Как называется соединение пожарного рукава
Пожарные рукава: типы, классификации, применение, ТТХ
Подача различного вида огнетушащего состава аварийно-спасательными подразделениями МЧС была бы просто невозможно без пожарных рукавов. Пожарные рукава это неотъемлемый элемент пожарно-технического оснащения любого подразделения.
Пожарный рукав – это гибкий трубопровод, предназначенный для транспортирования огнетушащих веществ, оборудованный при эксплуатации в расчете пожарной машины, а также в составе пожарного крана пожарными соединительными головками.
С помощью пожарных рукавов пожарные могут транспортировать воду, пенный раствор, порошок в любую необходимую точку чрезвычайной ситуации и пожара.
По своей сути пожарные рукава это тот же трубопровод (сухотруб) с присоединенными пожарными головками, только гибкий, по этому эму также свойственны потери напора (который обязательно необходимо учитывать) и другие законы применимые в гидравлике. Но сейчас не об этом.
На сегодняшний день в странах СНГ присутствует три вида пожарных рукавов, а именно (подробнее по клику):
Виды рукавов пожарных
Всасывающие
Всасывающий пожарный рукав это рукав более жесткой конструкции целевое применение, которого практически ни чем не отличается от напорно-всасывающих рукавов.
Предназначен для забора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса и транспортирование ее для пожаротушения.
Отличаем всасывающих рукавов является более усиленная конструкция рукава, который состоит из:
Длина всасывающих пожарных рукавов также как и напорных является стандартной и зависит от конструктивных особенностей пожарных автомобилей, вследствие чего длинна всасывающего рукава (напорно-всасывающего) составляет 4 м.
Данный тип рукавов располагается в пеналах на крыше АЦ (что характерно для отечественных автомобилей), на современных зарубежных марках, а также некоторых отечественных пеналы уже располагаются непосредственно на уровне насосного отсека, что намного удобнее.
Напорно-всасывающие
Напорно-всасывающие рукава предназначены для забора воды из водоисточников, пожарных гидрантов и другим систем противопожарного водоснабжения с помощью пожарного насоса и транспортирования для нужд пожаротушения.
Так как для забора воды в полости рукава необходимо создать вакуум, насосом АЦ, основной конструктивной особенностью данного типа пожарных рукавов является наличие металлического каркаса из стальной проволоки покрытой грубым текстильным кожухом.
Напорно-всасывающие рукава производятся диаметром от 50 до 200 мм. Рукава меньшего диаметра
Так как рукава имеют жесткую конструкцию и достаточно большой диаметр для более качественного их соединения между собой и патрубком автомобиля необходимо использовать ключи типа К-80, К-150, где значение соответствует диаметру условного прохода рукава.в основном используются для перекачки специальных жидкостей, таких как пенообразователь, масла и т.п.
Напорные
Другими словами определение звучит так – предназначены для транспортирования огнетушащих веществ под избыточным давлением для пожаротушения.
Напорные пожарные рукава это наиболее распространенный вид пожарных рукавов, так как такими рукавами в обязательном порядке укомплектовываются пожарные автоцистерны, пожарные поезда и корабли, пожарные кран-комплекты и они нашли свое широкое применение и в других сферах деятельности человека.
Как было сказано напорные пожарные рукава располагаются в АЦ предварительно смотанные в одинарную или же двойную скатку, есть варианты хранения на специальной катушке.
Классификация
по видам
Классификация рукавов пожарных общая
по материалам изготовления
Типы напорных рукавов
Как и все техническое оборудование, и аварийно-спасательный инструмент напорные пожарные рукава должны соответствовать ГОСТу.
Согласно нормативным документам напорные пожарные рукава должны классифицироваться по:
Стойкости к внешним воздействиям:
Климатическому исполнению для эксплуатации в районах с:
Эксплуатация
Включает в себя следующие мероприятия:
Схема эксплуатации рукавов пожарных
Дополнительный материал:
Тактико-технические характеристики
Рукава пожарные – предназначены для транспортирования ОТВ под избыточным давлением. Рукава пожарные делятся на три следующих вида:
Из таблицы вы узнаете справочные данные: пропускную способность, емкость и объем рукава, сопротивление, потери напора, рабочее и испытательное давление, массу (вес), расходы и скорость движения воды.
Таблица по рукавам пожарным ТТХ
Таким образом, и техническое исполнения рукавов будет разное. Напорные рукава 70-80 годов XX ст изготавливались из льна, что конечно очень было неудобно, так как их обязательно было необходимо просушивать, они очень тяжело ремонтировались и были достаточно тяжелыми и не компактными.
На сегодняшний день напорные рукава изготовляют из многослойных синтетических материалов (лавсан, капрон) с прорезиненной подложкой, также с внешней стороны рукава покрывают специальными износостойкими полимерными покрытиями.
На основных пожарных автомобилях в основном используют рукава диаметром 38,55,66,77,89,150 мм.
Стандартная длинна напорного рукава составляет 20 м.
В напорных пожарных рукавах одним из наиболее важных параметров является пропускная способность рукава, которая будет зависеть от диаметра в первую очередь, а также объем самого рукава.
Вопрос: сколько литров воды в рукаве смотри таблицу:
Объем одного пожарного рукава
Вопрос: какая пропускная способность рукавов смотри таблицу
Пропускная способность пожарного рукава
Учитывать пропускную способность рукава очень важно, при организации пожаротушения, так как от этого будет зависеть необходимая интенсивность подачи огнетушащих средств в очаг возгорания.
Обозначения на пожарных рукавах
На рукава, поступившие в пожарную часть, наносят дополнительную маркировку их принадлежности к пожарной части. На рукавах, являющихся принадлежностью пожарной части, маркировка состоит из дроби, где в числителе указывается номер пожарной части, в знаменателе – порядковый номер рукава.
Рукава «Универсал» – рекомендуются к применению для внутренних пожарных кранов и переносных мотопомп.
Рукава латексированные (рукав латексный) с внутренним гидроизоляционным слоем, произведенным из натурального латекса, применяются для комплектования передвижной пожарной техники и мотопомп с рабочим давлением до 1,6 МПа.
Пожарные напорные рукава прорезиненные «Армтекс» (двухстороннее полимерное покрытие) предназначаются для передвижной пожарной техники и мотопомп, с рабочем давлением до 1,6 МПа, подача воды и водных растворов пенообразователей с водородным показателем рН=7-10. под давлением в на расстояние в интервале рабочих температур от минус 400С и в районах с умеренным климатом (исполнение У). Повышенная износостойкость, устойчивость к агрессивным средам (масло, бензин).
Сравнительная характеристика поставляемых на вооружение пожарных напорных рукавов
Предупреждение свищей в рукавных линиях
Для временного устранения течи, в местах повреждения напорных пожарных рукавов, во время тушения пожара, необходимо оборудовать рукава находящиеся в боевом расчёте двумя манжетами длинной 25-30 см. (отрезки рукава того же диаметра).
При расчете напора принимаются следующие потери: по 1-й атм. на разветвления; по 1 атм. на 10 м по высоте (жилой дом – 3 этажа); по 1 атм. на 100 м по горизонтали.
Дополнительный материал
Источники:
Назначение, устройство и виды пожарных рукавов
Важным элементом противопожарного обеспечения является пожарный рукав. При появлении очага возгорания возникает необходимость транспортировки огнетушащего вещества. Лишь локальные, небольшие по площади и степени опасности источники огня ликвидируются при помощи обычных средств, например, огнетушителей. Борьба со стихией при возникновении пожара высокой степени сложности невозможна без применения пожарных рукавов.
Содержание:
Пожарный рукав: определение и назначение
Виды пожарных рукавов
— Напорные ПР
— Всасывающие ПР
— Напорно-всасывающие
Классификация пожарных рукавов
ТТХ рукавов
Маркировка пожарных рукавов
Срок годности пожарных рукавов
Пожарные рукава требования безопасности
Пожарный рукав: определение и назначение
Рукав пожарный – это изделие, которое представляет собой гибкий шланг, основным предназначением которого является транспортировка ОТВ к источнику возгорания. Устройство размещается в отсеке пожарной машины, в специальных ящиках на объектах. Все основные виды огнетушащих веществ доставляются к источнику возгорания с помощью различных видов пожарных рукавов.
В качестве соединительного элемента в комплекте с трубопроводом используются головки. Устройство может комплектоваться и другими видами арматуры, например, стволом, используемым для направления и формирования качественной струи ОТЖ. При помощи дополнительных приспособлений сухотруб стыкуется с механизмами, формирующими и передающими поток вещества непосредственно в рукав. В число этих устройств входят пожарные гидранты, насосы, мотопомпы, краны.
Стенки пожарных рукавов состоят из нескольких слоев, состав, количество и расположение которых может отличаться в зависимости от типа изделия. Рукав требует соблюдения определенных условий хранения и обслуживания. Несоблюдение этих мер ведет к преждевременному износу трубопроводов и их выходу из строя.
Виды пожарных рукавов
✎ Напорные ПР
✎ Всасывающие ПР
✎ Напорно-всасывающие
Этот тип ПР по некоторым свойствам имеет сходство с двумя основными группами устройств. По структуре изготовления стенок шланга он близок к всасывающим конструкциям и имеет примерно такое же расположение слоев. По тактико-техническим характеристикам, определяющим его способность выдерживать внутреннее давление, он близок к НПР. Это качество данного изделия обеспечивается благодаря усилению армирующих слоев.
Классификация пожарных рукавов
В таблице представлена классификация устройств по их функциональному назначению и особенности эксплуатации.
Исходя из назначения изделий, можно выделить три основные группы
По материалу изготовления трубопроводы НПР делятся
По стойкости к воздействию агрессивной среды и условий напряженной эксплуатации
По применению в различных климатических условиях
По применению с различной пожарной техникой
Деление всасывающих трубопроводов осуществляется по следующим критериям
ТТХ рукавов
Маркировка пожарных рукавов
Для удобства применения конструкции принято использовать специальную маркировку, которая наносится на внешнюю поверхность изделия. В настоящее время существует четыре вида нанесения маркировки:
1. Основной является заводская маркировка с местом нанесения до 0,5 м от конца трубопровода.
2. Дополнительная маркировка, наносимая на расстояние до 4 м от окончания устройства.
3. Дополнительная нить контрастного цвета, вплетенная в основу изделия, располагается на его концах. Одиночная для РПМ, двойная – для РПК.
4. Обозначение базы или пожарной части, в котором указывается номер учреждения. Наносится с двух концов на расстоянии не более 15 см от края.
Срок годности пожарных рукавов
В среднем, срок годности, устанавливаемый для подобных изделий предприятиями изготовителями, составляет 10 лет. Существующие нормативные акты определяют срок эксплуатации для НПР от 5 лет, а для номенклатуры ВПР и НВПР использование от 24 месяцев с начала эксплуатации и от 42 месяцев при их размещении на хранении. По истечению 10-летнего срока хранения изделие продолжает считаться исправным при условии проведения ежегодных проверок.
Головка (гайка) пожарная: типы, устройство, назначение
Соединительные головки пожарных рукавов (гайки) являются основным функциональным элементом, от которого зависит возможность применения шланга пожаротушения.
Пожарные рукава (ПР) после принятия на вооружение находятся с уже навязанными СГ (исключение – не используемые на долгосрочном складском хранении). Достаточно развернуть скатку и несколькими простыми движениями подключить шланг. Для затягивания соединений применяют специальные ключи.
Около пожарного крана рукава находятся уже подключенными посредством СГ к патрубку, а на другом окончании – брандспойт, присоединенный с помощью этого же элемента. Но также часто соединение со стволом осуществляют навязыванием, если он имеет штуцер под проволоку и без быстросмыкающегося сегмента.
Источники норм и правил:
Стандартная головка (Богданова) имеет вид втулки, в торце которой желобок с резиновым уплотнительным кольцом. Корпус имеет движущуюся обойму (полугайку) с винтовыми захватами и зубьями (чаще два, реже три) для смыкания с такими же ответными элементами. Часть корпуса с проточками для навязывания называется штуцером. Минимум безотказной работы механизма – 560 циклов смыкания/размыкания.
Головки изготавливаются из материалов:
Как называется гайка на пожарном рукаве
Соединительное кольцо со штуцером, вставленном в шланг (его манжету) и закрепленное проволокой, называется пожарной головкой (СГ) или гайкой. Строго говоря, это устройство рукавного типа, поскольку также есть варианты, накручиваемые на патрубки насосов, кранов.
СГ – это быстросмыкаемая арматура для соединения пожарных рукавов между собой и подключения к технике, оборудованию (насосы, краны, гидранты, патрубки), а также для заглушки (закрывания).
Механизм для рукавных соединений, как правило, цапковый, что обеспечивает быстроту и простоту подключения с высокой степенью герметичности – достаточно поместить винтовые захваты с зацепами (клыками) в пазы и сделать небольшую часть оборота, затянув элементы пожарным ключом.
Соединительные головки: классификация
Основные виды пожарной соединительной арматуры описывает ГОСТ Р 53279. Помимо этого, различают конструкции Богданова, Ротта, Шторца.
Специфика пожарного оборудования
Всасывающие (ГРВ, ГМВ, ГЭВ): рукавные, муфтовые, заглушки.
Типоразмеры по условному проходу (вн. Ø) и рабочему давлению (табл. 1 ГОСТ Р 53279):
Условный проход, тип
25, 40, 50, 65, 40×50, 65×50, все типы
40, 50, 65, 80, 90, 40×50, 65×50, 80×50, 80×65, все типы
ГРВ-80, ГМВ-80, ГЗВ-80, ГМВ-100, ГЗВ-100, ГМВ-125, ГЗВ-125
Вариант классификации из табл. 1 НПБ 153:
50х25, 50х40,70х50, 80х50,80х70
По табл. 2 НПБ 153 гайки должны отвечать следующим параметрам:
Испытательное гидравлическое давление, МПа
Гидравлическое давление разрушения головки, МПа, не менее
40х50, 70х50, 80х50, 80х70
Виды и типы напорных и всасывающих головок
Основным является разделение по функциональному предназначению и типу конструкции. Соединения разрабатываются по утвержденной документации, снабжаются сертификатом соответствия, проходят испытания.
Рукавные головки
Гайки, именуемые «рукавными» (ГР), применяют для навязки ПР и используются для объединения гибких трубопроводов, подключения стволов, подсоединения к патрубкам, к оборудованию, также оснащенному СГ, то есть переходниками с помпы на шланг. Штуцер гайки находится внутри манжеты ПР, у него нет резьбы, но есть длинный конец с выступами и проточками под навязку проволоки или хомут.
Муфтовые головки
Муфтовые пожарные соединительные головки – это гайки с внутренней резьбой. Размещение резьбы внутри является основным отличием от цапкового сцепления. ГМ, ГМВ предназначены для накручивания на патрубки, к которым затем подключают ПР с навязанными ГР, для чего на втором конце есть клыки и винтовой захват. ГМ применяют на малых, средних диаметрах. Эти механизмы находятся на патрубке оборудования.
Конец ГМ наворачивается на ответный патрубок оснащения с концевой короткой резьбой, Характерное положение корпуса СГ на соединении рукава с трубопроводом наружное: штуцер гайки охватывает, а не входит внутрь, поэтому – «муфта».
Цапковые головки
И ГЦ, и ГМ имеют винтовые захваты с зацепами (клыками), их конструкция аналогичная, но последние названы именно муфтами для рукава, чтобы подчеркнуть, что корпус накручивается. Цапковые гайки, в отличие от них, оснащены внешней резьбой. Штуцер изделия при использовании располагается не сверху, а внутри патрубка (вкручивается в него).
Переходные головки
Проблемы несоответствия диаметров решают переходники для рукавов. Это двусторонние головки. В пожарном автомобиле всегда есть широкий ассортимент переходных адаптеров.
Головки-заглушки
Заглушки используются для закрытия соединительных головок. Задача – перекрыть ход огнетушащему веществу, если в конкретный момент оно не используется. ГЗ имеют те же стандартные подвиды: цапковые/муфтовые, напорные/всасывающие. Конструктивная особенность – второй конец заглушен крышкой с небольшим выступом для ухвата, цепочки.
Рукавные разветвители
При тушении часто возникает необходимость модифицировать (регулировать) объем перемещаемого ОТВ, создав две или больше линий, для чего применяют шланговые разветвления.
РД, РТ, РЧ представляют собой металлические размножители потока с несколькими патрубками с клапанами и вентилями. К входному концу подключается рукав, вода внутри разделяется на потоки, идущие в выходные отверстия. Стандартные модели имеют от 2 до 4 выходов (ходов), концы которых снабжены СГ.
Разветвители состоят из корпуса, ручки, перекрывающего устройства (клапаны с маховиками), вентилей, патрубков с СГ. Чаще используются трехходовые модели РТ 70, 80 и четырехходовые РЧ 90, 150.
Рабочее давление, МПа
Условный проход входного патрубка, мм
Условный проход выходных патрубков, мм
Габаритные размеры, мм (д*ш*в)
Головки из Европы и США
В мире есть несколько стандартов сцепления рукавов: они разные на постсоветском пространстве, в Европе и США. Некоторые уже сняты с производства (например, гайка Ротта).
Стандарт для СНГ, самая популярная с обоймой с двумя зубьями, перемещающейся по наружным скосам. При смыкании нет значения, используется входной или выходной конец.
Использовались до 70-х годов, с тремя зубьями, за счет чего смыкались быстрее, но это же было причиной худшей герметичности.
Стандарт для европейских государств. Особенность – клыки на внутренних скосах. Фактически, это вывернутая СГ Богданова. Но конструкция Шторца имеет плюсы: она более защищенная от повреждений и ее легче использовать.
Похожая на STORZ, но с небольшим рычагом на корпусе, облегчающим применение.
National Standard Thread (NST)
Американские, на резьбовых соединениях. Повышается надежность, но снижается оперативность. Поэтому пожарные автомобили США часто загружаются уже готовыми линиями.
Не симметричные (соединение без инструментов)
Machino (Япония) и английские быстросъёмные
Изделия cam&groove (camlock fitting)
Проверка, испытания, обслуживание головок
Объем испытаний указан в табл. 6 НПБ 153. Виды проверок:
Стандартные испытания и проверки СГ, пребывающих на вооружении, делают не реже 2 раза в год, а также учитывая указания инструкции.
После изменения конструкции.
Первое испытание осуществляется при поступлении на вооружение – это входной контроль, затем проводят периодические мероприятия 2 раза в год. Объем (табл. 16 ГОСТ 53279):
Герметичность соединений, прочность и плотность материала головок при максимальном гидравлическом давлении
Наличие выступов и ограничительного буртика и обеспечение захвата ключом
Наработка на отказ
При обнаружении недостатков быстроразъемные головки не ремонтируют, а списывают, кроме случаев замены уплотнителей, удаления заусениц на резьбе и прочих некритичных дефектов.
Навязка пожарных рукавов: нормы, порядок действий
После входной проверки и контрольных манипуляций на гайки производят навязку. В ПЧ крепление пожарных рукавов к головкам делают на специальных станках (ТЦ 15, ТЦ 16, НТ 159.000 или 117.000, Barth ESB-69-2, СНП-2А, компактные ручные устройства Ziegler, Балтика-01).
Навязка осуществляется натягиванием манжеты рукава на штуцер СГ и закрепления его намоткой мягкой оцинкованной металлической нитью Ø 1,6 – 1,8 мм, для больших размеров – Ø 2 мм.
Кратко порядок навязки из п. 3.4.2 Инструкции 1994 года (станок НТ 159.000):
Клей, ЛКМ нельзя наносить на штуцер, на внутреннюю поверхность шланга, так как вещества повреждают гидроизоляцию. На манжету допускается для укрепления надевать отрезки того же рукава 10 – 15 см. Навязка может осуществляться иным методами: хомутами, зажимами, стальными кольцами.
Головки соединительные пожарные и их виды
И так сегодня мы с Вами поговорим и разберем достаточно важную тему – рукавную арматуру, а если конкретнее, то виды пожарных соединительных головок. На первый взгляд может показаться, что нет ничего особенного в том какие есть соединительные головки, но если вы обратите свое внимание и немного поищете, то будете потрясены тем изобилием и разновидностью соединительных пожарных головок.
А ведь именно эта маленькая мелочь и делает невозможным использование пожарно-технического вооружения разных стран мира. И тогда приходится нашим «Кулибинам» делать собственные переходные головки на заграничные водяные ручные пожарные стволы, пенные пожарные стволы, рукава и другую рукавную арматуру.
Отечественные
Перед тем как разобрать самые распространенные соединительные головки стран Европы и мира давайте рассмотрим наши отечественные.
Соединительная головка Богданова
На территории бывшего СССР на сегодняшний день практически со 100% уверенностью можно утверждать, что используются соединительные головки «Богданова» утвержденные ГОСТ Р 53279-2009.
В зависимости от назначения и пожарных рукавов, с которыми они эксплуатируются пожарные головки «Богданова» могут быть напорными и всасывающими.
В общем, данные соединительные головки соединяются за счет двух зубьев, которые перемещаются по внешним скосам. Особенность данного соединения (как и некоторых соединений, которые рассмотрим ниже) в том, что мы можем соединить два разных конца пожарного рукава, то есть здесь нет различия от входного и выходного отверстия, в отличие от некоторых соединений рассмотренных ниже.
Хотя существует некоторая классификация данных головок:
Соединительная головка Ротта
Несмотря на широкое использование на сегодняшний день соединения «Богданова» вы еще можете встретить другой вид соединительных пожарных головок, которые широко использовались примерно до 60-70х годов XX ст – речь идет о соединение «РОТТ».
Данный вид соединение принципиально отличается от головок Богданова наличием трех зубьев, которые сцепляются между собой, что позволяет значительно быстрее осуществить прокладку рукавных линий и стволов.
Но преимущество данного соединения является и его изъяном, вследствие не герметичности соединения и потери напора на линии на сегодняшний день соединение типа «Ротт» практически не используется, кроме как на спортивных снарядах в пожарно-прикладном спорте или на устаревших системах противопожарного водоснабжения.
Европы и США (симметричные)
На сегодняшний день подразделениями Европы и США наиболее распространенными являются соединительные головки «STORZ» (Шторца)
В 1890 году Carl August Guido Storz запатентовал свое быстрое соединение в Швейцарии. Очень скоро стало общепринятой нормой на пожарных гидрантах во многих частях Европы использовать именно его соединение. И за последние 100 лет, соединительные головки Storz стали популярны в США и остальном мире.
Соединительная головка Storz
Особенностью данного соединения является наличие внутренних двух зубьев, которые зацепляются на внутренних скосах. По сути, это головка «Богданова» вывернутая вовнутрь.
Но благодаря внутреннему размещению системы крепления головка «STORZ» является более защищенной от механических внешних повреждений и легче в использование.
Шведская соединительная головка (SMS)
Еще одним видом соединительных головок является Шведская соединительная головка «SMS». Она очень напоминает головку «STORZ» но имеет отличительную техническую деталь – небольшой рычаг на корпусе головки, с помощью которого осуществляется отсоединение головки.
Одновременно с головками «STORZ» подразделениями США используются соединительные головки на резьбовом соединение National Standard Thread (NST). Что с точки зрения оперативности не очень рационально.
Использования резьбового соединения разделяет пожарный рукав на входной и выходной патрубки, здесь уже необходимо различать, где начало, а где конец рукава.
Хотя если внимательно рассматривать роботу пожарных подразделений США, то можно заметить, что на их автомобилях рукава уже заранее соединены в линии (по аналогии с нашими насосно-рукавными автомобилями) таким образом, может быть, по этому, у них используют такой вид соединения.
Не симметричные
Таким образом, мы рассмотрели наиболее распространенные рукавные головки, где необходимо приложить некоторое усилие для их соединения. Но современные технологии и разработки позволяют сегодня использовать также быстросъемные пожарные головки, которые присоединяются за принципом штекерного соединения или ему подобного.
Примером первого вида быстросъемного (не симметричных соединительных пожарных головок) соединения может служить японский образец «Machino»
Соединительная головка Mashino
Также достаточно широко используется британская соединительная быстросъемная головка.
Английская быстросъемная соединительная головка
На технологических установках (в производстве) очень широко используется соединение «Cam&groove».
Соединительная головка Cam&groove
Таким образом, мы рассмотрели практически все основные виды соединительных пожарных головок, которые можно встретить в сфере пожаротушения и водоснабжения.
В рамках данной статьи мы не акцентировали внимание на материале, с которого изготовляются головки (и так должно быть понятно, что изготовляются с легкоплавких антикоррозийных материалов) и в каких сферах деятельности человека они используются.
Если у кого-нибудь возникнут вопросы или дополнения будем рады – пишите в социальных сетях…