какую музыку любил сталин
Какую музыку слушал Сталин
[Сталин любил песни] «На сопках Маньчжурии», «Варяг», «Прощание славянки». Вертинского слушал под настроение; были у него пластинки «Немецкие марши»; Вагнера слушал, вальс «Блюмен геданкен» («Благодарность цветов»); оперетту «Граф Люксембург» слушал. Любил ансамбли. Александрова очень ценил и хвалил Ворошилова, что тот убедил в своё время Александрова руководить ансамблем.
Когда у Сталина было настроение неважное, тяжело ему было, он ставил пластинку с песней «На сопках Маньчжурии» со старыми словами:
«Белеют кресты далёких героев прекрасных
И прошлого тени кружатся вокруг,
Твердят нам о жертвах напрасных».
Сталин несколько раз прослушивал, переставлял пластинку на словах «Но знайте, за вас мы ещё отомстим и справим кровавую тризну». Он поражение в русско-японской войне очень переживал из-за того, что Россия потеряла русские владения, серьёзные форпосты на Дальнем Востоке. И вот именно эти слова он, переставляя иголку, слушал несколько раз. Когда мы заходили в комнату, он сидел с опущенной головой, видно, что ему было тяжело, видимо, тяжёлые мысли приходили, и он слушал, ставя эту песню вновь и вновь.
Обе песни о Варяге любил. Когда слушал слова:
«Миру всему передайте чайки печальную весть:
В битве врагу не сдалися, пали за русскую честь».
нам с Василием говорил: «Вот так-то, ребята».
Мы с Василием, ребятишки лет 12-13-ти, уже слышали такие имена, как Петр Лещенко, Александр Вертинский. Как-то Сталин ставил пластинки, у нас с ним зашел разговор, и мы сказали, что Лещенко нам очень-очень нравится. «А Вертинский?» – спросил Сталин. Мы ответили, что тоже хорошо, но Лещенко лучше. На что Сталин сказал: «Такие, как Лещенко, ещё есть, а Вертинский – один».
Советский эстрадный артист А.Вертинский.
Какую музыку любил сталин
Можно как угодно оценивать Сталина, но при тщательном изучении его биографии и воспоминаний современников становится ясно одно: он был человеком разносторонних интересов. Кроме политических, экономических и военных вопросов он активно интересовался литературой и театром, живописью и кинематографией. А ещё в жизни «вождя народов» важное место занимала музыка. Его вкусы и способы восприятия музыкальных произведений были разнообразны: он мог слушать живые концерты и наблюдать выступления лучших исполнителей того времени. Но наиболее интересно для читателей то, что он слушал в домашней обстановке, один или вместе с соратниками. И то, что исполнял сам…
Большую часть жизни, почти 20 лет (с 1934 по 1953 годы), Сталин прожил на своей Ближней даче, в Волынском. Само существование этого объекта считалось государственной тайной, хотя многие коренные москвичи могли предполагать, что в молодом лесном массиве по левой стороне нынешнего Кутузовского проспекта скрывается резиденция генсека. Сталинский кортеж регулярно курсировал по маршруту Волынское – Кремль и обратно. В свою кремлёвскую резиденцию Сталин приезжал не рано, обычно в 14-16 часов, а возвращался к себе, на «Ближнюю», поздно ночью. Авиаконструктор Александр Яковлев вспоминал, что, как бы поздно ни заканчивался у вождя рабочий день, иногда в 5-6 часов утра, он всё равно не оставался спать в своей кремлёвской квартире и ехал на дачу.
Не так давно мне пришлось побывать на Ближней даче, которая до сих пор является закрытым и строго охраняемым объектом. Сегодня он имеет скорее историческую и музейную ценность, и значительная часть обстановки сохранилась в неизменном виде со сталинских времён. Здесь Сталин не только работал, но и отдыхал, общался с соратниками, устраивал праздники в связи с какими-то событиями в своей и государственной жизни. Ну и, конечно же, слушал музыку.
От классики до джаза и обратно…
В изданной недавно книге «Ближняя дача Сталина. Опыт исторического путеводителя» отмечается обилие находившегося там музыкального материала: «К 1953 году на «Ближней» накопилось около трёх тысяч пластинок. Их присылали в подарок «лучшему другу» советских композиторов и музыкантов творческие организации, Комитет по делам искусств СССР, студии грамзаписи, руководители союзных республик и иностранные лидеры.
Коллекция весьма разнообразна по составу: это записи и выступления Ленина и самого Сталина, гимны государств, симфоническая, балетная, танцевальная и камерная музыка. Здесь же русские народные песни, романсы, песни русских и советских композиторов. Неудивительно, что на многих пластинках – танцевальные мелодии и песни народов Кавказа. Из Большого театра поступали записи оперных арий в исполнении известных певцов – И.С.Козловского, Е.Д.Кругликовой, С.Я.Лемешева и других. Зарубежная музыка была представлена пластинками из США, Англии, Германии, Чехословакии, Франции, Италии, Испании, Китая.
Выражаясь современным языком, главным ди-джеем на «ближнедачной дискотеке» был, конечно, хозяин. Жена брата первой жены Сталина Мария Сванидзе в своём дневнике рассказывала об одном из первых таких мероприятий, на котором присутствовали соратники и родственники Сталина. 21 декабря 1934 года на день рождения были приглашены семейства Молотовых, Чубарей, Андреевых, Аллилуевых, Сванидзе, Реденсов, а также Калинин, Ворошилов, Микоян, Мануильский, Енукидзе, Берия, Лакоба, Поскрёбышев, всего около 25 человек. Ужин продолжался до часа ночи.
«Потом шумели, – пишет Мария, – хозяин вытащил граммофон, пластинки, стал его сам заводить и ставил пластинки по своему вкусу (как всегда). Мы танцевали, причём он заставлял мужчин брать дам и кружиться. Потом кавказцы пели песни унылые, многоголосые – хозяин запевал высоким тенорком».
На Ближней даче в 30-е годы было несколько граммофонов, а потом патефонов. Дети Сталина, Светлана и Василий, бывавшие у отца в довоенные времена довольно часто, слушали пластинки и самостоятельно. По воспоминаниям Светланы Аллилуевой, уже до войны пластинок было много. Молодёжь, интересовавшаяся танцевальной музыкой, крутила на простом красном патефоне только джазовые записи, благо и их было в избытке – лучших оркестров и солистов как советских, так и зарубежных. Сталин к джазу, кстати, поначалу относился вполне терпимо, даже, судя по опубликованным записям главного «кремлёвского киномеханика» Бориса Шумяцкого, хвалил фильм «Весёлые ребята» и одобрительно отзывался о песнях в исполнении Леонида Утёсова. Изменилось отношение вождя к этому жанру в послевоенные времена, когда всё американское стало в один миг «пропагандой со стороны вероятного противника». Сын Н.С.Хрущёва Сергей вспоминал: «К концу жизни Сталина джазовую музыку стали отождествлять с контрреволюционной деятельностью. За неё, возможно, ещё не сажали, но все к этому готовились. Как-то в воскресный летний день на даче я поставил пластинку с «Пароходом» Леонида Утёсова. Тогда это было «крайне левое» произведение. Отец, сидя за столом, просматривал газеты. Сначала он никак не реагировал, потом поднял глаза и кратко то ли попросил, то ли приказал: «Сними». Я остановил проигрыватель. Отец немного помолчал, а потом добавил: «Лучше её разбить». Я не ответил, пластинку было очень жалко, он не настаивал, а только попросил: «Больше её не заводи».
Что он знал и о чём догадывался? Чего он боялся? Может, это один из отпечатков следа, тянувшегося в шумной кампании по борьбе с проникновением буржуазной идеологии в наше общество в начале пятидесятых».
Так что по-настоящему генералиссимус Сталин любил совсем другие песни…
На Ближней даче звучали не только грампластинки. Во время различных торжественных мероприятий Сталин с удовольствием слушал живую музыку. Но в отличие от других наших руководителей он практически не приглашал к себе артистов – их роли исполняли друзья и соратники. Главным исполнителем, конечно, был Андрей Жданов, член Политбюро и председатель Верховного Совета РСФСР. Он очень неплохо играл на рояле (на сталинской даче до 1948 года стоял прекрасный инструмент фирмы «Стейнвей и сыновья»). Именно на нём по праздникам, да и просто во время ночных посиделок с коллегами и гостями играл Жданов.
Дуэт Жданова и Ворошилова
В историческом путеводителе «Ближняя дача Сталина», написанном во многом на основе новых архивных источников, об этом говорится так: «Очевидцы отмечали разнообразный репертуар сталинского соратника. Нередко он по памяти, так как нот на «Ближней» не было, исполнял отрывки из русских опер: «Князя Игоря», «Ивана Сусанина», «Садко». Поскольку генсек особенно любил русские, украинские и грузинские народные песни, Жданов под собственный аккомпанемент часто их пел – то соло, то дуэтом с Ворошиловым. Иногда под настроение к ним присоединялся и «подтягивал» Сталин, у которого с детских лет был чистый тенор и очень хороший слух. Пели не только старинные, но, конечно, и революционные песни. «Особенно нравились Сталину такие песни как: «Замучен тяжёлой неволей», «По пыльной дороге телега несётся», «Смерть Ермака», «Реве та стогне Днiпр широкий», «Закувала та сива зозуля», «Во лузях», «Сормовские частушки», которые особенно хорошо исполнял Жданов, – рассказывала его жена Зинаида Александровна. Вместе с Ворошиловым Жданов любил исполнять «Вей сильнее, ветер игривый». Их совместное пение ещё в сороковых годах было даже записано и выпущено отдельной грампластинкой».
– Вячеслав Михайлович, вы же сами хорошо поёте. Возьмите и спойте.
Иногда, особенно в середине 30-х годов, Сталин любил послушать и песни в исполнении собственных охранников. Алексей Рыбин в своей книге «Рядом со Сталиным» вспоминал: «Тогда телевизоров ещё не имелось. Мы, сотрудники охраны, для развлечения проводили вечера самодеятельности. Я читал поэму Багрицкого «Дума про Опанаса», Пантюшин играл на гармошке. Иногда нас посещал Сталин. Хлопал жидко, но всё же благодарил за инициативу. Особенно ему нравилась русская пляска, которую мастерски, с различными коленцами, исполнял Макшеев. Ещё более искромётно он откалывал цыганскую пляску. Однажды Власик неожиданно для всех запретил Пантюшину играть. Музыка не звучала целую неделю. Мёртвая тишина уже давила на перепонки. Сталин удивился:
– Ваш гармонист что, уехал в Москву?
– Я думал, гармошка мешает вам работать, — признался Власик.
– Нет, я с удовольствием слушаю русские песни и старинные вальсы. Пусть гармонист не стесняется.
Так Пантюшин к всеобщей радости вновь стал играть на балконе общежития…
…Как-то весной на Ближней даче приготовили шашлыки, вино принесли. Весело улыбаясь, Киров подмигнул:
– Нам тут лишь музыки не хватает!
Сразу позвали Пантюшина с полубаяном. По заказу Сталина он играл «Гори, гори, моя звезда» и «Сулико». А Киров любил песню «Есть на Волге утёс».
В канун нового1945 года Сталин созвал «парти» – 25 мужчин и одна дама – жена присутствовавшего там же генсека итальянской компартии Пальмиро Тольятти. Бывший в то время начальником оперативного управления Генштаба генерал Сергей Штеменко писал: «С.М.Будённый внёс из прихожей баян, привезённый с собой, сел на жёсткий стул и растянул меха. Играл он мастерски. Преимущественно русские народные песни, вальсы и польки. Как всякий истый баянист склонялся ухом к инструменту. Заметно было, что это любимое его развлечение.
К Семену Михайловичу подсел К.Е. Ворошилов. Потом подошли и многие другие.
Когда Будённый перестал играть, Сталин завёл патефон. Пластинки выбирал сам. Гости пытались танцевать, но дама была одна, и с танцами ничего не получилось. Тогда хозяин дома извлёк из стопки пластинок «Барыню». С.М.Будённый не усидел – пустился в пляс. Плясал он лихо, вприсядку, с прихлопыванием ладонями по коленям и голенищам сапог. Все от души аплодировали ему».
Самое интересное, что Сталин и сам принимал участие в танцах, правда, с возрастом всё реже. Милован Джилас, вице-президент Югославии, неоднократно общавшийся со Сталиным в середине сороковых годов, в своей книге «Беседы со Сталиным» писал: «Он пытался и танцевать, как на своей родине, – видно было, что он не лишён чувства ритма; но вскоре он остановился, сказав удрученно: «Стареем, я уже старик!»…»
Радиола от Черчилля
Точное происхождение сталинской радиолы, а точнее, многофункционального устройства воспроизведения звука, скомбинированного с радиоприёмником, неизвестно. Но большинство исследователей, в том числе и авторы самого авторитетного издания «Ближняя дача Сталина. Опыт исторического путеводителя», склоняются к неоднократно озвучивавшейся версии о том, что её в конце 1941 года (возможно, ко дню рождения Сталина) от имени английского премьер-министра Уинстона Черчилля преподнёс министр иностранных дел Великобритании Энтони Иден. Этот сложный для своего времени агрегат находится в рабочем состоянии до сих пор. Осматривая Большой зал дачи в Волынском, я сразу обратил внимание на почти метровой высоты «комбайн», отделанный красным деревом. Сопровождавший нас сотрудник Федеральной службы охраны пояснил, что в нижней части располагаются широкодиапазонный ламповый приёмник и усилитель, а сверху – проигрыватель грампластинок. Кстати, при необходимости деревянные створки на передней части аппарата и верхняя его крышка закрывались, в результате чего радиола становилась своего рода изящным предметом мебели. Самое интересное, что у проигрывателя имеется привод для механической смены грампластинок, и они могут прятаться в специальном внутреннем контейнере. Интересно, что принципиальная схема смены пластинок, использовавшаяся в сталинской радиоле, «дожила» до середины семидесятых годов. Многие немецкие и американские «комбайны» того времени «меняли» пластинки точно таким же образом…
Легенда, которую озвучивают сотрудники Ближней дачи, гласит, что Сталин в ответ на подарок послал Черчиллю партию знаменитого коллекционного кизлярского коньяка. Именно кизлярского, а не армянского, как считали многие граждане бывшего СССР. Британскому премьер-министру этот напиток очень понравился, и Сталин при случае посылал ему ящик-другой продукции Кизлярского коньячного завода.
Сталинская игра в «крестики»
По нашей просьбе сотрудник Ближней дачи включил «сталинскую» радиолу. Сначала опробовали радио (на средних волнах передавали классическую музыку), а затем пришла очередь пластинки, вращавшейся с традиционной для того времени скоростью 78 оборотов в минуту. Качество звука, даже по современным стандартам, оказалось вполне приемлемым и, насколько я могу судить, было лучше, чем у советских приёмников 70-х годов. Что касается пластинки, то мы прослушали фрагмент одной из речей самого Сталина. Он, как нам пояснили, слушал не только музыку, но и записанные на грампластинки выступления членов Политбюро. Любопытно, что это была своего рода «работа над ошибками». Сначала вождь прослушивал выступление «живьём», например, речь Ворошилова на Красной площади 1 мая 1935 года, а потом анализировал записанное на пластинку выступление в домашних условиях. И ставил, между прочим, оценки. Например, первая сторона упомянутой пластинки была оценена им на «+5» (именно так он пометил этикетку), а вторая – только «4». В путеводителе «Ближняя дача Сталина» приводятся образцы сталинских оценок прослушанного им материала. Это или короткие надписи, или крестики, чем больше, тем, по его мнению, пластинка лучше.
«Вот лишь некоторые из них: «Чакруло». Застольная кахетинская. Государственный этнический хор Грузии – «Пустое»; «Похиле дерево». Украинская народная песня –«Дрянь».
Крестиками обозначались пластинки, которые нравились Сталину. Чем больше крестиков, тем, по мнению вождя, музыка лучше. Есть записи, где 6,7,8 крестиков. «Русский и Бессарабский марши в исполнении оркестра под управлением С.Чернецкого» удостоились 8, а «Марш танкистов» только 7 крестиков. Вальс «На сопках Маньчжурии» в исполнении оркестра под управлением С.Чернецкого и «Ты взойди, солнце красное» в исполнении оркестра под управлением А.Александрова – 6 крестиков. Ария Карася «Ой, щось дуже загулявся» из оперы С.С.Гулак-Артемовского «Запорожец за Дунаем» – 5 крестиков и пометка «Очень хорошо!»».
Конечно, было бы крайне интересно исследовать музыкальные вкусы Сталина, проанализировав его пометки на пластинках, но в настоящее время они находятся в труднодоступном архиве, и это, видимо, дело будущего.
Собачий лай и романсы Вертинского
Конечно, судя по воспоминаниям современников, «вождю народов» больше всего нравились народные песни: русские, украинские и грузинские; а также революционные и военные песнопения. Но иногда он удивлял своих гостей и соратников необычными и достаточно оригинальными музыкальными предпочтениями.
В 1944 году у него на даче не раз обедал (а скорее, ужинал) уже упоминавшийся нами Милован Джилас. Он вспоминал о том, как закончился один из «обедов»: «Мы отошли от стола, но перед тем, как разойтись, Сталин запустил громадный автоматический проигрыватель. …Сталин поставил пластинку, на которой колоратурные трели певицы сопровождал собачий вой и лай. Он смеялся над этим с преувеличенным, неумеренным наслаждением, а заметив на моем лице изумление, стал объяснять, чуть ли не извиняясь: «Нет, это чертовски хорошо придумано, чертовски хорошо придумано».
В историческом исследовании «Ближняя дача Сталина» упоминается о том, что в сталинской коллекции особое место занимали пластинки Александра Вертинского. Казалось бы, что может понравиться твердокаменному революционеру в «декадентских» романсах эмигранта, мать которого происходила из дворян? Но Сталин слушал эти записи! Более того, они, скорее всего, ему нравились.
«Среди прочего в коллекции генсека имелись и пластинки «декадента» А.Н.Вертинского. Певец вернулся из эмиграции в 1943 году. Спустя некоторое время грамзаписи его песен были выпущены Комитетом по делам искусств СССР с согласия, а скорое всего, по прямому указанию Сталина. В 1951 году Вертинский стал лауреатом Сталинской премии.
На это указывают белые этикетки на дисках из сталинской коллекции – именно такие этикетки наклеивали на пластинки, присланные на одобрение вождю перед тиражированием. К дискам была приложена сопроводительная записка председателя комитета: «Тов. Сталину. Согласно договоренности, посылаю Вам подготовленные нами грампластинки с записью А.Вертинского. М.Храпченко». Внешний вид этих пластинок свидетельствует о том, что они неоднократно проигрывались».
Несмотря на то, что Вертинский вроде бы считался «обласканным» властью (всё-таки Сталинская премия, хотя и второй степени), его творческие интересы и возможности были несколько ограничены. Из полутора сотен его песен к исполнению было допущено всего 30, причём на каждом концерте присутствовал цензор. Из трех тысяч данных им концертов всего несколько приходились на Москву и Ленинград, а выпущенные пластинки быстро стали раритетами. Но у Сталина они были…
colonelcassad
Colonel Cassad
Рупор тоталитарной пропаганды
Тут несколько с опережением (до дня рождения Сталина еще почти месяц) выложили материал на тему музыкальных пристрастий Сталина.
Музыка в жизни Сталина
А. ГРОМЫКО:
«Музыку И.В. Сталин любил. Концерты, которые устраивались в Кремле, особенно с участием вокалистов, он воспринимал с большим интересом… Причём любил сильные голоса, мужские и женские… Восторженно отзывался о некоторых солистах Большого театра, например, об Иване Семёновиче Козловском. Помню, как во время выступления Козловского некоторые члены Политбюро стали громко выражать пожелание, чтобы он спел задорную народную песню. И.В. Сталин спокойно, но во всеуслышание сказал: «Зачем нажимать на товарища Козловского? Пусть он исполнит то, что сам желает. А желает он исполнить арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Все дружно засмеялись, в том числе и Козловский. Он сразу же спел арию Ленского. Сталинский юмор все воспринимали с удовольствием»
В.БАРСОВА:
«Своей страсти к пению И.В. Сталин не изменил даже в суровом 1943 году: «Мы пели вместе хоровые и народные песни – русские, украинские, грузинские, дирижировал К.Е. Ворошилов. На ближнюю дачу к нему не раз приезжала певица Большого театра Елена Кругликова. Аккомпанировал ей А.А. Жданов. Бывали и оперные басы М. Михайлов и М. Рейзен»
А. БЕЛЯКОВ:
«И.В. Сталин лично определял программы праздничных концертов в Большом театре и на кремлёвских приёмах. На даче он любил принимать гостей, обязательно заводил патефон. Пластинки все были помечены: «отличная», «хорошая». Он выбирал и ставил. Заводил народные песни грузинские, («Сулико», например), а также русские народные песни, например, «Стонет сизый голубочек» или «Ах, ты сад, мой сад». К числу особо любимых И.В. Сталиным вещей относятся также «Волжская бурлацкая», «Калинка – малинка», «Во поле берёзонька стояла», «Всю-то я вселенную проехал». Эти песни часто исполнялись по радио»
В. МОЛОТОВ:
«На пианино в гостях у вождя играл Жданов, а Иосиф Виссарионович и мы с Ворошиловым пели. Сам Сталин неплохо пел высоким тенором…»
Вождь заботился и поддерживал талантливых музыкантов-исполнителей, одерживавших победы на престижных международных и всесоюзных конкурсах и смотрах.
Громыко свидетельствовал, что И.В.Сталин увлеченно слушал классическую музыку, когда у рояля был непревзойдённый Эмиль Гилельс.
Ему вождь оказал поддержку с самого начала его блистательной карьеры.
В 1933 году в Москве проходил Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей, победителем которого стал шестнадцатилетний Эмиль Гилельс. На заключительном концерте присутствовал И.В. Сталин. Вместе со всем залом, стоя, он долго аплодировал юному пианисту, с исключительным блеском исполнившему «Фигаро» Моцарта – Листа, после чего пригласил его в свою ложу, стал расспрашивать о житье-бытье, об учёбе и в конце беседы предложил ему переехать в Москву, где Эмиля окружили большой заботой и вниманием.
Вызвав к себе директора консерватории, И.В. Сталин сказал ему: «Не может быть, чтобы у нас в Москве не было даровитых юных музыкантов. Таланты надо любовно выращивать, таланты надо терпеливо развивать». И предложил отобрать группу одарённых детей – воспитанников Московской консерватории и привезти их в Кремль.
В назначенный час И.В.Сталин лично приветливо встретил их во дворе Кремля и повёл в зал, где для талантливых детей был накрыт праздничный стол. Угощая своих юных гостей, И.В. Сталин ласково расспрашивал их, как они учатся, чем интересуются в жизни. Такие встречи впоследствии стали традиционными, и после них Московская консерватория получала значительную финансовую поддержку.
А вы знали, что товарищ Сталин был лучшим меломаном среди генсеков?
Интересный парадокс в истории нашей страны: Генеральные Секретари ЦК КПСС, правившие страной в эпоху рассвета бытовой аппаратуры, не оставили никакой информации о своих предпочтеньях в радиоаппаратуре. О радиоаппаратуре Сталина, гораздо больше информации, хотя отрасль в те годы делала только первые шаги.
Далее от автора: о довоенном радиоприемнике Сталина информацию не нашел. На фотографиях кабинета нет даже намека на радиоприемник, а между тем точно известно, что Сталин ночами слушал радио.
«Есть забава на Руси, ночью слушать BBC»(из народного фольклора)
Сталин слушал не ВВС, а специальную передачу для стенографисток уездных и губернских газет. Диктор медленно диктовал новости мира и страны, чтобы стенографистки по всей стране успевали записывать для утреннего тиража местных газет. Так Сталин нашел никому не известного стажера Левитана. На следующий день Левитан прочитал доклад Сталина съезду и стал всем известным.
Один из первых экземпляров радиоприемника Высшего класса «СВД-1» был подарен Сталину.
Радиоприемник спроектирован американской фирмой «RCA» специально для СССР. Вместе с лицензией были закуплены комплекты радиодеталей, оснастка для производства. В СССР была самая мощная в мире радиостанция, а вот опыта массового производства радиоприемников не было, пришлось учиться у американцев. «СВД-1» выпускался не долго-через год перешли на выпуск «СВД-М» полностью собственной разработки и на отечественных комплектующих.
Вот чего было очень много у Сталина, так это граммофонных пластинок-около 3000 шт. Каждый композитор или певец считали своим долгом подарить экземпляр новой пластинки вождю. Сталин не просто слушал, а делал пометки и ставил оценки исполнителю на конверте пластинки.
Видимо, зная о такой огромной коллекции грампластинок, Уинстон Черчилль подарил Сталину радиолу, которая до сих пор в рабочем состоянии хранится в музее Ближняя Дача.
Эта радиола марки RCA-Victor 381 выпуска 1934 года. В год выпуска продавалась за 375 долларов, т.е. относилась к категории элитной аппаратуры.
Пожалуй жемчужиной в коллекции аппаратуры стала радиола «Рига-Т-51»
Радиолу разработали в 1949 году на Рижском заводе им. А.С. Попова. Весь лучший мировой опыт в производстве радиоаппаратуры был использован в конструкции радиолы.
Проигрыватель с автоматическим чейнджером на десять пластинок и эффективным фонокорректором с тонкомпенсацией.
Девятидиапазонный радиоприемник на трёхконтурных ПЧ-фильтрах с автоматически изменяемой полосой пропускания в зависимости от уровня входного сигнала и посеребренными контурами высокой добротности. АРУ и блок бесшумной настройки.
Радиола была выпущена мелкой серией. На сегодняшний день сохранилось три экземпляра: В музее Московского политеха, в музее завода в Риге и в Китае (подарок Мао Цзе Дуну). Как то на аукцион выложили лот о продаже «Рига-Т-51», но спецы тут же разглядели, что продается не оригинал.
Хотя радиоприемника «АРЗ» у Сталина не было, Ижевские ребята сделали оригинальную шкалу для него:
Про предпочтения в радиоаппаратуре Хрущева и Брежнева информации нет. Если кто поделится — буду очень благодарен.