствованием на ВИЧ-инфекцию населения Российской Федерации (процентов) | 28,5 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 |
2. | Доля лиц с ВИЧ-инфекцией, сведения о которых внесены в Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в общем числе лиц с ВИЧ-инфекцией (процентов) | 80,8 | 81 | 82,5 | 84 | 86 | 88 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |
3. | Доля лиц с ВИЧ-инфекцией, получающих антиретровирусную терапию, в общем числе лиц с ВИЧ-инфекцией, сведения о которых внесены в Федеральный регистр лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человек (процентов) | 68,9 | 72 | 75,4 | 80 | 84 | 87 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |
4. | Число новых случаев инфицирования вирусом иммунодефицита человека, регистрируемых среди населения Российской Федерации (тыс. человек) | 80,1 | 76,1 | 72,3 | 68,7 | 65,3 | 62 | 58,9 | 56,0 | 53,2 | 50,5 | 48 | 45,6 |
5. | Проведение химиопрофилактики передачи ВИЧ-инфекции от матери к ребенку (процентов) | ||||||||||||
во время беременности | 93,5 | 94 | 95,2 | 95,4 | 95,6 | 95,8 | 96 | 96,2 | 96,4 | 96,6 | 96,8 | 97 | |
во время родов | 95 | 95,1 | 95,3 | 95,6 | 95,9 | 96,2 | 96,5 | 96,8 | 97,1 | 97,4 | 97,7 | 98 | |
новорожденному | 98,5 | 99 | 99,1 | 99,2 | 99,3 | 99,4 | 99,5 | 99,6 | 99,7 | 99,8 | 99,9 | 99,9 |
Обзор документа
Разработана новая Государственная стратегия противодействия распространению ВИЧ-инфекции в России на период до 2030 г. Планируется:
— повысить информированность граждан о ВИЧ-инфекции:
— исключить дискриминацию и стигматизацию по отношению к заболевшим россиянам;
— внедрить индивидуальные подходы и адресные программы профилактики ВИЧ-инфекции в каждом регионе;
— обеспечить охват населения эффективным скринингом на ВИЧ-инфекцию;
— увеличить охват антиретровирусной терапией;
— оказывать соцподдержку ВИЧ-инфицированным гражданам и членам их семей;
— усовершенствовать эпидемиологический контроль и надзор за распространением заболевания;
— создать современные тест-системы на ВИЧ-инфекцию.
Доля граждан, сведения о которых внесены в соответствующий федеральный регистр и которые получают антиретровирусную терапию, должна составить к 2030 г. 95%.