Как назвать кружок по биологии
Кружки
Смотрите в этом разделе:
версия для печати
Подготовительные курсы
Университетские субботы
СМИ о нас
ТВ, радио, газеты, журналы о биофаке
Магистратура
Магистерские программы биофака
|
Почтовый адрес: 119234, Россия, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 12, Биологический факультет МГУ канцелярии: +7 (495) 938-01-90 Справочная телефонов МГУ +7 (495) 939-10-00 © 2021 Биологический факультет
| 2009 создание сайта Авторская общеобразовательная программа биологического кружкаПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля. Биологический кружок организуется для учащихся 5- 11-х классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов. Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Курс, рассчитанный на 168 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка, экскурсии и др. Для популяризации науки о всех живых организмах несколько занятий кружка будет посвящено организации агитбригад в начальные классы и детский сад. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье. Основные задачи программы: Формы и методы, используемые в работе по программе Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой. Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений. Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала). Исследовательские методы (при работе с микроскопом). Наглядность: просмотр видео-, кино-, диа-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов. Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как: 2. Занятие контроля знаний. 3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее). 5. Проектно-исследовательская работа. 8. Отчетная выставка. Оценка качества дополнительного образования осуществляется как по бальной системе (5 и 10), так и с помощью оценочных суждений (рецензия). Для фиксирования оценок качества обучения педагог может использовать такие формы, как: — папка достижений («Портфолио»). Учебно-тематический план
В соответствии с данной программой разработан тематический план (Приложение 1). В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников. Планирование составлено таким образом, что его можно вывешивать на стенд для обозрения школьникам. На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации (Приложение 2). Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках и в агитбригадах. Список необходимой литературы. 1. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997. 4. Миноранский В.А. Казадаев А.А. Редкие и исчезающие виды животных Ростовской области: Методическое пособие для учителя. Ростов н/Д. : Изд-во облИУУ, 1995. Программа биологического кружка: «Удивительное рядом»Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на рубеже 20-21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с помощью открытий в области биологии. Поэтому обществу как никогда необходимы специалисты биологического профиля. Биологический кружок организуется для учащихся 5-х классов, которые уже знакомы по урокам окружающего мира в начальной школе, с миром живых организмов. Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы; Учит виден необычное, удивительное рядом в своей жизни, в быту, в природной среде. Учит познанию мира, стремлению к новым открытиям. В программу добавлен раздел изучения особенностей природы Саратовской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность); Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей. Курс, рассчитанный на 70 академических часов (порядок прохождения тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организовано посещение зоопарка (ОДЭЦ), экскурсии и др. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью биологического кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет юным биологам определиться с выбором своей будущей профессии. Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье. Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека. Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний. Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе; Знакомить с биологическими специальностями. Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом. Развитие навыков общение и коммуникации. Развитие творческих способностей ребенка. Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей. Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов. Формирование потребности в здоровом образе жизни. Воспитывать интерес к миру живых существ. Воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Условия реализации программы Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 11-12 лет. Формы организации деятельности учащихся на занятиях Формы и методы, используемые в работе по программе Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой. Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений. Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала). Исследовательские методы (при работе с микроскопом). Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайд фильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа курса «ProBio»Направленность программы: естественно-научная. Уровень программы: ознакомительный. Возраст обучающихся: 15–17 лет. Срок реализации программы: 1 год. Количество часов по программе: Раздел 1. Пояснительная запискаНастоящая программа естественнонаучной направленности, модифицированная, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, а также с учетом содержания примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и составлена на основе программ: 1. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. / Юные натуралисты – Просвещение, М., 2009г. 2. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы» Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А.- «Просвещение», М., 2008г.; 3. Программы элективных курсов 6-9 класс/ Под редакцией В.И. Сивоглазов, М.Б. Моргунова.» Дрофа», М., 2017 г. Актуальность и педагогическая целесообразность программы: Данная рабочая программа предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии, многообразия живого мира. Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при её освоении повышается мотивация к занятиям по биологии. Актуальность данной программы определяется интересом старшеклассников к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе для понимания основных положений биологии во всем многообразии биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических процессов. Цель Программы: Углубление и расширение знаний о многообразии живого мира, развитие познавательной деятельности, творческого потенциала, воспитание инициативы и творческой самостоятельности. Задачи Программы: Образовательные: Развивающие: Воспитательные: Новизна программы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений. При создании программы мной были изучены 4 авторские программы кружков по биологии (см. список литературы). Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. В процессе обучения старшеклассники приобретают новые теоретические знания и практические навыки в биологии, которые позволяют: Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность. Развитие творческих и коммуникативных способностей основе их собственной деятельности также является отличительной чертой данной программы. Возраст обучающихся по программе: 15-17 лет (обучающиеся 9-11 классов). Срок реализации программы:1 год( 72 часа); 2 часа в неделю. Формы и режим занятий: Работа по данной программе предполагает очные групповые занятия в одновозрастной группе из 15-18 человек, 2 раза в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв). Основные формы обучения: теоретические и практические занятия, экскурсии, проектирование и защита заданий с изготовлением мультимедийной презентации. Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы: В процессе изучения программы старшеклссники приобретают следующие знания: На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения: У обучающихся должны быть развиты: коммуникативность, умение обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта); и воспитаны следующие личностные качества: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство ответственности за состояние окружающей среды и порученное дело. Изучение биологических задач на кружковых занятиях даёт возможность школьникам достичь следующих личностных результатов: Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах) Метапредметными результатами освоения программы кружка биологии являются: Предметными результатами работы кружка биологии являются: Для проведения кружковых занятий имеется оснащённая лаборатория, электронные носители, список прилагается. БИОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ ЦЕНТРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВАЗдесь вы можете ознакомится с биологическими кружками Москвы, помимо тех, которые организует ЦПМ. Для просмотра таблицы прокрутите страницу вправо
|