Система рейтингов Американской киноассоциации (англ. MPAA film rating system ) — принятая в США система оценки содержания фильма, введённая Американской киноассоциацией (MPAA). В зависимости от полученной оценки, зрительская аудитория картины может быть ограничена за счёт исключения из неё детей и подростков. Рейтинг Американской киноассоциации играет важную роль в прокатной судьбе фильма. Система введена в действие 1 ноября 1968 года и с некоторыми незначительными изменениями используется до сих пор.
Содержание
Рейтинги Американской киноассоциации
В настоящее время выходящий в американский прокат фильм может получить один из пяти следующих рейтингов:
Изображение
Название и краткое описание
Описание
Рейтинг PG — Parental guidance suggested Детям рекомендуется смотреть фильм с родителями
Рекомендуется присутствие родителей. Некоторый материал, возможно, не подходит для детей. Данный рейтинг показывает, что родители могут счесть некоторые сцены в фильме неприемлемыми для детей, и что родителям рекомендуется посмотреть фильм самим до того, как они покажут его детям. Явные сексуальные сцены и сцены употребления наркотиков отсутствуют; нагота, если присутствует, то только очень ограниченно, могут употребляться лёгкие ругательства и присутствовать сцены насилия, но только в крайне умеренных количествах.
Рейтинг R — Restricted Подростки до 17 лет допускаются на фильм только в сопровождении одного из родителей, либо законного представителя
До 17 лет обязательно сопровождение родителя или взрослого опекуна (возраст может меняться в некоторых регионах). Данный рейтинг показывает, что оценочная комиссия заключила, что некоторый материал оценённого фильма предназначается только для взрослых. Родители должны больше узнать о фильме, прежде чем взять на его просмотр подростков. Рейтинг R может быть назначен из-за частого употребления непристойной лексики, продолжительных сцен насилия, секса или употребления наркотиков. В 2009 году фильмы с рейтингом R были запрещены для просмотра детям до 12 лет, даже в сопровождении родителей.
Рейтинг NC-17 (ранее X) — No One 17 & Under Admitted Лица 17 лет и младше на фильм не допускаются
Лица 17 лет и младше не допускаются. Данный рейтинг показывает, что оценочная комиссия полагает, что по мнению большинства родителей фильм явно для взрослых, и детей до 17 лет включительно нельзя допускать до просмотра. Фильм может содержать явные сексуальные сцены, большое количество непристойной и сексуальной лексики, или сцен чрезмерного насилия. Рейтинг NC-17, однако, ещё не означает, что данный фильм является непристойным или порнографическим, как в повседневном, так и в юридическом смысле этих слов.
Для фильмов, не получивших рейтинг Американской ассоциации, обычно используется обозначение NR (Not Rated), а для картин, вышедших в прокат до введения системы рейтингов, то есть до 1 ноября 1968 года, — обозначение U (Unrated). Данные обозначения, однако, не являются официально принятыми Американской ассоциацией.
Исторические сведения
В ноябре 1968 года была принята первая версия нынешней системы рейтингов:
В 1969 году категория M была заменена на GP (General Audiences — Parental guidance), а в 1970 на PG (Parental Guidance Suggested — желательно присутствие родителей).
1 июля 1984 года категория PG в свою очередь была разделена на две подкатегории: PG и PG-13.
В ноябре 1990 года было дано объяснение, какие сцены могут подразумевать ограничение R — жестокость, брань, обнажённые тела, употребление наркотиков. Также было дано подробное объяснение в различии рейтингов PG и PG-13. Рейтинг X был переименован в NC-17.
Определение рейтинга фильма
Для определения рейтинга MPAA для каждого конкретного фильма создается специальная комиссия, которая просматривает его. После просмотра и обсуждения происходит голосование, в ходе которого фильму присваивают его будущий рейтинг.
Продюсерский состав и/или режиссёр кинокартины, в случае несогласия с решением комиссии, может подать апелляцию. В данном случае происходит создание повторной комиссии, состоящей из 14—18 человек. Комиссия повторно просматривает фильм, обсуждает несогласия создателей фильма, представленные в апелляции. Выявляются сцены, оказывающие определяющее влияние на рейтинг фильма, и вместе с официальным решением комиссии отправляются обратно создателям кинокартины. Далее создатели картины самостоятельно принимают решение — удалить эти сцены, переснять (перемонтировать) или согласиться с решением комиссии.
Ассоциация MPAA (Американская Киноассоциация, Motion Picture Association of America) является родоначальницей рейтинговой системы, помогающей родителям оценить, подходят ли те или иные фильмы для просмотра их детьми.
Эта система не берёт на себя функции критика, она не определяет, плоха или хороша та или иная картина. Она не подвергает её цензуре, а лишь разъясняет потенциальные опасности для детских глаз. Причём, оценки выставляют сами родители именно они на ротационной основе входят в правление администрации по классификации и рейтингам.
В настоящее время рейтинговая система MPAA выглядит следующим образом:
Рейтинг G Нет возрастных ограничений
Данный рейтинг получают фильмы, в содержании которых не присутствует сцен, которые могут хоть каким-то образом повлиять на детскую психику. Тем не менее, если картина получает рейтинг G, то никоим образом нельзя утверждать, что фильм предназначен только для детей.
Преимущественно, рейтинг G присваивают классическим семейным комедиям и мультфильмам.
>> Все фильмы с рейтингом G
Рейтинг PG Рекомендуется присутствие родителей
Этот рейтинг получают фильмы, которые требуют внимания со стороны родителей. Возможно некоторые сцены из картины родители посчитают неприемлемыми для просмотра своими детьми. Но в фильме точно отсутствуют сексуальные эпизоды и сцены с использованием наркотиков. Рейтинг PG никогда не присвоят ленте жанра хоррор или триллер.
>> Все фильмы с рейтингом PG-13
Рейтинг R Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого
Рейтинг R получают фильмы, в содержании которых обязательно содержится материал, предназначенный только для взрослой аудитории. Родителям рекомендуется хорошо подумать, прежде чем пойти на него вместе со своими детьми.
Многие кинотеатры предпочитают не связываться с фильмами, получившими рейтинг NC-17. Кроме того, такие фильмы запрещено рекламировать в средствах массовой информации (телевидение, радио, печать и т.д.).
2. Экскурс в историю
В мае 1966 года выяснилось, что не все фильмы можно уместить в существовавшие тогда две категории фильмов имеющие сертификат MPAA и не имеющие такового. Этому событию в немалой степени поспособствовала так называемая «сексуальная революция».
В ноябре 1968 года была оглашена первая версия нынешней системы рейтингов:
G Нет возрастных ограничений (General Audiences); M Подростковое ограничений, от 11 до 13 лет (Mature Audiences); R Лица, не достигшие 16-летнего возраста, допускаются на сеанс только в присутствии родителей (Restricted Persons under 16 not permitted unless accompany by an adult); X На сеанс не допускаются лица, не достигшие 17-летнего возраста (Adults only. No one under 17 admitted).
В 1969 году категория M была изменена на GP (General Audiences Parental guidance), а еще через год на PG (Parental Guidance Suggested желательно присутствие родителей). 1 июля 1984 года категория PG была разбита на две подкатегории: PG и PG-13. Как видно, вторая подкатегория была предназначена для более зрелых подростков.
Следующая череда изменений затронула рейтинговую систему лишь в ноябре 1990 года, когда было дано объяснение, какого рода сцены могут скрываться за ограничением R нецензурная брань, обнаженные тела, применение наркотиков и жестокость.
Также было дано подробное объяснение, как различить рейтинги PG и PG-13. Рейтинг X был переименован в NC-17 ввиду того, что все эти годы в народных массах было распространено поверье, что рейтинг X присваивается лишь фильмам с порнографическим содержанием.
3. Как определяется рейтинг фильма?
Специально для каждого конкретного кинопродукта создается комиссия, просматривающая плоды деятельности съемочной группы. После просмотра и обсуждения увиденного происходит голосование, в результате чего фильм получает свой будущий рейтинг.
Продюсеры картины в случае несогласия с решением комиссии могут подать на аппеляцию. В этом случае создается повторная комиссия, в заседании которой участвует от 14 до 18 человек. Комиссия просматривает фильм, после чего обсуждает несогласия продюсеров, представленные в аппеляции. Затем выявляются сцены, оказывающие влияние на рейтинг, и в виде официального решения комиссии отправляются обратно в продюсерский штаб.
Вступивший в силу в сентябре прошлого года Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» ввел в нашу действительность возрастные ограничения, которыми стали маркироваться телепередачи, афиши концертов, сайты, книги и многое другое. Строже стали относиться и к обороту кинопродукции, хотя возрастные рейтинги существовали и до закона. В связи с подоспевшими к сентябрю подзаконными актами и новыми регламентами, изменился порядок выдачи прокатных удостоверений. Данное исследование ставит задачей показать, как после этого изменился подход экспертов из Минкультуры к возрастной классификации иностранных картин. Также, попытаемся сопоставить американскую рейтинговую систему MPAA и российскую систему классификации фильмов.
Рейтинг MPAA существует почти полвека, заменив собой более ранние системы возрастных ограничений. На данный момент, при всей критике этой системы, она действует достаточно эффективно и в целом, удовлетворяет общество. На развитом кинорынке США возрастная классификация имеет куда большее влияние и значение, чем в России. За океаном график кинопремьер выстраивается с учетом этой специфической характеристики, — мейджоры не допускают большой концентрации стартующих на одной дате фильмов с одинаковыми рейтингами. Режиссеры и продюсеры еще на стадии разработок будущих проектов исходят из их потенциальных возрастных ограничений. Далее, согласно выбранной стратегии, проходят съемки. И если что-то не соответствует рейтингу в готовом материале, то будет нещадно вырезано. Ведущие американские кинокритики обращают внимание на систему классификации, что сложно представить в отношении их российских коллег. Существуют сайты, где каждый фильм оценивается в баллах по параметрам, вроде, «насилие», «речь», «секс» и т.д. Даже на IMDB есть раздел, где перечисляются сцены и моменты в картине, о наличие которых должен знать родитель, желающий отвести ребенка в кино (вот, например, такой раздел про «Хоббита». Дополняется, изменяется и обсуждается он по типу Википедии. Спойлеры скрыты). Исходя из этого, можно сделать вывод, что Система рейтингов Американской киноассоциации (рейтинг MPAA) представляет собой развитый механизм определения возрастного соответствия зрителя по отношению к кинокартине.
Российская система возрастной классификации, по большому счету, оторвалась от советских правил только в 2001-м году. Ее сделали близкой к американскому аналогу, позднее немного расширив. Нынешние правила сертификации определяют шесть категорий детей, в зависимости от характера содержащейся в фильме информации. Две из них — «Фильм для зрителей, достигших возраста 18 лет» и «Фильм запрещен для детей», имеют отличия специфического законодательного характера (связанного с ограничением рекламы в СМИ), но, формально, равны по требованиям к возрасту зрителя. Таким образом, возрастных страт, согласно новому закону — пять, что равно количеству категорий в MPAA. Попытаемся, для начала, сопоставить американские рейтинги с российскими, чтобы затем сравнить — как различаются подходы к иностранным картинам наших чиновников?
РейтингG (MPAA) — Фильм демонстрируется без ограничений Соответствует нашей возрастной категории «фильм для детей, не достигших возраста 6 лет». (Само Министерство культуры формулирует это ограничение как «0+» для любой зрительской аудитории», что можно увидеть в Государственном регистре фильмов, а также на киноафишах. Об этом и прочих нарушениях использования знаков информационной продукции я писал ранее)
РейтингPG (MPAA) — Детям рекомендуется смотреть фильм с родителями Соответствует нашей категории «Фильм для детей, достигших возраста 6 лет.». Описание допустимого в содержании картин в обоих случаях — американских и наших правилах, практически совпадает.
Рейтинг PG-13 (MPAA) — Детям до 13 лет просмотр не желателен Соответствует нашей категории «Фильм для детей, достигших возраста 12 лет.»
Рейтинг NC-17 (MPAA) Формально соответствует классификации «Фильм для зрителей, достигших возраста 18 лет.». Только в США таких картин выходят единицы, так как существуют серьезные ограничения в их распространении и рекламе. В прошлом году в американском прокате было всего 2 картины с таким рейтингом. Одна из них, — английский «Стыд», с обилием сексуальных сцен, получивший в России возрастное ограничение «18+». Другая лента — «Киллер Джо» выйдет у нас 7 февраля. (данных о его возрастной категории в регистре пока нет, зато на Кинопоиске уже стоит непонятно откуда взявшиеся 16+ и неправильные R – как пример неверной информации, часто сопровождающей возрастные рейтинги в России ). Столь малое число фильмов с рейтингом NC-17 свидетельствует о том, что в США в данном случае правила либеральней по сравнению с российскими, где аналогичной маркировкой в прошлом году были отмечены 39 фильмов.
Распределение по возрастным категориям фильмов с рейтингом MPAA в российском прокате в 2012 году
После сопоставления данных о возрастных ограничениях фильмов в России проката 2012 года, также имеющих рейтинг MPAA, были составлены сравнительные таблицы за каждый месяц, а также итоговая. В российский прокат в прошлом году таких картин вышло 195 (имеющих американский рейтинг). Если принять принцип соответствия российских и американских возрастных категорий, описанный выше, то 135 фильмов (около 70%) совпадают в системе одинакового подхода наших и иностранных экспертов. 47 картин (24%) были маркированы у нас более высокими возрастными категориями, нежели за океаном. И лишь у 13 фильмов (6,5%) в России было возрастное ограничение ниже, чем в США. Отсюда следует вывод: к определению возрастных ограничений у нас относятся строже, чем в Америке. Так, например, 39 из 58 фильмов с рейтингом PG-13, получили в Минкульте возрастную категорию «Фильм для зрителей, достигших 16 лет». Подход к определению аналогичных показателей в отношении фильмов с рейтингом R, привел к куда более интересным выводам. Дело в том, что фильмы с этой маркировкой у нас можно отнести при желании как к «16+», так и к «18+». В 2012-м году таких картин в нашем прокате было 108, или 55% от общего числа (в США их доля чуть меньше (50%). 38 лент из этого числа (35%) были маркированы у нас как фильмы для совершеннолетних. Вообще, действие по отнесению картины к самому высокому возрастному ограничению не должно зависеть от времени года и прочих неочевидных причин. Однако, на практике все выходит иначе.
В общем, логично предположить, что если наша система более жесткая чем в США, то все отклонения в противоположную сторону, как минимум, подозрительны. Если отставить в сторону мультфильмы и прочие фильмы для детей, то очевидных «нарушителей» остается три. Одна картина из них попала сюда, скорее, по ошибке или недосмотру) Ей стал «Артист», получивший «Оскара» в прошлом сезоне. Наверное, чиновникам было скучно смотреть черно-белое кино, раз фильму с рейтингом PG-13 у нас поставили «без ограничения возраста». На иностранных сайтах, в соответствующих разделах отмечалось, что в картине присутствовали сцены алкоголизма, упадка личности и суицидальной наклонности.
Оставшиеся две картины — «Хоббит» и «Москва 2017», о которых уже много мною было написано в связи со странностями определения возрастной категории. Их, можно сказать, исключительное положение очередной раз свидетельствует о том, что здесь все нечисто.
Резюмируя можно сказать, что в данном вопросе в США более трепетно относятся к совсем маленьким детям. При этом, большая роль за океаном уделяется семье, что закреплено даже в формулировках рейтингов. В России, при повышении возраста зрителя, начиная с 12 лет и вплоть до 18-ти, возрастные ограничения строже, чем в США. Однако, у нас и закон на местах выполняется не строго, вследствие чего юный зритель может попасть на формально запретное для него кино. Если же прибавить сюда столь откровенно странные решения по «Хоббиту» и «Москве 2017», то станет ясно, что закон можно цинично обойти вполне в его же рамках, наплевав на очевидность передергивания. Словом, чем выше коммерческий потенциал фильма, тем больше шансов, что его возрастная категория будет ниже, чем рейтинг в США и остальном мире.
Россия выбрала для себя более строгую и прописанную политику в отношении возрастных ограничений. В ее реализации вполне можно воспользоваться западным опытом. В США, прежде чем пойти в кино, родители, как правило, обязательно знакомятся с информацией о картине и сценах, которые там присутствуют. У нас же лишь один киносайт содержит информацию о возрастных ограничениях, да и тот, иногда ошибается. В России родители же ведут в кино своих детей, зачастую уже на месте выбирая фильм для семейного просмотра. И здесь их ждут ловушки, одна из которых — банальное отсутствие информации в фойе кинотеатра, либо неправильные данные. И даже обезопасив себя ознакомлением с точной информацией есть шанс нарваться на злоупотребления чиновников, одобривших более низкие возрастные категории, нежели имевшиеся у фильма на родине. Поэтому, пока в России присутствует коррупционная составляющая как неизбывный элемент системы, созидательные действия на любом поприще, включая даже такой частный случай как вышеупомянутое сертифицирование, будут бесполезны.
P.S. Во время подготовки статьи использовался сайт «Кинопоиска», который оказался неточен в части информации по возрастным ограничениям. Например, там отсутствовала категория «ло 14 лет» у фильмов 2012 года, несмотря на то, что она просуществовала до августа месяца того года. После обнаружения этого, я не стал менять данные и графики, ввиду утомленностью темой и отсутствия амбиций по 100% точности. Тем более, погрешность от 5 до 10 процентов не сильно отразилась бы на выводах и общей картине (но тем, кто захочет пользоваться этими цифрами далее, стоит иметь это в виду). Однако, сверка данных 4-х месяцев с Государственным регистром фильмов позволила обнаружить другие интересные моменты. В каждом месяце находился, по крайней мере, один фильм, который шел в кинотеатрах без получения прокатного удостоверения (соответственно, его возрастное ограничение придумывал прокатчик, а не чиновники, что влияло на статистику). Забавно, потому что согласно действующему порядку подобная ситуация невозможна в принципе.
Также, в каждом месяце обнаруживалась, как минимум, одна картина, которая получала возрастную категорию от Минкульта ниже, чем это было указано в рекламных материалах. Например, фильмы «ЗЛО», «Такие разные близнецы» имели в трейлерах (некоторые показывались и на ТВ) и кинотеатрах ограничения выше, чем это было в прокатных удостоверениях. Объяснений этому феномену два (по сути, ситуация с «Хоббитом» — аналогичная): либо прокатчики прав неправильно классифицировали свои фильмы (а Минкульт это потом поправил), либо чиновников удалось уговорить на понижение возрастной категории за мзду. По действующему закону, напомню, первый вариант невозможен, потому что возрастную категорию ставит хозяин прав, а Минкульт лишь соглашается с ней, или не соглашается.
А насчет вывода, что новая команда метет по-новому, достаточно было и одного эпизода. В августе месяце анимационному «Паранорману» было выдано прокатное удостоверение с возрастной категорией «Для любой зрительской аудитории». Этой же ленте, для выпуска на видео, спустя три месяца было выдано другое прокатное удостоверение, только уже с категорией «Для детей старше шести лет». Так что же изменилось за это время?
Шолохов по паспорту: как работает возрастная маркировка фильмов и книг
Идея защитить детей от пагубной информации была впервые закреплена Конвенцией ООН о правах ребенка 1989 года. С тех пор идея получила развитие в запрете жестоких и порнографических материалов, в ограничении времени трансляции потенциально вредных программ, в онлайн-безопасности и правилах публикации рекламы.
Как закон определяет детский контент?
По отношению к детям весь контент делится на полностью запрещенный и информацию с ограниченным доступом.
Допустимый для детей контент в любом случае должен быть оправдан жанром или сюжетом. Сцены жестокости не должны быть натуралистическими или оскорбительными и не должны побуждать повторить их в реальной жизни. К жертвам насилия нужно выразить сочувствие.
За последние годы выдвигалось несколько предложений, корректирующих существующие правила. Например, законодательная инициатива 2015 года предлагает обязательно маркировать только запрещенный для детей контент («18+»), а другие категории отмечать добровольно. Законопроектом 2019 года дополнительно вводятся рекомендации «для семейного просмотра», «для дошкольников», «не рекомендовано для детей». Ни один из этих проектов по состоянию на октябрь 2021 года не принят.
Кто должен использовать маркировку?
Потенциально опасные для детей материалы маркируются соответствующим знаком перед распространением.
Например, пост в Instagram не маркируется, а анонс концерта ― обязательно. Но если пост в социальной сети содержит рекламу шоу, он должен быть обозначен в соответствии с возрастной категорией.
Маркировка ― забота того, кто заинтересован в обороте контента, поэтому они сами должны выбирать подходящую маркировку и располагать ее согласно требованиям. За исполнением этих правил следит Роскомнадзор.
Рейтинг фильмов в кинопрокате определяется прокатной компанией и утверждается Минкультом.
Кто несет ответственность
За нарушение закона предусмотрено административное наказание. Суммы штрафов составляют от ₽2 тыс. для физических лиц до ₽500 тыс. для предприятий.
В апреле 2021 года российским онлайн-кинотеатрам назначили по ₽100 тыс. штрафа за отсутствие маркировок сцен курения. Disney за короткометражку «Out» с главным персонажем-геем отделался предупреждением.
Что на практике: казусы в правоприменении
Предполагается, что возрастная маркировка поможет уберечь детскую психику от травмирующих сцен. Отчасти так и есть, но иногда возникают неоднозначные, даже абсурдные ситуации.
Например, издатели получают письма с просьбами «обосновать ценность текста Льва Толстого» и разъяснения о том, что для признания культурной ценности книги ее «автор должен быть мертвым и у него должны быть награды».
«Тихий Дон» Шолохова продается с маркировкой «18+». Сборники стихов Есенина, Маяковского или Бродского можно купить только с паспортом. При этом историческая энциклопедия сексуальной жизни «Камасутра» формально не подпадает под требования о маркировке. Все эти книжные казусы возникают из-за отсутствия конкретного определения, что такое культурная ценность.
При этом многое из формально запрещенного можно без особых трудностей найти в сети. Получается, что закон убирает детей из кинотеатров и забирает у них бумажные книги, отправляя искать недозволенное в интернете. В сети тоже есть запреты: например, в июле 2021 года Санкт-Петербургский суд признал запрещенными ссылки на мультсериалы «Happy Tree Friends», «Космос: Территория смерти», «Ад Данте: Анимированный эпос» из-за их жестокости. Но это скорее исключение, чем правило.
Еще одна проблема ― в несовершенстве шкалы рейтингов. Закон не видит разницы между детьми 6–10 лет и подростками 12–15 лет, зато между 16- и 18-летним возрастом проведена жирная черта, которая все равно не избавляет от неразберихи. Присваивая картинам рейтинг «16+», прокатчики теряют время и деньги, потому что Минкульт зачастую все равно меняет его на «18+».
Как за рубежом
Прогрессивная Европа
В Великобритании полномочия контроля за оборотом контента разделены между множеством ведомств: комитетом по классификации фильмов, комиссией по жалобам на прессу, службой по стандартам в рекламе, ассоциацией классификации интернет-контента и другими органами. Эта система значительно отличается от российской, в которой все контрольные функции сосредоточены в Роскомнадзоре.
В Нидерландах действует автоматизированная система классификации аудиовизуального контента. Маркировщику фильма, например, нужно ответить «да» или «нет» на 67 типовых вопросов о наличии опасной информации. Получив ответы, программа самостоятельно присваивает киноленте возрастной рейтинг.
Жесткий Китай
Либеральные Штаты
Определение рейтинга фильма перед выпуском в прокат в США ― дело добровольное. Американская система предусматривает пять категорий фильмов: