какую музыку в произведении к паустовского корзина с еловыми шишками впервые слушала дагни
Краткое содержание «Корзина с еловыми шишками»
Всего получено оценок: 784.
О произведении
Рассказ «Корзина с еловыми шишками» Паустовского был написан в 1954 году. Это произведение посвящено человеку, тонко чувствующему природу, – известному норвежскому композитору Эдварду Григу.
Рассказ входит в цикл произведений Паустовского, посвящённый знаменитым людям. В произведении писатель показывает красоту окружающей природы. Большую роль играют музыкальные образы, умело переданные словами.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Корзина с еловыми шишками» по частям. Пересказ будет полезен при подготовке к уроку литературы в 4 классе.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Когда Дагни исполнилось восемнадцать лет и она окончила школу, отец предложил ей поехать в Христианию, навестить тетушку Магду.
Заключение
Произведение К. Г. Паустовского показывает, насколько большим влиянием обладает искусство. Оно способно возродить человеческую душу, вернуть радость жизни, открыть глаза на красоту мира.
После ознакомления с кратким пересказом рассказа «Корзина с еловыми шишками» рекомендуем прочитать его в полной версии.
Тест по роману
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Урок литературного чтения по теме «К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Музыка Э.Грига»
I. Подготовка к восприятию
— Сегодня прочитаем рассказ К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками». Этот рассказ о человеке тонко чувствующем красоту окружающего мира, об известном норвежском композиторе Э.Григе. Мы не только прочитаем рассказ, но и послушаем несколько музыкальных отрывков из произведений этого композитора.
Прежде, чем перейти к разговору о самом норвежском композиторе Э.Григе, мне бы хотелось сказать несколько слов о стране, в которой он жил и писал свои необыкновенные произведения.
Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой чудесной страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками, рассказывающими о легендарных походах викингов, о таинственных силах духов, населяющих леса и горы, в единоборства с которыми приходится вступать человеку.
— Какие произведения композитора вы могли бы вспомнить?
Григ родился 15 июня 1843 года в городе Бергене, в семье консула. Талант Эдварда проявился рано, с пяти лет начались занятия музыкой. Первой учительницей Грига была его мать, прекрасная пианистка. В 15 лет Григ стал студентом Лейпцигской консерватории. Лейпциг издавна славился высокой музыкальной культуры. Это был город Баха, Шумана, Мендельсона. Через 4 года консерватория была успешно закончена, и Григ вернулся на родину. Григ много работает, один за другим появляются концерты для фортепиано с оркестром, сборник небольших пьес под названием «Норвежские танцы», лирические пьесы, множество романсов. С каждым годом всё больше и больше растёт популярность Э.Грига.
Последние годы жизни Григ провёл в местечке Тролльхауген «холм троллей». Ничто не отвлекало Грига от работы. Шум волн, пение птиц, шорохи леса вдохновляли композитора, затем оживая в звуках музыки, в причудливых переливах мелодий и песен.
II. Первичное восприятие текста
— Об этом периоде жизни композитора К.Паустовский написал поэтичный рассказ «Корзина с еловыми шишками».
1 часть читает учитель и по ролям подготовленные учащиеся;
2, 3 части читают учащиеся;
4 часть читает учитель (во время чтения звучит музыка Э.Грига «Норвежский танец №2)
III. Обсуждение прочитанного
— Что взволновало вас в этом рассказе?
— Что услышала Дагни в этой музыке?
(Дагни услышала в музыке пение рожков, шум моря, перезвон лесных колокольчиков, свист птиц, ауканье детей, песню девушки.)
— Давай ещё раз послушаем музыкальный отрывок из произведения Э.Грига, который звучал при чтении рассказа, попробуем определить как меняется музыка.
(Слушание музыкального отрывка из произведения «Норвежский танец №2»)
— Какая это музыка по характеру?
— Как меняется музыка?
IV. Перечитывание и работа с текстом
— Какие чувства и мысли охватили Дагни?
(Дагни потрясла музыка Э.Грига. Её охватило волнение, перехватило дыхание. Она поняла, что слышала эту песню у себя в горах.)
— Почему она сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда-то в лесу и помог донести до дома корзину с еловыми шишками?
(Дагни получила этот необыкновенный подарок через много лет, когда композитора уже не было в живых. Значение этого подарка она поняла только сейчас, став взрослой.)
— Что думала Дагни о композиторе? Как называла его?
(Волшебник, великий музыкант.)
— Музыку не передать словами, но мастерство К.Паустовского позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене. Давайте посмотрим, где жил Э.Григ, где он создавал свои произведения?
(Единственным украшением дома был рояль.)
— Кто из вас был на концерте симфонической музыки, ведел и слышал звучание рояля? Чем отличается рояль от пианино?
— Посмотрите, как точно, мастерски К.Паустовский передал словами звучание рояля великого композитора. Он позволяет нам услышать как может петь рояль, а клавиши тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом». Мы слышим, как звучит маленькая струна, звон которой сравнивается с плачем Золушки, часто обижаемой сёстрами.
— Послушайте музыкальный отрывок и представьте как плачет Золушка, поёт свою песню сверчок.
(Слушание музыкального отрывка «Шествие гномов», середина отрывка.)
— Какие интонации вы здесь услышали?
— Каков характер и настроение прозвучавшей музыки?
— Какие краски вы могли бы представить здесь?
(Действительно, созданная Э.Григом музыка прекрасна. Он обладал даром воспевать в звуках природу и духовный мир человека.)
— Как вы думаете, что представлял себе Э.Григ, когда писал музыку для Дагни? О чём он думал, мечтал во время игры на рояле, какие картины виделись ему?
(Детская непосредственность Дагни очаровала композитора и он обещал сделать ей подарок, когда она вырастет. Он встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками, в необыкновенных глазах которой увидел все краски осени. А во время игры представлял взрослую девушку. Григ думал о себе, о жизни, которую считал удивительной и прекрасной.)
— Что помогло Э.Григу написать музыку для Дагни?
(Вся красота окружающего мира, необыкновенно поэтично и красочно воспринимаемая Григом, преломлялась в чарующие звуки, которые наполняли всё вокруг.)
— Послушайте отрывок из произведения Э.Грига и попытайтесь соотнести его с литературным текстом.
(Слушание музыкального отрывка из произведения «Осень», середина отрывка.)
— Как вы думаете, какие строки произведения К.Паустовского соответствуют музыке?
(Видел девушку с зелёными сияющими глазами, бегущую ему на встречу.)
— С чем сравнивает композитор девочку?
(С солнцем, с нежным ветром и ранним утром.)
— За что Дагни была благодарна Григу? Прочитайте эти строки.
(Дагни была благодарна Григу за то, что он помог ей открыть для себя прекрасный мир музыки.)
— Помогла ли вам музыка глубже понять и пропустить через своё сердце произведение К.Паустовского?
Сила музыки необыкновенна: она может сделать человека добрее или вызвать в нём ненависть, агрессию. А может пробудить в душе целую бурю разных чувств, как это произошло с Дагни.
Итак, мы сегодня познакомились с произведениями двух мастеров. К.Паустовский словами, Э.Григ музыкой сумели выразить то, что чувствуют, переживают люди; пробудить в нас чистые и добрые чувства. Искусство не даёт жизни сделаться серой, скучной.
Значение музыки Эдварда Грига в повести Константина Паустовского «Корзина с еловыми шишками»
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
литературногочтения и музыки
Значение музыки Эдварда Грига в рассказе
«Корзина с еловыми шишками».
Учитель начальных классов Чеснокова О.П.
Учитель музыки Шерягина И.И.
Тема урока : Значение музыки Эдварда Грига
в повести Константина Паустовского
«Корзина с еловыми шишками».
Цель урока : показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
1.Продолжить знакомство обучающихся с рассказом К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», творчеством Э.Грига.
Продолжить работу над развитием сознательного слушанияи осознанного чтения.
2.Способствовать формированию мыслеобразования на основе восприятия художественного произведения. Развивать речь, творческие способности;эмоциональный мир, образную память и креативное мышление. Создать атмосферу для развития духовных ценностей.
3.Воспитывать чувство прекрасного, восприимчивость к миру классической музыки: развивать художественный вкус, любовь и интерес к классической музыке. Формировать творческое воображение через умение представлять картины. Работать над содержанием произведения, используя различные приёмы критического мышления. Развивать речь учащихся, умение работать в группах. Воспитывать нравственные качества, творческие способности, продуктивное чтение.
Краткое описание урока : урок комбинированного типа, использована интеграционная технология развивающего обучения(литературное чтение и музыка), элементы технологии продуктивного чтения.
Использование программно-педагогических средств : прослушивание музыки, использование ИКТ на уроке с мультимедийной поддержкой, работа над содержанием произведения с использованием различных приёмов критического мышления, работа в группах( творческие мастерские), работа в парах и группах.
Тип урока : интегрированный
-Практический (рисунки к прочитанному тексту, картинный план)
Оборудование: 1Мультимедийная презентация
2Фонограммы и видео музыкальных произведений Э.Грига ( «Утро», Концерт для фортепиано с оркестром, «Норвежский танец»)
3 Карточки с текстами
5 Шкатулка с вырезанными шишками
1 Организационный момент.
Учитель музыки Слайд 1
Сегодня на уроке постарайтесь быть внимательными и активными, покажите свои творческие способности, умение правильно выражать свои ммысли, умение слушать и понимать язык литературы и язык классической музыки.
2 Целеполагание и мотивация.
Наш урок мы хотели бы начать красивыми и мудрыми словами. Давайте прочитаем их вместе. Слайд 2
«… Не жалейте сердца, не таите доброты и нежности своей
Ни своих претензий и открытий не держите в тайне от людей…
Торопитесь всё отдать при жизни, чтоб, уйдя к небытию во власть,
Тёплым ливнем, снегом ли пушистым снова к милой Родине припасть».
То, что прозвучало в этих строчках, касается нас всех. Автор этих строк даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле.
— Посмотрите на листочки, которые лежат на партах. Найдите среди букв фамилии известных вам людей.( текст написан на карточках для каждого ученика). КоиОпНимСбТарАиНлоТюИюНуцПвкАрвУмСтпТльОмВмпСипКшИбЙьтЭДроВсАтРкуДтсГыРваИмчГ
-Что Это за фамилии, каким людям они принадлежат?
-Эдвард Григ Слайд 3
Соотнесите на доске портреты, фамилии, предметы, рисунки. Слайд 4
Какое отношение имеют эти фамилии к словам в начале урока?
КАКОЙ след оставили на земле эти два человека?
-Э.Григ и К.Паустовский посвятили свою жизнь служению людям!
— Музыкальные произведения Э. Грига будут сопровождать нас на протяжении всего урока и помогут нам представить себе неброские краски норвежской природы, плеск волны моря, горное эхо, и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе К.Паустовского. Слайд 5
Сегодня мы завершаем работу над рассказом «Корзина с еловыми шишками» и подробнее познакомимся с произведениями Эдварда Грига.
3.Актуализация знаний учащихся.
-А теперь проверим, как вы справились с домашним заданием и озаглавили части рассказа. Слайд 6
-О чём первая часть?Как её озаглавили?( «Встреча»)
-О чём говорится во второй части? ( «Рождение музыки»)
-Третья часть о чём повествует?( «Дагни в гостях»)
-Где происходит действие четвёртой части?( «На концерте»)
Сравните картинный план рассказа и ваш план в тетрадях.
Справились ли ребята с заданием?-Да.
4. Работа с текстом произведения «Картина с еловыми шишками».
-Найдите в первой части описание природы.
-Для чего К.Паустовский включил в свой рассказ описания природы?
Прочитайте первое предложение. Почему?(Творческий человек черпает своё вдохновение у природы).
-А сейчас под музыку Э.Грига попробуем представить картины природы. Прослушаем его бессмертное произведение «Утро».
-Что вы сейчас услышали?-Звуки
-А какие картины представили вы?-горы, солнце…
-Что вы можете сказать о характере этой мелодии?-плавная, нежная…
-Какие инструменты звучали?-скрипки, флейта, гобой, виолончели и тд.
Пьеса Э.Грига «Утро»-один из наиболее поэтичных музыкальных пейзажей. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы-солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника… Слайд 8
В такое утро встретились композитор и девочка.
-Почему решил Э.Григ сделал подарок Дагнии?
-Что пообещал подарить композиторДагнии через 10 лет?(ответ прочитать из текста).
5.Чтение описания комнаты Слайд 9
Прочитаем отрывки из 2 части.
Эта часть рассказа в учебнике напечатана не полностью.Послушайте, как же описывает комнату компазитора Константин Паустовский(читают ученики)…
« Всё, что могло приглушить звуки,-ковры, портьеры и мягкую мебель-Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нём могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль. Если человек был наделён воображением-от рокота северного океана, что катил волны из мглы и ветра, что высвистывал над ними свою дикую сагу, до песни девочки, баюкающей тряпичную куклу.
Рояль мог петь обо всём – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали.Тогда в тишине ещё долго звучала только одна маленькая струна, будто это плакала Золушка, обиженная сёстрами.
-С чем сравнивали друзья дом композитора?- с жилищем дровосека
-Что было единственным украшением этого дома?-Рояль
-Дом был бедным и пустым. А счастлив ли там был Григ?-Да
-В чём заключалось счастье для великого композитора?-Сочинять музыку
-Долго ли Григ писал музыку в подарок для Дагнии?- Месяц
-Что изменилось за это время в природе?-Наступила зима
-Зачем опять К.Паустовский опять включает описание природы?-вдохновение
-Какие картины к этой части нарисовали бы вы?( ребята показывают рисунки и объясняют то, что нарисовали).
Звучит «Норвежский танец» Э.Грига. Ребята выполняют движения за учителем.
7. Словарно- лексическая работа
Каждая группа ребят получает карточки с толкованием словосочетаний и выделенным словосочетанием. Найти нужное толкование словосочетания и найти в тексте отрывок к этому словосочетанию.
1. Светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней, и всю ночь длятся сумерки.
Солнце в полночь опускается под горизонт очень мало.
В Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске –с 13 мая по 30 июля.
2. Музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.
Включаем крупные произведения и небольшие пьесы.
Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
1. Светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней, и всю ночь длятся сумерки.
Солнце в полночь опускается под горизонт очень мало.
В Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске –с 13 мая по 30 июля.
2. Музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.
Включаем крупные произведения и небольшие пьесы.
Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
1. Светлые ночи в начале лета, когда вечерняя заря сходится с утренней, и всю ночь длятся сумерки.
Солнце в полночь опускается под горизонт очень мало.
В Санкт-Петербурге белые ночи продолжаются с 11 июня по 2 июля, в Архангельске –с 13 мая по 30 июля.
2. Музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром.
Включаем крупные произведения и небольшие пьесы.
Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма.
8.Сообщение о композиторе.
Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери-талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями В.-А.Моцарта, Ф.Шопена, Ф.Мендельсона. Игру юного Э.Грига однажды услышал знаменитый скрипач Уле Булля и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил её по классам композиции и фортепиано.Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру.Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах, но он каждый раз стремился поскорее вернуться на Родину, в свой скромный домик на берегу моря.День, когда Григ умер, был объявлен днём национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
-Давайте вместе с Дагни отправимся на концерт в консерваторию и послушаем отрывок музыкального произведения Эдварда Грига «Концерт №1 для фортепиано с оркестром».Это одно из самых известных произведений норвежского композитора, который в своей музыке воспел свой мужественный народ и северную красоту родного края. В концерте происходит состязание музыканта-солиста и симфонического оркестра ( прослушивание начала концерта под чтение описания музыки стр.56)
— Что вы можете сказать о характере этого музыкального произведения?-Мужественный, бодрый, энергичный.
-Почему после исполнения этой чудесной музыки «сначала медленно, потом всё разрастаясь загремели аплодисменты»?-Классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле!
-Как вы думаете, какие чувства возникли в душе Дагни? –изумление, восхищение, благодарность, радость, восторг, сожаление
-Понравилась ли музыка другим слушателям?- Конечно
-Какую главную мысль открыла для себя Дагни?-«Вы открыли для меня то прекрасное, чем должен жить человек!» учебник стр. 57
Мы с вами говорили о героях рассказа К.Паустовского, слушали музыку Э.Грига, а сейчас создадим свою мелодию гор и моря по этому произведению. Будем работать в группах. Каждая из групп будет выполнять свою работу.
1 группа: Горы (рисуем графический рисунок мелодии концерта и вырезаем)
2группа:Море и солнце(вырезаем волны и парусник)
3 группа:Композитор и маленькая Дагни(вырезаем героев и корзину)
4 группа:Деревья и трава(вырезаем веточки, листочки)
На лист ватмана поочерёдно приклеиваем наши вырезанные заготовки.
Как мы можем назвать нашу совместную работу?-Встреча Э.Грига с Дагни.
— В жизни К.Паустовский и Э.Григ не встречались. Как вы думаете почему?-
-Почему же К.Паустовский решил написать рассказ о Э.Григе?-
-Могли бы они подружиться?-
-Какое чудо случилось в жизни Дагни?-
-Какую главную истину открыла для себя Дагни, слушая музыку Э.Грига?-
-Так чем же должен жить человек?-
-Кто захотел после этого урока прочитать другие произведения К.Паустовского и послушать новые произведения Э.Грига?-
-Что прекрасного открыли мы с вами в рассказе К.Паустовского?-Говорили о красоте природы, о прекрасных людях. У них милая внешность, благородные поступки; мы говорили о внутренней и внешней красоте человека;о духовных подарках; о музыке и литературе; о театре, о видах искусства, которые учат видеть прекрасное.
-Так чему же учит это произведение?-Надо жить, принося радость другим людям!
Учитель чтения Слайд№ 10
-За что могли бы себя похвалить после урока?
-Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшей жизни?
-Какие выводы сделали для себя?
-Надеюсь, что теперь вы будете чаще любоваться природой и ценить каждую минуту.
Да, мы должны быть благодарны писателю К.Паустовскому за то, что он подарил нам такой замечательный рассказ о великом норвежском композиторе Эдварде Григе. Оба они-великие мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас чистые и добрые чувства. Люди всех времён будут признательны им за это.
— Кто может похвалить себя за хорошую работу?-
-Кто может похвалить работу кого-то из наших учеников?-
-Кто хотел бы разбираться лучше в материале урока?-
-Мы тоже сегодня немного волшебницы и принесли вам вот такую шкатулку(внутри зеркало).Там спрятан тот, без кого бы этот урок не состоялся(дети увидят своё отраженье).Загляните в неё и возмите по одной еловой шишке, на которой написано ваше домашнее задание.
-Кого в шкатулке увидели?-себя!
-Да, без вас не было бы этого урока. Значит, вы и есть самые главные наши помощники.
Дети получают карточки в форме шишек с заданиями
На шишках записано домашнее задание. У каждого оно своё:
1. Подготовить пересказ фрагмента текста.
2. Нарисовать настроение, которое появилось у вас после прослушивания «Концерта №1 для фортепиано с оркестром» Э.Грига.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Лидия Лемех
Конспект открытого урока по литературному чтению «К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
Тема: К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Задачи урока: аналитическое восприятие частей рассказа, развитие творческого воображения через слово. Музыку, живопись.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Ход урока:
I. Вступительное слово учите ля.
Музыка! Её торжественные звуки, разрывая тишину, откликаются в сердце каждого. Она волнует нас, мы переживаем и мечтаем вместе с ней, учимся видеть мир вокруг нас. Встреча с музыкой делает человека красивее, чище, добрее.
Изучая рассказ К. Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы с вами, ребята, приоткрыли дверь в мир прекрасного, в мир прекрасных людей и прекрасной музыки. Так давайте войдем в этот волшебный мир прекрасного!
II. Работа над текст ом.
— Внимательно посмотрите на слайд и назовите главных героев произведения. (Главные герои этого произведения композитор Эдвард Григ и дочь лесника Дагни Педерсен).
— А кто такие Магда и Нильс? (Это родственники Дагни Педерсен).
— Ребята, а где происходит действие рассказа? (Действие происходит в Северной Норвегии в городе Берген).
Норвегия – это страна, которая граничит с Россией. Море раскинулось вдали мягкое, голубое, блестящее. В горах снег лежит даже летом. Возле моря выступают красные гранитные скалы самых причудливых форм.
Ученик 1: А разве есть еще где-нибудь такие бесстрашные рыбаки? Они суровы, молчаливы, но глаза их и редкая улыбка выдают их сердечную доброту. Такой видел свою страну Эдвард Григ.
Ученик 2: Григ – это Норвегия в музыке: её природа, её простые люди, их дела и обычаи.
Итак, произведение «Корзина с еловыми шишками».
— Ребята, что больше всего вас удивило в этом рассказе? (То, что этот великий человек, имя которого знает уже весь мир, не забыл о маленькой простой девочке, которую однажды случайно встретил в лесу, и выполнил свое обещание.)
— Давайте вспомним, где встретился Григ с маленькой 8-летней девочкой? (В осеннем лесу.)
— Чем понравилась композитору эта славная девочка? (Она еще маленькая, но очень трудолюбива – тащит домой тяжелую корзину с шишками. Она доверчива.)
— Из чего это видно? (Сразу рассказала незнакомцу о доме, о своих игрушках, пригласила в гости. Ей хотелось показать незнакомцу вышитую скатерть, рыжего кота и стеклянную лодку. Она очень мила и красива.)
— Докажите. (У неё зеленые, большие, как у куклы, глаза, в которых поблескивает огоньками листва.)
— А самое главное, что могло понравиться Григу, наверное, то, что девочка имеет доброе сердце, умеет думать и печалиться о других.
— А сейчас постараемся воссоздать в нашем воображении все события рассказа К. Паустовского.
III. Работа над содержанием расска за.
1. Работа над 1 част ью.
— Прочитайте описание леса, в котором встретились старый композитор и девочка.
— Чем вам понравился этот лес? (Грибной воздух, в лесу слышен шум прибоя, дрожат осиновые листочки, поют птицы, мох свешивается зелеными прядями до самой земли, в лесу живет веселое эхо.)
— Какими красками нарисован лес? (Золотыми.)
— Какие звуки наполняют лес? (Эхо, пение птиц, шелест листьев, шум прибоя.)
— А запахи? (Запах цветов, ягод, грибов, моря.)
— Почему приходил Григ в лес не однажды? (Любоваться красотой природы.)
— Да, ребята, Григ всегда любовался очарованием природы, прислушивался к лесным звукам, и в нем просыпалась прекрасная музыка.
— Скажите, а что надеялась получить в подарок Дагни? (Игрушку.)
— А почему Эдвард Григ отсрочил подарок на 10 лет? Ведь подарки всегда ждешь с нетерпением. (Такие подарки, как игрушки, легче дарить. Григ же задумал очень сложный подарок – музыку. Дети еще не понимают сложную музыку, поэтому композитор обещает подарить свой подарок через 10 лет.)
— Какой совет дал Григ девочке? (Учись терпению.)
— Как мы озаглавим 1 часть? (Встреча в лесу.)
2. Работа над 2 част ью.
— Переходим к работе над 2 частью рассказа.
(Чтение учителем начала 2 части рассказа, 3 абзаца.)
— О чем рассказывает внимательному читателю описание дома композитора? (Влюбленный в музыку человек – вынес из комнаты все, что могло приглушить звуки музыки, гостеприимный – оставил старый диван для гостей.)
— Что было главным украшением дома? (Рояль.)
— А почему? (Самым главным в жизни композитора была музыка. Рояль мог петь обо всем, а клавиши – тосковать, смеяться, «греметь бурей и гневом».)
— Скажите, какие выражения помогают нам представить зимний город как живое существо? (Туман закутал город по горло, пароходы дремали, посапывая, снег косо летел, цепляясь за верхушки деревьев.)
— Ребята, Паустовский не случайно включил красивое описание зимнего города в это место рассказа. Композитору очень важно черпать вдохновение не только в природе, но и во всей окружающей его обстановке.
— Долгий зимний месяц писал Эдвард Григ музыку для Дагни. Сочиняя музыку, композитор так ясно видел перед собой юную девушку, будто бы рисовал её портрет с помощью музыки.
— Назовите первых слушателей музыки Грига. (Синицы на дереве, загулявшие матросы, прачка, сверчок, снег, Золушка.)
— Слушатели были разные и каждый воспринимал музыку по-своему. Прочитайте, как слушали новое произведение синицы?
— Как действовала музыка на матросов?
— А какое чувство вызывала музыка у прачки?
— А почему эта женщина, слушая музыку, покачивала головой? (Восхищалась красотой звуков.)
— Даже падающий снег останавливался и повисал в воздухе, чтобы послушать звуки, льющиеся из дома композитора. Григ ценил этих слушателей больше, чем нарядных посетителей концертов. Они не могли понять чувства композитора, что его радовало, о чем он грустил.
— Как озаглавим эту часть? (Григ пишет музыку для Дагни.)
3. Работа над 3 частью произведен ия.
— Переходим к 3 части рассказа.
— Что изменилось в жизни Дагни через 10 лет? (Она окончила школу, ей исполнилось 18 лет.)
— Какой Дагни стала? (Это была стройная, красивая девушка с тяжелыми русыми косами.)
— Кем работали родственники девушки? (Тётя – театральная портниха, дядя – театральный парикмахер.)
— Вся их жизнь была связана с театром, они жили под крышей театра в маленькой комнатке.
— Озаглавьте эту часть. (В гостях у родственников.)
4. Работа над 4 частью расска за.
— В городе Дагни любила ходить в театр. После всех театральных спектаклей она плакала.
— А как вы думаете, почему? (Девушка была очень впечатлительной, эмоциональной, её очень волновали событии, которые происходили на театральной сцене.)
— И вот, Дагни собирается на концерт симфонической музыки вместе с дядей и тетей. Симфония – это большое музыкальное произведение, написанное для симфонического оркестра.
— Давайте представим себе Дагни в тот незабываемый для неё июньский вечер. Это была взрослая, красивая девушка, одетая в длинное черное театральное платье из таинственного бархата, с сияющими большими зелеными глазами.
— Какой секрет девичьей красоты подсказал Дагни добрый дядюшка Нильс? (В белые ночи надо обязательно быть в черном, а в темные – сверкать белизной платья.)
— Кто знает, что такое белые ночи? (Ночью светло, стоят легкие сумерки.)
— А. С. Пушкин так красиво сказал о белых ночах города Петербурга «Одна заря спешит сменить другую, дав ночи полчаса».
— Итак, девушка красива, концерт проходил в парке на вечерней заре, стояли белые ночи. Всё так необычно и чудесно, что ждешь: вот-вот произойдет чудо. Так умело писатель построил свой рассказ. И чудо действительно произошло.
— Какое чудо произошло? (Дагни получила долгожданный подарок.)
— Какие были впечатления у Дагни от симфонической музыки, которую она услышала впервые? (Восхищение.)
— А что удивило девушку? (Что композитор не забыл её и выполнил свое обещание.)
— О чем жалела Дагни, слушая эту музыку? (Она жалела лишь о том, что композитор умер, и она не может его отблагодарить за такой прекрасный подарок)
— А теперь послушайте, что же услышала Дагни в посвященной ей музыке?
— Почему Дагни плакала, слушая музыку Эдварда Грига? (Это были слезы восхищения и благодарности.)
— Как вы думаете, встретилась ли девушка с великим композитором, слушая эти чарующие звуки, которые наполняли все вокруг? (Да, это была их духовная встреча. Слушая эту музыку, Дагни сразу вспомнила того седого человека, который встретился ей когда то в лесу и помог донести корзину с еловыми шишками.)
— Встреча девушки и композитора не совпала по времени. Она состоялась лишь в душах этих людей. Это еще раз подчеркивает то, что Григ был не только великим музыкантом, но и человеком с широкой, красивой и открытой душой.
— Ребята, послушайте, о чем думала Дагни, покидая осенний парк, в котором проходил концерт. (Чтение учителем последних абзацев.)
— Как вы поняли, счастливый или нет конец у этого рассказа? (Счастливый. Дагни получила обещанный подарок. «Слушай, жизнь! Я люблю тебя!»)
— Озаглавим последнюю часть. (Встреча с музыкой.)
IV. Итог уро ка.
— Ребята, вы хорошо сегодня поработали. Сумели понять основную мысль писателя о внутренней и внешней красоте человека.
— И в заключении нашего урока хочу рассказать о том, что великий норвежский композитор Эдвард Григ всю свою жизнь с огромным уважением относился к России. Его прах захоронили под каменной насыпью, на высоком скалистом мысе. Там Эдвард Григ мирно слушает шум Северного моря и гул полярного ветра в вечно зеленых лесах Норвегии.
Домашнее задан ие: Самостоятельно прочитать следующее произведение о П. И. Чайковском.