какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета
Тест по теме «Наука и философия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
а) учение об обществе как целостной системе; б) наука, изучающая человека;
в) наука, изучающая отдельные социальные группы общества.
а) явление; б) сущность; в) критерий.
4. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?
а) социология; б) политэкономия; в) политология.
а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;
б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;
в) раздел философии, изучающий фундаментальную природу бытия.
7. Когда впервые появился термин «социология»? а) в Х V в.; б) в XIX в.; в) в XX в.
а) Сократ; б) Протагор; в) Платон.
а) Платону; б) Гераклиту; в) Цицерону.
а) Ж.Ж. Руссо. б) Ф.М. Вольтер; в) Ж.О. Ламетри.
12. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии.
а) Демокрит, Сократ; б) Фалес, Солон; в) Гераклит, Пифагор.
13. Определите три правильных ответа. К памятникам древнеин дийской культуры относятся:
а) Махабхарата; б) Книга песен; в) Веды; г) Книга перемен; д) Упанишады; е) Эпос о Гильгамеше.
14. Философия зародилась: а) в Древнем Китае; б) Древней Индии; в) Древней Греции; г) Древнем Египте.
а) свод боевых искусств; б) этические нормы; в) юридические нормы; г ) сборник мифов.
17. Назовите одного из представителей французского утопического социализма 18 века. А) Р.Оуэн, Б) Вольтер, В) Ш. Фурье.
20. К.Маркс и Ф.Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества: а) религию, б) духовную жизнь, в) материальное производство, г) идеологию.
21. В Среедние века получила развитие: а) философия, б) античная культура, в) схоластика, г) литература
23. Западники стремились: а) к восприятию православного мира, б) изучению исторического прошлого, в) познанию народного мировоззрения.
24. Установите соответствие между науками и их кратким описанием.
. Человека, живущего вне государства, можно сравнить с одинокой пешкой на шахматной доске, не имеющей без окружающих фигур ни смысла, ни значения, ни ценности. Человек есть общественное существо в гораздо большей степени, нежели муравьи, пчелы или другие стадные животные, и именно это отличает его от всех других существ. Только человек способен различать добро и зло, справедливость и несправедливость, но вне государства не существует ни отношений, ни поступков, в которых проявлялись бы эти качества. Поэтому государство оказывается первичным по отношению к семье, и к роду, и к каждому отдельному человеку, как целое первично по отношению к своим частям. Например, рука, отделенная от тела, теряет возможность реализации своей главной функции, а значит, перестает быть собственно рукой, т. е. она остается рукой только по названию, но не по сути. Так и отдельно взятый человек в сравнении с государством.
Вопросы и задания к тексту
25.1.В чем Аристотель видит цель государства?
25.2.Каковы, по мнению философа, причины появления государства?
25.3.Кого Аристотель считает гражданами?
25.4.Гражданин существует для государства или государство для гражданина?
Как отвечает на этот вопрос философ? А как считаете вы?
26. Какую проблему поднимает автор высказывания?
А. «Мудрость для души – то же, что здоровье для тела» (Ф.де Ларошфуко)
Б. «Философия дала мне умение беседовать с самим собой» ( Антисфен из Афин).
В. «Надо стремиться к многомыслию, не многознанию» (Демокрит)
Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета
Дата публикации: 05.12.2019
Должность: учитель истории и обществознания
Населенный пункт: г. Тамбов
Итоговая работа по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
1.Кем впервые был введен в научный оборот термин «социология»?
а) М. Вебером; б) К. Марксом; в) О. Контом.
2. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы, рассматривая их в связи с общественным целым?
3. Что такое «гносеология»?
а) раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности;
б) совокупность религиозных доктрин о сущности Бога;
в) раздел философии, изучающий фундаментальные природы бытия.
4.Что означает в переводе на русский язык латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенциализм?
а) сущность; б) существование; в) бытие человека.
а) Сократ; б) Платон; в) Протагор.
6.Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
а) Платону; б) Гераклиту; в) Цицерону.
7. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал принцип «Cogito ergo sum», что означает в переводе с латинского «Мыслю, следовательно, существую»?
а) Г. Лейбниц; б) Р. Декарт; в) М. Монтень.
8.Какие формы правления Аристотель считал дурными, как бы выродившимися?
а) тиранию; б) олигархию; в) крайнюю демократию; г) все указанные выше.
9.Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным как правление лучших и благородных?
а) демократическое; б) аристократическое; в) олигархическое.
а) Китай; б) Индия; в) Вавилон.
11. Определите верные ответы и расставьте их в соответствующей иерархической последовательности. Социальная дифференциация древнеиндийского общества представлена следующими Варнами:
а) ванны; б) брахманы; в) общинники; г) кшатрии; д) вайшьи; е) шудры.
12.Для религии индуизма характерно:
а) метемпсихоз; б) представление о единственности земной жизни человека;
в) утверждается вечность души; г) утверждается ее смертность.
13. Определите неверный ответ. Этико-социальная доктрина конфуцианства сводится:
а) к следованию пути предков; б) справедливости вне зависимости от социального положения и старшинства;
в) послушанию старшим; г) подчинению социальной иерархии.
14. В чем секрет феноменального развития античных государства, искусства, науки? Почему «античность, несмотря на свою рабовладельческую природу, впервые засветила факел свободной личности» (А. Лосев)!
а) благодаря особым природно-климатическим условиям;
б) благодаря системе рабства, которое предоставило человеку досуг для свободных занятий;
в) благодаря длительному отсутствию войн и иноземных нашествий, тесным культурным связям с Египтом и Азией.
15. Какой голландский ученый первой половины XVII в., заложивший основы науки о государстве и праве, первым выдвинул идею общественного договора?
а) Б. Спиноза; б) Г. Гроций; в) Т. Гоббс.
16. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?
а) отношения собственности; б) отношения распределения; в) отношения обмена.
17.Что означает понятие «социология»?
а) учение об обществе как целостной системе; б) науку, изучающую человека;
в) науку, изучающую отдельные социальные группы общества.
18. Что такое «стоимость»?
а) индивидуальные затраты конкретного товаропроизводителя; б) цена товара, возникающая на рынке;
в) общественно необходимый труд, затраченный на производство товара.
19. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?
а) Аристотель; б) Т. Мор; в) Платон.
20. Кто автор теории прибавочной стоимости?
а) К. Маркс и Ф. Энгельс; б) А. Смит и Д. Рикардо; в) Т. Мор и Ф. Бэкон.
21. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.
а) идея установления диктатуры пролетариата; б) идея социалистической революции; в) идея равенства.
22.Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.
а) «Государь»; б) «История Флоренции»; в) «О гражданине».
23.В чем сущность теории прибавочной стоимости?
а) в получении предпринимателем прибыли;
б) прибавочная стоимость возникает лишь в условиях капиталистической эксплуатации наемного труда;
в) прибавочная стоимость является результатом неоплаченного наемного труда.
24.В Средние века получила развитие:
а) философия; б) античная культура; в) схоластика; г) расцвет искусства; д) литература.
25.Определите неверный ответ. Идеология славянофилов заключала в себе следующие принципы.
а) соборность б) индивидуализм в) идеализацию прошлого г) монархизм д) православность е) отмену крепостного права.
Итоговая работа по теме: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
1.Что означает понятие «социология»?
а) учение об обществе как целостной системе; б) наука, изучающая человека;
в) наука, изучающая отдельные социальные группы общества.
2. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?
а) явление; б) сущность; в) критерий.
3.Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого получило свое название философское течение XX в. экзистенционализм?
а) сущность; б) существование; в) бытие человека.
4. Когда впервые появился термин «социология»?
5. Кто сказал, что «человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, и не существующих в том, что они не существуют»?
а) Солон; б) Клеобул; в) Протагор.
6. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»?
а) Сенека; б) Сократ; в) Периандр.
7. Кто из французских философов, выражая свое отношение к церкви, призывал: «Раздавите гадину!»?
а) Ж.Ж. Руссо; б) Ф.М. Вольтер; в) Ж.О. Ламетри.
8.Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии.
а) Демокрит, Сократ; б) Фалес, Солон; в) Гераклит, Пифагор.
9. Какой класс общества Аристотель считал наиболее полезным?
а) аристократию; б) ремесленников; в) земледельцев.
10. Определите три правильных ответа. К памятникам древнеиндийской культуры относятся:
а) Махабхарата; б) Книга песен; в) Веды; г) Книга перемен; д) Упанишады; е) Эпос о Гильгамеше.
11. Определите два неверных ответа. К философским школам Древней Индии относятся:
а) веданта; б) йога; в) буддизм; г) джайнизм; д) даосизм; е) легизм.
а) свод боевых искусств; б) этические нормы; в) юридические нормы; г) сборник мифов.
13. Какая из мировых религий является наиболее ранней по своему происхождению?
а) христианство; б) ислам; в) буддизм.
14. Что означало слово «демократия» у древних греков?
а) власть народа; б) равные права; в) равные возможности.
15. Назовите одну из «неправильных» форм государства с точки зрения Аристотеля?
а) монархия; б) тирания; в) полития.
16. Назовите одного из представителей французского утопического социализма XVIII в.
а) Вольтер; б) Р. Оуэн; в) Ш. Фурье.
17. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства»?
а) цивилизация; б) политическая надстройка; в) общественно-экономическая формация.
18. Что такое «общественный договор»?
а) юридическое понятие заключения международных соглашений;
б) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми;
в) понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами.
19. Что марксизм понимает под социализмом?
а) первую (низшую) фазу коммунистической формации; б) разновидность империализма
в) общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом;
20. Назовите сторонников теории «общественного договора»:
а) Л. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах; б) Д. Дидро, Г. Гоббс, Ж.Ж. Руссо; в) Ж.Л. Гей-Люссак, К. Рупрехт, В. Гейзенберг.
21. Что является источником прибавочной стоимости?
а) неоплаченный труд наемных рабочих; б) неэквивалентный обмен на рынке
в) избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью;
22.Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?
а) «Утопия»; б) «Кодекс природы»; в) «Город солнца».
23.К. Маркс считал, что история человечества развивается по универсальной схеме, состоящей из пяти общественно-экономических формаций. По какому принципу он осуществлял это деление?
а) по уровню развития культуры; б) по отношениям собственности; в) по технологическим уровням.
24.Основы средневекового мировоззрения заложил:
а) Платон; б) Аристотель; в) Фома Аквинский; г) Аврелий Августин; д) Данте Алигьери; е) Франциск Ассизский.
а) к восприятию православного мира; б) укреплению монархии; в) изучению исторического прошлого;
г) познанию народного мировоззрения; д) изменению общественно-политического строя.
1.Как вы думаете, философские знания объективны или субъективны? Ответ обоснуйте.
2.Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что она изучает.
А. Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграцию, продолжительность жизни.
Б. Бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.
В. Происхождение и эволюцию человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
Г. Прошлое человечества в многообразии конкретных событии и фактов, закономерности развития общества.
Д. Поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания и т. д.
Е. Отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.
Ж. Взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества.
3. Производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.
3. Рефлексы делятся на врожденные и приобретенные
4. Кадровым рабочим человек становится к 30 годам
5. В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений
6. Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение
4. Кому принадлежат высказывания?
А. Объем прав, отошедших к государству после заключения «общественного договора», очень велик. Государь в общественных интересах может даже приносить в жертву жизнь своих подданных.
Б. Власть не должна концентрироваться в одних руках либо в одном органе. Необходимо разделение законодательной и исполнительной власти.
5. Установите соответствие между науками, в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким описанием.
А. Наука о строении организмов
Б. Наука, о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания
В. Наука о функциях, отправлениях организма
Г. Наука о биологической природе человека
Д. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности
Е. Наука, изучающая входящие а состав организмов химические вещества
Ж. Наука об обществе, отношениях людей и групп в нем
Тест по обществознанию на тему: «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».(10 класс, профильный уровень)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
10 класс. Профильный уровень.
А1. Кем впервые был введён в научный оборот термин «социология»?
М. Вебером 3) О.Контом
К. Марксом 4) Г. Лейбницем.
А2. Кто сформулировал следующую сентенцию: «Я знаю только то, что я ничего не знаю»?
Сенека 3) Аристотель
Сократ 4) Анаксимандр.
А3. Кастовый строй – общая черта многих древневосточных цивилизаций, но в одном государстве он проявился с наибольшей силой. Что это за государство Древнего Востока?
А4. Термин философия появляется:
в Древнем Китае 3) в Древнем Египте
в Древней Индии 4) в Древней Греции.
А5. Конфуцианство – это:
свод боевых искусств
А6. Назовите европейского философа, который относится к философии экзистенциализма
Фейербах 4) Гэлбрейт.
А7. Что марксизм понимает под социализмом?
Первую (низшую) фазу коммунистической формации
Общественно-экономическую формацию, следующую за капитализмом
А8. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?
«Город солнца» 4) «Кодекс природы».
Учение об обществе как целостной системе
Наука, изучающая человека
Наука, изучающая отдельные социальные группы общества
Учение о политическом устройстве общества.
А10. Что в переводе на русский язык означает латинское слово, от которого получила своё название философское течение XX в. экзистенциализм?
сущность 3) бытие человека
существование 4) стремление к бесконечности.
А11. Кто из великих философов изрёк, что «ничто так не поражает моё воображение, как звёздное небо над головой и нравственный закон во мне»?
Л. Фейербах 3) Г. Гегель
А12. Назовите одну из неправильных форм государства по Аристотелю
монархия 3) тирания
полития 4) аристократия.
А13. Назовите одного из представителей французского утопического социализма XVIII в.
А14. Какой голландский учёный первой половины XVII в., заложивший основы науки о государстве и праве, первым выдвинул идею общественного договора?
Б. Спиноза 3) Т. Гоббс
Г. Гроций 4) Дж. Локк.
А15. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?
Аристотель 3) Т. Кампанелла
А16. Кто автор теории прибавочной стоимости?
К. Маркс и Ф. Энгельс
А. Смит и Д. Рикардо
А17. Идею самобытности России, её принципиального отличия от стран Западной Европы провозглашали
славянофилы 3) социал-демократы
западники 4) кадеты.
А18. Одним из основателей философии технократизма является
А. Смит 3) Ф. Энгельс
Э. Бернштейн 4) Дж. Гэлбрейт.
А19. Понятие даосизм переводится как
Учение о благородном муже
А20. Первым источником философской мудрости Древней Индии стали
В1. Учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – Карме – является неотъемлемой частью …………….. …………….. философии.
В2. Вставьте пропущенные понятия: «А. Смит выделял три основных условия процветания государства:
невмешательство…………………………. в экономику;
отсутствие препятствий для развития ……………………. ………………………….. ».
В3. Установите соответствие между лидерами различных течений марксизма и их убеждениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) В. Ленин 1) Политика частичных реформ позволит капитализму постепенно трансформироваться в социалистическом направлении; «цель – ничто, движение – всё»
Б) Э. Бернштейн 2) Партия пролетариата является руководящей и направляющей силой, без которой невозможно завоевание диктатуры пролетариата и построение коммунистического общества.
В4. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
психология А) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни
социология Б) поведение животных и человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания.
демография В) взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальная структура общества.
В5. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к философским школам Древней Индии.
Веды, Упанишады, карма, дао, четыре благородные истины.
Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С3.
Платон – древнегреческий философ и социальный мыслитель, один из основоположников политической науки. Разрабатывал модель идеального государства. Одной из наиболее известных работ стало «Государство».
Сейчас мы лепим в нашем воображении государство, как мы полагаем, счастливое, но не в отдельно взятой его части, не так, чтобы лишь кое- кто был в нём счастлив, но так, чтобы оно было счастливо всё в целом».
С1. Что понимается в документе под несправедливостью и справедливостью?
С2. Согласны ли вы с авторской позицией о причинах появления законов? Свой ответ поясните.
С3. Что для автора важнее – человек или государство? Как вы думаете, почему?
Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
10 класс. Профильный уровень.
учение об обществе как целостной системе
науку, изучающую человека
науку, изучающую отдельные социальные группы общества
учение об общественно-экономической формации.
А2. Кто из великих философов в качестве девиза своей философии сформулировал принцип «cogito ergo sum», что означает в переводе с латинского «мыслю, следовательно, существую»?
Г. Лейбниц 3) М. Монтель
Р. Декарт 4) Дж. Локк.
А3. Что в марксизме определяется как «исторический тип общества, основывающийся на определённом способе производства»?
юридическое понятие заключения международных соглашений
философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти соглашением между людьми
понятие, означающее соглашение между двумя национальными государствами
разновидность договора, который устанавливается между юридическими лицами.
А5. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма.
идея установления диктатуры пролетариата
идея социалистической революции
идея классовой борьбы.
А6. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.
«Государь» 3) «О гражданине»
«Кодекс природы» 4) «Город солнца».
А7. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?
экзистенциализм 3) неотомизм
неокантианство 4) технократизм.
А8. Какое суждение верно? Г. Спенсер выделил следующие типы общества:
А. Военное, с принудительным сотрудничеством.
Б. Промышленное, с добровольным сотрудничеством.
1) верно только А 3 ) верно и А, и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А9. Назовите самых первых древнегреческих мыслителей, давших начало древнегреческой философии.
Демокрит, Сократ 3) Гераклит, Пифагор
Фалес, Анаксимен 4) Платон, Аристотель.
А10. Назовите одну из правильных форм государства по Аристотелю
монархия 3) тирания
олигархия 4) охлократия.
индивидуальные затраты конкретного товаропроизводителя
цена товара, возникающая на рынке
о бщественно необходимый труд, затраченный на производство товара
разница между затратами на производство товара и ценой, по которой товар продаётся.
А12. Что утверждает социологическая концепция технократизма?
неизбежность победы научно-технической революции
необходимость установления власти инженеров и технических специалистов, осуществляемой в интересах всего общества
необходимость подчинения всей жизни общества научному прогнозированию и регуляции
необходимость модернизации всех сторон жизни общества.
А13. Что является источником прибавочной стоимости?
неоплаченный труд наёмных рабочих
избыток стоимости над первоначальной авансированной стоимостью
неэквивалентный обмен на рынке
стремление капиталиста к сверхприбыли.
А14. До К. Маркса теория трудовой стоимости была разработана в трудах:
У. Петти 3)А. Смита и Д. Рикардо
Т. Гоббса 4) Д. Дидро и Ж.Ж Руссо.
А15. К. Маркс и Ф. Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества:
нравственное совершенство человека
А16. И западники, и славянофилы были:
монархистами 3) социалистами
либералами 4) революционерами.
А17. Какому понятию соответствует данное определение:
«Течение философской мысли, в основе которой лежит доктрина о том, что Россия есть Евразия, третий срединный континент, эпоха господства Запада должна смениться лидерством Евразии»?
западничество 3) деизм
славянофильство 4 ) евразийство
А18. Теория, по которой человек для реализации своих естественных прав может выступать партнёром государства, отдавая часть своих прав в обмен на обеспечение государством его безопасности и собственности
теория коллективного договора
теория общественного договора
А19. Социалистом-утопистом не является
Т. Кампанелла 3) Ф. Бекон
Э. Бернштейну 3) А. Сен-Симону
А. Смиту 4) Вольтеру
В1. Вставьте слова вместо пропусков.
Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия изучают человека как………………….. организм.
В2. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Экономика А) прошлое человечества в многообразии конкретных событий и фактов, закономерности развития общества.
Этнография Б) производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, систему рыночных отношений.
История В) бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, расселения и взаимоотношений.
В3. Перед вами суждения. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие – психологии. Соотнесите суждения и название науки.
Социология А) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.
Психология Б) Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.
В) Рефлексы делятся на врождённые и приобретённые.
Г) Кадровым рабочим человек становится к 30 годам.
В4. Вставьте пропущенное слово:
В5. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к философским школам Древнего Китая.
Инь, ян, дао, сын Неба, карма, благородный муж.
Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.
Н. Макиавелли «Государь».
«Может возникнуть спор, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись. Говорят, что лучше всего, когда боятся и любят одновременно; однако любовь плохо уживается со страхом; поэтому если уж приходится выбирать, то надёжнее выбирать страх. Ибо о людях в целом можно сказать, что они не- благодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность и влечёт нажива; пока ты делаешь им добро, они твои всей душой, обещают ничего для тебя не щадить: ни крови, ни жизни, ни детей, ни имущества, но когда у тебя появится в них нужда, они тот час от тебя отвернутся. И худо придётся тому государю, который, доверяясь их посулам, не примет никаких мер на случай опасности. Ибо дружбу, которая даётся за деньги, а не приобретается величием и благородством души, можно купить, но нельзя удержать, чтобы воспользоваться ею в трудное время. Кроме того, люди меньше остерегаются обидеть того, кто внушает им любовь, нежели того, кто внушает им страх, ибо любовь поддерживается благодарностью, которой люди, будучи дурны, могут пренебречь ради своей выгоды, тогда как страх поддерживается угрозой наказания, которой пренебречь невозможно.
Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся – по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого; важно лишь ни в коем случае не навлекать на себя ненависти подданных».
С1. Каково отношение автора к людям?
С2. Согласны ли вы с мнением автора о соотношении любви народа к государю и страху перед ним? Приведите примеры.
С3. Какой правитель признаётся мудрым?
С4. О каких типах управления государством идёт речь и как они были представлены в мировой истории?
Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
10 класс. Профильный уровень.
А1.Что такое гносеология?
Раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности.
Совокупность религиозных доктрин о сущности Бога.
Раздел философии, изучающий фундаментальную природу бытия.
Христианские нравственные ценности.
А2. Верны ли следующие суждения о мифологическом сознании?
А. Всё, что непосредственно воздействует на ум, волю и чувство есть реальность.
Б. Мифологическому сознанию древних народов было присуще восприятие мира как арены борьбы сил божественных и демонических, космических и хаотических.
1) верно только А 3 ) верно и А, и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А3. Какой тип государственного устройства Платон считал идеальным, как правление лучших и благородных?
демократическое 3) олигархическое
аристократическое 4) теократическое.
А4. Верны ли следующие суждения о древних мифах?
А. В древних мифах выделяется идея творения.
Б. Древние мифы основаны на идее развития.
1) верно только А 3 ) верно и А, и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны.
А5. Какие отношения К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли как основные в производственных отношениях?
Отношения с государством.
А6. Какое суждение верно? По мнению экзистенциалистов, человек обретает свою сущность:
А. После рождения, т.е. его природа заранее задана.
Б. Человек делает себя сам.
1) верно только А 3 ) верно и А, и Б
2 ) верно только Б 4) оба суждения неверны
А7. Какому понятию соответствует данное определение:
«Самая древняя и фундаментальная наука, устанавливающая наиболее общие закономерности развития природы и общества»?
история 3) экономика
философия 4) политология
А8. Какую философскую категорию применяют для обозначения внутреннего содержания предмета, выражающегося в единстве всех его многообразных свойств и отношений?
явление 3) критерий
сущность 4) абстрагирование.
А9. Какая наука изучает общество как целостную систему, а также отдельные социальные институты, процессы, группы рассматривая их в связи с общественным целым?
социология 3) политология
политэкономия 4) социальная психология.
А10. В каком столетии впервые появляется термин социология?
в XV 2) в XVII 3) в XIX 4) в XX.
А11. Кто из французских философов, выражая своё отношение к церкви, призывал: «Раздавите гадину!»?
Ж.Ж. Руссо 3) Д. Дидро
Вольтер 4) Ж.О. Ламетри
А12. Какая из указанных религий возникла позже других?
христианство 3) буддизм
А13. Какому понятию соответствует данное определение:
«Стоимость, созданная трудом рабочего в прибавочное время, результат неоплаченного капиталистами труда рабочего»?
стоимость рабочей силы.
А14. Назовите философа, который был сторонником философии экзистенциализма
Сартр 2) Гелбрейт 3) Гегель 4) Фейербах.
А15. Назовите сторонников теории «общественного договора»
А. Руге, Б. Бауэр, Л. Фейербах
Д. Дидро, Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо
Ж.Л. Гей-Люссак, К. Рупрехт, В. Гейзенберг
О. Конт, Г. Спенсер, А. Смит.
А16. Т. Гоббс называл догосударственное состояние общества
дикостью 3) войной всех против всех
варварством 4) первобытным обществом.
А17. Идеология славянофилов включала в себя следующий принцип:
А18. В соответствии с марксистской теорией главной производительной силой любого общества являются:
люди, обладающие знаниями и трудовыми навыками
люди, находящиеся на государственной службе
люди, обладающие частной собственностью
люди, относящиеся к наиболее революционному классу – пролетариату.
А19. К философам-просветителям не относится :
Вольтер 3) Монтескье
А20. На смену капитализму, согласно теории К. Маркса, должна прийти новая общественно-экономическая формация
социалистическая 3) цивилизационная
технократическая 4) коммунистическая.
В1. Вставьте пропущенные понятия.
К. Маркс считал, что общество развивается по следующим законам:
1) …………… ………………. определяет общественное сознание.
2) решающую роль в жизни общества играет……………………. производство.
3) производственные отношения должны соответствовать характеру и уровню…………………..
В3. Подберите для каждой науки из левой колонки определение, стоящее в правой. Помните: определение науки отвечает на вопрос о том, что изучает данная дисциплина.
НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Антропология А) отношения господства и подчинения, государственное устройство и институты власти, режимы правления.
Политология Б) народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни.
Демография В) происхождение и эволюция человека, образование человеческих рас, нормальные вариации физического строения человека.
В4. Перед вами суждения. Одни из них, несомненно, принадлежат социологии, а другие – психологии. Соотнесите суждения и название науки.
Социология А) В экстремальной ситуации ускоряются процессы принятия решений.
Психология Б) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.
В) Элита – высший слой, занимающий ключевые позиции в какой-либо сфере общества.
Г) Рефлексы делятся на врождённые и приобретённые.
В5. Ниже приведены имена философов. Все они, за исключением одного, относятся к философам Древней Греции.
Фалес, Анаксимен, Конфуций, Платон, Сократ, Аристотель.
Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.
Человека, живущего вне государства, можно сравнить с одинокой пешкой на шахматной доске, не имеющей без окружающих фигур ни смысла, ни значения, ни ценности. Человек есть общественное существо в гораздо большей степени, нежели муравьи, пчёлы или другие стадные животные, и именно это отличает его от всех других живых существ. Только человек способен различать добро и зло, справедливость и несправедливость, но вне государства не существует ни отношений, ни поступков, в которых проявлялись бы эти качества. Поэтому государство оказывается первичным по отношению к семье, и к роду, и к каждому отдельному человеку, как целое первично по отношению к своим частям. Например, рука, отделённая от тела, теряет возможность реализации своей главной функции, а значит, перестаёт быть собственно рукой, т.е. она остаётся рукой только по названию, но не по сути. Так и отдельно взятый человек в сравнении с государством».
С1. В чём Аристотель видит цель государства?
С2. Каковы, по мнению философа, причины появления государства?
С3. Кого Аристотель считает гражданами?
С4. Гражданин существует для государства или государство для гражданина? Как отвечает на этот вопрос философ? А как считаете вы?
Тест №1 по теме «Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность».
10 класс. Профильный уровень.
А1. Основными источниками понимания окружающего мира на ранней стадии до государственного общественного развития были
законы 3) религиозные нормы
мифы 4) моральные нормы.
Нептун 2) Прометей 3) Ахилл 4) Геракл.
А3. Закончите предложение. Йога является одним из способов освобождения души, цель которого
Продемонстрировать свои чудесные способности
Поразить воображения окружающих
Достичь состояния, которое поможет освобождению души от пут кармы
Соединиться с мировым разумом.
А4.Автор тезиса: «Справедливое государство – это то, которым руководят одарённые, хорошо подготовленные, высоконравственные люди, способные мудро управлять государством».
Аристотель 2) Конфуций 3) Платон 4) Эпикур.
А5. Аристотель считал, что опорой государства должны быть
низшие слои общества
средние слои общества
высшие слои общества
одарённые личности – философы.
А6. Автор труда «Об общественном договоре»
Т. Гоббс 2) Дж. Локк 3) Ж.Ж. Руссо 4) Ш. Монтескье.
А7. Теория, предполагающая постепенный переход государственного управления в руки инженерно-технической интеллигенции
технократизм 3) энергетизм
экзистенциализм 4) социализм.
А8. Как называется труд Т. Гоббса, в котором он изложил взгляды на общество и государство и развил идею «общественного договора»?
«О государстве» 3) «О праве войны и мира»
«Левиафан» 4) «Город солнца».
А9. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?
Аристотель 2) Платон 3) Т. Мор 4) Т. Кампанелла.
А10. Какое понятие соответствует следующему определению:
«Пограничная дисциплина, которая исследует поведение человека, его чувства и мотивацию в групповой ситуации, изучает социальную базу формирования личности»?
социология 3) философия
психология 4) социальная психология.
М. Вебером 2) К. Марксом 3 ) О. Контом 4) А. Смитом.
А12. Кому принадлежит следующее высказывание «В одну и ту же реку нельзя войти дважды»?
Платону 2) Гераклиту 3) Цицерону 4) Эпикуру.
А13. Что означало слово демократия у древних греков?
равные права 3) власть народа
равные возможности 4) власть избранных.
А14. К памятникам древнеиндийской культуры относится:
Упанишады 3) Тибетская книга мёртвых
Эпос о Гильгамеше 4) Книги Царств.
А15. Какое понятие соответствует следующему определению:
«Историческая ступень общественного развития, основанная на определённом способе производства, со своим базисом и надстройкой»?
А16. Назовите одного из представителей французского утопического социализма XVIII в.
Р. Оуэн 2) Вольтер 3) Ш. Фурье 4) Т. Мор.
А17. Назовите наиболее известное произведение Н. Макиавелли, в котором он описывает способы создания сильного государства.
А18. Как монах Т. Кампанелла назвал книгу, в которой он изложил свой проект идеального общественного устройства?
А19. Какому понятию соответствует следующее определение: «Описание профессии, информация о её особенностях и особенностях профессиональной деятельности»?
профессиограмма 3) резюме
А20. Какое философское направление объединяет эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер?
экзистенциализм 3) неогегельянство
неокантианство 4) технократизм.
В2. Согласно взглядам В. Соловьёва, историю олицетворяют три силы:
Социология А) Чем выше уровень образования, тем больше шансов на социальное продвижение.
Психология Б) Мышление менеджера стереотипное, а предпринимателя – инновационное.
В) Рефлексы делятся на врождённые и приобретённые.
Г) кадровым рабочим человек становится к 30 годам.
В4. Установите соответствие между науками, в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким описанием.
НАУКА КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
Педагогика А) наука, о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.
Философия Б) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.
Биохимия В) наука о воспитании и обучении.
В5. Ниже приведены имена общественных деятелей России XIX в. Все они, за исключением одного, относятся к славянофилам.
А.С. Хомяков, К.С. Аксаков, Т.Н. Грановский, И.В. Киреевский.
Найдите и укажите термин, выпадающий из общего ряда.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С4.
Т. Гоббс «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского».
«При отсутствии гражданского состояния всегда имеется война всех против всех. Отсюда очевидно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех. Ибо война есть не только сражение, или военные действия, а промежуток времени, в течение которого явно сказывается воля к борьбе путём сражения.
Состояние войны всех против всех характеризуется так же тем, что при нём ничто не может быть несправедливым. Понятия правильного и неправильного, справедливого и несправедливого не имеют здесь места. Там, где нет общей власти, нет закона, а там, где нет закона, нет справедливости. Сила и коварство являются на войне двумя кардинальными добродетелями. Указанное состояние характеризуется также отсутствием собственности, владения, отсутствие точного разграничения между моим и твоим. Каждый человек считает своим лишь то, что он может добыть, и лишь до тех пор, пока он в состоянии удержать это.
Цель государства – главным образом, обеспечение безопасности. Конечной причиной, целью или намерением людей (некоторые от природы любят свободу и господство над другими) при наложении на себя уз (которыми они связаны, живя в государстве) является забота о самосохранении и при этом о более благоприятной жизни. Иными словами, при установлении государства люди руководятся стремлением избавиться от бедственного состояния войны, являющегося необходимым следствием естественных страстей людей там, где нет видимой власти, держащих в страхе под угрозой наказания, принуждающей их к выполнению соглашений и соблюдению естественных законов.
Такая общая власть, которая была бы способна защищать людей от вторжения чужеземцев и от несправедливостей, причиняемых друг другу и доставить им ту безопасность, при которой они могли бы кормиться от трудов рук своих и от плодов земли и жить в довольстве, может быть воздвигнута только одним путём, а именно сосредоточением всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю. В этом человеке или собрании лиц состоит сущность государства, которая нуждается в следующем определении: государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путём взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтёт необходимым для их мира и общей защиты».
С1. Как называется теория происхождения государства, основы которой выражены в тексте?
С2. Как зависимы понятия «война против всех», «государство», «гражданское состояние», «власть»?
С3. Почему в определении сущности государства Гоббс использует понятие «единое лицо»? Какую существенную сторону функционирования государства определил философ, используя это образное выражение?
С4. Объясните, какая функция государства более важна: 1) поддержание справедливости, 2) поддержание мира, 3) согласование интересов населения, 4) развитие частной инициативы.