какую экспертизу проводит мчс
Термины МЧС России
государственное учреждение, созданное для организации, осуществления управленческих функций и проведения государственной экспертизы в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, подготовки предложений об оказании помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Основными направлениями деятельности Г. э. п. МЧС России являются: организационно-методическое руководство, координация, контроль и осуществление государственной экспертизы в системе МЧС России; проведение государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения в части, касающейся соблюдения требований по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; проведение экспертизы деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов; осуществление государственной экспертизы проектов строительства объектов в системе МЧС России, а также объектов, финансирование которых осуществляется в рамках федеральных целевых программ и государственными заказчиками которых является МЧС России; осуществление экспертной оценки ущерба и объёма финансовой помощи в ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также экспертизу документов, находящихся на рассмотрении МЧС России, подтверждающих объёмы этой помощи. Г.э.п. МЧС России создана в 1994, и ежегодно ею рассматривается до 70 деклараций безопасности. С 1999 на Г.э.п. возложен ряд дополнительных задач: экс-пертное обеспечение оценочной деятельности при оказании помощи населению и территориям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций; экспертное сопровождение региональных программ страховой защиты; проведение экспертизы проектов федеральных целевых программ в части выполнения требований по гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также осуществление авторского надзора в ходе их организации.
Руководители Г.э.п. МЧС России: Мазницын Н.С. (1986—91), Громов В.А. (1991—95), Совко В.А. (1995—99), Козлов Е.А. (1999—2004).
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Пожарно-техническая экспертиза проектной документации
4,29 (Проголосовало: 16)
Одним из важных аспектов проведения экспертизы проекта строительства и итогов инженерных исследований является оценка пожарной безопасности. Необходимость пожарно-технической экспертизы проектной документации прямо предусмотрена положениями постановления Правительства № 145. Этот нормативный документ представляет собой регламент выполнения работ по проведению экспертизы.
Порядок проведения пожарной экспертизы проектной документации
В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, который регулирует общий порядок проведения экспертиз, заказчик вправе самостоятельно выбирать исполнителя таких работ. Он может отдать предпочтение государственной или негосударственной организации. В обоих слсучаях обязательным условием является наличие у исполнителя действующей аккредитации в области оказания услуг.
Указанное требование действие и при выполнении пожарной экспертизы проектной документации. Для большинства типовых проектов строительства она может организовываться силами негосударственного учреждения, имеющего необходимую аккредитацию. При этом если объект подпадает под действие части 2 или 3 ст. 49 ГрК РФ, то есть в отношении него не предусмотрена обязательная экспертиза проекта, проведение пожарной экспертизы также не осуществляется.
Пожарно-техническая экспертиза проектной документации силами МЧС
В отношении особых категорий объектов действующее законодательство предусматривает только государственную оценку безопасности и качества технических решений. К ним относятся исключительно сложные технические объекты, здания, обладающие высокой культурной ценностью и другие. Экспертизу проекта в этих случаях осуществляет Главгосэкспертиза. Для целей проведения пожарной проверки привлекается Государственная экспертиза МЧС РФ. Она проводит проверку соблюдения на объекте требований актуального законодательства, включая 123-ФЗ.
Порядок ее работы определяется письмом Главгосэкспертизы от 12 января 2005 года N 11-3/11. Оно указывает, что экспертные органы МЧС готовят самостоятельное заключение по вопросам пожарной безопасности анализируемого объекта. Позднее оно включается в состав общего заключения по данному проекту. Привлечение Госэкспертизы МЧС предусмотрено также для объектов, в отношении которых не разработаны актуальные нормы пожарной безопасности.
Приказ МЧС РФ от 19 августа 2005 г. N 640 «Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 ноября 2005 г.
Регистрационный N 7210
Инструкция определяет порядок организации и производства судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделения федеральной противопожарной службы 1-го, 2-го и 3-го разрядов.
Инструкция закрепляет права и обязанности руководителя судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения, эксперта судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения, устанавливает порядок приема, отправки и учета материалов судебной экспертизы, порядок производства судебной экспертизы и оформления ее результатов, хранения вещественных доказательств, поступивших на экспертизу.
Производство судебных экспертиз осуществляется по территориальному принципу. Обслуживаемая территория каждого судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения утверждается Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Приказ МЧС РФ от 19 августа 2005 г. N 640 «Об утверждении Инструкции по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 ноября 2005 г.
Регистрационный N 7210
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 5 декабря 2005 г. N 49
Термины МЧС России
вид специализированной государственной экспертизы, деятельность экспертных органов, основная цель которой — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, а также в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО). Объектами данного вида экспертизы являются: проекты комплексных и целевых социально-экономических и научно-технических и иных федеральных и региональных программ; проекты территориальной организации производительных сил; градостроительная документация всех видов, обоснования инвестиций в строительство, технико-экономические обоснования и проекты нового строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности; декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов; проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.
Субъекты данного вида экспертизы — экспертные органы МЧС России. В настоящее время в системе МЧС России созданы и действуют: в центре — Государственная экспертиза проектов МЧС России; на территориях — комиссии, образованные из специалистов региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и главных управлений МЧС России по субъектам РФ. Среди этих экспертных органов установлено разделение полномочий.
109012, г. Москва,
Театральный пр., 3
Приложение. Инструкция по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы
от 19 августа 2005 г. N 640
Инструкция по организации и производству судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях федеральной противопожарной службы
В иных случаях судебные экспертизы проводятся при наличии возможности и на договорной основе.
5. Производство судебных экспертиз осуществляется по территориальному принципу. Обслуживаемая территория каждого судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации (закрытом административно-территориальном образовании) судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, а также в случае отсутствия возможности производства судебных экспертиз (нет специалиста требуемого профиля, необходимой материально-технической базы либо специальных условий для проведения исследований) судебные экспертизы выполняются в вышестоящем судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС (судебно-экспертном учреждении ФПС 1-го разряда или головном экспертном подразделении ФПС*(3)).
6. Организация производства судебных экспертиз возлагается на руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС. При этом руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС реализует права и выполняет обязанности, предусмотренные статьями 14 и 15 Федерального закона N 73-ФЗ, соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящей Инструкцией.
Эксперт дает заключение от своего имени на основании проведенных исследований и несет за него личную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
8. Судебные экспертизы в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС проводятся, как правило, в порядке очередности поступления материалов в срок, не превышающий двадцати суток. В случаях, когда требуется исследовать значительный объем материалов, применить продолжительные по времени методики исследования, а также при наличии значительного количества ранее назначенных и находящихся в производстве судебных экспертиз, руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС устанавливается иной срок производства судебных экспертиз.
Срок производства судебной экспертизы исчисляется со дня, следующего за днем регистрации судебной экспертизы в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС, по день подписания руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС сопроводительного письма к заключению эксперта.
9. Научно-методическое руководство, контроль организации производства и качества судебных экспертиз в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях ФПС осуществляет головное экспертное подразделение ФПС.
IV. Порядок приема, отправки и учета материалов судебной экспертизы
19. Постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, прилагаемые к нему материалы, принимаются руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС или иным специально назначенным сотрудником судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС и рассматриваются руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС или лицом, его замещающим, в день поступления.
20. Прилагаемые к постановлению (определению) о назначении судебной экспертизы объекты принимаются в упакованном и опечатанном виде. Исключение составляют объекты исследования, имеющие большие габаритные размеры, упаковка которых затруднена. При этом неупакованные объекты принимаются только непосредственно от лица, назначившего экспертизу.
Упаковка должна содержать соответствующие пояснительные надписи, включая сведения о лице, проводившем упаковку, его подпись и дату. Упаковка должна исключать возможность доступа к содержимому без ее повреждения.
Материалы дела принимаются в прошитом виде, с пронумерованными листами. В сопроводительном письме указывается количество томов (листов).
21. При поступлении материалов на судебную экспертизу с нарочным на постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы и на его копии указывается дата и время получения материалов, наличие (отсутствие) упаковки представленных объектов, факт соответствия количества представленных упаковок (объектов) и имеющихся на упаковке реквизитов, сведений, указанных в постановлении (определении). Данные записи скрепляются подписью принимающего лица на копии постановления (определения) и лица, представившего материалы, на постановлении (определении), которое остается в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС.
Расписка должна содержать сведения о получателе (должность, фамилия, имя, отчество, наименование, серия, номер, дата выдачи документа, удостоверяющего личность получателя), дату и время получения, отметку о соответствии полученных материалов перечню, указанному в сопроводительном письме руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС. Расписка оформляется получателем собственноручно на копии сопроводительного письма.
23. Ценные вещи, легковоспламеняющиеся вещества и изделия, их содержащие, иные объекты, опасные для жизни и здоровья граждан или окружающей среды, а также громоздкие и хрупкие предметы отправке по почте не подлежат.
Транспортировка объектов, которые не могут пересылаться по почте, обеспечивается лицом (органом), назначившим экспертизу.
24. Заключение эксперта выдается (направляется) только вместе с исследованными объектами, за исключением случаев, когда вещественные доказательства по письменному ходатайству руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, согласованному с лицом (органом), назначившим экспертизу, оставляются в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС для использования в экспертной, научной и учебно-методической деятельности, либо израсходованы при производстве исследований.
25. Оставляемые по ходатайству руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС объекты исследования, до решения в установленном порядке вопроса об их дальнейшем использовании, хранятся в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС в условиях, исключающих их утрату, порчу, изменение каких-либо их свойств, и представляются по первому требованию суда или лица, назначившего экспертизу.
27. Листы Журнала нумеруются. Журнал прошнуровывается, опечатывается печатью судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС и скрепляется подписью руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС.
Записи в Журнале вносятся экспертом судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, осуществляющим производство судебной экспертизы, если иное не определено руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС.
При регистрации в Журнале материалов комплексных судебных экспертиз каждый вид исследования регистрируется отдельно, с присвоением своего порядкового номера. При этом заключению комплексной судебной экспертизы присваивается номер, состоящий из всех номеров, зарегистрированных по Журналу (журналам), указанных через дробь в последовательности, соответствующей их исполнению.
При необходимости внесения исправлений в Журнале ошибочные записи аккуратно зачеркиваются одной линией, а внесенные рядом на свободном месте новые записи заверяются подписью эксперта, выполнившего судебную экспертизу, и руководителя экспертного подразделения.
В графе «Примечания» Журнала ведется учет объектов исследования, оставляемых по ходатайству руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС.
Вынос Журнала за пределы помещений судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС не разрешается.
Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС обязан не реже одного раза в месяц проверять правильность ведения Журнала, своевременность, полноту и достоверность регистрации. Результаты проверки вносятся непосредственно в Журнале после последней регистрационной записи на момент проверки.
Допускается дублирование Журнала с использованием электронных средств автоматизированного учета при условии соблюдения требований конфиденциальности информации, соблюдения тайны следствия, архивации и хранения резервных баз данных.
28. Накопительное дело формируется ежегодно в начале года.
Накопительное дело содержит опись и формируется материалами судебных экспертиз, зарегистрированными в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС в учетном году, в строгом соответствии с Журналом.
В Накопительное дело комплектно подшиваются постановления (определения) о назначении судебной экспертизы, копии сопроводительных писем, вторые экземпляры заключений экспертов, включая приложения, фототаблицы, документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований, иные документы, накопленные в процессе производства судебной экспертизы (копии ходатайств, ответы на них и т.д.), а также цифровые носители информации (компакт-диски).
Ведение Накопительного дела поручается сотруднику судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, в должностную инструкцию которого вносится соответствующая запись. Замена сотрудника, отвечающего за ведение Накопительного дела, осуществляется, как правило, по окончании года. В иных случаях передача функций по ведению Накопительного дела осуществляется по акту сверки.
Хранение накопительных дел осуществляется в условиях, исключающих доступ к ним посторонних лиц, утрату или повреждение хранимых материалов. Доступ к накопительным делам, кроме лица, ответственного за их ведение, имеют начальник судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС и его заместители, а также лица, осуществляющие в установленном порядке проверку организации работы судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС. Вынос накопительных дел, равно как и отдельных содержащихся в них материалов, за пределы помещений судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС не разрешается. При необходимости, по решению руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС или проверяющего лица, с материалов Накопительного дела снимаются копии, которые заверяются руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС.
Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС несет ответственность за организацию ведения Накопительного дела и не реже одного раза в квартал проверяет состояние этой работы, немедленно принимать # исчерпывающие меры к восстановлению утраченных, испорченных или неполных материалов.
29. По окончании Журнал и Накопительное дело хранятся в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС в течение установленного срока.
V. Производство судебной экспертизы
30. При рассмотрении поступивших материалов судебной экспертизы руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС изучает постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, определяет вид, характер и объем предстоящего исследования, и на этом основании устанавливает:
конкретного исполнителя (исполнителей) судебной экспертизы;
срок производства судебной экспертизы;
порядок привлечения к производству судебной экспертизы специалистов иных экспертных, научных и других учреждений, если об этом указано в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;
целесообразность обращения к лицу (органу), назначившему судебную экспертизу, с ходатайством о включении в состав комиссии экспертов лиц, не работающих в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС, о предоставлении дополнительных материалов, необходимых для решения поставленных вопросов, о предоставлении письменного разрешения на применение при производстве судебной экспертизы методов, способных привести к уничтожению или существенному изменению основных свойств исследуемых объектов;
необходимость реализации иных мероприятий, предусмотренных Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ, а также соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Соответствующие резолюции руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС прилагаются непосредственно к постановлению (определению) о назначении судебной экспертизы.
31. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС не вправе самостоятельно вскрывать упаковку материалов судебной экспертизы, за исключением случаев, когда при этом присутствует сотрудник судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, которому поручено ее производство.
32. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС обязан уведомить орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, о сроках ее производства (для своевременного принятия необходимых процессуальных решений) в случаях:
если первоначально устанавливаемый срок ее производства превышает 20 дней;
если требуется продление ранее установленного срока производства судебной экспертизы. При этом указываются причины такого решения.
33. Производство судебной экспертизы двум и более экспертам (комиссионное производство экспертизы) поручается в случаях:
прямого указания об этом в постановлении или определении о назначении судебной экспертизы;
необходимости исследования большого объема материалов и (или) большого количества объектов;
когда это будет признано целесообразным руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС.
При этом руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС назначает эксперта, ответственного за выполнение комиссионной судебной экспертизы, который обеспечивает надлежащую организацию и координацию деятельности комиссии экспертов, в том числе определяет оптимальную последовательность проведения исследований различных видов.
34. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС лично передает материалы судебной экспертизы исполнителю.
35. Исполнитель, получивший материалы судебной экспертизы, немедленно:
зарегистрирует их в Журнале;
изучает постановление (определение) о назначении судебной экспертизы, устанавливает вид, характер и объем предстоящих исследований, оценивает достаточность представленных материалов для решения поставленных вопросов;
изучает состояние упаковки (целостность, наличие признаков повторной упаковки, возможность доступа к объектам без нарушения упаковки);
вскрывает упаковку и производит сверку представленных материалов с их перечнем, приведенным в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы;
определяет примерное время, необходимое для исполнения судебной экспертизы, оценивает возможность ее производства в установленный руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС срок;
принять # меры к обеспечению сохранности материалов судебной экспертизы.
36. В случаях несоответствия представленных объектов имеющемуся в постановлении (определении) перечню, производство судебной экспертизы приостанавливается по рапорту сотрудника судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, установившего несоответствие. Руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС немедленно извещает об этом орган или лицо, назначившее судебную экспертизу. Дальнейшее исследование объектов возобновляется после разрешения вопроса по существу и предоставления органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, необходимых процессуальных документов.
37. В случаях недостаточности представленных эксперту материалов для решения поставленных вопросов, а также отсутствия разрешения на применение при производстве судебной экспертизы разрушающих методов (при наличии такой необходимости) об этом немедленно докладывается руководителю судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС и направляется соответствующий письменный запрос органу или лицу, назначившим судебную экспертизу. При этом производство судебной экспертизы приостанавливается до получения соответствующих материалов, но не более чем на двадцать суток.
При неполучении в указанный срок ответа, либо получении отрицательного ответа эксперт проводит судебную экспертизу по имеющимся материалам, с применением неразрушающих методов, или возвращает материалы с указанием причин невозможности дать заключение.
38. При наличии объективных оснований, указывающих на невозможность выполнения судебной экспертизы в установленный срок, эксперт подает руководителю судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС мотивированный рапорт о продлении срока экспертизы. При этом руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС по согласованию с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, устанавливает новый срок производства судебной экспертизы.
39. В случаях болезни, командировки эксперта, имеющего в производстве судебную экспертизу, руководитель судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС по согласованию с органом или лицом, назначившим судебную экспертизу, решает вопрос о продлении срока ее производства данным экспертом, либо передает материалы судебной экспертизы на исполнение другому эксперту.
40. Приступив к производству судебной экспертизы, эксперт применяет все рекомендованные методики и имеющиеся в его распоряжении технические средства для полного и научно обоснованного решения поставленных перед ним вопросов. При этом в первую очередь применяются методики, не связанные с видоизменением, разрушением или расходованием вещественных доказательств. В процессе исследования эксперт должен экономно расходовать материал вещественных доказательств.
41. По результатам исследований эксперт составляет заключение. Заключение эксперта оформляется в двух экземплярах. Каждая страница заключения, включая приложения (фототаблицы, графики и т.п.), подписывается экспертом.
42. При проведении комиссионной судебной экспертизы экспертами одной специальности, каждый из них проводит исследование в полном объеме, и они совместно анализируют полученные результаты. Придя к общему мнению, эксперты составляют совместное заключение, которое подписывается всеми экспертами. В случае разногласий между экспертами, выполнявшими комиссионную судебную экспертизу, каждый из них дает отдельное заключение по всем или некоторым вопросам, вызвавшим разногласия. Может быть дано совместное заключение части экспертов, пришедших к единому мнению.
43. При производстве судебной экспертизы экспертами разных специальностей или специализации, профилей (комплексная экспертиза), в заключении должно быть указано, какие исследования и в каком объеме провел каждый эксперт, какие факты он лично установил и к каким выводам пришел. Каждый эксперт подписывает ту часть заключения и выводы, которые отражают ход и результаты проведенных им лично исследований. Общий вывод (выводы) могут делать эксперты, компетентные в оценке полученных результатов и формулировании этого вывода. Если основанием окончательного вывода являются факты, установленные одним из экспертов (отдельными экспертами), то об этом должно быть указано в заключении.
44. Заключение эксперта состоит из следующих частей: вводной, исследовательской, синтезирующей (для комплексной экспертизы) и выводов.
45. В вводной части указываются:
сведения об экспертном подразделении;
сведения о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения (датируются днем получения экспертом материалов от руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС);
номер заключения, вид и тип судебной экспертизы;
основания для производства судебной экспертизы (постановление следователя, лица, производящего дознание, прокурора или определение суда) с указанием сведений о должностном лице, назначившем судебную экспертизу, номера уголовного дела, дела об административном правонарушении или иного дела;
дата и время начала и окончания производства судебной экспертизы, место ее производства;
сведения об эксперте: фамилия, имя, отчество, образование, специальность (общая по образованию и экспертная), стаж экспертной работы по специальности, по которой назначена судебная экспертиза, ученая степень, ученое звание, занимаемая должность;
объекты исследования и материалы, представленные эксперту. В случае предоставления эксперту возможности осмотра места происшествия, связанного с пожаром, данное обстоятельство отражается в указанной части;
вопросы, поставленные перед экспертом. Вопросы приводятся в формулировке, которая дана в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы. Если формулировка вопроса требует уточнения, но эксперту понятно его содержание, то после дословного приведения указывается, как эксперт понимает задание, руководствуясь специальными знаниями. При наличии нескольких вопросов эксперт может сгруппировать их в последовательности, обеспечивающей наиболее целесообразный порядок проведения экспертизы. Вопросы, хотя и не поставленные в постановлении (определении) о назначении судебной экспертизы, но имеющие отношение к предмету экспертного исследования, вносятся экспертом инициативно в рамках своей компетенции после вопросов, содержащихся в постановлении (определении);
сведения о заявленных экспертом ходатайствах, результаты их рассмотрения;
обстоятельства дела, имеющие значение для дачи заключения;
сведения об участниках процесса, присутствовавших при производстве судебной экспертизы, если таковые имеются (фамилия, инициалы, процессуальное положение);
основания и мотивы назначения дополнительной или повторной судебной экспертизы, сведения о первичной судебной экспертизе или предшествующих судебных экспертизах: фамилия и инициалы эксперта, наименование экспертного учреждения (или место работы эксперта), номер и дата заключения, выводы;
список используемой литературы или иных источников информации.
46. В исследовательской части заключения излагается процесс исследования и его результаты:
вид и состояние упаковки представленных материалов;
результаты осмотра представленных на судебную экспертизу вещественных доказательств, сравнительных и иных материалов, действия, проводившиеся с ними при этом (разборка, сборка и т.д.);
методика проведения исследования (подготовка образцов или проб, процесс исследования с указанием приборов и условий анализа, обработка результатов);
результаты исследований (словесное описание, таблицы, графики и т.д.);
анализ и синтез результатов, промежуточные выводы.
При описании процесса исследования указывается, какие конкретно вещественные доказательства и материалы в процессе производства судебной экспертизы повреждены или уничтожены, включая ссылки на иллюстрации, приложения и необходимые пояснения к ним.
47. Результаты исследований, в том числе материалов дела, могут излагаться в форме ответов на отдельные поставленные вопросы или в другой удобной форме с соблюдением логической последовательности изложения. Рекомендуется следующий порядок решения и изложения основных вопросов, находящихся в компетенции пожарно-технического эксперта:
вопросы, связанные с установлением места возникновения (очага) пожара;
вопросы, связанные с развитием горения из очага пожара во времени и в пространстве;
источник зажигания, процессы, находящиеся в причинной связи с возникновением пожара, техническая причина пожара;
выявленные нарушения существующих требований пожарной безопасности и их причинно-следственные связи с возникновением пожара, его развитием и последствиями;
прочие вопросы, поставленные на разрешение эксперта.
48. В случае если при проведении судебной экспертизы применяются расчетные методы и методики, в заключении должны быть указаны:
краткая методика расчета, включающая исходные данные, расчетные формулы и алгоритм решения задачи;
название и разработчик используемой компьютерной программы.
Приведенная информация должна обеспечивать возможность проверки (оценки достоверности) результатов расчетов.
49. По тексту экспертного заключения обязательны ссылки на использованную литературу, нормативные документы, компьютерные базы данных и расчетные программы (если таковые использовались).
50. При производстве дополнительной судебной экспертизы допускаются ссылки на исследование, проведенное в предшествующей судебной экспертизе.
При наличии расхождений выводов повторной и первичной экспертизы в исследовательской части этому факту, по возможности, должно быть дано объяснение.
51. В случае производства комплексной судебной экспертизы конечным выводам предшествует синтезирующая часть, в которой дается общая оценка проведенного исследования и обоснование выводов.
52. Выводы приводятся в последовательности поставленных вопросов. Формулировка выводов должна быть краткой, четкой, не допускающая различных толкований, содержащая ответы по существу. При невозможности подготовки ответа на поставленный вопрос указываются причины.
Выводы эксперта формулируются на основе всестороннего, глубокого и объективного анализа и синтеза результатов, полученных при исследовании.
53. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта (фотоснимки, таблицы, схемы, чертежи, графики и др.), подписываются экспертом, проводившим исследования, заверяются печатью судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, прилагаются к заключению эксперта и являются его составной частью.
54. При оформлении иллюстративного материала с использованием средств цифровой фотографии допускается размещение иллюстраций по тексту заключения эксперта. При этом в исследовательской части заключения приводится краткая характеристика использовавшихся устройств цифровой фотографии (вид, модель, производитель), программного обеспечения (вид, наименование, версия), режим получения и печати изображений, а в подрисуночной подписи в обязательном порядке указывается имя файла, содержащего распечатанное изображение.
При использовании экспертом методов цифровой обработки изображений в исследовательской части также указываются названия процедур обработки и их параметры.
Получаемые при производстве судебной экспертизы первичные (полученные в результате фотосъемки или аналого-цифрового преобразования) и все последующие (обработанные) цифровые изображения записываются в виде отдельных файлов на компакт-дисках однократной записи, которые используются в качестве архива и хранятся в Накопительном деле судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС. Каждому файлу присваивается имя, состоящее из указанных через пробел:
номера судебной экспертизы (для комплексной экспертизы указывается первый номер из числа приведенных в заключении экспертов);
номера архивного диска судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, где хранится изображение;
55. Материалы исполненных судебных экспертиз представляются руководителю судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС:
проверяет заключения экспертов, обращая внимание на полноту исследований, обоснованность выводов, их соответствие поставленным вопросам, а также на качество иллюстративного материала;
при необходимости знакомится с методиками исследования вещественных доказательств, избранными экспертами, дает рекомендации, направленные на более полное и всестороннее использование криминалистических средств и методов при решении экспертных задач;
возвращает экспертам необоснованные, неправильно составленные или оформленные с нарушениями заключения для устранения недостатков;
принимает меры к немедленному уведомлению лица или органа, назначившего судебную экспертизу, об ее исполнении.
56. При отсутствии или устранении возможных замечаний эксперт, выполнивший судебную экспертизу, лично упаковывает все подлежащие возвращению материалы судебной экспертизы. При этом вещественные доказательства, другие объекты исследования и заключение эксперта упаковываются раздельно. Упаковки должны обеспечивать сохранность объектов, исключать доступ к содержимому без ее нарушения, иметь необходимые пояснительные надписи и подпись эксперта. Упаковки опечатываются печатью судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС.
57. Сопроводительное письмо к заключению эксперта составляется в двух экземплярах, подписывается руководителем судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС и должно содержать:
сведения о направляемом заключении эксперта или возврате материалов без исполнения (с указанием причин);
перечень прилагаемых к заключению эксперта материалов, включая приложения, с указанием их наименования, количества, формы их упаковки;
сведения об израсходованных (уничтоженных) в процессе производства исследования вещественных доказательствах, с указанием их наименования и количества;
сведения о вещественных доказательствах, оставленных в судебно-экспертном учреждении или экспертном подразделении ФПС для дальнейшего использования в экспертной работе, и внесенных в связи с этим ходатайствах.
VI. Хранение вещественных доказательств, поступивших на экспертизу
58. Вещественные доказательства, поступившие на экспертизу, хранятся в условиях, исключающих их хищение, утрату или порчу в опечатываемых сейфах, металлических шкафах сотрудников судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС, которым поручено их исследование. Указанные сейфы, металлические шкафы опечатываются личной печатью эксперта, производящего судебную экспертизу.
Хранение крупногабаритных вещественных доказательств организуется руководителем судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС с учетом имеющихся возможностей и должно исключать возможность их хищения, утрату или порчу.
59. Хранение токсичных, легковоспламеняющихся веществ и других объектов, в отношении которых установлен особый порядок их хранения, организуется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации и МЧС России.
61. Вещественные доказательства, хранящиеся в условиях специально оборудованного помещения, выдаются по указанию руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС лишь лицам, которым поручено исследование этих объектов, и должны быть возвращены экспертом в день выдачи независимо от окончания работы с ними.
62. Оставление материалов дела и вещественных доказательств на рабочих местах на время перерывов в работе, а также вынос их из судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС без разрешения руководителя судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС запрещается.
63. В случаях утраты или хищения вещественных доказательств руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС немедленно сообщает об этом руководителю вышестоящего судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС, а также лицу, назначившему экспертизу.
64. Руководитель судебно-экспертного учреждения и экспертного подразделения ФПС раз в месяц осуществляет проверку организации и условий хранения вещественных доказательств, выполнение сотрудниками судебно-экспертного учреждения или экспертного подразделения ФПС установленных требований по их хранению.
*(1) Перечень судебно-экспертных учреждений и экспертных подразделений, относящихся к 1-му, 2-му и 3-му разрядам, утверждается Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
*(2) Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 23, ст. 2291; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2.
*(3) Головное экспертное подразделение ФПС определяется Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий из числа экспертных подразделений ФПС 1-го разряда.