в каком году сэмюэль морзе разработал специальный код азбуку морзе
История Азбуки Морзе
Все мы слышали об Азбуке Морзе, которую более века использовали военные и гражданские специалисты в области связи. Изобрел ее американец Сэмюэл Финли Бриз Морзе в 1838 году.
Вначале она применялась в специальных телеграфных аппаратах (которые к слову тоже изобрел Сэмюэл Морзе) для осуществления передачи и приема сообщений посредством телеграфной связи. На одном конце провода находился передатчик, так называемый телеграфный ключ, а на другом – электромагнитный приемник, который осуществлял управление механизмом, пишущим на бумажную ленту.
Данный аппарат практически в неизменном виде просуществовал с конца 30-х годов XIXстолетия до середины XX века. Да, конечно, он модернизировался с развитием научно-технического прогресса, но основная технология не менялась.
Азбука Морзе представляет собой телеграфный код. Каждая буква алфавита, цифра или знак обозначаются серией коротких или длинных включений электрического тока. Короткие включения — это точки, длинные – тире.
В телеграфии неравномерный код Морзе был заменен равномерным кодом, однако даже в настоящее время энтузиасты радиолюбители используют Азбуку Морзе для общения. Телеграфная азбука, «Морзянка» — так называют изобретение Сэмюэла Морзе.
Практически в любом учебном заведении, специализирующемся на телеграфной или радиосвязи, изучают Азбуку Морзе. Как говорят обучаемые, нет необходимости запоминать обозначения букв комбинациями точек и тире. Кроме того, преподаватели советуют этого не делать, а запоминать «звучания» букв и слов целиком, что позволяет быстрее освоить как саму азбуку, так и «работу на ключе».
Как же появилась идея создать специальный код для передачи информации, и с чего началась история Азбуки Морзе? В 1791 году в небольшом городке Чарльзтаун, который расположен на северо-востоке США, в семье священника Джедида Морзе родился Сэмюэл Морзе.
Высшее образование Морзе получил в Йельском университете, который входит в восьмерку лучших ВУЗов Америки. В это время основным родом его занятий была живопись, и в этом искусстве он подавал большие надежды. В 1811 году Сэмюэл отправился в Европу к Вашингтону Олстону для повышения профессионального мастерства. В 1813 году его картина «Умирающий Геркулес» была отмечена золотой медалью Лондонской королевской академии художеств. Однако спустя 2 года молодой художник возвращается в Новый Свет.
На родине Морзе продолжает заниматься живописью, и в 1825 году в Нью-Йорке им была основана Национальная академии рисунка, президентом которой он и стал.
В 1829 году Морзе снова едет в Европу. На этот раз целью его поездки является изучение произведений знаменитых художников, а также получение опыта в создании школ изобразительного искусства. В это же время все ведущие ученые Европы в своих лабораториях ставили опыты, основанные на принципах электромагнетизма и электромагнитной индукции, описанных в книге Майкла Фарадея. В те времена, использование свойств магнитных полей было подобно волшебству.
Кроме того, в 1832 году Морзе наблюдал за опытами изобретателя-электротехника Павла Шиллинга по созданию первого электромагнитного телеграфа, что сыграло немаловажную роль в истории создания Азбуки Морзе. Находясь под впечатлением от увиденного, Сэмюэл Морзе увлекся идеей возможности передачи информации по проводам посредством комбинации так называемых «искр».
Возвращаясь домой на корабле, Сэмюэл сделал пару эскизных чертежей будущего устройства. На протяжении трех последующих лет Морзе безуспешно пытался создать нормально работающий аппарат передачи информации по проводам.
Лишь к 1837 году, уже будучи профессором живописи Нью-Йоркского университета, ему удалось создать аппарат, который смог послать сигнал по проводам на расстояние чуть менее 520 метров.
Опыты Морзе привлекли внимание Стива Вейла, являющегося собственником промышленных предприятий в Америке, который в обмен на принятие в компаньоны к Морзе его сына Альфреда, согласился выделить помещения для проведения Сэмюэлом опытов, а также инвестировал в проект 2 тысячи долларов.
Спустя год после изобретения аппарата в 1838 году Морзе разработал свой всемирно известный код. Альфред Вейл также внес свой вклад, он добавил буквенные коды. В наши дни используется международный код Морзе, который был принят в 1939 году. Он представляет собой усовершенствованную азбуку Морзе, но даже оригинальный вариант кода находился в эксплуатации еще и в 60-е года ХХ века. Сэмюэл Морзе прославился благодаря своему изобретению, а его широкое внедрение в разные сферы принесло автору немалый доход.
Код выживания: Кто на самом деле придумал азбуку Морзе
Не нужно быть радистом, чтобы знать, что такое азбука Морзе. Перед глазами сразу возникает картинка: человек в наушниках отстукивает телеграфным ключом сообщения. Точка – тире – точка. Но мало кто знает, что Сэмюэль Морзе не был ни инженером, ни физиком. Он был портретистом, и очень талантливым. Но разве кто-нибудь назовет хотя бы одну его картину? Говорят, что к изобретению прибора, перевернувшего весь мир, Сэмюэля Морзе подтолкнула личная трагедия.
Он был очень популярен как портретист и много путешествовал по стране, выполняя заказы богатых клиентов. В одной из таких поездок он получил письмо из дома, в котором ему сообщали о тяжелых родах жены. Художник немедленно сорвался с места и помчался к семье. Но не успел даже на похороны. Письмо шло слишком долго. Якобы с тех пор Морзе стал думать над более быстрым способом передачи информации. И его усилия увенчались успехом. Это официальная версия. Но что, если знаменитую азбуку изобрел вовсе не Морзе, а создателем первого телеграфа был другой человек. Кто же? Об этом рассказывает программа «Неизвестная история» с ведущим Борисом Рыжовым на РЕН ТВ.
Первый телеграф
Трагедия в семье Сэмюэля Морзе действительно случилась. Он начал искать способ быстро передавать сообщения на большие расстояния. Он изучает техническую литературу, путешествуя по Европе, посещает лучшие электротехнические лаборатории. Однажды он знакомится с опытами Павла Шиллинга и, вдохновившись ими, рисует набросок будущего телеграфного аппарата.
По сути, первый телеграф изобрел наш соотечественник Павел Львович Шиллинг. А первая демонстрация работы электромагнитного телеграфа Шиллинга состоялась в Петербурге в его квартире на Марсовом поле 21 октября 1832 года.
«Павел Львович провел публичную демонстрацию своего первого в мире телеграфного аппарата. Это никто не отрицает. И представляете, как мы опередили того же Морзе. В 1832 году ему только пришла идея. А Шиллинг в этом году провел публичную демонстрацию и показал действие своего аппарата на расстоянии», – рассказывает экскурсовод Музея истории телефона Владимир Цукор.
Сын спонсора
Давайте перенесемся за океан к Сэмюэлю Морзе. Он прекрасно понимал, что от чертежа до первого сообщения нужно будет пройти трудный путь, который потребует времени и денежных вложений. Морзе знакомится с богатым промышленником – Стивом Вейлом, который предоставляет помещение под лабораторию и инвестирует в проект 2000 долларов. На тот момент это очень большие деньги. Сын Стива – Альфред Вейл – стал партнером Морзе в разработке аппарата и, главное, азбуки. Именно Вейл придумал буквенные коды.
Секрет Морзе
Но окончательно довел до ума «морзянку» немецкий инженер Фридрих Герке. Он упростил и упорядочил азбуку. Именно его коды стали стандартом для всего мира. Получается, телеграф изобрел Шиллинг, азбуку – Вейл и Герке, но при этом изобретение носит имя Морзе. Дело в том, что Морзе, в отличие от коллег, единственный, кто удосужился запатентовать свои изобретения. Поэтому телеграф и азбука названы его именем.
Даже сейчас, в век Интернета, азбуку Морзе обязаны знать моряки, летчики и военные. Если современные средства связи будут недоступны, то всегда можно послать сигнал старым, проверенным способом. В 2011 году в Колумбии в плену повстанцев оказалось большое количество правительственных солдат. Пленникам не позволяли слушать новости, а только музыку по радио. И тогда правительство привлекло популярных музыкантов, чтобы те зашифровали в битах песни сообщение азбукой Морзе: «19 человек спасены. Вы следующие. Не теряйте надежды». Все последующие сообщения на азбуке Морзе пленники получали через песни. Через год их освободили.
Переизобретатели алфавита
Как люди создавали телекоммуникации и что запатентовал Морзе 180 лет назад
20 июня 1840 года художник Сэмюэл Морзе запатентовал в США телеграфную систему. Морзе не был первым: к этому моменту другие подобные системы уже использовались в Европе — но именно морзянка стала широко распространенным кодом для передачи сообщений, который используется до сих пор. N + 1 рассказывает, что именно патентовал Морзе, о его конкурентах, сподвижниках — и том, что из этого получилось.
Один из первых прототипов телеграфа был создан в 1774 году — за 24 года до рождения Морзе — французом Жоржем-Луи Лесажем. Передатчик и приемник соединялись друг с другом 26 отдельными проводами — по проводу на каждую букву латинского алфавита. Лесаж передавал сообщения из одной комнаты своего дома в другую, но об использовании его телеграфа на более серьезных расстояниях не могло быть и речи: прокладка многожильной линии стоила бы огромных денег. Кроме того, провода той эпохи не отличались надежностью, и чем больше их было, тем выше шанс, что хоть один сломается.
Факелы, стук, зеркала
Армии многих народов и эпох использовали столбы дыма от костров или огни факелов для передачи сообщений. Подобный сигнал виден издалека, но такая коммуникация была немногословной, медленной и не очень-то простой: надо было договориться о значении сигналов, а потом еще и разжигать огонь.
Тем не менее, универсальную азбуку под такой неповоротливый медиум древние придумали. Нам она известна, как квадрат Полибия, который в своей «Всеобщей истории» описал систему передачи любого сообщения при помощи факелов.
В ней 25 символов греческого алфавита записывались в таблицу 5×5. Каждой букве соответствовала пара цифр, первая из которых относилась к номеру строки, а вторая — столбца. Например B — 12, H — 23, и так далее. Если буквы записать не в алфавитном порядке, а в произвольном, то вы получите еще и криптографическую защиту вашего канала связи: сообщение прочитает только тот, у кого будет правильная таблица.
Квадрат Полибия для латинского алфавита
Два тысячелетия спустя, уже после изобретения азбуки Морзе, квадрат Полибия продолжал использоваться для общения заключенных при помощи перестукиваний. Стуки шли сериями от одного до пяти, пауза обозначала конец серии и переход к следующей букве. Историк криптографии Давид Кан в книге «Взломщики кодов» пишет, что так общались русские политзаключенные при царе и американские военнопленные во Вьетнаме — для координации своих показаний на допросах и моральной поддержки.
Передача слова ALLO факелами по квадрату Полибия
Jonathan Martineau / Wikimedia Commons
«IN THE GARB OF KWAKER»
Неясно, знали ли создатели первых электрических телеграфов о квадрате Полибия, который бы в любом случае был неудобен из-за отсутствия внятного «пробела» и медленной скорости передачи. Каждую цифру пришлось бы отделять существенными паузами, а больше половины букв кодируются более, чем пятью знаками. Зато точно известно, что создатели первого коммерческого телеграфа — Уильям Кук и Чарльз Уитстон — вдохновлялись презентацией Павла Шиллинга, чей восьмипроводной телеграф в 1833 году связал Петергоф с базой флота в Кронштадте. Сам Шиллинг умер, не успев довести разработку до ума, поэтому первой коммерческой телеграфной линией на электричестве стала система Кука и Уитстона, установленная на двадцатикилометровом участке Большой западной железной дороги в Англии в 1838 году.
Здесь стоит сказать, что в первой половине XIX века электричество не было общедоступной вещью, от которой берегли детей. Промышленное применение динамо-машины началось в 1844 году, но даже после этого до повсеместной электрификации было еще очень далеко. Кроме того, развитие телеграфа долгое время сдерживалось законом Барлоу — ошибочной физической формулой, которая предсказывала огромные значения сопротивления для длинных проводов. Считалось, что из-за этого междугородняя связь попросту невозможна.
Телеграф Кука и Уитстона был бы невозможен без изобретения Вольтова столба — первой электробатареи, использовавшейся как расходник. Оператор нажимал клавиши на передатчике, которые подавали ток от батареи по проводам на сигнальную стрелку. Аппараты этой системы связывало шесть проводов — пять вели к стрелкам, а один, общий, использовался для замыкания цепи.
За счет большого числа проводов системе не нужен был код — буквы можно было прямо считывать с монитора. В зависимости от направления тока в проводах стрелки поворачивались либо по часовой, либо против часовой стрелки. Сходящиеся концы указывали на требуемую букву, которую записывал дежурный оператор.
Монитор пятистрелочного телеграфа Кука и Уитстона
Geni / Wikimedia Commons
Система, которая позволила задержать убийцу, обладала существенным ограничением: в ней можно было закодировать только 20 символов, поэтому из алфавита выкидывались буквы C, J, Q, U, X и Z. Из-за этого, например, оператору было трудно передать характеристику Тауэлла «одет как квакер» (in the garb of quaker), и на другом конце несколько раз запрашивали ее вновь, полагая, что отправитель ошибся. Кроме того, использовать для каждой линии шесть проводов все равно было невероятно дорого, и заказчики требовали уменьшения. Поскольку при отказе от использования еще нескольких букв текст стал бы нечитаемым, то для двустрелочного и однострелочного телеграфа был разработан код.
Система Кука и Уитстона была успешной, и применялась многие десятилетия параллельно с другими системами. Несмотря на то, что проводов стало гораздо меньше, стрелочный телеграф обладал существенным недостатком — от него нельзя было отойти ни на минуту. Кроме того, стрелочка не могла двигаться быстрее, чем мог заметить человеческий глаз, что замедляло скорость общения.
Точки и тире
Прорыв изобретения Морзе заключался в том, что его телеграф сигнал записывал, и притом был простым и надежным. Аппарат напоминал однострелочный телеграф, но вместо стрелки в нем стоял пишущий стилус. Сверху аппарата находилась бобина с бумажной лентой, которая приводилась в движение заводным механизмом. При приеме сигнала лента бежала под стилусом, который, реагируя на электрические импульсы, периодически прижимался к бумаге, оставляя след.
Музейный образец аппарата системы Морзе
Zubro / Wikimedia Commons
Морзе не был ни физиком, ни инженером. Он был довольно успешным художником, а телеграфом заинтересовался во время возвращения из Европы в 1833 году. На пароходе один из пассажиров демонстрировал способ управления движением металлической стрелки при помощи электричества из новой книги Фарадея, и это привело Морзе к идее разработать метод коммуникации на этом принципе. Поскольку он ничего не слышал о разработках Шиллинга и других, то считал, что станет первооткрывателем электрической телеграфии.
Картина Морзе «Галерея Лувра», которую он вез в Америку из Парижа, когда решил переключиться на создание телеграфа
Terra Foundation for American Art
С именем Альфреда Вейла также связаны споры — поскольку в их паре именно он был «технарем», то некоторые люди считали, что ведущая роль в разработке телеграфа также принадлежала ему. Этому никогда не было документальных подтверждений, а сам Альфред в частной переписке со своим отцом утверждал, что «Морзе переизобрел алфавит и выкинул словари».
Первая страница оригинального патента Морзе
Источник: Google Patents
В 1848 году немец Фридрих Герке упрощает азбуку Морзе, избавившись от всего, кроме точки и тире. Теперь в случае, если у оператора дрогнула рука и тире получилось длиннее чем нужно, не было необходимости начинать сообщение с начала. Кроме того, было замечено, что опытный оператор со временем начинает понимать сигнал даже не глядя на ленту, а просто слушая шуршание стилуса по бумаге. Если точная длина звуков не имеет значения, то для их расшифровки уже не нужен тонкий музыкальный слух. Все это привело к тому, что вариант Фридриха Герке на Международном телеграфическом конгрессе в Париже в 1865 году приняли в качестве международной азбуки Морзе, а оригинальную систему продолжали использовать в Америке вплоть до XX века.
Переводчик текста в морзянку
Телеграф Морзе был быстрым (около 13 слов в минуту) и надежным механизмом, который, наряду с железными дорогами, изменил повседневную жизнь XIX века. Его идея — временна́я модуляция сигнала, записываемая в строчку в виде точек и тире, впоследствии использовалась для передачи радиограмм, а также при дальнейшем развитии телеграфов.
Телетайп и код Бодо
Система Морзе тоже была неидеальна: она все-таки была кодом из точек и тире, для чтения которого необходим был квалифицированный оператор. Кроме того, сообщение морзянкой занимало на бумаге существенно больше места, чем традиционный текст, а печать была возможна только на узкой ленте. Поэтому следующим шагом в развитии телеграфии стал телетайп — печатная машинка, которая управлялась по телеграфу.
Одну из первых конструкций телетайпа предложил француз Эмиль Бодо. Он заметил, что чтение кода гораздо проще автоматизировать, если передача каждого символа занимает одно и тоже время, тогда как передача нуля азбукой Морзе (5 тире) занимает в 19 раз больше времени, чем буквы латинской буквы E. Чтобы преодолеть это, Бодо создал телеграфный код, названный впоследствии его именем.
Он придумал разделить условное время передачи символа на пять равных временных отрезков. В течение каждого этого отрезка передавалось одно из двух значений — есть ток или нет. По сути, его алфавит состоял из точек и пробелов между ними. Поскольку на каждый символ отводилось пять знаков, а всего знаков два, то таким образом можно зашифровать 2 5 = 32 символа, что покрывает все буквы латинского алфавита и позволяет использовать знаки пробела, конца строки, кавычек и завершения сообщения.
На их клавиатуре было всего пять клавиш, по числу столбцов из таблицы символов. Например, если оператор хотел передать букву F, ему надо было нажать три центральных клавиши. При нажатии они залипали, автомат передавал сигнал, после чего их отщелкивали и переходили к следующему символу. Опытный пользователь на такой машинке мог набирать до трех символов в секунду, что неплохо и для современных пользователей на обычной клавиатуре.
Клавиатура телетайпа Бодо, ранний вариант
Rothen / Wikimedia Commons
Зачем спешить
Емко и коротко о масштабе влияния телеграфии на человечество говорить в XXI веке тяжело: мы не можем в полной мере его осознать, так как никогда не видели прежней жизни, в которой новость о смене правителя могла идти к окраинам многие месяцы. Поэтому, вместо заключения можно рассказать две истории, совершенно разные по тональности.
В первой истории нет ярких красок, и на первый взгляд она не имеет отношения к телеграфу. Но американские историки, изучая рынок мяса конца XIX века, обнаружили следующее. До изобретения холодильной машины единственным способом переправить тушу животного с фермы в соседний город было послать живую корову в вагоне-стойле, так что доступность мяса сильно зависела от места жительства.
Морозильная камера технически позволяла реализовывать разделанную тушу далеко от места производства, но, если ферма и магазин разделены тысячей километров, то они не смогут сообщить друг другу, например, о том, что спрос упал и склад забит, и новую партию отправлять не нужно. Приехавшую в этом случае говядину останется только выбросить или раздать бесплатно. Однако, развитая телеграфная сеть позволила торговцам из многих городов координировать свои действия, централизовать производство и сформировать такой рынок, который есть сейчас — когда в любом городе можно просто прийти в магазин и купить говядину, даже если вокруг нет ферм на многие сотни миль.
Вторая история совершенно не похожа на первую: в ней нет ничего об экономике. Сэмюэл Морзе очень любил свою жену Лукрецию, что в эпоху браков по расчету и викторианской морали, осуждавшей в мужчинах эмоциональность, встречалось не очень часто. В начале 1825 года карьера художника пошла вверх — он уехал в Вашингтон, чтобы написать портрет Жильбера Лафайета, героя Войны за независимость. 10 февраля Морзе пишет жене о том, как скучает по ней — не зная, что Лукреция умерла за три дня до этого. На следующий день, 11 февраля, он получает сообщение о ее смерти и мчится домой, но все равно опаздывает на похороны. Сын Морзе неоднократно вспоминал, что для отца был важен именно этот аспект его изобретения — эмоциональная связь близких людей, а не только канал, по которому шлют деловые новости. Если бы свой телеграф Морзе изобрел раньше, он, возможно, успел бы попрощаться.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Имя Сэмюэла Морзе всем знакомо благодаря его самому известному открытию – знаменитой азбуке, названной в честь изобретателя. Однако мало кто знает о том, что Морзе был еще и художником, к тому же основателем и президентом Национальной академии рисунка в Нью-Йорке. Впрочем, об эстетической ценности его работ искусствоведы высказывали весьма противоречивые отзывы, так же, как ученые – о значении его изобретений.
Кем же он был на самом деле – художником, изобретателем или талантливым авантюристом?
С. Морзе. Автопортрет, 1818. Фрагмент
Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился в Америке, в семье проповедника. Свою первую серьезную работу Сэмюэл создал в 14 лет – он тогда написал удачный семейный портрет, а немного позже – картину «Высадка паломников» о прибытии первых поселенцев в Америку. Это полотно привлекло внимание известного в те времена художника В. Олстона, который предложил юноше отправиться вместе с ним в Англию для изучения живописи. Родители Сэмюэла не одобряли этих занятий, но поездке не препятствовали. И в 1811 г., в возрасте 20 лет Сэмюэл Морзе начал изучать живопись в Королевской академии.
С. Морзе. Высадка паломников
С. Морзе. Слева – *Умирающий Геркулес*. Справа – *Суд Юпитера*
Во время учебы в Академии Морзе создал две значительные работы – «Умирающий Геркулес» (за нее художник получил золотую медаль на выставке) и «Суд Юпитера». В 24 года юноша вернулся в Америку известным художником, однако на родине его картин никто не покупал, и он начал писать портреты на заказ. Серди них был портрет бывшего президента США Джона Адамса, а также портреты маркиза де Лафайета и пятого президента США Джеймса Монро.
С. Морзе. Портреты Джеймса Монро (слева) и маркиза де Лафайета
В Нью-Йорке Морзе основал Национальную академию рисунка и стал ее президентом. В то же время он решил заняться усовершенствованием своего мастерства и продолжил обучение в Европе. Его занятия живописью были настолько усердными, что никто не мог предположить, что вскоре он займется кардинально другим родом деятельности. Позже Морзе признался: «Я посвятил свои молодые годы только живописи. Но, как оказалось, не смог забыть поразившую меня в юности фразу, услышанную на лекции по естественным наукам: «Если электрический ток встретит задержку на своем пути, он станет видимым». Эта мысль была первым семенем, из которого много лет спустя в моей голове выросло изобретение телеграфа».
С. Морзе. Галерея Лувра, 1831-32
Изобретателей телеграфа было несколько, и Морзе не был первооткрывателем: в России создателем нового вида связи был Шиллинг, в Германии – Гаусс и Вебер, в Англии – Кук и Уитстон. Но их электромагнитные аппараты были стрелочного типа, а Морзе изобрел электромеханический телеграф. Он получил патент на свое изобретение и продемонстрировал его работу в Нью-Йоркском университете.
Однако ученые мужи не только не оценили его находку, но и прозвали Морзе авантюристом: дело в том, что он по сути ничего не изобрел, а просто объединил несколько успешно действующих изобретений своих предшественников. Но сам Морзе был уверен в том, что грамотное применение существующего не менее важно, чем внедрение чего-то нового.
С. Морзе. Слева – Муза (портрет старшей дочери Сьюзан). Справа – автопортрет
1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник «Салли» (капитан судна — Пелл). Его пассажирам знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) — Чарльз Т.Джексон в салоне первого класса демонстрировал фокус-опыт: начиналась вращаться стрелка компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. За опытом внимательно наблюдал Самюэл.
В Европе, в это время, была опубликована книга М.Фарадея и приведенные в ней опыты повторялись во многих лабораториях, а Петербург в начале 1832 г. стал свидетелем первых опытов Шиллинга. «Извлечение искр из магнита» казалось непосвященным чудом. Увиденный опыт натолкнул его на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам, с использованием сочетаний передачи «искр». Эта идея захватила его. За время месячного плавания домой Морзе набросал несколько чертежей. Следующие три года, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда, он посвятил строительству по своим чертежам аппарата, но безуспешно. В 1835 г. он был назначен на пост профессора живописи в только что открытом Нью-Йоркском университете, в котором в сентябре 1837 г. продемонстрировал свое изобретение. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.
Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе и согласился пожертвовать 2 тыс. долларов и предоставить помещение для дальнейших опытов при одном условии — С.Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. Первое сообщение было послано 27 мая 1844 г. и текст которого гласил: «Чудны дела твои, Господи!» Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б.С.Якоби, а для приема — электромагнит, якорь которого управлял перемещением по бумаге чернильного пера.
Революционным изобретение Морзе стало благодаря не технологии передачи данных, а способу их фиксации и сфере применения. При этом Морзе не разбирался не только в последних открытиях в области электричества, но даже в основных его правилах и законах. У него не было ни специальных знаний, ни подготовки, но их заменили упорство и целеустремленность.
С. Морзе. Портреты Сэмюэла Нельсона и Кетрин Энн Рассел Нельсон, 1822
Телеграфы с магнитными стрелками существовали и до Морзе, но они были неудобны в применении. И он решил заменить стрелку на самописец, фиксирующий полученное сообщение на протягиваемой через аппарат бумажной ленте. Значительную помощь в изобретении оказал Альфред Вейл, у которого, в отличие от Морзе, было техническое образование: он изобрел схему печатающего телеграфного аппарата и усовершенствовал телеграфный код.
В результате появилась знаменитая азбука Морзе, представляющая собой комбинации коротких и длинных сигналов, зафиксированных на бумажной ленте в виде точек и тире.
С. Морзе. Ниагара, 1835
Слава, богатство и признание пришли к нему только на склоне лет. Научно-практическую ценность его изобретения вынуждены были признать многие, даже те, кто настаивал на вторичности этих открытий. После смерти Морзе в 1872 г. его слава как изобретателя угасла, но о нем снова заговорили как о самобытном художнике-портретисте. Эти споры продолжаются и по сей день.
Современный вариант международного «кода Морзе» (International Morse) появился совсем недавно — в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (т.н. «континентального» варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. Звучит еще невероятнее, но факт — первоначальный вариант «кода Морзе» кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века!
[ источники ] источники
http://www.kulturologia.ru/blogs/151116/32252/
http://www.aif.ru/infographic/1100337
http://razmishlyajem.ru/o-raznom-vsyakom/interesny-e-fakty/azbuka-morze-istoriya-sozdaniya http://xn—-dtbjalal8asil4g8c.xn—p1ai/priboryi/istoriya-azbuki-morze.html
http://ua4cgr.narod.ru/2010/morze.html
http://www.morze.ru/morze/morze_bio.htm
Вот еще несколько интересных персон: вот например знаете ли вы Где могила Александра Македонского? или кем был Настоящий Гоцман. А вот еще не так давно была раскрыта Тайна гибели Сент-Экзюпери и думали ли вы, что существует Вратарь, который забил 131 гол