Как назвать кружок по декупажу
Образовательная программа дополнительного образования для детей. Техника «Декупаж»
Разделы: Технология
1. Пояснительная записка
Внеклассная работа, является составной частью воспитательного процесса, продолжает формирование у подрастающего поколения интереса к различным профессиям, к истории народного творчества, уважения к людям труда.
Основная задача объединения дополнительного образования заключается в формировании у школьников практических трудовых навыков, творческой активности, в воспитании художественного вкуса. Занятия в объединении дополнительного образования не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Задача формирования творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. Развитие творческой личности школьника было и остается одной из важнейших задач обучения и воспитания.
Самостоятельно сделанные изделия в технике декупаж все чаще входит в разряд современных сувениров. Простота изготовления, яркая декоративность этих изделий завоевали симпатии детей и взрослых.
Работа кружка по изготовлению изделий в технике декупаж представляет широкие возможности для профессиональной ориентации учащихся, например для ознакомления их с профессиями: декоратор, дизайнер ( во всех направлениях: от интерьера, швейные изделия и т.д.).
2. Актуальность программы
Детский досуг – это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, именно от того, как человек научится организовать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни.
Декупаж является одним из древнейших направлений декоративно-прикладного искусства. Эта очень старинная техника в наши дни снова вошла в моду. Сегодня это настенные декоративные часы, панно, детали одежды, аксессуары, детали интерьера и т.д. Занятия декупажем являются благоприятной почвой для испытания детьми фундаментальных человеческих потребностей. В сфере общения на занятиях декупажем в существенной степени формирует характер ребенка, в частности, такие качества, как инициативность, уверенность в себе, настойчивость, искренность, честность и др.
Особая ценность занятий заключается в том, что, имея ярко выраженные физиологический, психологический и социальный аспекты, они могут помочь детям реализовать то лучшее, что в них есть.
Настоящая программа оригинальна тем, что предлагает детям освоение различных приемов в процессе изготовления поделок, а также затрагивает проблему гуманного отношения ребят к окружающему миру, знакомит детей с декоративно-прикладным творчеством.
Обучение в кружке основано на принципах личностно-ориентированного образования детей и педагогики развития, в центре внимания которых – личность ребенка реализующего свои возможности. Потому программа предусматривает индивидуальную работу с детьми, учитывает возрастные и психофизиологические особенности ребенка. Работа по изготовлению изделия в этой технике развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает
внимание, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. Особое внимание уделяется поиску творческих решений при изготовлении поделок
3. Цель программы
Целью программы является создание условий для стимулирования осознанного обучения детей и развития творческой индивидуальности обучающихся и педагога, которая характеризуется готовностью личности к жизненно-профессиональному самоопределению и самореализации на основе усвоения нравственно – творческого отношения к действительности, в том числе к себе и окружающим людям. Формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.
4. Задачи программы
Образовательные :
Воспитательные:
5. Организация деятельности объединения дополнительного образования
Дополнительное образование «Декупаж» осуществляется на базе Гимназии №1584. Программа работы кружка рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся раз в неделю по 2 часа. В группе занимаются учащиеся 5-х, 6-х, 7-х классов. В рамках данной программы учащимся
предоставляется возможность получить дополнительные и расширенные знания, умения и навыки в области декоративно-прикладного творчества.
6. Тематический план обучения
№ п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | ||
Практ. | Теорет. | Всего | ||
1. | Вводное занятие.Техника безопасности. | — | 1 | 1 |
2. | Содержание и задачи курса «Декупаж».Знакомство с техникой «декупаж». | 1 | 2 | 3 |
3. | Колористика. Цветоведение. | 1 | 1 | 2 |
4 | Основные характеристики цвета. | 1 | 1 | 2 |
5. | Лессировка. | 1 | 1 | 2 |
6. | Инструменты и приспособления, краски, лаки для работы | 1 | 1 | 2 |
7. | Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка) | 1 | 1 | 2 |
8. | Декупаж на других типах поверхностей (металл, гипс, ткань, свечи). | 6 | 1 | 7 |
9. | Понятие обратного декупажа.Обратный декупаж с декупажной картой. | 2 | 1 | 3 |
10. | Правила декупажа на объемном предмете. | 2 | 1 | 3 |
11. | Понятие об объемном декупаже. | 2 | 1 | 3 |
12. | Одношаговый кракелюр. | 4 | 1 | 5 |
13. | Двухшаговый кракелюр. | 2 | 1 | 3 |
14. | Шебби – шик. Понятие. Используемые цвета. | 2 | 1 | 3 |
15. | Понятие художественного декупажа. | — | 1 | 1 |
16. | Художественный декупаж. Создание теней. | 2 | 1 | 3 |
17. | Золочение. Обзор материалов и технологий. | 3 | 1 | 4 |
18. | Применение в декупаже различных декоративных паст и шпаклевок. | 2 | 1 | 3 |
19. | Создание сложных неоднородных фонов. | 1 | 1 | 2 |
20. | Яичное кракле или бумажная мозаика в обратном декупаже. | 3 | 1 | 4 |
21. | Фоны для декупажа с патинированием. | 2 | 1 | 3 |
22. | Фреска в акварельной технике. | 3 | 1 | 4 |
23. | Закрытие кружковой работы. Выставка детского творчества. Итог. | 2 | 1 | 3 |
7. Содержание изучаемого курса
Техника безопасности.
Знакомство с техникой «Декупаж».
Декупажные карты, салфетки, рисовая бумага
Вырезание / декопач (вырывание) салфетки с выбранным мотивом.
Наклеивание салфеток различными способами.
Лакирование – понятие о различных типах лаков.
Декупаж на загрунтованной декоративной доске.
Физика цвета. Оттенки, тени, пастельные цвета.
Природные химические пигменты. Структура краски.
Основные характеристики цвета. Цветовые контрасты.
Двенадцатичастный цветовой круг.
Понятие цветового круга и правила смешивания красок.
Составление палитры к выбранному изображению.
Техника и приемы. Использование лессировки.
6 урок – Инструменты и приспособления, краски, лаки для работы
Назначение инструментов и приспособлений.
Основные приемы работы. Уроки мастерства.
грунтовка).
Работа с темной и светлой поверхностями.
Декор на темной поверхности – дерево.
Обратный декупаж с декупажной картой.
Декупаж на стеклянной тарелке рисовой и псевдорисовой бумагой, декупажной картой. Создание многоцветного фона методом тампонирования.
Декупаж на браслете. Прорисовка красками.
3D – декупаж с применением различных самозатвердевающих масс.
Знакомство с ассортиментом и особенностями при прямом и обратном декупаже.
Работа на стеклянной тарелке и на деревянной заготовке под часы.
Понятие. Особенности применения различных составов.
Работа с шеллаком (спиртовым лаком) и гуммиарабиком.
Декупаж на деревянной поверхности с применением данных составов.
Использование битума в технике «шебби шик».
Декупаж вешалки для полотенца или ключей в технике «шебби шик».
Художественный декупаж с помощью масляной пастели.
Создание панно на загрунтованном холсте.
Выполнение «дымчатого» декупажа на обратной стороне стеклянной поверхности. Декупаж на тарелке.
Декупаж на стеклянной поверхности с золочением поталью.
Окисление потали, фактурирование, создание фона для протравленной поверхности. Продолжение работы с тарелкой, позолоченной на предыдущем уроке.
Золочение красками и использование красок со спецэффектами. Декупаж на деревянной рамке с применением полученных знаний.
Применение для создания фонов клеевого пистолета, метода «штамповки» и различных предметов.
20 урок –Яичное кракле или бумажная мозаика в обратном декупаже.
Работа на дереве или стекле. Мозаичный декор.
Работа на дереве или стекле.
Работа с объемными пастами и акрилом.
8. Система оценки результатов
При оценки знаний и умений учитывается факт участия, стабильность посещения занятий и интереса к работе в кружке. Кроме того, оценивается динамика личных достижений и удовлетворенности детей и родителей на основе собеседований.
Результативность деятельности детей в объединении дополнительного образования оценивается также методом личной диагностики и экспресс – опросом. Благодаря возможности и желанию непосредственного контакта с учениками, непосредственно на каждом занятии наблюдается состояние знаний детей и применяется таким образом метод личной диагностики результатов. Несомненно, что в кружке этот метод – наиболее ценный и точный. Он всегда позволяет педагогу чувствовать мгновенную отдачу и быстро реагировать на свои ошибки и просчеты.
Ну и, конечно, оценкой достигнутого уровня является участие детей в выставках различных рангов.
В результате обучения в объединении дополнительного образования в течение учебного года по программе обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения:
9. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Занятия школьного объединения дополнительного образования проходят в кабинете труда. Кабинет просторный, светлый, отвечает санитарно-гигиеническим нормам. Учебное оборудование кабинета включает комплект мебели, инструментов и приспособлений, необходимых для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий.
Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении кружковцами нового материала. Средства наглядности позволяют дать учащимся разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного занятия, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируют при объяснении задания или в процессе беседы.
В процессе обучения используются: групповая, фронтальная и индивидуальная формы работы. Наглядные пособия: раздаточный материал (салфетки, рисовая бумага, декупажные карты и т.д.), композиции, образцы готовых работ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Мир декупажа»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
г. Ядрин Чувашской Республики
учителей начальных классов
Зам. директора по УВР
«___»___________201 5 г.
Приказ от «__» ________2015г. №_____
кружка «Мир декупажа»
на 2015-2016 учебный год
Учитель начальных классов Филиппова М.В.
Формирование личности может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будет задействован творческий потенциал во всех видах деятельности. Большие возможности в развитии творчества заключают в себе такие виды творчества как декупаж, вышивка крестом, работа с тканью. Эти виды деятельности отличаются безграничной применимостью. Элементы интерьера, подарки, личные вещи, все это можно преобразить, используя различные техники выполнения.
Занятие декупажем – это увлекательное занятие, которое наполнит жизнь ребенка радостью творчества, даст возможность ощутить ни с чем несравнимую радость от того, что можно принести в окружаемую действительность еще немного прекрасного. Занятия откроют перед детьми широкую возможность для реализации идей по дизайну интерьера.
Цель программы: создание условий для развития художественно-творческих способностей учащихся под средством декоративной художественного оформления предмета декупажем.
развивать природные задатки и способности детей;
развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;
научить приемам исполнительского мастерства;
стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
формировать представления о гармоничном единстве мира, месте человека в окружающей среде;
развивать интерес и любовь к прикладному творчеству, основанному на народных традициях;
прививать и поощрять любознательность, фантазию и воображение в поисках новых форм и декоративных средств выражения образа;
воспитывать бережное отношение к природе;
развивать умения контактировать со сверстниками, в творческой деятельности;
развивать стремление к творческой самореализации;
расширять общий и художественный кругозор.
Программа кружка «Мир декупажа» основана на принципах природосообразности, последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Объем программы 33 часа, по одному часу в неделю.
Программа обучения состоит из учебных модулей: «История предмета», «Декупаж», «Обратный декупаж», «Кракелюр». Каждый модуль включает в себя 1 раздел: «Декупажные изделия, предназначенные для украшения быта человека, оформления интерьера».
IV . Ценностные ориентиры содержания программы
Патриотизм (активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов);
Трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;
Ценностное отношение к прекрасному, формирование представления об эстетических ценностях;
Ценностное отношение к природе, окружающей среде;
Ценностное отношение к здоровью (освоение приёмов безопасной работы с инструментами, понимание детьми
необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга).
V. Личностные, метапредметные предметные результаты освоения программы
Программа обеспечивает достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться работать по предложенному учителем плану;
• учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
• учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
• делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в материале (в словаре, в интернете);
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную
на занятии, и в других источниках;
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных алгоритмов самостоятельно
выполнять творческие задания.
• уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
• уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
• уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятих и следовать им;
• учиться согласованно работать в группе.
Требования к уровню подготовки учащихся:
После обучения учащиеся должны знать:
Виды аппликации;
Разновидности декупажа;
Требования техники безопасности, правила личной гигиены при работе;
Этапы изготовления изделия;
Особенности работы в технике декупаж;
Технологию изготовления изделия;
Правила пользования инструментами.
Учащиеся должны уметь:
Выполнять эскизы изделия;
Самостоятельно разрабатывать элементарные композиции изделия;
Выполнять все этапы обработки и оформления изделия.
VI. Содержание программы
Вводное занятие. Цели, задачи и содержание программы. Правила техники безопасности. Оснащение мастерской.
Основы декупажа. Знакомство с техникой « декупаж». История возникновения декупажа. Всё о поверхностях для декупажа. Обзор материалов, инструментов и приспособлений для декупажа. Техники. Стили. Техника декупажа (поэтапно). Наклеивание мотива различными способами. Работа с салфетками и распечатками.
Теория цвета. Основы композиции в декупаже. Цветовой тон, светлота, насыщенность, цветовой круг, гармоничное сочетание цветов. Секреты работы на светлом и тёмном фоне. Принципы и правила построения композиции. Построение композиции, как единой картины, способы построения композиции в декупаже.
Декупаж на различных поверхностях. Стили. Виды декупажа. Техники декупажа. Техника выполнения декупажа. Способы нанесения мотива. Способы избавления от морщин при наклеивании. Методика приклеивания большого фрагмента. Работа с губкой. Поверхности для декупажа и способы их подготовки к декорированию, последующая их обработка. Секреты и нюансы при работе с фонами. Создание многоцветного фона путём тампонирования. Приклеивание салфетки классическим способом на различные поверхности для декорирования.
Декупаж на дереве. Типы деревянных поверхностей: необработанное дерево, дерево с пропиткой, окрашенное дерево. Техники обработки поверхностей. Подготовка деревянной поверхности (шкурение, шпатлевание, грунтовка). Работа с плоскими деревянными поверхностями. Составление палитры к выбранному изображению. Работа с тёмными и светлыми поверхностями. Работа с деревянными поверхностями. Приклеивание мотивов различными способами. Работа с распечаткой. Способы подготовки распечатки к приклеиванию.
Декупаж на стекле. Прямой декупаж на стекле. Обратный декупаж на стекле. Особенности работы со стеклянной поверхностью. Правильная подготовка стеклянной поверхности при прямом и обратном декупаже. Нюансы работы с салфеткой при обратном декупаже. Соединение рисунка в одно целое при работе с цилиндрическими поверхностями. Создание эффекта «картинка внутри». Различные эффекты и секреты. Методы нанесения краски на стекло. Финишная отделка. Декор стекла. Применение полученных знаний на практике (выполнить работы).
Декупаж на пластике. Принципы работы с пластиком. Правила подготовки пластиковой поверхности к декупажу. Секреты финишного покрытия. Учимся дорисовке. Трафареты. Выполнение декоративных композиций в круге (виниловая пластинка). Работа с цилиндрической поверхностью (декор кашпо для цветов). Способы приклеивания больших фрагментов.
Творческие работы. Проекты. Изготовление изделий по выбору детей и на заданную тему.
Отчётная выставка детских работ.
Итоговое занятие по плану: выставка, анализ своих работ и работ товарищей. Анализ по схеме: композиция, цветовое решение, техническое исполнение. Диагностика прогнозируемых результатов.