Как называется роспись в церкви

Роспись стен в храме

Сейчас много способов обработки внутренней поверхности помещений, какой бы площади ни касалось – жилого помещения или специального назначения.

Внутреннее убранство Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Расписать храм гораздо сложнее, чем любое другое здание или учреждение. Тут особая организация порядка, подход иной и цели использования рисунков. Следует придерживаться христианских традиций и знаний церковного вида живописи.

Подготовка и материалы

Наряду с внутренней подготовкой художника, заранее изучают стили церковной росписи. Как правило, чаще используется византийский и русский стиль фрески. Этим мастерством владеют редкие живописцы, понимающие нюансы церковного направления.

Предварительно нужно ознакомиться с тем, в каком состоянии находятся стены и потолки в храме.

Возможно предварительно нужно будет укрепить поверхность армирующей сеткой и специальным составом, заштукатурить все проблемные места и только после этого, оценив влажность в помещении, нанести грунтовку под покраску. Очень желательно, чтобы она была с противоплесневой добавкой.

Материалы нужно подбирать крайне тщательно, не скупясь, так как такая роспись должна служить десятилетиями в отличии от росписи стен в квартире. Здесь используют силикатные, акриловые художественные и масляные краски.

Роспись алтаря чаще всего производится масляными красками для придания максимальной естественности и эстетичности.

Как это происходит на практике

На что обратить внимание?

Сделать роспись стен в храме – задача ответственная, сюда приходят люди за духовным обновлением, поэтому каждая мелочь в рисунках играет какую-то роль:

Исходя из определения толкований Даля, фреска представляет собой в переводе из итальянского языка «свежая живопись». Раньше производилась только по сырой штукатурке, а аналогичная роспись «а секко» – по сухим стенам. И когда штукатурка высыхала, имеющаяся в составе известь высыхала, образуя тонкую пленку, что способствовало долговечности рисунка. Сейчас изображения производятся и на других поверхностях – даже на деревянных (например, при реставрации икон и иных храмовых принадлежностей).

Если брать во внимание храм, там подойдет только художественная ручная роспись – прорисовка отдельных деталей очень важна. И с технической стороны – необходимо подбирать краски разные по насыщенности и тонам и в основном используется старинная техника по сырой штукатурке, потому что она лучше и дольше держится.

Такие изображения держатся по 50-100 лет до следующей реставрации, поэтому подходить к процессу нужно очень основательно и тщательно.

Важно лишь хорошо подготовить стены, учитывая прежнюю основу во внимание, возможно в отдельных участках полностью обновить. Новая штукатурка и грунтовка помогут наносимым рисункам держатся долго, не меняя качественных характеристик.

К кому обращаться

Самый важный нюанс- роспись подчиняется общей идее церковного помещения, выдерживается примерно в одной яркости, за исключением выделения важных персон храма.

С этими всеми задачами справятся профессиональные православные артели православных художников, которые работают с душой, имеют богатый опыт и соответствующие знания, ездят они как правило по всей стране, обновляя все новые и новые храмы.

Мы не занимаемся подобными работами! Статья несет ознакомительный информационный характер.

Источник

Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Про искусство
Main Menu

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Система росписи православного храма

Православный храм расписывается и читается сверху: верхняя часть символизирует небеса, а нижняя – землю. В плане организации работы так удобнее, чтобы построить леса и постепенно их разбирать. В куполе изображается или Христос Пантократор, или Троица. В барабане – цилиндре, на котором покоится купол, он может быть световым или без окон изображали праотцов. Там же могли изображать и ветхозаветных пророков.

В древности не знали технологий горизонтальных перекрытий пространства. Была система сводов, полукруглых перекрытий. На них изображали композиции главных церковных праздников (Рождество Христово). В алтаре (а он у православного храма трехчастный), как правило, на престоле изображали Богоматерь, а чуть позже – литургические сюжеты.

На стенах фрески располагались ярусами:

На западной стене присутствует небольшой по высоте, но важный пояс – храмовая летопись: здесь написано, когда, при каком митрополите был построен храм, кто и когда писал и заказывал фрески, кто храм заказывал. На самой же западной стене изображали композицию Страшного суда.

На столпах (а сводом можно перекрыть только маленькое пространство, он оперился на стену, потом на столп) всегда изображали в рост святых воинов и мучеников (Святой Георгий – воин и мученик).

Очень интересны приходские храмы XVIII века, в которых были большие галереи – они были местами общественных собраний, на них изображали сюжеты Ветхого Завета и иллюстрации западной литературы. Фрески писали на наружных стенах храмов, их писали вокруг входа в храм. Они изображались в закамарах – это своды на наружных стенах храмов, на полукруглых арках, на которых стояли эти своды. Изображались и праздники, и сюжеты поклонения святых Христу. Как понимали, что над входом были фрески? Дело в том, что Фрески Дионисия очень рано закрыли своеобразной кровлей, и они были защищены. В храме Ильи Пророка фрески сохранились фрагментарно, и по остаткам рисунка могли понять сюжет.

В каждом храме решение будет индивидуально, в зависимости от размеров храма и (что важно!) от желаний заказчика: это могли быть князья, прихожане, посадские люди (XVII в) игумены монастырей. Заказчик играл важную роль в составлении иконы.

Технология мозаики

Художники должны были иметь знания по химии, металлургии. Что такое мозаика? Мозаика – это вид монументального изобразительного искусства, в котором изображение создается небольшими по размеру минералами или кусочками окрашенного стекла. Искусство мозаики пришло на Русь из Ромейской империи. Мозаики создавались только в XI-XII веках и только в Киеве. После татаро-монгольского нашествия технология мозаики была забыта. Возродил её М.В. Ломоносов.

Как мозаику создавали?

— Известь крупного помола слоем в 2-3 см;

— Известь мелкого помола слоем в 1,5-2 см,

— Известь совсем мелкого помола слоем в 0,5-1 см.

Пока верхний слой не застыл, в него вставляли смальты. Поверхность приготовленной стены никогда ровно не полировали, не отделывали. Мозаики создавали только на криволинейных поверхностях стен. Делали их в куполе, в барабане. С чем это было связано? Дело в том, что мозаика должна отражать свет, а криволинейные поверхности взаимодействуют со светом больше прямолинейных. Мозаики либо прозрачны, либо полупрозрачны.

Из чего изготавливались мозаичные смальты? Что касается полупрозрачных минералов, то тут всё понятно. Но в основном их делали из стекла. Как это происходило? Стекло и в древности, и в наше время делается из песка. Находили кварцевый песок и плавили его, нужно было построить печи – это делал художник. Из печей вынимали песок и резали, а потом окрашивали окислами металла, которые добывали в болотах.

В итоге получали мозаичные смальты самых разных цветов и оттенков. В Софии Киевской использовали смальты 144 оттенков разных цветов.

Технология фрески

Для фрески нужен грунт. Это та же известь, только слой был двухуровневым. У фрески есть особенность, которая отражается в определении.

Фреска – это вид монументального изобразительного искусства, в котором изображение создается красками по сырой штукатурке. Художник в течение дня должен был писать по сырому грунту. Нужно помнить особенность: строились и расписывались храмы в теплое время года и создавались не сразу после строительства, перед этим должно было пройти несколько лет. Это было связано с тем, что любая постройка после создания должна осесть, приспособиться к той почве, на которой стоит. Особенные подвижки почвы идут весной. Если в это время создать фрески, то они потом потрескаются. Иконостас могли создать сразу. Еще одна тонкость: работали в Средневековье полный рабочий день, а рабочий день тогда определялся от восхода до заката.

Нижний слой мог быть создан сразу во всем храме. А верхний создавался по мере создания фресок. То есть штукатуркой покрывался только каждый отдельный участок свода.

Очень важный природный фактор, который должны были учитывать мастера – это степень освещенности того или иного свода или храма. Храм освещается неравномерно – важны удаленность и приближенность изображений от молящихся, и угол, под которым они на изображения смотрят. Художники старались в темных частях храмов применять наиболее яркие цвета или контрастные изображения.

Еще одна тонкость: мастер писал большие фрески в куполе, был близко от этих фресок при работе и не мог посмотреть снизу, как они выглядят.

Икону делали из липы или из кипариса, который тяжелее, но долго сохранял смолистый запах. Икона состоит из нескольких досок разного размера. Доски для икон скрепляли: в специально сделанные выемки врезали поперечные планки – шпонки. Так доски долго не расходились. Часто шпонки делались из дерева другой породы – разные породы деревьев по-разному реагируют на температуру и влажность.

После оборотной готовили лицевую сторону, на которой будет изображение. По середине, оставляя поля, делали углубление – «ковчег». У икон всегда было обрамление. Обрамление либо не записывалось, либо на нем делались надписи. Доску также готовили: в начале заклеивали паволокой – льняной тканью домашнего происхождения и изготовления, чтобы сама доска не влияла на поверхность. Дальше ткань закрывается грунтом – левкасом (смесью мела и клея), на нем писали иконы.

И мы встречаемся с секретами, которые иконописцы не всегда давали ученикам. В старых подлинниках есть тексты по созданию икон, и при описании создания доски есть выражение «Сешталикь тилкью» на тарабарской грамоте – «левкасить кистью». Левкас полировали хвощём до полной гладкости.

Мастера использовали природные материалы. А дальше начинали создавать изображение, но не с лика, а с наклейки золотого фона – листков золота. В качестве клея шли пивное сусло или чесночный сок. Золото трудно наклеивать, потому брали кисть из шерсти, терли ее о золото, и оно прижималось к кисти. И потом только шло создание изображения. Краски были минеральными или органическими – темперными. Какие краски были минеральными:

Были краски и органические:

Этими красками пишут всё до ликов. Лик писали многослойный, между слоями прокладывали слой охры – каждый последующий слой был светлее. Самый последний слой – мелкие белильные движки, линии, разделки.

Икону средних размеров (50х35 см) писали месяц. Но после написания икону покрывали олифой, чтобы придать краскам блеск и защитить от воздействий. Олифа наносилась рукой. Этот слой оказал влияние на историю изучения ДИ, на сложение принципов реставрации. Икона стоит далеко от света рядом с горящими свечами, от гари поверхность иконы темнеет и в конце становится черной. На протяжении жизни иконы олифа темнеет, но кажется, что потемнела сама икона. И в старину поверх темного писали новое изображение. Но писали уже иначе – олифа темнела за 50-100 лет. Но через какое-то время олифа темнела, ее снова поновляли. И к XVII в. иконы XIII подлинную авторскую живопись не видели. Живопись XVII в. к XIX в. тоже не видели. Все иконы, дошедшие до ХХ в., либо записаны, либо под слоем олифы не видны.

Например, Рублевская троица. В конце XIX в. началась 1-ая реставрация икон, в ХХ веке сложилась научная школа реставрации живописи. В 1903 собрались иконописцы, искусствоведы, историки, с Рублевской троицы был снят оклад, и под ним была черная доска со слоем пыли. Но более поздние слои стали снимать, и под ними увидели прозрачную лазоревую краску. И, подводя итоги ХХ века, люди обозначили открытие ДИ, которые оказало влияние на развитие реставрации.

Во время реставрации (а реставраторы работают как врачи) позднейшие слои пропадают. И есть икона «Троица Ветхозаветная» 1700. Но если открыть под ней икону XIV в., то запись XVIII века уйдет. Потому разработана уникальная методика расслоения записи: слой XVIII века изымается и переносится на органику, а икона XIV в. остается.

Источник

Система росписи православного храма

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

С раннехристианского периода до сегодняшнего дня интерьеры христианских храмов принято украшать иконами и настенной живописью. В искусстве Византии была разработана стройная система построения росписи, имеющая важнейшее значения для церковного искусства Православной Церкви и по сей день.

Содержание

Основные принципы византийской храмовой росписи

Росписи интерьеров византийских храмов в отличие от раннехристианских церквей и соборов средневековой Европы не могут рассматриваться просто как набор обособленных изображений (икон) или же простой повествовательный цикл («Библия для неграмотных» по выражению св. Григория Великого [1] ).

Знаменитый австрийский историк искусства Отто Демус пишет:

«В случае с храмовым убранством — той областью, в которой византийское искусство достигло, быть может, своих наибольших высот, — каждый отдельный элемент есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Как кажется, в классический период средневизантийского искусства — с конца IX до конца XI в. — эти принципы формируют удивительно последовательно составленную структуру, в которой некоторые параметры допустимы и даже необходимы, тогда как других избегают, поскольку не находят нужным с ними считаться. Эта система не была чисто формальной — для её создания богослов был нужен не меньше, чем художник». «Ансамбль византийской монументальной живописи существенно проиграет, если рассматривать его как сумму отдельных композиций. Эти композиции не задумывались как независимые произведения. Их создателей в первую очередь заботили взаимоотношения образов друг с другом, с архитектурным обрамлением и со зрителем [2] ».

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Стройная система расположения сюжетов наглядно выражала основные истины христианского вероучения, прежде всего христологический догмат, т. е. учение о Христе Спасителе. Однако, роспись играла не только учительную функцию. Пришедший в храм человек не просто разглядывал те или иные изображения, но сам становился соучастником тех или иных событий священной истории. Византийские художники добивались такого впечатления, что изображенные на стенах и сводах храма святые присутствовали не в иллюзорном живописном пространстве (такого пространства в византийской живописи не было) как бы за гранью поверхности стены, но воспринимались как находящиеся в реальном трехмерном пространстве интерьера вместе с молящимся. В соответствии с учением о иконопочитании VII Вселенского собора образы Христа и святых являют их живое настоящее присутствие, так что «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней [3] «.

Все изображения в храме располагались в четком соответствии с их иерархией. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагались вверху – купол и свод алтаря (конха апсиды), они символизировали духовное небо. Далее шли своды храма и верхние части стен, которые обычно отводились под изображение событий евангельской истории. Наконец нижние зоны интерьера представляли собой земной мир, где среди святых пребывал и пришедший в храм человек.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

В столичных византийских храмах изображения располагались как правило только в верхних зонах храма, тогда как поверхности стен облицовывались мрамором. Исключения составляли отдельные ниши, выделенные на плоскости стен. Наиболее часто использовавшаяся мозаика лучше всего подходила к криволинейным поверхностям купола, сводов, тромпов, парусов и ниш. Только лишь в ансамблях, создававшихся на периферии Византии (в Италии, Каппадокии, на Руси и т. д.) росписи покрывали стены сплошным ковром.

Позднее эти принципы уходят из византийского искусства. Изменяется так же и лаконичный иконографический набор сюжетов. С XII века в византийских храмах (включая и другие страны восточного православного мира) вновь усиливается повествовательное начало, росписи становятся многословны. Они насыщаются множеством новых сюжетов и сюжетных циклов. Но ключевые составляющие программы остаются при этом почти неизменны. К ним прежде всего относится верхняя зона храма и алтарь.

Особо значимые изменения происходят в палеологовский период. Дорогостоящая техника мозаики вытесняется фреской. Изменяется трактовка пространства и построение композиции многофигурных сцен. В изображении возникает некоторая пространственная глубина, впрочем все равно лишенная прямой перспективы. Менее строгим становится и набор ракурсов, фигуры становится более свободны и подвижны.

Основное иконографическое содержание византийской системы росписи продолжало служить образцом и для позднейшего искусства православных стран, в частности в росписях древнерусских храмов несмотря на все новшества последующих веков. Выработанные в Византии принципы и иконография до сих пор наилучшим образом подходят для росписи православных храмов.

Иконографическое содержание росписи раннехристианских храмов

Система росписи византийского крестово-купольного храма

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

В середине IX века с момента окончания византийского иконоборчества наступает расцвет церковного искусства Византии. К этому времени окончательно складывается стройная богословская и художественная система монументальной декорации христианского храма. Одновременно с этим в архитектуре господствует крестово-купольный тип храма, а именно, храм типа вписанного креста, идеально отражающий идею христианского храма и соответствующий восточному обряду богослужения. Строго продуманная система росписи согласуется с архитектурой здания и составляет с ней как бы единое целое.

Так как памятники Константинополя средневизантийского времени утрачены, наибольший интерес представляют три мозаичных ансамбля XI в., созданных в провинции при участии столичных мастеров: собор монастыря Осиос Лукас в Фокиде 1030-40 гг., Неа Мони на острове Хиос ок. 1045 г. и монастырь Дафни ок. 1100 г. Интерьеры этих храмов представляют собой квадратное пространство (наос) перекрытое куполом на тромпах. В Осиос Лукас и Дафни наос окружен галереями с хорами. С востока к наосу примыкает алтарь, состоящий из вимы и апсид. С запада храм заканчивается одним или двумя притворами.

Иконографическая программа этих ансамблей в целом схожа:

Многофигурные сцены праздников (важнейших событий Евангельской истории) располагаются как в наосе, так и в притворе. Их число со временем возрастает.

Здесь могли быть изображены: Благовещение, Рождество Христово, Сретение Господне, Крещение Господне, Преображение Господне, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Распятие Христово, Воскресение Христово, Вознесение Господне и Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов), а также некоторые вторичные сцены, более подробно показывающие Страсти Христовы и события по Его воскресении – Омовение ног на Тайной вечери, Снятие с креста, Уверение Фомы. При этом, некоторые композиции, например, Снятие со креста, занимают место наравне с двунадесятыми праздниками.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Интересной особенностью является отсутствие Вознесения Христа. Его место занимает купольное изображение вознесшегося Христа Пантократора. Для византйицев того времени эти два сюжета были фактически идентичны. Повествовательная композиция Вознесения превратилась в иератический символ. Одновременное использование образа Пантократора в куполе и Вознесения в цикле праздников появится только в более поздних росписях.

Фактически эти композиции не являются повествовательным циклом, но отражают важнейшие догматы христианства. Рассказ о том или ином событии в них сменяется выражением его идеи, значения в деле спасения человечества Христом.

София Киевская

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Важнейшим сохранившимся монументальным ансамблем константинопольской работы является роспись Софийского собора в Киеве. Она отражает развитие византийской мысли своего времени и является образцом для большинства древнерусских храмов, так или иначе повторявших использованные здесь композиции вплоть до XVI века.

Евангельский цикл отличается особой подробностью, так как направлен на просвещение новокрещенного народа. Поэтому здесь присутствует и повествовательный элемент:

Отдельные повествовательные циклы располагаются в боковых апсидах:

Несколько ветхозаветных и новозаветных сцен расположены на хорах:

Важной частью росписи является оформление малых куполов и нижних сводов под хорами. Здесь изображены медальоны с ангелами, а также херувимы и серафимы.

Кроме того на многочисленных столбах и стенах храма изображено множество святых различных чинов.

Примечания

Ссылки

Литература

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.

Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви. Древнерусские циклы монументальной живописи
Древняя Русь
XI-XII вв.
Софийский и Михайловский соборы в КиевеСофийский, Никольский, Рождественский и Георгиевский соборы в Новгороде • Собор Мирожского монастыря в Пскове • Георгиевская церковь в Старой Ладоге • Церковь Спаса на НередицеКак называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви. картинка Как называется роспись в церкви. Как называется роспись в церкви фото. Как называется роспись в церкви видео. Как называется роспись в церкви смотреть картинку онлайн. смотреть картинку Как называется роспись в церкви.
Псковская земля
XIV-XV вв.
Собор Снетогорского монастыря • Церковь Рождества Христова в Довмонтовом городе • Церковь Успения в Мелётове
Новгородская земля
XIV-XV вв.
Успенская церковь на Волотовом поле • Церковь Спаса Преображения на Ильине улице • Церковь Фёдора Стратилата на Ручье • Церковь Спаса на КовалёвеЦерковь Рождества Христова на Красном полеАрхангельская церковь Сковородского монастыря • Церковь Симеона Богоприимца
Московская Русь
XV века
Успенский собор на ГородкеУспенский собор во ВладимиреУспенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря
Московское государство
XVI века
Трапезная Пафнутьева монастыряСобор Лужецкого монастыря • Успенский собор Свияжска • Собор Ярославского Спасского монастыря • Собор Новодевичьего монастыря • Благовещенский собор Сольвычегодска • Спасо-Преображенская церковь в Больших Вязёмах
Русское царство
XVII века
Церковь Николы Надеина (Ярославль) • Собор Княгинина монастыря (Владимир) • Церковь Троицы в Никитниках (Москва) • Собор Данилова монастыря (Переславль) • Церковь Ильи Пророка (Ярославль) • Церковь Иоанна Богослова (Ростов) • Троицкий собор Ипатьевского монастыря • Софийский собор (Вологда) • Собор Спасо-Евфимиева монастыря • Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом

Полезное

Смотреть что такое «Система росписи православного храма» в других словарях:

Икона Страшного суда — Икона «Страшный суд», Новгород, XV век, Третьяковская галерея Икона Страшного суда православная икона, изображающая грядущий конец света&#1 … Википедия

Каббалистические животные — Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч. τετραμορφος четырёхвидный) в иудео христианской мифологии и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В… … Википедия

Тетраморф — Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч … Википедия

Кафзиэль — Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч. τετραμορφος четырёхвидный) в иудео христианской мифологии и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В… … Википедия

Крылатый телец — Видение пророка Иезекииля (Рафаэль, 1518 год) Тетраморф (греч. τετραμορφος четырёхвидный) в иудео христианской мифологии и богословии крылатое существо из видения пророка Иезекииля, единого с четырьмя лицами: человека, льва, тельца и орла. В… … Википедия

Софийский собор (Вологда) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Собор Софии Премудрости Божией … Википедия

Страсти Христовы — Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с … Википедия

Крестные страдания — О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

Орудия Страстей — О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

Орудия страстей — О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *