какую музыку в основном писал к в глюк
Кристоф Виллибальд Глюк жизненный и творческий путь.
ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ К. В. ГЛЮКА (1714-1787г.)
Детские годы Глюка. Крйстоф Виллибальд Глюк родился 2 июля 1714, года в Эрасбахе (Верхний Пфальц) недалеко от чешской границы.
Отец Глюка был «крестьянин» в молодости служил:Солдатом, а затем сделал своей профессией лесничество и работал лесничим в богемских лесах на службе у графа «Лобковица». Таким образом, с трехлетнего возраста, (с 1717 года) Кристоф Виллибальд жил в Чехии, что, впоследствии сказалось на его творчество. В музыке Глюка пробивается струя чешской народной песеннности.
Детство Глюка было суровым: семья обладала скудными средствами, и ему приходилось помогать отцу в трудном лесническом деле. Это способствовало выработке у Глюка жизненной стойкости и твердого характера, помогавших ему впоследствии при проведении в жизнь реформаторских идей.
Годы учения Глюка. В 1726 году Глюк постудил в иезуитскую коллегию в, чешском городе Домотау, где он проучился шесть лет и пел в хоре школьной церкви., Все преподавание в коллегии было проникнуто слепой верой в церковные догматы и требованием поклонения начальству, что, однако, не могла подчинить,себе юного музыканта, в будущем передового художника.
Положительной стороной обучения явилось овладение Глюком греческим, и латинским языками, и античной литературой, композитору в ту эпоху, когда оперное искусство во многом основывалось на античной тематике, это было необходимо.
Во время обучения в коллегии, Глюк занимался также игрой на клавире, органе и виолончели. В 1732 году он переехал в столицу Чехии Прагу, где поступил «в уни-, верситет, одновременно продолжая свое музыкальное образование. Временами, ради заработка Глюк вынужден был оставлять занятия и странствовать по окрестным деревням, где он играл на виолончели различные танцы, фантазии на народные темы.
В Праге Глюк пел в церковном хоре, руководимом выдающимся композитором и органистом Богуелавом Черногорским (1684—1742), прозванным «чешским Бахом». Черногорский и был первым настоящим учителем Глюка, преподававшим ему основы генерал-баса (гармонии) и контрапункта.
Глюк в Вене. В 1736 году, наступает новый период в жизни Глюка, связанный с началом его творческой деятельности и музыкальной карьеры, Граф Лобковиц (у которого на службе находился отец Глюка) заинтересовался незаурядным дарованием молодого музыканта; взяв Глюка с собой в Вену, он назначил его придворным певчим, в своей капелле и камерным музыкантом., В Вене, где музыкальная жизнь била ключом, Глюк сразу окунулся в особую музыкальную атмосферу, создавшуюся вокруг итальянской оперы, господствовавшей тогда на венской оперной сцене. В это же время в Beнe жил и работал знаменитый в XVIII веке драматург и либреттист Пьетро Метастазио. На тексты Метастазио Глюк написал свои первые оперы.
Учение и работа в Италии. На одном из бальных вечеров у графа Лобковица, когда Глюк играл на клавире, сопровождая танцы, на него обратил внимание итальянский меценат граф Мельци. Он взял Глюка с собой в Италию, в Милан. Там Глюк провел четыре года (1737—1741), совершенствуя свои знания в области музыкального сочинения под руководством выдающегося итальянского композитора, органиста и дирижера Джованни Баггиста Саммартини (1704—1774). Познакомившись с итальянской оперой еще в Вене Глюк, разумеется, ближе и теснее соприкоснулся с ней в Италии.
Начиная с 1741 года он сам стал сочинять оперы, исполнявшиеся в Милане и в других городах Италии. Это были оперы seria, написанные в значительной своей части на тексты П. Метастазио («Артаксеркс», «Дсметрий», «Гипермнестра» и ряд других), Почти ни одна из ранних опер Глюка целиком не сохранилась; из них до нас дошли лишь отдельные номера, В этих операх Глюк, находясь еще в плену условностей традиционной онеры seria, стремился, преодолеть ее недостатки. Достигалось это в различных операх по-разному, но в некоторых из них, особенно в «Гипермнестре», уже появились признаки будущей оперной реформы Глюка тендеиция к преодолению внешней вокальной виртуозности, стремление повысить драматическую выразительность речитативов, придать увертюре более значительное содержание, органически связав ее с самой оперой. Но стать в своих, ранних операх реформатором Глюк еще не смог. Этому противодействовала эстетика оперы seria, а также недостаточная творческая зрелость самого Глюка, еще полностью не осознавшего необходимость реформы оперы.
И все же между ранними операми Глюка и его реформаторскими операми при их принципиальных отличиях нет непроходимой грани. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что Глюк использовал музыку ранних опер в сочинениях реформаторского периода, перенося в них отдельные мелодические обороты, а иногда и целые арии, но с новым текстом.
Творческая работа в Англии. В 1746 году Глюк переехал из Италии в Англию, где продолжал работу над итальянской оперой. Для Лондона он написал оперы seria «Артамена» и «Падение гигантов». В английской столице Глюк встретился с Генделем, творчество которого произвело иа него большое впечатление. Однако Гендель не сумел оценить своего младшего собрата и однажды даже сказал: «Мой повар Вальц лучше знает контрапункт, чем Глюк». Творчество Генделя послужило Глюку стимулом для осознания необходимости коренных изменений в области оперы, так как и в операх Генделя Глюк заметил явное стремление выйти из рамок стандартной схемы оперы seria, сделать ее драматически более правдивой. Влияние оперного творчества Генделя (особенно позднего периода)—один из важных факторов в подготовке оперной реформы Глюка.
Между тем в Лондоне для привлечения на свои концерты широкой публики, падкой до сенсационных зрелищ, Глюк не чуждался и внешних эффектов. Например, в одной из лондонских газет 31 марта 1746 года было опубликовано следующее объявление: «В большой зале г. Гикфорда, во вторник 14 апреля, г. Глюк, оперный композитор, даст музыкальный концерт с участием лучших артистов оперы. Между прочим он исполнит в сопровождении оркестра концерт для 26 рюмок, настроенных с помощью ключевой воды: это — новый инструмент его собственного изобретения, на котором могут быть исполнены те же вещи, что и на скрипке или клавесине, Он надеется удовлетворить таким образом любопытных и любителей музыки.
В эту эпоху многие артисты вынуждены были прибегать к такому способу привлечения публики па концерт, в котором наряду с подобными номерами исполнялись и серьезные произведения. После Англии Глюк посетил множество других евопейских стран, где выступал с концертами и дирижировал.
Работа в области французской комической оперы сыграла в творческой жизни Глюка весьма положительною-роль. Он стал более свободно обращаться к подлинным» истокам народной песенности. Нового типа бытовые сюжеты и сценарии обусловили рост реалистических элементов в музыкальной драматургии Глюка. Французские комические оперы Глюка включаются в общий поток развития этого жанра.
Работа в области балета. Наряду с онерами Глюк работал и над балетом., В 1761 году в Вене был поставлен его балет «Дон-Жуан»,
В начале 60-х годов XVIII века в разных странах Делались попытки реформировать балет, превратить его из дивертисмента в драматическую пантомиму, обладающую определенным ‘развивающимся сюжетом.Большую роль в драматизации балетного жанра сыграл выдающийся французский балетмейстер Жан Жорж Новерр (1727—1810), В Вене в начале 60-х годов композитор работал с балетмейстером Гаспаро Аиджолини (1723—1796), создавшим наряду с Новерром драматический балет-пантомиму. Совместно с Аиджолини Глюк написал и поставил свой лучший балет «Дон-Жуан». Драматизация балета, выразительная музыка, передающая большие человеческие страсти и обнаруживающая уже стилистические особенности зрелого стиля Глюка, как и работа в области комической оперы, приблизили композитора к драматизации оперы, к созданию большой музыкальной трагедии, явившейся венцом его творческой деятельности.
Начало реформаторской деятельности. Начало реформаторской деятельности Глюка ознаменовалось его сотрудничеством с жившим в Вене итальянским поэтом, драматургом и либреттистом Раииеро да Кальцабиджи (1714—1795). Метастазио и Кальцабиджи представляли собой два различных направления в оперной либреттистике XVIII века. Выступая против придворно-аристократнческой эстетики либретто Метастазио, Кальцабиджи стремился к простоте и естественности, к правдивому воплощению человеческих страстей, к свободе композиции, диктуемой развивающимся драматическим действием, а не стандартными канонами. Избирая для своих либретто античные сюжеты, Кальцабиджи трактовал их в возвышенно-этическом духе, свойственном передовому классицизму XVIII века, вкладывал в эти темы высокий моральный пафос и большие гражданские и нравственные идеалы. Именно общность передовых устремлений Кальцабиджи и Глюка привела их к сближению.
Реформаторская деятельность в Париже. Новый и последний период в творческой деятельности Глюка наступил с его переездом в Париж в 1773 году, Хотя оперы Глюка имели в Вене значительный успех, его реформаторские идеи не были там до конца оценены;, он надеялся именно во французской столице —этой цитадели передовой культуры того времени —найти полное понимание своих творческих замыслов. Переезду Глюка в Париж— крупнейший в то время центр оперной жизни Европы— способствовало также покровительство Марии-Антуанетты, супруги дофина Франции, дочери авег-.рийской императрицы и бывшей ученицы Глюка.
Парижские оперы Глюка.. В апреле 1774 года состоялась в Париже в «Королевской Академии музыки»» первая-постановка новой оперы Глюка «Ифигепия в Лили-де», французское либретто которой написано Дю Рулло по трагедии Расина того же названия. Это был тот тип оперы, о котором мечтал Дидро почти двадцать лет назад. Энтузиазм, вызванный постановкой «Ифигении» в Париже, был велик. В театре находилось значительно большее-количество». публики, чем он мог вместить, Вся журнальная и газетная пресса была полна впечатлениями от новой оперы Глюка и борьбой мнений вокруг его оперной реформы; о Глюке спорили, говорили, и, естественно, его появление в Париже приветствовали энциклопедисты. Один из них, Мельхиор Гримм, писал вскоре после этой знаменательной постановки «Ифигении в Авлиде»: «Вот уже пятнадцать дней, как в Париже только и говорят, только и грезят о музыке. Она —предмет всех наших споров, всех наших бесед, душа всех наших ужинов; кажется даже смешным — интересоваться чем-либо другим. На вопрос, относящийся к политике, вам отвечают фразой из учения о гармонии; на моральное размышление— мотивом ариетки; а если вы попытаетесь напомнить об интересе, вызываемом той или иной пьесой Расина или Вольтера,— вместо всякого ответа обратят ваше внимание на оркестровый эффект в прекрасном речитативе Агамемнона. Нужно ли после всего этого говорить, что причина подробного брожения умов. «Ифигепня» кавалера Глюка. Это брожение-тем более сильно, что мнения крайне разделились, и все партии в равной мере охвачены яростью. Из спорящих особенно резко выделяются три партии: приверженцы старой французской оперы, давшие клятву не признавать иных богов, нежели Люлли или Рамо; сторонники чисто итальянской музыки, которые почитают лишь арии Иомелли, Пиччини или Саккини; наконец, партия кавалера Глюка, которая полагает, что им найдена музыка, наиболее подобающая театральному действию, музыка, принципы которой почерпнуты из вечного источника гармонии и внутреннего соотношения наших чувств и ощущений, музыка, которая не принадлежит никакой отдельной стране, но для стиля которой гений композитора сумел воспользоваться особенностями нашего языка»
Через несколько месяцев после «Ифигении в Тавриде» состоялась постановка в Париже последней оперы Глюка «Эхо и Нарцисс», представляющей собой мифологическую сказку. Но эта опера имела слабый успех.
Последние годы жизни Глюк находился в Вене, где творческая работа композитора протекала преимущественно в области песни. Еще в 1770 году Глюк создал несколько песен на тексты Клопштока. Свой замысел — написать немецкую героическую оперу «Битва Армииия» па текст Клопштока — Глюк пе осуществил.
Музыка. 6 класс
Кристоф Виллибальд Глюк
В какой стране родился Кристоф Виллибальд Глюк? Выберите правильный ответ:
«Орфей и Эвридика»
К каким жанрам относятся известные вам произведения «Орфей и Эвридика»? Выберите правильные варианты ответа:
А. Б. Журбин
К какому жанру относится произведение А. Б. Журбина «Орфей и Эвридика»? Выберите правильный ответ:
Музыка ХVIII века
Какую музыку в основном писал К. В. Глюк? Выделите цветом правильный ответ.
симфонии ; оперы ; фортепианные миниатюры ; музыку для органа
Жанры театральной музыки
Какие существовали оперы до реформы К. Глюка?
Подчеркните правильные ответы:
опера-сериа (серьёзная) ; опера-буффа (комическая) ; рок-опера ; рэп-опера
Миф об Орфее и Эвридике в музыке
Заполните пропуски в таблице.
Музыка К. В. Глюка
Подставьте пропущенное слово, чтобы утверждение стало верным:
Течения в искусстве
Подставьте в текст пропущенное слово, чтобы получилось верное утверждение.
К. В. Глюк познакомился с оперой в – центре оперного искусства в XVII-XVIII века.
Оперы
Вычеркните фамилии композиторов, которые не писали музыку на сюжет античного мифа «Орфей и Эвридика».
И. С. Бах ; К. Глюк ; С. С. Прокофьев ; А. Журбин ; В. Шаинский ; П. И. Чайковский
Итальянские оперы
Какие проблемы существовали в жанре опера-сериа? Выберите правильные ответы:
Музыкальные термины
Соотнесите термины и определения.
вокальная партия для одного голоса как законченный эпизод или музыкальный номер.
это музыкально-сценическое произведение, арии в котором исполняются в традициях рок-музыки и джаза.
первое представление произведения, спектакля или фильма.
Главный оперный гений 18 века Кристоф Виллибальд Глюк
То, как мы видим общую картину классической музыки сегодня, довольно сильно отличается от того, как всё выглядело на самом деле в далёкой исторической реальности. Статус великих и гениальных композиторов имели совсем не те, кого мы сегодня так называем.
К примеру, в 18 веке “великим Бахом” был не Иоганн Себастьян, а его сын Карл Филипп Эммануил.
Имя Моцарта тоже не сияло так ослепительно, как сейчас (его звезда взошла и достигла зенита уже посмертно – в 19 веке). В его эпоху главным оперным гением европейского масштаба считался Кристоф Виллибальд Глюк.
Он не только считался, он им и был. По крайней мере, “наша эра” в жанре оперы и балета началась именно с него.
Эра Глюка
Многие вещи, сегодня для нас совершенно естественные, придумал именно Глюк. То, что в балете есть сюжет, а в опере музыка прямо выражает человеческие эмоции, что увертюра предвосхищает последующее действие, что певцы не только поют, но и играют свои сценические роли и многое-многое другое – это всё результат усилий Глюка.
Его реформа была культурной сенсацией, которую горячо обсуждали не только в музыкальных, но также в философских и литературных кругах. Можно сказать, что Глюк изменил оперное сознание своей эпохи.
Понятно, что задачи такого уровня по плечу только незаурядным людям.
Терпение и труд всё перетрут
В 1714 году 2 июля в семье Александра Глюка и его жены Марии, проживающих в местечке Эрасбах, расположенном недалеко от баварского города Берхинг, произошло радостное событие: на свет появился мальчик – первенец, которому счастливые родители дали имя Кристоф Виллибальд. Старшему Глюку, который по молодости служил в армии, а затем выбрал себе в качестве основного занятия работу лесничего, поначалу не везло с трудоустройством, и по этой причине всему семейству приходилось часто переезжать, меняя место жительство, пока в 1717 году не довелось перебраться в чешскую Богемию. Уже с раннего возраста родители стали замечать у своего сына Кристофа особенные музыкальные способности и интерес к освоению различного рода музыкальных инструментов.
В 1732 году Кристоф поступил в Пражский университет на факультет философии, и, лишившись из-за своего непослушания материальной поддержки родственников, зарабатывал себе на жизнь музицированием на скрипке и виолончели в составе бродячих ансамблей. Помимо этого Глюк служил певчим в хоре костёла Святого Якуба, где познакомился с композитором Богуславом Черногорским, явившимся для Глюка учителем музыки, который познакомил юношу с основами композиции. В это время Кристоф начинает понемногу сочинять, а затем упорно совершенствовать свои композиторские знания, приобретённые от выдающегося маэстро.
Глюк прошёл суровую жизненную школу и закалил в разнообразных испытаниях свой на редкость твёрдый характер. Все ступени своей творческой карьеры он прошёл честно и последовательно, укрепив свои профессиональные позиции сначала в Италии, потом в Лондоне, далее в Праге и, наконец, к сорока годам, уже в статусе прославленного оперного композитора он обосновался в Вене.
Здесь Глюк нашёл себе единомышленников и начал свой крестовый поход против старой итальянской оперы, которая превратилась к этому времени в костюмированное шоу кастратов и примадонн-сопрано.
Эта борьба шла с переменным успехом, но Глюк, если и отступал иногда из тактических соображений, никогда не сдавался.
Уже в преклонном по тем временам возрасте (60 лет) он перенёс поле оперных экспериментов в Париж, где его взяла под своё крыло королева Мария Антуанетта.
Мария Антуанетта знала Глюка с самого детства – он несколько лет был её учителем музыки ещё в Вене. Она испытывала к Глюку благодарность и очень тёплые чувства и обеспечила его в Париже личной поддержкой и большой пожизненной пенсией.
Портрет Марии Антуанетты за фортепиано (1770)
Великая французская оперная революция
Во Франции оперы Глюка имели грандиозный успех. Все понимали, что это уже не просто забава для меломана, а настоящая музыкальная драма, революционный прорыв в искусстве.
Имя Глюка было у всех на устах, парижские художники писали его портреты, а знаменитый Жан-Антуан Гудон изваял его бюст (реалистично изобразив изрытое шрамами от оспы лицо композитора). На всех изображениях Глюка видна харизма его личности: простое лицо не баловня славы, а пролетария оперного труда, вдохновенный и умный взгляд.
Жан-Антуан Гудон. Глюк (1774). Надпись на постаменте гласит: “Он подчинил музыку поэзии”.
Жозеф Дюплесси. Портрет К.Глюка, 1775.
Иоганн Антон ди Петерс. Поклонение Глюку, 1775. Справа на картине виден бюст Глюка работы Гудона.
За Глюка стояла так называемая “прогрессивная общественность” Парижа, но другая половина публики восстала против “чеха” (ещё его называли “немцем”), который приехал во французский оперный монастырь со своим уставом.
Кстати, национальная принадлежность Глюка – сложный вопрос. Он родился в Баварии, вырос в Чехии, большую часть жизни прожил в Вене. Поэтому иногда его называют немецким композитором, а иногда чешским или австрийским. Но надпись на его могиле начинается словами: “Здесь покоится честный немец…”
Начались шумные баталии в прессе – практически, оперная война (она известна в истории музыки под названием “войны глюкистов и пиччинистов” – по имени итальянского композитора Никколо Пиччини, специально приглашённого в Париж, чтобы составить музыкальную оппозицию Глюку).
Но Глюка напугать было непросто. Он ставил свои революционные оперы, требуя от музыкантов совершенного звучания: донимал оперный оркестр бесконечными репетициями и воевал с капризными звездами парижской сцены насмерть, ломая их апломб и заставляя подчиняться своей воле.
Выражался он прямо. “Это ни к чёрту не годится!” – кричал он на оркестрантов королевской оперы. А по поводу верхних нот одного прославленного парижского тенора отпустил на репетиции такой комплиман: “Даже в аду так не орут!”
В Риме – папа, в Вене – Глюк
Последние годы, уже больным человеком, Глюк провёл в Вене. К этому времени он был уже очень богат и знаменит на всю Европу не только как музыкант, но и как идеолог нового искусства. Он занимал номинальный капельмейстерский пост при дворе, получал большие гонорары и пожизненные пенсии сразу из двух источников (кроме королевы Франции Марии Антуанетты, ему платила пособие её мать – австрийская императрица Мария Терезия). У него был собственный дом (и не один) и выезд.
Постановки реформаторских опер Глюка всегда сопровождались аншлагами, и даже на репетициях сидело много заинтересованной публики: на все репетиции “Ифигении в Тавриде” ходил, к примеру, Моцарт.
К старости Глюк стал живой достопримечательностью Вены. Его статус был таков, что даже особы царских кровей (например, великий князь Павел Петрович – будущий российский император Павел I) не гнушались навестить его дома, чтобы справиться о здоровье и поговорить с выдающейся личностью.
Последнии годы жизни
В 1773 году Глюк принял приглашение от своей бывшей ученицы, юной эрцгерцогини Марии-Антуанетты, ставшей в 1770 году королевой Франции и с удовольствием переехал в Париж. Он уповал на то, что его преобразования в оперном искусстве в большей степени будут оценены именно во французской столице, являющейся в то время центром передовой культуры. Время, проведённое Глюком в Париже отмечается как период его наибольшей творческой активности. Уже в следующем 1774 году в театре, который сегодня именуется как «Гранд-Опера», с успехом прошла премьера написанной им в Париже оперы «Ифигения в Авлиде».
Постановка вызвала бурную полемику в печати между сторонниками и противниками глюковской реформы и недоброжелатели даже вызвали из Италии Н. Пиччинни – талантливого композитора олицетворяющего традиционную оперу. Возникло противостояние, длившееся почти пять лет и закончившееся триумфальной победой Глюка. Премьера его оперы «Ифигения в Тавриде» в 1779 году прошла с ошеломляющим успехом. Однако в том же году состояние здоровья композитора резко ухудшилось, и по этой причине он вновь возвратился в Вену, из которой до конца своих дней больше не выезжал и где скончался в 1787 году 15 ноября.
А как же Моцарт?
Моцарт был младше Глюка на 42 года. К тому времени, когда он приехал завоёвывать Вену, Глюк уже собрал все лавры и отошёл от дел. Но он сразу заметил успехи юного гения, искренне и горячо восхищался его “Похищением из сераля” и даже пару раз приглашал Моцарта с Констанцией к себе домой на семейный обед.
Кстати, когда Глюк умер и место капельмейстера придворной камерной музыки освободилось, его занял Моцарт. Но оклад ему назначили почти в три раза меньше, чем платили Глюку.
Интересные факты о Кристофе Виллибальде Глюке
Кристоф Виллибальд фон Глюк – выдающийся композитор, вошедший в историю мировой музыкальной культуры как великий оперный реформатор. Музыка, написанная гениальным маэстро два с половиной века назад, и сегодня пленяет слушателей необычайной возвышенностью и экспрессивностью, а его оперы входят в репертуар крупнейших музыкальных театров по всему миру.