что такое тень в психологии
Карл Юнг. Тень. Теневые стороны человека
Как и большинство людей, вы наверняка имеете общие представления о своих желаниях, ценностях и убеждениях. Вы выбираете «персональный код», который диктует, как себя вести, чтобы быть «хорошим» человеком. Вы полагаете, что знаете, кто вы есть.
А если вы ошибаетесь?
Что если большая часть того, что вы знаете о себе, своей морали и о том, что вами движет – это не совсем тот человек, кем вы являетесь на самом деле? Ведь случалось же вам импульсивно что-то ужасное сказать или сделать, а потом горько сожалеть об этом?
«Как я мог так поступить? Почему?» — терзаете вы себя потом.
Вот это «почему» и есть «белым пятном». Не исключено, что вас действительно рассердили или ранили, но откуда такая реакция? Возможно, утрата контроля над собой свидетельствует о существовании совсем другого человека, который прячется под тщательно придуманным вами образом?
Если вы обнаружили в себе существование этого «совсем другого человека», поздравляем, вы встретили свою Тень.
«Тень» — это термин, который впервые ввел швейцарский психиатр Карл Юнг для описания тех аспектов личности, которые все мы отвергаем и подавляем. По тем или иным причинам у каждого из нас есть те части нашего «я», которые нам не нравятся, или, как мы полагаем, не будут приняты в социуме, поэтому мы загоняем их глубоко в бессознательное. Именно все это Юнг и называл нашей Тенью.
Проблема состоит в том, что зачастую мы не всегда осознаем ту часть своего «я», которую отвергаем. Согласно теории Юнга, мы психологически дистанцируемся от поведения, эмоций и мыслей, которые кажутся нам ужасными и опасными.
Происходит интересная вещь: вместо того, чтобы противостоять тому, что нам не нравится, наш разум делает вид, что этого нет. Агрессивные импульсы, табу-ментальные образы, постыдные переживания, аморальные побуждения, страхи, иррациональные желания, неприемлемые сексуальные желания – это далеко не полный перечень теневых аспектов, которые люди носят в себе, но боятся признаться.
Проекция: мы замечаем нашу темную сторону в других
«Если б это было так просто! — что где-то есть черные люди, злокозненно творящие черные дела, и надо только отличить их от остальных и уничтожить. Но линия, разделяющая добро и зло, пересекает сердце каждого человека. И кто уничтожит кусок своего сердца?» —
Александр Солженицын.
Увидеть тень внутри себя очень сложно, поэтому редко кто это делает. Другое дело – в других! По правде говоря, мы просто наслаждаемся этим. Обсуждать неприглядные качества других – что может быть «слаще». На этом, кстати, построена вся индустрия сплетен и слухов о знаменитостях.
Видеть в других то, что не замечаем в себе, – это явление Юнг называл «проекцией». Так как наш разум отказывается признавать наши темные стороны, а они никуда не деваются изнутри, мы проецируем их на других людей. Сначала мы отвергаем, а затем – проецируем.
А все потому, что нам очень трудно признаться себе, что мы ошибаемся.
Когда мне было 7 лет, у меня возникла идея убежать из дому вместе со своим младшим братом. У нас была нормальная семья, никаких проблем, но вот я решила сделать это, и все тут. Когда мой брат спросил меня, зачем мы это делаем, я ответила: «Потому что все дети делают это».
Мы упаковали в чемодан наши игрушки, печенье и сок. Открыли окно спальни на первом этаже, сбросили чемодан вниз. Я сказала брату прыгать, что он и сделал. Пришла моя очередь. Я занесла ногу за раму и оказалась между миром нашей безопасной спальни и внешним. Я посмотрела вниз на автомобили, которые проезжали мимо, и вдруг осознала, какую черту мы собрались пересечь. С одной стороны окна я была в безопасности, ведь рядом всегда была мама, которая знала, где я и чем занимаюсь. А вот с другой стороны – правила менялись. Если она узнает, что мы убежали без разрешения, – точно убьет нас. Вот о чем я подумала тогда.
Этот момент паники заставил меня отступить в зону безопасности. Я позвала своего брата, сказала, что забыла что-то и вместо того, чтобы вернуться – бросилась рассказывать маме, что брат решил убежать из дому. В это время он стоял на улице и ждал меня. Когда мы с мамой спустились к нему, в его глазах читалось все, что он думал о моем предательстве. Я же казалась себе таким «спасителем».
Все выглядело так, будто я просто дерьмовая сентиментальная сестра (которой я и была, как думала о себе). На самом деле, когда я осознала, сколько неприятностей нам принесет побег, то поспешила разработать способ защитить себя от последствий.
Мое «эго» семилетней сестры не позволило мне принять, что я ошибалась. Это унизило бы меня в глазах брата. Потому я спроецировала свою ошибку на брата и побежала к маме. Подозреваю, подсознательно я хотела бы увидеть последствия своей ошибки, чтобы вынести урок на будущее. Но я не хотела ощутить последствия этого опыта на себе.
Проецируя девиантное поведение на своего бедного младшего брата, которого баловала чуть не до смерти, я избегала сталкиваться со своим опасным поведением. Именно так мы все поступаем, поверьте.
Большинство людей не признаются себе в ошибках, потому что это вызывает боль и стыд. И вместо того, чтобы противостоять этому своему желанию, они идут на всякие ухищрения, чтобы доказать, что они правы. Даже если при этом делают больно другим.
Наш сознательный разум – это то место, где живет наше «эго», каким его каждый день видят другие. Поэтому когда вы говорите о том, кто вы, то имеете в виду ту свою часть, с которой обычно сталкиваетесь.
Это лишь часть вашей личности, которая на виду. Ваше осознание подобно свету, позволяющему наблюдать, что происходит внутри вашего ума. Под этим «светом» есть целый мир «тьмы», содержащий те наши качества, о которых нам даже страшно думать.
Наше «эго» — это только верхушка айсберга, плывущего над морем. Под ней — бессознательный разум — огромная гора льда, скрывающаяся под водой. Это наши подавленные мысли, воспоминания, эмоции и импульсы, о которых предпочитаем даже не вспоминать. Это наша Тень.
Юнг считал, что она незаметно контролирует большую часть того, что мы думаем, говорим или делаем.
Происхождение Тени
Общество учит нас, что некоторое поведение, эмоции, сексуальные желания и образ жизни – просто неуместны. Тот, кто нарушает эти правила и нормы, становится изгоем.
Человек – существо социальное, потому для того, чтобы не быть «изгнанным», он с самого детства делает все возможное, чтобы «вписаться» в установленные нормы и правила.
Как только мы заступаем за условную «линию» (что делаем довольно часто), – мы делаем себе больно. Общество немедленно осуждает нас. О нас говорят, показывают пальцами, сплетничают.
Единственный способ избежать этой повторяющейся боли – замаскировать ее. Мы начинаем рассказывать истории о самих себе, какими мы не являемся и никогда не станем. При этом увлекаемся так, что сами начинаем в них верить. В итоге мы откидываем любую информацию, которая сеет в нас сомнения. В психологии это называется «предвзятость подтверждения».
Проблема состоит в том, что у всех нас есть качества, которые общество осуждает и отбрасывает. Люди не оправдывают ожиданий друг друга, набрасываются на других, излишне резки и т. д.
Идеальный индивидуум в обществе – это тот, который соответствует его, нереальным для обыкновенного человека, стандартам.
И нам не остается ничего другого, как притворятся другими! Женщины наносят на себя тонны макияжа, мужчины поливаются разрекламированными дезодорантами, мы обрабатываем свои фото в Photoshop, выставляем их в социальных сетях. И все это – с единственной целью – замаскировать наши недостатки и притвориться «совершенством». Юнг называл маски, которые мы носим, «персонами».
Мы предпочитаем не высказывать в обществе необычных идей, притворяемся счастливыми и радостными, потому что «так принято». Когда нас спрашивают: «Как дела?», неизменно улыбаемся: «О, спасибо, чудесно!»
Ирония состоит в том, что такое поведение мешает нам исцелиться и избавиться от наших темных сторон.
Тот факт, что общество в процессе эволюции разработало свод норм и правил – это хорошо. Таким образом жить стало безопаснее и приятнее.
Но в своем рвении общество разработало моральный кодекс, согласно которому все должны соответствовать некоему идеалу. Естественно, никто из нас не может быть таким – это просто невозможно.
Объяснение: Формула Тени
«Пока вы не сделаете бессознательное сознательным, оно будет управлять вашей жизнью, и вы назовете это судьбой»
Карл Юнг.
Юнг предлагает решить эту проблему путем «работы над Тенью». Ведь то, что мы подавляем в себе, – никуда не девается, оно продолжает жить в нас.
Работа с Тенью – это процесс осознания бессознательного. Когда мы понимаем наши бессознательные импульсы – мы можем выбирать, как на них влиять. Для того, чтобы начать этот процесс, следует сделать шаг назад от классической модели поведения и посмотреть на себя со стороны. Это намного легче сделать, кстати, с помощью медитации.
Следующий шаг – это задать себе вопрос: «Почему я реагирую на то или иное событие, или на человека, именно таким образом?» Это научит нас возвращаться через наши эмоции к нашим воспоминаниям, которые программируют наше поведение.
Заметим, что сделать это будет не так уж просто – никому из нас не хочется признавать факт существования Тени. Потому первая задача – это преодолеть инстинктивный страх перед нашими тенями.
А самая большая проблема, с которой сталкиваются люди, которые встречаются с Тенью, это вопрос: «Неужели я плохой человек?» Ведь признание Тени означает признание, что у нас всех есть темные стороны, о которых нам не хотелось бы вспоминать.
Юнг объясняет, что при определенных обстоятельствах абсолютно все люди обладают склонностью к ужасным и жестоким вещам. Как ни парадоксально, единственный способ борьбы с этим – это признание факта существования темных сторон. Только это может гарантировать, что эти наклонности никогда не актуализируются. Но опять же, мы отчаянно сопротивляемся, чтобы не думать о себе, как о «плохих» людях.
Но почему люди решили, что мысли-табу, наклонность к жестокости и «неправильные» желания свидетельствуют о том, что они «плохие»? Совсем необязательно! Вот о чем следует помнить!
Как только мы осознаем, что для нас есть спусковым крючком (а это могут быть подавленный страх, боль и прочее), сможем принять эту часть себя и исцелиться. Мы должны принять наши Тени и стать сильнее, поборов страх перед ними.
Как только мы приступим к работе над Тенями, поймем, что большая часть их является результатом того, что нам причинили боль, и мы всеми силами пытаемся избежать ее в будущем.
Мы должны принять то, что случилось, признать, что не заслужили этой боли и это не наша вина. Только приняв эту часть себя, мы вернем утраченную цельность. Для особо тяжелых травм потребуется работа с психологом.
Если вы хотите спасти мир, работайте над своей Тенью
Работа над нашей Тенью помогает понять себя и стать лучше, потому миру нужно, чтобы мы как можно раньше отправились в это «путешествие».
У каждого из нас намного больше возможностей повлиять на наш мир, чем мы себе представляем. Мы все в ответе за то, что происходит.
Ведь каждый день мы строим культуру нашего общества. Когда улыбаемся первому встречному – мы утверждаем принципы доброты. Когда отводим глаза и резки – мы строим сообщество, основанное на недоверии и враждебности.
Наши действия выходят далеко за пределы нашего маленького мира – они оказывают влияние на общество в целом.
Приведу пример. У Нью-Йорка — репутация «грубого» города. Но может ли город быть грубым?! Нет, конечно. А вот люди, которые там живут, могут.
Потому все начинается с каждого из нас. Сохраните этот мир, работайте над своей Тенью.
Блог / Тень: почему стоит сделать ее своим союзником
Автор: Ольга Максимова, 21 ноября (80 просмотров)
Архетипы Юнга
Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг начинал свою карьеру учеником легендарного Фрейда. Сблизившись на несколько лет, они тесно сотрудничали, состояли в активной переписке, закончилось же все полным разрывом из-за принципиальных разногласий во взглядах на устройство человеческой психики. Юнг отказывался признавать, что в основе всех действий, поступков, мыслей человека лежат исключительно подавленные или запретные сексуальные желания. Он создал свою концепцию психоанализа, которая позже была названа «аналитической психологией» и стала одним из самых влиятельных учений прошлого века.
Юнг считал, что психика человека состоит из трех уровней: сознание, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Сознание — это всё то, что мы знаем о себе и окружающем мире. Личное бессознательное наполнено тем, что мы когда-то переживали, но забыли или по какой-то причине вытеснили из сознания. Коллективное бессознательное — это часть бессознательного, психическое наследство от всех предыдущих поколений человечества. Содержание коллективного бессознательного не может перекочевать в сознание напрямую (быть осознано), так как оно наполнено не сформулированными, внятными компонентами, а безличными универсальными образами, которые Юнг называл архетипами.
Архетипы — это своего рода «психические инстинкты», живущие в безднах бессознательного формы, которые активизируются при возникновении определенных ситуаций. Это такие пустые поведенческие шаблоны или психологические законы, которые предопределяют течение некоторых душевных процессов, и которые каждый человек заполняет своим жизненным опытом.
Эго, Персона, Тень
Юнг выделяет три главных архетипа, которые формируют фундамент личности: Эго, Персона и Тень. Эго — центр сознания, оно включает в себя все мысли, чувства и воспоминания, благодаря которым человек ощущает себя человеком. Эго — смотровая башня, из которой осознанное «Я» наблюдает за внешним и внутренним миром. Персона — это «я глазами других», парадный портрет, образ себя, который человек демонстрирует окружающему миру. Прямой перевод термина с латыни – «маска», «фальшивое лицо». Надевая маску, мы предъявляем обществу тот характер, который считается социально приемлемым, заслуживающим одобрения. Персона помогает нам чувствовать свою принадлежность к желаемым социальным группам, но чрезмерное ассоциирование себя с маской опасно и грозит утратой индивидуальности, развитием невротических расстройств. Если Персона — это то, какими мы хотим выглядеть перед другими, то в Тень отбрасывается все то, что обществом отвергается. Архетипы Тени и Персоны находятся, грубо говоря, по разные стороны от нашего Эго: Персона — это проводник наружу, вовне, тогда как Тень отвечает за связь Эго с бессознательным.
Из чего состоит Тень?
Тень — это «не я». Она состоит из всего того, что когда-нибудь было подавлено сознанием: те желания, воспоминания и опыт, которые отсекаются Эго как несовместимые с Персоной, преступные и стыдные. С самого рождения маленький человек, встречаясь с критикой или неодобрением, учится разделять свои мысли и дела на «плохие» и «хорошие» и вытеснять «неправильные» проявления себя на теневую сторону. Опрометчиво думать, что Тень – это вместилище зла, в ней содержатся не только аморальные, тёмные качества личности, но и просто неудобные, непризнанные обществом элементы психики. В Тени скапливается всё то, чем человек не хочет быть, но не потому что вытесняемые качества опасны или отвратительны, а потому что в среде, в которой он рос, ему продемонстрировали, что они неприемлемы. В результате в тени могут оказаться честолюбие («не высовывайся!»), креативность («не выдумывай»), храбрость («не лезь на рожон»), жажда жизни, свободы («в нашей семье так не принято»). Даже детские таланты (музыкальный слух, артистизм), которые не были поддержаны и одобрены взрослыми, могут быть отброшены в Тень.
В этой точке наглядно видна разница между взглядами Фрейда и Юнга на бессознательное. Для Фрейда оно — только хранилище примитивных инстинктов, разрушительных импульсов, опасная бездна. Юнг считал, что бессознательное не так одномерно и помимо комплексов, темных побуждений и негативных опытов, в ней таятся внутренние силы, нераскрытый потенциал и только через знакомство и принятие этих недостающих частей себя человек может обрести целостность. Бессознательное для него не враг, которого нужно надежней запереть на замок, но друг и помощник, к которому необходимо прислушиваться.
Как Тень контролирует нас?
До тех пор, пока Тень не осознана, она может контролировать нас. Каждый элемент Тени — часть нас самих. И пока мы храним этот бессознательный токсичный груз, пока отрицаем его существование, мы сами себе вредим. Чем сильнее мы сопротивляемся собственной Тени, тем больше её отравляющее влияние на нашу жизнь, тем темнее и страшнее она становится. По мере того, как Тень всё более и более осознаётся, мы получаем обратно отвергнутые части себя, возвращая себе ту спонтанную, жизненную, инстинктивную энергию, которая годами без дела пылилась в темном подвале.
Тень всегда указывает на то, что для нас важно. Завидуем – ограничиваем себя, не разрешаем себе того, что хочется. Ревнуем – чувствуем себя неуверенно, небезопасно. Осуждаем коллегу за инициативность – хотим быть замеченными, признанными.
Находясь под влиянием тени, мы приписываем отвергнутые части своего характера другим людям. Этот механизм называется проекцией. Так наша психика защищает нас от мысли, что все эти раздражающие, противные черты есть в нас самих. Так, в офисе сдержанная, пунктуальная, ответственная сотрудница буквально багровеет от ненависти при виде коллеги, которая впархивает с опозданием в 10 минут с чашкой капучино в руке, увлеченно щебеча о новом мастере маникюра. Такая сильная, неадекватная раздражителю реакция говорит о том, что у девушки, вероятно, подавлена часть, отвечающая за спонтанность, легкомысленность, которые в избытке проявляет опоздавшая коллега.
Больше всего нас раздражает в других то, что мы не можем принять и признать в себе, и, если с этой мыслью согласиться довольно легко, то следующая может стать настоящим открытием. Дело в том, что в людях нас восхищают качества, которые также резонируют с нашей Тенью, те, что мы отчаянно игнорируем в себе. Любая сильная, яркая реакция на поведение другого человека – это что-то важное о нас, это наше бессознательное передает нам сообщение от Тени.
Тень в сновидениях
Важный источник знаний о нашей Тени – это сны и фантазии. Часто Тень проявляется в снах в виде чего-то темного, примитивного, существа с закрытым лицом или в капюшоне, дикого зверя или даже просто невидимого присутствия; неизменно лишь то, что сопровождается такой сон сильным страхом перед этой чужеродной энергией. Для человека аккуратного, организованного его отвергнутая часть может предстать в виде грязного бродяги, сумасшедшего или чего-то нелогичного, абсурдного. Перед фанатом контроля и дисциплины Тень может явиться в образе примитивного неуправляемого дикаря или бушующей стихии. Юнг отмечал, что обычно тень имеет пол и он идентичен полу сновидца. В интерпретации снов, поиске ключей к пониманию тех образов, которые являются спящему, очень желательна помощь и сопровождение специалиста, т.к. сложности на пути понимания их эфемерной, таинственной, замаскированной природы грозят ложными трактовками.
Принятие своей Тени
После того, как теневые черты обнаружены, важно нормализовать их, признать их частью нашей личности. Принять теневые качества не означает потакать им. Наоборот, мы обретаем возможность контролировать их, когда признаем их частью себя. Выводя свои теневые проявления в область сознания, мы отказываемся от идеализации самих себя, признаём и смиряемся со своим несовершенством и через этот отказ от иллюзий обретаем силу и смелость быть собой настоящими. Отношения с Тенью похожи на отношения с человеком, в которых в чем-то приходится идти наперекор, а в чем-то соглашаться и уступать. Врагом Тень становится только тогда, когда ее игнорируют и недопонимают.
Как помогает психотерапия?
Каждому человеку трудно и страшно знакомиться со своей Тенью, на этом пути предстоит разрушить и переформатировать привычные представления о самом себе, а это больно. Психотерапия помогает преодолевать этот путь с меньшим сопротивлением. В сопровождении терапевта, который внимательно и чутко помогает нам увидеть свои теневые проявления, в безопасной, поддерживающей среде, где мы защищены от критики и навешивания ярлыков, нам легче осознать свою неидеальность, принять ее и признать частью себя. После того, как мы видим, что терапевт не разрушается от нашего несоответствия желаемой картинке, появляются силы проявить положительные аспекты нашей Тени вовне, сделать ее нашим союзником.
«Встреча с самим собой предполагает встречу с собственной тенью»: Валерий Лейбин о теневой стороне личности
Какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике, из чего состоит архетип Тени, как он проявляет себя в нашей жизни, какое находит отражение в культуре и искусстве и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью: смотрим короткую, но обстоятельную лекцию доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерия Моисеевича Лейбина.
Тень — довольно важное понятие в аналитической психологии. Оно обозначает темную сторону психики, бессознательные проявления, отвергаемые человеком, но внутренне присущие ему и оказывающие воздействие на его мышление и поведение. Это не только бессознательные влечения и желания, которые воспринимаются с точки зрения культуры и общества как негативные, теневые, асоциальные, аморальные. Это часть Я, от взаимодействия с которой во многом зависит наше состояние. Как отмечал Карл Густав Юнг:
Тень издавна завораживала человека. Еще до появления психоанализа культура по-своему пыталась осмыслить феномен тени: Как отмечает д.ф.н., профессор кафедры основ клинического психоанализа МИП Валерий Моисеевич Лейбин:
«С древних времен считалось, что тень человека это неотъемлемая часть его души, изнанка его духа, необходимое условие формирования его я. Неслучайно в различных странах олицетворение тени человеком была пронизано мифами, суевериями. Как правило, чем-то негативным, приносящим личности несчастья, невзгоды….»
Почему так важна «очная ставка» с Тенью?
Во-первых, эта теневая сторона личности несет в себе наше прошлое, сохраняет примитивные желания и агрессивные влечения. Именно поэтому она, как правило, вытесняется, подавляется: мы не хотим замечать свои бессознательные негативные характеристики, поэтому игнорируем их. Это может привести к катастрофе, потому что сдерживаемое и подавляемое способно прорываться наружу, разрушать мораль, самоконтроль и захлестывать наше сознание.
Во-вторых, нужно учитывать, что тень – это не только изнанка психики, содержащая исключительно темные аспекты личности.
В ней присутствуют также такие влечения и желания, которые не исчерпываются чем-то скверным, морально неприемлемым. По убеждению Юнга, Тень включает в себя и все то, что представляет собой примитивное, инфантильное, неприспособленное, которое не получило своего зрелого, позитивного развития. Это означает, что тень может быть представлена не только негативной, но и позитивной фигурой. Она может включать в себя положительные характеристики человека, не получившие в реальной жизни своей реализации, поэтому задача аналитической терапии состоит не в исключении Тени из жизни пациента, а в осознании им ее наличия, в обретении способности интегрировать ее в Я и сосуществовать с ней, не прибегая к мучительному подавлению и соскальзыванию в лоно невротического заболевания.
Ну, и в-третьих, не стоит забывать, что наши негативные качества и характеристики могут обрести свою персонификацию в сновидениях или быть спроецированы на других людей. Мы редко осознаем проекции, тем более сложно «признать в них свою собственную Тень, отброшенную на объекты» — это обычно ускользает от нашего сознания. По мнению того же Юнга, человек не создает проекции, а сталкивается с ними. Окруженные собственными проекциями, мы словно оказываемся изолированным от своего окружения, вытесняя реальные отношения с людьми чем-то иллюзорным. И выбраться из этого порочного круга не так-то легко.
«Необходимо убедить его, что он отбрасывает очень длинную Тень, прежде чем он согласится убрать свои эмоционально окрашенные проекции с их объекта» (К.Г. Юнг).
Кажется, аргументов более чем достаточно. Подробнее о том, что такое Тень (архетип), какую функцию теневая сторона выполняет в нашей психике и почему так важно осознание и знакомство со своей Тенью, смотрим в коротком, но обстоятельном докладе доктора философских наук, профессора кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа (МИП) Валерия Моисеевича Лейбина.
Читайте также Карл Юнг о том, почему некоторые люди раздражают нас
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.