Как называют ученого изучающего птиц
Кто такой орнитолог
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В мире существует огромное количество профессий, и мы не всегда знаем, чем занимаются люди, выбравшие некоторые из них.
Поэтому сегодня немного расширим свой кругозор и поговорим о том, кто такие орнитологи.
Чем занимается орнитолог
В переводе с древнегреческого «орнитология» означает «учение о птицах». Следовательно, человек, изучающий птиц, называется орнитологом.
Данное направление является одной из специализаций биологии и зоологии.
Орнитолог занимается исследованием:
Специальность орнитолога очень важна для науки и для сохранения редких популяций птиц. Заниматься изучением пернатых могут не только люди с профессиональным образованием, но и добровольцы-любители, которые по велению души наблюдают за птицами, а также способствуют их сохранению.
Методы исследований в орнитологии
Основной метод изучения жизни семейства пернатых – наблюдение. Для того, чтобы идентифицировать исследуемых особей, применяют метод кольцевания (мечения).
Он заключается в том, что на лапку дикой птицы надевают кольцо, на котором указан номер, а затем ее отпускают и она продолжает жить своей обычной жизнью. При отлове окольцованной особи орнитолог считывает код, записанный на метке, и узнает: где и когда данный представитель пернатых был окольцован.
Такой метод позволяет:
Очевидно, что выполнять такую объемную работу в одиночку или в отдельно взятом государстве невозможно. Поэтому для проведения полноценных исследований в 1963 году была создана специальная международная структура – EURING (Европейский Союз Кольцевания Птиц). Ее целью стала организация и стандартизация кольцевания пернатых в международном масштабе.
Метки, наносимые на кольца, представляют собой унифицированные коды, занесенные в единый банк данных. Это позволяет ученым из разных стран получать большой объем информации о каждой окольцованной особи и, следовательно, о ее сородичах.
Но наблюдение – это еще не все. После сбора информации орнитологи анализируют входные данные и систематизируют их. Проведенная работа позволяет сделать множество выводов о численности, особенностях, распространении и поведении популяции.
Где получить специальность орнитолога и где работать
Как уже говорилось, наблюдать за птицами можно и без специального образования. Но тем, кто хочет посвятить этому делу всю свою жизнь, все же следует получить высшее профильное образование. Это можно сделать на биологических факультетах в следующих ВУЗах:
Орнитологи-профессионалы, как правило, трудоустраиваются в таких учреждениях:
Следует отметить, что размер заработной платы специалистов данного профиля оставляет желать лучшего. Поэтому без любви к своей будущей профессии задумываться о получении специальности орнитолога не стоит. Это работа для подвижников, для которых изучение птиц важнее материальных благ.
» alt=»»>
Автор статьи: Елена Копейкина
Кто такой орнитолог?
Всего получено оценок: 182.
Всего получено оценок: 182.
Для биологической науки, которая изучает животных в целом, их распространение, значение для природы и человека, есть одно определение — зоология. Зоология делится на разделы, каждый из которых изучает отдельную группу животных: ихтиология (рыбы), герпетология (земноводные и рептилии) орнитология (птицы). В статье рассмотрим, чем занимается орнитолог.
Что изучает орнитология
Оорнитология (от греч. ornis — птица и logos — учение) — раздел зоологии позвоночных животных, который изучает птиц. Буквально можно перевести как «птицеведение» или, более благозвучно, «учение о птицах». Орнитология изучает птиц не только с точки зрения внешнего, внутреннего строения, поведения, распространения, но и с позиции использования их в хозяйственной деятельности человека. Ученые и специалисты, изучающие вопросы, связанные с орнитологией, называются орнитологами.
Чем занимается орнитолог
Перечислим кратко, какими исследованиями занимается орнитолог:
Орнитолог как специалист, учёный, играет важную роль в науке и в деле сохранения редких видов птиц.
Рис. 2. Наблюдение за птицами.
Изучать пернатых, наблюдать за их жизнедеятельностью могут не только профессиональные орнитологи со специальным образованием, но и добровольцы, которые не просто любят наблюдать за птицами, но и делают свой вклад в сохранение их популяций.
Основным методом изучения жизнедеятельности птиц остаётся наблюдение. Достичь большей точности позволяет мечение пернатых особей методом кольцевания. На лапку пойманной дикой птицы надевается пронумерованное кольцо, затем её отпускают, и она продолжает привычный образ жизни. Когда окольцованная особь попадет в поле зрения орнитологов в другое время и в другом месте, по номеру на метке они узнают место и дату кольцевания.
Метки, которые наносятся на кольца, являются унифицированными кодами, зарегистрированными в едином банке данных. Благодаря этому учёные разных стран получают доступ к большому объему данных о каждой окольцованной птице и, соответственно, о популяции, к которой она принадлежит.
О том, кто такой орнитолог, можно подготовить доклад на урок биологии в 5 классе.
Что мы узнали?
Изучением птиц занимается орнитология, один из разделов зоологии. Специалисты в области этой науки называются орнитологами. Они занимаются всесторонним изучением птиц, среды их обитания, ведут природоохранную работу.
К вопросу о развитии отечественной орнитологии и астраханской орнитологической школы В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.
Что за наука орнитология
Орнитология — это одна из отраслей зоологии, изучающая птиц. Объект изучения этой науки — физиология птиц, их морфология, систематика и распространение их по территориям. Говоря простыми словами, орнитология — наука о птицах. Первые орнитологические исследования проводились в четвёртом веке Основателем учения о птицах принято считать древнегреческого философа и учёного Аристотеля. Именно в его трудах впервые было описано анатомическое строение птиц и их простейшая классификация. Деятельность орнитологов очень разнообразна. Исследования этой науки включают в себя:
Мероприятие сопровождается презентацией PowerPoint.
Орнитология – наука о птицах
В занятиях наукой, как известно, есть своя эстетика, как и во всякой прочей деятельности человека. Так вот, хорошо, когда эстетика содержится не только в поиске, в процессе познания и подобных вещах. Эстетика должна быть и в объекте изучения. Поэтому, мне кажется, значительный процент важных исследований в биологии и был сделан в двух областях: в орнитологии и в энтомологии. Букашки, как и птицы, с детства нравятся людям.
Правда, любить можно и крупных млекопитающих. Но что касается науки о млекопитающих, то многие выводы мешает делать их относительная малочисленность. Вы за свою жизнь можете, допустим, сто раз увидеть тигра, сделать прекрасные работы по его общей биологии или поведению. И не больше. Другое дело, когда вы имеете дело с муравьями, мухами. У энтомологов самая мощная часть работ сделана на бабочках, жуках, мухах. Генетика расцвела на дрозофилах. Правда, это другой случай: там выбирался удобный объект для определенных исследований. Вот и зяблик, с которым мы работаем, — это все тот же случай: одна из орнитологических «дрозофил» для изучения миграции. Мы своего фрингиллу — то есть зяблика по-латыни — взяли потому, что он легко живет в неволе, потому что у нас этих птиц много, что их много везде: это самый массовый вид в Европе. Первый вид по численности.
Вообще-то говоря, птиц на Земле немногим больше, чем млекопитающих, но все дело в том, что мы не часто видим млекопитающих, а объект, который от вас прячется, нельзя хорошо узнать. Птицы же попадаются нам повсюду, за ними обычно легко и приятно наблюдать, они перед глазами. Куда вы не взглянете, везде — в городе, в селе, в степи, в лесу, в пустыне — вы почти наверняка найдете птицу. Наконец, мир птиц, как это ни странно, гораздо более понятен нам, млекопитающим, чем мир млекопитающих, потому что у птиц два источника информации — зрение, в том же диапазоне волн, что и у нас, и слух — почти такой же, как наш. То, что они видят и слышат, то и мы видим и слышим.
У насекомых или млекопитающих может играть первостепенную роль обоняние. И вы будете ставить вроде бы чистые опыты, но на самом деле они будут не чистыми, потому что трудно контролировать то, о чем просто не подозреваете. Как, например, работать с существом, которое обоняет, например, за три километра самку, которую вы и разглядеть то не можете?
Наконец, птицы вынуждены в силу своего образа жизни быть во многих отношениях рекордсменами. Очень многие свойства у них развиты до предела. И энергетика, и чувство времени. Так что это еще и выгодный объект: изучать рекордсменов во многих смыслах интересно.
Словом, я хотел доказать, что орнитологами делаются люди, любящие птиц с детства и с детства больше знающие о них.
Ход игры
Вступление. Звучит песня «Вы слыхали, как поют дрозды?» Ведущий:А кто из вас действительно знает, как поют дрозды? Давайте послушаем вместе песнь певчего дрозда. Слайд 2.
Не пугайте резвых птичек! Пусть они вокруг порхают. Крылья их при ярком свете, Словно радуга сверкают. Вы послушайте их песни, Что поют они на воле! Ведь певуньи украшают Нам леса, сады и поле. И в работе очень важной Нам полезны эти крошки: Истребляя на растеньях Червяков и вредных мошек, И сады, и нивы наши Нам они оберегают. Не пугайте ж резвых птичек! Пусть они вокруг летают! (С. Степанов)
Успехов вам, и пусть победит сильнейший! 1. Представление команд (название, эмблема, девиз). ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
2. РАЗМИНКА – викторина. Право ответа – поднятая рука. За выкрики с мест – штраф. 3. Слайд 28. КРОССВОРД «Семь С» — Заполните кроссворд названиями птиц, начинающихся с буквы С.
(Примеры названий птиц: СЫЧ, СИП, СОВА, СТРИЖ, СОЙКА, СОРОКА, СИНИЦА, СТРАУС, СНЕГИРЬ, СКВОРЕЦ) Во время заполнения кроссворда командами проводится игра со зрителями. Отгадавшие получают жетоны (картонные фигурки птиц), которые они смогут в конце игры обменять или на конфеты, или на дополнительные очки для любой команды. ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ – загадки (Слайды 29-34) Все время стучит, Деревья долбит. Но их не калечит, А только лечит. (Дятел) Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) Это старый наш знакомый, Он живет на крыше дома – Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крошки собирает, По полям ночует, коноплю ворует. (Воробей) В воде купался, а сухим остался. (Гусь). Почему? Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница. Впереди корабль идет, За собою их ведет. Весел нет у малых лодок, А кораблик больно ходок: Вправо, влево, взад, вперед Всю ватагу повернет. (Утка с утятами)
4. Слайд 35. Задание «ОТГАДАЙ ПТИЦУ» — По первым буквам названий птиц составьте название крупной птицы. (Например: Иволга, Журавль, Чайка – ЧИЖ) Птицы на экране: Аист, Синица, Скворец, Удод, Тетерев, Рябчик — СТРАУС Слайд 36.Африканские страусы. Слайд 37.На страусиной ферме. 5. Слайды 38-43. КОНКУРС КАПИТАНОВ. Найдите в предложении птицу. (Например: У тигра чесался нос. — ГРАЧ)
6. «СВОЯ ИГРА» — команды сами выбирают вопросы из различных тем различной стоимостью (1, 3 или 5 баллов) Слайды 44-59 А. Пример для подражания:
Г. О птицах в стихах 1 б. Так беззаботно, на лету Он щедро сыплет трели, Взвиваясь круто в высоту С земли — своей постели. Среди колосьев он живет. Его домишко тесен, Но нужен весь небесный свод Ему для звонких песен. (Жаворонок) 3 б. В голубенькой шапочке, бурой сорочке, В саду, где набухли на яблоньке почки, Он ёжится, зябнет на ветке росистой, Но песни не бросит певец голосистый. На яблоньке звонко поёт, не смолкая, Встречая зарю долгожданную мая. (Зяблик) 5 б. Фи-тиу флейтой на рассвете У речки слышен звук высокий… И наклоняет иву ветер И прячется в густой осоке, Чуть свет блеснёт, она задорно Уже поёт на ветке тонкой. Два цвета: золотое с чёрным Пестрят в наряде птицы звонкой. Вспугни её хотя б немножко, — «Фи-тиу» в «мяу» обернётся, За что она «лесною кошкой» Народом исстари зовётся. (Иволга)
7.Слайд 60.«СКАЗОЧНЫЙ» конкурс. За одну минуту вспомните сказки, в которых птицы служили транспортным средством. Слайд 61. «Гуси-лебеди», «Путешествие Нильса с дикими гусями», «Дикие лебеди», «Дюймовочка», «Лягушка-путешественница» Слайды 62-66.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Берегите птиц» — чтение стихотворений под пение птиц. Слайды 67-68.Подведение итогов игры. Награждение победителей. Можно организовать конкурс лучшего игрока и вручить ему грамоту и приз в виде фигурки совы. Слайд 69.ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ:
Несомненно, должна присутствовать работа орнитолога. Орнитолог — кто это? Чем он занимается? Что изучает наука орнитология? На все эти вопросы мы с вами обязательно найдем ответы.
Орнитолог — кто это?
Как мы смогли заметить, орнитология — естественная наука, полностью основывающаяся на общении с природой. Из определения нетрудно догадаться, что орнитолог изучает птиц. Работа орнитолога связана с постоянным наблюдением. Люди этой профессии изучают птиц в разной среде их обитания. Это могут быть естественные условия — леса, луговые просторы, рощи, где птицы живут в непосредственной близости к природе. Также орнитологические исследования касаются птиц, приспособившихся к жизни в больших городах, где они вынуждены изменять свои природные повадки, чтобы существовать в симбиозе с человеком и продуктами его жизнедеятельности.
Результаты трудов орнитолога позволяют нам больше узнать об окружающей нас природе, увидеть, как удивительна и разнообразна фауна Земли. Проводимые исследования должны давать нам новые знания, удивлять, а также мотивировать сохранять и защищать жизнь на нашей планете. Среди тружеников этой науки есть также и врач-орнитолог. Кто это, нетрудно догадаться. Это специалист, занимающийся лечением пернатых — как птиц, живущих в дикой природе, так и тех, которые содержатся в домашних условиях.
Что изучает орнитология?
Но это не значит, что орнитолог — только свободный художник, который занимается наукой ради счастья видеть летящую птицу. Нельзя сказать, что орнитология лишь интеллектуальное развлечение. Многие общебиологические идеи рождены орнитологами или базируются на данных, полученных на птицах, — эволюционное учение, зоогеография, этология, многие разделы экологии.
Например, один из фундаментов экологии — демография животных; без нее невозможно понимание того, как построена популяция, как она действует как самоорганизующаяся система. И вот тут одно дело, когда вы работаете с популяцией, скажем, наших зябликов, где почти все птицы с рождения имеют кольца-паспорта, многократно в течение жизни попадаются и проверяются и где с одинаковой интенсивностью кольцевание продолжается уже в течение девятнадцати лет при максимальной продолжительности жизни зяблика всего в одиннадцать лет. Тогда вы можете обрабатывать демографические сведения об этой популяции так же точно, как данные по городу с налаженным учетом, где все известно: кто умер, кто уехал, кто на ком женился, сколько детей родилось…
Какими качествами должны обладать люди этой профессии
В орнитологии, как и в любой профессии, нужно иметь определённые личностные свойства, которые помогают достигать высоких результатов. Хороший орнитолог — кто это, какими качествами он обладает? Это:
Пожалуй, самым главным качеством, которое должно присутствовать у любого орнитолога, можно назвать особенно к птицам. Только человек, искренне интересующийся жизнью пернатых, будет получать удовольствие от исследований, сделает правильные выводы, а может, даже новые научные открытия. Профессия орнитолог — одна из специфических. Нельзя быть хорошим орнитологом и одновременно не любить свою работу. Только тот, кто уверен в своём выборе профессии и готов полностью посвятить свою жизнь изучению птиц, обязательно достигнет успехов в орнитологии.
Как изучают птиц
Самый простой и распространенный метод — обычное наблюдение или бердвотчинг. Это делают на природе, когда птицы находятся в свой естественной среде обитания. Часто используют бинокль, чтобы они не чувствовали себя в опасности.
Бердвотчингом занимаются не только ученые, изучающие птиц. Существует также любительская орнитология, когда наблюдают просто для удовольствия. Особенно это распространено в западных странах. Но даже от хобби бывает польза: часто именно любители случайно открывают новые виды птиц.
Чтобы изучить миграцию, продолжительность жизни, изменение численности вида, используют метод кольцевания птиц. Для этого отлавливают дикую птицу, надевают на нее кольцо с номером и отпускают. Потом снова ее ловят или находят тело с кольцом, на основании чего делают выводы.
Кольцо надевают не на одну птицу. Для этого необходимо выбрать определенное количество пернатых. Например, на одну из тысячи. Иначе невозможно будет понять, как изменилась численность.
К чему здесь Джеймс Бонд
Джеймс Бонд — известный орнитолог из Филадельфии. Он изучал карибскую фауну, и в 1936 году была опубликована его книга «Птицы Вест-Индии». Изданные им научные труды стали фундаментальными в области орнитологии. То, что популярный супершпион, герой двадцати пяти фильмов носит такое же имя, отнюдь не совпадение. Автор шпионских детективов занимался изучением птиц и, выбирая прозвище для главного персонажа своего романа, позаимствовал имя автора одной из книг по орнитологии, таким образом прославив его.
Общедоступная орнитология
Трудно спорить с тем, что наблюдение за птицами — интересное занятие. В связи с этим возникает такое понятие, как любительская орнитология. Эту общедоступную, увлекательную деятельность выбрали своим хобби многие любители естественных наук.
Легко наблюдать за птицами просто из окна своей квартиры, используя бинокль. Ещё больше можно увидеть, выйдя на прогулку в городской парк. Иногда почитатели орнитологии организовывают совместные поездки за город в целях наблюдения за пернатыми. Для фиксирования результатов таких кустарных исследований используются фотоаппараты и видеокамеры. Викторина – игра «Знатоки» по теме « Птицы нашего края». Разработала учитель МБОУ « СОШ №2 с УИОП» Булдакова Е.А. 2021 г. Викторина-игра «Знатоки» по теме « Птицы нашего края». Цели: проверить и углубить полученные знания учащихся 2 класса на уроках окружающего мира по теме “Разнообразие животных” о птицах родного края, их пользе- выявить лучших знатоков пернатых друзей- продолжить развивать память, мышление, расширять кругозор, эрудицию- воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Оборудование: таблички с цифрами от 1 до 8, грамзаписи с голосами птиц, призы для участников, диплом для победителя, грамоты для участников, жетоны-звёзды, изображения птиц, табло с заданиями, зашифрованное слово, репродукция картины. Подготовка: дети готовят сообщения о птицах, стихи. Ход игры Вступительное слово учителя. (включается грамзапись с голосами птиц) Дорогие ребята! Сегодня мы проводим викторину, посвящённую нашим пернатым друзьям – птицам. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Пермского края. Здесь в лесах обитают более 270 видов птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва. Какую ещё пользу приносят птицы? (Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей- разносят семена…) Многие птицы на юг улетают, Многие зиму у нас коротают. Галка, ворона, снегирь, воробей. Ну-ка, ребята, их вспомни скорей! (дети называют зимующих и перелётных птиц) Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы. Отборочный тур. Викторина. Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова) Кого называют лесным доктором? (дятла) Как охотники называют глухарку? (капалуха) Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон) (лесные вороны живут парами 200 лет) Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики) Условия игры“Знатоки”. Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура, 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов. Итак, объявляется начало 1 тура. 1 тур. На табло изображены птицы. 1 ласточка снегирь дятел скворец «Знатоки» голубь сова синица кукушка Внимательно посмотрите на этих птиц и вспомните всё, что вы о них знаете. Отвечая на вопросы, по моей команде нужно поднять табличку с нужной цифрой – ответом. Вопросы 1 тура. 1. Какая птица прилетает к нам с наступлением зимы, любит питаться рябиной? (2 – снегирь) 1 ученик. Эти красногрудые птицы летом живут дальше к северу, в тайге, а в первой половине зимы, улетая от сильных морозов, появляются в наших лесах. Некоторые остаются у нас на всю зиму. Часто их можно увидеть на снегу, как красные яблоки, рассыпанные у дорог, под деревьями. 2 ученик. Ты Север знаешь и Сибирь, Ты грудь обжёг себе, снегирь. Каким холодным зимним днём Ты опалил её огнём? И стало красное пятно В твоём роду давным- давно… (А. А. Прокофьев) 2. Птица – почтальон, символ мира. (4 – голубь) — В далёком прошлом эти птицы жили в горах, поэтому любят гнездиться на чердаках и крышах домов. 3. Какой птице хвост помогает не только в полёте, но и при добывании пищи? (3 – дятел) 3 ученик. Перья на хвосте у дятла прочные, ими можно упираться в выступы коры. Клюв длинный и крепкий, острый. Ударяет им дятел только там, где услышит, что под корой сидит гусеница. Проделает дятел клювом дырку, вытащит гусеницу и съест. Любит расклёвывать еловые и сосновые шишки. 4. Подвижная и ловкая птица с зеленоватой спинкой и жёлтым брюшком. (6 – синица) 4 ученик. Синицы не улетают на зиму в тёплые страны. В лютую стужу они прилетают к избам. Весной и летом, перелетая с дерева на дерево, синицы обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц прилетает к гнезду до 500 раз, принося 1000 разных насекомых. 5. Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (5 – кукушка) 5 ученик. Кукушка за лето уничтожает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов, кроме кукушки. Она дожидается, когда улетит какая-нибудь птица от гнезда за кормом, и подбросит своё яйцо в чужое гнездо. 6. Эта птица устраивает свои гнёзда в обрывах над рекой. (1 – ласточка) 6 ученик. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона насекомых-вредителей. Прилетают к нам ласточки, как и стрижи, весной. Свой домик строят из глины и своей слюны в обрывах над рекой. Летом выводят своих птенцов, учат их ловить мух и мошек, стрекоз и других насекомых. (грамзапись стихотворения А. Фета “Ласточки пропали”) 7. Какая птица любит кататься на спине коровы, лошади, овцы с тем, чтобы найти там пищу – насекомых, личинок? (8 – скворец) — Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков, улиток, спасая поля, сады и огороды. 8. Какую птицу называют ночной кошкой? (7 – сову) 7 ученик. Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. С 1964 года сова находится под охраной. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 т. зерна. Ни одна кошка не может соперничать в этом с совой. Подводятся итоги 1 тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы. 2 тур. На табло изображены птицы. 1 грач клёст скворец Вопросы 2 тура. 1. Какая птица выводит птенцов зимой? (2 – клёст) — Клесты обитают в хвойных лесах, лазят по веткам, цепляясь лапами и клювом. Хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой – ему всё равно. Он занят одним: вылущивает семена из шишек. А для этого у него клюв особый — нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах. 2. Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми – грачи или скворцы? (1 – грачи) — Гнёзда грачи строят из сухих веток высоко на деревьях. На одном дереве насчитывается иногда 15 — 20 гнёзд. Вслед за грачами прилетают скворцы. Первыми прилетают скворчики, а за ними через несколько дней – скворчихи. К их прилёту самцы подыскивают скворечник, поют, поджидая подружек – скворчих. Подводятся итоги 2 тура, остаются в игре 4 участника. 3 тур. (репродукция картины известного художника “Грачи прилетели”) (звучит тихая мелодия) Перед вами репродукция картины известного художника, которая была написана в 1871 году. Много лет прошло с тех пор. Перед нами милая сердцу картина русской природы. Из тёплых краёв возвратились на старые гнёзда вестники весны – грачи. В картине нет ярких красок, но от неё исходит тихая радость, любовь к своему краю. Вопрос 3 тура. Кто из перечисленных художников написал эту картину? (2 – Саврасов) 1 Васнецов Саврасов Левитан Подводятся итоги 3 тура. Дополнительные вопросы, если дети набрали одинаковое количество жетонов Кто кукует – самец или самка кукушки? (самец – кукух) Самая маленькая птичка хвойных лесов? (королёк) Какая птица имеет самый длинный язык — 8 – 10 см? (дятел) Назовите птиц-хищников? (сова, орёл, ястреб) Какие птицы не садятся ни на землю, ни на воду? (стрижи) Почему так назвали птицу козодой? (имеют большой рот, но к стаду подлетают, чтобы охотиться на насекомых) Какая птица кричит кошкой? (иволга) Какая птица шипит, словно змея? (вертишейка) Финал игры. (2 участника будут вести борьбу за звание лучшего знатока природы и птиц) Загадка. Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет. (сорока) Задание на финал. Из слова СОРОКА за 2 мин. составить как можно больше слов. (КОСА, РАК, СОК, СОР, КОРА, РОСА, РОК, ОСА, СОРОК, СРОК…) Подведение итогов игры, награждение дипломом лучшего игрока, слово победителю. Учитель: Ребята, наша игра подошла к концу. Думаю, что каждый для себя сегодня открыл что-то новое. А главное то, что птицы – наши друзья, часть природы, младшие братья. А мы должны их беречь и охранять, подкормить зимой, весной строить домики-скворечники. До новых встреч, юные любители природы!
Профессия — ученый: орнитолог
Орнитолог Вадим Гаврилов о способах изучения птиц, форматах экспедиций и одном из первых орнитологов — Аристотеле
Изображение: milesbeyondthemoon//flickr.com
В орнитологии очень много разных направлений, связанных с изучением птиц. Мы, как и другие биологи, должны решать общие биологические задачи, которые определяют, чем отличаются биологические объекты от небиологических, как появилась живая природа, как произошли птицы и так далее. Кроме того, мы должны определять, чем птицы отличаются от других животных, какие характеристики они имеют. Есть такое выражение, что птица создана для полета, но мы знаем, что есть довольно большое количество нелетающих птиц. Есть еще места на земном шаре, о птичьем населении которых нам известно мало. Это направление довольно тесно связано с вопросом сохранения птиц. Сейчас человечество в основном занимается тем, что уничтожает живую природу вокруг себя, поэтому вопрос сохранения объектов нашего изучения — птиц — очень актуален.
Исследователь может выбрать то направление, которое ему больше по душе и совпадает с его личными интересами: если человеку нравится любоваться птицами, то ему будет ближе натуралистика. Тогда можно больше заниматься образом жизни птиц, их сохранением, поддержанием их численности, сохранением естественной среды обитания. С другой стороны, есть направления, которые изучают очень специализированные проблемы, связанные, например, с ориентацией и навигацией птиц, их миграциями. Можно отметить рекордные значения перелетов птиц, когда, например, кулики без посадок, одним броском перелетают из Северной Америки в Австралию. А есть и общие биологические задачи, решаемые на птицах: эволюция кровеносной и других физиологических систем, происхождение и поддержание гомойотермии и так далее. Помимо этого, сейчас настоящий бум генетических исследований — секвенирование генома, создание полной генетической карты. Некоторые люди, которые исследуют птиц таким образом, не считают себя орнитологами, хотя по сути они таковыми являются.
О повседневности: Образ жизни орнитолога может быть самым разным. Это может быть и лабораторная работа, когда каждый день из года в год нужно ходить на работу к 9:30 и делать там определенные опыты, проводить эксперименты… Но большинство, когда говорят о том, что «мы орнитологи», предполагают некую сезонную работу, которая связана с выездами в экспедиции в какие-либо места. Чем более дальняя поездка, тем интереснее. Экспедиции при этом предполагают разные степени удобства, разные степени возможностей. Сейчас есть орнитологи, которые участвуют в круизной экспедиции к Северному полюсу и при этом ведут экскурсии для туристов, а одновременно делают наблюдения, касающиеся птиц этих широт. Они путешествуют на комфортабельных лайнерах. А бывает и наоборот, когда нужно тащить на себе палатки, спальные мешки, бинокли и другое оборудование, готовить пищу на костре или на примусе, все в таком духе, и это создает такую своеобразную ауру для какой-то части орнитологов. В целом работа орнитолога сочетает полевые и лабораторные исследования.
Так как мы являемся научными работниками, то конечный результат нашей деятельности — это производство новых знаний. То есть мы должны писать статьи, выступать на конференциях, делиться нашими достижениями. Если работа больше нацелена на какие-то природоохранные мероприятия, то конечным результатом нашей деятельности является сохранение наших объектов, то есть сохранение птиц или сохранение мест обитания для этих птиц.
Об особенностях профессии: Чарльз Дарвин писал в своих мемуарах, что в юности он начал наблюдать за птицами и по простоте душевной ему казалось, что каждый уважающий себя джентльмен должен быть орнитологом. Честно говоря, я с ним согласен. Наблюдение за птицами, безусловно, доставляет огромное эстетическое наслаждение. Помимо этого, есть определенные виды птиц, в частности попугаи, которые по уровню своего интеллектуального развития превосходят многих млекопитающих. Этим занимается сейчас профессор Зоя Александровна Зорина в Московском университете. По различным интеллектуальным тестам попугаи сильно обгоняют другие виды. Поэтому с попугаями и часто с другими птицами можно развить такой же уровень взаимодействия, которого мы достигаем от взаимодействия с собакой или кошкой, когда нам кажется, что они все понимают, просто сказать не могут. Попугай в этом смысле может что-то сказать, но, может быть, не всегда все понимает.