рейтинг учащегося объекты рейтинговой системы контроля
СИСТЕМА РЕЙТИНГ-КОНТРОЛЯ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) — это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.
Принципы рейтинговой технологии (по Л.Г. Устиновой)
Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач работы, способов их достижения).
Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).
Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, учении, труде).
Принцип объективности рейтинговой технологии обучения (независимость результатов от личности преподавателя).
Объекты рейтинговой системы контроля:
– совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;
– социальная активность учащегося.
Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.
Задачи рейтинга:
– построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;
– повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности
– построение индивидуальных образовательных программ;
– целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.
Функции рейтинговой технологии:
— креативная (формирование творческого потенциала учащихся);
— рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);
— стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);
— диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);
— коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся) [3].
Условия организации рейтинговой системы оценивания:
– модульная организация учебного процесса,
– постоянное отслеживание уровня знаний,
– многобалльное оценивание обученности учащихся.
Статья: Рейтинговая система оценивания знаний обучающихся в современном образовательном пространстве.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Статья: Рейтинговая система оценивания знаний обучающихся в современном образовательном пространстве.
1.1. Рейтинговый контроль успеваемости обучающихся.
Сегодня, когда система школьного образования претерпевает серьезные изменения, ведущей целью обучения должна стать ориентация на усвоение учащимися опыта творческой деятельности. При таком подходе к обучению изменяется его содержание. На первый план выходят методы, приемы, требующие активной мыслительной деятельности школьников, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск (собственно, обучение этим умениям и есть обучение творчеству). Решить эти задачи можно используя личностно – ориентированный подход обучения и воспитания учащихся. В настоящее время необходимо совершенствовать требования – выделять базовый (обязательный) и повышенный уровень подготовки учащихся, которые лежат в основе дифференцированного обучения. Ученик в зависимости от своих возможностей и прилежания, может достигнуть базового или повышенного уровня. Такой подход позволяет реализовать идеи демократизации и гуманизации обучения на этапе проверки и оценки достижений школьника при помощи индивидуального числового показателя – рейтинга.
Р ейтинг – это некоторая числовая величина, выраженная, как правило, по многобалльной шкале (например, 20-балльной или 100-балльной) и интегрально характеризующая успеваемость и знания учащихся по одному или нескольким предметам в течение определенного периода обучения (урок, четверть, полугодие, год).
Рейтинг учащегося – это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости («весового» коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.
Объекты рейтинговой системы контроля:
— совокупность знаний, умений, владений и компетенций по всем дисциплинам учебного плана;
Цель рейтинговой системы в образовательном процессе состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями. Поэтому в основе рейтинговой системы контроля лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих учащихся.
Конечная цель рейтинговой технологии — становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью.
Рейтинговая система оценки знаний позволяет решить следующие задачи:
определить уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса;
получить объективную динамику усвоения знаний не только в течение учебного года, но и за все время обучения;
дифференцировать значимости оценок, полученных учащимися за выполнение различных видов работы (самостоятельная работа, текущий, итоговый контроль, тренинг, домашняя, творческая и т. п.);
отразить текущей и итоговой оценкой количество вложенного учеником труда;
повысить объективность оценки знаний.
Отметим функции рейтинговой технологии:
— креативная (формирование творческого потенциала учащихся);
— рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);
— стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);
— диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);
— коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся).
Для организации рейтинговой системы оценивания должны быть соблюдены следующие условия:
— модульная организация учебного процесса,
— постоянное отслеживание уровня знаний,
— многобалльное оценивание обученности учащихся.
Рейтинг подразделяется на различные виды:
(по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):
-академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),
-олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),
-лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся),
— званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).
Введение рейтинговой системы в образовательную организацию предполагает разработку методики рейтингового контроля знаний, ознакомление учителей, учащихся и их родителей с особенностями рейтинговой системы, подготовку учебно-методической документации контрольного характера, выбор форм контроля (вопросы, задания, тесты и т. п.).
Этапы проектирования рейтинговой системы контроля по дисциплине:
1. Формулировка целей обучения по учебному предмету.
2. Отбор и подготовка учебного материала.
3.Определение содержания контроля, то есть выделение основополагающей части учебного материла.
4. Разработка структуры системы контроля.
5. Назначение средств измерения.
Для обеспечения непрерывного контроля над работой учащихся и объективной оценки качества усвоения материала учитель должен провести следующую работу:
— разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули;
— определить уровень усвоения материала каждым обучаемым после окончания изучения каждого модуля с выставлением рейтинговой оценки по модулю;
— в конце периода обучения выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули.
В качестве модулей, составляющих рейтинговую оценку за работу, могут рассматриваться:
— отдельная тема или раздел (курс);
— письменные контрольные и самостоятельные работы;
— индивидуальная самостоятельная работа по выбору учащегося (доклады, рефераты, участие в школьных научных конференциях, олимпиадах, творческая работа и т.п.).
Каждый вид работы должен оцениваться соответствующим количеством баллов. Оценка работы учащегося за определенный период обучения (урок, четверть, полугодие, год) осуществляется в соответствии с разработанной системой оценок по каждому модулю. Обязательные виды работ (например, изучение теоретического материала, выполнение практических работ, решение задач и т. п.) должны оцениваться большим количеством баллов, чем необязательные (написание рефератов, докладов, участие в конференциях и олимпиадах и т. п.). Дополнительные виды работ позволяют накопить дополнительные баллы и повысить рейтинг учащегося.
Важным моментом осуществления рейтинговой системы обучения является проведение систематического контроля уровня знаний и умений учащихся. Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется, как правило, на основании письменных работ, включающих вопросы, задания, тесты и представляющих собой логически завершенную часть учебного материала. Обычно контроль считается пройденным, если учащийся получает не менее 50% от максимального балла.
Обработка результата рейтинговой системы оценивания обеспечивает количественный, так и качественный показатели индивидуальной учебной деятельности ученика, позволяет присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому учащемуся по любой учебной дисциплине, любому виду занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.
Внедрение рейтинговой системы оценки качества обучения связано с дополнительными трудностями. Для успешного использования рейтинга от учителя требуется разработать шкалу, определяющую количество баллов за тот или иной вид деятельности во время учебных занятий и вне школы, связанный с соответствующей учебной дисциплиной. В связи с тем, что разные виды учебной деятельности не равнозначны по прилагаемым усилиям и степени проявления обученности, вводят коэффициент удельного веса или значимости определенной деятельности.
При разработке оценочной шкалы можно применять следующие виды рейтинга:
— дисциплинарный – включает текущий, промежуточный, итоговый контроль;
— текущий – включает оценку работы ученика на уроках;
Например, ученики, набравшие 86 – 100% от максимальной суммы баллов за год могут быть освобождены от итоговой рейтинговой работы и экзамена по предмету. Учащиеся, зная об этом, будут больше прилагать усилий, стараться, таким образом, будет повышаться мотивация учащихся к усвоению знаний, умений и навыков, повышаться качество знаний. Сравнивая системы оценивания учащихся традиционную и рейтинговую, можно придти к выводу, что рейтинговая система предпочтительнее. При традиционной, количественной оценочной шкале, ученик отвечает и работает не систематически (за некоторым исключением). Рейтинговая система оценивания знаний учащихся заставляет ученика заниматься предметом систематически, внимательно слушать на уроке, заниматься самостоятельно, использовать дополнительную литературу, что позволяет развивать интерес к изучаемому предмету и психологически перевести учащихся с роли пассивных «зрителей» в роль активных участников педагогического процесса.
Подытожим и приведем преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологией контроля):
— стимулирование систематической самостоятельной работы;
— снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
— повышение роли состязательности в учебе;
— четкая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
— количественная характеристика качества учебной работы;
— фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
— учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
— повышение учебной мотивации.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:
— в росте социальной активности учащихся;
— признании равноценности различных образовательных траекторий;
— ориентации на успех;
— повышении адекватности самооценки;
— укреплении командного духа;
— осознанности жизненного выбора.
1.2. Основные понятия рейтинговой системы оценивания
Кумулятивный (эталонный) балльный показатель – обобщенный показатель качества обучения, характеризуемый максимально возможной суммой баллов, которую может накопить учащийся в результате изучения всех дисциплин учебного плана. Разрабатывается на базе эталонных показателей по всем изучаемым дисциплинам. При сравнении его с нормативным (эталонным) показателем характеризует степень полноты освоения содержания образования.
Рейтинг-шкала — унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин.
Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого.
Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.
Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.
Критерии дифференциации учебных предметов (с целью определения повышающих коэффициентов):
1. степень успеваемости учебной информации (субъективное деление на «сложные» и «простые» предметы);
2. дисциплины по их значимости в предстоящей учебной и профессиональной деятельности выпускников.
Рейтинговая система контроля по дисциплине формируется из системы последовательных блоков, так называемых контрольно-оценочных циклов.
Каждый блок организуется для контроля «порции» учебного материала или «порции» знаний и умений, включает в себя акты контроля, проверки, качественной и количественной оценки.
Педагог для контроля «порции» содержания обучения выполняет следующие процедуры:
• обеспечивает собственно контроль различными методами (тестирование, устный опрос, письменная работа и т. д.);
• проверяет выполнение работы, анализирует их и измеряет по заранее установленным критериям фактический результат;
• оценивает, то есть сравнивает полученный результат с эталоном (показателями) и определяет меру соответствия результата эталону;
В течение полугодия идет непрерывное повышение кумулятивного показателя учащегося и изменение его рейтинга. Именно рейтинг и является критерием для организации самокоррекции учения.
В конце изучения дисциплины формируется кумулятивный балльный показатель учащегося по дисциплине и его итоговый рейтинг, определяемый в процентах к максимально возможной оценке. Тем самым педагог приводит кумулятивный показатель к унифицированной шкале.
Рейтинг дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов: освоение знаний, умений и навыков по предмету, формирование компетенций и даже становления личностных характеристик.
Рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, началу самостоятельной научно – исследовательской работы.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет создать максимально комфортную среду обучения и воспитания, позволяет перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность. Позволяет в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной, позволяет преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности. Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия.
Ефремов О.Ю. Педагогика: Модульно-рейтинговая технология обучения.- СПб: Питер.-2010 г.-с. 309-311
Коротаева, Е.В./Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. Директор школы. 2003. №2
Коротаева, Е.В. /Активизация познавательной деятельности учащихся (вопросы теории и практики). Екатеринбург, 1995
Коротаева, Е.В./Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации. Директор школы. 2002. №2.
Науменко Ю. Рейтинг учебных достижений против школьного стресса.
Науменко Ю. Педагогическая техника.- 2006.-№1.-С. 76-86.
РЕЙТИНГ УЧАЩЕГОСЯ.
Основной принцип рейтинга – ранжирование.
Принципы рейтинговой технологии (по Л.Г. Устиновой)
Ориентационный принцип (чёткое определение для учащихся целей и задач работы, способов их достижения).
Принцип комплексного подхода (единство учебной, научной и воспитательной работы).
Принцип мотивации (формирование у учащихся потребностей в познании, в достижении цели, учении, труде).
Принцип объективности рейтинговой технологии обучения (независимость результатов от личности преподавателя).
Объекты рейтинговой системы контроля:
– совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;
– социальная активность учащегося.
Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, то есть достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.
Задачи рейтинга:
– построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;
– повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности
– построение индивидуальных образовательных программ;
– целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.
Функции рейтинговой технологии:
— креативная (формирование творческого потенциала учащихся);
— рефлексия (самооценка учебных и личностных достижений);
— стимулирующая (создание условий для развития активности и самостоятельности);
— диагностическая (получение информации об особенностях учебного процесса);
— коррекция (корректировка влияний нововведений на развитие личности учащихся) [3].
Условия организации рейтинговой системы оценивания:
– модульная организация учебного процесса,
– постоянное отслеживание уровня знаний,
– многобалльное оценивание обученности учащихся.
Виды рейтинга
(по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):
– академическая успеваемость (отражает уровень учебных достижений),
– олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях),
– лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся),
– званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами) [6].
Преимущества рейтинговой системы оценивания
(по сравнению с традиционной технологией контроля):
– стимулирование систематической самостоятельной работы;
– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;
– повышение роли состязательности в учебе;
– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;
– количественная характеристика качества учебной работы;
– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;
– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;
– повышение учебной мотивации.
Эффект от внедрения рейтинговой технологии выражается:
– в росте социальной активности учащихся;
– в признании равноценности различных образовательных траекторий;
– в ориентации на успех;
– в повышении адекватности самооценки;
– в укреплении командного духа;
– в осознанности жизненного выбора.
Управление качеством подготовки учащихся
с помощью рейтинга
1. Сравнительный анализ рейтинг-листов и эталонной рейтинг-шкалы.
– о количестве учащихся, достигших максимального предела эталонной шкалы;
– о количестве учащихся, освоивших 75% содержания образования;
– о количестве учащихся, освоивших менее 50% содержания образования.
2. Сравнение результатов с рейтинг-листами учащихся предыдущих лет обучения.
3. Характеристика (на основе сравнения и анализа):
– уровня обучаемости учащихся;
– уровня образовательной системы в учебном заведении ;
– качества учебного процесса;
4. Решения коррекции учебного процесса, технологии рейтинга.
Этапы проектирования рейтинговой системы
контроля по дисциплине:
1. Формулировка целей обучения по учебному предмету (внутренних и внешних, диктуемых теми дисциплинами, которые опираются на данную).
2. Отбор и подготовка учебного материала.
3. Определение содержания контроля, то есть выделение основополагающей части учебного материла.
4. Разработка структуры системы контроля.
5. Назначение средств измерения (распределение заданий-измерителей по учебным темам программы курса).
Рейтинг-шкала – унифицированная шкала рейтинговой оценки, принципы формирования которой являются общими для всех дисциплин. Полученный учащимся рейтинговый показатель в процентах от максимально возможной величины баллов по дисциплине вносится в интегральную рейтинг-шкалу обучаемого.
Шкала содержит информацию о ее предельных значениях (максимальном и минимальном), о диапазонах рейтингового показателя, отражающих удовлетворительный, хороший, отличный и неудовлетворительный результаты учения и соответствующих привычным пятибалльным оценкам, а также его минимальных пределах, при которых учащийся допускается к экзамену, зачету и т. д.
Повышающие коэффициенты дисциплин. Так как дисциплины учебного плана неравноценны по значимости использования, существует система определения «весовых» значений дисциплин. В дальнейшем «весовой» показатель дисциплины позволяет устанавливать ее балльный показатель в соответствии с ее значимостью по эталонной шкале качества. Сумма рейтинговых баллов должна определяться с применением соответствующих «весовых» коэффициентов для наиболее важных дисциплин.
Рейтинг учащегося объекты рейтинговой системы контроля
Факультет Истории и права, 2 курс
Материал студенческого проекта.
Система оценки качества знаний учащихся является одной из важнейших составляющих образовательного процесса. Традиционная система (пятибалльная система оценивания знаний учащихся), имеет ряд недостатков. Прежде всего, она усредняет всех: и учащегося, овладевшего помимо предметных более глубокими знаниями по предмету, и не овладевшего ими; учащегося, умеющего работать самостоятельно и сдающего контрольные материалы досрочно и на высоком уровне и учащегося, выполняющего норматив под руководством учителя. Рейтинговая система контроля знаний учащихся помогает устранить перечисленные недостатки.
Рейтинговая система оценивания – это оценивание знаний учащихся по количеству набранных баллов, которая присваивает персональный рейтинг каждому учащемуся по любой учебной дисциплине и внеурочной деятельности.
Эффективность рейтинговой системы в том, что она:
— учитывает успеваемость учащихся по контрольным мероприятиям, активизируя самостоятельность его работы;
— использует балльную шкалу оценок, что позволяет более точно оценить знания обещающегося;
— мотивирует учащихся на более качественную самостоятельную работу (поиск дополнительного материала к уроком, участие в олимпиадах, во внеурочной и научно-исследовательской работе);
— развивает интереc к изучаемому предмету;
— психологически переводит учеников из разряда паccивных зрителей и cлушателей в разряд активных учаcтников образовательного процеcса.
Рейтинг складывается из нескольких показателей. Приведём примеры компонентов рейтинговой оценки.
1. Текущий контроль успеваемости.
Здесь проверяется уровень усвоения учебного материала разными способами:
— устные ответы обучающегося;
— домашние работы обучающегося;
— контрольные работы;
— самостоятельные работы;
— рефераты, доклады и т.д.
Качество самостоятельных работ, устные ответы учащегося оцениваются по пятнадцатибалльной шкале (15 баллов). Минимальный балл – 1 балл, максимальный балл – 15 баллов.
Если ученик изложил материал не полностью, при ответах есть ошибки, не умеет делать вывод из изученного материала и он не знает как применить теорию в практике, то преподаватель ставит обещающемуся 1- 4 балла.
Если ученик допустил ошибку, но самостоятельно ее справил или минимально ему помог учитель, не мог сразу выделить признаки или сделать вывод, может применить знания на практике, но нуждается в подсказках, не может выполнить более сложные задания, то учитель ставит ему 5- 7 баллов.
Если ученик изложил полностью минимальный объем, может привести примеры, допускает незначительные ошибки, когда делает вывод, без помощи может сделать практическое задание, то педагог ставит обещающемуся 8- 12 баллов.
Если ученик знает больше полного минимально объема знаний по конкретной теме, может привести примеры по изложенному материалу, без подсказок может выполнить практическое и творческое задание, без подсказок сделать вывод, то преподаватель ставит этому ученику наибольшее количество баллов – 13- 15 [1].
2. Качество выполнения стандартных домашних работ оценивается по двенадцати балльной шкале (12 баллов). За выполнение домашней работы оценка выставляется только после проведения проверочной работы. Содержание проверочной работы должно полностью совпадать с домашней работой или по отдельным вопросам из самого домашнего задания. Вывод о качестве выполненного домашнего задания можно сделать в результате проверки.
Если ученик при выполнении домашней работы допускает ошибки, может исправить их только с подсказкой преподавателя, не может объяснить как он сделал конкретное упражнение, то преподаватель за выполненную работу ставит ученику 1- 3 балла.
Если ученик при выполнении домашней работы допускает незначительные ошибки, может не полностью объяснить как он сделал упражнения и сам, без какой – либо помощи, исправить ошибки, допущенные в домашней работе, то педагог ставит 4- 6 баллов.
Если ученик при выполнении домашней работы не допускает ошибок, затрудняется выполнить конкретное упражнение, но с незначительной подсказкой делает это упражнение, то учитель ставит ему 7- 9 баллов.
Если обучающийся при выполнении домашней работы не допускает ошибок, и опираясь на эту работу может сделать более сложное задание, то преподаватель ставит ученику 10- 12 баллов.
3. Самостоятельные и контрольные (практические) письменные работы бывают стандартными и повышенного уровня сложности. Стандартные работы оцениваются по двенадцати балльной шкале (12 баллов), а работы повышенного уровня сложности оцениваются по пятнадцати балльной шкале (15 баллов). Каждый обучающийся может сам выбирать письменную работу любого уровня сложности, если учебный план не предусматривает выполнение всем классом стандартной работы. Также, по согласованию с учителем, можно взять индивидуальную дополнительную самостоятельную работу. Индивидуальная дополнительная работа учащегося оценивается в соответствии с критериями и показателями, которые специально разработаны для оценки контрольных и самостоятельных практических работ. В последнюю неделю четверти самостоятельная практическая работа выполняться не может.
4. Итоговый контроль успеваемости. Здесь проверяется степень усвоения учащихся определенных разделов учебной дисциплины за полугодие или за год, а так¬ же аттестация проводится в виде экзаменов.
Когда проводится промежуточная аттестация, тогда учитываются все набранные баллы по предмету, которые были набраны в течении этого промежутка времени. Итоговая годовая оценка определяется как средняя арифметическая баллов промежуточной аттестации с округлением до целого числа.
5. Поощрительные и штрафные баллы. С целью стимулирования развития индивидуальных творческих способностей вводится система поощрительных баллов. Обучающийся имеет право на поощрительные баллы. За подготовку доклада или реферата учащийся получает 1 балл. Если ученик занял призовое место в каком – либо конкурсе, олимпиаде, спортивных соревнованиях, то он получает 2 балла за 2 или 3 место, а за 1 место, учащийся получает 3 балла.
Поощрительные баллы прибавляются к итоговому баллу. Если в результате сложения полученных в ходе образовательного процесса и поощрительных баллов итоговый балл превышает 15, обучающемуся выставляется ровно 15 баллов. При этом остаток баллов не переносится на следующую аттестацию.
Также действует система штрафных баллов. Если учащийся не пришел на урок, либо забыл учебник и т.п. у него отнимается 1-2 балла.
Если учащийся задержал сдачу домашней работы на 3 дня, то она будет оценена на 2 балла ниже. А если ученик задержал сдачу домашней работы дольше, чем на 3 дня по неуважительной, на взгляд учителя, причине, то педагог не будет ее оценивать. Аналогично педагог действует и в случаях с самостоятельной работой, которую выбрал сам обучающийся [3].
В рейтинговой системе ученикам нравятся соревнования. Учащийся, когда знает свое место среди класса, хочет подняться выше по рейтингу и стать лидером, но так же не хочет опускаться вниз. Когда используется рейтинг, то маловероятно, что учащийся получит незаслуженную оценку по конкретной теме, так как оценка учитывает работу за полугодие и за год.
Рейтинговая система в процессе обучения создает условия конкурирования между учениками, они начинают бороться за звание лучшего в классе, следовательно, у учеников появляется интерес к знаниям, т.к. чтобы быть самым умным в классе надо много знать [2].
Главное достоинство рейтинговой системы для учителя в том, что у учащихся повышается интерес к учебе, активизируется познавательная деятельность, уменьшается число пропусков, улучшается дисциплина, учащиеся ощущают ответственность за результаты обучения, что имеет большое воспитательное значение. Также итоговый рейтинг ученика может быть критерием для определения уровня эффективности педагогической деятельности.